Авторские отступления и образ автора в романе «Евгений Онегин» Пушкина А.С.

logo.png В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

icnHouse.png   Анализ   /   Пушкин А.С.   /   Евгений Онегин

Смотрите также по произведению «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» насчитывается множество авторских отступлений. Именно благодаря им действие романа выходит за рамки частной жизни героя и расширяется до масштабов общероссийских. В. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», поскольку авторские отступления раскрывают противоречия, тенденции и закономерности эпохи, на первый взгляд, не имеющие прямого отношения к сюжетной канве романа, но ярко демонстрирующие отношение к ним Пушкина. Однако, образ автора не исчерпывается только лирическими отступлениями (авторские комментарии и замечания рассеяны по всему тексту романа). По ходу романа автор, как и его герои, претерпевает эволюцию. Так, исследователи, изучая стиль поэта, отмечают разницу между главами, написанными до и после 1825 г. Автор не ассоциирует себя с Онегиным, подчеркивая различия в их отношении к жизни, природе, театру, вину, женщинам и т. д. Пушкин идет в своем развитии дальше, чем Ленский, становясь поэтом действительности и подчеркивая, что поэтическое и восторженное отношение к жизни — разные вещи. Сам поэт полагал, что он ближе всех Татьяне. В последних главах Пушкин — человек последекабрьской эпохи, он сформировался как поэт и личность. Таким образом, в романе Пушкин выступает как бы в двух ипостасях — автора и рассказчика, причем очевидно, что образ первого значительно шире, чем образ второго.Принято выделять следующие группы авторских отступлений в романе:1)Отступления автобиографического характера:В те дни, когда в садах ЛицеяЯ безмятежно расцветал,Читал охотно Апулея,А Цицерона не читал,В те дни, в таинственных долинах,Весной, при криках лебединых,Близ вод, сиявших в тишине,Являться муза стала мне.Моя студенческая кельяВдруг озарилась: муза в нейОткрыла пир младых затей,Воспела детские веселья,И славу нашей старины,И сердца трепетные сны.И свет ее с улыбкой встретил;Успех нас первый окрылил;Старик Державин нас заметилИ, в гроб сходя, благословил.(Гл. XVIII, строфы I-II)2)Отступления философского характера (о течении жизни, о природе, о преемственности поколений, о собственном бессмертии):Увы! На жизненных браздахМгновенной жатвой поколенья,По тайной воле провиденья,Восходят, зреют и падут;Другие им вослед идут…Так наше ветреное племяРастет, волнуется, кипитИ к гробу прадедов теснит.Придет, придет и наше время,И наши внуки в добрый часИз мира вытеснят и нас!(Гл. II, строфа XXXVIII)Как грустно мне твое явленье,Весна, весна, пора любви!Какое томное волненьеВ моей душе, в моей крови!С каким тяжелым умиленьемЯ наслаждаюсь дуновеньемВ лицо мне веющей весныНа лоне сельской тишины!Или мне чуждо наслажденье,И все, что радует, живит,Все, что ликует и блестит,Наводит скуку и томленьеНа душу мертвую давноИ все ей кажется темно?Или, не радуясь возвратуПогибших осенью листов,Мы помним горькую утрату,Внимая новый шум лесов;Или с природой оживленнойСближаем думою смущенноМы увяданье наших лет,Которым возрожденья нет?Быть может, в мысли нам приходитСредь поэтического снаИная, старая веснаИ в трепет сердце нам приводитМечтой о дальней стороне,О чудной ночи, о луне…(Гл. VII, строфы II-III)Следует отметить, что далеко не все описания природы являются философскими авторскими отступлениями.3)Авторские отступления о русском языке:Я знаю: дам хотят заставитьЧитать по-русски. Право, страх!Могу ли их себе представитьС «Благонамеренным» в руках!Я шлюсь на вас, мои поэты;He правда ль, милые предметы,Которым, за свои грехи,Писали втайне вы стихи,Которым сердце посвящали,He все ли, русским языкомВладея слабо и с трудом,Его так мило искажали,И в их устах язык чужойHe обратился ли в родной?He дай мне Бог сойтись на балеИль при разъезде на крыльцеС семинаристом в желтой шалеИль с академиком в чепце!Как уст румяных без улыбкиБез грамматической ошибкиЯ русской речи не люблю.(Гл. III, строфы XXVII-XXVIII)4)Авторские отступления о литературе и культуре пушкинского времени, о литературных героях, о поэтических жанрах:Волшебный край! там в стары годы,Сатиры смелый властелин,Блистал Фонвизин, друг свободы,И предприимчивый Княжнин;Там Озеров невольны даниНародных слез, рукоплесканийС младой Семеновой делил;Там наш Катенин воскресилКорнеля гений величавый;Там вывел колкий ШаховскойСвоих комедий шумный рой,Там и Дидло венчался славой,Там, там, под сению кулисМладые дни мои неслись.(Гл. I, строфа XVIII)Свой слог на важный лад настроя,Бывало, пламенный творецЯвлял нам своего герояКак совершенства образец.Он одарял предмет любимый,Всегда неправедно гонимый,Душой чувствительной, умомИ привлекательным лицом.Питая жар чистейшей страсти,Всегда восторженный геройГотов был жертвовать собой,И при конце последней частиВсегда наказан был порок,Добру достойный был венок.А нынче все умы в тумане,Мораль на нас наводит сон,Порок любезен и в романе,И там уж торжествует он.Британской музы небылицыТревожат сон отроковицы,И стал теперь ее кумирИли задумчивый Вампир,Или Мельмот, бродяга мрачный,Иль Вечный жид, или Корсар,Или таинственный Сбогар.Лорд Байрон прихотью удачнойОбрек в унылый романтизмИ безнадежный эгоизм.…Унижусь до смиренной прозы;Тогда роман на старый ладЗаймет веселый мой закат.He муки страшные злодействаЯ грозно в нем изображу,Ho просто вам перескажуПреданья русского семейства,Любви пленительные сныДа нравы нашей старины.(Гл. III, строфы XI-XIII)5)Авторские отступления о любви и дружбе (часто носят ироничный характер):(Гл. II, строфа XIV)Чем меньше женщину мы любим,Тем легче нравимся мы ейИ тем ее вернее губимСредь обольстительных сетей.Разврат, бывало, хладнокровный,Наукой славился любовной,Сам о себе везде трубяИ наслаждаясь не любя.Ho эта важная забаваДостойна старых обезьянХваленых дедовских времян:Ловласов обветшала славаCo славой красных каблуковИ величавых париков.Кому не скучно лицемерить,Различно повторять одно,Стараться важно в том уверить,В чем все уверены давно,Все те же слышать возраженья,Уничтожать предрассужденья,Которых не было и нетУ девочки в тринадцать лет!Кого не утомят угрозы,Моленья, клятвы, мнимый страх,Записки на шести листах,Обманы, сплетни, кольцы, слезы,Надзоры теток, матерей,И дружба тяжкая мужей!(Гл. IV, строфы VII-VIII)Любви все возрасты покорны;Ho юным, девственным сердцамЕе порывы благотворны,Как бури вешние полям:В дожде страстей они свежеют,И обновляются, и зреют —И жизнь могущая даетИ пышный цвет, и сладкий плод,Ho в возраст поздний и бесплодныйНа повороте наших лет,Печален страсти мертвой след:Так бури осени холоднойВ болото обращают лугИ обнажают все вокруг.(Гл. VIII, строфа XXIX)6)Авторские отступления о современном обществе, нравах, вкусах, образовании, молодежи:(Гл. I, строфа V)(Гл. VIII, строфа X-XI)7)Авторские отступления о Москве:Москва… как много в этом звукеДля сердца русского слилось!Как много в нем отозвалось!Вот, окружен своей дубравой,Петровский замок. Мрачно онНедавнею гордится славой.Напрасно ждал НаполеонПоследним счастьем упоенныйМосквы коленопреклоненнойС ключами старого Кремля;Нет, не пошла Москва мояК нему с повинной головою.He праздник, не приемный дар,Она готовила пожарНетерпеливому герою.Отселе, в думу погружен,Глядел на грозный пламень он.8)Авторские отступления о романе:Я думал уж о форме планаИ как героя назову;Покамест моего романаЯ кончил первую главу;Пересмотрел все это строго;Противоречий очень много,Ho их исправить не хочу;Цензуре долг свой заплачуИ журналистам на съеденьеПлоды трудов моих отдам;Иди же к невским берегам,Новорожденное творенье,И заслужи мне славы дань:Кривые толки, шум и брань!(Гл. I, строфа LX)9)Авторские отступления о дорогах России и ее будущем:Когда благому просвещеньюОтдвинем более границ,Co временем (по расчисленьюФилософических таблицЛет чрез пятьсот) дороги, верно,У нас изменятся безмерно:Шоссе Россию здесь и тут,Соединив, пересекут.Мосты чугунные чрез водыШагнут широкою дугой,Раздвинем горы, под водойПророем дерзостные своды,И заведет крещеный мирНа каждой станции трактир.Теперь у нас дороги плохи,Мосты забытые гниют,На станциях клопы да блохиЗаснуть минуты не дают;Трактиров нет. В избе холоднойВысокопарный, но голодныйДля виду прейскурант виситИ тщетный дразнит аппетит,Меж тем как сельские циклопыПеред медлительным огнемРоссийским лечат молоткомИзделье легкое Европы,Благословляя колеиИ рвы отеческой земли.(Гл. VII, строфы XXXIII-XXXIV)10)Авторские отступления о дуэли и убийствеПриятно дерзкой эпиграммойВзбесить оплошного врага;Приятно зреть, как он, упрямоСклонив бодливые рога,Невольно в зеркало глядитсяИ узнавать себя стыдится;Приятней, если он, друзья,Завоет сдуру: это я!Еще приятнее в молчаньеЕму готовить честный гробИ тихо целить в бледный лобНа благородном расстоянье;Ho отослать его к отцамЕдва ль приятно будет вам.(Гл. VI, строфа XXXIII)Конечно, вы не раз видалиУездной барышни альбом,Что все подружки измаралиС конца, с начала и кругом.Тут непременно вы найдетеДва сердца, факел и цветки;Тут, верно, клятвы вы прочтетеВ любви до гробовой доски;Какой-нибудь пиит армейскийТут подмахнул стишок злодейский.В такой альбом, мои друзья,Признаться, рад писать и я,Уверен будучи душою,Что всякий мой усердный вздорЗаслужит благосклонный взорИ что потом с улыбкой злоюHe станут важно разбирать,Остро иль нет я мог соврать.Ho вы, разрозненные томыИз библиотеки чертей,Великолепные альбомы,Мученье модных рифмачей,Вы, украшенные проворноТолстого кистью чудотворнойИль Баратынского пером,Пускай сожжет вас божий гром!Когда блистательная дамаМне свой in-quarto подаетИ дрожь и злость меня берет,И шевелится эпиграммаВо глубине моей души,А мадригалы им пиши!(Гл. IV, строфы XXVIII — XXX)

Просмотров: 247216

Автор:

Лирическое отступление — это элемент композиции лиро-эпического текста, находящийся внесюжетного повествования, отражает авторскую позицию и является композиционно-стилистическим приёмом.

Лирические отступления встречаютсяв произведениях кодификатора: в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Рассмотрим строфы и значение лирических отступлений на примере произведения А. С. Пушкина.

Лирические отступления в романе «Евгений Онегин»

Глава 1

С позицией А. С. Пушкина в произведении «Евгений Онегин» читатель знакомится уже в первой главе. В строфах XXV, XXIX — XXXIV, XXVI, XLV — LI , LV — LX автор повествует, что он живет в такой же эпохе, что и Онегин: «С ним подружился я в то время». Он испытывает к нему теплые чувства: «Мне нравились его черты». Александр Сергеевич в своих лирических отступлениях также сообщает, что «недуг скуки» и разочарованности в свете — их общий:

«Томила жизнь обоих нас;В обоих сердца жар угас;Обоих ожидала злобаСлепой Фортуны и людейНа самом утре наших дней.»

Автор с особым вниманием относится к портрету героя и описывает все грани его мировосприятия в деталях:

«В своей одежде был педант И то, что мы назвали франт.»;

«Мечтам невольная преданность,Неподражательная странностьИ резкий, охлажденный ум.«;«Сперва Онегина языкМеня смущал; но я привыкК его язвительному спору,И к шутке, с желчью пополам,И злости мрачных эпиграмм.» ;

«Евгений, тяжбы ненавидя,Довольный жребием своим,Наследство предоставил им,Большой потери в том не видяИль предузнав издалекаКончину дяди старика.».

Личность Пушкина в произведении ярко выражается в строфах XXVI, где он винит свой «бедный слог», высказывается про закономерность:

Автор отмечает, что его мироощущение, несмотря на все же некоторые сходные признаки, отлично от Евгения. Писатель был рожден для «деревенской тишины» и предан душой природе.

В конце первой главы Пушкин рассуждает о процессе творчества, о подсознательном стремлении воплотить желаемый образ:

«Бывало, милые предметыМне снились, и душа мояИх образ тайный сохранила;Их после муза оживила».

Он метафорично заявляет, что любовь (воспоминание поэта о М. Волконской) способствует созданию его шедевров, ускоряет появление Музы:

Видимо, авторская любовь к «женским ножкам» и «головам», пусть и уже исчерпанная «И скоро, скоро бури след /В душе моей совсем утихнет», поспособствовала созданию многих его произведений, в частности, «Евгения Онегина» : «Тогда-то я начну писать / Поэму песен в двадцать пять».

Глава 2

Во второй главе романа Пушкин использует лирические отступления в строфах XVIII, XX, XXXIX, XL. В них писатель рассуждал о страстной молодости «Зато и пламенная младость/Не может ничего скрывать», о любви в эту пору «Ах, он любил, как в наши лета/Уже не любят». Автор призывает читателей жить, а не бесследно «бродить в мироздании»: «Покамест упивайтесь ею,/Сей легкой жизнию, друзья!».

Глава 3

В третьей главе лирические отступления появляются в XI — XV, XXII — XXXI строфах. Уже в них авторское повествование подходит ближе к сюжету и размышления писателя звучат все чаще. Пушкин продолжает рассуждать на тему поэта и поэзии «Друзья мои, что ж толку в этом?/Быть может, волею небес,/Я перестану быть поэтом…» и затрагивает нравы людей своей эпохи «А нынче все умы в тумане,/Мораль на нас наводит сон». Далее автор описывает Татьяну:

Писатель восхищается Татьяной и ее чистой любовью к Евгению: «Кто ей внушал и эту нежность,/И слов любезную небрежность?». Автор жалеет героиню » За что ж виновнее Татьяна?/За то ль, что в милой простоте/Она не ведает обмана/И верит избранной мечте?» и разделяет с ней ее душевную муку «Татьяна, милая Татьяна!/С тобой теперь я слезы лью…».

Автор к концу главы вводит размышления о русском языке и о необходимости его изучения женщинам:

«Я знаю: дам хотят заставитьЧитать по-русски. Право, страх!»

Он заявил, что порой неверное произношение слов красит женщину в его глазах «Владея слабо и с трудом,/Его так мило искажали» и даже если русский язык введут в общее употребление со всеми нормами, он не сменит манеру своего письма «Но я… какое дело мне?/Я верен буду старине».

Глава 4

Четвертая глава романа в стихах начинается с авторского размышления о любви «Чем меньше женщину мы любим,/Тем легче нравимся мы ей». Лирические отступления встречаются в VII — XI, XVIII — XXIV, XXVIII — XXXVIII. XXXIX

Пушкин в четвертой главе снова возвращается к внутреннему портрету Евгения Онегина :

«Был жертвой бурных заблужденийИ необузданных страстей.Привычкой жизни избалован,Одним на время очарован,Разочарованный другим…»;

«В красавиц он уж не влюблялся…Он их искал без упоенья,А оставлял без сожаленья,Чуть помня их любовь и злость…»;

«Онегин жил анахоретом…»,

пишет об изменении его чувств с письмом Татьяны, о том, что возрождение скучающей души Онегина возможно:

«Онегин живо тронут был:Язык девических мечтанийВ нем думы роем возмутил…«.

Автор возвращается к теме творчества, рассуждая об истинной награде лирика:

Однако автор пренебрегает чтением своих стихов молодым девушкам, предпочитая компанию няни да уток:

«Но я плоды моих мечтанийИ гармонических затейЧитаю только старой няне…»

Лирические отступления на темы творчества, поэта и поэзии, интимные, философские помогают читателю понять лучше автора, его переживания и содержание произведения.

Глава 5

Лирические отступления в этой главе расположены в строфах I — VII, XL. В них автор извиняется за столь бурное обсуждение дамских «ножек» (1 глава строфы XXX — XXXII) и возвращается к портрету и мироощущениям Татьяны:

Глава 6

Шестая глава начинается со знакомства читателя с Зарецким «Картежной шайки атаман,/Глава повес, трибун трактирный» и с объявления о дуэли двух, казалось бы, друзей «Короткий вызов, иль картель/…/Звал друга Ленский на дуэль». В шестой главе лирические отступления появляются в IV — XI,  XVIII, XXVIII, XXXIII, XXXIV — XLVI.

Пушкин не одобряет поступок Онегина и думает, что можно было избежать дуэли, притом, не оказаться трусом в глазах людей:

«Он мог бы чувства обнаружить,А не щетиниться, как зверь;Он должен был обезоружитьМладое сердце…» 

Автор не забывает упомянуть чувства Татьяны при повествовании о дуэли «Когда б он знал, какая рана/Моей Татьяны сердце жгла!», он уже разделяет ее будущую горечь «Татьяна изнывала тайно»и говорит об ее упущенной возможности примирить друзей «Ах, может быть, ее любовь/Друзей соединила б вновь!».

Пушкин формулирует тему истинной дружбы, замечая, что Ленский «Убит приятельской рукой!» и в этом виновен не только Онегин, но и общественное мнение «Не разойтиться ль полюбовно?../Но дико светская вражда/Боится ложного стыда.»

Писатель снова возвращается к своим переживаниям, размышляя о своих печалях в «скорых тридцать лет»:

«Познал я глас иных желаний,Познал я новую печаль;Для первых нет мне упований,А старой мне печали жаль.Мечты, мечты! где ваша сладость?Где, вечная к ней рифма, младость?Ужель и вправду наконецУвял, увял ее венец?»

Автор в лирических отступлениях часто упоминает читателя «милые друзья», «друзья» и задает ему риторические вопросы:

«Скажите: вашею душойКакое чувство овладеет,Когда недвижим, на землеПред вами с смертью на челе,Он постепенно костенеет,Когда он глух и молчаливНа ваш отчаянный призыв?»

Глава 7

Лирические отступления использованы автором в I — XI, XXIV, XXXIII — XXXVIII, LII, LV строфахБольшое значение в этой главе имеет воспетый Пушкиным пейзаж, разлука Татьяны с милым краем:

Размышления Пушкина, во время посещения Татьяной «барского дома», наполнены неким облегчением:

«И начинает понемногуМоя Татьяна пониматьТеперь яснее — слава богу —Того, по ком она вздыхатьОсуждена судьбою властной».

Татьяна не находит себе места и в Москве. Автор с состраданием отражает ее задумчивость и болезненное состояние души «Нигде, ни в чем ей нет отрад,/И облегченья не находит/Она подавленным слезам,/И сердце рвется пополам». Лирические отступления, касающиеся Татьяны, часто выражают авторское волнение о судьбе героини и желание облегчить ее любовную муку «Но здесь с победою поздравим/Татьяну милую мою».

Также в данной главе звучат авторское прощание с Ленским «Мой бедный Ленский!», размышления поэта на тему жизни и смерти:

«…за могилойВ пределах вечности глухойСмутился ли, певец унылый,Измены вестью роковой,Или над Летой усыпленныйПоэт, бесчувствием блаженный,Уж не смущается ничем,И мир ему закрыт и нем?..«.

Автор верит, что за гранью человеческой жизни «глас вдруг молкнет» и теряется вся связь с милыми ранее сердцу людьми «Так! равнодушное забвенье/За гробом ожидает нас».

Однако тема жизни и смерти, затронутая автором — не последняя. Пушкин продолжает свои философские размышления, затрагивая тему недостатков русской жизни «Теперь у нас дороги плохи,/Мосты забытые гниют,/На станциях клопы да блохи»; делает акцент на прелестях зимней жизни «Зато зимы порой холодной/Езда приятна и легка».

Глава 8

Почти вся восьмая глава — это авторское повествование о переживаниях главных героев, об их встрече:

«Ужель та самая Татьяна,Которой он наедине,В начале нашего романа,В глухой, далекой стороне,В благом пылу нравоученья,Читал когда-то наставленья,Та, от которой он хранитПисьмо, где сердце говорит,Где всё наруже, всё на воле,Та девочка… иль это сон?..»

Лирические отступления использованы в I — XII, XX — XXII, XXVII — XXX, XXXIII, XXXIV, XLVIII — LI строфах.

Александр Сергеевич также возвращается к теме творчества «Близ вод, сиявших в тишине,/Являться муза стала мне…». Он обозревает собственный процесс создания произведений и ярких афоризмов:

Автор задает читателям риторический вопрос, касающийся личности Евгения Онегина в романе «— Зачем же так неблагосклонно/Вы отзываетесь о нем?». Пушкин объективно оценивает главного героя, не испытывая к нему отвращения или слепую симпатию

В конце главы автор передает терзающие чувства Онегина «В какую бурю ощущений/Теперь он сердцем погружен!» и прощается с читателями » Друг, недруг, я хочу с тобой /Расстаться нынче как приятель».

Как мы можем заметить, лирические отступления в романе неотделимы от сюжетного повествования. В. Г. Белинский писал, что ««Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии и можно указать слишком на немногие творения, в которых Личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы.».

Лирическими отступлениями принято называть внесюжетные вставки в литературном произведении, моменты, когда автор отходит от основного повествования, позволяя себе размышлять, вспоминать какие-либо события, не относящиеся к повествованию. Тем не менее, лирические отступления представляют собой отдельные композиционные элементы, как пейзажи, характеристики, диалоги.

Роман в стихах «Евгений Онегин» изобилует лирическими отступлениями. Сложно найти другое литературное творение, в котором они были бы столь значимы. Основная задача этих вставок — время. Пушкин уходит в лирические отступления, когда нужно было подчеркнуть промежутки прошедшего в ходе повествования времени. Но в то же время они гармонично вплетены в сюжет повествования. Таким образом  поэт выражает свой авторский взгляд на те, или иные события, отношение к своим героям. Пушкин незримо присутствует в общей канве повествования.

Пока главный герой романа Евгений Онегин скачет на почтовых в деревню дяди, и в глубине души готовится ухаживать за больным, Пушкин знакомит читателя со своим героем. В этой главе строфы, где описываются характер героя, его образ жизни, органично переплетаются с лирическими отступлениями.

В первой главе отступления введены в XVIII, XIX строфах и посвящены театру, Пушкин называет имена, оставшиеся в истории театрального искусства. Он искренне любил театр и восхищался постановками. Эти отступления помогают также подчеркнуть равнодушие Онегина к театральному искусству. Далее следует экспозиционная строфа об отношении к театру Онегина, куда он приезжает, чтобы показать себя.

Следующие отступления в этой главе встречаются, когда Онегин отправляется на бал. И пока он находится там, Пушкин отдает дань петербуржским балам, которые сам любил в свое время. Он с удовольствием описывает прелесть балов, блеск и радость дам, коротко касается нравов, царивших в бальных залах, вспоминает женщину, которую успел полюбить, море, свои мечты. Пушкинские стихи можно сравнить с кистью художника, который легкими мазками наносит полупрозрачные штрихи, превращающиеся в картину.

Онегин протанцевал на балу почти всю ночь, и под утро полусонный возвращается домой. И пока Онегин спит в своей постеле, Пушкин снова пускается в рассуждения. Поэт говорит о том, что когда-то дружил с Онегиным, и даже они собирались отправиться в дальнее путешествие.

Молодой повеса прибыл в деревню и нашел дядю на погребальном столе. Глава заканчивается лирическими отступлениями о любви Пушкина к деревенской природе, о своем поэтическом творчестве и отношении к своей новой работе.

Вторая глава начинается с описания деревни. Некоторые критики готовы это описание также включить в список лирических отступлений романа «Евгений Онегин», но нет. Композиционно это – экспозиция, пейзаж показывающий, в какие условия попал главный герой.

Во второй главе небольшие рассуждения встречается в XIV, XVII, XVIII строфах, они помогают читателю лучше понять зародившиеся отношения между Онегиным и Ленским. Последние 2 строфы поэт посвятил себе. Пушкин выразил свое стремление творчеством оставить о себе память.

В 3-й главе, где Онегин знакомится с Татьяной, но некоторые строки говорят о планах Пушкина. В XV строфе автор выражает сочувствие Татьяне, таким образом, приближаясь к своим героям.

Первые 2 строфы четвертой главы воспринимаются как лирическое отступление, но, тем не менее, это рассуждения Онегина, который был обескуражен признанием Татьяны.

Отступления появляются в XXVIII-XXX и посвящены модному молодежному увлечению – девичьим альбомам, куда молодые люди вписывали стихи, признания в любви, посвящения. От альбомов Пушкин переходит к размышлениям о поэзии.

В 6-й главе в XXXIII, XXXIV строфах идут размышления об убийстве человека. И далее Пушкин думает об участи, о судьбе убитого Ленского. Пушкин осознает, что он уже не мальчик, скоро исполнится 30 лет. Пройдена половина жизненного пути, и с этим надо смириться и жить дальше.

Удивительно. Весна – время пробуждения природы на автора наводит грусть. Об этом он говорит в лирических отступлениях 7-й главы.

Восьмая глава начинается воспоминаниями автора о юности, годах учебы в царскосельском лицее, о пребывании на Кавказе, в Молдавии.

После некоторых рассуждений о нравах и характерах людей, поэт, наконец, «приводит Музу» на светский прием, где состоялась встреча Онегина и Татьяны Лариной.

Лирическим отступлением, прощанием автора с читателем заканчивается поэма.

Роман «Евгений Онегин» считается одним из величайших творений А. С. Пушкина. Он отражает жизнь и нравы эпохи начала XIX Достигнуть такой глубины позволяет не только сюжет произведения, но и лирические отступления в «Евгении Онегине». Лирические отступления прерывают повествование, но раскрывают читателю новые горизонты.

Значение лирических отступлений в «Евгении Онегине»

Лирические отступления в романе «Евгений Онегин» вплетены в структуру не просто так. Со стороны структуры произведения они созданы для того, чтобы перенести читателя в другое время – после высказывания автора повествование начнется с новой точки. Именно с их помощью произведение достигает высокого, новаторского уровня. Вряд ли удастся найти такое произведение, в котором отступления автора играли бы такую же значимую роль, как в «Евгении Онегине».

Сюжет «Евгения Онегина» похож на любовный роман, но именно в авторских отступлениях раскрывается вся масштабность произведения. Автор из частной истории выходит на общероссийский масштаб, красочно и достоверно описывает процессы, которые происходят по всей стране.

Не случайно роман называют «энциклопедией русской жизни», ведь за счет лирических отступлений автор оставляет важное место в произведении размышлениям и описаниям тенденций эпохи. На первый взгляд, они не имеют отношения к самому сюжету, но именно они делают произведение Пушкина столь глубоким и масштабным. С помощью авторских отступлений история о Евгение достигает уровня шедевра мировой литературы.

Образ автора в лирических отступлениях

Пушкин, благодаря новаторскому приему отступлений, незримо присутствует рядом с читателем на протяжении всего романа. Он подталкивает читателя на понимание тех или иных нюансов, позволяет перенестись во времени, выражает свой взгляд на многие события не только в романе, но в реальной жизни.

С главным героем романа автор себя не сопоставляет. Он намеренно подчеркивает с помощью отступлений автора, что отношение к театру, женщинам, природе, и вообще жизни, у них разное. что касается Ленского, то автор также выражает некоторое несогласие с его взглядами. Например, восторженное восприятие жизни и поэтическое Пушкин не сводит к одинаковым понятиям. Александр Сергеевич – не только рассказчик произведения. Он его истинный автор, который через персонажей и свое к ним отношение показывает настоящую жизнь.

За время написания романа сам Пушкин взрослеет и приобретает новые взгляды. Начиная работу над романом, автор представляется читателю молодым и горячим, а в конце произведения писатель уже стал более зрелой личностью.

Разнообразие лирических отступлений в «Евгении Онегине»

«Евгений Онегин» насыщен авторскими отступлениями. На протяжении всего романа Пушкин прерывает повествование. По главам встречаются отступления на абсолютно разные темы. В одних Пушкин говорит с читателем о своей биографии, в других – размышляет о жизни и природе, времени и бессмертии. Иногда автор размышляет о русском языке, а иногда – о культуре и литературе эпохи. Отступления, в которых упоминается дружба и любовь иногда носят ироничный характер. Часто автор в своих отступлениях упоминает вкусы и нравы общества той эпохи, взгляды молодежи, тенденции образования.

Тем авторский отступлений в романе «Евгений Онегин» очень много, но все они раскрывают читателю дополнительные смыслы, делают из любовной истории произведение, достойное называться шедевром.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    В каких годах было написано произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?</h3>

    • <label>1820 – 1832;</label>
    • <label>1823 – 1831;</label>
    • <label>1825 – 1834;</label>
    • <label>1826 — 1832</label>

(новая вкладка)

Роль авторских отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Энциклопедичность, масштабность и фи­лософскую глубину придают в романе лирические отступ­ления. Роман А. С. Пушкина изобилует отступлениями, среди которых можно выделить эпические (они подчер­кивают достоверность описываемого или развивают фило­софскую тему) и лирические (в них поэт представляет соб­ственную оценку того, что изображается в произведении, выражает свои чувства и размышления, ведет диалог с чита­телем и т. д.)

Тематика отступлений. Среди всего многообразия чет­ко выделяются следующие темы авторских отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

1)  мысли автора о специфике романа, плане его написа­ния (гл. 1, строфы 59-60);

2)  с темой романа тесно связана и тема творчества вооб­ще (гл. 2, строфы 940, гл. 3, строфы 11-14);

3)   картины светской жизни (гл. 1, строфы 5, 18, 25, 29-30):

4)  мысли о вечном чувстве — любви (гл. 1, строфы 31-34, 57-58);

5)  одна из центральных тем всего творчества А. С. Пуш­кина — тема свободы — не могла не отразиться в романс «Евгений Онегин» (гл. 1, строфа 50);

6)   тема деревенской жизни (гл. 1, строфа 55-56);

7)   тема дружбы (гл. 2, строфа 14);

8)   мысли о родном языке (гл. 3, строфы 26-30);

9)    воспевание картин русской природы (гл. 4, строфы 40-43, гл. 5, строфы 13, гл. 7, строфы 14);

10)  размышления автора о реалиях жизни в Москве (гл. 7, строфы 36-37);

11)  тема искусства, его роль в жизни человека (гл. 1, стро­фы 19-20);.

12)   автобиографические мотивы (гл. 1, строфы 19, 29- 34 и др.).

Все отступления позволяют поэту создать образ автора, а также расширить границы повествования и превратить ро­ман, по словам В. Г Белинского, в «энциклопедию русской жизни», т.е. произведение А. С. Пушкина перестает быть произведением о частной истории.

На этой странице искали :

  • лирические отступления в романе евгений онегин
  • лирические отступления в романе евгений онегин по главам
  • лирические отступления в евгении онегине по главам
  • лирические отступления в романе евгений онегин по главам и строфам
  • евгений онегин лирические отступления по главам

Сохрани к себе на стену!

Используемые источники:

  • https://lit-helper.com/p_avtorskie_otstupleniya_i_obraz_avtora_v_romane_evgenii_onegin_pushkina_a_s
  • https://lit-ege.ru/liricheskoe-otstuplenie/
  • https://poetpushkin.ru/evgeniy-onegin/liricheskie-otstupleniya-v-romane-evgenij-onegin.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/evgeniy-onegin/liricheskie-otstupleniya.html
  • https://vsesochineniya.ru/liricheskie-otstupleniya-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт