ЕГЭ. Литература. Н.В.Гоголь. « Мёртвые души». Лирические отступления. Тексты

Mertvye-dushi-Trojka-Chichikova-Hudozhnik-A-Laptev.jpg
«Тройка Чичикова». Художник А. Лаптев.

Лирические отступления занимают особое место в поэме «Мертвые души» Гоголя. В них автор размышляет о России и ее будущем, о русском народе и его особенностях. Авторские отступления в «Мертвых душах» можно условно разделить на два типа: 

  1. Развернутые лирические отступления о России и личных переживаниях автора 
  2. Характеристики отдельных особенностей русской жизни и народа

Ниже представлено описание лирических отступлений из поэмы «Мертвые души» по главам (в таблицах указаны темы и цитат из них).Смотрите: — Краткое содержание поэмы— Все материалы по поэме «Мертвые души»

Развернутые лирические отступления в поэме «Мертвые души»

В таблице ниже представлены наиболее известные, крупные лирические отступления из поэмы «Мертвые души». Эти отступления посвящены размышлениям о России, а также личным переживаниям автора: 

Лирические отступления в поэме «Мертвые души»
Тема<o> Цитаты из начала и конца <o>
Глава V<o>  «О метком русском слове» <o> «…Выражается сильно российский народ!.. <…>  …как метко сказанное русское слово…»<o>
Глава VI<o> «О юности и впечатлениях»<o> <…> …О моя юность! о моя свежесть!..»<o>
Глава VII<o> «О двух типах писателей»<o> …величавый гром других речей…»<o>
Глава XI<o> «О любви автора к Руси»<o> «…Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу… <o>
Глава XI<o> «О дороге»<o> сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..»<o>
Глава XI<o> «О быстрой езде и птице тройке»<o> дают ей дорогу другие народы и государства…»<o>

Прочие авторские отступления в поэме «Мертвые души»

В таблице ниже представлены прочие авторские отступления из «Мертвых душ». В этих отступлениях Гоголь описывает отдельные особенности русского народу и жизни на Руси, особенности различных групп людей и т.д.:

Прочие авторские отступления в поэме «Мертвые души»<o>
Тема<o> Цитаты начала и конца <o>
Глава I<o>  «О толстых и тонких» <o> «…Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои… <…>  …спускают, по русскому обычаю, на курьерских всё отцовское добро…»<o>
Глава II<o> «О видах известных»<o> Словом, виды известные…»<o>
Глава II<o> «О трудностях в изображении характеров»<o> «…Гораздо легче изображать характеры большого размера…<…> …изощренный в науке выпытывания взгляд…»<o>
Глава III<o> «О веселом и печальном»<o> <…> … и уже другим светом осветилось лицо…»<o>
Глава IV <o> «О людях, умеющих нагадить»<o> «…Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему…<…> …дивишься, пожимая плечами, да и ничего более…»<o>
Глава V<o> «Об однообразии жизни»<o> «…Везде, где бы ни было в жизни, среди ли черствых…<…> … пропал из виду дивный экипаж…» <o>
Глава VIII<o> «О читателях»<o> «…Таково на Руси положение писателя!..<…> … надо признаться, бывают еще мудренее…» <o>
Глава IX<o> «Об именах и личностях»<o> «…Какое ни придумай имя…<…> …словом, вмиг смекнет, в чем дело…»<o>
Глава X<o> «О дураках и заблуждениях» <o> «…щедр человек на слово дурак…<…> …над которыми также потом посмеются потомки…»<o>
Глава XI<o> «О страстях»<o> <…> …для неведомого человеком блага…»<o>

Это были материалы о лирических отступлениях в поэме «Мертвые души» Гоголя: таблицы с указанием главы, темы и цитат из каждого лирического отступления.Смотрите: Все материалы по поэме «Мертвые души»

 мд.jpg

Глава Лирическое отступление
1 О толстых и тоненьких
2 О двух типах характеров
3 Об оттенках и тонкостях обращения
4 О людях, имеющих страстишку нагадить
5 О живучести Ноздрёвых
5 О славной бабёшке
5 Об однообразии жизни
5 О метком русском слове и о бойком русском уме
6 О человеке
6 О юности
7 О двух типах писателей
7 О крестьянах, купленных Чичиковым
8 О крестьянах Чичикова и о силе власти исправника
9 О крестьянах селения Вшивая — спесь
10 Повесть о капитане Копейкине
11 О Руси
11 О дороге
11 О добродетельном герое и герое-подлеце
11 О Кифе Мокеевиче
11 О страстях
11 Русь-Тройка

Примечание. Готовится таблица с кратким анализом лирических отступлений и их роли в произведении. Следите за публикациями.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Мысли и чувства автора об идеальной России выражаются в лирических отступлениях, наполненных чувством глубокого патриотизма и любви к Родине и чувством ненависти к несправедливости. В лирических отступлениях мысль писателя уходит далеко от событий из жизни главного героя и охватывает весь предмет изображения, В«всю РусьВ», и даже выходит на общечеловеческий уровень. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа контрастно противопоставлены мрачным картинам русской жизни.

Лирические отступления, разбросанные по всей поэме, органически вплетаются в повествование и звучат как крик боли, негодования и восторга. Они затрагивают актуальные для всех времен вопросы и усиливают впечатление от изображаемых картин. В отступлениях читатель знакомится с лицами, которые не действуют непосредственно в поэме. Это господа В«толстыеВ» и В«тонкиеВ», господа В«большой рукиВ» и В«средней рукиВ», правитель канцелярии Иван Петрович, разбитные малые, пьяницы и скандалисты и другие. Эти эпизодические лица нарисованы автором двумя-тремя штрихами, но играют большую роль. Они никогда не встречаются с главным героем – Чичиковым, но помогают автору в создании образа единой Руси.

Повествование поэмы не раз прерывают приподнято-лирические дорожные зарисовки, душевные разговоры с читателем. В одном из самых поэтических мест произведения, предворяющем рассказ о жизни и формировании личности главного героя, тема дороги и будущего России сливаются. В этом лирическом отступлении народно-разговорная речь переплетается с возвышенным тоном речи, и читатель вместе с автором проникается обаянием и музыкой самого слова В«дорогаВ» и чувством восторга перед природой: В«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух…В»

Автор говорит о В«церквях со старинными куполами и чернеющими строениямиВ», В«темных бревенчатых и каменных домахВ», В«полях и степяхВ», В«избах, рассыпавшихся на косогореВ», проникновенно передает ощущения человека, мчащегося на тройке: В«Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..В»

Органически входят в поэму внесюжетные, вставные эпизоды, сцены, картины, рассуждения автора. Например, Гоголь как бы мимоходом набрасывает портреты В«тонкихВ» и В«толстыхВ» чиновников. В«Увы! Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькиеВ», – пишет Гоголь. Или сатирический портрет некоего правителя канцелярии. Среди своих подчиненных правитель – В«Прометей, решительный Прометей!.. а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожается в песчинку!В»

В последней главе, рассказывающей о становлении характера Чичикова, читатель снова погружается в мир пошлости и зла. На примере жизни своего героя автор очень точно формулирует принципы, господствующие в современном ему мире: В«больше всего береги и копи копейкуВ», В«водись с теми, кто побогачеВ», В«угождай начальствуВ». С нескрываемой иронией писатель говорит о системе воспитания, при которой способности и дарования не имеют никакой ценности, а вечные истины вбиваются в головы юношей с помощью порки и других наказаний. Дух торгашества и наживы, царивший в мире крепостнического дворянства, проникал в учебные заведения и уничтожал в душах молодых людей все чистое и поэтическое.

Однако погрузив в очередной раз в мир корысти и наживы, Гоголь вновь возвращает нас к положительным началам русского характера, вселяет уверенность в светлом будущем своего народа. В лирическом отступлении, завершающем повествование, он рассказывает об одаренности ярославского мужика, долотом да молотом смастерившем дорожную кибитку, о птице-тройке, зародившейся у бойкого народа В«в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсветаВ», о смелости и удали простого русского человека. Завершает поэму грандиозный по своей выразительности образ несущийся Руси – птицы-тройки. В последнем лирическом отступлении автор подчеркивает обреченность мира чиновников и помещиков и веру в безграничные возможности русского народа.

На протяжении всего повествования автор обращает наше внимание на тройку Чичикова, не раз указывая даже клички впряженных в нее лошадей. Тройка Чичикова является одним из главных и выразительных действующих лиц произведения. В конце поэмы мы опять видим тройку Чичикова: Селифан шлепает Чубарого по спине, после чего тот пускается рысцой. Движение тройки постепенно ускоряется, и образ тройки меняет свое внутреннее значение. Вместо тройки Чичикова появляется русская тройка, и одновременно с этим меняется и интонация повествования. Перед нами возникает образ родной земли, а кони несутся вихрем, отделяются от земли и превращаются в летящие по воздуху линии, а вместо тройки возникает Русь во всем ее стремительном движении. Речь автора напевна, наполнена эмоциональными эпитетами и синонимами, метафорами и восклицаниями: В«Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответаВ». В этом отступлении содержится итог многолетних размышлений Гоголя о судьбе России, о настоящем и будущем ее народа. Ведь именно народ противостоит миру чиновников, помещиков, дельцов, как живая душа – мертвой.

В 

в–єВсе темыВ книги В«»Мертвые души» Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. СочиненияВ»:

Краткое содержание поэмы В«Мертвые душиВ»:Том первый. Глава первая

Особенности поэмы В«Мертвые душиВ»

Критики о поэме В«Мертвые душиВ» и творчестве Н.В. Гоголя

Лирические отступления в поэме «Мертвые души» – важная составляющая произведения Н. В. Гоголя. Благодаря им читатель узнает мнение автора на те или иные события, его отношение к главным героям, а также чувствует невероятную любовь Гоголя к своей стране. Какова же роль лирических отступлений в поэме «Мертвые души».

+

План

  1. Философские отступления
  2. Любовь к Родине в отступлениях
  3. Самостоятельные рассказы
  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Философские отступления

К философским можно отнести такие лирические отступления, как «Толстый и тонкий», «О страстях», «О человеке» и другие. Эти три отступления встречаются в I, XI, VI главах соответственно. «Толстый и тонкий» – это сатира на современных чиновников того времени.Людей этого класса Гоголь считает самыми непорядочными, заостряя внимание на том, что к власти на Руси часто приходят люди малограмотные и глупые. В особый класс он выделяет толстых чиновников, которые всегда выглядят представительно и занимают самые хорошие должности. Эти люди всегда хитры и умеют подстраиваться под людей с еще более высокими чинами.

В лирическом отступлении «О страстях» внимание автора обращено к тому, что каждый человек в той или иной степени подвержен страстям. Кто-то страдает от низменных страстей, а кто-то появился на этот свет для благих свершений. В отрывке «О человеке» автор размышляет о человеческой сущности и о том, что с возрастом все люди меняются. Никто не может представить себя в старости.

Любовь к Родине в отступлениях

Вся поэма пронизана любовью Гоголя к своей стране. Русь – единственный положительный герой в этом произведении. Все остальные помещики и даже сам Чичиков – антигерои. яркими примерами могут служить такие отступления, как «Русь-тройка», «Русское общение», «Дороги», «Русская речь». В первом отступлении автор сравнивает Родину с лихой тройкой коней, которая свободно и лихо мчится на встречу будущему. Именно этим отрывком заканчивается поэма. Кстати, крылатая фраза «А какой русский не любит быстрой езды» принадлежит авторству Гоголя и была употреблена именно в этом отрывке.

В отрывке «Русское общение» Гоголь утверждает, что при общении с иностранцами и другими народами, наш человек способен подстраиваться и мимикрировать. С высокими чинами он разговаривает кротко и послушно и даже вся его внешность выражает покорность. Если говорить о русской речи, слово у нашего народа – всегда емкое и имеет особую силу.

Самостоятельные рассказы

К самостоятельным рассказам можно отнести «Повесть о капитане Копейкине», «Киф Мокиевич и Мокий Кифович», «Крестьяне села Вшивая спесь». Повесть о капитане, потерявшем во время войны ногу, имела важное значение для самого Гоголя. Он очень переживал, когда этот отрывок не пропустила цензура, и его пришлось урезать.Рассказ о том, как человек сражался за свое государство, а в результате не получил от него никакой благодарности, является важным элементом, характеризующим помещичью Россию Гоголя. «Киф Мокиевич и Мокий Кифович» – лирическое отступление, которое в этих двух персонажах объединяет всех помещиков, повстречавшихся на пути у Чичикова. последний рассказ о трудолюбивом русском народе, который хоть и находится в рабстве, свободен душой и готов преодолеть все горести и невзгоды.

Данная статья поможет школьникам сделать анализ и написать сочинение на тему «Лирические отступления в «Мертвых душах». На основе перечисленных лирических отступлений можно составить таблицу, которая поможет систематизировать знания по данной теме.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    К какому жанру относится произведение «Мертвые души»?</h3>

    • <label>Роман в стихах;</label>
    • <label>Повесть;</label>
    • <label>Поэма;</label>
    • <label>Новелла.</label>

(новая вкладка) Опубликовано 01.02.2016 — 11:12 —

Таблица, в которой представлено развитие сюжета со всеми лирическими отступлениями, вставными эпизодами и сценами (по главам)

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngliricheskie_otstupleniya.docx 16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Лирические отступления в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Главы

Развитие сюжета

Лирические отступления, вставные эпизоды и сцены

1

Приезд Чичикова в губернский город (экспозиция и завязка). Знакомство с местными властями, приезд на бал

Рассуждение Чичикова о толстых и тонких (Увы, толстые умеют лучше…)

2

Посещение Манилова

Рассуждение о двух типах характеров

3

Чичиков у Коробочки

Рассуждение об оттенках и тонкостях обращения (Прометей и муха)

4

Приезд Чичикова к Ноздреву

Мысль о живучести Ноздревых

5

Приезд Чичикова к Собакевичу

Рассуждение Чичикова о бабенке, дума Гоголя о метком русском слове и бойком уме

6

Приезд Чичикова к Плюшкину

Воспоминания Гоголя о юности, размышление о человеке (до какой ничтожности, мелочности…)

7

Чичиков в губернском городе

О судьбах двух писателей, размышление о крестьянах, купленных Чичиковым

8

Кульминация

Чичиков в городе и на балу у губернатора. Ноздрев рассказывает о покупке мертвых душ

Размышление о крестьянах, о силе власти исправника

9

Коробочка приезжает в губернский город. Слухи, смута в городе

Вставной эпизод: бунт крестьян деревни «Вшивая спесь»

10

Растерянность чиновников

Вставной эпизод «Повесть о капитане Копейкине»

11

Детство, юность, служба Чичикова

Размышления о Родине, о дорогах, о народе

Два типа лирических отступлений:

  1. Отступления, связанные с задачей показать современную действительность, отразить различные свойства характеров, высказать свое отношение к мелочам жизни, опутавших человека, опошляющих его существование;
  2. Отступления, выражающие высокий идеал автора.

Эти два типа отступлений объединены общей мыслью об особенностях русского национального характера, заключают в себе раздумья о будущем пути России.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-83321-1566637633.jpgЛирические отступления сельского учителя

Учитель — это особенная профессия. Сельский учитель = ответственность + пример нравственности. …

picture-146188-1353345574.jpgпрезентация к уроку-семинару «Образ автора в поэме «Мёртвые души». Лирические отступления»

Тема урока «Лирические отступления в поэме «Мёртвые души». Образ автора в поэме .» Данный урок представляет собой обобщение материала по произведению, работа с текстом предполагает анализ и систематиз…

Роль лирических отступлений в поэме Гоголя «Мертвые души».

План-конспект урока с УУД и групповыми формами работы…

picture-650199-1437641947.jpgАнализ лирических отступлений в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Лирическое отступление — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, р…

picture-489428-1412019769.jpgКонспект урока литературы в 9 классе по теме «Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»»

Методическая разработка урока выполнена по стандартам ФГОС второго поколения.Урок является логическим продолжением темы «А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»» в 9 классе и имеет большое значени…

picture-873842-1483978143.jpgН.В.Гоголь. «Мёртвые души». Лирические отступления в поэме. (рабочий лист)

Материал к уроку…

Обучение в сотрудничестве. Проблемный диалог с элементами исследовательской работы. Лирические и авторские отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Урок литературы в 9 классе. Программа М. С. Меркина…

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2016/05/liricheskie-otstuplenija-mertvye-dushi.html
  • http://literatura-ege.ru/егэ-анализ-произведений/егэ-литература-н-в-гоголь-мёртвые-ду/
  • https://licey.net/free/11-kratkie_soderzhaniya_literaturnyh_proizvedenii/49-_mertvye_dushi__nv_gogolya_kratkoe_soderzhanie_osobennosti_poemy_sochineniya/stages/2521-liricheskie_otstupleniya.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/rol-liricheskih-otstupleniy-v-poeme.html
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/02/01/liricheskie-otstupleniya-v-poeme-n-v-gogolya-myortvye-dushi

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт