Анализ стихотворения Брюсова Юному поэту

Содержание:

Лирика Валерия Брюсова

Валерий Брюсов — поэт, драматург и журналист, родившийся 13 декабря 1873 года в Москве. Он происходил из купеческой семьи. С подросткового возраста юноша, вдохновленный Бодлером, Малларме и Верленом, знал, что будет поэтом. Относился к течению символистов, назвал это течение впервые «поэзией намеков».

Будучи кумиром Некрасова, Валерий позднее вступался за таких деятелей течения, как Максим Горький, любил акмеистов, переводил различные пьесы для постановок и подрабатывал в газете. Ему всегда была присуща выразительность в своих трудах, он часто пользовался метафорами и сравнениями, чтобы показать свои пристрастия.

Таким образом, Брюсов был человеком, который участвовал во многих жанрах и формах литературного творчества на протяжении всей своей жизни. В 1920 году вступил в коммунисты, поскольку поддерживал их настроения.

Символизм подразумевал под собой воспевание прекрасного, что, по мнению Брюсова, существовало в темах жизни и смерти. Его лирические герои то бесконечно радовались, то приходили в огромное уныние.

Иные стихи совмещали в себе наветы о любви к жизни и конечности существования. Стихотворение «Юному поэту» как раз можно отнести к такому типу размышлений.

История создания

Стихотворение «Юному поэту» было написано в 1896 году, на границе XIX и XX века.

В ту пору русский символизм стал набирать обороты: Зинаида Гиппиус со своим супругом Дмитрием Мережковским, Федор Сологуб, Александр Блок. С Блоком Валерий Брюсов состоял в обществе под названием «Академия».

Смысл названия, заключающийся в манифесте, который хочет оставить лирический герой молодому и неопытному творцу. Это такое наставление и посвящение в будущее всех тех, кто начинает свой нелегкий путь.

В плане имеются три пункта, на которых нужно сосредоточить особенное внимание:

  1. Темой стихотворения является будущее русской поэзии: Брюсов всегда считал себя хорошим поэтом, прекрасным журналистом и старался опередить всех своих коллег. Это очень важный факт из биографии, который помогает сделать разбор. По этой причине Валерий решил выявить для себя и читателя идеальные качества поэта: он должен быть «смотрящим в будущее», неким футуристом. Футуризм был одним из немногих течений, вызывающих в Валерии уважение.
  2. Идея стихотворения «Юному поэту» заключена в обеспокоенности автором будущим русской поэзии: на кого оставлять эстетизм русского слова? Символист живет в окружении прекрасных писателей и творцов, но что же дальше? Предчувствие скорого падения культуры модернисты ощущали все, и поэтому необходимо было предпринимать какие-либо решения по спасению культуры будущего.
  3. Композиционно-смысловая структура стихотворения «Юному поэту» заключается в делении труда на три части — «три завета», которые заканчиваются выводом: если пользоваться этими средствами, то получится идеальный результат. Размер стихотворения — четырехстопный дактиль.

Детальный разбор стихотворения

«Юноша бледный со взором горящим» — именно так можно описать многих поэтов ХХ века, все они, молодые, метались в поисках работы, поскольку литература не приносила никаких денег. Часто они умирали из-за болезней, были бледны, но при этом их глаза горели, зараженные идеей и желанием творить.

Брюсов пользуется таким художественными приемами, как эпитеты, чтобы усилить впечатление, ведь взгляд не просто заинтересованный, а «горящий».

Далее автор дает три завета, первый из которых — «не живи настоящим». Футуризм представляли такие известные люди, как Игорь Северянин, Владимир Маяковский и Борис Пастернак, которые явно могли смотреть в грядущее, являвшееся «областью поэта».

Второй завет состоял в отсутствии сочувствия и себялюбии.

С этим, зная биографию Брюсова, сложно поспорить: он полагал, что только отчетливо зная своё дело, занимая четкую и определенную нишу, которая не допускает конкурентов, можно выиграть в этой войне с остальными поэтами.

Нужно с ними сотрудничать, но достаточно отдаленно.

А это довольно хороший совет, поскольку каждый норовит укусить и занять своё «место под солнцем» в Серебряном веке русской поэзии.

Третье наставление от Брюсова — «поклоняйся искусству». Он полагает, что идеальный творец должен «бесцельно и безраздумно» познавать творчество. Сам он очень много переводил пьес с французского языка и таким образом познавал другие стороны творчества. Все эти призывы звучат достаточно требовательно, поскольку Брюсову была небезразлична судьба русского будущего.

При этом последнее четверостишие очень трепетное и нежное: помимо той уверенности и напора, в творчестве обязательно быть смущенным — знать, что ты хорош, но никогда не показывать этого. Именно этим и отличались поэты ХХ века: делали отличные стихи, писали качественную прозу, но при этом всегда смущались от лишней похвалы со стороны и предпочитали уходить в тень.

Брюсов подводит итог: только благодаря этим качествам возможно достичь успеха. Люди задаются вопросом, почему лирический герой «падет побежденным». Неужели он сдается? Все довольно просто: помня о том, что жизнь скоротечна, автор хочет оставить после себя некоего достойного наследника, ученика, который превзойдет его.

Только так он может уйти на покой, в тишину. Ведь как бы ни были горделивы, надменны и тщеславны поэты, они понимают, что будущее не за горами и кто-то должен соблюдать существующие традиции, пользоваться теми методами, что были предложены ранее.

Чтобы достичь прекрасного будущего — именно то, что преследуют символисты, пользующиеся метафорами и «намеками», нужно оставить «престол» достойному поколению, уважающему стиль и композицию существующей эпохи.

Поэтому такое поражение — самое приятное для учителя.

Таким образом, это стихотворение — очередной ответ символистов на поиск новых продолжателей их дела.

Всё оно пропитано повелительным тоном — именно такими были модернисты ХХ века: дерзкими, решительными и голодными до символов и метафор.

Отзывы о поэзии Брюсова

Метафоры Брюсова очень импрессионистичны: для него восприятие вещи важнее, чем сама вещь, которая уже перестает быть. Слово будет освобождено от предмета. Техника стиха будет обогащена не такими точными, обрезанными рифмами (лес-крест, облако-около). Эти эктоизмы очень присущи Брюсову и дают неожиданные рифмы, своеобразный поэтический стиль, очень изысканные и необычные эмоции.

«Все на земле преходяще, кроме создания искусства», — говорил Валерий Брюсов, когда сделал предисловие к первому изданию стихов, так вычурно и резко названному «Шедевры». Он создает культ мастерства поэзии, некую волшебную силу искусства и наделяет её необычными словесными формами.

Брюсов постигает мир безрассудными путями, и это свойственно символизму. Так он уходил от действительности в высокую культуру, подальше от современной грязи. Для него идеалы людей были выше идеалов Родины. Валерий считал, что высшее счастье и наслаждение для творца — молитвы невероятной красоте, в которых ты ощущаешь себя гражданином Вселенной, говоришь с пирамидами и варварами. И все это существует в единении с миром.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

История создания

Стихотворение «Юному поэту» было написано Брюсовым в 1896 г. Поэту всего лишь 23 года, между тем, стихотворение воспринимается как завещание, наставление следующим поколениям. Не исключено, что Брюсов, искренне считавший себя гением, просто прописал в стихотворении собственную программу, символически обратившись к себе самому.

Стихотворение было напечатано во втором сборнике Брюсова «Me eum esse», «Это я» (1897), ставшем достойным продолжением первого сборника «Шедевры». Об этом своём периоде первых сборников Брюсов впоследствии писал в зрелом стихотворении: «Мы были дерзки, были дети».

Литературное направление и жанр

Брюсов – основоположник русского символизма. Распространение символизма в России он считал своим предназначением, о чём сообщил в письме Верлену в 1993 г. Период создания второго сборника сам Брюсов называл декадентским. Обозначив определённую холодную отстранённость от материального мира, который представляется ненавистным, ничтожным, грязным. Недаром стихотворение «Юному поэту» открывало сборник Брюсова. Это манифест символизма.

Стихотворение принадлежит к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – роль поэта и поэзии. Основная мысль состоит в провозглашении взгляда на роль поэта и поэзии символистов: поэзия должна быть отстранена от «толпы», возвышена над ней. Поэт – особый человек, гений, который может пренебрежительно относиться к людям и обществу, поклоняясь только высокому искусству, недоступному простым смертным.

Стихотворение состоит из трёх строф. В первой строфе лирический герой обращается к юному поэту и провозглашает первый завет. Вторая строфа – второй и третий завет. В третьей строфе-выводе лирический герой подчёркивает важность трёх заветов, считая их единственным залогом того, что юноша превратится в настоящего поэта.

Название стихотворения «Юному поэту» важно в идейно-композиционном смысле. Юноша является поэтом потому, что пишет стихи и считает себя поэтом, но лирический герой уверен, что юный поэт должен потрудиться для этого высокого звания.

Тропы и образы

В первых двух строчках лирический герой рисует классический, близкий к романтическому, образ поэта с помощью эпитетов: юный возраст, бледная кожа, горящий взор.

Из этих трёх характеристик в последней строфе изменяется только одна. Взор становится смущённым (эпитет), потому что в душу пылкого юноши закрались сомнения: сможет ли он оправдать высокие требования, которые сам на себя должен возложить? Восклицательный знак в конце второго обращения говорит о душевном волнении лирического героя. Качество поэзии – главный вопрос его жизни.

Лирический герой, умудрённый опытом поэт, даёт юноше три завета. Завет – это не то же самое, что совет, который можно дать по-дружески или который может услышать ученик от учителя. Завет – это наставление или наказ, который дают потомкам или последователям. В данном случае речь идёт, конечно, о последователе и преемнике. Завет намекает ещё и на библейские Ветхий и Новый Завет, возводя поэзию в ранг религии, перед которой преклоняются.

Первый завет выражен антитезой, в которой противопоставляются настоящее и грядущее. Только грядущее – предмет исследования, «область» поэта.

Второй завет может показаться странным: лирический герой призывает юного поэта к эгоизму, учит его быть самовлюблённым и чёрствым. Но, если вдуматься, поэзия символистов требовала полной сосредоточенности на внутреннем мире поэта, это исключало сочувствие, которое предполагает интерес к другой личности. К тому же самолюбивый Брюсов рисует идеального поэта с себя.

Третий завет – поклоняться искусству – восходит к стихотворению Пушкина«Поэт и толпа», где поэт приходит к выводу, что поэты – особые существа, рождённые для вдохновенья, сладких звуков и молитв. В третьем завете лирический герой указывает на божество поэта – искусство. Оно становится основой поэзии символистов.

В этой строфе ключевую роль играют наречные эпитеты беспредельно (полюби), безраздумно, бесцельно (поклоняйся). Благодаря этим тропам и обилию глаголов достигается динамизм. Заветы – это, прежде всего, призыв к действию.

Юноша, которому лирический герой даёт наставления, переживает примерно то же, что и юноша из Нового Завета, который спросил у Иисуса, как попасть в Царствие Небесное. Иисус посоветовал ему продать имение и деньги раздать нищим. Юноша отошёл от Иисуса огорчённым, потому что понимал невыполнимость этого завета.

Так и юноша из стихотворения смущается, понимая, что принять три завета лирического героя, а, главное, исполнить их – почти невозможно. Метафора «молча паду я бойцом побеждённым» отсылает к надписи Жуковского на собственном портрете, подаренном Пушкину: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Зрелый Жуковский мог оценить беспристрастно талант молодого Пушкина, но Брюсов, сам ещё очень молодой, в глубине души не согласен уступить кому-то пальму первенства. Так что последняя строчка чисто гипотетическая, лирический герой никуда не уходит из мира, чтобы «оставлять» в нём поэта.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем. Рифмовка перекрёстная, женские рифмы в каждой строке способствуют торжественному изложению мыслей. Высокий стиль создают также старославянизмы: завет, грядущее, паду, взор, храни.

По произведению: «Юному поэту»

По писателю: Брюсов Валерий Яковлевич

В. Я. Брюсов написал стихотворение “Юному поэту” в 1896 году. Возможно, оно было неким посвящением ему самому. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Юному поэту” по плану. Им можно воспользоваться при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания – стихотворение появилось в 1896 году, Брюсов в это время – молодой поэт, полный энергии и желания творить.

Тема – назначение поэзии, роль ее создателя в жизни, возвышенность деятельности поэтов, необходимость их отдаления от остальных людей.

Композиция – условно в стихотворении можно выделить три основные части – это три завета, или наставления, которые дает лирический герой молодому поэту, представляющему все новое поколение поэтов.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – дактиль (трехсложный размер с ударением на первый слог), используется женская рифма, точная и неточная, и перекрестный способ рифмовки.

Метафоры “со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным”.

Эпитеты “беспредельно”, “безраздумно”, “бесцельно”.

Славянизмы (устаревшие слова)“завет”, “ныне”, “со взором”, “паду”, “грядущее”.

История создания

История создания стихотворения “Юному поэту” связана с 1896 годом, когда оно появилось. На первый взгляд, эти строчки похожи на наставление молодому поколению творческих людей, но не стоит забывать, что Брюсову на тот момент было немного за двадцать, поэтому скорее можно предположить, что прозорливый и не по годам размышляющий поэт написал завещание самому себе.

Тема

Стихотворение “Юному поэту” посвящено теме поэзии, поиске ее места в жизни самого поэта и его читателей. Он считает, что поэт – особенная личность, которая отстранена от других людей, поэтому дает вымышленному юному поэту, собирательному образу всей творческой молодежи, советы, каким он должен быть и какую роль должен играть в мире: “Юноша бледный… ныне даю я тебе три завета…”.

И, если в начале стихотворения мы представляем перед собой яркий образ – это “юноша бледный со взором горящим”. Он молод, заинтересован, преисполнен силы и желания творить, и это заметно по его взгляду, то в конце стихотворения, получив наставления, он вдруг меняется: теперь он стоит перед нами “со взором смущенным”. Эти перемены связаны с появившимися у него сомнениями: сможет ли он оправдать свое назначение, выполнить его?

Требования к нему изначально невыполнимы, нереальны, но автор знает это, и его обещание пасть “бойцом побежденным”, скорее всего, также призрачны. Он не готов уступать, напротив, настроен бороться за свое место на Олимпе поэзии.

Композиция

Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трех строф, содержащих заветы.

В первой части поэт дает совет не думать о том, что происходить сейчас, а устремлять свои мысли в будущее: “не живи настоящим, только грядущее – область поэта”. Это объясняется желанием символистов того времени отдалиться от ненавистной им действительности и уйти в мир прекрасный, более совершенный – мир поэзии.

Второй совет может смутить читателя, удивить его, ведь им поэт призывает любить только себя, не проявлять сочувствия к окружающим: “никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно”. Но такая позиция тоже может быть оправдана направлением, к которому Брюсов относил себя, а также его личными качествами, которым был характерен некий эгоизм. Плюс, стоит помнить о молодости поэта, времени, для которого свойственно самолюбование, дерзость, самоуверенность.

Третьим советом Валерий Яковлевич просит юношу быть преданным искусству – “только ему, безраздумно, бесцельно”. Ничего не должно быть важнее в жизни поэта, считает Брюсов, как поэзия.

Жанр

Жанр этого произведения будет легче определить, если попробовать в общем взглянуть на творчество Брюсова. Поэт стоял у истоков символизма в нашей стране. Он был упорным в стремлении несколько отстраниться от внешнего мира, который казался ему слишком неидеальным, грязным. Размышления его носят философский характер.

Стих написан трехстопным размером – дактилем. Поэт использовал перекрестный способ рифмовки (АВАВ) и разные виды рифм: женскую, точную (горящим – настоящим, завета – поэта) и неточную (сочувствуй – искусству).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные поэтом, не так обильны и разнообразны, но их достаточно для того, чтобы передать мысли поэта, осознать смысл его послания. Брюсов применяет несколько эпитетов: “беспредельно”, “безраздумно”, “бесцельно”, и метафор: “со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным”.

Кроме того, особенное звучание стихотворению придают устаревшие слова, уместно включенные в текст: “завет”, “ныне”, “со взором”, “паду”, “грядущее”. Это еще раз подчеркивает некую возвышенность деятельности поэта и ставит его выше каждодневных проблем.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В. Я. Брюсов написал стихотворение «Юному поэту»:</h3>

    • <label>В 1896 году</label>
    • <label>В 1899 году</label>
    • <label>В 1905 году</label>
    • <label>В 1917 году</label>

(новая вкладка)

  • Анализ стихотворений
  • Брюсов
  • Юному поэту



Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту». Яркий пример русского символизма

January 19, 2014

Валерий Брюсов является ярким представителем символистов и считается основоположником этого литературного течения в России. Многие поэты, творившие в конце XIX – начале ХХ века, прибегали к символизму, который выражал протест против догм, нравоучений и традиций. Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту» показывает, что автор хотел дать напутствие будущим литераторам, оставить после себя последователей, которые продолжат начатое им дело.

Содержание стихотворения

В 1896 году написал Брюсов «Юному поэту». Анализ стихотворения говорит о том, что автор мечтал о новом поколении символистов, которые, невзирая ни на что, будут служить искусству. Валерий Яковлевич призывал молодых людей быть безжалостными к обществу, эгоистичными и иметь лишь одну цель в жизни – проявлять свой писательский талант. Символисты на первое место ставят духовное и презирают материальное, поэтому последователи этого течения должны быть лишены приземленности и отрицать свою связь с текущим временем.

Загрузка…

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту» показывает, что автор призывает литераторов абстрагироваться от внешнего мира, грезить о прекрасном и свои мечты передавать в стихах. Каждый поэт-символист должен стать полубогом, самодостаточным человеком, которого будут уважать обыватели. Валерий Яковлевич требовал любить себя, понимать собственную неповторимость и четко идти к намеченной цели, не сбиваясь с пути. Настоящий поэт, несмотря ни на что, должен всю свою жизнь посвятить музе.

Скрытый смысл стихотворения

В конце XIX века все чаще стали происходить народные волнения, в обществе начали витать революционные идеи, противником которых был Брюсов. «Юному поэту» — стихотворение, призывающее к духовному развитию и отречению от всего материального. По мнению символистов, материализм не может править миром, сам же Валерий Яковлевич всегда считал, что только время может рассудить, кто был прав, а кто нет. В результате творчество Брюсова стало классикой русской литературы, а революционные идеи показали свою несостоятельность и утопичность.

Когда поэт требует от последователей любить себя, он имеет в виду не нарциссизм, а постижение личной неповторимости, которое поможет развить в себе хорошие качества, не быть зависимым от мнения окружающих. Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту» говорит о том, что автор считает, будто духовный мир человека, кроме него самого, никто не в состоянии оценить. Самовлюбленность помогает поэту лучше познать свой внутренний мир и раскрыться в поэзии.

Читателя может шокировать призыв автора никому не сочувствовать, но анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту» показывает, что он имеет в виду попытку оградить себя от всего материального и заниматься лишь духовными поисками. Если литератор начнет интересоваться чужими проблемами, то он попросту погрязнет в них, времени на творчество не останется вовсе. К тому же стихи должны быть легкими, возвышенными и не иметь ничего общего с земной жизнью, а для этого поэту нужно оградить себя от общества.

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»

В переломную эпоху начала 20 века, в период кризиса в общественно-политической, экономической жизни страны наступает и духовный кризис, происходит потеря нравственных ориентиров. Поэтому именно в это время предназначение поэта становится особенно важным.

Поэзия Серебряного века находится в поиске новых тем, образов, новых поэтических форм, но у нее есть главное – яркие, самобытные неповторимые личности самих поэтов. Одним из таких творцов является, бесспорно, Валерий Яковлевич Брюсов.

Его стихотворение «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Форма произведения понятна из названия, это посвящение. Сюжетно стихотворение представляет собой определенное напутствие. Лирический герой дает три завета начинающему поэту, которые тому необходимо соблюдать. Примечательно, что все эти советы переданы в форме повелительного наклонения. Так, мы можем понять, что это не просьба и даже, пожалуй, не совет. Это, скорее, требование, необходимость, без которой, по мнению лирического героя, настоящее искусство невозможно.

Очень интересно обращение в самом начале стихотворения. Лирический герой говорит: «Юноша бледный со взором горящим». Это романтический образ человека, который способен стать поэтом. Он бледен, будто изможден своими мыслями. Думаю, еще бледность подчеркивает его отрешенность от реального мира. Он как бы прозрачен, эфемерен. И лишь его горящий взор живет, он наполнен страстью, желанием сделать в этой жизни великое дело. Именно такого человека выбирает себе лирический герой в ученики. Именно и только в таком юноше он способен разглядеть возможность стать настоящим поэтом, творцом, созидателем. Герой видит в своем протеже возможность будущего величия, но для того, чтобы стать настоящим художником слова, необходимо соблюдать определенные правила. Хотя в устах лирического героя эти правила превращаются в заветы. Этим словом, думаю, подчеркивается священность поэта, поэтического искусства. Очень интересно, что эти «заветы» передают основу символистского искусства:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Реальность не должна существовать для человека, мечтающего стать настоящим поэтом. Ведь смысл поэтического творчества – формировать будущее. Только грядущее имеет смысл, только ради него и нужно творить. Это одно из правил поэта-символиста. Второй завет заключается в том, чтобы «никому не сочувствовать». Сначала эта фраза кажется довольно странной, но стоит немного подумать, и все становится более ясным. Я думаю, смысл здесь заключается в том, что для поэта главным интересом должна стать сфера его собственных эмоций. Начало 20 века – переломное время с тяжелой политической ситуацией. Но поэт должен отбросить это, ему нельзя об этом задумываться, ведь все эти земные передряги – лишь временное. Ему же необходимо всегда думать о вечном. Для этого и необходимо полюбить себя беспредельно. Ведь только наполняя, насыщая свой внутренний мир, символист сможет творить. И главная тема его творчества – собственные душевные переживания, но никак не связанные с настоящим.

Как можно понять из третьего завета, только искусство вечно и значимо для символиста. Ему необходимо отдаться полностью, без остатка. Искусство – это религия и смысл жизни.

Стоит отметить тот факт, что в третьем четверостишии взор юноши, к которому обращено все стихотворение, меняется. Теперь лирический герой говорит про него: «Юноша бледный со взором смущенным!» Думаю, до этого обращения юноша горел желанием стать поэтом, но не задумывался, какой это тяжкий труд, сколько условий нужно выполнить, чтобы стать настоящим творцом. Эта ответственность смущает юношу, заставляет его задуматься, готов ли он к этому. Зато, если он отважится принять эти заветы, то может стать таким мастером, перед которым склониться лирический герой:

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

В этих строках мы можем увидеть надежду лирического героя на то, что следующее поколение будет более совершенным, сможет выполнить эти три завета. Для него искусство – это вечная борьба, но он готов проиграть будущему поколению, если это пойдет на пользу творчеству.

Таким образом, это стихотворение очень лаконично и четко передает поэтическую программу символистов. К тому же это завещание потомков, призыв к ним. Лирический герой желает видеть в будущем поколении не просто достойных приемников, но творцов более совершенных, способных посвятить всю свою жизнь искусству.

Анализ стихотворения В. Брюсова «Юному поэту»

/ Сочинения / Брюсов В.Я. / Лирика / Анализ стихотворения В. Брюсова «Юному поэту»

Смотрите также по произведению «Лирика»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Юному поэту»

Валерий Брюсов на рубеже веков стал одним из основателей символизма в литературном творчестве. Принципы нового направления были изложены им в стихотворении 1896 г. «Юному поэту». Созревшая к тому времени в мыслях поэта творческая программа символизма воплотилась 15 июля в произведении, состоящем из 12 строк.

«Юному поэту» – поэзия в классической форме посвящения. Однако смысл ее далек от традиционных постулатов. Символисты описывают в своих творениях главным образом не реальные события повседневности, а скрытое за пеленой тайны духовное содержание. Потому Брюсов первым из трех наставлений будущему преемнику дает совет не вовлекаться в насущные дела настоящего момента, а устремить взгляд в далекое будущее.

Поэт, по мнению автора, обязан строить вечное: силой воображения и вдохновения описывать призрачные образцы городов, вдохновившись которыми, каждое новое поколение будет процветать и возвышаться над тривиальной обыденностью.

Второй завет стихотворения может сперва слегка шокировать циничностью и бездуховностью, – «никому не сочувствуй». Но если основательно задуматься над этим выражением и следующими за ним словами о необходимости любить прежде всех себя самого, то все встанет на свои места. Служителю муз следует отречься от преходящих забот и горестей окружающих, сделав центром и смыслом существования собственный душевный мир – и все это во имя великого искусства и будущего человечества.

Третий и последний совет – «поклоняйся искусству». Ни чинам, ни материальным благам не следует уделять столько внимания, как творчеству.

В произведении лирический герой – юный поэт в первых строках рисуется с горящими глазами – как полный энтузиазма перед предстоящими поэтическими свершениями. В последнем четверостишии он уже «смущенный» возложенной на его неокрепшие плечи огромной ответственностью. Начинающий стихотворец описан эпитетом «бледный» – символ его отрешенности от земного. В финале Брюсов обещает преклониться перед новым Поэтом, если тот выполнит заветы и станет действительно творцом с большой буквы.

«Юному поэту» было написано в размере дактиля, – лаконичное и мелодичное произведение русской литературы.

«Юному поэту» В.Брюсов

«Юному поэту» Валерий Брюсов

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»

Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма — литературно-художественного течения, которое приобрело огромную популярность на рубеже 19 и 20 веков. Несмотря на то, что сам по себе символизм был своеобразным протестом различным нравоучениям, догмам и традициям, Валерий Брюсов все же не отказал себе в удовольствии составить короткий рифмованный трактат, в котором изложил основные принципы этого направления в литературе. Стихотворение «Юному поэту», написанное в 1896 году, — это, своего рода, напутствие будущим литераторам, которых Валерий Брюсов непременно хочет видеть символистами. По его мнению, они должны быть достаточно эгоистичными и безжалостными по отношению к окружающим, а их главной целью в жизни должно стать служение искусству.

Так как символизм полностью отрицает связь с текущим моментом, а его последователи лишены приземленности и духовное ставят гораздо выше материального, Валерий Брюсов советует своим последователям жить не настоящим, а будущим. Он призывает их мечтать и воплощать свои грезы в стихах, считая, что это поможет полностью абстрагироваться от внешнего мира. стать самодостаточными людьми, эдакими полубогами, которым будут поклоняться обыватели.

Не стоит забывать, что конец 19 века ознаменовался массовыми народными волнениями и политизацией общества, в котором начали преобладать революционные идеи. Они не только шли вразрез с творчеством символистов, но и считались в этой среде абсолютно деструктивными. Материализм не может править миром, так как в основе всех поступков и стремлений человека лежит его духовная сила. Тем не менее, Валерий Брюсов никогда не отрицал иной точки зрения, считая, что лишь время вправе рассудить людей и показать, кто из них был прав. В итоге стихи Брюсова стали классикой, а революционные идеи со временем сошли на нет, продемонстрировав миру свою утопичность и несостоятельность.

Вероятно, предвидя это, в стихотворении «Юному поэту» Валерий Брюсов призывает своих последователей любить себя «беспредельно». Это подразумевает не только нарциссизм, но и осознание собственной уникальности. Действительно, каждый человек неповторим и в некотором роде является произведением искусства. Но для того, чтобы научиться видеть в себе самые лучшие качества и культивировать их, нужно отказаться от якоря, который прочно держит человека на земле, заставляет его покупать модную одежду и прислушиваться к мнению окружающих. Между тем, Валерий Брюсов убежден, что никто не в состоянии по достоинству оценить богатый духовный мир истинного поэта, кроме него самого. Поэтому в данном случае самовлюбленность – не деструктивная черта, а средство самозащиты и духовного развития, благодаря которому истинный литератор учится понимать свой внутренний мир и приоткрывать его окружающим в своих произведениях.

Если с любовью к искусству все вполне понятно, и никто не станет спорить, что истинный поэт должен служить своей музе верой и правдой на протяжении всей жизни, то призыв Валерия Брюсова никому не сочувствовать поначалу шокирует. Однако и в этих строках есть свой сокровенный смысл, который заключается в том, что сострадание является серьезным препятствием для созерцания и духовных поисков символистов. Ведь достаточно лишь однажды заинтересоваться духовным миром другого человека и проявить участие в его судьбе, чтобы моментально погрязнуть в чужих проблемах. Это, по мнению Брюсова, является настоящим предательством по отношению к поэзии, которая должна быть тонкой, возвышенной и напрочь лишенной налета пошлости, вызванного соприкосновением с земным бытием.

Слушать стихотворение Брюсова Юному поэту

Темы соседних сочинений

← Февраль↑ БрюсовАнтоний →

Картинка к сочинению анализ стихотворения Юному поэту

Валерия Брюсова принято считать одним из основоположников символизма в России. Он ратовал за приобщение людей к искусству, а юных поэтов непосредственно к символизму, считая это течение дарующим максимальные возможности для развития творчества.

В 1896 году он создает стихотворение под названием «Юному поэту», которое имеет форму посвящения и обращено к начинающим творцам пера.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

Форма посвящения не была нова для русской литературы. К ней в своем творчестве уже прибегали Жуковский, Пушкин, Некрасов и другие поэты. Брюсов в своем произведении дает три наказа будущему возможному приемнику. Все они представлены в повелительном наклонении. Этот факт указывает на то, что автор не просит, а почти требует, заклинает выполнять указанное. Ведь он прожил на Земле уже не так мало лет, имеет опыт за плечами и волнуется за начатое им дело, жаждет, чтобы оно нашло почитателей и продолжало существовать и развиваться. Но это не просто три завета поэта, это, ко всему прочему, кратко оформленная программа символистов. Такие деятели искусства должны смотреть в будущее, любить себя и поклоняться лишь искусству.

Лирический герой, коим в стихотворении является сам Брюсов, призывает молодого поэта думать о будущем. Ведь от его мыслей и деяний может зависеть картина завтрашнего дня. Отсюда и вытекает призыв думать о себе. От качества внутреннего мира художника зависит, будут ли читаться его творения.

Смыслом жизни для поэта должно стать искусство. Лишь ради него стоит быть на этом свете. Даже сочувствовать поэт запрещает. И этот призыв сперва настораживает. Но стоит обратиться к теории символизма, как понимаешь, что все произведения данного направления строятся на созерцании, на умении видеть прекрасное. А когда человек погружен в чужие проблемы, он не сможет лицезреть красоту вокруг.

Данное стихотворение не может похвастать обилием изобразительно-выразительных средств. Среди употреблённых можно назвать лишь эпитеты «юноша бледный», «взором горящим», инверсию «бойцом побежденным» и сравнение смерти с падением побежденного в бою бойца. В целом же оно строго, лаконично, четко выстроено и всей своей композицией и стилем напоминает программу. Оно похоже на публицистическое произведение.

В произведении можно заметить образы двух героев: сам лирический герой и адресат его обращения. На первый взгляд лирический герой кажется даже авторитарным. Ведь он наставляет, говорит, что стоит делать, а чего стоит избегать. Но достаточно прочитать последние строки стихотворения, как понимаешь, что это не так.

Лирический герой понимает, что дело его жизни еще не совершенно и боится, что без четкого контроля после его смерти, оно может кануть в Лету. Герой, напротив, мечтателен. Он верит и надеется, что следующие поколения будут лучше: более талантливы, более трудолюбивы.

А каким видит Брюсов поэта будущего? В начале стихотворения это молодой юноша полный энергии и сил. В последних строках сочетание «со взором горящим» заменено на «со взором смущенным». Та ответственность, которую Брюсов хочет возложить на его плечи превращает юношу в смущенного и тихого. Но в душе он все равно готов на свершения, так как до боли любит дело, которым занят.

Таким образом, в данном стихотворении Брюсову удалось отобразить программу символистов и в то же время оставить таким незатейливым способом завещание потомкам.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/yunomu-poetu.html
  • https://goldlit.ru/bryusov/1071-yunomu-poetu-analiz
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/bryusov/unomu-poetu.html
  • https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/bryusova/yunomu-poetu
  • https://sochinyalka.ru/2017/08/analiz-stihotvoreniya-bryusova-yunomu-poetu.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт