«Ревизор» тема, идея, композиция

Пьеса Гоголя “Ревизор” совершила своеобразную революцию в русской драматургии: в композиционном и содержательном плане. Её успешному изучению на уроках литературы в 8 классе поможет подробный анализ произведения по плану, который вы найдёте в статье. История создания комедии, её первая постановка, проблематика и художественные особенности пьесы рассмотрены ниже. В “Ревизоре” анализ предусматривает знание исторических и социальных условий описываемой эпохи. Гоголь всегда верил в будущее России, поэтому пытался “излечить” общество с помощью искусства.

analiz-revizor-gogol-50376.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.

Год написания – 1835 год, последние правки в пьесу Н. В. Гоголь внёс в 1842 году – это окончательный вариант.

История создания – идею для сатирической пьесы подарил Гоголю А. С. Пушкин, который рассказал историю о П. П. Свиньине (издателе журнала “Отечественные записки”), которого приняли за высокопоставленное лицо, приехавшее с ревизией.

Тема – пороки общества, чиновничество и его беспредел, лицемерие, духовная бедность, общечеловеческая глупость.

Композиция – Кольцевая структура, отсутствие экспозиции, “психологичные” авторские ремарки.

Жанр – комедия социально-сатирической направленности.

Направление – реализм (типичность, свойственная 19 веку).

История создания

В 1835 году, прервав работу над “Мёртвыми душами”, Николай Васильевич просит у Пушкина идеи для написания сатирической пьесы, которая бы высмеивала общественные недостатки, жизнь высших чинов. Пушкин делится с Гоголем историей о П. П. Свиньине, которая случилась в Бессарабии. Также он сообщает, что однажды сам попал в подобное положение в Нижнем Новгороде, когда приехал собирать материал о Пугачёве. Ситуация, действительно, комичная: она понравилась Гоголю, и в течение октября-ноября 1835 года он написал пьесу.

В этот период похожие темы фигурируют у нескольких писателей-современников Гоголя, его это расстраивает, теряется интерес к замыслу. В своих письмах к Пушкину, он говорит о желании бросить работу, но Александр Сергеевич убеждает его не останавливаться, закончить своё произведение. Наконец, комедия была зачитана автором в гостях у В. Жуковского, где собрались известные литераторы и писатели. Присутствующие восприняли её с восторгом, но суть комедии ускользнула от слушателей, что расстроило автора.

“Ревизора” посчитали обычной классической пьесой с типичными персонажами и, выделяющейся из себе подобных, только благодаря чувству юмора автора. Сцена обрела пьесу далеко не сразу (первая постановка была в 1836 году в Александрийском театре), сам Жуковский уговаривал императора разрешить постановку произведения, уверяя его в благонадёжности сюжета и идеи. Само драматическое действие оказало двоякое впечатление на правителя, но пьеса ему понравилась.

Тема

Реализм Гоголя помещал типичную личность в типичные обстоятельства, но результат, которого хотел добиться драматург должен был донести до зрителя нечто большее, чем пьесу о пороках. Автор делал несколько попыток в надежде донести до актёров и постановщиков основную мысль пьесы, писал сопровождающие комментарии и рекомендации к постановке. Гоголю хотелось раскрыть конфликт настолько полно, насколько это возможно: подчеркнуть комизм, абсурдность ситуации.

Главная тема пьесы – проблемы и пороки общества, глупость и лицемерие чиновничества, показ моральной и духовной стороны жизни этого сословия. Язык комедии острый, сатиричный, язвительный. У каждого персонажа своя неповторимая речевая манера, характеризующая и обличающая его же самого.

Среди героев пьесы нет положительных персонажей, что достаточно ново для жанра и направления, в котором работал автор. Двигателем сюжета является банальный страх – проверяющие высокого ранга могли решить судьбу любого таким образом, что он мог лишиться положения в обществе и понести серьёзное наказание. Гоголю хотелось вскрыть огромный пласт пороков общества, тем самым излечив его от них. Автор планировал поднять всё самое подлое, несправедливое и безнравственное, что творится в современном обществе.

Идея, которая реализована автором в пьесе – показать бездуховность, пошлость и низость жизненного уклада русского чиновничества. То, чему учит произведение – находится на поверхности: остановить ситуацию можно, если каждый начнёт с себя. Странно, что автор хотел адекватного восприятия пьесы от зрителей, которые являлись фактически прототипами его действующих лиц.

Композиция

Особенностью композиции является то, что пьеса не имеет экспозиции, а начинается с завязки. В произведении присутствует кольцевая структура: оно начинается и заканчивается сообщением о том, что “приехал ревизор”. Хлестаков оказывается в центре событий совершенно случайно, некоторое время не понимая, отчего в городе так хорошо его принимают. После он принимает условия игры, поддерживая роль, которую ему навязали. Впервые в литературе главный герой – лживый, беспринципный, низкий и отвратительно изворотливый персонаж. Произведение хорошо воспринимается в форме пьесы при чтении благодаря авторским ремаркам и замечаниям, которые раскрывают психологию героев, их внутренний мир. Гоголь создал удивительную коллекцию образов в одной небольшой пьесе, многие из них стали нарицательными в литературе.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Ревизора».

Жанр

Гоголя можно назвать основателем сатирического драматического жанра в русской литературе. Именно он вывел главные закономерности комедии, которые стали классическими. Он ввёл в драматургию приём “немой сцены”, когда действующие лица безмолвствуют. Именно Николай Васильевич привнёс в комедию сатирический приём гротеска. Чиновничество изображено не просто глупым, а чудовищно ограниченным. В комедии нет ни одного персонажа нейтрального или положительного, решительно все действующие лица погрязли в пороках и собственной глупости. Жанр произведения – социально-сатирическая комедия в духе реализма.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 17

    В каком году был написан «Ревизор»?</h3>

    • <label>1799</label>
    • <label>1935</label>
    • <label>1835</label>
    • <label>1996</label>

(новая вкладка)

«Ревизор» анализ произведения Гоголя поможет определить, какая тема, идея, главная мысль, композиция, сюжет, проблематика пьесы.

Содержание

«Ревизор» тема, идея, композиция

Автор — Николай Гоголь

Год написания — 1835

Жанр — комедия социально-сатирической направленности.

Направление — реализм

Тема — пороки общества, чиновничество и беззаконие, лицемерие, духовная бедность, общечеловеческая глупость.

Основная мысль пьесы. За основную мысль можно взять цитату: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

Чиновники и известные деятели основном ведут себя неподобающе (например, берут взятки) и только с приездом высокопоставленного лица начинают прикрывать свои грешки.

Проблематика произведения «Ревизор»

Главные герои произведения «Ревизор»

  • Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.
  • Чиновники: Антон Антонович Сквозник-Дмухановский (городничий), Лука Лукич Хлопов (смотритель училищ), Аммос Ляпкин-Тяпкин (судья), Артемий Филиппович Земляника (попечитель богоугодных заведений), Иван Шпекин (почтмейстер) и др.
  • Полиция: Уховёртов (частный пристав); Свистунов, Пуговицын, Держиморда — полицейские.
  • Обитатели: Бобчинский и Добчинский (городские помещики), Абдулин (купец), Пошлёпкина (слесарша), унтер-офицерша.
  • Анна Андреевна, жена городничего
  • Марья Антоновна, дочь городничего

Композиция произведения «Ревизор»

  • Завязка. Известие о приезде ревизора.
  • Композиция
  • Развитие действия. 1. Распоряжения Городничего чиновникам. Новость из гостиницы. 2. Визит Городничего в гостиницу. 3. Осмотр Хлестаковым богоугодных заведений. Хлестаков в доме Городничего. 4. Парад чиновников и жалобщиков. 5. Сватовство Хлестакова.
  • Кульминация. Враньё Хлестакова и торжество Городничего.
  • Развязка. Письмо Хлестакова Тряпичкину. Известие о приезде настоящего ревизора.
Кадр из фильма «Ревизор» (1952)

Основная мысль комедии заключается в том, что те люди, которые должны служить Отечеству (дворяне, чиновники) занимаются лишь угождением своим страстям. Гоголь выставил в сатирическом свете чиновничество и дворянство, с помощью освещения следующих проблем.

Отношение чиновников к своей службе

Все чиновники в комедии пользуются своим положением только для того, чтобы нещадно грабить казну или подвластное им население. У них нет в мыслях исполнять свою прямую обязанность — служить обществу, принося ему пользу, работать над улучшением жизни города. Во второй части комедии Гоголь показывает тяжелое положение народа и проблемы людей, связанные с таким «правлением» начальствующих.

Высказывания почтмейстера и городничего смешны именно тем, что выдают полное отсутствие совести.

Так, почтмейстер советует городничему начать читать чужие письма, поскольку это интересное развлечение. Городничий даже и не думает попрекать почтмейстера за такое увлечение.

Отношения чиновников между собой

Здесь царит чинопочитание, корыстная взаимовыручка и лицемерие.

Обирая тех, кто ниже, чиновники считают нормальным давать взятки всем тем, кто выше по чину. В этом негласный закон чиновничества, как его показывает нам Гоголь. Все приходящие к мнимому ревизору Хлестакову держат при себе деньги для взятки. Например, судья Аммос Федорович, который так выражает свои переживания во время визита:

«А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне».

Взяточничество соседствует с таким пороком, как чинопочитание (подобострастие перед высшими чинами).

В присутствии «ревизора» Хлестакова все чиновники заикаются и подобострастничают. Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ, ярко выразил понятие чинопочитания одним своим признанием :

«Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул».

Пустота внутреннего мира дворян

Гоголь высмеивает высокое мнение представителей дворянства о самих себе, которое ничем не заслужено.

О Хлестакове рассказывает его слуга Осип, который, по словам автора, «умнее своего барина»:

«делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет».

Герой проводит свою жизнь тем, что прожигает отцовские деньги, присылаемые «из деревни», проигрывая их в карты.  Хлестакову не за что себя уважать. Но он о себе очень высокого мнения, лишь потому, что он дворянского звания и чиновник. Например, он возмущается насчет трактирщика, который «смеет» требовать с него оплаты:

«Да что он, как он смеет в самом деле? Что я ему, разве купец или ремесленник?»

Смысл его жизни ничтожен — получать всевозможные блага жизни, причем даром, ничего для этого не делая. Хлестаков уверен:

« Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия ».

Именно потому и стали возможными события данной комедии,  что Хлестаков очень высокого мнения о том, что ему причитается, не представляя из себя ровным счетом ничего.

Высокие почести, принимаемые ни с того ни с сего от городничего и от других чиновников, удивили бы любого трезвомыслящего человека, но они не смущают Хлестакова. Он их принимает по своей глупости как должное, видимо привыкнув к такому угождению его желаниям с детства, как избалованный дворянский ребенок:

«…я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность».

Хлестаковщина (жизнь для одного себя и своего удовольствия) – это сатирическое изображение сути всего дворянского сословия. С помощью образа Хлестакова изобличается безделье, тщеславие и высокомерие дворян.

Но может быть, другой, настоящий ревизор, который приехал в конце произведения, наведет справедливость и порядок, и не будет брать взятки, а будет судить мошенников со всей строгостью и справедливостью? Вспомним такую художественную деталь, как сон, который снился городничему перед самым началом действия. В нем были две огромные черные крысы, которые «пришли, понюхали и ушли».

Огромные черные крысы — что они символизируют во сне городничего?

Две крысы, вероятнее всего, символизируют двух ревизоров: один фальшивый (Хлестаков),  другой настоящий (в финале), но оба они должны быть похожи друг на друга. Как крысы, они ищут лишь выгоду, ни капли не интересуются реальными делами города и лишь готовы обобрать каждого. В этом, кстати, чиновники из Петербурга очень похожи на чиновников уездного города, в который приезжают.

Появление Хлестакова послужило зеркалом, в котором отразились все пороки чиновников. Он обобрал тех, кто принял его за другого, и высмеял затем всех в своем письме другу. Но Хлестаков — не особый плут и не мошенник. Он просто дурачок, человек безо всякого внутреннего содержания,  без царя в голове, воспользовавшийся случайной ситуацией. Виноваты во всем происшедшем прежде всего сами чиновники уездного города. Поэтому Гоголь поставил такой эпиграф к свой комедии :

«Неча на зеркало пенять, коли рожа крива».

«Ревизор» – комедия, которая является актуальной и по сей день. Взяточничество и пренебрежение обязанностям, глупость и халатность в сегодняшнем мире имеют место быть и процветают. Именно поэтому в произведении «Ревизор» главная мысль, которая выражена еще во времена написания произведения, актуальна и сегодня.

О чем произведение

В комедии «Ревзор» подчеркиваются основные пороки российского общества, в частности чиновничества и людей, которые несут ответственность за существование самого государства, ведь из каждого маленького уездного города и складывается большая страна. Столичные ревизоры обязаны проверять порядок в таких городах. Но человеческая глупость и нечестность доводят ситуацию до абсурда. В итоге читатель понимает, насколько важно быть честным по отношению к себе и своим обязанностям.

Основная мысль произведения

Автор пытается донести до читателя важную мысль о том, что за свои действия (или бездействие) необходимо нести ответственность. Даже если в какой-то момент тебе удается «выкрутиться», все равно справедливость восторжествует. Тот самый настоящий ревизор все равно приедет. Нужно быть честным и выполнять свои обязанности как нужно. Тогда не страшны будут никакие проверки, ведь честь и правильное отношение к делу всегда выше, чем глупость, халатность и пренебрежение к своей работе. В этом и заключается основная мысль «Ревизора».

Данная статья поможет написать грамотное сочинение на тему «Главная мысль комедии «Ревизор».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 17

    В каком году был написан «Ревизор»?</h3>

    • <label>1799</label>
    • <label>1935</label>
    • <label>1835</label>
    • <label>1996</label>

(новая вкладка)20-e4ad40e9395fbe2c98b231b5715b57b89d9f651215912742f462be403b54698b.pngСоколова Галина

Главной темой для своей комедии Гоголь выбрал высмеивание чиновников тех времен, и в частности их жажду наживы, лицемерие, лживость, и т.д. В начале произведения становится известно, что в город должна приехать проверка. В панике, что все темные дела могут быть раскрыты, чиновники принимают за ревизора, проживающего в гостинице Хлестакова. Они стараются ему угодить, а он этим пользуется, а потом уезжает. Когда они думают, что все окончилось благополучно, появляется настоящий ревизор.

ПожаловатьсяИспользуемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/revizor/analiz-proizvedeniya-gogolya.html
  • https://kratkoe.com/revizor-tema-ideya-kompozitsiya/
  • https://zen.yandex.com/media/id/5dcbb6b7525c952780f981b9/analiz-komedii-gogolia-revizor-osnovnaia-mysl-proizvedeniia-5fb521866bd43436fcd39bb6
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/revizor/glavnaya-mysl-komedii.html
  • https://vashurok.ru/questions/kakova-tema-komedii-revizor-kakov-syuzhet

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт