Чёрточки с точечкой: а что вы помните про главные и второстепенные члены предложения?

podcherkivanie_chastey_rechi.jpgПри изучении русского языка в школьную программу включают темы, связанные с рассмотрением разных частей речи, из которых строится предложение. При письме каждая из них выделяется с помощью специального подчеркивания. В процессе разбора предложения преподаватель уточняет месторасположение его составляющих и объясняет, как они подчеркиваются.

Оглавление:

Согласно правилам русского языка, обычное предложение состоит из 2 видов членов:

  • главные — подлежащее и сказуемое;
  • второстепенные — определение, обстоятельство, дополнение.

Это интересно: краткое причастие — примеры, отличие от прилагательного.

Главные члены предложения

podcherkivanie_glavnyh_chlenov.jpgПодлежащее в тексте обычно выражается существительным, а сказуемое — глаголом. Оба эти члена выделяются прямыми линиями. Чтобы наглядно показать, как подчеркивается подлежащее и как подчеркивается сказуемое, приведем пример:

Пират охотился за сокровищами.

В этом простом предложении в качестве главного субъекта выступает слово «пират», которое мы подчеркиваем одной горизонтальной чертой.

Это интересно: лексическое значение слов, основные типы.

Действием, которое совершает субъект, является слово «охотился» и выделяется двумя горизонтальными линиями, находящимися параллельно.

Важно!

  1. Подлежащее (вопрос-маркер: что? и кто?) и сказуемое (вопрос-определитель: что делал? и что сделал?) в классическом варианте выражаются существительным и глаголом, однако бывают исключения, когда главные члены выражены другими частями речи:
  • причастием;
  • наречием;
  • местоимением;
  • именным существительным.

В таких случаях нужно помнить, что главные члены выражают субъект действия и само действие.

Определение грамматической основы в предложении: подлежащего и сказуемого

Типы предложений

  1. В русском языке встречаются 2 типа предложений:
  • простые — двусоставные и односоставные;
  • сложные — с несколькими главными членами.

В односоставном варианте может присутствовать либо подлежащее, либо сказуемое.

Это интересно:  Ударение в слове «щавель» по нормам русского языка

Второстепенные члены предложения

Среди неглавных частей предложения в тексте представлены:

  • Определение — выделяется волнистой линией. Уточняется вопросами: чья? чей? какая? который?.

В тексте выражается:

  • прилагательным;
  • инфинитивом;
  • наречием;
  • существительным в не Именительном падеже.

Для наглядности приведем примеры, показывающие, как подчеркивается определение, выраженное разными частями речи.

Это интересно: «мал золотник, да дорог» — значение, объяснение и смысл пословицы.

Прилагательным:

Яркое утро.

где слово «яркое» — признаком субъекта «утро».

Инфинитивом:

Черта характера подчинять была у каждого правителя.

где слово «подчинять» — признак предмета «черта».

Наречием:

Дочь сидела тихо в комнате.

где слово «тихо», описывает сказуемое «сидела».

Существительным:

Дом с мезонином был последним пристанищем Чехова.

где слово «с мезонином» — определение субъекта «дом».

  • Обстоятельство — подчеркивается штрихпунктирной линией с точкой. Описывает характеристики действия и указывает на:
  • место — вопросы — маркеры: где? куда? откуда?
  • время — вопрос-определитель: когда?
  • причину — маркер: почему?
  • цель — вопрос: зачем?
  • образ — вопрос-маркер: каким образом?
  • сравнение — вопрос-определитель: как?
  • условие — маркер: из-за чего?

В тексте выражается:

  • косвенным существительным;
  • наречием;
  • деепричастным оборотом.

В качестве примеров приведем фразы, где покажем, как подчеркивается обстоятельство, представленное вышеуказанными частями речи.

Косвенным существительным:

Он был на севере важным человеком.

где слова «на севере» обозначают обстоятельство.

Нужно знать: что такое сложносочиненное предложение, его примеры в литературе.

Наречием:

Машина ушла влево, чтобы не перевернуться.

где слово «влево» является обстоятельством.

Деепричастным оборотом:

Ожидая праздника, она пригласила всех своих родственников.

где словосочетание «ожидая праздника» — обстоятельство.

  • Дополнение — выделяется на письме штрихпунктирной линией. Определяется вопросами косвенных падежей: Т., П. Д. Вн ., Р.

Подразделяется на 2 типа:

  • прямое — субъект действует прямо, например, воплощать мечту; съел кашу; заворачивать подарок.
  • косвенное — субъект действует через кого-то или что-то, например, приказал подать чай; покоритель душ; параллельно дому.

В тексте выражается:

  • существительным;
  • местоимением.

В качестве примеров приведем предложения, показывающие, как подчеркивается дополнение, выраженное ранее указанными частями речи.

Это интересно: распространенные предложения, их примеры за 5 класс.

Существительным:

Все украшают дом гирляндами на Рождество.

где слово «гирляндами» обозначает дополнение.

Местоимением:

Принцесса знала его как никто другой.

где слово «его» — дополнение.

Важно! В связи с тем, что некоторые части речи могут обозначать разные члены предложения, необходимо задавать вопросы-маркеры.

Например, чтобы понять, как подчеркивается местоимение или числительное, необходимо уточнить, каким членом предложения оно является.

Подводя итог, отметим, что приведенные примеры не только наглядно демонстрируют, как подчеркивается прилагательное и другие члены предложения, но и являются материалом для составления таблицы, которая в будущем может стать «костылем» для памяти.

Это интересно: баловаться — ударение на каком слоге ставить?

Отзывы и комментарии

Это интересно

  • О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
  • Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
  • Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
  • Русский этнограф и великий путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
  • Кто такой Джеймс Кук и каковы его основные открытия?

19 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы погорим о том, что такое члены предложения и какие они бывают. Эту тему каждый школьник проходит еще в начальных классах.

Но многое из того, что мы когда-то учили, позабылось. А что-то, возможно, будет для кого-то и открытием.

Главные и второстепенные члены предложения

Члены предложения – это слова и словосочетания, которые связаны друг с другом различными способами. Каждый из них призван дать более точную информацию о предмете повествования.

Все члены предложения делятся на две категории – главные и второстепенные.

  1. К главным относятся подлежащее и сказуемое
  2. К второстепенным – определение, обстоятельство и дополнение
» alt=»»>

Подлежащее — самый главный член предложения

Подлежащее – это то, на чем строится все предложение. Это главный член, так же как и сказуемое. Но если можно так сказать, то подлежащее в данном случае главнее.

Распознать его просто. Во-первых, именно вокруг этого слова или словосочетания (что это?) строятся все остальные. А во-вторых, оно всегда употребляется в именительном падеже и отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?».

Например:

Выделенные слова и есть подлежащее – человек или предмет, о котором и рассказывает конкретное предложение.

Подлежащее может состоять из одного или нескольких слов.

Когда слово одно, то оно может быть следующим:

  1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Мама (кто?) мыла раму.
  2. МЕСТОИМЕНИЕ. Он (кто?) не выучил уроки.
  3. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Слепой (кто?) не мог самостоятельно перейти дорогу.
  4. ПРИЧАСТИЕ. Упавший (кто?) сломал себе ногу.
  5. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. Трое (кто?) шли по лесу.
  6. ГЛАГОЛ (только в форме инфинитива). Жить (что?), как говорится, хорошо!

Но есть предложения, в которых в качестве подлежащего выступают сразу несколько слов:

  1. КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Четверо друзей (кто?) поехали в отпуск.
  2. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Каждый из нас (кто?) должен внести свой вклад.
  3. ЗНАЧЕНИЕ СОВМЕСТИМОСТИ. Отец с сыном (кто?) поехали на рыбалку.
  4. ЗНАЧЕНИЕ ФАЗЫ (периода). На дворе был конец августа (что?).
  5. ПРИНЦИП НЕДЕЛИМОСТИ (слова только вместе обозначают конкретное понятие). Млечный путь (что?) выглядит недосягаемым.
  6. ЗНАЧЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Что-то непонятное (что?) творилось с ним.

Кстати, в редких случаях подлежащее может употребляться и не в именительном падеже. Но только тогда, когда речь идет о чем-то приблизительном. Например, около десяти самолетов (что?) вылетели на задание.

Сказуемое — второй главный член предложения

Сказуемое – это второй главный член предложения. Оно обозначает действие, которое совершает сказуемое, или его состояние.

Сказуемое отвечает на вопросы – «Что делает?», «Что сделает?», «Что сделал?» и «Каков?». Чаще всего в этой роли выступает глагол, но бывают и другие части речи.

Все сказуемые можно поделить на три части:

  1. ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ. Мама мыла (что делала?) раму.
  2. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ – оно состоит из глагола и инфинитива. Вася мечтал поступить (что делал?) в институт.
  3. СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ – может быть глаголом или другой частью речи, например, существительным, наречием, причастием, местоимением. Погода была мерзкая (какова?). Пес – верный друг (каков?). У него нервы тверже (каковы?) стали.

Определение — второстепенный член

Определение – это второстепенный член предложения, который всегда относится к существительному, местоимению или части речи, которое в конкретном случае выступает в роли существительного.

Определение отвечает на вопросы – «Какой?», «Который?» и «Чей?».

Все определения делятся на категории:

  1. СОГЛАСОВАННЫЕ – относятся непосредственно к члену предложения в различном падеже, числе и роде. В этой роли часто выступают прилагательные, причастия, числительные и местоимения. Мама мыла грязные (какие?) окна. Он спал уже восьмой (какой?) час.
  2. НЕСОГЛАСОВАННЫЕ – выражаются в виде существительных, сравнительных прилагательных, наречий и глагола в форме инфинитива. Он отдыхал в доме родителей (чьем?).

К определениям также относятся слова существительные, которые пишут с основными через дефис, или являются названиями, которые употребляются часто в кавычках. Например, город-герой, Архип-кузнец, газета «Московский комсомолец».

Обстоятельство

Обстоятельство – это еще один второстепенный член предложения, который обозначает характеристику какого-либо действия или состояния.

Отвечает на вопросы – «Как?», «Где?», «Почему?», «Откуда?», «Каким образом?», «Куда?» и «Зачем?».

Чаще всего обстоятельство выражается в форме наречий, существительных в косвенных падежах глаголом-инфинитивом или деепричастием. Вдали (где?) слышались раскаты грома. Он шел очень тихо (как?). Он приехал из соседней страны (откуда?).

Дополнение

Дополнение – еще один второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

Например, «Кого/Чего?», «Кому/Чему?», «Кем/Чем?», «О ком/О чем?».

Выражается в форме существительного, местоимения или именных словосочетаний. Он любил сына (кого?). Этот подарок он приготовил для нее (кому?).

Разбор предложения по членам

В школе ученикам часто дают задание – разобрать предложение по членам. Это означает, что надо найти в нем подлежащее, сказуемое и второстепенные члены, если они есть. А для выделения в тексте каждого члена предложения используют подчеркивания, которые указаны в следующей таблице:

Приведем пример. Нужно разобрать предложение:

Опытный охотник крался тихо по лесу и искал добычу.

В данном случае подлежащим будет слово «охотник». Сказуемых здесь сразу два – «крался» и «искал». Определением будет слово «опытный», так как отвечает на вопрос «какой охотник?». Дополнение – это «добыча» (кого искал?). И обстоятельства здесь тоже два – «тихо» (как крался?) и «по лесу» (где крался?).

И в итоге правильный разбор предложения будет выглядеть как показано чуть выше.

Заключение

В русском языке члены предложения могут находиться в каком угодно месте.

Например, подлежащее, как главное слово, не обязано располагаться в самом начале. Им может и заканчиваться фраза. И этим наш «великий и могучий» отличается от большинства иностранных языков.

Например, в английском любое предложение строится по формуле – сначала подлежащее и сказуемое, а уже потом все остальное. С одной стороны, так, конечно, проще. Но с другой – теряется эмоциональность и разнообразие, которым славится русский язык.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (1)

«>

Хотя, в русском языке члены предложения могут располагаться в любом порядке, это часто затрудняет понимание сказанного, особенно для иностранцев.

Дополнение под­чер­ки­ва­ет­ся штри­хо­вой лини­ей, опре­де­ле­ние — вол­ни­стой лини­ей, обсто­я­тель­ство — лини­ей «штрих-точка-штрих-точка».

Узнаем, как под­чёр­ки­ва­ет­ся допол­не­ние, опре­де­ле­ние и обсто­я­тель­ство, какие вопро­сы сле­ду­ет зада­вать к этим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам, что­бы пра­виль­но опре­де­лить их в предложении.

В рас­про­стра­нен­ном пред­ло­же­нии, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные члены:

Каждый из этих видов вто­ро­сте­пен­ных чле­нов при выпол­не­нии син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра пред­ло­же­ния под­чер­ки­ва­ет­ся опре­де­лен­ной лини­ей. Уточним, как сле­ду­ет под­черк­нуть допол­не­ние, опре­де­ле­ние и обсто­я­тель­ство, какие вопро­сы зада­вать к ним в предложении.

Вспомним, что такое дополнение.

ОпределениеДополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

У кост­ра Иван Петровичраз­ме­ши­вал (чем?) лож­кой (что?) кашу в котелке.

Нас (кого?) окру­жа­ет зеле­ный мир рас­те­ний (Д. Трайтак).

Чаще все­го допол­не­ние выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем. Как отли­чить его от под­ле­жа­ще­го, кото­рое может быть выра­же­но сло­ва­ми этих же частей речи?

Запомним, что под­ле­жа­щее выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, кото­рый назы­ва­ют­ся пря­мым. Подлежащее со ска­зу­е­мым состав­ля­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния. Дополнение же обо­зна­ча­ет­ся суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей и зави­сит от ска­зу­е­мо­го. Действие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, пере­хо­дит на пред­мет, обо­зна­чен­ный суще­стви­тель­ным в фор­ме кос­вен­но­го паде­жа, например:

Победитель шах­мат­но­го тур­ни­ра полу­чил (что?) награ­ду.

Дополнение под­чер­ки­ва­ет­ся в пред­ло­же­нии пре­ры­ви­стой штри­хо­вой линией.

Маша усерд­но гото­ви­лась (к чему?) к экза­ме­ну.

Чтобы най­ти допол­не­ние в пред­ло­же­нии, пред­при­мем несколь­ко после­до­ва­тель­ных шагов:

  1. выде­лим грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния;
  2. най­дем сре­ди вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния суще­стви­тель­ное (место­име­ние);
  3. от ска­зу­е­мо­го зада­дим к нему падеж­ный вопрос, обо­зна­чив стрелочкой;
  4. опре­де­лим падеж существительного;
  5. если это кос­вен­ный падеж, то это дополнение;
  6. под­черк­нем допол­не­ние штри­хо­вой линией.

Котеноквыла­кал (что?) моло­ко из блюдечка.

Дополнение быва­ет пря­мым и косвенным.

Определением явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

На камен­ных (на каких?) сту­пе­нях мно­го­этаж­но­го (како­го?) дома лежал (какой?) обыч­ныйсерый кот (М. Пришвин).

В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся вол­ни­стой линией.

Определение выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • при­ла­га­тель­ным (гром­кий голос);
  • при­ча­сти­ем (бегу­щий спортс­мен);
  • поряд­ко­вым чис­ли­тель­ным (деся­тый забег);
  • место­име­ни­ем (этот дом);
  • инфи­ни­ти­вом (жаж­да узнать):
  • наре­чи­ем (дверь нарас­паш­ку).

В зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния это­го вто­ро­сте­пен­но­го чле­на раз­ли­ча­ют в пред­ло­же­нии согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния.

Определение может быть выра­же­но при­ла­га­тель­ным с зави­си­мы­ми сло­ва­ми и при­част­ным обо­ро­том, напри­мер:

В окна, косо выре­зан­ные в кры­ше, были вид­ны тем­ные силу­эты фрук­то­вых дере­вьев и дале­кое, сплошь белое от лун­но­го све­та поле.

ОпределениеОбстоятельство обо­зна­ча­ет раз­лич­ные усло­вия про­те­ка­ния дей­ствия, при­знак пред­ме­та или дру­го­го при­зна­ка и отве­ча­ет на вопро­сы: где? куда? отку­да? зачем? по какой при­чине? с какой целью?

Обстоятельство зави­сит от ска­зу­е­мо­го, от кото­ро­го к это­му вто­ро­сте­пен­но­му чле­ну пред­ло­же­ния сле­ду­ет зада­вать син­так­си­че­ский вопрос:

А в кон­це зимы (когда?) мы сво­их сне­ги­рей выпус­ка­ли (куда?) на волю (В. Песков).

В пред­ло­же­нии обсто­я­тель­ство под­чер­ки­ва­ет­ся лини­ей «штрих-точка-штрих-точка».

По зна­че­нию раз­ли­ча­ют раз­ные виды обсто­я­тельств, к каж­до­му из кото­рых зада­ет­ся свой син­так­си­че­ский вопрос:

обсто­я­тель­ства места

  • идти куда? домой;
  • остать­ся где? в лесу;
  • уви­деть отку­да? издали;

обсто­я­тель­ство времени

  • рас­пу­сти­лись когда? весной;
  • пом­ню с каких пор? с дет­ских лет;

обсто­я­тель­ство причины

  • рас­стро­ить­ся поче­му? из-за неудачи;
  • отсут­ство­вать по какой при­чине? по болезни;

обсто­я­тель­ство цели

  • остать­ся зачем? для выяс­не­ния обстоятельств;
  • идем с какой целью? узнать;

обсто­я­тель­ство обра­за действия

  • спус­кать­ся как? осторожно;
  • гото­вить­ся каким обра­зом? тщательно;

обсто­я­тель­ство меры и степени

  • почер­не­лый в какой сте­пе­ни? слегка;
  • зре­лый насколь­ко? почти;

обсто­я­тель­ство уступки

отпра­вим­ся несмот­ря на что? несмот­ря на мороз;

обсто­я­тель­ство условия

не при­бу­дет вовре­мя при каком усло­вии? в слу­чае задерж­ки рейса;

Обстоятельства выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи и соче­та­ни­я­ми слов:

  • наре­чи­ем (глу­бо­ко ныр­нуть);
  • суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном паде­же (рас­стро­ить­ся от доса­ды);
  • дее­при­ча­сти­ем и дее­при­част­ным обо­ро­том (вздох­нуть, отвер­нув­шись от нас);
  • инфи­ни­ти­вом (при­сесть послу­шать при­бой);
  • фра­зео­ло­ги­че­ским выра­же­ни­ем (напи­са­но чер­ным по бело­му).

Скачать ста­тью: Оцените статью: Опубликовано 10.06.2014 — 20:21 —

Памятка поможет в синтаксическом разборе предложения.

Скачать:

Вложение Размер
pamyatka_vtorostepennye_chleny_predlozheniya.doc 30 КБ

Предварительный просмотр:

Второстепенные члены предложения

  1. Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей. В роли дополнения обычно выступает существительное или местоимение. Принято подчёркивать пунктирной линией.

Школьники занимаются спортом.

  1. Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы Какой? Чей? В роли определения обычно выступает имя прилагательное или местоимение. Принято подчёркивать волнистой линией.

Светит весеннее солнце.

  1. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который поясняет, при каких обстоятельствах совершается действие. Отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Обстоятельства обычно выражаются наречиями и существительными в косвенных падежах с предлогами и без них. Принято подчёркивать тире – точка.

В лесу поют птицы.

Разбор предложения

Белоснежная зима нарисовала на окнах волшебные узоры.

Зима нарисовала.

зима (какая?) белоснежная

нарисовала (что?) узоры

нарисовала (где? на чём?) на окнах

узоры (какие?) волшебные

Второстепенные члены предложения

  1. Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей. В роли дополнения обычно выступает существительное или местоимение. Принято подчёркивать пунктирной линией.

Школьники занимаются спортом.

  1. Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы Какой? Чей? В роли определения обычно выступает имя прилагательное или местоимение. Принято подчёркивать волнистой линией.

Светит весеннее солнце.

  1. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который поясняет, при каких обстоятельствах совершается действие. Отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Обстоятельства обычно выражаются наречиями и существительными в косвенных падежах с предлогами и без них. Принято подчёркивать тире – точка.

В лесу поют птицы.

Разбор предложения

Белоснежная зима нарисовала на окнах волшебные узоры.

Зима нарисовала.

зима (какая?) белоснежная

нарисовала (что?) узоры

нарисовала (где? на чём?) на окнах

узоры (какие?) волшебные

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения».»

Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки…

Памятка «Второстепенные члены предложения»

Названы второстепенные члены, указаны вопросы к ним….

Памятка главные и второстепенные члены предложения

Памятка главные и второстепенные члены предложения…

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения

Учебный предметРусский языкКласс4Дата19.10.2017УМК«Перспектива»Тема урокаГлавные члены предложения. Второстепенные члены предложенияТипЗакрепление изученного материалаЦель урокаА) предметн…

Памятка «Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения» для учащихся 3 — 4 классов

Памятка «Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения»  для учащихся 3 — 4 классов…

Памятка «Главные и второстепенные члены предложения»

Данная памятка поможет учащимся запомнить члены предложения….

Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложений по членам.

Дата: 18.09.2018                                                    …

  • Мне нравится

 

Второстепенные чле­ны пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое или дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния и свя­за­ны с ними под­чи­ни­тель­ной связью.

Чтобы понять, что такое вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния, напом­ним, что грам­ма­ти­че­ским и смыс­ло­вым ядром пред­ло­же­ния явля­ет­ся глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, кото­рые состав­ля­ют его грам­ма­ти­че­скую осно­ву.

Если в выска­зы­ва­нии име­ют­ся толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным, например:

Зима.

Наступила зима.

Пришла зима.

Завьюжила зима.

В пред­ло­же­нии могут быть вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, кото­рые пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, а так­же дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния. Они зави­сят от глав­ных и дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, от кото­рых к ним зада­ют­ся син­так­си­че­ские вопро­сы, например:

Зима заво­дит с маем дол­гий раз­го­вор (Джеймс Фенимор Купер. Шпион).

  • (что?) зима — подлежащее;
  • зима (что дела­ет?) заво­дит раз­го­вор (раз­го­ва­ри­ва­ет) — про­стое гла­голь­ное сказуемое;
  • заво­дит раз­го­вор (с чем?) с маем — допол­не­ние; под­чи­ни­тель­ная связь управ­ле­ния;
  • раз­го­вор (какой?) дол­гий — опре­де­ле­ние, под­чи­ни­тель­ная связь согла­со­ва­ния.

Предложение, в кото­ром, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, явля­ет­ся распространенным.

Дадим опре­де­ле­ние, что такое вто­ро­сте­пен­ные чле­ны предложения.

ОпределениеВторостепенные чле­ны пред­ло­же­ния — это чле­ны пред­ло­же­ния, грам­ма­ти­че­ски зави­ся­щие от дру­гих чле­нов пред­ло­же­ния, пояс­ня­ю­щие их и свя­зан­ные с ними под­чи­ни­тель­ной свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или примыкания.

Vtorostepennyie-chlenyi-1.jpg

По грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ям вто­ро­сте­пен­ные чле­ны делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

  • опре­де­ле­ние
  • допол­не­ние
  • обсто­я­тель­ство.

В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ния пояс­ня­ют под­ле­жа­щее и дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния. Дополнение и обсто­я­тель­ство при­над­ле­жат ска­зу­е­мо­му, зави­сят от него и пояс­ня­ют его.

Название Что обо­зна­ча­ет Вопрос От како­го чле­на пред­ло­же­ния зави­сит Способ выра­же­ния
Определение Признак пред­ме­та от под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обстоятельства
Дополнение Предмет от ска­зу­е­мо­го
Обстоятельство Место, вре­мя, спо­соб дей­ствия и т.д. от ска­зу­е­мо­го

Определение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый име­ет общее зна­че­ние при­зна­ка, отве­ча­ет на вопро­сы какой? кото­рый? чей? и отно­сит­ся к сло­ву с пред­мет­ным значением.

Полная луна плы­ла по ясно­му без­об­лач­но­му небу (В. Арсеньев).

  • луна (какая?) пол­ная
  • по небу (како­му?) ясно­му, без­об­лач­но­му.

Указанные опре­де­ле­ния пол­но­стью сов­па­да­ют в чис­ле, роде и паде­же с опре­де­ля­е­мы­ми сло­ва­ми, поэто­му назы­ва­ют­ся согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

Несогласованные опре­де­ле­ния свя­зы­ва­ют­ся с глав­ным сло­вом под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния или при­мы­ка­ния. Они выра­жа­ют­ся сле­ду­ю­щи­ми частя­ми речи и их формами:

1. суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном паде­же с пред­ло­гом и без него

  • совет (чей?) учи­те­ля;
  • спи­сок (какой?) груп­пы;
  • вет­ка (чья?) бере­зы;
  • шап­ка (какая?) с козырь­ком;
  • пла­тье (какое?) в полос­ку;

2. при­тя­жа­тель­ным место­име­ни­ем 3 лица (его, её, их)

  • его лицо — лицо (чье?) его;
  • её радость — радость (чья?) её;
  • их забо­ты — забо­ты (чьи?) их;

3. наре­чи­ем

  • взгляд испод­ло­бья;
  • борщ по-украински;
  • парк напро­тив;
  • ули­ца наис­ко­сок;

4. фор­мой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни прилагательного

  • чай покреп­че;
  • маль­чик постар­ше;
  • дев­чуш­ка посме­лее;

5. инфи­ни­ти­вом

  • надеж­да отдох­нуть;
  • жела­ние при­лечь;
  • вре­мя дей­ство­вать;

6. нечле­ни­мым словосочетанием

  • ребе­нок шести лет;
  • това­ры повсе­днев­но­го спро­са;
  • дом в трех шагах;
  • доб­рей­шейдуши жен­щи­на.

Дополнение при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го в предложении.

Дополнение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щий пред­мет и отве­ча­ю­щий на вопро­сы кос­вен­ных падежей.

Например:

  • накор­ми­ла (кого?) малы­ша;
  • выпи­ла (чего?) сока;
  • добав­лю (к чему?) к хле­бу;
  • отдам (кому?) това­ри­щу;
  • взял­ся (за что?) за пери­ла;
  • гор­жусь (кем?) доче­рью;
  • оза­бо­чен (чем?) пре­пят­стви­я­ми;
  • думаю (о чём?) о рабо­те;
  • рас­ска­жу (о ком?) о соба­ке.

От того, в какой падеж­ной фор­ме нахо­дит­ся допол­не­ние и управ­ля­ет им пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный гла­гол, раз­ли­ча­ют пря­мое и кос­вен­ное дополнение.

Я лёг на снег и закрыл (что?) гла­за (Вениамин Каверин. Два капитана).

Глаза — пря­мое допол­не­ние, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без предлога.

Мы увле­ка­ем­ся (чем?) ката­ни­ем на коньках.

Катанием — кос­вен­ное допол­не­ние, выра­жен­ное фор­мой тво­ри­тель­но­го паде­жа существительного.

Обстоятельство при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го в пред­ло­же­нии. Чаще оно пояс­ня­ет ска­зу­е­мое, но может отно­сить­ся и к дру­гим вто­ро­сте­пен­ным чле­нам предложения.

ОпределениеОбстоятельство — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щий при­знак дей­ствия или дру­го­го признака.

(Где?) На мхах, под дере­вья­ми лежа­ла седая роса, густо пах­ло пре­лой лист­вой и веш­ней водой (И.  Соколов-Микитов).

Обстоятельства делят­ся на основ­ные виды:

1. обра­за дей­ствия (как? каким обра­зом?)

Ленивые круп­ные хло­пья сне­га (как?) бес­шум­но сколь­зи­ли мимо окна (В. Тендряков).

Шел он (как?) мед­лен­но, впе­ре­вал­ку (А. Гайдар).

2. меры и сте­пе­ни (в какой сте­пе­ни?)

До вече­ра оста­ва­лось не более полу­ча­са, а заря едва-едва (в какой сте­пе­ни?) зажи­га­лась (И. С. Тургенев).

В пер­вый раз голос у неё немно­го (в какой сте­пе­ни?) дрог­нул (В. Каверин).

3. обсто­я­тель­ства места (где? куда? отку­да?)

Снег висел (где?) на дере­вьях, лежал (где?) на кры­ше кара­уль­но­го поме­ще­ния (Анатолий Рыбаков. Прах и пепел).

Анна Васильевна роб­ко шаг­ну­ла (куда?) к дубу (Ю. Нагибин).

Отсюда (отку­да?), свер­ху, откры­вал­ся вели­ко­леп­ный вид во все сто­ро­ны (В. Арсеньев).

4. обсто­я­тель­ства вре­ме­ни (когда? как дол­го? с каких пор? до каких пор?)

(Когда?) Сегодня я дол­жен буду дать свое сло­во без­воз­врат­но (Ф. М. Достоевский. Идиот).

Я всё шел и уже соби­рал­ся было при­лечь где-нибудь (до каких пор?) до утра (И. С. Тургенев).

(С каких пор?) С само­го утра небо ясно (И. С. Тургенев).

5. обсто­я­тель­ства усло­вия (при каком усло­вии?)

Начнем собра­ние  (при каком усло­вии?) при нали­чии боль­шин­ства.

(При каком усло­вии?) При жела­нии все­го мож­но добиться.

Он выпол­нит это пору­че­ние (при каком усло­вии?) в слу­чае дого­во­рен­но­сти с поставщиками.

6. обсто­я­тель­ство при­чи­ны (поче­му? отче­го? по какой при­чине?)

Сенокос запоз­дал (отче­го?) из-за дождей (К. Паустовский).

Она боя­лась, что кни­ги погиб­нут (поче­му?) от сыро­сти (И. Эренбург).

Прихватим с собой в доро­гу зон­ти­ки (по какой при­чине?) на слу­чай дождя.

7. обсто­я­тель­ство цели (зачем? с какой целью? для чего?)

Шагал по мок­рой доро­ге седой ста­рик. Шагал (с какой целью?) поко­сить тра­вы коро­вён­ке (В. Шукшин).

(Для чего?) Для укреп­ле­ния здо­ро­вья сле­ду­ет про­во­дить зака­ли­ва­ю­щие вод­ные процедуры.

Хозяин дома вышел на крыль­цо (с какой целью?) встре­тить гостей.

8. обсто­я­тель­ство уступ­ки обо­зна­ча­ет, вопре­ки чему совер­ша­ет­ся дей­ствие, и отве­ча­ет на вопро­сы: вопре­ки чему? несмот­ря на что?

В Петербурге вопре­ки его соб­ствен­ным ожи­да­ни­ям ему повез­ло (И. С. Тургенев).

Повезло (вопре­ки чему?) вопре­ки ожиданиям.

Видеоурок «Роль второстепенных членов в предложении»

Скачать ста­тью: Оцените статью:Используемые источники:

  • https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/kak-pravilno-podcherkivayutsya-chasti-rechi-v-predlozhenii.html
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/chleny-predlozheniya-glavnye-vtorostepennye-razbora-predlozheniya.html
  • https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/kak-podcherkivaetsia.html
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/06/10/pamyatka-vtorostepennye-chleny-predlozheniya
  • https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/vtorostepennye-chleny-predlozheniya.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт