Содержание
- 1 Образ Хлестакова
- 2 Характеристика
- 3 Характеристика героя
- 4 В нужное время в правильном месте
- 5 Основные черты характера Хлестакова
- 6 Полезные ссылки
- 7 Значение фамилии Хлестакова
- 8 Возраст, происхождение, род занятий
- 9 Внешность, характеристика речи
- 10 Отношение к жизни
- 11 Черты характера и поведение.
- 12 Отношение к Хлестакову других персонажей
- 13 Как развивается образ Хлестакова на протяжении пьесы
- 14 Типичность характера героя
- 15 Оценка героя автором и литературными критиками
- 16 Заключение
Скачать:
Гоголь в своем произведении постарался заострить внимание общественности на отношение должностных лиц к своим обязанностям на рабочем месте. Образ и характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор» позволит составить сборный портрет всех чиновников в лице главного героя. Хлестаков умудрился собрать в себе все общечеловеческие пороки, дав название целому явлению – «хлестаковщине», под которым скрывается глупость, вранье, легкомыслие и безответственность за свои поступки.
Образ Хлестакова
Гоголь в самом начале произведения описывал Хлестакова следующим образом:
«…молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими…»
Полное имя Иван Александрович Хлестаков. Прибыл из Петербурга. Родом из Саратовской губернии, где живут родители. Чиновник. Шатен невысокого роста с бегающими глазками. Внешность приятная, производил на женщин особое впечатление.
«…Ах, какой приятный!» Одеваться Хлестаков любил по моде. Именно любовь к дорогим нарядам сыграла с ним злую шутку. Местные чиновники ошибочно приняли его за ревизора. Речь главного героя отрывиста. Фразы вылетают раньше, чем он успевает подумать. «Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно…»
Характеристика
Хлестаков оказался на месте описываемых событий случайно. Проигравшись в пух и прах в карты, вынужден был остановиться в местной гостинице.
«…Если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой…» Дорога в родную деревню по причине полного опустошения кармана была отложена на некоторое время.
Мелкий человек, прекрасно осознающий свое положение в обществе. В канцелярии зарплата мизерная, а жить красиво хочется. Хлестаков, работая в Петербурге, насмотрелся на людей, не отказывающих себе в удовольствиях, привыкших жить на широкую катушку. Он тоже так хотел, но с его возможностями оставалось об этом лишь мечтать.
Отец регулярно пересылал непутевому сыну деньги. С завидной регулярностью, Хлестаков проигрывал наличные в карты. Дурная привычка успела прочно закрепиться за ним.
Неудачник. Даже слуга относится к нему с легким пренебрежением. Талант Хлестакова заключается в умении врать и пускать пыль в глаза. Ловко он воспользовался ситуацией, когда его приняли за ревизора и начали давать деньги. Другой на его месте от стыда сгорел, а он нет. Наглость второе счастье. Это про него.
Любитель женщин. Умудрился положить глаз сразу на двоих, на жену и дочь городничего.
«…Дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что еще можно бы…» Женщины не заподозрили в сладких речах подвоха, сразу поверив пройдохе.
Помимо вранья Хлестаков любил пофантазировать. Более того, верил в свои фантазии, частенько представляя себя в роли генерала, известного писателя, общественного деятеля. Человек «без царя в голове». Легкомыслен. Поверхностен. Совершая поступки, совершенно не задумывается о последствиях.
Как он мог брать деньги в долг, зная, что вернуть не сможет. По его мнению, для успеха не надо особых усилий. Глупец тот, кто горбом и кровью зарабатывает на жизнь. Хлестаков считал, что все в жизни зависит от случая. Если выпал счастливый билет, как в случае с взятой на него ролью ревизора, отчего же им не воспользоваться.
Ему удалось одурачить всех чиновников города. Словно под гипнозом поддались они его обаянию и умению красиво говорить. Никто даже не удивился, как в его возрасте можно достигнуть таких высот.
Самомнение этого человека зашкаливает. Считая себя на порядок выше других по уму, он смотрит на людей, как на дураков, над которыми можно и нужно кичиться и глумиться.
Его приключение могло вылиться в заключение под стражу, если бы он вовремя не укатил из города. Вскоре после его отъезда городничий и другие чиновники узнали правду из письма, оставленного Хлестаковым для друга-журналиста. В голове городничего вертелась одна мысль, как он мог
«Сосульку, тряпку принять за важного человека! Вот он теперь по всей дороге заливает колокольчиком!»
В этих словах вся сущность Хлестакова. Пустышка и самодур, умеющий вовремя притвориться тем, кем нужно и воспользоваться ситуацией во благо себе.
Добавить в избранное
Хлестаков – главный герой комедии “Ревизор” Н. В. Гоголя – был создан автором, чтобы показать пороки современного ему чиновничества. Он поражает своей безответственностью, ограниченностью, низкими моральными принципами и умением врать. Основные черты характера Хлестакова мы раскроем в нашей статье.
Характеристика героя
Портрет Хлестакова – это лицо чиновничества, причём не только 18, 19 века – как показывает время – произведение актуально и по сей день. Молодому человеку около 23 годов, он выходец из небогатой дворянской семьи. Пороки большого города овладели его разумом, светская жизнь стала смыслом жизни. Герой не умеет обращаться с деньгами, он глуп и безответственен. Жажда наживы, тяга к азартным играм, глупость, сочетающаяся с хитростью и беспринципностью – вот основные черты главного героя. Хлестаков не имеет тяги к труду, не отличается старательностью, усердием. По этой причине он занимает низшее место в чиновничьей иерархии. Главный герой удивительно безграмотен: он не знает элементарных вещей, беспомощен в быту. Он владеет французским языком на светском уровне.
Иван Александрович – любитель покутить, картёжник. Кроме того, он обожает светскую жизнь Петербурга: всё самое порочное, что есть в обществе он принимает, как благо. Хлестаков обожает женщин, он прекрасно разбирается в их психологии, умеет пустить пыль в глаза. Любовь к дорогим нарядам, щёгольским манерам сыграла на руку герою: его приняли за чиновника из министерства. Ярким контрастом выступает тот факт, что “липовому министру” родители, живущие в деревне Подкатиловка, высылают деньги расплатиться за долги.
В нужное время в правильном месте
Основные черты характера Хлестакова
Лень, глупость, безнравственность, трусость – вот основные черты характера главного героя. Хлестаков поражает своим виртуозным умением врать: в своей лжи персонаж достигает невиданных высот. По словам Хлестакова, Пушкин – его приятель, он даёт ему советы в творческом плане. Сам же Хлестаков называет себя автором известнейших произведений, но путается в их названиях. Иван Андреевич не умеет врать красиво и слаженно: сумбур мыслей в голове персонажа влечёт и беспорядочную речь. Чтобы лгать тонко и изящно необходимы минимальные умения, логика и воображение. У Хлестакова нет этих черт, он нищ духовно и титанически ленив.
Герой отличается наглостью и бесцеремонностью. Он преступает все законы морали и чести, при этом не испытывает никаких угрызений совести. Образ Хлестакова показывает людей, которым не были привиты высокие нравственные ценности в семье. Его родители воспитали вместо достойного сына – ленивца и увальня, глупца и обманщика. Кроме того, Хлестаков чудовищно неблагодарный человек: он забрал деньги у людей, заранее зная, что не отдаст и написал письмо с насмешкой над чиновниками.
Статья будет полезна при подготовке к сочинению по теме или написании других видов творческих или тестовых работ.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 17
В каком году был написан «Ревизор»?</h3>
- <label>1799</label>
- <label>1935</label>
- <label>1835</label>
- <label>1996</label>
(новая вкладка)
В комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» высмеиваются среда и устои общественной жизни России первой половины 19 века. Главный герой этой пьесы — мелкий петербургский чиновник Иван Александрович Хлестаков. Ему принадлежит центральное место в действии.
Личность и поведение этого героя, наряду с другими причинами, послужили причиной того, что чиновники уездного города приняли его за ревизора. Характеристика образа Хлестакова поможет глубже изучить картину развращённых нравов и преступной действительности.
Значение фамилии Хлестакова
Интересно, что в ранних редакциях пьесы Гоголь называл главного героя Хласковым, Скакуновым, Перепёлкиным. Эти фамилии больше подходили персонажу водевиля, а не комедии, поэтому автор, чтобы подчеркнуть новизну образа главного героя, назвал его Хлестаковым.
Фамилия эта произошла от слова «хлестать», у которого много смыслов. К Хлестакову из них относятся следующие:
Фамилия главного героя раскрывает черты его характера: любовь к праздности, нежелание трудиться, пустословие, умение бойко врать, нахальное волокитство.
Возраст, происхождение, род занятий
Иван Александрович Хлестаков — молодой человек лет 23-х. он дворянин, сын помещика, проживающего в Саратовской губернии в собственной деревне.
В Петербурге главный герой служил мелким чиновником (коллежским регистратором) в канцелярии департамента. Карьера его не задалась, так как, по словам слуги Осипа, он не занимался делом, вместо того, чтобы идти на службу, часто гулял по проспекту да играл в карты. Отец героя, понимая, что сын не сможет добиться повышения по службе, вызвал его к себе в имение.
Внешность, характеристика речи
В «Замечаниях для господ актёров» автор комедии отмечает, что Хлестаков — «тоненький, худенький» молодой человек, одетый по моде. Добчинский, передавая жене городничего своё впечатление о приезжем, говорит, что он шатен, а «глаза такие быстрые, как зверьки».
Гоголь пишет, что «речь его отрывиста, и слова вылетают из его уст совершенно неожиданно», так как он не может сосредоточиться на одной мысли.
Говорит Хлестаков бессвязно, перескакивает в разговоре с одного предмета на другой, не заканчивает фразы, говорит много лишних слов, например: «Я ведь тоже разные водевильчики… Литераторов часто вижу».
Разговаривая с дамами, он вставляет в свою речь немногие французские слова и фразы, которые знает, например, «компрене ву». Его речь при этом сочетает прозаизм с выспренним стилем. «Вы говорите по-столичному», — с восторгом восклицает Марья Антоновна (действие 5, явление 12).
Отношение к жизни
Хлестаков — ветреный, легкомысленный человек, представляющий тип людей, которых называли в канцелярии пустейшими. Он щёголь и франт, быстро проматывающий отцовские деньги, чтобы удовлетворить своему тщеславию. Затем он посылает Осипа на рынок продавать фрак. После получения новой присылки денег всё повторяется. Хлестаков говорит: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Живя в Петербурге, вместо того, чтоб больше уделять внимание службе, он развлекался: гулял по проспекту, смотрел в театре водевили, играл в карты.
Хлестаков не желает жить в деревне, куда его вызвал из Петербурга отец. Он говорит городничему: «За что ж, в самом деле, я должен погубить жизнь с мужиками? Теперь не те потребности, душа моя жаждет просвещения» (действие 2, явление 8).
Черты характера и поведение.
Хлестаков — не злой и не грубый человек, но немного глуповат, любит порисоваться перед дамами, любит вкусно поесть, модно одеться и гулять по проспекту, посещать театры.
Он простодушен и вовсе не собирался выдавать себя за ревизора или другого высокого должностного лица. Это встревоженные чиновники и объятый страхом городничий представили, что он ревизор, и Хлестаков совершенно непреднамеренно подыграл им. Он вообще долго не догадывался, что его принимают за проверяющего, а простодушно думал, что все угождают ему, потому что хотят доставить ему удовольствие и познакомить с городом.
Хлестаков — легкомысленный и глуповатый человек. Эти черты проявились в том, что он вовремя уехал из города только под давлением хитрого и предусмотрительного Осипа.
Он трусоват, опасается, что городничий за неоплаченные обеды упрячет его в тюрьму. Когда тот заходит в комнату, Хлестаков бледнеет, съёживается и смотрит на него, испуганно выпучив глаза.
Затем, в ходе разговора, герою почудилась угроза в демонстративной заботе городничего, и это побудило его к оправданию и даже самообороне: он говорит, что обед в гостинице ужасный, за что же такое ему терпеть.
Когда городничий предлагает ему переехать на другую квартиру, Хлестаков снова понял это по-своему — что тот намекает на тюрьму. Испуганный молодой человек снова обороняется и даже истерично угрожает, гордо заявляя, что служит в Петербурге.
Герой любит прихвастнуть, приврать. Когда он поселился в доме городничего, в разговоре с его женой начал хвастаться, как прекрасно он живёт в Петербурге. Причём в письме к С. Т. Аксакову Гоголь пишет, что Хлестаков забывает, что лжёт, и сам начинает верить тому, что говорит. Лжёт он вдохновенно, с чувством.
Главная причина его вранья — желание самоутвердиться, ведь он понимает, что ничтожен и неинтересен для других.
Отношение к Хлестакову других персонажей
Главное в отношении к главному герою городничего и других чиновников — это страх и подобострастие. Страх возрастает из-за того, что ревизор оказался странным: тоненьким, худеньким. «Как его узнаешь, кто он!» — говорит городничий (действие 3, явление 9).
Жена городничего Анна Андреевна и дочь Марья Антоновна были от Хлестакова в восторге. «…Какое тонкое обращение! сейчас можно увидеть столичную штучку», — восклицает Анна Андреевна (действие 3, явление 8). Она считает его образованным, светским человеком.
Городской помещик Добчинский восхищён Хлестаковым, он говорит о нём: «…Не генерал, а не уступит генералу: такое образование и важные поступки-с».
Слуга Осип видит недостатки своего барина, но, конечно, не смеет поучать его. Нравоучения для него Осип произносит только когда остаётся один. Он осуждает и даже презирает барина за то, что тот любит пустить пыль в глаза, быстро тратит деньги, а потом посылает Осипа на толкучку продавать фрак, чтобы не сидеть голодным.
Как развивается образ Хлестакова на протяжении пьесы
В начале пьесы мы видим трусоватого главного героя, который, хоть и боится попасть в тюрьму, но бодрится.
Когда городничий, приняв его за ревизора, приглашает переселиться из гостиницы в свой дом, простодушный Хлестаков не догадывается, что его тот принял за другого человека. После посещения богоугодных заведений герой говорит, что ему нравится, что здесь проезжающим показывают всё в городе. «В других городах мне ничего не показывали», — простодушно добавляет он (действие 3, явление 5).
Хлестаков совсем не собирался выдавать себя за вельможу, но обед в богоугодном заведении с всякими винами способствовал его словоохотливости и красноречию. Он сам забывает, что лжёт о своей роскошной жизни.
Герой долго не догадывается, почему к нему такое уважение, и только в четвёртом действии, после того, как ему надавали взаймы кучу денег, он сообразил, что чиновники принимают его за государственного человека, возможно, за генерал-губернатора.
Типичность характера героя
Н. В. Гоголь указывал на типичность образа Хлестакова, в том смысле, что и в людях, которые не лишены хороших достоинств, есть некоторые черты характера Хлестакова. В письме к С. Т. Аксакову автор пьесы писал, что каждый «хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым».
Писатель-революционер А. И.Герцен писал о николаевской России: «Нет определённых воззрений, нет определённых целей, и вечный тип Хлестакова, повторяющийся от волостного писаря до царя».
Оценка героя автором и литературными критиками
Н. В. Гоголь в письме к С. Т. Аксакову писал, что Хлестаков — это человек «пустой, как называют, но заключающий в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет не называет пустыми».
В «Замечаниях для господ актёров» автор указывал: «Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет».
Об образе Хлестакова мнения литературных критиков различны.
В. Г. Белинский не считал Хлестакова главным действующим лицом комедии (в противовес Гоголю), он называл таким лицом городничего. Критик писал, что «Хлестаков является в комедии не сам собою, а совершенно случайно, мимоходом, и притом не сам…»
Критик Аполлон Григорьев писал, что Хлестаков становится смелее в хвастовстве под влиянием благоприятных обстоятельств, что он не действует с расчётом: «Ему всё нипочём, всё трын-трава».
Советский критик А. К. Воронский считал, что Хлестаков «лишён всякого ядра, он тот, кого из него хотят сделать». Городничий сделал из него «ревизора», чиновники, подобострастно слушающие его, сделали из него лгуна, а жена и дочь городничего сделали из него ловеласа и жениха. Из города он уезжает только тогда, когда Осип убедил его. «Он во всём подчиняется», — пишет А. К. Воронский.
Советский и российский литературовед Ю. В. Манн считает, что этот образ — художественное открытие Гоголя, что он отличается от традиционного типа комедийного интригана «полнейшей непреднамеренностью», что несвойственно «сознательному лжецу, самозванцу».
Заключение
Хлестаков — один из наиболее известных образов русской литературы, типический характер. Понятие «хлестаковщина», произошедшее от его фамилии, обозначает враньё, хвастовство.
Новаторство Гоголя в том, что в комедии «Ревизор» он создал смелый характер простодушного лжеца, в корне переосмыслив традиционный тип интригана, который обычно присутствовал в комедиях.
Характеристика образа Хлестакова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Читайте также: «Ревизор» — краткое содержание комедии Н. В. ГоголяВам также будет интересно почитать:Образ и характеристика Мцыри — героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»Образы и характеристики Бобчинского и Добчинского — героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»Образ и характеристика Артемия Филипповича Земляники — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»Образ и характеристика Ашик-Кериба — героя сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»
Иван Александрович Хлестаков является главным героем знаменитой комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя. Ниже представлен цитатный образ и характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор», описание внешности и характера героя.Смотрите: — Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Ревизор»
Образ и характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор», описание внешности и характера
Для начала, приведем краткую характеристику, которую сам Гоголь дает Хлестакову в предисловии к комедии «Ревизор»:
«…Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой‑нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде…» («Замечания для господ актеров», пьеса «Ревизор»)
Рассмотрим более детально цитаты из пьесы, касающиеся этого персонажа. Полное имя героя – Иван Александрович Хлестаков:
«…Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга…» (из списка действующих лиц, пьеса «Ревизор»)
Возраст Хлестакова около 23-24 лет:
«Молодой, лет двадцати трех или четырех с небольшим.» (Бобчинский о нем, действие 1 явление III)
О внешности Хлестакова известно следующее:
«…молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький…» («Замечания для господ актеров», пьеса «Ревизор»)
«Анна Андреевна. А собой каков он: брюнет или блондин?
Добчинский. Нет, больше шантрет*, и глаза такие быстрые, как зверки, так в смущенье даже приводят.» (действие 3 явление II) (*шантрет – шатен, человек с волосами каштанового цвета)
«…А ведь какой невзрачный, низенький, кажется, ногтем бы придавил его…» (городничий о нем, действие 2 явление VIII)
«…худенький, тоненький – как его узнаешь, кто он?..» (городничий о нем, действие 3 явление IX)
«Недурной наружности…» (Бобчинский о нем, действие 1 явление III)
«Душенька Осип, какой твой барин хорошенький!» (Марья Антоновна о Хлестакове, действие 3 явление X)
«…Осип, душенька! какой миленький носик у твоего барина!..» (Марья Антоновна о Хлестакове, действие 3 явление X)
«…как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал‑губернатора…» (Хлестаков о себе в письме действие 5 явление VIII)
Об одежде Хлестакова известно следующее:
«…в партикулярном платье*, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение…» (Бобчинский о нем, действие 1 явление III) (*партикулярное платье – обычная «гражданская» одежда, не военная униформа)
«…И сукно такое важное, аглицкое! рублев полтораста ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за двадцать; а о брюках и говорить нечего – нипочем идут…» (слуга Осип о нем, действие 2 явление I)
«…Отдает фуражку и тросточку…» (автор о Хлестакове, действие 2 явление II)
«…а как наденет фрачишку – ну точно муха с подрезанными крыльями…» (городничий о нем, действие 3 явление IX)
«…Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка…» (Осип, действие 2 явление I)
Хлестаков носит невысокий чин коллежского регистратора («елистратора»). В народе «елистратором» называли регистратора, чиновника самого низшего класса в «Табели о рангах»:
«…Добро бы было в самом деле что‑нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!..» (Осип о нем, действие 2 явление I)
По происхождению он является дворянином и помещиком («барином»):
«…Я еду в Саратовскую губернию, в собственную деревню…» (Хлестаков о себе, действие 2 явление VIII)
«Он умнее своего барина…» (о слуге Осипе и его барине Хлестакове, «Замечания для господ актеров», пьеса «Ревизор»)
Иван Александрович Хлестаков служит чиновником в канцелярии в Петербурге:
«…Я служу в Петербурге…» (действие 2 явление VIII)
«…Вы, может быть, думаете, что я только переписываю…» (на работе Хлестаков переписывает документы, действие 3 явление VI)
«…Нет, я бы послал его самого потолкаться в канцелярию…» (Хлестаков о своей службе в канцелярии, действие 2 явление VIII)
Он живет в скромной квартире в Петербурге на 4 этаже:
«…Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж…» (на верхних этажах обычно селились небогатые жильцы, действие 3 явление VI)
Хлестаков мало бывает на службе, вместо работы он гуляет по Петербургу или играет в карты, поэтому пока не продвигается по службе. Из-за этого его отец («старик») сердится на него:
«…делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет…» (Осип о Хлестакове, действие 2 явление I)
«…Нет, батюшка меня требует. Рассердился старик, что до сих пор ничего не выслужил в Петербурге. Он думает, что так вот приехал да сейчас тебе Владимира в петлицу и дадут…» (действие 2 явление VIII)
Родители Хлестакова живут в деревне Подкатиловка в Саратовской губернии, куда молодой человек и едет проездом через город N:
«…Пиши ко мне в Саратовскую губернию, а оттуда в деревню Подкатиловку…» (действие 5 явление VIII)
Иван Александрович Хлестаков живет не только на свою зарплату, но и на деньги, которые ему присылают родители из деревни:
«…Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни…» (о себе, действие 2 явление VIII)
Молодой человек не умеет экономить и тратит деньги на самые разные удовольствия. Иногда он остается совсем без средств и тогда ждет помощи от родителей:
«…Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится. А стало бы, и очень бы стало на прогоны; нет, вишь ты, нужно в каждом городе показать себя!..» (слуга Осип о нем, действие 2 явление I)
«…Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать – и куды!.. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь – и посылает на толкучий продавать новый фрак…» (слуга Осип о нем, действие 2 явление I)
Он любит все самое лучшее и не любит себе отказывать ни в чем:
«…А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему? Не так ли?..» (Хлестаков о себе, действие 4 явление IV)
«…Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший обед…» (действие 2 явление I)
Хлестаков любит вкусно поесть:
«…Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия…» (Хлестаков о себе, действие 3 явление V)
«…Я – признаюсь, это моя слабость, – люблю хорошую кухню…» (Хлестаков о себе, действие 4 явление VI)
Он любит играть в карты и иногда проигрывает много денег. Перед приездом в город N господин Хлестаков проигрывает одному пехотному капитану в Пензе последние деньги, так что у него не остается средств доехать до имения родителей. Приехав в незнакомый ему город N, Хлестаков также спрашивает об игорных заведениях, куда можно было бы пойти:
«…С проезжающим знакомится, а потом в картишки – вот тебе и доигрался!..» (Осип о проигрыше Хлестакова в Пензе, действие 2 явление I)
«…Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой. Пехотный капитан сильно поддел меня: штосы удивительно, бестия, срезывает. Всего каких‑нибудь четверть часа посидел – и всё обобрал. А при всем том страх хотелось бы с ним еще раз сразиться. Случай только не привел…» (действие 2 явление III)
«…Скажите, пожалуйста, нет ли у вас каких‑нибудь развлечений, обществ, где бы можно было, например, поиграть в карты?..» (Хлестаков о себе, действие 3 явление V)
«Нет, не говорите, иногда очень заманчиво поиграть…» (Хлестаков о себе, действие 3 явление V)
Живущий в Петербурге Хлестаков любит ездить в театр («кеятр») каждый день:
«…каждый день ты доставай в кеятр билет…» (Осип о Хлестакове, действие 2 явление I)
Ему нравится жизнь в Петербурге. Он признается, что не может без этого города:
«…Я ему прямо скажу: как хотите, я не могу жить без Петербурга. За что ж, в самом деле, я должен погубить жизнь с мужиками?..» (действие 2 явление VII)
«…Ну, конечно, кто же сравнит с Петербургом! Эх, Петербург! что за жизнь, право!..» (действие 3 явление VI)
Он является милым, приятным человеком с тонким, «столичным» обращением и манерами, по мнению жены городничего Анны Андреевны и их дочери Марьи Антоновны:
«Анна Андреевна. Ах, какой приятный!
Марья Антоновна. Ах, милашка!
Анна Андреевна. Но только какое тонкое обращение! сейчас можно увидеть столичную штучку. Приемы и все это такое… Ах, как хорошо!» (действие 3 явление VIII)
«…Вы говорите по‑столичному…» (Марья Антоновна о нем, действие 4 явление XII)
Он говорит по-французски, как и все образованные дворяне того времени:
«…Привыкши жить, comprenez vous* в свете и вдруг очутиться в дороге: грязные трактиры, мрак невежества…» (Хлестаков о себе, действие 3 явление VI)
(*в переводе с фр. — «понимаете ли»)
Хлестаков — глупый, пустой человек «без царя в голове». Так, например, он искренне верит, что голод пройдет, если погулять по улице:
«…несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими.» (Гоголь о Хлестакове, «Замечания для господ актеров», пьеса «Ревизор»)
«…Ужасно как хочется есть! Так немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит, – нет, черт возьми, не проходит…» (слова Хлестакова, действие 2 явление III)
Он является трусливым человеком. Например, проиграв все деньги в карты, он не платит за гостиницу в городе N и живет там в долг. При этом он очень боится, что его арестуют за неуплату. Когда в его комнату в гостинице кто-то пытается войти, он бледнеет и съеживается от страха, представляя, что это полиция:
«…Хлестаков (испугавшись). Вот тебе на! Эка бестия трактирщик, успел уже пожаловаться! Что, если в самом деле он потащит меня в тюрьму?..» (действие 2 явление VII)
«…У дверей вертится ручка; Хлестаков бледнеет и съеживается…» (действие 2 явление VII)
«…Хлестаков (храбрясь). Да вот вы хоть тут со всей своей командой – не пойду!..» (действие 2 явление VIII)
Хлестаков любит рисоваться, строить что-то из себя:
«Если б, признаюсь, не такой случай, который меня… (посматривает на Анну Андреевну и рисуется перед ней) так вознаградил за всё…» (действие 3 явление VI)
«Хлестаков (рисуется). Помилуйте, сударыня, мне очень приятно, что вы меня приняли за такого человека, который…» (действие 4 явление XII)
«Хлестаков (рисуется). А ваши глаза лучше, нежели важные дела…» (действие 4 явление XII)
Когда афера Хлестакова раскрывается, все герои меняют свое положительное мнение о нем в сторону отрицательного. Так, городничий называется его «вертопрахом», ветреным человеком:
«…Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было!..» (действие 5 явление VIII)
Почтмейстер называет афериста Хлестакова скверным мальчишкой:
«…Ну, скверный мальчишка, которого надо высечь; больше ничего!..» (действие 5 явление VIII)
По мнению городничего, Хлестаков является «сосулькой» и «тряпкой», но при этом он умеет подать себя как важного человек. Так, жители города N принимают глуповатого Хлестакова за важного чиновника — ревизора
«…Сосульку, тряпку принял за важного человека!..» (городничий о Хлестакове, глава 5 строфа VIII)
По словам Добчинского, Хлестаков кажется образованным и важным человеком:
«…Нет, не генерал, а не уступит генералу: такое образование и важные поступки‑с…» (Добчинский, действие 3 явление II)
Господин Хлестаков является вруном, он любит приврать о себе. Так например, он врет чиновникам города N о том, что лично знаком с Пушкиным, что он является писателем и что он дает балы у себя дома и т.д.:
«…С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» – «Да так, брат, – отвечает, бывало, – так как‑то всё…» Большой оригинал…» (глава 3 строфа VI)
«…Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт‑Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню…» (глава 3 строфа VI)
«…Я ведь тоже балы даю…» (Хлестаков не дает балы, на самом деле, глава 3 строфа VI)
По словам самого Хлестакова, он иногда читает книги и даже сам что-то сочиняет (вероятно, это не является правдой):
«…Я, знаете, этак люблю в скучное время прочесть что‑нибудь забавное…» (глава 4 строфа VI)
«…Я, говорит, и написать и почитать люблю, но мешает, что в комнате, говорит, немножко темно…» (глава 3 строфа II)
«…Это правда. Я, признаюсь, сам люблю иногда заумствоваться: иной раз прозой, а в другой и стишки выкинутся…» (Хлестаков о себе, глава 3 строфа V)
«…Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой. Скучно, брат, так жить; хочешь наконец пищи для души. Вижу: точно нужно чем‑нибудь высоким заняться…» (Хлестаков о себе, глава 5 строфа VIII)
Хлестаков любит женщин, он не может быть равнодушен к женскому полу. Так, ему нравится дочь городничего и его жена, а также какая-то купеческая дочка:
«…Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен.» (Хлестаков о себе, глава 4 строфа V)
«…А дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что еще можно бы…» (глава 4 строфа II)
«…а я, как нарочно, задал тону и перемигнулся с одной купеческой дочкой…» (глава 2 строфа VII)
Хлестаков признается, что любит услужливых людей и радушие. Ему нравится, когда ему угождают:
«Почтмейстер, мне кажется, тоже очень хороший человек. По крайней мере, услужлив. Я люблю таких людей.» (Хлестаков о себе, глава 4 строфа IV)
«…Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса…» (глава 4 строфа II)
Это был цитатный образ и характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор» Гоголя, описание внешности и характера героя в цитатах.Смотрите: Все материалы по комедии «Ревизор»Используемые источники:
- https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1435-harakteristika-hlestakova-revizor.html
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/revizor/osnovnye-cherty-haraktera-hlestakova-v-komedii.html
- https://blmb.ru/xarakteristika-xlestakova/
- https://www.literaturus.ru/2015/09/harakteristika-hlestakova-revizor-opisanie-vneshnost-harakter.html