Кульминация в произведении гроза. Анализ «Гроза» Островский

Кульминация (от лат. “culmen”-вершина, высшая точка) – это точка наивысшего напряжения, подъема, развития действия. В пьесе Островского “Гроза” таким действием является конфликт Катерины против старого Калиновского уклада жизни, а также любовная линия сюжета, внутренняя борьба чувства долга к Тихону и искренней любви к Борису.

В шестом явлении четвертого действия сцена покаяния главной героини становится точкой накала как общественного, так и любовного конфликтов.

Подсказку к тому, что именно эта часть является кульминацией, дает нам сам автор, указывая на раскаты грома, что предшествуют грозе.

Данный эпизод начинается со слов Кабанихи: “Куда прячешься, глупая! От бога-то не уйдешь!”, она намекает на то, что судьбы Катерине все равно не избежать, а сцена, когда Тихон, Марфа и Варвара окружают Катерину, становится переломным моментом, точкой накала обоих конфликтов. Девушка больше не способна держать все в себе и, наконец, рассказывает обо всех своих грехах. В том момент она испытывает различные чувства: страх перед грозой и Кабанихой, муки совести перед Тихоном, обиду за предательство Бориса.

Невозможность решения общественного и внутреннего конфликтов заставляет главную героиню покончить жизнь самоубийством.

Кульминация по пьесе Гроза (Островский А. Н.)« Детская мечта сочинениеСочинение “Что значит быть современным человеком” »8-62469c67cd78810a3476f513bcbb202a41020aeccfa4fca4bec074ed89f011a6.pngКрылов Егор

Кульминация — это самый напряжённый и важный эпизод в произведении, обнажающий различие во взглядах, отношениях действующих лиц. 

Кульминацией пьесы А. Н. Островского «Гроза» можно считать признание главной героини в совершении греха. Катерина прилюдно признаётся в измене мужу. Надвигающаяся гроза, раскаты грома вселяют в душу женщины страх. Слова появившейся барыни о том, что красота ведёт к беде и что за всё в жизни приходится платить, подталкивают Катерину к самоубийству. Гроза в душе героини и гроза природная становятся предвестниками покаяния.

Пожаловаться Опубликовано 27.02.2014 — 13:21 —

Контроль знаний

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngzachet_po_tvorchestvu_ostrovskogo.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

Зачёт  по теме: «Творчество А.Н.Островского».

Задание №1: С каким журналом в начале своей литературной деятельности сотрудничал А.Н.Островский?

а) «Москвитянин»;                                      б) «Современник»;

в) «Отечественные записки»;                     г) «Библиотека для чтения».

Задание №2: А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды, какой именно:

а) помещичье-дворянской;                        б) купеческой;

в) аристократической;                                г) крестьянской.

Задание №3: Высшим критерием художественности А.Н.Островский полагал реализм и народность в литературе. Как вы понимаете термин «народность»?

а) Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа.

б) Литературные произведения, рассказывающие о жизни народа.

в) Проявление в произведении национальной литературной позиции, на которую опирается автор в своих произведениях.

Задание №4: К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора)?

а) комедия;                                                       б) драма;

в) трагедия;                                                       г) лирическая драма;

д) трагикомедия.

Задание №5: Назовите основной конфликт пьесы «Гроза»:

а) конфликт между поколениями (Тихон и Марфа Игнатьевна);

б) внутрисемейный конфликт между деспотичной свекровью и непокорной невесткой (Катерина и Марфа Игнатьевна);

в) столкновение самодуров и их жертв;

г) конфликт между Катериной и Тихоном.

Задание №6: Определите вид конфликта в пьесе «Гроза»:

а) философский;            б) социальный;               в) идеологический;                                          г) внутренний;               д) семейный.

Задание №7:Какие герои (с точки зрения конфликта) являются центральными в пьесе?

а) Борис и Катерина;                                        б) Катерина и Тихон;

в) Дикой и Кабаниха;                                        в) Борис и Тихон;

д) Марфа Игнатьевна Кабанова и Катерина.

Задание №8: Выделите из списка персонажей, которые представляют

1) «тёмное» царство                                          2) «жертвы»

а) Дикой; б) Катерина; в) Тихон; г) Феклуша; д) Борис; е) Кабаниха; ё) Варвара;

ж) Кудряш.

Задание №9: Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» назвал Бориса «образованным Тихоном». Почему?

а) Борис и Тихон принадлежат к одному сословию;

б) Борис лишь внешне отличается от Тихона;

в) Борис очень резко отличается от Тихона.

Задание №10: В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого, ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:

а) Кулигин;          б) Кудряш;     в) Варвара;    

г) Катерина;         д) Борис.

Задание №11: Савёл Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего Островский ввёл это действующее лицо?

а) чтобы противопоставить Кабанихе;

б) чтобы создать целостный образ «тёмного царства»;

в) чтобы оживить пьесу;

г) чтобы подчеркнуть удаль и размах русского купечества.

Задание №12: Почему события в пьесе «Гроза» происходят в вымышленном городе?

а) автор не хотел обидеть жителей реального города;

б) автор стремился подчеркнуть, что события, произошедшие в городе Калинове, вымышленные;

в) автор стремился подчеркнуть типичность картины русской провинциальной жизни;  

г) автор стремился подчеркнуть уникальность города Калинова.

Задание № 13: Кульминацией пьесы «Гроза» можно считать эпизод:

а) расставание Катерины с Тихоном;

б) признание Катерины перед жителями города Калинова в неверности мужу;

в) встречи с Борисом;

г) прощание с Борисом;

д) эпизод с ключом от калитки.

Задание №14: Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?

а) чувство стыда;

б) страх перед свекровью;

в) желание признанием искупить вину перед Богом и муки совести;

г) желание уехать с Борисом.

Задание №15: Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Н.А.Добролюбова, является проявлением:

а) духовной силы и смелости;

б) духовной слабости и бессилия;

в) моментного эмоционального взрыва.

Задание №16: К какому жанру можно отнести пьесу «Бесприданница»?

а) социальная комедия;                                  б) историческая драма;

в) трагедия;                                                      г) психологическая драма;

д) трагикомедия.

Задание №17: Сколько дочерей у Хариты Игнатьевны Огудаловой?

а) одна;             б) две;            в) три;              г) четыре.

Задание №18: Какова роль Карандышева в пьесе «Бесприданница»?

а) герой-любовник;                                          б) «маленький человек»;

в) «коварный искуситель»;                              г) роковой герой.

Задание №19: Какая сцена является кульминационной в пьесе «Бесприданница»?

а) сцена, в которой Паратов упрекает Ларису в столь быстром забвении;

б) сцена обеда в доме Карандышева;

в) сцена спора Кнурова и Вожеватова о Ларисе;

г) сцена убийства Ларисы.

Задание №20: А.Н.Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр?

а) Художественный театр;                                 б) Малый театр;

в) театр «Современник»;                                    г) Большой театр.

Дополнительное задание.

Каким героям принадлежат следующие фразы:

Пьеса «Гроза»

1. «Не очень-то нынче старших уважают».

2. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

3. «Да я и не хочу своей волей жить».

4. «Да здесь всё как будто из-под неволи».

5. «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было».

6. «Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

7. «Точит она его теперь, как ржа железо».

Пьеса «Бесприданница»

  1. «Да, с деньгами можно дела делать, можно. Хорошо тому, у кого денег-то много».
  2. «Не приписывайте моего выбора своим достоинствам».
  3. «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно».
  4. «Эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует».
  5. «А легко-то ничего не добудешь, всю жизнь и останешься ни с чем. И притворяйся и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь».
  6. «Она меня поняла, оценила и предпочла всем».
  7. «Если скажу: орёл, так проиграю; орёл, конечно, вы».

Ключ к тесту по творчеству А.Н.Островского.

  1. а
  2. б
  3. а
  4. б
  5. в
  6. г, д
  7. д
  8. 1) а, г, е;       2) б, в, д, ё, ж.
  9. б
  10. г
  11. б
  12. в
  13. б
  14. в
  15. а
  16. г
  17. в
  18. б
  19. б
  20. б

«5» — 28-25

«4» — 24-20

«3» — 19-14

Дополнительное задание:      14-12 – «5»  11-9 – «4»   8-6 – «3»

«Гроза»

  1. Кабаниха
  2. Варвара
  3. Тихон
  4. Катерина
  5. Варвара
  6. Катерина
  7. Варвара

«Бесприданница»

  1. Кнуров
  2. Лариса
  3. Паратов
  4. Кнуров
  5. Харита Игнатьевна
  6. Карандышев
  7. Кнуров

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по драме Островского «Бесприданница»

Разработка урока в 10 классе по драме Островского «Бесприданница»  с презентацией к уроку…

Имена и фамилии в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

  Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах А.Н.Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес кла…

Тест по драме Островского «Бесприданница»

Электронный тест по драме островского «Бесприданница»…

Интернет-урок «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» как духовное завещание, размышление художника о будущем России»

Цели урока:  Образовательная: приобщить учащихся к философским и духовным поискам А.Н. Островского, познакомить с творческими поисками в музыке, живописи и литературе во второй половине 19 ве…

Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс

Деловая игра – зачет….

Урок — аргументированная беседа Осуждение нравственной слабости, эгоизма, приспособленчества в пьесе А.Н. Островского «Гроза» Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского

Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского…

Отзывы родителей на методическую разработку » Общественный зачет зачет как эффективная форма проверки качества знаний учащихся по русскому языку и литературе»

Отзывы родительского сообщества  на МР…

  • Мне нравится

 

Действие 2. В доме Кабанихи

Мы становимся свидетелями действа в доме купчихи Кабанихи. Странница Феклуша беседует с дворовой девкой Глашей. Юродивая хвалит щедрость дома Кабановых и пытается заинтересовать слушающих примитивными выдумками об укладе жизни в «дальних странах». Иронично изображает шарлатанство пьеса Островского «Гроза». Краткое содержание по главам нам показывает и настоящую виновницу трагедии.

Дочь купчихи Варвара беспечно играет роль сводни. Ее невестке Катерине понравился племянник Дикого, Борис. Муж Катерины Тихон уезжает по делам. Его сестренка, жизненные убеждения которой – «все можно, если концы в воду», собирая братца в дорогу, одновременно подговаривает к измене его жену, Катерину. Для этого она придумала хитрую «комбинацию» с подменой ключа матери от калитки.

Катерина по-своему пытается сохранить верность мужу. Просит Тихона взять ее с собой. А когда тот отказывает, то она, как водилось в народе, пытается связать себя клятвой, через которую не сможет перешагнуть. Но недалекий Тихон и тут прерывает ее.

Тема

В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.

Читайте также:  Почему автор называет Печорина «героем времени»? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

История Чичикова – сочинение по теме

Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.

Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Действие 1. Характеристика города Калинова

Первое действие происходит в саду, разбитом на волжском берегу. Беседуют инженер-самоучка Кулигин с конторщиком купца Савела Прокофьича Дикого — Ваней Кудряшом. Позже к их разговору присоединяется образованный племянник Дикого – Борис. Мы слышим от них емкую и нелицеприятную характеристику порядков в этом уездном городе. Здесь процветает самодурство Дикого, с одной стороны, и ханжеская мораль купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой (по прозвищу Кабаниха), с другой. Дикий, как очевидно, планирует присвоить часть наследства, принадлежащую Борису. В городе процветают хамство и иезуитство. Его проповедуют самые зажиточные горожане. Если Савел Прокофьич нагло, с криком и руганью обирает своих работников, постоянно не доплачивая им жалованье, то Марфа Игнатьевна третирует своих домашних (невестку Катерину, сына Тихона и дочь Варвару) более тонко – постоянными упреками и поучениями. При этом каждый свой выпад Кабаниха может объяснить «по понятиям»: мол, так заведено и т. д. Ее мораль «непробиваема». Неслучайно с этой нелицеприятной оценки устоев города начинается «Гроза». Краткое содержание по действиям в дальнейшем целиком опирается на это емкое описание.

Действие 5. Трагедия

«Может ли счастье быть там, где царят унижения и ханжество?» — незримо слышим мы риторический вопрос драматурга, читая краткое содержание. «Гроза» по действиям тщательно прорисовывает образы героев, давая им исчерпывающую характеристику. Пьяный Тихон беседует с Кулигиным. Рассказывает, как беспробудно пил во время поездки в Москву, о том, что за измену «немного побил» Катерину. (Так мама велела.) Радуется, что Бориса дядюшка Савел Прокофьич отправляет в Сибирь. Из его слов мы узнаем, что Варя сбежала к Кудряшу от самодурства мамы Марфы Игнатьевны.

В это время Катерина ищет встречи с Борисом. Увидев его, уговаривает взять ее в поездку в Сибирь. После отказа она кротко просит молодого человека молиться о ее грешной душе. Но даже это не пронимает слабовольного молодого человека. Глубоко показательна его последняя фаза: «Эх, кабы сила!» Это фраза полного морального банкрота. Катерина же не хочет возвращаться в опостылевший дом Кабанихи, прыгает в Волгу и тонет в ней. Кулигин обвиняет Марфу Игнатьевну и Тихона в немилосердном отношении к Катерине. Тихон же винит мать, себя считая несчастным.

Действие 3. Свидание

Свидание Катерины и Бориса – главная идея этого эпизода драмы, его краткое содержание. «Гроза» по действиям происходит в разных местах провинциального Калинова. Видна улица перед домом Кабанихи. Вначале пьяный Савел Прокофьевич «сцепляется» с купчихой. Правда, «одного поля ягоды» вскоре примиряются. Затем им на смену выходит философствующий Кулигин, потом целующаяся парочка — Кудряш и Варвара. Чрезмерно инициативная Варя назначает Борису от имени Катерины встречу вблизи сада Кабановых в овраге. И наконец, происходит само свидание. Причем Кудряш с Варварой и Борис с Катериной назначают его в одном том же месте. Правда, потом пары расходятся.

Катерина пылко признается Борису в любви. Однако, как видно, у того отношение к любви меркантильное, потребительское. Не понимает он, а скорее всего, и не может понять, какое сокровище – душа Катерины. Не прошел он испытание любовью, мелкий человечишка. Ослепленная чувством Катерина, конечно же, не замечает этих нюансов.

Опубликовано 08.12.2011 — 12:44 —

Образец анализа эпизода пьесы А.Н.Островского «Гроза». Умение делать анализ драматического произведения, Знание  основных литературоведческих понятий, умение находить их в тексте.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pnganaliz_epizoda_dramaticheskogo_proizvedeniya.doc 33 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ эпизода драматического произведения

(6-е явление 4 действия драмы А.Н.Островского «Гроза»)

               Кульминацией пьесы А.Н.Островского «Гроза» является 6 явление 4 действия.  Сцена всенародного покаяния главной героини – наиболее напряженный момент развития конфликта и в душе Катерины, и в ее столкновении со свекровью, Марфой Игнатьевной Кабановой. На наших глазах происходит борьба живого и свободного чувства с религиозным страхом и нравственным долгом замужней женщины.  Назревание этого конфликта показано в предшествующих эпизодах: в разговоре Бориса с Варварой о возможном признании Катерины, в репликах прохожих о том, что «гроза даром не пройдет», в рассуждениях изобретателя-самоучки Кулигина о грозе-«благодати», в угрозах полубезумной барыни. Смерть героиня предчувствует с самого начала действия, поэтому-то мы воспринимаем Катерину как лицо трагическое. Желание быть любимой и любить осуждается ханжеской моралью Кабанихи. Может, лучше делать вид, что любишь?

Честная и открытая, Катерина не желает так поступать, а встречаться тайно, как Варвара, не хочет. Да, она иная, не такая, как все, и в этом ее беда, ее трагедия. Только нравственно чистый человек может терзаться муками совести и ощущением вины.

               6 явление начинается репликами старой барыни, на которые никто, кроме Катерины, не обращает внимания. На Руси издавна юродивые, сумасшедшие почитались, к их предвидениям прислушивались. Впечатлительная Катерина не просто слушает – чужие слова бьют ее прямо в сердце: «Красота-то ведь погибель наша!.. В омут лучше с красотой-то!..» Автор не обрисовывает внешность героини, ее красота другого рода – внутренняя. Она не нужна в этом мире лжи, лицемерия и страха. Мотивы красоты и смерти здесь звучат антитезой, они объединены в страшном пророчестве: «Что прячешься! Нечего прятаться! Видно боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется!»

              Вот и путь героине указан…

              Слово «прятаться» звучит трижды: два раза в словах барыни и в авторской ремарке. Видно, от судьбы не уйдешь. Удар грома  как приговор, определена героине и форма наказания – «в огне гореть». Варвара сочувствует невестке, понимая ее муки. Но помочь она может лишь советом: «…помолись, легче будет». А Катерина в ужасе замечает на полустертых фресках галереи картину «геены огненной». Тяжесть на ее душе требует выхода, и он приходит.

Перед покаянием героини мы отмечаем ремарку: «Кабанова, Кабанов и Варвара окружают ее». Окружают, давят, теснят… И вот он – прорыв чувств: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» Эпизод очень эмоционален, и это подчеркивается обилием восклицательных предложений.

               Воспитанная в патриархальных традициях, Катерина обращается к родным по старшинству: «Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!» На первом месте – Бог. Он высший судия для героини. В этом тоже проявление религиозности героини.

Интересно проследить также поведение Варвары и Тихона. Варвара пытается выгородить Катерину, чувствуя и себя виноватой в ее грехе: «Врет она, сама не знает, что говорит». Тихон тоже догадался, в чем будет каяться жена. Жалея ее (ведь просила, чтобы взял с собой!), он пробует остановить Катерину. Здесь чрезвычайно красноречива ремарка: «растерявшись, в слезах, дергает ее за рукав». Он предостерегает жену, боясь гнева матери, даже «хочет обнять». А Кабаниха торжествует: «Говорила я, так ты и слушать не хотел. Вот и дождался!»

               Покаяние героини происходит тогда, когда все сходится для нее: муки совести, страх перед грозой как наказанием за грехи, предсказания гуляющих горожан, предательство Бориса (тот в решающий момент малодушно исчезает). Катерина признается в грехе принародно, в церкви, как принято в православном мире, что показывает  ее истинно русскую душу. Сцена покаяния  неминуемо приближает трагическую развязку пьесы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-26305-1561383820.jpgКомплексные задания для анализа эпизода (фрагмента) эпического и драматического произведений

С этим докладом я выступила на заседании м/о.Считаю, что все — таки установка на текстуальное изучение фрагмента при ориентации на соответствующие методики,- это подход разумный, нацеленный на достиже…

picture-384429-1390846651.jpgАнализ эпизода литературного произведения

Анализ эпизода…

picture-384429-1390846651.jpgАнализ драматического произведения

Драматическое произведение…

picture-434063-1396970322.jpgКритерии анализа эпизода литературного произведения

Критерии анализа эпизода литературного произведения…

picture-861466-1480838279.jpgАнализ драматического произведения.

Схема анализа драматического текста….

picture-801558-1567934201.jpgПлан анализа эпизода литературного произведения 5-6 кл.

План помогает  научить  логично строить  анализ эпизода….

picture-549009-1418309330.jpgАНАЛИЗ эпизода художественного произведения

АНАЛИЗ эпизода художественного произведения….

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • https://lit.ukrtvory.ru/kulminaciya-po-pese-groza-ostrovskij-a-n/
  • https://vashurok.ru/questions/kulminatsiey-grozi-mozhno-schitat-epizod
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/02/27/zachet-po-teme-tvorchestvo-anostrovskogo
  • https://rosnoust.ru/sochineniya/zavyazka-kulminaciya-razvyazka-v-pese-groza.html
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/12/08/analiz-epizoda-dramaticheskogo-proizvedeniya

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт