Композиция романа Пушкина Капитанская дочка

illjustracija-Kapitanskaja-dochka-Grinev-Shvabrin-Mironovy-P-Sokolov.jpg

Роман Пушкина «Капитанская дочка» является выдающимся произведением русской классической литературы XIX века. Смотрите: Все материалы по «Капитанской дочке»

Композиция романа «Капитанская дочка» Пушкина: особенности произведения

Ю. М. Лотман о композиции «Капитанской дочки»: «Композиция романа построена исключительно симметрично. Сначала Маша оказывается в беде — суровые законы крестьянской революции губят ее семью и угрожают ее счастью. Гринев отправляется к крестьянскому царю и спасает свою невесту. Затем Гринев оказывается в беде, причина которой, на сей раз, кроется в законах дворянской государственности. Маша отправляется к дворянской царице и спасает жизнь своего жениха.» (Ю. Лотман «Идейная структура «Капитанской дочки»», 1962 г.)Д. Благой о композиции «Капитанской дочки»: «…во всей «Капитанской дочке» нет ни одного… ненужного штриха, ни одной лишней детали. В романе довольно много персонажей, но среди них почти нет случайных, так сказать, «проходных» лиц (появился и исчез). Все они обычно связаны между собой в общий и тугой композиционный узел. <…> Первые две главы, почти равновеликие по объему… представляют собой экспозицию: ставят друг подле друга оба главных лица, история отношений которых и оставляет основную внутреннюю тему романа: молодого дворянина Гринева и вождя крестьянского восстания Пугачева. Это композиционное расположение подчеркнуто названиями глав: «Сержант гвардии», «Вожатый». А в том сне, который видит Гринев, сразу же после встречи с неведомым вожатым… как бы предсказывается «странная» история их будущих взаимоотношений и тем самым образно выражена уже указанная основная внутренняя тема романа. <…> Следующие семь глав (III — IX) повествуют о приезде Гринева в Белогорскую крепость и о жизни его там. Первые три из этих семи глав (III — V) представляют собой как бы непосредственное продолжение самой первой главы романа — первой части экспозиции. Пугачева здесь нет, и все эти главы не выходят за рамки семейной истории Гринева, перипетий его романа. В них дается подробное описание семейства Мироновых, рассказывается о возникновении чувства Гринева к Маше Мироновой, столкновении его из-за нее со Швабриным, объяснении в любви между раненым Гриневым и Машей. <…> Глава «Пугачевщина» является как бы водоразделом, членящим семь «белогорских» глав на две почти равные половины, отделяющим первые три, чисто «семейные», главы от других трех глав, в которых романические отношения Гринева и Маши вовлекаются в вихрь исторических событий и политических потрясений… Соответственно меняется и самый темп рассказа. В первых трех белогорских главах описывается то, что происходило в течение почти целого года (с начала зимы 1772 года до октября 1773 года); в трех последних — то, что произошло на протяжении всего около суток. <…> Так же стройно сочленены между собой в композиционном отношении… четыре непосредственно следующие за ними главы (10-ая галва — «Осада города», 11-ая глава — «Мятежная слобода», 12-ая глава — «Сирота» и 13-ая глава — «Арест»), которые имеют особенно важное значение для раскрытия основной внутренней темы романа — отношений между положительным героем-дворянином и вождем крестьянского восстания. <…> Контраст двух лагерей — правительства и Пугачева — подчеркивается и композиционно: расположением двух глав — оренбургской («Осада города») и бердской («Мятежная слобода») — непосредственно друг подле друга. Мало того, этот контраст проводится, но только в обратном порядке, и расположением двух следующих глав — «Сирота» и «Арест». После главы «Арест» следует еще одна — и последняя, заканчивающая весь роман, — глава «Суд». И, как это почти всегда у Пушкина, начало «Капитанской дочки» гармонически перекликается с концом. В начале романа птенец вылетает из своего дворянского гнезда; в конце романа… он снова в него возвращается. <…> Между первой и последней главами Пушкин протягивает нити соответствий и даже прямых совпадений. В середине последней главы мы — снова в симбирском поместье Гриневых. Перед нами опять же старики Гриневы — властный и суровый отец, безропотная, любящая мать; та же обстановка; повторяются и те же характерные детали (чтение отцом Придворного Календаря, упоминание о влиятельном петербургском родственнике, князе Б.). Но подле стариков Гриневых новое лицо — полюбившаяся им невеста сына — Марья Ивановна Миронова, и нет самого сына, Петруши, осужденного за участие в «замыслах бунтовщиков» и приговоренного к ссылке… <…> В последней главе, как и в первой, батюшка — с Придворным Календарем в руках. Но в первой главе он внимательно читатего его… В последней главе он рассеянно переворачивает листы… В первой главе — «матушка варила в гостиной медовое варенье»; в последней — в той же гостиной «матушка молча вязала шерстяную фуфайку…». Совершенно очевидно, что каждая из этих деталей органически связана со свем остальным, полностью соответствует данной ситуации… Варить варенье матушка должна была именно в первой… главе; наоборот, так естественно, что в последнец главе она вяжет «шерстяную фуфайку»… конечно, для сосланного теперь в Сибирь Петруши…. <…> В первом случае матушка плачет горькими слезами при мысли о разлуке с сыном; во втором случае — радостными слезами, слезами надежды на то, что Марье Ивановне удастся ее замысел — добиться оправдания Петруши. Симметрия… проводится… до самого конца. Гринев смело явился к… Пугачеву… для спасения своей невесты и достиг этого. Маша едет к императрице… и… в свою очередь спасает своего спасителя. И, как всегда у Пушкина, это отнюдь не только внешний композиционный прием. <…> Посредством параллельного развертывания сюжета «Капитанской дочки» Пушкин получает возможность непосредственно сопоставить между собой двух главных антагонистов — вождя крестьянского восстания и дворянскую императрицу, на столкновении которых основана историческая канва романа… Особенно наглядно сопоставление Пугачева и Екатерианы II в параллельном описании их «резиденций». <…> С другой стороны, лучшие черты характера Гринева также особенно рельефно проступают на отношениях его с Пугачевым, которого он покоряет своей отзывчивостью и добротой (все тот же эпизод с «заячьим тулупом»)… Наконец, в параллельном эпизоде — встреча Маши с императрицей — по-настоящему раскрывается нам и характер капитанской дочки, простой русской девушки… Замечательный образ вождя крестьянского восстания и пафос конечного торжества простых хороших людей — именно эти черты и сообщают историческому роману Пушкина присущую ему глубокую внутреннюю демократичность.  Это был анализ композиции романа «Капитанская дочка» Пушкина: особенности произведения.Смотрите: Все материалы по «Капитанской дочке»

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Композиция романа Капитанская дочка

Произведение состоит из нескольких набросков из жизни обычного дворянина Петра Гринева, повествующих о самых ярких событиях, произошедших с ним и оказавших на него особенное влияние.

Композиционная структура повести включает в себя четырнадцать глав, стилизованных в форме мемуаров, выстроенных с использованием симметричности, отличается четким, стройным, последовательным изложением, напоминающим сюжеты волшебных сказок в виде напутственных отеческих слов, дальнего пути главного героя, схватки со злым соперником, спасения возлюбленной и царской награды при возвращении домой.

Экспозиционная составляющая представлена в форме двух первых глав, которые являются равновеликими по объемному содержанию и демонстрируют основной внутренний смысл произведения, изображая главных действующих героев – молодого человека дворянского происхождения Петра Гринева и предводителя народного восстания Емельяна Пугачева.

Взаимоотношения основных персонажей составляют историческую канву повести, основанную на параллельном столкновении величайших личностей истории императрицы Екатерины Второй и Пугачева. Писатель ярко подчеркивает контраст правящей власти и восставших крестьян путем расположения стройно сочленных между собой и следующих друг за другом глав, которые излагают события жизненного пути ключевого героя в обратном порядке, а не по порядку.

Каждой из глав повести, а также произведению в целом, предшествуют эпиграфы, определяющие суть повествования, либо характеризующие героев данного изложения. Однако имеются и вступления, содержащие противоположное суждение автора о Пугачеве, выражающие мнение поэта на предводителя восстания с точки зрения дворянства и опровергающие содержание главы.

В изображении портретных характеристик героев повести также применяется прием контраста, при использовании которого образ Пугачева описывается автором самостоятельно, а Екатерина представляется поэтом в соответствии со знаменитым портретом художника Боровиковского, а не в виде самостоятельных авторских зарисовок.

Все применяемые в произведении художественные литературные приемы и методы позволяют автору выстроить в повести продуманную, стройную композиционную модель повествования, захватывающую читателя с первых строк книги.

Вариант 2

В этом романе автор привел много исторических героев, а так же создал много вымышленных, но благодаря наличию реальных героев роман и обладает своей особенностью и имеет огромное значение. Ведь автор создавал его, опираясь на исторические события, поэтому кроме основных сюжетных линий в этом произведении упомянута судьба всего русского народа.

Именно для внесения более точного повествования в герои данного романа выбран Петр, который лично знаком с Пугачевым. Соответственно все далее излагаемые события являются правдивыми и исторически важными. Роман написан в виде мемуаров.

Петр Гринев сам из дворянской семьи, служит императрице, он честен и благороден. Когда Пугачев предложил ему перейти на сторону бунтовщиков и получить более высокое звание, Петр естественно отказался, так как он не так воспитан. Кроме этого он противостоит пугачевскому бунту, без прикрас рассказывает о событиях того времени.

И при этом Гринев как бы сам со стороны себя критикует и рассказывает о своих ошибках и победах. Так же Пугачев в начале произведения появляется как обычный человек, через время он уже предводитель восстания. Далее видим жестокие и благородные черты его характера, когда Пугачев спас невесту Гринева от Швабрина.

Благодаря тонкому авторскому замыслу большинство исторических событий рассказывается от лица Гринева. Эти события и высказывания и есть мысли самого автора. Благодаря тонкому подходу автор пишет рассказ от лица Петра, так же он высказывает свои умозаключения о бунте крестьян.

Весь рассказ пропитан противостоянием правительства и бунтовщиков. Автор показывает сторону правительства их уклад и поведение всех чиновников, одновременно этому он сопоставляет бунтовщиков и рассказывает об их действиях.

Умело, сопоставлены вождь крестьян и императрица их противостояние и борьба, без прикрас показана жизнь крестьян при императорской власти. Тут же Пугачев рассказывает о своих предложениях и вольной жизни освобожденных крестьян.

В лице Маши показана простота и чистота души русского народа, в ее обращении к императрице. Весь роман пропитан демократичностью и стремлением к свободной жизни простых людей. Автор хотел показать, что и Пугачев и весь его бунт принес определенные изменения в историю нашего государства.

Особенности произведения

<glav>Другие сочинения:</glav>← Дружба и вражда между Дубровским и Троекуровым↑ ПушкинАнализ произведения Дубровский →

Композиция романа Капитанская дочка

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Математика мой любимый школьный предмет 5 класс

    Все школьные предметы можно сравнить с кирпичиками, из которых складывается наше общее образования. Они являются одинаково важными элементами этого образования, и нельзя, отдавая предпочтение одному, совсем не заниматься другими

  • Сравнительная характеристика Чацкого, Онегина и Печорина сочинение

    Печорин, Чацкий и Онегин – являются героями самих известных романов всех времен. Все они – представители дворянства.

  • Сочинение Как я однажды опоздала в школу 5 класс

    Я хорошо учусь в школе, я отличница. У меня нет ни одной тройки, только пятерки и четверки. Еще, я никогда не опаздывала в школу, и вообще у меня примерное поведение. Учителя, даже ставят меня в пример, другим ученикам.

  • Природа в Слове о полку Игореве сочинение 9 класс

    В поэме Слово о полку Игореве природа является одним из главных героев, автор её изображает живой, способной чувствовать и помогать. Природа, наравне с другими, участвует в битве

  • Образ и характеристика Ермила Гирина в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова

    Некрасов в своей поэме очень ярко показал как главных, так и второстепенных персонажей. Одним из второстепенных персонажей, история которого задевает читателя за живое, является крестьянин Ермил Гирин.

Опубликовано 05.12.2017 — 13:53 —

В уроке представлены особенности жанра и композиции романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», а также рассматривается историческая основа создания романа

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngУрок литературы в 8 классе 24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе.

 А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка. Историческая основа. Пушкин в работе над историческим материалом. Композиция и жанр.

Учитель русского языка и литературы:

Рылина Елена Борисовна

Цели:расширить представление учеников о личности Пушкина как историка; ознакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»;рассказать об особенностях жанра и композиции; развить умение связно мыслить и логично отвечать на поставленные вопросы.

Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, блиц-опрос, сжатый пересказ, комментарий учителя.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания. Повторение и обобщение изученного. Слайд 1.

В этом году мы вновь обратимся к творчеству А.С. Пушкина, и наш урок мне бы хотелось начать с проверки домашнего задания. Я задавала прочитать статью из учебника про жизнь и творчество Александра Сергеевича и для  проверки выполнения задания, я проведу блиц-опрос, состоящий из 8 вопросов. Слайд 2.

  • 1. В каком городе родился Пушкин?
  • 2. Любимое время года поэта?
  • 3. Назовите фамилию, имя и отчество няни.
  • 4. Что в переводе с греческого означает имя Александр?
  • 5. Кому Пушкин посвятил эти строки:

Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты…

  • 6. Перечислите повести Белкина.
  • 7. Как звали станционного смотрителя?
  • 8. Как звали капитанскую дочку?

(После написания ответов, учащиеся обмениваются тетрадями, и с помощью ответов на слайде 3 проверяют друг друга, кто не допустил ни одной ошибки, получает оценку «5»).

  1. Вступительное слово. Слайд 4.

В 8 классе мы познакомимся с повестью «Капитанская дочка», с последним крупным произведением писателя, которому сам Пушкин придавал большое значение. В этой повести автор предстает не только как писатель, но и как историк. История всегда интересовала Пушкина, прошлое для него – всегда повод для размышлений не только о настоящем, но и о будущем. Мысли писателя по поводу исторических событий и персонажей актуальны и в наши дни.

Тема нашего урока: «А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка. Историческая основа повести. Пушкин в работе над историческим материалом. Композиция и жанр повести». (запись в тетрадь). Слайд 5.

 В ходе урока нам предстоит выполнить сл.задачи (слайд 6):

расширить представление о личности Пушкина как историка; познакомиться с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»;узнать об особенностях жанра и композиции.

  1. Беседа по вопросам.

Какие произведения А.С. Пушкина на исторические темы вам известны? («Песнь о Вещем Олеге», «Борис Годунов», «Полтава», «Медный всадник», а также незаконченная повесть «Арап Петра Великого»). Слайд 7.

— О каком историческом событии идет речь в повести «Капитанская дочка»? (о Пугачевском бунте).

— Что вам известно об этой эпохе и о причинах восстании?

IV. Сообщение ученика об эпохе Екатерины II и причинах Пугачевского бунта. (Слайд 8-9).

XVII век — век царствования Екатерины II. В августе 1745 года она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Федоровича. В июне 1762 года Екатерина II пришла к власти, свергнув с престола Петра III, своего мужа, который был убит. Дворяне, оказавшие ей помощь, были щедро вознаграждены. При Екатерине любимцы царицы, фавориты становились могущественными вельможами.

        Екатерина II правила Россией практически всю вторую половину 18 столетия. Это время стали называть екатерининской эпохой. В годы ее правления расширилась территория государства. Россия вела активную внешнюю торговлю через порты Прибалтики и Причерноморья. Расходы на войны, содержание двора, развитие науки, просвещение искусства требовало денег.

        Екатерина II была умна и образованна. Она придавала большое значение законодательству, считая, что законы создаются для «воспитания граждан». В годы ее правления выросли налоги. Вся тяжесть которых легла на плечи крестьян. Но и не все дворяне были сторонниками ее власти. Положение крепостных крестьян ухудшалось, их можно было продавать как скот, как вещи. Помещики по указам императрицы получили право без суда наказывать провинившихся крестьян, творить произвол. Бесправие, нищета, толкали крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись.

        В такой обстановке разнеслись слухи, что император жив, что он появится перед народом, вернет свой престол, накажет царицу и помещиков, даст крестьянам свободу и земли, ведь в народе всегда жила вера в «доброго» царя.

        В 1773 года в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры, что царь Петр III появился, об этом говорили воззвания, написанные на простом и понятном для народа языке. Петром III объявил себя Емельян Пугачев. Народ поверил в своего царя и пошел за ним. Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года, оно было жестоко подавлено.

V. Слово учителя. Пушкин – историк. Пушкин – писатель.

 (Слайд 10). В начале 30 годов 19 века после подавления кровавого бунта военных поселений в Старой Руссе Пушкин начинает изучать архивные материалы, он обращается к разным людям с просьбой сообщить ему все, что известно о Пугачеве. Тему эту писатель решает в двух планах: в качестве профессионально историка в «Истории Пугачева» и в качестве писателя в «Капитанской дочке».        

Сначала Пушкин работал над историческим произведением, он посетил места, где произошли главные события времен пугачевского бунта, сравнивая документы с воспоминаниями еще живых, но уже старых очевидцев.

В «Истории Пугачевского бунта» последовательно описан ход восстания, действия бунтовщиков и противодействие властей. Главная цель этого исторического труда была вполне современной: указать на необходимость преобразований в стране. В повести «Капитанская дочка» решались более глобальные проблемы: как достичь единства нации, как примирить противоречия, как добиться улучшения нравов, как избежать насильственных потрясений.

«История Пугачева» была завершена в ноябре 1833 года и опубликована в 1834 году. Цензором книги являлся сам император – Николай I , который изменил ее на «Историю Пугачевского бунта». Первая часть содержания – сама история пугачевского бунта, а вторая – приложения, состоящие из документов, манифестов, донесений, мемуаров и др.исторических памятников, относящихся к событиям 1773-1775 гг.

«Историю Пугачевского бунта» вышла в декабре 1834 года, в количестве 3 тыс. экземпляров, но успеха у читателя не имела, в отличие  от вышедшей позднее «Капитанской дочки».

(Слайд 11). Работа над повестью продвигалась с трудом. В Пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов повести «Капитанская дочка». Трижды берется Пушкин за сюжет, главным героем которого является Шванвич – офицер, подпоручик, перешедший на сторону Пугачева. В ходе работы Пушкин отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина, перешедшего в стан восставших. Автор не сочувствовал таким людям, как Шванвич, и не восторгался крестьянским восстанием. «Не приведи, Бог, видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный», — говорит устами главного героя автор повести.

Многие черты Шванвича переданы отрицательному герою – Швабрину. На их связь указывает сходство фамилий. Поиск героя продолжается. В черновых вариантах появляется Башарин, офицер, помилованный Пугачевым за доброе отношение к солдатам. Потом герой снова возвращается в царскую армию и вновь выступает против Пугачева. Автор отказывается от перехода героя к восставшим. Появляется новый прототип героя, живой современник Пушкина – Валуев, девятнадцатилетний юноша.

Но и это было отвергнуто автором. Наконец появляется герой, которых станет главным в окончательном тексте – Гринев, эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик Гринев числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в « сообщении со злодеями, но по следствию оказались невинны».

Вместе с этим героем в ходе работы мы пройдем путь испытаний, ошибок, побед, путь постижения мудрости, любви и милосердия.

VI. Жанровое своеобразие и композиция.

 — А теперь мы с вами попробуем определить жанр «Капитанской дочки». (слайд 12).

— Что же это?

  • Повесть – произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.
  • Роман – эпическое повествование с элементами диалога, иногда и с включением драмы или литературных отступлений, сосредоточенное на истории отдельной личности в общественной среде.
  • Исторический роман— роман, действие которого развертывается на фоне исторических событий.
  • Хроника — историческое описание событий в хронологическом порядке.
  • Мемуары – воспоминания автора о реальных событиях, в которых он принимал участие или был свидетелем.

—  (Слайд 13)

1. Белинский всякий раз называет «Капитанскую дочку» повестью, а первый пушкинский биограф П.В. Анненков — романом.

2. Для Чернышевского пушкинское произведение — повесть, а М. Горький был убежден, что Пушкин написал исторический роман

(Слайд 14).

В строгом смысле слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, ни мемуарами, так как она создана творческим воображением писателя, но все же в форме мемуаров, семейных записок, показывает быт и нравы частных лиц, но вместе с тем изображает и исторических деятелей.

Поэтому заключает в себе особенности всех этих жанров. Но все же это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Давайте запишем в ваши тетради определение повести.

Повесть – произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.

(Слайд 15). Композиция.

1. Повесть построена в форме семейных записок П. А. Гринёва, главным образом о тех «неожиданных происшествиях», которые «имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение».

2. Повесть построена так, что в исторической её части всё время сопоставляются два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачёв, и дворянский, возглавляемый Екатериной II. Между ними идёт борьба, и основные герои «семейственных записок» — Гринёв и Маша Миронова — волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами. Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру.  

(Слайд 16). Три цикла глав.

1. I – V гл. рисуют формирование личности рассказчика.

2. VI – XII гл.  — картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика.

3. XII – XIV гл. – роль развернутого эпилога.

Каждую главу мы с вами будем  анализировать на следующих уроках.

VII. Итого уроки (Слайд 17).

1. Чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II?

2. Чем можно объяснить многочисленные крестьянские бунты в екатерининскую эпоху?

3. Как власть и общество восприняли «Историю Пугачевского бунта?

4. В чем вы видите связь «Истории Пугачевского бунта» и «Капитанской дочки»?

VIII. Домашнее задание. (Слайд 18).

Прочитать 1-2 гл. повести.

Подготовить пересказ отрывка «Встреча с вожатым»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Историческая основа повести, особенности композиции

Конспект урока литературы в 8 классе. Вступительный урок к изучению повести  А.С. Пушкина «Капитанская дочка»…

Конспект урока литературы в классе «Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»» с презентацией

Урок литературы в  8 классе по теме «Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»» преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества…

Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания.

Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания. «Восстание Емельяна Пугачёва». Презентация представлена в сокращённом варианте….

А.С.Пушкин. Роман «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ СНА ГРИНЁВА.

Сон П.Гринёва в романе «Капитанская дочка» имеет особое значение и смыл.Именно они и раскрываются в представленном материале….

Технологическая карта урока литературы на основе дифференцированного обучения. 8 класс. «Капитанская дочка» А.С.Пушкин

Данная технологиченская карта разработа с учетом разного уровня познавательной активности учащихся одного класса и позволяет учителю вовлечь в работу весь класс….

«Русские семейства Мироновых и Гриневых» (по роману «Капитанская дочка» А.С.Пушкина)

Открытытй урок литературы в 8 классе…

Викторина по роману «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

Викторина содержит вопросы по содержанию романа «Капитанская дочка&quot…

  • Мне нравится

 

События повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, Петра Гринева, который был участником тех событий, и сумел сохранить честь и мужество настоящего офицера, пройдя через суровое жизненное испытание. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения по плану «Капитанская дочка». Данный материал может быть использован для работы на уроках литературы в 8 классе, и при подготовке к ЕГЭ.

+

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.

Год написания – 1833 – 1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов, у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» считается нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют темы любви и воспитания.

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведет рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление – Реализм и романтизм.

План

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр
  • Тест по произведению

История создания

История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева. Пушкин собирал исторические факты, вел разговоры с участниками событий пугачевского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. У писателя было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачева. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.

Тема

Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.

Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринева, ради нее, он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гриневым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте с Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить ее жизнь.

Пугачев, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринева, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу, посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.

Благодаря проснувшемуся в нем чувстве любви, Гринев, смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачеву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.

Швабрин же, с его бездуховностью и мелочным подлым характером, не сумел выдержать испытания, и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.

Композиция

Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. Своими выразительными художественными средствами, как бы излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря, между которыми идет война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачев, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Методом контраста великий русский поэт дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют описания пейзажей. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.

Сопоставляя все приведенные факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергаются его убеждения. Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.

Разбираясь в том, чему учит это произведение, становится ясным, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твердые убеждения, и сильная воля, дают возможность сделать правильный нравственный выбор.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Капитанской дочки».

Жанр

Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.

Некоторые из них пришли к выводу, что автор в своем художественном произведении, смог придать достоверную историческую окраску, приводя непоправимые факты событий той эпохи.

Современники поэта были убеждены, что его книга относится к направлению реализма, отображающая реальные события, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачев, придают ему характеристику романтизма.

И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 12

    В каком году была впервые опубликована повесть «Капитанская дочка»?</h3>

    • <label>1836;</label>
    • <label>1837;</label>
    • <label>1838;</label>
    • <label>1839.</label>

(новая вкладка)

Год написания – 1836 (наброски, черновики, собирание материалов – с 1834 г.)История создания: Пушкин обратился к Николаю I с замыслом описать в романе Пугачёвский бунт и получил одобрение. Служа в Министерстве иностранных дел, он имел доступ к историческим документам, что помогло создать достоверную картину эпохи.Жанр: историческая повесть или исторический роман. Направление: романтизм и реализм. Основная идея: каждый человек может проявить себя как сильная личность, если будет верен своим убеждениям.Тема: описание Пугачёвского восстания и людей, участвовавших в нём.Проблема: сложность нравственного выбора, когда есть риск для жизни. Композиция – роман состоит из 14 глав, написанных в форме «семейственных записок». Также существует глава, не включенная в роман (под фамилией Гринёва описан Зурин, а Гринёв носит фамилию Буланин).

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробностиИспользуемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2016/09/kompozicija-roman-kapitanskaja-dochka-pushkin.html
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/kompoziciya-kapitanskaya-dochka
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/12/05/urok-literatury-v-8-klasse-a-s-pushkin-roman-kapitanskaya
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/kapitanskaya-dochka/analiz-proizvedeniya-pushkina.html
  • https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/kapitanskaya-dochka-pushkin/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт