Болконский и дуб

дуб-1.jpg

ТЕКСТ.

2 том, 3 часть, 1 глава.

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

«Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришелк тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Большую роль в романе Л.Н. Толстого играет природа. Это не просто фон, на котором разворачиваются события. Природа помогает автору глубже раскрыть внутренний мир героев, состояние их души. Она словно помогает им осознать себя, своё место в жизни.

Князь Андрей Болконский дважды проезжает мимо старого дуба в разные периоды жизни.  Каждая встреча – это поворотный этап в его жизни, его осознание того, как ему дальше жить.

При первой встрече Андрея с дубом он увидел его угрюмым, старым, больным: «Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами».

Дуб не радовался приходу весны, она для него, так же, как и любовь и счастье, – это всё обман. Он не хотел подчиняться «обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца», ничему не верил.

Такое же состояние испытывал Андрей. Столько было в тот момент разочарований в его жизни: напрасные мечты о славе, смерть жены, скучное светское общество. Он не ждал ничего хорошего от жизни, ни во что не верил. Поэтому, взглянув на старый дуб, он подумал, что жизнь кончена. Нужно её просто доживать, «не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Таким образом, первая встреча с дубом играет важную роль в раскрытии тех изменений, которые произошли в душе князя Андрея, его нежелания о чём-то мечтать, на что-то надеяться.

Вторая встреча Андрея с дубом. Читать ЗДЕСЬ.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Две встречи Андрея Болконского с дубом играют важную роль в романе «Война и мир» и являются одними из ключевых эпизодов в биографии данного персонажа. Смотрите: — Все материалы об Андрее Болконском— Все материалы по роману «Война и мир» 

Краткое описание двух встреч Андрея Болконского с дубом

Первая встреча с дубом (том 2 часть 3 глава I) Первая встреча князя Андрея с дубом происходит весной 1809 г. К этому времени он уже 2 года является вдовцом и живет в своем имении с сыном, отцом и сестрой. После смерти жены Лизы князь Андрей до сих пор не может прийти в себя. Он чувствует себя старым и уставшим, ему кажется, что жизнь уже кончена. Весной 1809 г. Андрей отправляется в поездку по делам по округе. По пути он видит старый большой дуб. Корявый и некрасивый дуб выглядит угрюмым на фоне радостного весеннего леса и напоминает Андрею самого себя.Вторая встреча с дубом (том 2 часть 3 глава III) Вторая встреча Андрея с дубом происходит вскоре, в начале июня 1809 г. Важно упомянуть, что произошло за пару недель до этого. Дело в том, что в середине мае Андрей едет по делам к семье Ростовых и ночует у них в доме. Ночью он случайно слышит разговор юной Наташи Ростовой у окна. Слова Наташи пробуждают что-то в тоскующей душе Андрея. Возвращаясь домой в свое имение, князь Андрей снова видит по пути старый дуб. На этот раз дерево, покрытое пышной зеленой листвой, кажется ему красивым и полным сил. Видя это преображение дерева, Андрей чувствует в своей душе забытую радость. Он решает, что и его жизнь еще не кончена, ведь ему всего лишь 31 год.  Ниже представлены два отрывка из романа о первой и второй встречах с дубом.

Отрывки из романа «Война и мир»: встречи Андрея Болконского с дубом

(том 2 часть 3 глава I) «Что он говорит?» подумал князь Андрей. «Да, об весне верно, подумал он, оглядываясь по сторонам. И то зелено все уже… как скоро! И береза, и черемуха, и ольха уж начинает… А дуб и не заметно. Да, вот он, дуб». На краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.  «Весна, и любовь, и счастие!» – как будто говорил этот дуб, – «и как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков; как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам». Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упopно, стоял посреди их. «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.»****Вторая встреча с дубом (том 2 часть 3 глава III) «Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; все было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами. Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая мокрая, глянцовитая блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Все было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко. «Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», подумал князь Андрей. «Да где он», подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнцаНи корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, – ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб», подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, – и все это вдруг вспомнилось ему. «Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» ***Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Война и мир» 

Лев Николаевич Толстой в своем произведении «Война и мир» показал, как меняется мировоззрение Андрея Болконского, главного героя романа-эпопеи. Для полного раскрытия образа важен эпизод «Болконский и дуб».

+

План

  1. Момент встречи
  2. Описание дуба
  3. Психологический параллелизм
  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Момент встречи

Когда Андрей Болконский едет в имение Отрадное, он видит старый дуб. Встреча Андрея Болконского и дуба происходит в тяжелые моменты жизни главного героя: разочаровавшись в Наполеоне, в войне и в себе самом, он не видит смысла своего существования. Внутренний монолог, который произносит князь Андрей, позволяет герою задуматься над собственной жизнью и изменить свои взгляды на нее.

Описание дуба

Дуб в романе олицетворяется: как человек, дерево имеет пальцы и руки, которые были «огромными», «неуклюже, несимметрично растопыренными», «корявыми».

Однако при следующей встрече князя Андрея с этим же дубом он был без корявых пальцев и без болячек. Наоборот, через кору пробивались «сочные, молодые листья». В нем не было видно «старого горя и недоверия».

Психологический параллелизм

Дуб в романе «Война и мир» является символом. Л. Н. Толстой с помощью этого образа передал внутренние переживания Андрея Болконского, его состояние на определенный момент. Сравнивая героя с природой, писатель показал то, что чувствовал и переживал персонаж.

Данный эпизод является лирическим отступлением, позволяющим остановить действие в романе. Для Л. Н. Толстого было важным показать те переживания, которые испытывал князь Андрей в момент душевного кризиса. Разговор с дубом помогает читателю облегчить восприятие того, что происходит в душе Андрея Болконского.

Именно судьба старого дуба сравнима с жизнью Андрея Болконского. Жизнь для него кончена – так думал главный герой. Для него «весна, и любовь, и счастье» – «глупый и бессмысленный обман».

Душа героя была, как кора дерева, покрыта «старыми болячками».

Жизнь князя Андрея не сулила ему счастья. Поэтому он приходит к «успокоительному и безнадежному» выводу: «Пускай молодые вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!». Центральный персонаж понимает, что он обязан быть похожим на дуб: он «должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Однако Л. Н. Толстой показал, что герой был неправ в своих убеждениях, что жизнь его продолжается, несмотря на все трудности и жизненные невзгоды. Писатель, как и при первой встрече с дубом, показывает состояние князя Андрея через его описание: он «весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени». Андрей Болконский, как дуб, раскрывает себя для радостной и счастливой жизни. Он осознает, что жизнь его не кончена.

Анализ двух противоположных описаний дуба важен для понимания состояния центрального персонажа в разные периоды жизни.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Болконский и дуб», рассмотрит встречи Андрея Болконского с деревом, покажет, как описания дуба передают чувства и переживания самого героя.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 31

    Каким годом и месяцем датируется начало событий романа «Война и мир»?</h3>

    • <label>июнь 1803 года</label>
    • <label>июль 1805 года</label>
    • <label>август 1806 года</label>
    • <label>сентябрь 1806 года</label>

(новая вкладка)Содержание:

Описание дуба занимает важное место в произведении и помогает понять, какие мысли и чувства посещали Андрея Болконского в моменты переоценки ценностей.

Огромное дерево с «болячками» в романе-эпопее олицетворяет человека.

Первая встреча с деревом

Дуб, о котором идёт речь, рос на краю дороги, ведущей в усадьбу. Кроме него, в лесу было много берёз, каждая из них — в несколько раз тоньше и ниже дерева-исполина. Выступая, как талантливый художник, о размере ствола Толстой пишет, что он был «в два обхвата». Об особом отношении Льва Николаевича к этому дереву говорит описание: Толстой указывает, что кора заросла «старыми болячками». Эпитеты, которыми автор награждает «руки и пальцы дерева»:

  • «корявые»;
  • «несимметрично-растопыренные»;
  • «неуклюжие».

О самом дубе автор пишет, что он стоял между «улыбающимися берёзами», как «старый, сердитый и презрительный урод». Все деревья радуются приходу весны, и только старик-дуб не хочет слушать пение птиц и поддаваться всеобщему ликованию. Он как будто осуждает всё живое на земле, которое смеет наслаждаться солнцем и весенним обаянием. Такова неприглядная характеристика дуба.

Автор вкладывает в слова старого раскидистого дерева монолог, из которого следует, что всё хорошее, приходящее с весной, — всего лишь обман.

Глупо желать счастья, любви, и все, кто надеется на лучшее, — беспросветные глупцы. Кажется, что дерево сетует на свою непривлекательность.

Ободранные и обломанные «пальцы», выросшие отовсюду, не могут способствовать радостному настрою. Дубу ничего не остаётся, как безмолвно сетовать на свою участь. Но он не одинок — поодаль растут почерневшие ели, которые писатель характеризует такими эпитетами:

  • «мёртвые»;
  • «задавленные»;
  • «одинокие».

Когда Андрей увидел старое раскидистое дерево, он почувствовал, что ему нужно постоять рядом, побыть наедине с дубом. Князь распорядился, чтобы карету остановили. Выйдя из неё, он попросил кучера распрячь лошадь, чтобы она могла набраться сил для дальнейшей дороги. Необходимость в уединении нужна была не для того, чтобы полюбоваться на дерево: Андрей хотел разобраться в себе и своих мыслях, понять, чего ему хочется и как жить дальше.

Лакей с кучером повиновались и нашли неподалёку место, где лошадь могла пастись. Болконский не спеша подошёл к дубу, осторожно дотронулся до его тёплой, морщинистой коры. Проведя по стволу рукой, он почувствовал, насколько право безмолвное дерево, выражающее всем своим видом укор весеннему ликованию.

Весна, женщины, любовное опьянение, радость бытия — всего этого нет, люди придумали себе иллюзию и упиваются ею.

Сомнения и эксперимент князя

Целый рой мыслей возник в голове Болконского. Он вспомнил слова Пьера и с досадой оперся на дуб. Думая о том, как нелепы наивные рассуждения Безухова, князь в какой-то момент засомневался. Пьер говорил с такой уверенностью, и не может ли быть так, что его слова — правда? Князь так смотрел на дерево, как будто хотел его обнять. Он понял, что Бог не просто так создал каждое творение. Умысел был в том, чтобы всё живое могло стать счастливым.

Но разве может радоваться и наслаждаться дерево, которое выглядит так уродливо? Когда-то оно было молодым, и окружающие берёзки завистью наблюдали за тем, как бушуют мощные ветви. Но это время прошло, и сейчас у дороги растёт не стройный исполин, а кряжистый старик.

В итоге Болконскому захотелось доказать и дереву, и себе, что Пьер был прав. Он начал осматривать все сучья, и наконец взгляд наткнулся на дупло.

Князю стало стыдно за мысли, а ещё он испугался, что кучер и лакей могут застать его за богопротивным делом. Оглянувшись, он понял, что слуги не вернулись, и наклонился к найденному дуплу. Убедившись, что его не облюбовали грызуны и прочая живность, Андрей принялся за дело. Он снял панталоны и начал совершать характерные движения. В этот момент ему показалось, что рядом не дерево, а молодая жена. Стыд жёг сердце, но останавливаться было поздно.

Завершив своё занятие, князь прислонился к дереву и попросил у него прощения. Потом он позвал кучера, и карета отправилась дальше. Отъезжая, он глядел на дуб, цветы и траву, над которыми старик возвышался всё так же мрачно и безмолвно. Андрей думал, что всё же корявый исполин прав: поддаваться соблазнам — удел молодых, а жизнь стариков кончена. В душе возникли грустные мысли по поводу прожитых лет. Князь решил, что поздно что-то начинать, главное — дожить остаток дней. Не стоит тревожиться, строить планы и чего-то желать.

В тексте художественного произведения Толстой выражает то, что тревожило его всю жизнь: проблемы переоценки ценностей, смысла жизни и человеческого одиночества.

В сложные периоды, когда меняется мировоззрение, душа оказывается буквально вывернутой наизнанку, и это отлично показывает первая встреча князя со старым деревом.

Помолодевший дуб летом

Стояло жаркое лето, когда Андрей, возвращаясь домой от графа Ильи Андреевича Ростова, вновь проезжал мимо места, где произошла его памятная встреча с дубом. Он вспомнил о дереве, которое вызвало так много переживаний, стал искать его взглядом, но не нашёл.

Сам того не понимая, князь любовался зелёным шатром, а через некоторое время понял, что это и есть дуб-исполин. Но как он преобразился! На дереве не было и следа старых ран, корявые пальцы скрылись за молодой порослью, а прямо из коры росли сочные листья.

Болконский понял, что это и есть тот самый раскидистый дуб. Сейчас он млел в лучах заходящего солнца, но не бушевал, а следка колыхался.

Андрей порадовался и окончательно решил, что в 31 год жизнь не заканчивается. Нужно, чтобы жили все: и князь, и Пьер, и девочка, взволнованная ночным очарованием, и остальные. В этих размышлениях Толстой показал, что в каждом человеке, даже если он сам об этом не догадывается, скрыта тяга к полноценной, насыщенной жизни.

Нужно лишь событие, которое станет отправной точкой для переоценки ценностей.

Образ весеннего леса

Писатель красочно изображает весеннюю растительность, показывая, как вся природа радуется обновлению. Трава зеленела, подчёркивая синь неба, и это великолепие дополняли почки, готовые распуститься. Весна в 1809 году была ранней, однако в лесу кое-где ещё виднелись остатки снега.

Роща состояла в основном из берёз. Ветра не было, поэтому воздух хорошо прогрелся, а на солнечных участках чувствовалась жара. На полянах распустились лиловые цветы, и по ним было понятно, что весна уже вступила в свои права.

Лошадям было жарко, поэтому они потели, зато птицы не страдали, а веселились, громко возвещая всех о своей радости. Лакей и кучер тоже наслаждались свежестью и зеленью, а Андрей не разделял всеобщего ликования. Его мысли были заняты кряжистым исполином — дубом, одиноко стоявшим у дороги.

Дерево с необъятным стволом поражало размерами. Оно было в 2 раза выше берёз и в 10 раз толще. Со всех сторон торчали толстые ветки и тонкие сучья, обломанные много лет назад. По всему было видно, что дуб пережил многое. На стволе было много мест, где вместо коры рос мох. С годами дерево утратило былую красоту, поверхность створа прочертили глубокие кривые борозды и на фоне берёз дуб выглядел ужасно. Он казался нахмуренным, сердитым и угрюмым.

Общее между Болконским и «стариком»

Андрею было чуждо ликование по поводу весны, и похожие чувства, казалось, испытывало дерево. Как Болконский, так и дуб перенесли за свою жизнь много испытаний, поэтому считали веселье обманом. Вот что пришлось пережить князю за последнее время:

  • смерть жены;
  • разочарование Наполеоном, который был для него авторитетом;
  • унижение в плену;
  • поражение русской армии под Аустерлицем и Шангребеном.

Испытания оставили след в душе Андрея, проявление положительных эмоций он считал лицемерием, а счастье — выдуманной категорией. Свой возраст князь считал приличным, ему казалось, что в 31 год уже невозможно радоваться, любить и быть счастливым. Если Болконский был изуродован внутренне, то дуб — внешне, и в этом проявляется их схожесть.

Неприятие внешних правил тоже сближает князя со старым деревом. Человеческие искушения, которым Болконский решил не поддаваться до конца жизни — любовь, счастье, веселье. Правила, установленные природой и игнорируемые дубом, — весеннее обновление, рост листвы и молодых побегов. Дуб не подчиняется естественному ходу событий и стоит без листьев.

Влияние природы на Андрея

Летом князь Болконский увидел совсем другой дуб, не такой, каким он предстал весной. Дерево радостно зеленело, колыхало листвой, освещаемое ласковым весенним солнцем. Дуб не захотел мириться с надвигающейся старостью и вырастил много новых сучьев. Листва закрыла всего его изъяны и болячки.

Этот отрывок про дуб в «Войне и мире» показывает, как образ обновлённого дерева всколыхнул в душе Андрея жизнеутверждающие эмоции и изменил его отношение к жизни. Вместо горьких воспоминаний, появились приятные. Князь стал думать о Наташе Ростовой, о небе под Аустерлицем и победоносных моментах.

После второй встречи с деревом, которая стала судьбоносной, Болконский кардинально переменил жизнь. Он начал разрабатывать воинский устав, который не должен был содержать ошибок предыдущего документа. Главной задачей стало сделать так, чтобы боеготовность страны оказалась на высоком уровне.

Проводить работу над реформами в армии князю помогал министр Сперанский. Жизнь Андрея вступила в новый этап, стала яркой и насыщенной, а пустоту, образовавшуюся в душе после утраты жены, заполнили ростки нежного чувства к девочке Наташе Ростовой.

Работа на уроке

В рамках школьной программы к образу дуба ученики обращаются в 10 классе. На уроке литературы дети пишут сочинение на одну из тем, предложенных учителем. Пример: «Анализ эпизода встречи князя Андрея Болконского и дуба». В этой работе нужно обратить внимание на символику, сравнение человека и дерева, олицетворение. Содержание эпизодов в сочинении не пересказывается, зато нужно разбирать самые значимые моменты, например, разговор Андрея с дубом.

На уроке педагог рассказывает, что Толстой не единственный, кто обращался к образу дерева и сравнивал его с другими живыми существами. Этот приём использовали муса Джалиль, Максим Горький и другие, а Александр Солженицын написал автобиографическое произведение «Бодался телёнок с дубом». Ученикам может быть дано задание найти интересные факты о дереве. Например, в территориальной и родовой геральдике дуб выступает как естественная негеральдическая фигура. В генеалогии он символизирует родословное древо.

Если учитель проводит открытый урок по произведению, учащиеся должны продемонстрировать навык выразительного чтения и пересказа. На основе описаний дуба у Толстого им следует проанализировать, с помощью каких приёмов писатель выражает любовь к природе.

Начало урока — вступительное слово преподавателя, далее — демонстрация репродукций, которые учащиеся подготовили к занятию. Затем школьники зачитывают доклады по вопросам, которые учитель дал заблаговременно.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

170187286-288-k567332.jpg

ВЫ ЧИТАЕТЕ

Встреча Болконского и дуба

Fanfiction

О чем умолчал Толстой во время встречи Болконского с Дубом. Работа не моя! Примечания автора: Интерес Болконского к старому дубу показался мне очень подозрительным) В фанфике использованы отрывки непосредственно из самого произведения. P.S. «Одинаки…


Автор https://ficbook.net/authors/1392

На краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

</pre>Используемые источники:

  • http://literatura-ege.ru/л-н-толстой-война-и-мир-первый-бал-на-3/
  • https://www.literaturus.ru/2019/11/andrej-bolkonskij-vstrecha-s-dubom-tekst-otryvok-monolog-razgovor.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/bolkonskiy-i-dub-analiz.html
  • https://nauka.club/literatura/opisanie-duba-voyna-i-mir.html
  • https://www.wattpad.com/665505153-встреча-болконского-и-дуба

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт