Творчество и жизнь поэтов-шестидесятников

Автор: · Опубликовано 07.10.2016 · Обновлено 11.07.2017

Говоря об историческом периоде под весенним названием «оттепель», невозможно смолчать о необыкновенно романтической атмосфере того времени. Воссоздать ее спустя пятьдесят лет и прочувствовать помогают не столько историки или новомодные сериалы, сколько литература 60-х годов, как будто вобравшая в легкие строки влажный воздух оттепели. Духовный подъем, вдохновленный надеждами на скорые перемены, воплотился в поэзии шестидесятников: Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко и др.

Шестидесятники – это молодые представители творческой интеллигенции СССР 60-х годов. Плеяда поэтов, сформировавшаяся в период «оттепели». Вознесенский, Рождественский и Евтушенко, лидеры того поэтического круга, развили бурную творческую активность, собирая целые залы и стадионы (поскольку появилась такая возможность ввиду смягчения политического режима). Их объединял искренний и сильный эмоциональный порыв, направленный на очищение от пороков прошлого, обретение настоящего и приближение светлого будущего.

Список фамилий и фото

  1. evgeniy-evtushenko.jpgЕвгений Евтушенко (годы жизни: 1933-2017) – один из самых знаменитых авторов. За свой вклад в литературу был номинирован на нобелевскую премию, но не получил ее. Самая известная его работа – «Братская ГЭС», где он впервые упомянул фразу, ставшую лозунгом советской поэзии: «Поэт в России больше, чем поэт». На родине вел активную общественную деятельность, поддерживал перестройку, но в 1991 году эмигрировал в США вместе с семьей.
  2. andrey-voznesenskiy.jpgАндрей Вознесенский (годы жизни: 1933-2010) – не только поэт, но и художник, архитектор и публицист. Известен тем, что написал текст легендарной песни «Миллион алых роз» и либретто первой в стране рок-оперы «Юнона и Авось». Композиция «Я тебя никогда не забуду» принадлежит именно его перу. Уникальная способность Вознесенского – создавать произведения высокой художественной ценности, и в то же время популярные в народе и понятные ему. Он много раз бывал за границей, но жил, творил и умер на родине.
  3. Роберт Рождественский (годы жизни: 1932-1994)– поэт, прославившийся еще и в качестве переводчика. В советское время за независимость суждений на него обрушились гонения, поэтому он вынужден был бежать в Киргизию и зарабатывать себе на жизнь переводами текстов поэтов из других республик. Написал много эстрадных песен, например, саундтреки к фильму «Новые приключения неуловимых». Из стихотворных произведений наиболее известны «Письмо женщины», «Все начинается с любви», «Будь, пожалуйста, послабее» и т.д.
  4. Булат Окуджава (годы жизни: 1924-1997) – популярный бард, певец, композитор и сценарист. Особенно прославился авторскими песнями, например, «На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике» и т.д. Часто писал музыкальные композиции для фильмов. Выезжал за границу и снискал почет за рубежом. Активно занимался общественной деятельностью, выступая за демократические ценности.
  5. Юрий Визбор (годы жизни: 1934-1984) – знаменитый исполнитель авторской песни и создатель нового жанра — «Песни-репортажа». Также прославился в качестве актера, журналиста, прозаика и художника. Написал более 300 стихотворений, положенных на музыку. Особенно известны «Наполним музыкой сердца», «Если я заболею», «Леди» и т.д. Многие его творения использовались в кино.
  6. Белла Ахмадулина (годы жизни: 1937-2010) – поэтесса, прославившаяся в жанре лирического стихотворения. Ее мастерство очень целили в кинематографе. Например, ее работа «По улице моей который год» прозвучала в «Иронии судьбы». Для ее творчества характерно классическое звучание и обращение к истокам. Часто ее манеру письма сравнивают с импрессионизмом.
  7. Юнна Мориц (годы жизни: 1937 – нынешнее время) – в советское время автора практически не знали, так как стихи Мориц были запрещены из-за оппозиционного настроя. Так же она была исключена из литературного института. Зато ее творчество обрело читателя в самиздате. Она охарактеризовала его, как «чистую лирику сопротивления». Многие ее стихи положены на музыку.
  8. Александр Галич (годы жизни: 1918-1977)– сценарист, драматург, автор и исполнитель собственных песен. Его творческие взгляды тоже не совпали с официально одобренными, поэтому многие его произведения распространялись в подполье, зато обрели подлинную народную любовь. Из страны его изгнали, умер за границей от несчастного случая. О советском режиме всегда отзывался негативно.
  9. Новелла Матвеева (годы жизни: 1934-2016) – поэтесса, переводчица, драматург и литературовед. Часто выступала на концертах и фестивалях, однако большинство ее работ опубликовано после смерти. Исполняла она не только свои произведения, но и песни на стихи мужа.
  10. Юлий Ким – (годы жизни: 1936 –нынешнее время) — поэт-диссидент, бард, сценарист и композитор. Известен оппозиционными и смелыми для своего времени песнями «Господа и дамы», «Адвокатский вальс» и т.д. Особенной значимостью обладает пьеса-композиция «Московские кухни». Ким саркастично критиковал общество и власть в СССР. После перестройки написал множество либретто для мюзиклов, среди которых перечисляются «Граф Орлов», «Нотр-Дам де Пари», «Монте Кристо», «Анна Каренина» и другие.

Короткие стихи поэтов шестидесятников

Совсем не объемные работы есть у многих поэтов периода оттепели. Например, лиричное стихотворение о любви Андрея Вознесенского:

Также краткостью, как сестрой таланта, может похвастать Евгений Евтушенко:

Если же вы хотите подробнее ознакомиться с одним из небольших стихотворений того периода и проникнуться его настроением и посылом, то вам следует обратить внимание на анализ стиха Ахмадулиной «Не писать о грозе».

Особенности творчества

Эмоциональный накал гражданской лирики шестидесятников  — главная особенность этого культурного явления. Непосредственные, отзывчивые и живые стихотворения звучали, словно капель. На нелегкую судьбу страны и беды целого мира поэты реагировали искренне и независимо от идеологической целесообразности. Они преобразили традиционный застойный советский пафос прогрессивный и честный голос поколения. Если они сострадали – то надрывно и отчаянно, если радовались – то просто и легко. Наверное, все о поэтах-шестидесятниках сказал Вознесенский в своем стихотворении «Гойя»:

Творчество шестидесятников по праву считается одной из самых ярких страниц русской литературной истории.

Шестидесятники как культурное явление

Поэзия периода оттепели — это струя свежего воздуха в стране, тяжело переживающей нравственные последствия сталинского террора. Однако одной эпохой их творческий путь не ограничивается, многие из них пишут до сих пор. Поэты 60-х годов не отстали от времени, хоть и сохранили за собой гордое имя «шестидесятники» или «60 десятники» — ставшее модным сокращение привычного словосочетания.

Конечно же, какое творческое движение может обойтись без противостояния? Шестидесятники боролись с «силами ночи» — темными и абстрактными средоточиями зла и несправедливости. Они стояли на страже первозданным идеалов Октябрьской революции и коммунизма, хотя они потеряли непосредственную связь с ними в силу времени. Однако характерные символы воскресли в поэзии: буденовка, красное знамя, строка революционной песни и т.д. Именно они обозначали свободу, нравственную чистоту и самоотверженность, как нательный крест в православии, например. Утопическая идеология действительно заменила религию и пропитала поэзию периода оттепели.

Основная тематика

Люди болезненно восприняли «преступление культа личности», которое было предано огласке в 1956 году, когда к власти пришел Никита Хрущев и осудил сталинские репрессии, реабилитируя и освобождая многих жертв несправедливого приговора. Поэты выразили не только всеобщее смятение и негодование по поводу «искажения» прекрасной идеи, но и социалистический пафос народа, вернувшегося на путь истинный. Многие верили, что оттепель – принципиально новый этап в развитии СССР, и вскоре наступят обещанные свобода, равенство и братство. С этими настроениями совпало мировоззрение зарождающейся творческой интеллигенции, совсем еще молодых людей. Юношеский восторг, максимализм, романтические идеалы и непоколебимая вера в них —  вот стимулы их честного и где-то даже наивного творчества. Поэтому стихи поэтов-шестидесятников любимы читателями до сих пор.

Своим идиллическим картинам 60-десятники придавали откровенно риторическую форму, украшая их прозрачными аллегориями. Мысли и ощущения, столь близкие обществу того времени, нередко были выражены в прямой декламации, однако самые сокровенные мечты и верования лишь подсознательно проявлялись между строк. Жажда свежего веяния, новизны, перемены чувствовалась в поэтике тропов.

Что способствовало угасанию движения?

Творчество поэтов шестидесятников приходится на 60-е годы 20 века, а это эпоха внутренних противоречий. Коммунизм как-то сочетался с индивидуализмом, художественный вкус переплетался с китчевым мещанством, физики дружили с лириками, город — с деревней, демократия — с технократией и т.д. Даже сами шестидесятники и их судьбы были разными, и это, как ни парадоксально, их объединяло. Такая гармония райского сада на земле не могла долго продолжаться, поэтому к 70-ым годам утопия оттепели начала разрушаться.  Единство общественного и личного естественным образом превратилось в противостояние, личное пришло в противоречие с государственным, и романтичные вольнодумцы потеряли трибуны для выступлений: милость властей сменилась на гнев. Влияние поэтов на настроения в обществе перестали считать благотворным или хотя бы позволительным хотя бы потому, что творцы чутко восприняли «похолодание», сменившее оттепель, и не смогли скрывать этого в своей поэзии.

Стихи поэтов-шестидесятников были ориентированы на молодежную аудиторию, и когда их поколение повзрослело и осознало, насколько наивен этот революционный пафос в стране победившей бюрократии, оно перестало как создавать, так и воспринимать восторженные надежды на окончательную победу тепла.

О стихотворениях шестидесятников можно было с энтузиазмом говорить в период оттепели, но после, когда явно «похолодало», люди нуждались в другой поэзии, отражающей упадок, а не подъем. На зависимость от эпохи указывает и «название» поэтов. Культурное явление, как отражение исторических изменений, не могло скривить и подретушировать эти самые изменения.

Автор: · Опубликовано 06.07.2020 · Обновлено 06.07.2020

В истории СССР и России эпоха 1950-1960-х вошла как «Оттепель» — в политической, общественной и культурной жизни. После смерти И.В. Сталина в 1953 году пост первого секретаря ЦК КПСС занял Никита Сергеевич Хрущёв. Однако «потепление» в культурной сфере было весьма неоднозначным. С одной стороны, стали вслух говорить о сталинских репрессиях, о недостатках и жестокостях сталинского режима, началось развенчание культа личности И.В. Сталина. С другой стороны, многие темы и, соответственно, целые произведения оставались под запретом (например, роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»). Об этом периоде и его героях с удовольствием расскажет Многомудрый Литрекон.

История поэтов-шестидесятников

Реальная «оттепель» в искусство продолжалась только с 1956 по 1962 годы. У художников и литераторов появилась некоторая свобода в выражении мыслей — по сравнению с жёстким сталинским режимом. Однако после выставки в Манеже в 1962 году, когда Н.С. Хрущёв оскорбительными словами отозвался о новой живописи, период оттепели закончился. Было принято решение об ограничении деятельности творцов, которые и впрямь позабыли о жестких идеологических рамках советского искусства.

Но 1960-е всё же подарили искусство новых творцов, талантливых и значительных, честных и открытых. Появились шестидесятники — советская интеллигенция времён хрущёвской оттепели. Термин вышел из-под пера литературного критика Станислава Рассадина, который опубликовал статью под таким названием в журнале «Юность» зимой 1960 года. Литературные журналы — в том числе и «Юность» — вообще играли большую роль в формировании идеологии шестидесятников. Одним из самых популярных был — «Новый мир».

Кто такие шестидесятники?

Шестидесятники — это и художники, и писатели, и поэты. Но последние — занимали особое место. Поэзия, наконец, вновь стала крайне популярна: проходили поэтические вечера (например, в Политехническом музее и у памятника Вл. Маяковскому), выходили лирические сборники, которые не хранились долго на прилавках книжных магазинах.

Поэты-шестидесятники стали живым символом вновь открывшейся свободы мысли и творчества. Они часто обращались к урбанистической тематике, к темам веры в светлое и замечательное будущее, свободы. Известностью пользовались поэты-песенники — особенное явление в русской поэзии. Они исполняли свои собственные стихотворения по свою собственную музыку. Одними из самых значительных фигур в жанре авторской песни стали Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава и многие другие.

Рассмотрим основных представителей поэзии шестидесятых — чем они стали известны и что писали.

Самые известные поэты-шестидесятники

Евгений Александрович Евтушенко

Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017 гг.) — не только талантливый поэт, но и публицист, актёр, режиссёр, сценарист. Создал более 60 разнообразных произведений: поэтических сборников (например, «Третий снег», «Шоссе энтузиастов», «Обещание»), романов (таких, как «Ягодные места»), поэм (к примеру, «Бабий Яр», «В полный рост», «Тринадцать»).

Некоторые стихотворения и вовсе приобрели популярность в качестве песен — например, «Хотят ли русские войны?», «А снег идёт…», «Со мною вот что происходит…», «Нас в набитых трамваях болтает…». Евтушенко — это псевдоним. Настоящая фамилия поэта — Гангнус. «Разведчики грядущего» — первая книга Евгения Александровича, которая была опубликована в 1952 году. Тогда же он стал самым молодым членом Союза писателей СССР. В 1991 году Е.А. Евтушенко пригласили в США — преподавать русскую поэзию. Евгений Александрович писал о любви, о Родине, о войне, о жизни. Е.А. Евтушенко известен и любим не только на родине, но и за её пределами — он был членом не одной зарубежной академии искусств и награждён разнообразными премиями.

Белла Ахатовна Ахмадулина

Белла Ахатовна Ахмадулина (1937-2010 гг.) — И.А. Бродский считал Беллу Ахмадулину «несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии». Первые стихотворения поэтессы были опубликованы, когда девушке было 18 лет — в 1955 году в журнале «Октябрь». Белла (полное имя — Изабелла) состояла в литературном кружке Евгения Винокурова при заводе имени Д.И. Лихачёва. После школы юная поэтесса поступила в Литературный институт имени А.М. Горького. На вступительных в приёмной комиссии девушка уже читала собственные произведения.

Стихотворение «По улице моей который год…» Беллы Ахмадулиной впоследствии стало известным романсом — его можно услышать в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975 год). Первым стихотворным сборником поэтессы стала «Струна» (1962 год). В 1958 году Беллу отчислили из Литературного института за то, что девушка отказалась подписывать коллективное письмо с требованием выслать из страны Бориса Пастернака. Официальной причиной был назван несданный экзамен по марксизму-ленинизму. Однако вскоре Б.А. Ахмадулина была восстановлена и закончила учебное заведение с отличием.Кроме литературной деятельности, Белла Ахмадулина была переводчицей и актрисой. Более того, поэтесса участвовала в политической жизни — несмотря на то, что в своих стихотворениях острых тем не поднимала. Девушка писала официальные обращения, посещала места ссылок, выступала в зарубежных газетах, на «Радио Свобода» и «Голос Америки». После того, как в 1969 году Белла Ахмадулина опубликовала за рубежом свой сборник «Озноб», на родине её творчество подверглось цензуре вплоть до перестройки.

Булат Шалвович Окуджава

Булат Шалвович Окуджава (1924-1997 гг.) — наиболее известен как автор песен. Он был солдатом, работал учителем русского языка. Детство поэта прошло в столице — на улице Арбат, которая не раз упоминалась в его произведениях. После того, как в 1937 году его отца расстреляли из-за ложного доноса, а маму отправили в трудовой лагерь (они были идейными коммунистами), Булат переехал к родственникам в Тбилиси.

Первую песню юный Окуджава написал, будучи на фронте, — «Нам в холодных теплушках не спалось». Школу окончил уже после войны. Потом — филологический факультет Тбилисского университета. После реабилитации родителей вернулся в Москву. Работал редактором отдела поэзии «Литературной газеты». В 1962 году Булат Окуджава вступил в Союз писателей СССР. В творчестве поэта более 200 песен, стихотворения и музыка для которых написана им самостоятельно. Началось всё с того, что Б.Ш. Окуджава напел своё произведение в кругу своих друзей. Дальше начались выступления и записи пластинок.

Многие песни поэта можно услышать в советских фильмах: «Песенка об Арбате» в «Покровских воротах», «Ваше благородие, госпожа Удача» — в «Белом солнце пустыни», «Нам нужна одна победа — в «Белорусском вокзале». После смерти Булата Окуджавы была учреждена премия его имени — ею награждаются поэты и исполнители авторских песен. А на любимой улице (Арбате) сейчас стоит памятник ему.

Андрей Андреевич Вознесенский

Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010 гг.) — автор эстрадных песен (например, «Миллион алых роз», «Песня на “бис”», «Начни с начала», «Плачет девочка в автомате») и либретто к спектаклям «Антимиры» и «Юнона и Авось». Он был единственным учеником Бориса Пастернака. В 10 лет Андрей Вознесенский сочинил первое стихотворение, а через четыре года — отправил некоторые произведения Борису Пастернаку. Тому понравилось творчество юного поэта. Учился в Архитектурном институте — потому что учитель посоветовал не идти в Литературный институт. В 1960 году вышли в свет два поэтических сборника — во Владимире («Мозаика») и в Москве («Парабола»). «Мозаика» не понравилась властям. Впрочем, «Парабола» тоже. Но цензура не помешала творчеству А.А. Вознесенского.

Андрей Андреевич — основоположник такого жанра, как видеома. Это визуальная поэзия, в ней слова выстраиваются в геометрические фигуры, а предметы заменяют буквы или части слов. Выставки видеом поэта проходили за границей. Там же А.А. Вознесенский выступал со своими стихотворениями. Он был знаком с семьёй американского президента Кеннеди, с Мэрилин Монро. Конец хрущёвской оттепели не обошёл стороной Андрея Андреевича. В 1963 году на встрече Н.С. Хрущёва с интеллигенцией поэта обвинили в «антисоветчине», расшатывании основ социалистического строя. Ответом А.А. Вознесенского было резкое:

«Как и мой учитель, Владимир Маяковский, я — не член коммунистической партии».

На этом его прервали и пригрозили выслать из страны.

Роберт Иванович Рождественский

Роберт Иванович Рождественский (1932-1994 гг.) — его первое стихотворение было опубликовано, когда поэту было всего 9 лет. Кроме литературной деятельности, Роберт Иванович был переводчиком, публицистом. В Литературный институт поступил со второго раза. Многие стихотворения Р.И. Рождественского стали песнями: например, «Мгновения», «Ноктюрн», «Позвони мне, позвони…», «Эхо любви», «Любовь настала», «Притяжение земли». Эти песни звучали в фильмах. Его родители развелись. Пока отец был на войне, Роберт жил в детском доме. Его отец погиб в 1945 году. После мать второй раз вышла замуж — за Ивана Рождественского. Поэта забрали из детского дома. Отчим усыновил его — так поэт получил новую фамилию, под которой известен до сих пор. В 1952 году стихотворения Роберта Рождественского публиковали в столичных газетах. А в 1955 году вышел в свет первый литературный сборник — «Флаги весны». В 1962 году — вторая книга «Необитаемые острова». В том же году поэт заканчивал работу над поэмой «Реквием».

В 1966 году вышел фильм «Неуловимые мстители», для которого Р.И. Рождественский написал тексты к песням «Бьют свинцовые ливни», «Выглянул месяц…» и другие, над музыкой работал композитор Борис Мокроусов. Композиции пользовались успехом у зрителей. Для продолжения кинематографической трилогии поэт также сочинил стихотворения. Вскоре Р.И. Рождественский познакомился с певцом Муслимом Магомаевым. Он начал исполнять стихотворения поэта и писать для них мелодии. Например, в 1979 году М. Магомаев исполнил «Балладу о маленьком человеке» Р.И. Рождественского. В 1970-х Роберт Иванович работал телеведущим программы «Документальный экран».

Иосиф Александрович Бродский

Иосиф Александрович Бродский (1940-1996 гг.) — после нескольких лет работы на заводе и во многих других местах Иосиф Бродский увлёкся литературой и занялся самообразованием. В 1960-х он выступил на поэтическом турнире в Доме культуры имени М. Горького. Когда в 1963 году настал конец хрущёвской оттепели, начались задержания И.А. Бродского — за публикацию в журнале «Синтаксис», за донос знакомого. Пока детские журналы публиковали стихи Иосифа Александровича, а издательства заказывали переводы, правоохранительные органы вновь арестовали поэта. Дело получило огласку благодаря журналистке Фриде Вигдоровой. Её записи были отправлены за границу и попали в западную прессу. Приговором стала высылка из Ленинграда на пять лет с обязательным привлечением к труду. В 1965 году И.А. Бродский был досрочно освобождён.

На родине публиковали только детские стихи поэта. Серьёзные литературные сборники выходили в свет за границей. В 1972 году Отдел виз и регистрации поэту предложили покинуть родную страну, чтобы избежать дальнейших преследований. Визу ему оформили быстрее обыкновенного, и летом того же года Иосиф Александрович отправился в Вену. В 1977 году он получил американское гражданство. Издал пять стихотворных сборников с переводами произведений с русского на английский язык и со стихотворениями, которые он написал на английском языке. В 1977 году вышел сборник «Часть речи», а в 1987 году — «Урания». Там И.А. Бродский проявил себя как талантливый русский поэт.

В 1987 году Иосифу Александровичу присудили Нобелевскую премию по литературе — «За всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью».

Этим списком не ограничиваются поэты-шестидесятники. К ним относятся и Геннадий Шпаликов, и Борис Чичибабин, Юнна Мориц, и многие другие.

Автор: Мария Сербина

«Дети XX съезда» – поколение советской интеллигенции, родившееся между 1920 и 1940 годами, детство и юность которых пришлись на годы сталинизма и Великой Отечественной войны. Для большинства «шестидесятников» доклад Н. С. Хрущёва на XX съезде КПСС в 1956 году стал катарсисом, разрешившим мировоззренческий кризис поколения, а эпоха «оттепели» стала историческим контекстом их творческой деятельности.

Поэты–«шестидесятники»

(наст. имя – Роберт Станиславович Петкевич)

1960

Сказка о добром Джинне Джинн был добрым. Из бутылки вылез, а бутылку подарил мальцу… Стражники царевы подивились: мимо них шагнула тень к дворцу. Царь, румяный, как шашлык по-карски, глянул на волшебника хитро: – Ты откуда взялся?.. – Я? Из сказки… – А сюда зачем? – Творить добро… – Значит, будешь требовать в награду золотишко, бархату аршин? Может, дочку царскую?.. – Не надо. Ничего не надо Я же – джинн… Царь перекрестился на икону, скипетром покачивая в такт, и сказал сурово: – Нет закону, чтоб добро творили просто так!.. Засмеялся джинн. Подался в город. И – покрытый копотью лучин – он сначала уничтожил голод, грамоте мальчишек научил, лес дремучий вырубил без страха, запросто остановил чуму… Люди относились к джинну странно и не очень верили ему. Их одно лишь интересовало: – Все-таки скажи, открой секрет… Сам-то ты неужто без навара?! – Я же джинн!.. – Ну-у, это не ответ! Не бывает так… Добро приносишь… Бедным помогаешь задарма… Ничего себе взамен не просишь… Понимаешь? – Дураков нема… Джинн засеял рожью поле брани. (Люди ночью эту рожь сожгли.) Рассыпал он истины. (Не брали.) Планетарий выстроил! (Не шли.) Джина избегали. Джина гнали. (Дважды чудом спасся от толпы!) Дружным хором джинна проклинали пасторы, раввины и попы! Хаяли в костелах и в мечетях, тысячами шли на одного!.. Джинн бы умер в тягостных мученьях, если б не бессмертие его. И, устав от мыслей раздраженных, плюнул джинн на непонятный мир… И решил он разводить крыжовник: ягоду, в которой — витамин. Для себя!.. Над хутором заброшенным, над последней страстью чудака плыли — не плохие, не хорошие — средние века.

Баллада о таланте, Боге и черте

* * * Вдруг на бегу остановиться, Так, будто пропасть на пути. «Меня не будет..». – удивиться. И по слогам произнести: «Ме-ня не бу-дет..».

1992

***

Белле Ахмадулиной

1957

В церкви Кошуэты

1958

Письмо Есенину

1965

1965

23 августа 1968

ДОПОТОПНЫЙ ЧЕЛОВЕК

20 мая 1974 Коктебель

1957

ПЕСНЯ АКЫНА

(Звучала в спектакле «Антимиры» в исполнении Владимира Высоцкого.)

P.S.

1956

РУССКИЕ ПОЭТЫ

1957

Я ОБВИНЯЮСЬ

1967

 

Молитва

1968

ПЯТНАДЦАТЬ МАЛЬЧИКОВ

1950-е

* * *

1960-е

Прощание

1960

***

1975

Стихи под гитару

(«Галич» – псевдоним, составленный из букв фамилии, имени и отчества. Настоящее имя – Гинзбург Александр Аркадьевич.) 

«Одной из самых pаспpостpанённых болезней эмигpации является болезнь – ностальгия. Вот я и pешил, чтобы не болеть этой болезнью потом, – как делали с нами с детства – когда заболевал коpью какой-нибудь сосед, то нас туда водили, чтобы мы тоже заболели коpью. Я pешил «отностальгиpоваться» в Москве. Ещё сидя у себя дома, в своей кваpтиpе, я написал целый pяд песен, посвящённых этой теме, чтобы вот здесь уже этой темой не заниматься.» [ Первое выступление Александра Галича на Западе, радио «Свобода» 10 июля 1974 — скачать pdf ]

* * *

1973

 

Белое безмолвие

1972

Купола российские

1975

Райские яблоки

1977 (ранняя редакция)

1980

Ссылки 

[1] «Эстрадная поэзия». Е. Евтушенко. А. Вознесенский. Р. Рождественский. Б. Ахмадулина // Мескин. В.А. История русской литературы XX-XXI веков.

[2] Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс — (серия «В помощь школьному учителю»).

[3] Авторская песня на сайте mir-gnozis.ru

Вверху: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Внизу: Булат Окуджава, Роберт Рождественский. Фото с сайта my.mail.ru 

А.А. Вознесенский, "Б. Ахмадулиной" 
 Надломленность ветвей и неба задымлённостьпредупреждали нас, зазнавшихся невежд,что полный оптимизм - есть неосведомлённость,что без больших надежд - надёжней для надежд.Е.А. Евтушенко

Термин «шестидесятники» принадлежит литературному критику Станиславу Рассадину, опубликовавшему одноимённую статью в журнале «Юность» в декабре 1960 года. Шестидесятниками в широком смысле называют прослойку советской интеллигенции, сформировавшуюся во времена хрущёвской «оттепели», после XX съезда КПСС, определившего новую, более либеральную по сравнению со сталинским периодом, политику советского государства, в том числе в отношении деятелей культуры. При этом следует заметить, что, несмотря на культурный либерализм и широту взглядов, большинство шестидесятников оставалось верным идеям коммунизма: перегибы 30-х годов представлялись им искажением коммунистических идеалов, произволом властей. 

В формировании идеологии шестидесятников огромную роль сыграли литературные журналы. В частности, журнал «Юность», публиковавший произведения начинающих авторов, открыл новые имена в литературе. Наибольшую популярность имел журнал «Новый мир», который являлся без преувеличения культовым изданием советской интеллигенции, особенно в те времена, когда его возглавлял А.Т. Твардовский. Здесь были опубликованы произведения авторов «лейтенантской прозы»: Виктора Некрасова, Юрия Бондарева, Григория Бакланова, Василя Быкова. Особым событием стала публикация рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». В это же время происходит и расцвет советской научной фантастики, связанной с именами братьев Стругацких, Ивана Ефремова, Евгения Велтистова и других. 

 Евгений Евтушенко в Политехническом музее. Кадр из кинофильма «Застава Ильича» (режиссёр Марлен Хуциев)

Однако особое место в культуре шестидесятников заняла поэзия. Впервые после Серебряного века настала эпоха небывалой популярности поэзии: в буквальном смысле поэзия стала масштабным общественным явлением. Поэты-шестидесятники собирали многотысячные аудитории (особенно запомнились поэтические вечера в Политехническом музее в Москве и у памятника Маяковскому на нынешней Триумфальной площади), их лирические сборники мгновенно раскупались, а сами авторы на долгие годы стали не только властителями душ и умов, но и своеобразным символом творческого подъёма, свободомыслия, общественных перемен. В авангарде поэзии 1960-х оказались

  • Роберт Иванович Рождественский (1932-1994), один из самых сильных, энергичных русских поэтов, автор более 30 лирических сборников, переводчик, телеведущий; многие стихотворения Р.И. Рождественского положены на музыку («Мгновения», «Песня о далёкой Родине/Где-то далеко», «Ноктюрн», «Позвони мне, позвони…», «Эхо любви», «Любовь настала», «Родина моя/Я, ты, он, она — вместе целая страна…», «Притяжение земли» и др.);
  • Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017), поэт, публицист, актёр, общественный деятель; автор более 60 лирических сборников, поэм «Братская ГЭС», «Бабий Яр», «Под кожей Статуи Свободы», «Голубь в Сантьяго», «Тринадцать», «В полный рост», романов «Ягодные места» и «Не умирай прежде смерти»; некоторые стихи поэта стали песнями («Хотят ли русские войны?», «А снег идёт…», «Со мною вот что происходит…», «Нас в набитых трамваях болтает…» и др.). 
  • Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010), поэт-авангардист, писавший как традиционные для русской поэзии силлабо-тонические стихи, так и верлибры, и стихи в духе футуристической «заумной» поэзии, и стихи в прозе; автор более 40 лирических сборников и поэм «Мастера» (о строителях Храма Василия Блаженного), «Лонжюмо» (о Ленине), «Оза» (о любви в век роботизации), «Авось» (поэма о русском дипломате и путешественнике Николае Резанове легла в основу знаменитой рок-оперы «Юнона и Авось») и других. 
  • Белла Ахатовна Ахмадулина (1937-2010), поэтесса, чьё имя связано с высочайшими достижениями поэзии 20 века; Иосиф Бродский называл Ахмадулину «несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии», автор более 30 лирических сборников. 

Кроме названных авторов, к поколению шестидесятников относятся и другие яркие поэты, например, Геннадий Шпаликов, Борис Чичибабин, Юнна Мориц. В эпоху 60-х сформировался и такой гигант русской поэзии, как Иосиф Бродский. 

Отдельное явление в 1960-е годы представляют поэты-песенники, или «барды». К этой категории поэтов относили авторов, исполнявших собственные стихи под свою музыку — среди них Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор. Это уникальное явление получило название авторской песни. 

Вопросы и задания по теме «Поэты-шестидесятники»

Шестидесятники

Термин «шестидесятники» впервые был использован Станиславом Рассадиным в статье под таким же названием, которая была опубликована в декабре 1960 года в журнале «Юность».

Шестидесятники — это часть интеллигенции, появившаяся в период «оттепели», который наступил после XX съезда КПСС, где был развенчан «культ личности» Сталина. В это время внутриполитический курс государства был значительно более либеральным и свободным по сравнению с предыдущими временами, что не могло не повлиять на культурную сферу общества.

Поэзия шестидесятников

Ключевую роль в культуре общества того времени играла поэзия. Надежда на перемены вызвала сильнейший духовный подъем, который вдохновил шестидесятников на их стихи.

Поэзия стала не просто популярна, в первый раз после Серебряного века она стала снова одним из важнейших аспектов социальной жизни страны.

Многотысячные толпы приходили послушать выступления поэтов, с прилавков мгновенно расходились их сборники, а сами писатели стали своеобразным выражением творческой свободы.

Представители

Самым знаменитыми поэтами того времени были Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина.

Роберт Иванович Рождественский (1932-1994) написал тридцать поэтических сборников за всю свою жизнь. Многие его стихотворения были положены на музыку. Также он получил признание и как переводчик. Выражая идеи противоположные советской идеологии, он подвергся гонениям и был вынужден переехать в Киргизию, где он стал зарабатывать деньги переводами стихов, авторы которых были родом из южных республик.

Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017) написал более шестидесяти сборников. Самый большой успех данного автора была поэма «Братская ГЭС», в строчках которой появилось выражение, получившее статус девиза: «Поэт в России больше, чем поэт». Также играл в кино и на сцене. После развала СССР переехал вместе со всей семьей в США.

Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010) был поэтом-авангардистом, который мог писать во всех стилях: начиная от традиционных заканчивая самыми прогрессивными. Он написал более сорока лирических сборников и поэм. Текст всем известной песни «Миллион алых роз» принадлежит ему.

Белла Ахатовна Ахмадулина (1937-2010) — написала более тридцати сборников.

Особенным явлением в «оттепель» стали поэты-песенники, или как еще их называли «барды», а жанр стали называть «авторской песней». К ним относили тех поэтов, которые исполняли собственные произведения под музыку. Ключевыми личностями в данном движении были Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Галич, Юрий Визбор.

Особенности творчества

Стихотворения шестидесятников выделялись своей непосредственностью, отзывчивостью. Идеология минимально влияла на темы и на их раскрытия. Народ моментально полюбил их стихи, так как они были честными: то, чего в то время, сильно не хватало.

Основная тематика

Людям сильно причинял боль тот факт, что идеальный образ государства и его лидеров был нарушен из-за объявления Никитой Хрущевым «преступления культа личности» на XX съезде КПСС и огласки сталинских репрессий. Но при этом радовались реабилитации и освобождению многих жертв несправедливых приговоров. Поэты высказали не только разочарование и смятение, которые испытывал каждый гражданин СССР, но и сильную радость народа, который признал свои ошибки и вернулся на истинный путь к коммунизму.  Как говорят современники того периода, в воздухе чувствовался вкус свободы и предстоящих перемен, которые приведут страну с равенству, свободе и братству.

Молодое поколение интеллигенции заразилась этой идеей. Стремление к свободе, восторг, юношеский максимализм, представления об идеалах, вера в прекрасное будущее нашли свое место в их стихах, что резонировала с желанием читателей.

Шестидесятники как культурное явление

Стихи 1960-х годов стали своеобразной струей свежего воздуха в стране. Осознание сталинских репрессий, моральные переживания, стремление к свободе, желание перемен — все это причины того, что поэзия стала отдушиной.

Шестидесятники не отказались от идей коммунизма, они хранили глубокую веру в идеалы Октябрьской революции. Поэтому так часто в их стихах появлялись символы того времени: красное знамя, речи, буденовка, конная армия, строки революционных песен.

Поэты, прославившиеся в то десятилетия, не перестали писать и выпускали свои работы до самой своей кончины или выпускают их до сих пор.

Используемые источники:

  • https://literaguru.ru/260-2/
  • https://litrekon.ru/podgotovka/k-ege/poety-shestidesyatniki-spisok-glavnyh-poetov-svoego-vremeni/
  • https://mir-gnozis.ru/shestidesyatniki
  • http://mosliter.ru/ruslit/20vek/poety-shestidesyatniki/
  • https://histerl.ru/lectures/19_vek/tvorchestvo-pojetov-shestidesjatnikov.htm

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт