Самодуры и их жертвы в пьесе А. Н. Островского “Гроза”

Самодур – это человек, который совершает поступки по своей прихоти, не считаясь с мнением других людей. Другими словами, это эгоист, который думает только о себе. Н. Островский в своей пьесе «Гроза» создает целую галерею персонажей, которых можно назвать самодурами.

Кроме изобретателя Кулигина, все герои произведения в какой-то мере самодуры. Даже Катерина с ее светлой и чистой душой вызывает удивление. Разве можно было полюбить такого морально слабого человека, как Борис? Я считаю, Катерина должна была задуматься над своими чувствами и понять, что не стоит страдать из-за этого мужчины. Ведь Борис совершенно ничего не предпринял, чтоб избавиться от унижений своего дяди. Более того, своею «любовью» он подвергал Катерину огромному риску. Мужчина знал, какой жестокий нрав у Кабанихи, и какая чуткая и нежная душа у его возлюбленной. Но все равно он искал встречи с Катериной. Борис тайно встречался с ней, пока ее муж был в отъезде. За соблазнение Катерины мужчину должны сослать в Тяхту. И Борис спокойно соглашается с этим. Катерина мучится и от осознания своего греха, и от того, что больше не увидит любимого. Во время последней встречи герой видит нравственные страдания возлюбленной. И о чем же думает Борис? В душе он желает, чтоб Катерина долго не мучилась и скорее умерла! Из-за этого человека главная героиня погубила свою жизнь!

Самодуром можно назвать и Варвару. Это безнравственная девушка, которая обманывает строгую мать и до поздней ночи гуляет с Кудряшом. Но самое страшное, что Варвара провоцирует главную героиню на измену мужу, утверждая, что не видит ничего страшного в чувствах девушки к Борису. Конечно, она это делает не из любви к Катерине, а ради собственного развлечения. Именно Варвара устраивает тайную встречу влюбленных. В смерти Катерины есть и ее вина.

Кроме того, самодуром в пьесе является и Тихон. Долгое время он живет по строгой материнской указке. В конце произведения герой осознает неправильность такой жизненной позиции. Ему искренне жаль Катерины, хоть та и изменила ему. Тихон – милосердный и добрый по натуре человек.

Своим произведением Н. Островский осуждает жестокость, ограниченность и невежество купеческой среды 19 века. В пьесе «Гроза» он изобразил людей-самодуров, которые отрицательно влияют на общественный прогресс и калечат судьбы других людей.

<glav>Другие темы:</glav>← Образ города Калинов↑ ОстровскийТема греха в пьесе Гроза → `

Самодуры в Грозе

samodury-v-groze.jpg

Популярные сочинения

  • Самые лучшие слова — сочинение

    В русском языке очень много слов. И большинство из них являются хорошими. Сегодня хочется поговорить о лучших словах, которые стоит употреблять всем и каждому.

  • Сочинение Зимний лес (2, 3, 5, 6, 7, 8, 9 класс)

    С приходом зимы всё вокруг преображается. Снег прячет всю грязь и унылость поздней осени. Зима добавляет загадочную сказочность в природу. Больше всего это ощущается в зимнем лесу

  • Сочинение Жизненный путь — это постоянный выбор

    Это, действительно, так – в нашей жизни постоянно приходится делать выбор. Пусть даже многие стараются его избегать – перекладывать на других. И всё-таки мы делаем его постоянно! Просто в мелочах

Автор: · 14.01.2018

(282 слова) Купечество и мещанство в Калинове представлено двумя яркими фигурами: Кабанихой и Диким. Являются ли они самодурами? Несомненно. Персонажи олицетворяют бессмысленную и беспощадную власть устаревших традиций, отжившего свой век Домостроя и абсолютного господства материальных ценностей. Кабанова и Дикой не знают ничего ни о прошлом, ни о будущем. Их представления о дальних странах ограничиваются слухами и легендами, о новых веяниях – страхами и несбыточными пророчествами. Они живут в замкнутом мире и считают себя главными людьми, имеющими право вершить судьбы других.

В доме Кабанихи, кажется, чтут религию. У неё часто бывают богомолки и странницы. Однако Марфа Игнатьевна верит не в Бога, а в силу традиций. Только она знает, как поступать правильно, «по порядку». Это властная женщина, которая не терпит возражений. В руках её сосредоточено большое хозяйство. Приживалки хвалят её, но Кабаниха не слышит в их словах лести. Она искренне верит в свою незаменимость. Представления Марфы Игнатьевны о мире находят подтверждение в сказках и легендах богомолок. Поэтому и атмосфера в доме гнетущая. Героиня – не праведница, а ханжа, но искренне этого не понимает.

Савел Прокофьич Дикой – зажиточный пожилой мужчина. Символ его власти – деньги. Если Кабаниха не может однозначно утверждать своё право на власть, то Дикой в собственной силе не сомневается. Деньги решают всё: Савел Прокофьич может, например, лишить племянника средств. Это пугает Бориса. Но не только он боится Дикого: все обыватели Калинова верят в силу денег и мирятся с грубость и наглостью тех, кто их имеет.

Но не зря в произведении говорится о том, что старине приходит конец. Это видит сама Кабаниха. По словам критиков, такие представители молодого поколения, как Катерина, бросают вызов «самодурной силе». Протест доведён до конца, поэтому можно быть уверенным в том, что «тёмное царство» уйдёт в прошлое, а на смену ему придёт новый мир.

Автор: Виктория Арутюнян

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Островский
  4. Самодуры в пьесе Гроза

Островский одним из первых описал самодурство русской провинции в пьесе «Гроза». Он показал, насколько властьимущие идут на произвол, ради своей прихоти, никогда не считаясь с другими. Они являются олицетворением беспощадного обращения с окружающими, абсолютной власти, утверждения устаревших устоев и традиций и полного господства мещанства.

Яркими представителями в «Грозе» показаны на примере двух влиятельных людей города на Волге, богатых купцов Дикого и Кабанихи.

Они оба признают лишь одно богатство, материальные ценности и власть. В их образах нет положительных качеств, только отрицательные: жестокость, грубость, лицемерие и коварство. Они бескультурны, темны и не образованы, а нововведение пугает их и вселяет страх.

Самодурство Дикого Савела Прокофьича выражено в постоянном ругательстве, злобе и ненависти даже к родным, которые живут в постоянном страхе, жестокости и ненависти. Он поклоняется только деньгам, ему всегда их мало и трясется над каждой копейкой. Он беспощадно отбирает наследство племянников, обсчитывает бедных.

По его мнению все люди червяки, а он если захочет то и раздавить может, и все должны ему покоряться. Он думает лишь о себе, о своей выгоде.

Дикой отступает лишь перед тем, у кого этих денег больше чем у него, а значит и власти больше. Перед сильными личностями он также пасует, чувствуя отпор.

Поведение Дикого типично для провинциального городка. Здесь представителями старого уклада губится на корню все светлое, новое и чистое.

Кабаниха Марфа Игнатьевна является ярой противницей всего нового, стремясь следовать старым традициям, обычаям и устоявшемуся укладу.

В ее доме все пропитано религиозностью, здесь часты монахини и странницы. Но веры в Бога нет, а лишь потому, что так надо, все «по порядку».

Но она все же чувствует, что старому укладу приходит конец, поскольку молодежь пытается противостоять «темному царству», на примере ее снохи Екатерине, которая не стала жить по тем законам которые ей навязывают, и не стала приспосабливаться как остальные, а осталась верной своим убеждениям, против всего общества, против самодурства.

Нередко и в наши дни встречаются такие вот кабанихи и диких. И борьба с ними в развитии внутренних сильных качеств.

2 вариант

Произведение Островского «Гроза» является значимым, а все, потому что здесь рассказывается не только об обновлении природы, но и всего человечества в целом. Кроме этого здесь рассказывается еще и о том, как власть выполняет только то, что нужно ей и совсем не считается с мнением других людей. Также власть старается подчинить себе весь народ и сделать так чтобы они выполняли все, что им прикажут и совсем не задумывались хорошо это для людей и общества или нет. Еще власть старается поменять все традиции и вместо старых сделать новые.

И здесь можно рассмотреть двух главных героев Кабаниху и Дикого. Они очень похожи друг на друга. А все потому, что оба любят не только богатство, но и власть. Если их рассматривать сверху вниз, то в них нельзя отыскать ни одной положительной стороны. В них больше всего жестокости, грубости и лицемерия. Они не умеют себя вести в обществе и стараются находиться там, где нет общества. Также они не любят никаких новшеств и стараются избегать их.

Дикий постоянно ругается не только со всеми жителями города, но и со своими родственниками. И без ругани и ссор он не может жить ни дня. Его родственники просто ненавидят его за это и живут в постоянном страхе, ведь не знают чего от них просто ожидать. Он старается заработать как можно больше денег, а если нужно потратить хотя бы одну монетку, то потом очень сильно переживает, поэтому поводу. Кроме этого он старается отобрать у всех своих родственников наследство.

Он старается считаться и находиться в хороших отношениях лишь с теми людьми, у которых намного больше денег, чем у него самого. И в этом случае сам прислуживает и выполняет все, что ему прикажут.

Кабаниха никогда не приветствовала новшества и всегда старается все вести по-старому, и другим навязывает свое мнение.

Постоянно в ее доме появляются не только монахини, но и странники и странницы. Вот только в самого бога она не верила и другим говорила о том, что его не существует. А поскольку она властный человек, то если ей начинают перечить, то это очень сильно раздражает.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Образ грозы в пьесе↑ ОстровскийОбраз затерянного города в пьесе Гроза →

Самодуры в пьесе Гроза

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Олеся и Иван Тимофеевич сравнительная характеристика

    Главные герои повести «Олеся» И. А. Куприна девушка по имени Олеся и приезжий барин Иван Тимофеевич – яркие образы, которые представляют любовь в одном из своих проявлений

  • Тема страшного мира в поэзии Блока (в лирике) сочинение

    В лирическом цикле поэта, состоящим из нескольких стихотворений, прослеживается тематика страшного мира, имеющая несколько различных трактовок, наиболее распространенной из которых – изобличение буржуазной действительности.

  • Усадьба и хозяйство Ноздрева в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

    Описание имения и хозяйства Ноздрева, третьему помещику, к которому попадает главный герой Чичиков, является одной из важных деталей, характеризующих образ уездного помещика.

  • Образ Дарьи в поэме Мороз, Красный Нос Некрасова сочинение

    Поэт преклоняется перед внешностью главной героини поэмы – крестьянке Дарье, говоря о том, что женщина очень красива внешне и на ней любая одежда смотрится очень нарядно

  • Поступки мальчиков из рассказа Бежин Луг Тургенева

    Каждый из героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» — это по-своему привлекательные дети обычных деревенских семей разного достатка. Они демонстрируют разные характеры, поступки, внешность в соответствии с тем

Жители города не видят ничего нового и знать не знают других земель и стран. Но и о своем прошлом они ничего не знают (про Литву, например, калиновцы думают, что она “к нам с неба упала”). Жизнь в Калинове замирает, иссякает.

Вот его власть держится исключительно на деньгах. Дикой угрожает своему племяннику лишить его довольствия. Савел Прокофьевич, в отличие от Кабанихи, уверен, что имеет право на власть.

Самодуры и их жертвы в пьесе А. Н. Островского “Гроза”« Роль любовной драмы Чацкого в основном конфликте комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”Школьная мастерская (1) »

Драма «Гроза» (1859) явилась значительным событием в общественной жизни страны в 60-е годы XIX века. У Островского получилась пьеса о грозе, приносящей обновление в мир природы и в мир человеческой души, о грозе, разрушающей устои «темного царства» по всей России. Цель создания образов купцов-самодуров в пьесе состояла в том, чтобы осудить их дикий произвол, деспотизм, жестокое насилие, господствовавшие тогда в современной Островскому России. А вымышленный город Калинов, как в зеркале, отразил эти «жестокие нравы».

Сразу после открытия занавеса взору зрителя являются высокий берег Волги, городской сад и гуляющие жители небольшого городка Калинова. Красота пейзажа поначалу закрывает от посторонних глаз реальную жизнь города.

Оказывается, что в чудесном городке на Волге все не так уж прекрасно, как кажется на первый взгляд. Единственный образованный человек в городе, механик-самоучка Кулигин, называет нравы города Калинова жестокими. Главное, что вызывает его возмущение, — это социальное неравенство, закабаление бедных богатыми, власть денег и жажда наживы, Но нет гармонии и в хозяйственных отношениях между купцами. Они пишут друг на друга «злостные кляузы», стремятся подорвать торговлю.

На богатых купцов нет никакой управы. Никто им не указ. Даже глава города не может сделать замечание Дикому. Деньги дают им право властвовать над жителями Калинова. А потому никто не может возражать богатым купцам.

Семейные отношения строятся на жестокости и деспотизме самодуров. Слово «самодур» стало синонимом грубой самоуверенности, хамства, произвола и безнаказанности. Всем известно, что Дикой — влиятельный купец города. Он может унизить и обругать человека ни за что. Он своевольничает, так как уверен в собственной безнаказанности. Он знает, что нигде и никогда не встретит сопротивления, Дикой свободно распоряжается судьбой своего племянника Бориса, который материально зависит от него. Дикой с его грубостью, хамством, невежеством и жадностью олицетворяет основные черты самодуров города Калинова. Он и говорить-то спокойно не умеет, бросается на людей, как цепная собака, Он постоянно всем недоволен. Но как же возрастает его злоба, когда ему надо расставаться с деньгами. Именно поэтому он так ругает и притесняет Бориса, наследство которого он должен отдать ему по завещанию. Так же злобствует Диой, если встречается с чем-то недоступным его пониманию. Показательна сцена, когда он набрасывается на Кулигина, пытающегося рассказать ему о громоотводе.

Будучи диким и невежественным человеком, он, как и все калиновцы, убежден, что гроза не есть электричество, а божья кара, посылаемая людям в наказание за грехи. Суеверие и страх перед неведомым определяют сознание Дикого.

Еще более склонна к фанатичной религиозности богатая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова. На первый взгляд она и вовсе кажется благочестивой: принимает у себя странниц, ходит в церковь, чтит заповеди божьи. В отличие от Дикого, она голоса не повышает, не орет и не ругается. Но как бы ни прикрывалась Кабаниха благочестивыми фразами, жители города знают о ней правду. Так, например, Кулигин говорит о ее лицемерии Борису: «Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Правда, нужно сказать, что ее самодурство ограничено рамками собственной семьи, но зато здесь она дает себе волю. Кабаниха безалостно притесняет своего сына. Под ее влиянием он превратился в жалкого, забитого, безвольного человека, который ничего сам не решает и все время принужден оправдываться перед матерью за какие-то несуществующие грехи. Тихон бывает свободен от власти матери лишь во время деловых поездок. А когда он дома, то стремится запить, чтобы забыться.

Конечно, Кабаниха не так уж умна, к ней можно приспособиться. Поэтому ее дочь Варвара — смелая и хитрая девушка — без труда находит выход. Она предпочитает жить по принципу «делай, что хочешь, только бы шито-крыто было».

Жестокая и деспотичная Кабаниха, используя маску благочестия, превратила в ад жизнь не только своих собственных детей, но и жизнь невестки. Не могли быть счастливы Катерина и Тихон, ведь мать вмешивается в их дела. Тихон не может проявлять никакой самостоятельности даже в отношениях со своей женой. Это мать ему диктует, что ему говорить, как себя вести с Катериной. Она и сцену проводов Тихона устраивает по своему разумению, отводя сыну и невестке исполнение назначенных ею ролей. Тихон, запинаясь, произносит поучения под диктовку матери. А Катерина по приказу свекрови обязана выть на крыльце после отъезда мужа. Да, вот уж, действительно, дикие нравы в городе Калинове.

Грозна власть Диких и Кабановых, но, видно, и ей приходит конец. С горечью принуждена признать Кабаниха, что старина выводится: «В другой дом и взойти не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».

Несмотря на свою безграничную власть в семье, Кабаниха ощущает внутреннюю тревогу. Она чувствует, что все идет не так, как ей хочется. Даже своему безропотному сыну она не может внушить, что семья должна страхом держаться, а не чувствами. Именно поэтому она в сцене покаяния Катерины торжествующе говорит Тихону, пытаясь убедить его в своей правоте: «Что, сынок! Вот куда воля-то ведет!».

Пошатнулись опоры, на которых держатся самодуры в Калинове. Катерина предпочитает смерть горькой жизни в неволе и бросает открытый вызов «темному царству». Варвара и вовсе бежит из дома. И даже робкий Тихон осмелился обвинить мать в смерти жены: «Маменька, вы ее погубили».

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского», — писал Добролюбов. Необходимость перемен в общественной жизни страны — главная идея пьесы. Под самодурством революционер-демократ Добролюбов понимал не только семейный деспотизм, но и всю систему общественных отношений в царской Росии, доведенную до крайности. Пьеса Островского «Гроза» и должна была принести обновление в мир человеческих отношений, чтобы навсегда избавить людей от жестокости, деспотизма, грубости и лицемерия.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Теги: Островский | Распечатать 04.30.2014 / 14:41 — СочиненияИспользуемые источники:

  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/ostrovskij/samodury-v-groze
  • https://literaguru.ru/samodury-v-pese-groza/
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/po-proizvedeniyam-ostrovskogo/samodury-v-pese-groza
  • https://lit.ukrtvory.ru/samodury-i-ix-zhertvy-v-pese-a-n-ostrovskogo-groza/
  • http://5litra.ru/soch/1013-samodury-i-samodurstvo-v-drame-a-ostrovskogo-groza.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт