В «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина заложена глубокая мудрость. Но, к сожалению, учит она немногих. В наше время тоже можно встретить подобных «старух», не знающих в своей алчности меры.
Главные герои «Сказки о рыбаке и рыбке»:
Старик-рыбак – добрый, мягкий человек в душе, забитый своей женой старухой и бедностью. Рыбы водится в море немного, видно, что улова едва хватает на пропитание.
Старуха – сварливая и злобная. С одной стороны можно понять ее. Нищета кого угодно сделает сварливой. С другой — ее непомерные аппетиты росли не по дням, а по часам. Чувство долга, благодарность были чужды старухе. Получив от Золотой рыбки власть и богатство, она забыла о муже – единственном человеке, который был дан ей Богом в спутники жизни, и благодаря которому она получила все это.
Золотая Рыбка. На редкость благодарное и терпеливое создание. Старик несколько раз вызывал Золотую рыбку, и она терпеливо приплывала и исполняла все просьбы старика. И только когда старуха замахнулась на звание владычицы морской, она молча уплыла, оставив старуху с разбитым корытом.
Остаться у разбитого корыта – эта фраза стала афоризмом. И чтобы не остаться у этого самого корыта, нужно быть благодарным и уметь вовремя остановиться.
Также вы можете прочесть о пушкинских героях «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказки о золотом петушке».
Тема: «Характеристика главных героев произведения
« Сказка о рыбаке и рыбке».
Цели урока:
·В Развивать умение давать характеристику героям по плану.
·В Развивать умение находить нужный отрывок в тексте по вопросам.
·В Развивать память, мышление, устную речь, воспитывать любовь к литературе.
·В Воспитывать доброту, милосердие.
Оборудование урока:
ГјВ Портрет .
ГјВ карточки для индивидуальной работы,
ГјВ Рисунки старика, старухи, золотой рыбки.
Ход урока |
||||||||
I. Организационный момент. У. — Давайте в начале урока вспомним русскую пословицу: “Чтение – вот лучшее…” (учение) У. — Закончите фразу. — А кого мы называем хорошим, серьезным читателем? Д. — Человека, который понимает прочитанное, запоминает детали, новые слова, может анализировать текст. II. Разминка « Читалочка». (На доске чистоговорка) Тара-тара-тараторка, Быстрая чистоговорка, Чистая чистоговорка. Я её проговорю И пятёрку получу. 1. Читаем глазками. — Что это? для чего нужна чистоговорка? 2.Читаем хором. — Какой звук повторяется? Что вы знаете об этом звуке? 3.Чтение на выдохе 2-З раза с повышением голоса и с понижением голоса. 5.Интонационное чтение ( с точкой, ? ,с! ). Вывод: — Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения? III. Постановка цели урока. У.— Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось? (ксазак) Д. – Сказка. У. – Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем? Д. – «Сказка о рыбаке и рыбке». У. – А кто автор этой сказки? Д. – Александр Сергеевич Пушкин. У. – Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой? Д. Происходит волшебство. У. К какому виду сказок относится « Сказка о рыбаке и рыбке» Д. – Это волшебная сказка. У. – Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни? У. – Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику каждому герою « Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки. Д. Старик, Старуха, рыбка. IV. Работа по теме урока. У. В начале нашей работы предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке. Какой характер у старика? У старухи? Соедини стрелками ( « Сказка о рыбаке и рыбке»).
Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай». У. – Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем работать по плану. План. 1.В Где живёт герой? 2.В Чем занимается? 3.В Какие поступки совершает? 4.В Какой характер у героя? 5.В Что вам понравилось или не понравилось в герое? Первому характеристику мы дадим старику. У. – Где живёт старик? Д. – Старик живёт у моря. В ветхой землянке. У. – А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря. Найдите, прочитайте эти строчки. Д. – Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке У. Чем занимается старик? Д. – Старик ловил рыбу. У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки. Д. – Старик ловил неводом рыбу. У. Какие поступки совершает старик? Д. – Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив. У. Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте. Д. Раз он в море закинул невод, Пришёл невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, — Пришёл невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод, — Пришёл невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, — золотою. Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: « Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь, чем только пожелаешь». Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: « Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе». У. — Какой характер у старика? Д. — Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый. У. – Докажите, что характер у старика был добрый? Д. – Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп. У. – А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым? Д. — Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей. У. — Что вам понравилось или не понравилось в старике? (Подвести детей к выводу, что старик не является положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло. У. – Где живёт старуха? Д. – Старуха живёт у моря. В ветхой землянке. У. Чем занимается старуха? Д. – Старуха прядёт свою пряжу. У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки. Д. – Старуха пряла свою пряжу. У. Какие поступки совершает старуха? Д. – Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый выкуп. У. – Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с меньшего.
У. — Какой характер у старухи? Д. — Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная, злобная, властная, грубая. У. — Что вам понравилось или не понравилось в старухе? Физкультминутка. — Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Дружно выстроились в ряд В рыбок превратились в раз. Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде: То согнутся, разогнутся, То зароются в песке. Самостоятельная работа. У. Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о золотой рыбке. ( Выслушиваются ответы детей). У. — Как мы можем узнать настроение рыбки? Д. — Настроение рыбки можно узнать, по словам о море. У. — Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из сказки. Работу выполняйте в парах.
Проверка: фронтальная, игра « Изобрази движением». У. – Почему так изменялось настроение моря? Д. — Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась на море буря. У. А можно ли море считать четвёртым героем сказки? Д. – Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи. У. – Вспомните, как называется сказка? У.— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи? Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет? У.— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая, жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии. У. — Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную формулировку.
V. Итог урока. У. — Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания. На парте у вас лежат золотые рыбки, найдите их. Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса. (Ученики пишут под музыку. Чтение желаний) У. — Спасибо за урок |
</span>
Подпишитесь на рассылку:
Проекты по теме:
Поиск
Вики
Архив
Дети
Русский язык
Литература
Культура
Пушкино А А Администрации • Анализ • Аналитика • Асфальтирование Б Б Банковские счета • Безопасность • Бизнес в строительстве • Бытовая техника • Бюджетный процесс • Бюджеты В В Ведомства • Вентиляционные системы • Внесения изменений • Воспитательная работа • Выполнение работ Г Г Генеральные планы • Гимназии • Городские округа • Городские поселения • Государственное администрирование Д Д Дезинфекция • Декларации • Денежные расходы • Денежные средства • Деревня • Деятельность администраций • Договора обслуживания • Доклады • Документы • Дома культуры Е Е Ежеквартальные отчеты Ж Ж Жилые комплексы З З Задания • Заключения • Законы • Запросы предложений • Запросы • Защита • Заявки • Землепользование И И Извещения • Инвестиции в строительстве • Инвестиции • Институты • Информация • История • Итоги К К Каникулы • Капитал • Комитеты по градостоительству • Коммерция • Коммунальные услуги • Кондиционирование и вентиляция • Конкурсы • Контракты • Котельное оборудование • Котировочные комиссии • Котировочные цены • Краеведение М М Малое предпринимательство • Маршруты • Материалы • Межевания • Микрорайоны • Многоквартирные дома • Музеи • Муниципальные программы О О Обеспечение • Образовательные программы • Обслуживание • Общеобразовательные программы • Отчеты по практике • Отчеты • Охрана • Оценки П П Памятки • Педагогика • Планы развития • Планы • Подготовка к вступительным экзаменам • Подготовка • Подрядное строительство • Пожарная безопасность • Положения • Поставки • Постановления правительства москвы • Постановления • Пояснительные записки • Предложения • Предпринимательство • Приказы об утверждении положений • Приказы • Программы развития • Программы • Прогресс • Продажа • Проектные декларации • Проекты правил • Проекты • Производственные объекты • Производство • Промышленность строительных материалов • Протоколы вскрытия конвертов • Протоколы заседаний • Протоколы заявок на ремонт помещений • Протоколы котировочных заявок • Протоколы оценок котировочных заявок • Протоколы проведения котировок цен • Протоколы публичных слушаний • Протоколы рассмотрения заявок • Протоколы • Процессы • Публичные слушания Р Р Работа • Рабочие программы • Развитие • Расписания • Распоряжения • Расходы • Регламенты • Резервы • Результаты • Ремонт дорог • Ремонт помещений • Ремонты • Решения С С Сельские поселения • Семинары • Сервис • Сервисное обслуживание • Соревнования • Социальная защита • Социальная инфраструктура • Социальное обслуживание • Спортивное ориентирование • Статьи • Строительство • Структуры • Субъекты Т Т Таможня • Тендеры • Теплоизоляция • Территориальное планирование • Территория • Технические задания в инженерии • Технические задания в области строительства • Технические задания на выполнение разных работ • Технические задания на разработку проектов • Требования У У Услуги • Уставы муниципальных образований • Уставы сельских поселений • Уставы • Утверждения положений • Учебные планы • Учреждения Ф Ф Финансы • Фонды Ц Ц Целевые программы Э Э Экономическая эффективность • Энергоэффективность • Эффективность
Александр Сергеевич Пушкин описывает золотую рыбку как умную, благодарную, справедливую, терпеливую и благородную волшебницу.
Рыбка обладает исключительной внешностью (золотая чешуя), умеет разговаривать, исполняет самые невероятные желания и влияет на состояние природы. Все это указывает на то, что рыбка является могучей волшебницей.
Она держит свое слово и исполняет желания старика, после того, как он ее отпустил. Все это говорит о том, что рыбка очень справедливая и благодарная.
Манера общения выдает в ней благородное происхождение.
А способность выносить безграничные просьбы старухи говорит о ее терпеливости.
В заключение можно сказать, что Пушкин описывает рыбку как великую волшебницу, которой свойственны самые лучшие моральные качества.
Сорокин Павел
В «Сказке о рыбаке и рыбке» главным героем является старик (муж старухи). Трудился рыбаком всю жизнь, чтобы прокормить семью. Он очень добрый, честный и справедливый человек. По своей душевной доброте очень зависим от старухи. Делает все, что она ему скажет и никогда не перечит. Всегда потакает ее желаниям, даже самым безрассудным. Поэтому, когда ему в сети попалась золотая рыбка, которая исполняет желания, то старик загадывал только то, что ему говорила старуха. Из-за своей трусости и покорности он боялся перечить наглой жене.
Пожаловаться
В сказке Александра Сергеевича Пушкина о рыбаке и рыбке старуха представлена в образе жадного человека, который никогда не может быть доволен тем, что имеет.
На протяжении всей сказки мы наблюдаем, как желания старухи становятся все больше и больше: сначала корыто, потом дом, потом дворянский титул и царство.
Ничто не может удовлетворить ее бесконечную жадность.
При этом очень важно понимать, что сама старуха не приложила для этого богатства никаких усилий. Старик поймал рыбку и сделал для нее доброе дело. Но его старая жена ведет себя так, будто это ей лично рыбка обязана жизнью.
Старуха очень неблагодарная: она забыла, что обязана своему супругу, который выполнял для нее все просьбы, и прогнала его со своего царского двора.
В конце ее ненасытность была наказана: за желание повелевать рыбкой старуха была лишена всего, она осталась со своим разбитым корытом.
В заключение можно сказать, что Пушкин представил старуху в образе жадного, ненасытного, корыстного и неблагодарного человека.
Используемые источники:
- https://poetpushkin.ru/skazki/glavnye-geroi-skazki-o-rybake-i-rybke.html
- https://pandia.ru/text/80/198/25321.php
- http://hronika.su/opisanie-zolotoj-rybki-iz-skazki-pushkina-o-rybake-i-rybke/
- https://vashurok.ru/questions/oharakterizovat-starika-v-skazke-o-ribake-i-ribke
- http://hronika.su/obraz-staruhi-v-skazke-pushkina-o-rybake-i-rybke/