Охарактеризовать старика в сказке о рыбаке и рыбке

Starik-staruha-i-rybka.jpgВ «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина заложена глубокая мудрость. Но, к сожалению, учит она немногих. В наше время тоже можно встретить подобных «старух», не знающих в своей алчности меры.

Главные герои «Сказки о рыбаке и рыбке»:

Старик-рыбак – добрый, мягкий человек в душе, забитый своей женой старухой и бедностью. Рыбы водится в море немного, видно, что улова едва хватает на пропитание.

Старуха – сварливая и злобная. С одной стороны можно понять ее. Нищета кого угодно сделает сварливой. С другой — ее непомерные аппетиты росли не по дням, а по часам. Чувство долга, благодарность были чужды старухе. Получив от Золотой рыбки власть и богатство, она забыла о муже – единственном человеке, который был дан ей Богом в спутники жизни, и благодаря которому она получила все это.

Золотая Рыбка. На редкость благодарное и терпеливое создание. Старик несколько раз вызывал Золотую рыбку, и она терпеливо приплывала и исполняла все просьбы старика. И только когда старуха замахнулась на звание владычицы морской, она молча уплыла, оставив старуху с разбитым корытом.

Остаться у разбитого корыта – эта фраза стала афоризмом. И чтобы не остаться у этого самого корыта, нужно быть благодарным и уметь вовремя остановиться.

Также вы можете прочесть о пушкинских героях «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказки о золотом петушке».

Тема: «Характеристика главных героев произведения

« Сказка о рыбаке и рыбке».

Цели урока:

·В  Развивать умение давать характеристику героям по плану.

·В  Развивать умение находить нужный отрывок в тексте по вопросам.

·В  Развивать память, мышление, устную речь, воспитывать любовь к литературе.

·В  Воспитывать доброту, милосердие.

Оборудование урока:

ГјВ  Портрет .

ГјВ  карточки для индивидуальной работы,

ГјВ  Рисунки старика, старухи, золотой рыбки.

Ход урока

I. Организационный момент.

У. — Давайте в начале урока вспомним русскую пословицу:

“Чтение – вот лучшее…” (учение)

У. — Закончите фразу.

— А кого мы называем хорошим, серьезным читателем?

Д. — Человека, который понимает прочитанное, запоминает детали, новые слова, может анализировать текст.

II. Разминка « Читалочка».

(На доске чистоговорка)

Тара-тара-тараторка,

Быстрая чистоговорка,

Чистая чистоговорка.

Я её проговорю

И пятёрку получу.

1. Читаем глазками.

— Что это? для чего нужна чистоговорка?

2.Читаем хором.

— Какой звук повторяется? Что вы знаете об этом звуке?

3.Чтение на выдохе 2-З раза с повышением голоса и с понижением голоса.

5.Интонационное чтение ( с точкой, ? ,с! ).

Вывод:

— Меняется ли интонация при изменении знака препинания в конце предложения?

III. Постановка цели урока.

У.— Посмотрите на доске буквы. Интересно, какое слово рассыпалось?

(ксазак)

Д. – Сказка.

У. – Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?

Д. – «Сказка о рыбаке и рыбке».

У. – А кто автор этой сказки?

Д. – Александр Сергеевич Пушкин.

У. – Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?

Д. Происходит волшебство.

У. К какому виду сказок относится « Сказка о рыбаке и рыбке»

Д. – Это волшебная сказка.

У. – Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?

У. – Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику каждому герою « Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки.

Д. Старик, Старуха, рыбка.

IV. Работа по теме урока.

У. В начале нашей работы предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.

Какой характер у старика? У старухи? Соедини стрелками ( « Сказка о рыбаке и рыбке»).

Характер

старика

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

алчный

податливый

грубый

неуживчивый

Характер

старухи

Проверка: фронтальная, игра « Хлопай-топай».

У. – Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем работать по плану.

План.

1.В  Где живёт герой?

2.В  Чем занимается?

3.В  Какие поступки совершает?

4.В  Какой характер у героя?

5.В  Что вам понравилось или не понравилось в герое?

Первому характеристику мы дадим старику.

У. – Где живёт старик?

Д. – Старик живёт у моря. В ветхой землянке.

У. – А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

У. Чем занимается старик?

Д. – Старик ловил рыбу.

У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Старик ловил неводом рыбу.

У. Какие поступки совершает старик?

Д. – Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.

У. Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.

Д. Раз он в море закинул невод,

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

« Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

« Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

У. — Какой характер у старика?

Д. — Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.

У. – Докажите, что характер у старика был добрый?

Д. – Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.

У. – А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?

Д. — Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.

У. — Что вам понравилось или не понравилось в старике?

(Подвести детей к выводу, что старик не является положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.

У. – Где живёт старуха?

Д. – Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.

У. Чем занимается старуха?

Д. – Старуха прядёт свою пряжу.

У. – В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти строчки.

Д. – Старуха пряла свою пряжу.

У. Какие поступки совершает старуха?

Д. – Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый выкуп.

У. – Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с меньшего.

В 

Вольная царица.

Владычица морская.

Новое корыто.

В 

Столбовая дворянка.

В 

Новая изба.

У. — Какой характер у старухи?

Д. — Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,

злобная, властная, грубая.

У. — Что вам понравилось или не понравилось в старухе?

Физкультминутка.

— Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Дружно выстроились в ряд

В рыбок превратились в раз.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде:

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

Самостоятельная работа.

У. Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о золотой рыбке.

( Выслушиваются ответы детей).

У. — Как мы можем узнать настроение рыбки?

Д. — Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.

У. — Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из сказки. Работу выполняйте в парах.

Подбери к каждому рисунку цитату из сказки

Проверка: фронтальная, игра « Изобрази движением».

У. – Почему так изменялось настроение моря?

Д. — Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и поднялась на море буря.

У. А можно ли море считать четвёртым героем сказки?

Д. – Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.

У. – Вспомните, как называется сказка?

У.— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?

Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?

У.— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая, жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.

У. — Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную формулировку.

Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!

В 

Как плохо быть сварливым и жадным.

В 

Если ты сварливый и жадный ты потеряешь своё счастье.

V. Итог урока.

У. — Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания.

На парте у вас лежат золотые рыбки, найдите их. Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.

(Ученики пишут под музыку. Чтение желаний)

У. — Спасибо за урок

</span>

Подпишитесь на рассылку:

rassylka.png

Проекты по теме:

Поиск

Вики

Архив

Дети

Русский язык

Литература

Культура

Пушкино А А Администрации • Анализ • Аналитика • Асфальтирование Б Б Банковские счета • Безопасность • Бизнес в строительстве • Бытовая техника • Бюджетный процесс • Бюджеты В В Ведомства • Вентиляционные системы • Внесения изменений • Воспитательная работа • Выполнение работ Г Г Генеральные планы • Гимназии • Городские округа • Городские поселения • Государственное администрирование Д Д Дезинфекция • Декларации • Денежные расходы • Денежные средства • Деревня • Деятельность администраций • Договора обслуживания • Доклады • Документы • Дома культуры Е Е Ежеквартальные отчеты Ж Ж Жилые комплексы З З Задания • Заключения • Законы • Запросы предложений • Запросы • Защита • Заявки • Землепользование И И Извещения • Инвестиции в строительстве • Инвестиции • Институты • Информация • История • Итоги К К Каникулы • Капитал • Комитеты по градостоительству • Коммерция • Коммунальные услуги • Кондиционирование и вентиляция • Конкурсы • Контракты • Котельное оборудование • Котировочные комиссии • Котировочные цены • Краеведение М М Малое предпринимательство • Маршруты • Материалы • Межевания • Микрорайоны • Многоквартирные дома • Музеи • Муниципальные программы О О Обеспечение • Образовательные программы • Обслуживание • Общеобразовательные программы • Отчеты по практике • Отчеты • Охрана • Оценки П П Памятки • Педагогика • Планы развития • Планы • Подготовка к вступительным экзаменам • Подготовка • Подрядное строительство • Пожарная безопасность • Положения • Поставки • Постановления правительства москвы • Постановления • Пояснительные записки • Предложения • Предпринимательство • Приказы об утверждении положений • Приказы • Программы развития • Программы • Прогресс • Продажа • Проектные декларации • Проекты правил • Проекты • Производственные объекты • Производство • Промышленность строительных материалов • Протоколы вскрытия конвертов • Протоколы заседаний • Протоколы заявок на ремонт помещений • Протоколы котировочных заявок • Протоколы оценок котировочных заявок • Протоколы проведения котировок цен • Протоколы публичных слушаний • Протоколы рассмотрения заявок • Протоколы • Процессы • Публичные слушания Р Р Работа • Рабочие программы • Развитие • Расписания • Распоряжения • Расходы • Регламенты • Резервы • Результаты • Ремонт дорог • Ремонт помещений • Ремонты • Решения С С Сельские поселения • Семинары • Сервис • Сервисное обслуживание • Соревнования • Социальная защита • Социальная инфраструктура • Социальное обслуживание • Спортивное ориентирование • Статьи • Строительство • Структуры • Субъекты Т Т Таможня • Тендеры • Теплоизоляция • Территориальное планирование • Территория • Технические задания в инженерии • Технические задания в области строительства • Технические задания на выполнение разных работ • Технические задания на разработку проектов • Требования У У Услуги • Уставы муниципальных образований • Уставы сельских поселений • Уставы • Утверждения положений • Учебные планы • Учреждения Ф Ф Финансы • Фонды Ц Ц Целевые программы Э Э Экономическая эффективность • Энергоэффективность • Эффективность

Александр Сергеевич Пушкин описывает золотую рыбку как умную, благодарную, справедливую, терпеливую и благородную волшебницу.

Рыбка обладает исключительной внешностью (золотая чешуя), умеет разговаривать, исполняет самые невероятные желания и влияет на состояние природы. Все это указывает на то, что рыбка является могучей волшебницей.

Она держит свое слово и исполняет желания старика, после того, как он ее отпустил. Все это говорит о том, что рыбка очень справедливая и благодарная.

Манера общения выдает в ней благородное происхождение.

А способность выносить безграничные просьбы старухи говорит о ее терпеливости.

В заключение можно сказать, что Пушкин описывает рыбку как великую волшебницу, которой свойственны самые лучшие моральные качества.

Сорокин Павел

В «Сказке о рыбаке и рыбке» главным героем является старик (муж старухи). Трудился рыбаком всю жизнь, чтобы прокормить семью. Он очень добрый, честный и справедливый человек. По своей душевной доброте очень зависим от старухи. Делает все, что она ему скажет и никогда не перечит. Всегда потакает ее желаниям, даже самым безрассудным. Поэтому, когда ему в сети попалась золотая рыбка, которая исполняет желания, то старик загадывал только то, что ему говорила старуха. Из-за своей трусости и покорности он боялся перечить наглой жене.

Пожаловаться

В сказке Александра Сергеевича Пушкина о рыбаке и рыбке старуха представлена в образе жадного человека, который никогда не может быть доволен тем, что имеет.

На протяжении всей сказки мы наблюдаем, как желания старухи становятся все больше и больше: сначала корыто, потом дом, потом дворянский титул и царство.

Ничто не может удовлетворить ее бесконечную жадность.

При этом очень важно понимать, что сама старуха не приложила для этого богатства никаких усилий. Старик поймал рыбку и сделал для нее доброе дело. Но его старая жена ведет себя так, будто это ей лично рыбка обязана жизнью.

Старуха очень неблагодарная: она забыла, что обязана своему супругу, который выполнял для нее все просьбы, и прогнала его со своего царского двора.

В конце ее ненасытность была наказана: за желание повелевать рыбкой старуха была лишена всего, она осталась со своим разбитым корытом.

В заключение можно сказать, что Пушкин представил старуху в образе жадного, ненасытного, корыстного и неблагодарного человека.

Используемые источники:

  • https://poetpushkin.ru/skazki/glavnye-geroi-skazki-o-rybake-i-rybke.html
  • https://pandia.ru/text/80/198/25321.php
  • http://hronika.su/opisanie-zolotoj-rybki-iz-skazki-pushkina-o-rybake-i-rybke/
  • https://vashurok.ru/questions/oharakterizovat-starika-v-skazke-o-ribake-i-ribke
  • http://hronika.su/obraz-staruhi-v-skazke-pushkina-o-rybake-i-rybke/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт