«Невыразимое» — анализ стихотворения В.А. Жуковского

Содержание:

История создания

В. А. Жуковский первым из поэтов того времени уделил внимание проблеме невыразимости. Её суть в следующем: мысли и чувства, захлёстывающие человека, бывают настолько сильны и глубоки, что слова оказываются менее красноречивыми, чем безмолвие. Впоследствии к этой теме обращались и другие творцы, например:

  1. Н. С. Гумилев;
  2. Ф. И. Тютчев;
  3. А. С. Пушкин.

Стихотворение было написано в 1819 году, в период, когда поэт жил в Павловске. Оно стало первым после продолжительно перерыва. Автор написал Анне Зонтаг письмо, в котором посетовал на то, что возвращение к творчеству происходит с трудом. Душевные терзания, мучившие В. А. Жуковского, имели причину: девушка, которую он страстно любит, сочеталась браком с другим. Возлюбленную звали Маша Протасова.

Хотя поэт пребывал в меланхолии, ему удалось создать одно из прекраснейших произведений эпохи романтизма. Повествование, созданное по канонам романтизма, получилось грустным и наполненным философскими размышлениями. Первым, кто услышал новое творение, стал друг Василия Андреевича — тёзка Перовский. Приятель остался в полном восторге и порекомендовал поэту как можно скорее опубликовать произведение. Однако Жуковский не внял совету, в результате стих увидел свет лишь спустя много лет после создания.

Работа над поэтическим произведением ознаменовала переходный период, когда на смену боли, вызванной расставанием с любимой, пришли размышления о природе. Жуковский восхищался красотой всего, что создано не руками человека, и отчётливо понимал: передать её на словах человеку не дано. Главная мысль стихотворения заключается в том, что все слова, которые есть на свете, способны передать лишь отдельные оттенки естественного великолепия. Природа неповторима, грациозна и величава, а человек способен разве что «едва-едва её черту с усилием поймать».

В истории создания «Невыразимого» Жуковского есть ещё один интересный аспект. В период творческого расцвета он был наставником Александра Второго, выполняя обязанности придворного просветителя. Находясь на такой должности, поэт должен был всё время совершенствоваться и развивать ораторское искусство. Это способствовало поиску новых направлений в творчестве.

Сюжет и композиция

Идея стихотворения «Невыразимое» Жуковского родилась вскоре после того, как императрица Мария Фёдоровна заказала поэтическое послание «Подробный отчёт о луне». Поэт выполнил заказ, но в самих стихах признался, что способен изобразить не Луну, а только «тень её одну». Возможно, причиной пессимистического настроя стало то, что произведение было заказным, а значит, писалось не от души. Как признаётся Жуковский, во время работы над посланием он не испытывал вдохновения.

В первых строках автор задаёт вопрос о том, что значит язык по сравнению с «дивною природой». Это главная риторическая фигура в стихотворении «Невыразимое». Далее, сам же и отвечает с присущими поэту лирической образностью и философской мудростью. Чтобы показать читателю разницу между нерукотворным и искусственным, автор сначала воспевает природу, говоря о том, с какой величавой небрежностью рассыпана вокруг невообразимая красота.

Затем он сомневается в том, что «мёртвым» (словами) можно выразить «живое», и вопрошает, кто может «пересоздать» таящиеся в сердце «святые таинства». В центральной части произведения поэт рассказывает о «болезненном чувстве» и «пророчестве», которыми полна душа. Волнение томится в груди, но как его выразить до конца, если это неподвластно искусству?

Завершает поэтическое произведение вывод о том, что лишь «молчание понятно говорит». Душа безмолвно стремится ввысь, и поэт замирает в наслаждении, умиротворённый и вдохновлённый. Значимость молчания оказывается выше безуспешных попыток отобразить совершенное в словах.

При прочтении элегии читатель чувствует атмосферу торжественности благодаря тому, что автор употребил нестандартную композицию. Так рифмуются между собой строки:

  1. первая — со второй;
  2. третья — с шестой;
  3. четвёртая — с пятой.

Одно шестистишие начинает произведение, второе — завершает. Центральная часть произведения — четверостишие, в котором соблюдена перекрёстная рифмовка. Тропы, афористические словосочетания и выражения в стихотворении «Невыразимое»:

  • Оксюморон — «молчание говорит».
  • Эпитеты — «небрежною свободой», «небу тихому», «святые таинства», «величественный час».
  • Метафоры. «Пламень облаков», «рассыпала красоту», «в пожаре заката».
  • Олицетворения. «Искусство безмолвствует», «спирается чувство», «мысль ловит».

Жанр и размер

Жанр стихотворения — элегия. В переводе с греческого elegos означает «жалостливый напев флейты». Эпоха романтизма ознаменовалась востребованностью этого жанра, так как он идеален для передачи грустных размышлений и тяготеет к философской лирике. В данном случае поэта печалит ограниченность средств, с помощью которых в поэзии выражаются возвышенные чувства.

Определение проблематики произведения позволяет понять следующее: один из вопросов, волнующих поэта, — его место в искусстве. С помощью элегии ему удаётся во всех красках донести переживания до читателя. В 9 классе, когда изучают «Невыразимое», рассмотрение этого вопроса обязательно нужно внести в план сочинения.

Литературное направление

Раннее творчество Жуковского несёт на себе отпечаток дворянского сентиментализма. Поэзия проникнута сетованиями по поводу ушедших времён, тоской по несбывшимся мечтам и грустно-элегической тональностью. К чудесному и таинственному романтизму Василий Андреевич обращается позже — с 1808 года.

На протяжении почти 20 лет поэт творит в этом жанре, и в 1819 году он пишет «Невыразимое». В элегии тесно переплетаются сентиментализм и романтизм. Признаки последнего — идейный подтекст и философская направленность стихотворения. Можно выделить несколько критериев, позволяющих отнести стихотворение В. А. Жуковского к сентиментализму:

  1. Преклонение перед красотой природы. Поэт приводит читателя к мысли, что человек не может соперничать со стихией в создании прекрасных творений. Изобразительные средства языка способны передать лишь тень естественного великолепия.
  2. Акцент на чувственном впечатлении. Поскольку изобразить детали пейзажа так, чтобы передать их великолепие, невозможно, поэт передаёт чувства, пробуждающиеся в душе в моменты любования природной. Не красота, но то впечатление, которое она производит, становится ведущим мотивом стихотворения.

Характеристика персонажей

В стихотворении «Невыразимое» не один главный герой, как может показаться, а 2: человек и природа. Лирический герой преисполнен противоречивых чувств и ищет способ быть услышанным и понятым. Но в душе творится то, чему невозможно подобрать название, как и не удаётся найти форму, в которую можно облечь природное содержание. Это волнует рассказчика и приводит его в смятение, он взывает к читателю и приглашает его разделить внутренний конфликт.

Чтобы передать силу чувств лирического героя, поэт именует их «болезненными». Так читателю проще понять, что томленье, испытываемое рассказчиком, дарит не только наслаждение, но и страдание, причём они тесно переплетены. Это одна из основных тем, которые затрагиваются на уроке, посвящённом элегии.

Природа в стихотворении противопоставлена человеку. Она предстает гениальным творцом, которому по силам примирить «разновидное с единством». В то время как человек испытывает смятение и душевные терзания, природа величаво безмолвствует, заставляя восхищаться и преклоняться перед недостижимым могуществом стихии.

Темы и смысл

Ключевые темы элегии: искусство, природа и человек. Две тесно переплетены, а третья представлена самостоятельнаой сущностью. Отношения человека и природы показаны через контраст. Людям подвластно многое, и отчасти они сумели покорить стихию, однако в их языке не хватает инструментов, позволяющих воспроизвести то, что было создано без людского участия, или хотя бы отдалённо передать природное великолепие. По сравнению с естественной средой человеческий язык выглядит мёртвым, и никакие попытки дать наименование всем природным творениям не могут этого изменить.

Искусство — ещё одна ключевая тема произведения. Автор излагает читателям весьма пессимистичное отношение к возможностям поэзии и искусства в целом. По мнению В. А. Жуковского, самые талантливые произведения меркнут в сравнении с тем, что по-настоящему прекрасно.

Во времена античности, Возрождения и романтизма отношение к искусству было разным. Также отличались средства изобразительного искусства и цели, которых творцы пытались достичь. В тот период, когда существовали цивилизации Греции и Рима, высоким искусством считалось такое, в основе которого лежало подражание природной стихии. Когда наступила эпоха Возрождения, отношение человека к своим возможностям немного поменялось. Поэты и художники уже умели изображать реальность во всех её красках, что давало им основание считать себя творцами и даже гениями.

С наступлением романтизма отношение к реальности и искусству перешло на новый уровень. Поэты и прозаики столкнулись с потребностью описывать не вещи и явления, а чувства, вызываемые ими, и оказалось, что средства языка не позволяют реализовать творческие идеи в полной мере. Тютчев в стихотворении «Silentium!» (1829) отметил, что «мысль изреченная есть ложь». По сути, это констатация всё той же невозможности передать словами творческий замысел.

Вербальные средства общения не годятся, чтобы выразить невыразимое, и тогда на помощь приходит молчание, потому что оно бывает красноречивее самых витиеватых речей. Такова главная мысль стихотворного произведения «Невыразимое».

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

В первой половине XIX века многие поэты творили в духе романтизма. Основоположником его в русском словесном искусстве стал В. А. Жуковский. В его стихотворении «Невыразимое», изучаемом в 9 классе, тоже воплотились черты нового направления. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Невыразимое» по плану.

analiz-stihotvoreniya-nevyrazimoe-zhukovskogo-49504.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Невыразимое.

История создания – произведение было написано в августе 1819 г., в период, когда поэт часто предавался философским раздумьям над проблемой искусства и природы.

Тема стихотворения – совершенство природы, ее непостижимая сущность и ограниченные возможности искусства.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о «святых таинствах» природы, размышления об искусстве.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, некоторые строки второй части написаны четырехстопным ямбом, в тексте представлены все виды рифмовки.

Метафоры«она рассыпала повсюду красоту», «но льзя ли в мертвое живое передать», «святые таинства, лишь сердце знает вас», «сии столь яркие черты – легко их ловит мысль крылата».

Эпитеты«дивная природа», «небрежная и легкая свобода», «душа смятенная», «великое видение», болезненное чувство, «небо тихое», «воды блестящие».

Сравнения«сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)».

История создания

«Невыразимое» В. А. Жуковский написал в 1819 г. На момент создания стихотворения Василий Андреевич служил при дворе просветителем и был наставником Александра II. Должность требовала от поэта рассуждать на разные темы и объяснять вечные истины. Это стало одной из причин появления в его творчестве философских мотивов. Множество произведений того времени было посвящено проблемам природы и искусства, сущности поэзии.

Исследователи считают, что история создания «Невыразимого» связана с посланием В. Жуковского императрице «Подробный отчёт о луне». «Отчёт…» создавался на заказ и В. Жуковский признавался, что писал без вдохновения. Это стало толчком к раздумьям над творческим процессом, которые спустя пару месяцев отобразились в «Невыразимом».

Тема

Поэт оригинально интерпретировал традиционную для литературы тему сущности природы и особенностей воплощения ее в искусстве. Свои размышления Василий Андреевич подал в монологе лирического героя. Герой считает, что человеческий язык никогда не сравниться природа. Природа свободна и всемогуща. Она способна «рассыпать» красу и вносить в мир гармонию: «разновидное с единством согласила». Однако никто не способен понять, кто создал саму природу.

Постепенно в монологе лирического «Я» появляются размышления об искусстве. Мужчина утверждает, что вдохновение способно ловить только отдельные черты окружающего мира, но передать все живое в «мертвых» твореньях человеческого искусства невозможно. В ходе этих размышлений В. А. Жуковский называет природу «невыразимым». Выразить его нереально, но есть шанс познать окружающий мир, если научится слушать его сердцем.

Лирический герой утверждает, что чувство смятения в душе, появляющееся в вечерний час – это попытка человеческого сердца «прекрасное в полете удержать», то есть оставить в себе частицу природы. Искусство в таких случаях бессильно. Да, поэт может воспроизвести красоту неба, вод, заката в словах, но он неспособен полно передать чувства, которыми наполнено сердце в момент созерцания сей прелести. Дело в том, что каждая душа воспринимает это видение по-своему.

В последних стихах лирический герой приходит к выводу, что в природе присутствует ее создатель. Это присутствие невозможно выразить словами. Услышать его можно только в тишине.

Композиция

Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о «святых таинствах» природы, размышления об искусстве. Формальная композиция произведения – целостный текст, неразделенный на строфы.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Его мысли плавные, размеренные, иногда в них проскальзывает грусть. Стихотворный размер – шестистопный и четырехстопный ямб. Автор использует все виды рифмовки: перекрестную АВАВ, параллельную ААВВ и кольцевую АВВА. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и создания образа природы В. А. Жуковский использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры «она рассыпала повсюду красоту», «но льзя ли в мертвое живое передать», «святые таинства, лишь сердце знает вас», «сии столь яркие черты – легко их ловит мысль крылата»,эпитеты «дивная природа», «небрежная и легкая свобода», «душа смятенная», «великое видение», болезненное чувство, «небо тихое», «воды блестящие» и сравнение «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)». Для донесения идеи важную роль играет парономазия: «Кто мог создание в словах пересоздать?», «Невыразимое подвластно ль выраженью?».

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    Укажите год создания стихотворения В. Жуковского «Невыразимое»:</h3>

    • <label>1817 г.</label>
    • <label>1819 г.</label>
    • <label>1822 г.</label>
    • <label>1825 г.</label>

(новая вкладка)

Автор: · Опубликовано 26.09.2017 · Обновлено 08.10.2017

Элегия «Невыразимое» — одно из самых известных произведений В.А. Жуковского. Здесь поэт поднимает одну из актуальных проблем в искусстве – невозможность известными способами выразить свои мысли и чувства. Впоследствии к этой теме «невыразимости» обращаются многие творцы, например, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, Н.С. Гумилёв. Все они были согласны с Жуковским в том, что далеко не всё можно передать словом — иногда красноречивее говорит молчание.

История создания

В центральный период своего творчества Жуковский задумывается о вопросах искусства, размышляет о вечной теме — поэта и поэзии. В это время он выступает как просветитель при дворе и является наставником Александра Второго. Деятельность, требующая умения искусно рассуждать и объяснять, призывает поэта обратиться к философской лирике. Так, в августе 1819 года он создаёт одно из самых полемичных своих стихотворений – «Невыразимое». История создания элегии восходит к посланию императрице «Подробный отчёт о луне», где автор признаётся, что «лишь тень её [луны] одну» был способен изобразить в стихах. Предположительно, «Отчёт…» создан в июне 1819 года по заказу Марии Фёдоровны. Жуковский не таил, что не испытывал особенного вдохновения во время написания заказного стихотворения. Возможно, именно этот случай заставил его задуматься о своём творческом методе, послужив импульсом к сочинению элегии «Невыразимое».

Жанр и размер

Размер «Невыразимого» – шестистопный ямб, периодически сменяющийся во второй половине произведения четырёхстопным, что придаёт динамизм. Кроме того, ямб делает стихотворение более настойчивым, передающим крайнюю заинтересованность автора в задаваемых вопросах. Такой размер помогает поэту призывать читателя вместе с ним подумать и помочь ему найти ответы.

Жанр стихотворения «Невыразимое» —  элегия, что в переводе с греческого означает «жалоба». Это один из самых востребованных в эпоху романтизма жанров. Как правило, автор рассказывает так о своих переживаниях, о своей грусти. Что же печалит поэта? Его творение относится к философской лирике, так как здесь В.А. Жуковский поднимает остро волнующую его проблему, связанную с изобразительными способностями искусства.

Литературное направление

Творчество В.А. Жуковского обращается к двум культурным направлениям: в ранний период – сентиментализм, в зрелый и поздний – романтизм. Элегия несёт на себе отпечаток обоих направлений. Рассмотрим признаки сентиментализма в стихотворении Жуковского «Невыразимое».

  1. Во-первых, это большое внимание чувственному впечатлению, ведь именно его Жуковский стремится выразить словами.
  2. Во-вторых, черты сентиментализма проявляются в безоговорочном преклонении перед природой. Поэт признаёт, что человеку не дано соперничать с нею в создании чего-либо более прекрасного. Лишь тень всего великолепия мира можно отразить словом.

К романтизму же относится сам философский характер элегии и ее идейная составляющая.

Главные герои и их характеристика

В элегии «Невыразимое» противопоставлены друг другу лирический герой и природа. Автор находится в смятении и отчаянии: он в поиске оптимального способа донести до другого то, что он испытывает. Герой переполнен вдохновением, его мысль просится наружу, но подходящей формы для её отображения нет, ведь она невыразима, ей нельзя: «названье дать». Это не даёт покоя рассказчику.

В.А. Жуковский делает весьма удачную попытку описать состояние вдохновения своего персонажа. Он называет это состояние «болезненным чувством», «Пророчеством великого виденья» — всё это беспокоит лирического героя и заставляет его переживать внутренний конфликт.

Природа же представлена величественной и непревзойдённой, она «разновидное с единством согласила!» и вызывает только восторг и восхищение своим могуществом.

Темы

  • Человек и природа. Природа гармонична и прекрасна. Человек испокон веков пытается лишь постичь её, дать всему название, согласно библейскому мировоззрению. За всю свою историю в несколько тысяч лет человек нашел наименование многому, но не всему. Человеческий язык мертвеет перед настоящими красотами живой природы, именно поэтому автор становится немым в порыве вдохновения.
  • Искусство. Весьма драматичный взгляд на творчество представлен в элегии «Невыразимое». Жуковский видит искусство бессильным: оно «безмолвствует» перед великолепием природы. Свой главный инструмент – слово – поэт представляет мёртвым: «Но льзя ли в мертвое живое передать?» По мнению Жуковского, все, даже величайшие, произведения искусства меркнут перед подлинной красотой природы.

Смысл

В разные эпохи существовали свои представления об искусстве. Например, античность стремилась к подражанию природе, и именно такой метод искусства считала истинным. В эпоху возрождения искусство было практически равно реальности, ведь тогда художники уже могли передать на своих полотнах все особенности пространства, масштаб изображаемых объектов. Человек тогда был подобен творцу.

Эпоха романтизма же представляет совсем иное отношение к искусству. Авторы сталкиваются с невозможностью передать то, что они чувствуют. Именно в этом заключается основная мысль стихотворения «Невыразимое». Слово мёртво и бледно, оно не способно передать ни прелесть природы, ни выразить в полной мере чувство, испытываемое человеком. «Невыразимое подвластно ль выраженью?..» — вот главный вопрос, которым задаётся Жуковский. Решаема ли проблема невозможности вербальным образом объяснять то, что не поддаётся выражению? Да, но лишь молчанием, ведь только оно «понятно говорит».

Автор: Александра Барбашова

Особенности стихотворения, жанр

«Невыразимое» Жуковского относится к позднему периоду его творчества. И здесь читатель имеет возможность наблюдать не духовные искания юной души, преувеличивающей отрицательные стороны жизни, а вполне осознанный ход мысли зрелого человека. Написано произведение было в 1819 году. «Невыразимое» Жуковского представляет собой одно из философских размышлений поэта-романтика об удивительном совершенстве природы, а также об ограниченности возможностей человеческого искусства. Жанр данного произведения, который обозначил сам поэт – «отрывок». В действительности стихотворение относится к элегии. Однако определение поэта говорит не только о том, что авторская мысль в нем не была завершена, но и о наличии комплексных смысловых ассоциаций в произведении.

tvorchestvo-zhukovskogo.jpg

История создания

Василий Андреевич Жуковский один из основоположников совершенно нового направления в русской литературе — романтизма. Его первые стихотворения воплощали в себе романтическую идею двоемирия — реального и воображаемого, действительности и мечты. В числе манифестов русского романтизма — стихотворение «Невыразимое». Уже название этого произведения парадоксально: невозможно выразить невыразимое, но автора интересует именно оно.

Литературное направление: романтизм.

Литературный жанр: Автор охарактеризовал жанр как «отрывок» (в силу неразрешимости тех вечных вопросов, которые задаются в стихотворении); можно отнести к элегии.

Читайте также:  Анализ стихотворения Пушкина Вновь я посетил по плану 9, 10 класс

Вид лирики: пейзажная; философская.

Феномен «двоемирия» в произведении

В данном произведении отражается понимание мира, присущее романтизму. Оно выражается посредством феномена «двоемирия»: окружающий мир остается недоступным для человеческого понимания. За внешними явлениями природы, которые представляются вполне понятными, в действительности скрыта таинственная суть. Постижение ее и является смыслом поэтического искусства. Однако этот процесс требует серьезных душевных усилий, и не каждому человеку оказывается по силам. Именно это понимание удивительного мира природы и лежит в основе философского стихотворения Жуковского «Невыразимое».

Лирический герой совершенно естественным образом приходит к выводу:

Все необъятное в единый вздох теснится,

И лишь молчание понятно говорит

То, что невозможно выразить при помощи слов, является в жизни более значимым, нежели высказывания о самом себе. Ведь именно это и питает душу поэта самыми светлыми чувствами, делая его жизнь светлее и счастливее. В некоторой степени Жуковский в своем произведении предвосхищает идею Тютчева:

Мысль изреченная есть ложь

Однако главное в стихотворении Жуковского – это главенствующее положение духовности в жизни человека, стремления осмыслить все то прекрасное, что приносит жизнь, бережно относиться к миру природы.

Тема

Лирический герой утверждает превосходство природы надо всем, что когда-либо создавал человек: природе легко даётся создать невероятную красоту, тогда как человек очень старается, но может отразить «едва-едва одну её черту».

Искусство (продукт человеческой деятельности) Жуковский характеризует как «мёртвое» в сравнении с живым — естественными шедеврами природы. Автор говорит о том чувстве, когда хочется отразить подлинную красоту, но передать всю её глубину невозможно. Описывая прекрасный пейзаж, Жуковский говорит, что слова для этих красот есть, но как отразить то, что духовно наполняет природу, делает её большим, чем возможно постичь? Стихотворение заканчивается строчкой «И лишь молчание понятно говорит».

Средства художественной выразительности

В произведении «Невыразимое» Жуковского используются следующие средства художественной выразительности: во-первых, это риторические вопросы, инверсии, размышления вслух. Также в стихотворении можно найти и эпитеты: «дивною природою», «блестящей красоты». Есть в произведении и метафора: «пламень облаков», «мысль крылата». Жуковский применяет также и оксюморон. Например, «в мертвое живое передать».

Главный образ в «Невыразимом» Жуковского – это природа. Она показана во всей ее красоте, недоступности для человеческого познания. Это и образ воды, картины морских берегов, закат. Но также читатель встречается и с лирическим героем. В стихотворении выражено сожаление о потерянном времени, о своей молодости. Поэт старается донести до читателя те переживания, которые испытывает сам при виде одиноко стоящей сосны, слегка припорошенной снегом, или же шагая по лужам летним дождем.

zimnie-sosny.jpg

Тропы и фигуры речи

Эпитеты: «небрежною и лёгкою свободой», «дрожанье вод блестящих», «в пожаре пышного заката», «святая молодость».

Метафоры: «Она рассыпала повсюду красоту», «Легко их ловит мысль крылата».

Читайте также:  Устаревшие слова в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Олицетворения: «И обессиленно безмолвствует искусство?».

Инверсия: «Вечернего земли преображенья».

Анафоры: «Сие дрожанье вод блестящих», «Сии картины берегов…».

Аллитерация: «л» — «легко их ловит мысль крылата».

Архаические слова: льзя, глас.

Риторические вопросы: «Невыразимое подвластно ль выраженью?..»

Оксюморон: «И лишь молчание понятно говорит».

О чем сожалеет поэт

В своем стихотворении «Невыразимое» Жуковского поэт восхваляет природу, преклоняется перед ее бескрайней и величественной красотой. Пока еще не придумано таких слов, которые могли бы достойно писать таинственные и полные волшебства природные пейзажи. Поэт сокрушается по поводу того, что язык человека несовершенен, беден в эмоциональном отношении.

portret-zhukovskogo.jpg

Василий Андреевич убежден, что люди не способны усмотреть всю красоту природы. Все, что остается человеку – это довольствоваться некоей малой частью. Невозможно составить целостную картину мира из отдельных частей, которые не связаны друг с другом. Только творческий человек может увидеть немного больше, и данное знание позволяет ему слагать стихи.

«Невыразимое», анализ стихотворения Жуковского

В 1819 году, летом, Василий Жуковский жил в Павловске. В письме к Анне Зонтаг он писал, что «с трудом возвращается к своей поэзии». Тем не менее именно в это время поэт за несколько дней создал в духе романтизма прекрасную элегию под названием «Невыразимое». Жанр элегии выбран не случайно. Грустное философское повествование легко легло на бумагу. Впервые он прочитал её своему другу, Василию Перовскому. Перовский был в восторге от нового стихотворения Жуковского. «Невыразимое» было напечатано через много лет после написания.

В год создания стихотворения «Невыразимое» Жуковский был как никогда растерян и одинок. Девушка Маша Протасова, которую он любил всем сердцем, вышла замуж за другого. Боль потери долго жила в Жуковском. Со временем она уступила место новым поэтическим откровениям поэта. В стихотворении «Невыразимое» Жуковский ищет ответ на вопрос: «Можно ли словом передать всю красоту первозданной природы?» Точного ответа автор не даёт. Он предлагает читателю вместе с ним поразмыслить над этой непростой философской задачей. Полностью выразить красоту окружающего мира через искусство, по мнению Жуковского, никому не дано. Человек может лишь «едва-едва её черту с усилием поймать». В этом пессимистическом утверждении и заключается тема стихотворения. Жуковский в своих строчках учит людей всегда отличать естественное от искусственного. Он твёрдо говорит, что слова для «красоты блестящей» есть, но они так малы по сравнению с её грандиозностью и неповторимостью! В стихотворении автор также незримо поднимает проблему поэта и поэзии.

Невозможность повторить природу искусственно сложенными звуками, красками или словами очевидна для Жуковского. Убедить в этой очевидности он стремится и читателя. Автор прокручивает перед ним изумительные и вместе с тем простые картины родной природы: облака, воды, берега, луга… Невыразимое находится в каждом кусочке мироздания. Как трудно иногда понять и прочувствовать эту изящную естественную красоту. Бессильна человеческая мысль перед чудом возникновения и жизни природы.

Сюжет и композиция стихотворения переплетаются в нём разумными нитями. Тонко и дальновидно Жуковский начинает своё произведение с риторического вопроса: «Что наш язык земной пред дивною природой?» Далее он отвечает на него по-философски мудро и по-лирически образно. Вначале поэт восхищается только природой, только ей поёт дифирамбы: «С какой небрежною и лёгкою свободой она рассыпала повсюду красоту…». Затем он высказывает сомнение в том, что можно ли «живое» передать в «мёртвом»? В середине стихотворения Жуковский уже пишет о душе, о чувствах, её переполняющих. Он не знает, как эти сокровенные чувства выразить до конца, до самого донышка. Вот потому и болит неудовлетворённая душа от переизбытка чувств.

В конце элегии автор пишет о значимости молчания в жизни: «И лишь молчание понятно всем». Молчаливое созерцание природы и духовное питание от её красот — источник вдохновения, умиротворения и наслаждения.

Читайте также:  «Соловьиный сад», анализ поэмы Блока. Александр Блок — Соловьиный сад: Стих

В элегии «Невыразимое» необычный вид рифмовки: шесть первых строк рифмуются так: первая со второй, четвёртая с пятой, третья с шестой. Такая рифмовка придаёт стихотворению дополнительную торжественность. Затем идёт четверостишие с перекрёстной рифмой, потом снова — шестистрочие с новой рифмовкой, опять — четыре строки…

Словесную образность в стихотворении создают тропы: олицетворения (спирается чувство, искусство безмолвствует, мысль ловит), эпитеты (величественный час, небу тихому, святые таинства, небрежною свободой), метафоры (рассыпала красоту, пламень облаков, в пожаре заката), оксюморон (молчание говорит).

Лирический герой в «Невыразимом» — натура страстная, неординарная, чувственная. Он не равнодушен ко всему, что его окружает. Он ответственен за то, что созидает, с чем делится с людьми. Лирический герой стихотворения и поэт Жуковский — одно и то же лицо.

  • «Людмила», анализ баллады Жуковского
  • «Море», анализ стихотворения Жуковского
  • «Светлана», анализ баллады Жуковского
  • «Лесной царь», анализ баллады Жуковского
  • Жуковский Василий Андреевич, краткая биография

По произведению: «Невыразимое»

Размер и жанровое направление

Стихотворный размер — шестистопный и четырехстопный ямбы, придающие произведению оттенок энергичности, любопытства и заинтересованности. Используются все разновидности рифмовки. Это философская лирика, так как Жуковский размышляет о теме, которая вызывает беспокойство. Творчество Жуковского характеризуется двумя литературными направлениями:

  • ранним сентиментализмом (чувственность, которую невозможно объяснить, преклонение перед природой);
  • поздним романтизмом (главная мысль произведения, философия автора).

Жанром творения является элегия, поскольку автор описывает провокационную проблему, привлекающую общественность. Его раздумья долгие и непрерывные, иногда творца одолевает необъяснимая печаль.

Краткое содержание и тематика

Автор, умело передавая свои чувства, стремился к единству с природой и отражал тем самым намерения лирического героя. Он пишет о том, что человеку несвойственна созидательность. Ему не удастся безмятежно творить, забыв о слабостях, тревогах и базовых потребностях.

Никому не под силу понять, кто властвует над царящей гармоничностью и благотворностью. Язык людей поистине ничтожен и скуден, так как они не могут быть свободны в той же мере, что и природные воплощения. Их сковывают порывы, желания, опасения и обязательства, не позволяющие показать свою истинную сущность, сняв маску притворства.

fullsize316.jpg

Вдохновение не дается задаром и не появляется беспричинно. Чтобы его обрести, необходимо слушать окружающий мир, но ориентироваться не на разум и предубеждения, а на ощущения и инстинкты. Поэтому все, что не было создано людьми, называется «невыразимым». Передать его красоту искусственно, трудясь над «неодухотворенными» творениями, неспособен ни один человек, даже самый талантливый и проницательный. Это неподвластно никому.

Смятение, терзающее душу в вечернюю пору, вызвано беспокойством и желанием сохранить хотя бы мельчайшую крупицу прекрасного и незыблемого, ведь нельзя прочувствовать это в полной мере и спроецировать. Творчество известных личностей бессильно в этом случае.

Поэт, чьи слова принимают за неоспоримую истину, не сможет точно передать и описать мгновения созерцания чудесного, потому что каждый чувствует по-своему. Он сумеет краткие сведения перевоплотить в изящные обороты, но не справится, стараясь написать о впечатлениях разных натур.

Лирический персонаж понимает, что присутствие создателя прелестного нельзя проследить. Его можно только почувствовать, отринув посторонние мысли.

Тем не менее о нем нельзя беззаботно рассказать. Лишь в тишине и уединении есть шанс ощутить истинную силу властителя природы.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniya-nevyrazimoe.html
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskiy/nevyrazimoe.html
  • https://literaguru.ru/analiz-stihotvoreniya-nevyrazimoe-v-zhukovskij/
  • https://rosnoust.ru/analiz/zhukovskij-nevyrazimoe.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт