Краткий анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Вечер»

Наполненное восхищением стихотворение “Вечер” – один из лучших образцов пейзажной лирики Фета. Краткий анализ “Вечер” по плану поможет ученикам 7 класса погрузиться в прекрасный мир его поэзии и понять, почему это произведение так в нем выделяется. На уроке литературы его можно использовать в качестве основного материала или как дополнительный разбор.

analiz-stihotvoreniya-vecher-feta-50245.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вечер.

История создания – написано оно в 1855 году, когда поэт был уже в достаточно зрелом тридцатипятилетнем возрасте.

Тема – очарование природы, которая в вечернее время кажется особенно таинственной.

Композиция – стихотворение можно разделить на две части: первая строфа является зачином, остальные две раскрывают его.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.

Метафоры“убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится”.

Сравнение“облака как дым”.

История создания

Афанасия Афанасьевича Фета всегда глубоко волновала тема природы. Особенно он интересовался таким таинственным по его мнению явлением, как переход от дня к ночи. Благодаря дару видеть прекрасное в том, что другие считают повседневностью, поэту и удавалось создавать очаровательные пейзажные зарисовки, такие как написанные в 1855 году “Вечер”.

Несмотря на то, что поэту к тому времени уже исполнилось тридцать пять, он не утратил юношеской свежести восприятия и продолжал считать природу прекрасной и достойной созерцания.

Также в этом произведении отразилось типичное фетовское восприятие природных явлений как чего-то, что помогает познать космическое начало и имеет скрытое начало.

Тема

Стих посвящен природе, а точнее – ее таинственному очарованию в то время, когда ясность дня переходит в глубину ночи. Это действительно самое волнующее время суток и самое загадочное, что поэт искусно передает с помощью безличных предложений. Он пытается передать неуловимую красоту, придавая поэзии музыкальность.

Композиция

Первая часть произведения состоит из одной строфы и как раз наполнена безличными предложениями. Они и помогают Афанасию Афанасьевичу создать атмосферу таинственности, показать, насколько загадочен природный мир.

А вот вторая часть, состоящая из двух строф, представляет собой как раз попытку эту загадку разгадать. Размышления лирического героя, основанные на визуальных впечатлениях, раскрываются уже более традиционным способом. Автор рисует прекрасную картину природы в вечернее время, когда все понемногу засыпает с одной стороны, и как будто предчувствует утро – с другой.

Очевидно, что лирический герой видит всю развернувшуюся перед ним картину с пригорка, где то жарко, то сыро (очевидно, от ветра с реки). Это позволяет ему видеть больше, как если бы он был непосредственным участником. Такой взгляд “сверху”, немного отстраненный и в то же время пристальный, типичен для фетовских стихов. Именно за счет него была сформирована композиция: сначала лирический герой видит и слышит нечто неясное, но, вглядевшись, может разгадать хотя бы часть природных загадок. Таким образом Афанасий Афанасьевич передает свою философскую идею.

Жанр

Это пейзажная лирика в лучшем своем проявлении – задушевном, таинственном, музыкальном. Поэт наполняет свое стихотворение не только визуальными, но и акустическими образами, как бы погружая читателя не только в пейзаж, но и в особое вечернее настроение, этим пейзажем навеваемое.

Трехстопное произведение имеет трехсложный стихотворный размер – Афанасий Афанасьевич использует для него анапест. Перекрестная рифма как будто связывает между собой части произведения, а последовательное сохранение ритмики делает его еще более цельным.

Средства выразительности

Богатая палитра тропов, использованная Фетом, делает стихотворение “Вечер” глубоко чувственным. Проникновенность ему придают:

  • Эпитеты “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.
  • Метафоры “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится”.
  • Сравнение“облака как дым”.

Все эти художественные средства помогают передать взгляд лирического героя, наблюдающего за уходом дня. Он восхищен великолепием пейзажа, чувствует природу живым существом и ощущает себя наблюдателем и частью ее в одно и то же время.

Таким образом поэт показывает красоту не только природы, но и своей души, которая умеет видеть все окружающее особенным и прекрасным. Кто знает, смог ли бы кто-то, кроме Фета, увидеть столько очарования в самых обычных сумерках. Афанасий Афанасьевич не только видит ее, но и стремится поделиться своим ощущением с читателем.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году А. А. Фет написал стихотворение «Вечер»?</h3>

    • <label>1853</label>
    • <label>1855</label>
    • <label>1857</label>
    • <label>1860</label>

(новая вкладка)

вечер.jpg

История написания
Стихотворение написано в 1855году. Это был период, когда 35-летний поэт создавал прекрасные стихи о природе, восхищаясь её красотой и величием. Но уже в этом стихотворении прослеживается особенность пейзажной лирики поэта- её философское звучание, размышление о человеке, о его жизни  и судьбе.
Род литературы.

Лирика

Жанр

Лирическое стихотворение.Пейзажная и философская лика.

Литературное направление

«Чистое искусство»

Размер стихаТрёхстопный анапест , перекрёстная рифма, чередование мужской и мужской рифмы.
Тема, идея, проблемы

Смена дня и ночи воспринимается поэтом как смена настроений, ощущений, мировосприятия. Если днём всё ясно, прозрачно, то ночью — загадочно, неизвестно и даже пугающе. А вечер — переход к ночи, ожидание чего-то непредсказуемого, непонятного.

Настроение – спокойное, автор передал ощущение радости, умиротворения, даже какой-то причастности человека к ходу явлений в природе, ведь он наблюдает эти изменения. А.Фет словно призывает читателя насладиться красотой вечера.

Но , несомненно, времена суток воспринимаются поэтом и символично. Вечер, как бы он ни был красив, всё же начало ночи. А что-то она принесёт?  Не случайно слышатся «вздохи дня». Однако поэт пока ещё верит, что всё будет хорошо, поэтому и заканчивает стихотворение  светлыми красками: «Но  зарница уж теплица ярко Голубым и зелёным огнём».

Художественные средства
Безличные предложения: «Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лесу…».Эти предложения помогают лучше почувствовать состояние природы вечером, услышать её звуки. А также увидеть вспышки света: « Засветилось на том берегу…»
Олицетворения: река « убегает»; облака, «погорев», «разлетелись.
Эпитеты: «померкший» луг, роща « немая».
Метафора: «вздохи» дня
Сравнение: « Разлетелись, как дым, облака…»

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Автор: · Опубликовано 12.01.2020 · Обновлено 12.01.2020

Афанасий Афанасьевич Фет — русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист. Как говорил сам Фет о себе: «Природы праздный соглядатай». И правда, автор видел и восторгался великолепием природы, любая неприметная деталь в его глазах была особенно прекрасна. Исключением не является стихотворение Афанасия Фета «Вечер», разбор которого предлагает Вам Многомудрый Литрекон.

История создания

Впервые стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «Вечер» появилось в печати в 1855 году. Это произведение смело можно отнести к зрелой пейзажной лирике автора, которому на момент написания произведения было 35 лет.

Автора всегда беспокоила тематика природы, так как его творчество принадлежало к направлению «Чистое искусство». Поэт акцентировал внимание читателя лишь на красоте окружающего мира.

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Вечер» — это пейзажная лирика в наилучшем своём проявлении. Поэт рисует перед нами картину природы и наполняет её неопределенными звуками, световыми эффектами, тенями. В этом и состоит особенность творчества Фета: он изображает целостную картину едва уловимыми мазками — деталями, на которые наблюдатель не обратил бы внимания. Действительно, как еще можно изобразить вечер? Перемена фазы дня происходит не сразу, а постепенно. Единственный способ запечатлеть

переход времени от дня к ночи — это описать плавность движения света, звуков и других проявлений природы к полночному часу и новому дню.

Фет продвигал концепцию чистого искусства, то есть описывал чувственный и наполненный красками мир природы и человеческих взаимоотношений. В его лирике мы не встретим общественных проблем, тревог или мрачности декаданса.

Стихотворение «Вечер» написано трехстопным анапестом.

Композиция

Произведение «Вечер» можно поделить на две основные части.

  1. Первая из которых состоит из одной строфы. В ней автор создает особую атмосферу таинства, чтобы погрузить читателя в естественный природный мир, где все неуловимо и призрачно.
  2. Вторая часть состоит из двух строф, в которых писатель изображает природу в сумеречное время через свои ощущения.

Образы и символы

Образ вечера передается не броскими сравнениями и точными описаниями, а через ощущения. Что-то неопределенное, тайное «прозвучало над ясной рекою», что-то столь же зыбкое и невидимое «прозвенело в померкшем лугу». Зарница светит голубыми и зелеными огнями. Эти описания настолько лишены конкретики, что без указания названия сложно было бы разобрать, о чем идет речь. Поэту удалось передать плавность движения времени, которое человек может видеть лишь чередой сменяющихся световых и звуковых эффектов.

Образ лирического героя в стихотворении «Вечер» предельно размыт. Мы видим лишь ощущения и чувства наблюдателя: «На пригорке то сыро, то жарко». Он описывает то, что испытывает в данный момент, как будто вечер преломляется в его взоре.

Темы, проблемы и настроение

  • Основная тема стихотворения «Вечер» — красота и великолепие природы, которые особенно заметны в вечернее время суток. Автор передает неуловимый момент перехода от дня к ночи.
  • Произведение лишено проблематики: текст дышит умиротворением и предвкушением ночи.
  • Настроение стихотворения передает гармонию человека и природы. Герой покорен прелестью пейзажа и жаждет слиться с ним, отключая логическое мышление и предаваясь спокойному созерцанию.

Основная мысль

Фет был убежденным приверженцем «чистого искусства». Большинство его стихотворений посвящены воспеванию красоты, находящейся вокруг него. Главная мысль стихотворения «Вечер» заключается в том, что люди должны наблюдать за природой и переносить ее законы на себя, чтобы достичь внутренней гармонии. Вечернее умиротворение создает такие же чувства у восторженного наблюдателя.

Смысл стихотворения «Вечер» заключается в созерцании природы, мимо которой проходят многие люди. Задача поэта — остановить их и показать на то великолепие, мимо которого пробегает человек. Читая строки поэта, каждый из нас вспоминает свой уютный вечер наедине с красивым пейзажем.

Петр Чайковский говорил о творчестве Фета так:

Считаю его поэтом абсолютно гениальным… Фет в лучшие свои минуты переходил из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена. …Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом.

Средства художественной выразительности

Чтобы придать стихотворению «Вечер» особый шарм и сделать его более чувственным, автор использует такие тропы, как: метафоры, эпитеты, сравнение.

  1. Метафоры – “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится”.
  2. Эпитеты – “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.
  3. Сравнение – “облака как дым”.

Автор: Марина Ильина

Анализ стихотворения Фета ВечерВ 

В 

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.Основная мысль

В 

1. История создания. Фет вошел в русскую поэзию в качестве блестящего мастера по изображению природы. Отличительной особенностью его таланта было изображение целостной картины через отдельные, внешне незначительные, детали. Ярким примером этого является стихотворение В«ВечерВ», написанное в 1855 г.

В 

2. Жанр стихотворения – пейзажная лирика.

В 

3. Основная тема – картина прекрасного летнего вечера, волшебство смены дня ночью. Эта картина создается с помощью звуковых и визуальных ощущений. В первой строфе автор использует только безличные глаголы (В«прозвучалоВ», В«засветилосьВ»). Он не указывает конкретные явления, ставшие источниками этих звуков и красок, словно предлагая читателю применить богатство своей фантазии. Этот прием Фета часто ставили ему в вину, обвиняя в беспредметности. Однако нельзя не признать красоту такого метода, создающего ощущение невероятной легкости произведения.

Отличительной особенностью произведения является то, что все природные звуки и образы мимолетны, они подобны неуловимым мгновениям. В«Убегает… рекаВ», В«разлетелись… облакаВ» — события динамично сменяют друг друга, создают ощущение калейдоскопа. В целом автор, как и во многих своих произведениях, стремится к созданию особого настроения. В стихотворении не упоминается лирический герой. Он незримо присутствует в качестве стороннего наблюдателя, приближаясь тем самым к читателю. В последней строфе возникает философская тема.

Автор указывает, что в В«дыханье ночномВ» содержатся В«вздохи дняВ». В этом утверждении заключены идеи о взаимосвязанности всего сущего и о непрерывности времени. Ничто не исчезает бесследно, а находит свое отражение в будущем. Заключительные строки стихотворения возвращают читателя в начало и объясняют причину возникновения неожиданных звуков и света. Отблески зарницы предвещают вечернюю грозу. Вечер часто становился объектом внимания русских поэтов. Традиционно это время суток связывалось с печалью, угасанием, торжеством мрака над светом. Смена дня ночью представлялось победой темных сил.

У Фета вечер пропитан жизнеутверждающими чувствами. Он видит в нем особую прелесть и очарование. Суете и буйству дня с чрезмерно яркими красками противопоставлена вечерняя гармония, которую не может нарушить даже надвигающаяся гроза. Уходящая на покой природа невыразимо прекрасна, она самым благотворным образом действует на душу наблюдателя.

В 

4. Композиция. Стихотворение состоит из трех строф, что является наиболее распространенной структурой фетовской лирики.

В 

5. Размер стихотворения – трехстопный анапест.

В 

6. Выразительные средства. Автор использует разнообразные эпитеты: В«яснойВ», В«немоюВ», В«золотымиВ». Особую роль играют глаголы, они отражают особую динамику происходящего. Очень красивы метафоры: В«вздохи дняВ» и В«в дыханье ночномВ». Фет считает, что природа прекрасна сама по себе и не нуждается в дополнительных ассоциациях. Единственное сравнение в стихотворении – В«как дым, облакаВ».

В 

7. Основная мысль произведения. Фет был убежденным сторонником В«чистого искусстваВ». Его произведения воспевали красоту окружающего мира. Поэт считал, что достигнуть гармонии человечество может только путем наблюдения за природой и перенесением ее законов на себя. Эта мысль отчетливо просматривается в стихотворении В«ВечерВ». Вечерняя природная гармония создает такие же чувства у восторженного наблюдателя.

ВЕЧЕР.Прозвучало над ясной рекою,Прозвенело в померкшем лугу,Прокатилось над рощей немою,Засветилось на том берегу.Далеко, в полумраке, лукамиУбегает на запад река.Погоревзолотымикаймами,Разлетелись, как дым, облака.На пригорке то сыро, то жарко,Вздохи дня есть в дыханье ночном, — Но зарница уж теплитсяяркоГолубым и зеленымогнем.( 1855 г.)1. Стихотворение написано в 1855 году. Первая публикация — журнал » Отечественные записки» №5 за 1855 год. При издании в сборнике 1856 года стихотворение было помещено в состав цикла » Разные стихотворения», в составе это же цикла опубликовано в сборнике 1863 года. В плане издания 1892 года стихотворение было помещено Фетом в составе цикла » Вечера и ночи» ( перед ним следует стихотворение » Степь вечером», отделяющее от » Вечера» стихотворением » Шепот, робкое дыханье…»)Благодаря этому стихотворение вступает в поэтический диалог с другими текстами цикла — как пейзажными ( » Вдали огонек за рекою…», 1842; » Летний вечер тих и ясен…», 1847; » Что за вечер! А ручей…», 1847; » Степь вечером», 1854; » Благовонная ночь, благодатная ночь…», 1853😉 и пейзажно — философскими ( » Я люблю многое, близкое сердце…», 1842; » Каждое чувство бывает понятней мне ночью, и каждый…», 1843; » Заря прощается с землею…», 1858; » Молятся звезды, мерцают и редеют…», 1884;) и любовными ( » Я жду… Соловьиное эхо…», 1842; » Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь», 1842;, » Шепот, робкое дыханье…», 1850; » Сегодня все звезды так пышно…», 1888). В этом соседстве, казалось бы, чисто пейзажное стихотворение » Вечер» приобретает и философский ( день и ночь как два лика природы и бытия — мотив, характерный для поэзии Ф. И. Тютчева, таящееся в глубине природы хаотическое, грозовое начало, проявлением которого оказываются неназванный гром и » зарница»), и любовный ( гроза чувств, зарождающаяся » зарница» страсти) подтексты.2. Стихотворение относится к пейзажной лирике Фета: в нем изображается неброская красота русской природы. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния: как художник — пейзажист он рисует словесно, находя все новые оттенки и звуки. Для поэта природа — источник неожиданных открытий, философского оптимизма. Стихотворение можно сравнить с картинами импрессионистов: то же желание показать субъективность мировосприятия и формы выражения.Пейзаж стихотворения очень конкретен, детально выписан: » ясная река», » померкший луг», » роща немая», » пригорок». В то же время фетовский пейзаж создает целостную картину бытия. Поэт смотрит на природу и мир как на реальное, объективно существующее явление, но такое, которое отличается крайней нестабильностью, текучестью — это мир » сопричастий», зеркальных отражений, соприкосновений и мимолетностей.3. В стихотворении » Вечер» описывается один промежуток времени — между ясным днем и ночью. Вечер — не только переходное состояние между днем  и ночью, но и союзник, который объединяет их в одно целое.Вздохи дня есть в дыханье ночном.Здесь это время суток олицетворяется Фетом: за последним вздохом дня следует вздох ночи, а их связующим звеном является вечер. Данное стихотворение — это описание одного мгновения, описание определенного промежутка времени, в котором отразилась красота, видимая человеку.4. Вечер у фета не статичен. Каждую секунду этого вечера в мире происходят изменения. Глаголы первого безличного предложения сразу дают динамику: » прозвучало», » прозвенело», » прокатилось», » засветилось». Дальше — » убегает на запад река», » разлетелись облака». О непостоянстве, мимолетности и переходности говорят строки: » На пригорке то сыро, то жарко…»Картина природы в этом периоде суток создана полностью, все гармонично иедино слито умелой рукой мастера.А. А. Фет использует интересные описания и метафоры. Кроме этого автор использует и сравнения: например, облака он сравнивает с дымом ( » Разлетелись, как дым, облака»). Образ солнца метафоричен. Солнце у Фета, как живое существо, спряталось за горизонтом, оставив за собою след на небе ( » Погорев золотыми каймами…»). Река — это тоже » живое существо», она » луками убегает на запад», для нее нет помех и препятствий, потому что все в природе гармонично, и вот этот лучезарный поток направляется вперед.Стихотворение » живое», оно наполнено жизнью, красотою, звуками природы. Природа, как живая, прозвенела, прозвучала, засветилась. Природа словно говорит нам о красоте, мире, счастье, добре и радости, которые она нам несет. Все в природе наполнено гармонией и красотой. Все живое, и несомненно движется вперед.» Вечер» — стихотворение об одном мгновении, о его красоте, и эта красота откроется любому, стоит только захотеть ее увидеть.5. Смысл названия стихотворения.Вечер — это особое время суток, когда день становится ночью, время перехода, быстрой смены явлений. Поэт стремится увековечить эти переходящие моменты, » миги» бытия, видение предмета таким, каким он предстает в настоящий момент. Такое понимание цели искусства свидетельствует о точках соприкосновения лирики Фета с эстетикой и стилем импрессионизма.6. Композиция.Стихотворение, как и большинство строфических лирических произведений Фета, состоит из трех строф, каждая из которых объединена перекрестной рифмовкой: АБАБ.Первая строфа показывает картину наступающего грозового вечера, наплывающей тени от тучи и яркого света ( не ясно, от чего этот свет — от далекой молнии — зарницы или от закатного солнца). Первая строка заключает в себе звуковой образ ( » прозвучало») и зрительный ( » ясная река»). Вторая строка симметрична первой, она также членится на два образа — звуковой ( » прозвенело») и зрительный ( » померкший луг»). Однако не менее отчетливо и смысловое различие: если в первом стихе пейзаж светлый ( » ясная»), то во втором — теневой ( » померкший»). В третьей строке зрительный образ полностью вытесняется звуковым — » прокатилось», а цветовой эпитет заменен звуковым » немая». Четвертый стих передает только зрительное впечатление: » засветилось». Одновременно появляется и наблюдатель — » на том берегу» ( на другом по отношению к человеку, созерцающему картину природы)Во второй строфе также присутствует взгляд наблюдателя, как и в концовке первой: река убегает » далеко», » на запад» по отношению к его положению в пространстве.Контраст света и темноты сменяется своеобразным синтезом » полумрак». Вводится мотив движения ( » река убегает»), излучины, извивы ( » луки») реки — своеобразное соответствие » извивам», колебаниям, поворотам света и темноты, звука и беззвучия. Предложения во второй строфе противостоят по синтаксису первой: первая строфа — 4 безличных предложений, совпадающих с границами четырех стихов. Во второй строфе только два предложения, занимающие каждое по две строки. Благодаря этому происходит замедление интонации: для первой строфы  в сравнении со второй характерно быстрое интонационное движение, которому соответствует смена » кадров» пейзажа ( река, луг, роща, тот берег), подобие киномонтажа. Во второй строфе даны лишь два пейзажных кадра, образ реки дан посредством не монтажа, а скольжения взгляда — наподобие движения камеры, именуемого в кинематографии -трэвелингом.В третьей строфе контрастная поэтика переведена в план температурных ощущений, отражающих присутствие лирического «я» ( » то сыро, то жарко»). Пригорок, который упоминается в третьей строфе, явное указание на местонахождение  » я» в пространстве: с этого пригорка он видит реку, луг, рощу, облака. Контрастам света ( цвета) и темноты, звука и безмолвия соответствует соединение противоположностей дня и ночи, объединенных вместе посредством метафоры » вздохи — дыханье». Завершает строфу свето — цветовая вспышка  — » голубым и зеленым огнем» ( мотивы огня и воды — главные в творчестве Фета)Последние строки всех трех четверостиший связывает образ яркого света: » засветилось», » погорев золотыми каймами», » зарница уже теплится ярко … огнем». Так , в композиции, в структуре стихотворения как бы отражен образ грозового эха, которым текст открывается, а в концовке текста повторяет упоминание о вспышках, сполохах молний, содержащееся в первой строфе. Противительный союз но, которым вводится строка — » но зарница уж теплится ярко», противопоставляет приближающуюся грозу одновременно и уходящему дню, и наступающей ночи.7. Образная структура.Стихотворение строится на сочетании образов света ( и яркого цвета) и темноты. Название » Вечер», традиционное для русской поэтической традиции ( » Вечер»  — стихотворение В. А. Жуковского, одна из первых элегий с пейзажными элементами), формирует ожидание встретить в тексте упоминание об обычных признаках этого времени суток: о смене дневного, солнечного света ночной темнотой, о закате, о появлении луны на небе. Однако Фет заменяет эти ожидаемые признаки вечера упоминанием о грозе или о грозовом эхе; игра, переливы света и темноты объясняются скорее не приближением ночи, а подступающей грозой. Вопреки традиции вечернего пейзажа стихотворение завершается не наступлением сумерек или ночной темноты, а яркой вспышкой света — образом молнии — » зарницы». Традиционен, почти цитатен в своей основе образ горящих в закатных лучах облаков, напоминающий строки из » Вечера» Жуковского: » Уж вечер… облаков померкнули края…» и отчасти из его же » Невыразимого»: » сей пламень облаков, по небу тихому летящих…»Образ » зарницы» — молнии появляется только в конце, объясняя природу раскатов и звона, упоминаемых в начале стихотворения. В первых строках появления грозы еще не названо, дано лишь впечатление от него в форме безличных предложений ( что — то » прозвучало», » прозвенело»). Сходный прием встречается в стихотворении » Весенний дождь», в котором не упомянутый прямо дождь замене неопределенно — личным местоимением что — то: » И что — то к саду подошло, по свежим листьям барабанит»8. Стихотворение написано трехстопным анапестом — самым популярным и » заметным» трехсложным размером в русской поэзии, начиная с середины XIX века.9. Звуковой строй.Аллитерация на -р- в тексте стихотворения — подражание раскатам грома: скопление звуков -р- отличительно для первой строфы, изображающей гром: причем этот звук встречается во всех четырех  строках четверостишия. Другой сонорный звук -л- ассоциируется с семантикой пространства: луг, далеко, луками. Акустические и пространственные ассоциации, характерные для этих звуков, объединены в глаголах звучания и движения ( прозвучало, прозвенело, прокатилось, разлетелись), а также в существительных и прилагательных с цветовой и звуковой семантикой ( полумраке, золотыми, зарница, голубыми, зелеными). В стихотворении также выделен звук -з-, ассоциирующийся одновременно и со » звоном», со звуком, со светом и с предметами, воспринимаемыми зрением: прозвучало, прозвенело, засветилось, разлетелись, запад, золотыми, зарница, зелеными.Так благодаря звуковому строению текста происходит своеобразное » примирение» и » слияние» звука и пространства в свете и цвете, создается целостное восприятие звука, света и цвета.10. В лирическом произведении преобладают светлые, жизнеутверждающие тона. Поэт видит в природе ту гармонию, которую ему не хватает в человеческих взаимоотношениях. Лирический герой обретает способность видеть прекрасную душу природы, поэтому его характерное состояние — эстетическая восторженность.Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/fet/vecher.html
  • http://literatura-ege.ru/егэ-литература-анализ-стихотворений/егэ-литература-анализ-стихотворений-3/
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/vecher-fet/
  • https://ote4estvo.ru/analiz-stihotvoreniy/89621-analiz-stihotvoreniya-vecher-afanasiya-feta.html
  • http://myakokhod862.blogspot.com/2013/12/blog-post_3238.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт