Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» Лермонтова

Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» Лермонтова

Последним любовным увлечением в жизни Лермонтова стала В. Лопухина, уже состоявшая в браке. Поэту давно наскучило шумное человеческое общество, он предпочитал оставаться в одиночестве. Но ради возлюбленной последнюю зиму 1841 г. перед отъездом на Кавказ он проводит на светских балах. Это дает ему возможность постоянно встречаться с Лопухиной. Правда, эти встречи обычно проходили в молчании, так как согласно правилам хорошего тона женам было запрещено общаться с неизвестными мужчинами. Под впечатлением от одной из таких встреч Лермонтов написал стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…» (1841 г.).

Бал-маскарад, являвшийся самым популярным светским развлечением, подробно описан в различных произведениях русских поэтов и писателей. Лермонтов в своем творчестве также неоднократно обращался к этой теме. Особую пикантность такому балу придавали маски, которые скрывали истинное лицо человека. Случайно оброненное слово, жест, улыбка становились источниками догадок и слухов. Нередко незначительное происшествие на маскараде приводило к скандалам и даже дуэлям.

«Холодная полумаска» не может скрыть от влюбленного поэта облик своей хозяйки. Он узнает любимую по голосу, «пленительным глазкам» и «лукавым устам». Остальные детали с легкостью дорисовывает его воображение. Автор не может ошибиться в догадке. Даже «шеи белизну» и «локон своевольный», которые могут принадлежать любой женщине, он уверенно соотносит с возлюбленной. На основании этих отрывочных наблюдений поэт воссоздает цельный облик девушки. Благодаря этому он легче переносит невозможность близких отношений, ведь в его душе теперь поселилось «бесплотное виденье», которое он окружил благоговением и любовью.

Встреча в таинственной и загадочной обстановке оставляет неизгладимый след в душе Лермонтова. Ему кажется, что мимолетные взгляды и улыбки наполнены тайным смыслом. Благодаря им возникает незримая связь с любимой женщиной. Это дает ему надежду на сближение и развитие любовных отношений. В другой ситуации, уже ни от кого не скрываясь, они смогут встретиться «как старые друзья».

Лопухина действительно ответила на чувства Лермонтова. Но поэт не хотел разрушать ее брак. К тому же разочарование в жизни и ссылка на Кавказ не позволяли Лермонтову надеяться на счастливое будущее. Он сам отказался от своего счастья и уехал в поисках быстрой смерти. Но при этом поэт до конца жизни хранил в памяти «бесплотное виденье», ставшее его последним радостным воспоминанием.

Автор: · 29.08.2018

Лирика М. Ю. Лермонтова — очень тонкая материя. Каждая строка его стихотворных сложений как открытая душевная рана. Невзирая на то, что поэт имел репутацию увлекающегося и мечтательного человека, он всегда отдавался творчеству со всей силой самовыражения, трепетно и под вуалью легкой отрешенности рифмуя пережитое. Каждая женщина, которой Лермонтов посвящал строки, искренне и страстно занимала его мысли. Но была лишь одна девушка, память и любовь к которой сохранились в сердце до конца его дней.

История создания

Стихотворение было создано в 1841 году и относится к позднему периоду творчества Лермонтова. Ему тогда уже наскучило светское общество, он чаще предпочитал уединение. Однако ради одной своей возлюбленной, навсегда оставившей след в его сердце, поэт иногда выезжает на балы. Там у него есть возможность встретиться с Варварой Бахметевой, в девичестве Лопухиной, и украдкой наблюдать за ней. Считается, что именно ей посвящены строки этого стихотворения.

Брат и сестры Варвары, состоявшей в дворянском сословии, дружили с Лермонтовым, который впоследствии и сам познакомился с барышней. Любовь между ними была платонической, но оттого не менее нежной, светлой и сильной. Варвара же была вынуждена принять предложение посватавшегося к ней состоятельного помещика Бахметева, так как родители ее были настроены против Лермонтова. Поэт посвятил возлюбленной не одно произведение. Считается также, что образы Веры и ее старого мужа из «Княжны Мери» (одна из глав «Героя нашего времени») списаны с четы Бахметевых.

Жанр, направление и размер

Жанр данного лирического произведения — элегия. Поэт с грустью и тенью воображения пишет о встрече с любимой женщиной.

Направление сочетает в себе черты романтизма и реализма. Романтизм проявляется в том, насколько поэт восторжен и пленен дамой своего сердца. И он использует для этого яркие средства художественной выразительности. Реализм же подчеркнут действительностью событий и переживаний автора. Варвара Лопухина стала музой для поэта уже на исходе его жизненного пути. Даже на конвертах с адресованными ей письмами Лермонтов часто в ярости перечеркивал инициалы любимой с фамилией мужа и указывал начальную букву девичьей фамилии. Настолько он болезненно переживал ее замужество и невозможность быть рядом.

Размер стихотворения — шестистопный ямб. Рифма использована перекрестная, женская и мужская.

Образы и символы

Важным символом стихотворения является маска, сквозь которую поэт без труда узнает свою возлюбленную. Дело в том, что в пору создания этого лирического произведения были популярны маскарады. К этой теме Лермонтов не раз обращался в своем творчестве. И побывав на одном из таких маскарадов, он имел возможность встретить свою возлюбленную, Варвару Лопухину. На тот момент она уже состояла в браке, и поэт понимал невозможность близких отношений с ней, отчего чувствовал себя подавленным.

Стихотворение, безусловно, автобиографично, хоть достоверно и не установлено, что оно посвящено именно Варваре. Об этом свидетельствуют лишь догадки современников и очевидцев событий.

Лирический герой, в роли которого выступает сам автор, способен узнать свою любимую женщину даже под маской. Он отличает ее черты, замечает изящество линий ее стана и лица, ловит каждый звук ее голоса. Тот образ, который скрыт под маскарадной маской, бесконечно любим им, вызывает трепетный стук сердца и напоминает о сильном чувстве, сокрытом внутри. Остальное уже рисует воображение поэта, он грезит, что когда-то они смогут встретиться с возлюбленной «как старые друзья», тщетно надеясь выйти за рамки недозволенности и запретности. Автор будто раскаивается в том, что не смог одарить дорогую женщину счастьем, и отказывается признавать права на нее другого мужчины, помещика Бахметева.

Лопухина отвечала взаимностью на чувства Лермонтова. Об этом нам говорит первое четверостишие его произведения. Это, в свою очередь, дарило поэту вдохновение и силы творить. Говорили, что и Варвара, подобно Михаилу Юрьевичу, сохранила эту любовь, вспыхнувшую между ними, до самой смерти. Отчасти гибель поэта ее и подкосила. Но автор оставил нам эти нежные строки, в которых придает особую пикантность образу своей возлюбленной, чье узнаваемое им лицо волнующе скрывается под маской.

Темы и настроение

  1. Основная тема стихотворения — это, конечно, любовь. Она движет всеми помыслами и действиями поэта, она меняет и раскрывает его изнутри. Любовь к Варваре Лопухиной поистине прошла проверку временем и обстоятельствами: Лермонтов сохранил свое светлое чувство к Вареньке до конца жизни.
  2. Также мы видим ностальгию по ушедшим временам, которую мы тоже можем назвать темой произведения. Автор с горестью и тоской вспоминает те времена, когда шансы были еще не утеряны.
  3. Настроение лирического произведения то же, что и у самого автора. Его снедает горестная печаль от невозможности обрести счастье рядом с любимой женщиной и одарить ее им же. При этом темп стихосложения спокоен и не отличается пылкостью выражения. Это все было свойственно позднему периоду творчества Лермонтова.

Основная идея

Поэт обращает к нам внутреннюю сторону своей жизни, а не ее оболочку. Он ясно рисует истинную картину любви: ведь далеко не всегда и не каждому она приносит гармонию и радость. Любовь может доставлять тяжелые страдания, будучи при этом взаимной. Торжество действительности над мечтой, общественных рамок над эмоциями – это и есть главная мысль стихотворения. Чувства далеко не всегда приносят счастье, зачастую они разбиваются о реалии жизни.

Лермонтов говорит о том, насколько непростыми могут быть отношения между любящими друг друга людьми, желающими быть вместе, но не имеющими возможность обрести это счастье. Однако даже такое положение вещей имеет смысл в жизни человека, способного любить. И своим примером поэт, будто призывает нас ни под каким предлогом не отказываться от своей любви, не бояться самому себе признаться в этом чувстве к другому человеку, даже если у этой дороги нет четкого маршрута и радужных перспектив.

Средства художественной выразительности

Все художественные средства, используемые автором при создании этого стихотворения, служили для построения полноты образов себя самого как лирического героя, незнакомки в маске, выступающей в роли любимой женщины, и в целом для всеобъемлющей передачи трепетных чувств поэта.

Лермонтов использовал только одно сравнение и уже в первом четверостишии: «Звучал мне голос твой отрадный, как мечта». Поэт тем самым сразу заявляет о стремлении своего сердца к возлюбленной, способности легко узнать ее средь шума и бала и о душевной боли, наполняющей его, будучи одновременно рядом и далеко от нее.

Эпитеты передают яркую эмоциональную окраску, придаваемую поэтом описываемым чувствам и переживаниям: «пленительные глазки», «лукавые уста», «таинственная, холодная полумаска», «девственные ланиты». Вместе с тем эти художественные образы говорят о том, что поэт одинок и раним. Он осознает, что не найдет способа выражения своей любви. Порой ему кажется, что любимая играет его чувствами, кокетничает. Это явственно передается через метафоры: «светили мне твои пленительные глазки», «улыбалися лукавые уста», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей». «Уста» — как пример возвышенной лексики, сообщающий о силе чувств к незнакомке в маске. Восклицание «Счастливец!» также передает высокую степень эмоционального состояния лирического героя.

Лермонтов подошел к созданию данного стихотворения, будучи преисполненным самых теплых, искренних и крепких чувств к даме сердца. И потому он наполнил свое творение самой изысканной и трогательной лексикой.

Автор: Нелли Зиновьева

* * *

Poem themes: Poems about Love,

Из-под таинственной, холодной полумаски  Звучал мне голос твой отрадный, как мечта.  Светили мне твои пленительные глазки  И улыбалися лукавые уста.    Сквозь дымку легкую заметил я невольно  И девственных ланит, и шеи белизну.  Счастливец! видел я и локон своевольный,  Родных кудрей покинувший волну!..    И создал я тогда в моем воображенье  По легким признакам красавицу мою;  И с той поры бесплотное виденье  Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.    И все мне кажется: живые эти речи  В года минувшие слыхал когда-то я;  И кто-то шепчет мне, что после этой встречи  Мы вновь увидимся, как старые друзья.

1841 (?)mihail-lermontov-iz-pod-tainstvennoy-holodnoy-polumaski-15500.jpg Чтобы читать стих «Из-под таинственной холодной полумаски…» Лермонтова Михаила Юрьевича с правильными интонациями, важно понимать, что он относится к любовной лирике. Считается, что стихотворение, предположительно созданное в 1841 году, скрывает в себе образ Варвары Лопухиной, с братом и сёстрами которой был очень дружен поэт. Несмотря на взаимную симпатию, отношения между молодыми людьми не могли развиваться (семья Лопухиных была против). Возлюбленная вышла замуж за другого. Лермонтов не посмел компрометировать девушку. Всё, что ему оставалось – краткие встречи и любование со стороны. Точных фактов, подтверждающих адресата лирики, нет. Существует только утверждение, что Варвара была небезразлична поэту до конца его жизни.

Произведение знакомит читателей с таинственной красавицей, лицо которой скрыто полумаской. Но даже в таком виде по мельчайшим деталям автор воссоздаёт образ девушки, признаваясь в любви к ней. Он счастлив уже от того, что может хранить в своей душе прекрасное бесплотное виденье.

Текст стихотворения Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски…» – идеальный образец интимной поэзии, подходящий для углубленного анализа на уроке литературы (10-11 класс). На нашем сайте просто скачать стихи полностью или учить онлайн.

Полезные ссылки

А вы хорошо знаете это стихотворение?

  1. Вопрос 1 из 8

    В каком году было создано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски»?</h3>

    • <label>1841</label>
    • <label>1838</label>
    • <label>1832</label>
    • <label>1830</label>

(новая вкладка)

Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски» поражает прекрасным женским образом. Школьники изучают стихотворение в 5 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Из-под таинственной, холодной полумаски» по плану.

analiz-stihotvoreniya-iz-pod-tainstvennoy-holodnoy-polumaski-lermontova-48521.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Из-под таинственной, холодной полумаски.

История создания – произведение было написано в 1841 году под впечатлением от встречи с Варварой Лопухиной на балу. Впервые было напечатано в журнале «Отечественные записки» за 1843 г.

Тема стихотворения – теплые чувства к таинственной красавице.

Композиция – Анализируемое стихотворение условно делится на смысловые части: портрет женщины, созданный на основе увиденного, рассказ об образе красавицы, созданном в воображении лирического героя. Произведение состоит из четырех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«светили мне твои пленительные глазки», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей».

Эпитеты«таинственная, холодная полумаска», «голос отрадный», «пленительные глазки», «лукавые уста», «девственные ланиты», «старые друзья».

Сравнение«голос твой отрадный, как мечта».

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было создано в 1841 г. До сих пор точно неизвестно, кому оно посвящено. Большинство исследователей считают, что портрет прекрасной женщины списан с Варвары Лопухиной. Именно в нее поэт был влюблен в этот период.

В 1841 г. Михаил Юрьевич прибыл в Петербург, чтобы подать в отставку. Ее молодой офицер не получил, зато появилась возможность провести в столице отпуск. Он оказался последним в жизни поэта. Свободные от службы дни М. Лермонтов провел в светском обществе. Он посещал балы и салоны, чтобы увидеться с Лопухиной. Женщина испытывала к поэту симпатию, но уже была замужем, поэтому не могла открыто проявлять свои чувства. Согласно этикету лермонтовской эпохи, замужняя женщина на светских мероприятиях могла разговаривать только со своим мужем. Вот почему героиня стихотворения молчит, а лирический герой лишь ловит ее взгляды.

Произведение увидело мир в журнале «Отечественные записки» в 1843 г.

Тема

В стихотворении раскрывается тема любви. Оно существенно отличается от ранних любовных произведений поэта. Если во времена любви к Е. Сушковой Михаил Юрьевич выражал свои чувства пылкими строками, то в анализируемом произведении любовь спокойная, умеренная.

В центре стихов два образа – лирический герой и незнакомка в маске. Мужчина вспоминает, как когда-то заслушался приятным голосом женщины. Лицо красавицы пряталось под маской, но даже она не могла скрыть красоту героини. Поклонник замечает пленительные глаза и «лукавые уста», «девственные ланиты» и белую шею. Настоящим счастливцем чувствует себя лирический герой, когда видит локон, выбившийся из прически. Эта художественная деталь создана в романтическом ключе.

Прекрасная женщина в маске стала для лирического героя эталоном красоты. Ее образ поселился в душе мужчины. Герой признается, что любит и ласкает этот образ. Нетрудно догадаться, что влюбленный герой не имеет возможности проявить свои чувства в жизни. В последнем катрене мужчина выражает надежду, что когда-то сможет еще раз встретиться с красавицей. Он знает, что надеяться на любовные отношения тщетно, поэтому говорит, что увидятся они «как старые друзья».

Композиция

Анализируемое стихотворение условно делится на две смысловые части: портрет женщины, воспроизведенный после встречи с красавицей, рассказ об образе, созданном в воображении лирического героя. Эти части равные по объему. Произведение состоит из четырех катренов.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как в нем поэт с восторгом описывает красивую женщину. В произведении также чувствуется нескрываемая грусть, вызванная пониманием невозможности развития отношений. Стихотворный размер – шестистопный ямб. В тексте использована перекрестная рифмовка АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа прекрасной женщины и передачи чувств лирического героя. Языковые средства в данном стихотворении отличаются изысканностью, свойственной светскому обществу и любовной литературе времен Лермонтова.

В каждую строфу поэт вплетает метафору: светили мне твои пленительные глазки», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей», «живые эти речи». Основный инструмент для создания портрета красавицы – эпитеты: «таинственная, холодная полумаска», «голос отрадный», «пленительные глазки», «лукавые уста», «девственные ланиты», «старые друзья». Сравнение в тексте одно: «голос твой отрадный, как мечта».

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    В каком году было создано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски»?</h3>

    • <label>1841</label>
    • <label>1838</label>
    • <label>1832</label>
    • <label>1830</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://rustih.ru/mixail-lermontov-iz-pod-tainstvennoj-xolodnoj-polumaski/
  • https://literaguru.ru/analiz-stihotvoreniya-iz-pod-tainstvennoj-holodnoj-polumaski-m-yu-lermontov/
  • https://rupoem.com/poets/lermontov/izpod-tainstvennoj-xolodnoj
  • https://obrazovaka.ru/biblioteka/lermontov/iz-pod-tainstvennoy-kholodnoy-polumaski-stih
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/iz-pod-tainstvennoy-holodnoy-polumaski.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт