Анализ стихотворения Державина На птичку

Занимая высокий государственный пост, Гавриил Романович Державин не изменял своему призванию поэта. К позднему периоду его творчества относится короткое стихотворение «На птичку», в котором всего в четырех строках было поднята глубокая и сложная тема. Предлагаем краткий анализ «Птичка» по плану, который пригодится при разборе произведения и подготовке к уроку по литературе в 7 классе.

analiz-stihotvoreniya-ptichka-derzhavina-49208.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На птичку.

История создания – Стих бы написан в 1792-1793 годах, впервые опубликован в 1827 году.

Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода, но свобода не только в творчестве, но и в других сферах жизни.

Композиция – Произведение состоит из четырех строк, в которых заключен глубокий философский смысл.

Жанр – Эпиграмма.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Эпитеты – «голосиста».

История создания

Точной даты написания стихотворения «На птичку» неизвестно (предположительно в 1792-1793 годах). Опубликовано оно было гораздо позже – в 1827 году, а далее – уже в посмертных сборниках Г. Р. Державина.

Написанию четверостишия способствовали следующие события. Императрица Екатерина II была настолько впечатлена поэтическим мастерством Державина, посвятившим ей оду «Фелица», что пожелала как можно более щедро наградить талантливого поэта. Помимо дорогих подарков, она приблизила ко двору Гавриила Романовича, назначив его своим придворным секретарем.

Государыня, польщенная хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвященные ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.

Тема

В небольшом произведении, состоящем всего их четырех строк, поднята глобальная тема – свобода истинного творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.

В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.

Главная мысль произведения – дать возможность творческому человеку работать свободно, без ограничений. Ведь только в этом случае возможно создать истинный шедевр. Талант не терпит даже малейшего давления: оказавшись «взаперти», он не горит ясным пламенем, но робко тлеет, а после и вовсе исчезает, так и не успев совершить все, на что был способен.

Композиция

Произведение небольшое, и представляет собой четверостишие. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы немного развлечься.

Однако вскоре становится понятно, насколько тяжело пичужке приходится в неволе, когда ее заставляют петь столь же искусно, как она это делала на свободе. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.

Жанр

Произведение написано в жанре эпиграммы – короткого сатирического стихотворения, призванного кого-либо или что-либо осмеять.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Средства выразительности

Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается весьма скромным размером, в нем нет обилия средств выразительности. Главным художественным приемом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птички угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнетом власти.

В произведении сразу бросается в глаза легко узнаваемый стиль Державина. Поэт использует столь любимые им краткие архаичные формы слов (эпитет «голосисту»).

Для усиления образности и художественной выразительности речи автор применяет аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков. В данном случае, глухой звук «п» встречается так часто, что воспринимается как презрительное «пф».

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году Г. Р. Державин написал стихотворение «На птичку»?</h3>

    • <label>1785-1786</label>
    • <label>1787-1788</label>
    • <label>1789 — 1790</label>
    • <label>1792-1793</label>

(новая вкладка)

Гавриил Романович Державин был видным государственным деятелем своего времени, поэтому не удивительно, что в его творчестве отразились важные политические события и исторические лица — государи, вельможи и министры, военные. Поэтическое наследие поэта исчисляется разнообразными жанрами: одами, стихотворениями, дружественными посланиями друзьям, сатирическими эпиграммами.Stihotvorenie-Na-ptichku-.jpg В короткой эпиграмме, написанной в 1792 или 1793 году, «На птичку» Державин отразил одну из важнейших тем, которая волновала поэтов всех времен и поколений — тему свободы. По определению эпиграмма — небольшое произведение, сатирически изображающее какое-либо лицо или общественное явление. Эпиграмма в руках русских поэтов часто становилась орудием борьбы с несправедливостью политического гнета над творцами.

Державин считался придворным поэтом, поэтому ждали от него стихотворений, восхваляющих её величество Екатерину Великую. Однако, посвятив ей всего лишь одну оду, поэт творил не «по заказу», а по велению души.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

Державин нарушал общепринятые правила — расширил границы классицизма, создал новый литературный язык, смешав высокую речь с речью низких жанров. Поэтому из под его пера вышло много лирических шуток, сатирических четверостиший. Так и эпиграмма «На птичку» была написана Державиным в ответ на просьбы императрицы посвятить ей ещё одну торжественную оду, подобную «Фелице».

Птицы — свободные существа, в неволе они не поют. Так ограничения, которые давят на поэта, не позволяют Державину раскрыть свой творческий потенциал. На свободе птица поёт громко, сильно и звонко — её песня слышна всем вокруг, она способна задеть все струны человеческой души. «Поймали птичку голосисту И ну сжимать ее рукой. Пищит бедняжка вместо свисту» — птица не будет петь, теперь это всего лишь свист несчастной птицы.

Главным художественным приемов в стихотворении является прием иносказания. Глубокий смысл скрыт в маленьком четверостишии — сопоставляя себя с пойманной птицей, поэт открыто говорит, что чувствует давление со стороны власти и не способен творить «по заказу»: «А ей твердят: Пой, птичка, пой!»

Державин определял себя поэтом, который творит ради своей Родины. Во многих произведениях поэт не скрывает правду и не боится показать всем непорядочных вельмож, осуждает корыстные поступки людей, находящихся у власти. Поэтому творить «на заказ» для него было немыслимым. Для Державина поэт, в первую очередь, служитель отчизне, он верил, что своими произведениями, а сатирой в частности, может повлиять на поступки и характеры людей.

Занимая высокий государственный пост, Гавриил Романович Державин не изменял своему призванию поэта. К позднему периоду его творчества относится короткое стихотворение «На птичку», в котором всего в четырех строках было поднята глубокая и сложная тема. Предлагаем краткий анализ «Птичка» по плану, который пригодится при разборе произведения и подготовке к уроку по литературе в 7 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На птичку.История создания – Стих бы написан в 1792-1793 годах, впервые опубликован в 1827 году.

Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода, но свобода не только в творчестве, но и в других сферах жизни.

Композиция – Произведение состоит из четырех строк, в которых заключен глубокий философский смысл.

Жанр – Эпиграмма.

Читайте также:  Клюев, николай алексеевич. Краткая биография клюева

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Эпитеты – «голосиста».

Анализ стихотворения Державина «На птичку»

Гавриил Романович Державин был видным государственным деятелем своего времени, поэтому не удивительно, что в его творчестве отразились важные политические события и исторические лица — государи, вельможи и министры, военные. Поэтическое наследие поэта исчисляется разнообразными жанрами: одами, стихотворениями, дружественными посланиями друзьям, сатирическими эпиграммами.

В короткой эпиграмме, написанной в 1792 или 1793 году, «На птичку» Державин отразил одну из важнейших тем, которая волновала поэтов всех времен и поколений — тему свободы. По определению эпиграмма — небольшое произведение, сатирически изображающее какое-либо лицо или общественное явление. Эпиграмма в руках русских поэтов часто становилась орудием борьбы с несправедливостью политического гнета над творцами.

Державин считался придворным поэтом, поэтому ждали от него стихотворений, восхваляющих её величество Екатерину Великую. Однако, посвятив ей всего лишь одну оду, поэт творил не «по заказу», а по велению души.

Державин нарушал общепринятые правила — расширил границы классицизма, создал новый литературный язык, смешав высокую речь с речью низких жанров. Поэтому из под его пера вышло много лирических шуток, сатирических четверостиший. Так и эпиграмма «На птичку» была написана Державиным в ответ на просьбы императрицы посвятить ей ещё одну торжественную оду, подобную «Фелице».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

Птицы — свободные существа, в неволе они не поют. Так ограничения, которые давят на поэта, не позволяют Державину раскрыть свой творческий потенциал. На свободе птица поёт громко, сильно и звонко — её песня слышна всем вокруг, она способна задеть все струны человеческой души. «Поймали птичку голосисту И ну сжимать ее рукой. Пищит бедняжка вместо свисту» — птица не будет петь, теперь это всего лишь свист несчастной птицы.

Главным художественным приемов в стихотворении является прием иносказания. Глубокий смысл скрыт в маленьком четверостишии — сопоставляя себя с пойманной птицей, поэт открыто говорит, что чувствует давление со стороны власти и не способен творить «по заказу»: «А ей твердят: Пой, птичка, пой!»

Державин определял себя поэтом, который творит ради своей Родины. Во многих произведениях поэт не скрывает правду и не боится показать всем непорядочных вельмож, осуждает корыстные поступки людей, находящихся у власти. Поэтому творить «на заказ» для него было немыслимым. Для Державина поэт, в первую очередь, служитель отчизне, он верил, что своими произведениями, а сатирой в частности, может повлиять на поступки и характеры людей.

История создания

Точной даты написания стихотворения «На птичку» неизвестно (предположительно в 1792-1793 годах). Опубликовано оно было гораздо позже – в 1827 году, а далее – уже в посмертных сборниках Г. Р. Державина.

Написанию четверостишия способствовали следующие события. Императрица Екатерина II была настолько впечатлена поэтическим мастерством Державина, посвятившим ей оду «Фелица», что пожелала как можно более щедро наградить талантливого поэта. Помимо дорогих подарков, она приблизила ко двору Гавриила Романовича, назначив его своим придворным секретарем.

Государыня, польщенная хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвященные ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.

Читайте также:  Сочинения по русской литературе XX в.Анна Янсюкевич, 2009

Державин, который ранее идеализировал монархию и царский престол, был разочарован. Оказавшись в стальных тисках монаршего благоволения, он чувствовал себя, словно пойманная в сети птица. Так и родилось полное горькой сатиры четверостишие «На птичку».

Вариант 2

Произведение представляет собой грустное размышление поэта над собственной судьбой. Державин написал его после того, как добился успеха, обратив на себя внимание императрицы Екатерины Второй.

Под птичкой поэт, несомненно, понимал самого себя. Его хвалебное стихотворение, которым он сумело понравиться царице, вследствие чего получить от нее дорогие подарки и повышение по службе, дало ему право назвать себя певчей птицей, услаждающей слух.

Придворная среда оказалась золотой клеткой, в которой необходимо слагать стихи на заказ. Императрица неоднократно давала это понять. Об этом свидетельствует последняя строчка этого короткого стихотворения, в которой звучит требование, обращенное к птичке, петь еще.

Кроме того, Державин не был придворным льстецом, готовым на все ради карьеры, его литературные дарования несомненны. Однако успех его оды «Фелица» имел и оборотную сторону. Ряд придворных, особенно тех, кто пытался пробить себе дорогу наверх, стихами, подобно Державину, стали испытывать к поэту неприязнь, рожденную завистью. Не складывались отношения у поэта и с его непосредственным начальником. Разумеется, удачливый конкурент испытал на себе воздействие интриг и обычного недоброжелательства. При дворе в то время находиться было не только выгодно и почетно, но и опасно. Разумеется, поэт опасался негативных последствий для себя, которые бы последовали после любого выпада против императрицы и придворных, поэтому он никак не именовал тех, кто оказывал на него давление.

Поэт понимал, что отвести от себя угрозы недоброжелателей он может, только лишь исполняя волю своей повелительницы. Однако писать хорошие стихи просто на заказ не мог. Достаточно вспомнить, что ода, принесшая ему успех при дворе, родилась тоже не сразу. Теперь Державин также искал красивые образы и метафоры, но вдохновение покинуло его.

Безусловно, угроза потерять все достигнутое рождала у автора стихотворения нервозность. Он выразил это в сравнении своего положения с неволей, которую чувствует птица, попавшая в руки человека.

Поэт понимал, что выбрал себе трудный путь, пытаясь служить и искусству и делать карьеру. Однако он не видел другого выхода, не собирался отказываться от места придворного секретаря, что рождало в его душе пессимизм. В сложившейся ситуации Державин мог лишь испытывать сожаления о своей судьбе, о том, что достигнутая им цель оказалась с большой примесью горечи.

Анализ стихотворения На птичку по плану

Тема

В небольшом произведении, состоящем всего их четырех строк, поднята глобальная тема – свобода истинного творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.

В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.

Главная мысль произведения – дать возможность творческому человеку работать свободно, без ограничений. Ведь только в этом случае возможно создать истинный шедевр. Талант не терпит даже малейшего давления: оказавшись «взаперти», он не горит ясным пламенем, но робко тлеет, а после и вовсе исчезает, так и не успев совершить все, на что был способен.

Композиция

Произведение небольшое, и представляет собой четверостишие. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы немного развлечься.

Однако вскоре становится понятно, насколько тяжело пичужке приходится в неволе, когда ее заставляют петь столь же искусно, как она это делала на свободе. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.

«Птичка» (анализ)

Стихотворение А.С. Пушкина «Птичка» очень короткое, и состоит всего из двух маленьких четверостиший. Но в нем заложен глубокий смысл — потребность в христианском милосердии. Даже если это милосердие выражается в отношении к Божьим тварям.

Читайте также:  Описание и анализ рассказа «Черный монах» Чехова

«Птичка» была написана Пушкиным во время его пребывания в южной ссылке в 1823 году, и отправлена вместе с письмом Н. И. Гнедичу в Петербург.

Поэт говорит о том, что даже находясь на чужбине, он придерживается обычая, который принят на Родине – выпускать на волю птиц.

Изначально, эта традиция исходит от прощеного Воскресения. Когда-то было принято, накануне этого праздника прощать должникам их долги. Христианин мог в этот день оплатить долги одного из должников, находившихся в долговой яме, с тем, чтобы должника выпустили на волю.

У бедных людей, как правило, не было средств, чтобы выкупить должника, и этот обычай трансформировался в традицию выпускать на волю птиц.

В этом стихотворении звучит напоминание царю и его приближенным об обычае – прощать. «Я стал доступен утешенью». Его утешает мысль о том, что если он, скромный молодой поэт может подарить свободу маленькой птичке, то те, кто над ним, те, кто выше его, могут простить подарить свободу ему, Александру Пушкину.

Когда-то Пушкин назвал себя певцом свободы. Это стихотворение – еще один гимн свободе. Если человек не вправе держать в неволе птиц, то разве он может запирать в четырех стенах, отрывать от семьи себе подобных? Разве имеет право дворянин неволить таких, же, как он, людей – крестьян? Так что в этом, небольшом по объему и простом по форме, произведении, скрыт глубокий политический и философский смысл.

Это стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифма в нем перекрестная, мужские рифмы чередуются с женскими. В нем нет архаизмов, характерных для торжественных од и элегий. Стихотворение написано современным языком и выглядит как легкая зарисовка.

В этом стихотворении нет метафор и метонимий. Стихотворение изложено просто и незатейливо. При этом чувствуется вера в Бога, в стихотворении встречаются слова и выражения, характерные для христианской литературы: утешенью, роптать, творению, Бога. Под светлым праздником весны подразумевается Пасха.

В те годы были созданы еще 2 стихотворения на похожую тему – А. Дельвигом и Ф. Тумановским. Эти произведения выглядели на литературном Олимпе, как своеобразное состязание трех поэтов. Правда, лучшим читатели признали произведение Тумановского.

Средства выразительности

Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается весьма скромным размером, в нем нет обилия средств выразительности. Главным художественным приемом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птички угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнетом власти.

В произведении сразу бросается в глаза легко узнаваемый стиль Державина. Поэт использует столь любимые им краткие архаичные формы слов (эпитет «голосисту»).

Для усиления образности и художественной выразительности речи автор применяет аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков. В данном случае, глухой звук «п» встречается так часто, что воспринимается как презрительное «пф».

Средства выразительности и стихотворный размер

Особых выразительных приемов автор не использует, так как произведение имеет слишком маленький объем. Главное художественное средство, используемое поэтом, — иносказание. Перепуганную птичку, пойманную детьми, Державин ассоциирует с образом поэта, который вынужден существовать и создавать произведения в неволе, находясь под давлением власти.

Державину свойственно употребление архаизмов, которые присутствуют и в эпиграмме. Повторения одинаковых согласных звуков, аллитерация и эпитеты применяются автором для усиления художественной выразительности и образности.

Главной темой произведения является свобода, чьим символом всегда считалась птица. Она имеет возможность летать в безбрежном пространстве небес, а люди такой возможности не имеют. Они вынуждены жить в условиях постоянных ограничений, что заставляет задуматься человека о его неволе. Цель на уроках литературы в произведениях «Птичка», «Река времен…» показать утверждение необходимости свободы творчества автора.

Содержание:

История создания

Дата написания стихотворения точно неизвестна. Предположительно Державин создал его в 1792—1793 годах, но опубликовано оно было только в 1827 году. Перед этим императрица Екатерина II была сильно потрясена поэтическим талантом Державина. Он посвятил ей оду «Фелици» и она решила щедро его наградить. Гавриил Романович получил множество дорогих подарков и место придворного секретаря.

Екатерина II неоднократно намекала, что хотела бы услышать новые стихи. Только они должны посвящаться ей. Державин словно оказался в тисках.

Ситуация осложнялась тем, что другие вельможи завидовали ему и строили козни.

До этого Державин боготворил монархию, но стоило ему узнать получше жизнь придворного двора и он разочаровался. Монаршее благоволение оказалось клеткой. Поэт сравнивал себя с птицей, которая угодила в сеть, поэтому его четверостишье наполнено такой горечью.

Художественные приемы

Стихотворение состоит всего из четырех строк. В нем рассказывается о голосистой птице, которую поймали и сжимают в руках. Вместо свиста она только пищит, но ее заставляют петь. В таком небольшом произведении поэт поднял важную тему — свобода истинного творчества. Часто творческие люди вынуждены делать то, что им велят, поэтому их работы оставляют людей равнодушными.

Основной смысл произведения — только свободный поэт может создавать настоящие произведения. Любое давление только подавляет талант, тогда вдохновение покидает творца. Со временем способность писать стихи и вовсе пропадает.

Стихотворение написано в жанре эпиграммы — короткого сатирического произведения, призванного кого-либо или что-либо осмеять. Именно это позволило Державину лучше всего передать свою идею. В произведении нет особых средств выразительности:

  • эпитет «голосист» представляет собой краткую архаичную форму слова, которая позволяет придать работе характерный стиль;
  • иносказания — под образом птицы поэт понимает нечто большое;
  • аллитерация — повторяется буква П, которая воспринимается как презрительное «пф».

На уроках литературы в школе изучают разные работы Державина — «Признание», «Река времен», «Последние стихи» и другие. Это позволяет хорошо понять творчество поэта.

Сравнение некоторых работ

Некоторые люди путают работы Пушкина и Державина. Они оба сделали серьезный вклад в развитие поэзии. Анализ стихотворения «Птичка» Пушкина позволяет увидеть особенности работы Александра Сергеевича. Он написал ее после того, как попал на службу в Кишиневе. Это было во время южной ссылки и поэт ненавидел ее.

В «Птичке» Пушкин, как и Державин, выразил свое стремление к свободе. Он также сравнил крепостного с птичкой в клетке. Помещик мог даровать вольную во время Пасхи и этого многие ждали. Некоторые литературоведы считают, что Александр Сергеевич создал образ души в своем стихотворении, поэтому, если человек отпускает на волю живое существо, он получает освобождение от грехов. Доброта и милосердие способно утешить человека, даже если он находится в неволе.

Схожие мотивы есть в работе А. Плещеева «Дети и птичка». Анализ стихотворения позволяет выделить главную мысль работы — некоторые живые существа должны улетать на время холодов, иначе они погибнут. Но с наступлением тепла птицы вернутся и снова будут радовать детей.

При анализе любых стихотворений нужно уделять внимание не только разбору композиции и темы работы. Важно выделять средства выразительности, авторскую позицию. Это позволит лучше понять замысел автора.

Еще тесты

Читайте также

«Русский язык» — анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева«Письмо к женщине» — анализ стихотворения С.А. Есенина «Вот уж вечер. Роса» — анализ стихотворения Сергея Есенина «Размышления у парадного подъезда» — анализ стихотворения Н.А. Некрасова

Тема свободы в России была всегда одной из основных в творчестве поэтов разных столетий. Александр Сергеевич Пушкин не без гордости заметил, что в свой «жестокий век» восславил свободу. О свободе слова мечтали все поэты советской России, свободы не хватало «глашатаям и горланам» Владимиру Маяковскому, Владимиру Высоцкому, Иосифу Бродскому. Поэты при любой власти были рупором эпохи.

Однако первым ощутил на себе давление власти и поднял проблему свободы слова Гавриил Романович Державин уже в конце XVIII века. Еще служа в армии в чине подпоручика, Державин в 1773–1775 годах участвовал в разгроме крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева против власти Екатерины II. Юный офицер Державин долгие годы чтил ее, ждал от императрицы проявления справедливости, милосердия, издания мудрых законов для благоденствия государства и народа.

После ухода с воинской службы Державин стал служить в небольшой должности экзекутора в Сенате, но при этом писал стихи. Сперва подражая, а затем, увлекшись, стал сочинять необычные для его современников лирические произведения. Гавриил Романович первым в русской литературе того времени начал говорить в стихах о мыслях и чувствах обычного человека языком, близким к разговорному.

Собрав вокруг себя кружок любителей поэзии, вошедший позже в историю русской литературы под названием «державинский», Гавриил Романович стал выразителем гражданского, общественно активного искусства. На своих заседаниях участники обсуждали несправедливость крепостного права, боролись за права угнетенных крестьян, искали справедливости в жизни и в литературе. Эти идеи оказали в дальнейшем влияние на творчество многих друзей Державина.

Сам же поэт прославился в 1783 году на весь Петербург, создав оду «Фелица», посвященную государыне Екатерине. И хотя вышла она анонимно, без указания авторства, многие из друзей Державина, а позже и остальных жителей Петербурга узнали стиль поэта, и авторство пришлось открыть.

Это была настоящая сатира на екатерининских вельмож, но героиня, названная именем придуманной когда-то ею самой сказки, выглядела настоящим ангелом. Идеализируя Екатерину II, Державин был абсолютно искренен, ведь он не знал ее близко, а она казалась ему воплощением самой справедливости. Зато вельможи были изображены в неприглядном свете, и если бы не благосклонность императрицы, которой понравилась ода, не сносить бы Державину головы.

Эта благосклонность аукнулась поэту позже. Приблизив его ко двору, Екатерина сделала поэта губернатором Тамбовской области, но он боролся со взяточничеством и произволом чиновников, пишущих на него жалобы. Екатерина сделала Державина своим секретарем в надежде, что он напишет про нее еще не одну хвалебную песню. Однако поэт, оказавшись в кругу приближенных русской царицы, чувствовал себя пойманной птицей в золотой клетке. И в 1792 (1793?) году он создает короткое, но полное горечи разочарования стихотворение «На птичку».

Короткие четыре строки эпиграммы (именно так определяют критики жанр стихотворения) раскрывают извечный конфликт свободы и несвободы. Пойманную птичку сжимают рукой, и она «вместо свисту» пищит, а ее заставляют петь. Таков вкратце лирический сюжет произведения. Современники Державина с легкостью понимали эту аллегорию: обласканный властью поэт оказался в железных тисках монаршего благоволения. Екатерина ждала от него новых восхваляющих творений в свой адрес, но Гавриил Романович, разочаровавшись в правлении русской царицы, не мог ее идеализировать по-прежнему, а писать сатиру тоже не получалось: слишком высокое положение в обществе он обрел.

Сжимающая птицу рука может означать и цензуру, которая во времена XVIII века была достаточно суровой. Екатерина II самолично прочитывала все литературные произведения, коих было в то время не так много. Вердикт, вынесенный царицей, означал начало карьеры или ее окончание. Такое положение дел не могло устроить людей искусства, которые видели свою задачу в том, чтобы обличать пороки общества и власти. Сильные же мира сего не желали слышать критику в свой адрес, поэтому притесняли тех поэтов и писателей, кто брал на себя смелость говорить правду.

О зависимости поэта говорит сама форма стихотворения. Державин использует неопределенно-личные предложения: «поймали птичку голосисту», «а ей твердят». Такая форма предложения не указывает на конкретное лицо, это означает, что говорить всю правду в лицо правителям Державин уже не смел. Когда-то, не будучи зависимым от своего положения в обществе, в гневной оде «Властителям и судиям» (1780) поэт выразил протест против произвола чиновников и их равнодушия к нуждам обычных людей.

В стихотворении «На птичку» Державин уже не находит в себе смелости говорить открыто («пищит»), поэтому вынужден прибегать к форме иносказания, что и доказывает мысль о несвободе творческого человека, приближенного ко двору. Вывод поэта очевиден: настоящий поэт должен быть независим от власти, чтоб «истину царям с улыбкой говорить».

По писателю: Державин Гавриил Романович

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/derzhavin/ptichka.html
  • https://sochinyalka.ru/2017/04/analiz-stihotvorenija-derzhavina-na-ptichku.html
  • https://storylists.ru/vsya-literatura/tema-stihotvoreniya-na-ptichku-derzhavina.html
  • https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniy/ptichka.html
  • https://goldlit.ru/derzhavin/1335-na-ptichku-analiz

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт