Как писать план анализа стихотворения по литературе

Опубликовано 18.06.2015 — 6:11 —

План анализа стихотворения

Скачать:

Вложение Размер
plan_analiza_stihotvoreniya.docx 21.23 КБ

Предварительный просмотр:

План анализа стихотворения

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

Б) Идея

В) Настроение

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Ямб 2,4,6,8,10

Хорей 1,3,5,7,9

Дактиль 1,4,7,10

Амфибрахий 2,5,8,11

Анапест 3,6,9,12

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

В) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

И крутится в моём мозгу:

Мазурка, море, смерть, Марина

5) Композиция лирического произведения.

6. Поэтическая лексика.

7. Стилистические фигуры:

8. Поэтическая фонетика:

9. Образ лирического героя, авторское «Я».

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Помните, анализ стихотворения пишется как сочинение, никаких пунктов плана не ставим, это законченный текст  с обязательным цитированием! В кавычки берем слово, словосочетание, 1 строку, более одной строки, оформленные как стихотворение, идет без кавычек, например:

  1. Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека:

И скучно, и грустно, и некому руку подать

    В минуту душевной невзгоды…

  1. Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека: «И скучно, и грустно, и некому руку подать/ В минуту душевной невзгоды»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План анализа стихотворения

Использую на уроках литературы в разных параллелях…

План анализа стихотворения

Этот материал готов для раздачи учащимся 9-11 классов…

План анализа стихотворения.

Анализировать стихи можно по-разному. Но есть общие вопросы анализа. Данный план поможет ученикам 5-8 классов анализировать небольшое поэтическое произведение как на уроках литературы, так и на уроках…

План анализа стихотворения

План анализа стихотворения…

План анализа стихотворения

Примерный план анализа стихотворения 1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).2.   Эмоциональное восприятие текста.3.   Словесное рисование (пейзажная лирика).4.  …

план анализа стихотворения

план анализа включает в себя основные  требования по анализу стихотворения…

план анализа стихотворения

Представлены 5 вариантов анализа лирического произведения…

  • Мне нравится

  Опубликовано 04.11.2020 — 20:55 —

Очень подробный и понятный план анализа лирического произведения

Скачать:

Вложение Размер
plan_analiza_stihotvoreniya.docx 17.6 КБ

Предварительный просмотр:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Художественные средства

5. Композиция лирического произведения.

6. Поэтическая лексика.

7. Стилистические фигуры:

8. Поэтическая фонетика:

9. Образ лирического героя, авторское «Я».

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План анализа стихотворения

Использую на уроках литературы в разных параллелях…

План анализа стихотворения

Этот материал готов для раздачи учащимся 9-11 классов…

План анализа стихотворения.

Анализировать стихи можно по-разному. Но есть общие вопросы анализа. Данный план поможет ученикам 5-8 классов анализировать небольшое поэтическое произведение как на уроках литературы, так и на уроках…

План анализа стихотворения

План анализа стихотворения…

План анализа стихотворения

Примерный план анализа стихотворения 1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).2.   Эмоциональное восприятие текста.3.   Словесное рисование (пейзажная лирика).4.  …

план анализа стихотворения

план анализа включает в себя основные  требования по анализу стихотворения…

план анализа стихотворения

Представлены 5 вариантов анализа лирического произведения…

  • Мне нравится

  Чтобы правильно сделать анализ стихотворения, необходимо составить план. Из каких частей состоит план анализа стиха, и как именно он должен быть составлен?

plan-analiza-stihotvoreniya.jpg

План стихотворения

Для анализа стихотворения планом пользуются не только школьники, но и студенты и учителя. Он помогает структурировать сюжет и лучше понять переживания героя. Композиционный план следует составлять только после полного прочтения стиха.

  • Прежде чем приступать к разбору стихотворения, стоит уделить внимание автору текста. Очень важно, при каких обстоятельствах писатель создал свою поэму или стих, и какое место оно занимает в творчестве автора.
  • Далее необходимо извлечь тему, идею, основную мысль. Тема может быть философской, любовной, общественно-политической. Идея – это то, к чему пытается подвести читателя автор, что пытается донести до него.
  • Также необходимо обратить внимание на художественные средства, которые использует писатель для описания событий. Они помогают передать читателю чувства лирического героя, его отношение к происходящему.

Лирический герой не является автором произведения, как и автор произведения – лирическим героем.

В лирических текстах всегда присутствует большое количество выразительных средств. Необходимо перечислить самые яркие эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы и др.

  • Обратить внимание на композицию. Делающий анализ ученик должен определить, где в стихотворении вступление, основная часть, а где заключение. также следует уделить внимание стихотворному размеру.

Существует 5 стихотворных размеров: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Ямб и хорей – двухсложный размер, анапест, дактиль, амфибрахий – трехсложный.

skhema-plan-stikhotvoreniya-e1579090034807.png

Рис. 1. Схема план стихотворения

  • Обратить внимание на стилистические фигуры и рифмы. К поэтическим фигурам можно отнести градацию, инверсию, поэтический синтаксис, рефрены, риторические вопросы, обращения.
  • Очень важно определить литературное направление произведения. Оно может относится к романтизму, сентиментализму, футуризму, реализму и многим другим направлениям.
  • Важно упомянуть, какое место стихотворение занимает в творчестве автора текста, а также в русской и мировой литературе в целом
  • В заключении следует высказать собственное мнение о стихотворении, написать, какие чувства он вызывает. Необходимо ответить самому себе на вопрос, понравилось ли стихотворение и почему. Заключение не должно быть большим по объему, но должно содержать вывод, который следует из рассуждений того, кто составляет план.

При работе над анализом нужно помнить не только о содержательной стороне, но и о соблюдении грамотного письма. Следует избегать неоправданного повтора слов, быть внимательным к знакам препинания и орфографии.

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам составить план анализа стихотворения по литературе (10 класс), научит их выделять основную мысль и идею произведения. здесь представлена схема, следуя которой школьники поймут, как писать анализ стиха.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Лирический герой — это:</h3>

    • <label>сам автор</label>
    • <label>главный герой стихотворения</label>
    • <label>главный герой и автор в одном лице</label>
    • <label>нет ни одного правильного ответа</label>

(новая вкладка)

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения./ Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста/.

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Ямб U┴

Хорей ┴U

Анапест UU┴

Амфибрахий U┴U

Дактиль ┴UU

Дольник

Верлибр / свободный или белый стих/

Акцентный стих.

┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, /т.е. пропуск ударения в двусложном размере/.

Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:

О как на склоне наших дней 8 слогов

Нежней мы любим и суеверней… 10 слогов, перебой ритма

Сияй, сияй прощальный свет 8 слогов

Любви последней, зари вечерней 10 слогов, перебой ритма

В) Рифмы

Смежная/парная/ААВВ

Перекрёстная АВАВ

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

Г) Анафоры /одинаковое начало строчек/- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.

Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент:

Знали бы вы,

Ближний и дальний,

Как головы

Собственной жаль мне-

Бога в орде!

Степь, каземат-

Рай – это где

Не говорят!

Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

И крутится в моём мозгу:

Мазурка, море, смерть, Марина

4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5) Какую лексику использует автор:

— бытовую, повседневную

— литературную, книжную

— публицистическую

— архаизмы, устаревшие слова

неологизмы, слова, созданные автором / «громокипящий кубок»/

6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:

— сам автор

— рассказ от лица персонажа

— автор играет какую-то роль /«поэтический театр» Цветаевой/.

54789byqo.jpg

Самое сложное задание ЕГЭ по литературе – это анализ стихотворения. Во-первых, само стихотворение может быть незнакомым, как и поэт, его написавший. Во-вторых, может быть неправильно понят (или совсем не понят) вопрос задания для анализа. Да вообще мало кто понимает лирику: язык сломаешь из-за инверсий или этих ямбов-хореев! Однако анализировать лирику надо: это добрая треть всех заданий ЕГЭ, да и без экзамена человек, связывающий свою жизнь с литературой, должен уметь это делать. Должен… Заставляют… А вы попробуйте научиться получать удовольствие от этого на первый взгляд скучного и утомительного занятия – анализа стихотворений!

Как этому научиться? Рассказывает преподаватель TutorOnline Василий Михайлович. 

Шаг первый – с чего начать?

Лиха беда – начало… Действительно, как подступиться к стихотворению? Для многих стихи – это бессмысленный зарифмованный набор слов. Ну, во-первых, не всегда «зарифмованный».  Уж точно не бессмысленный!

Начните со стихотворений, в которых есть сюжет. То, за что критики упрекали Николая Алексеевича Некрасова. Вот с него и начните! «Тройка», «В дороге», «Железная дорога» – везде есть события. Как, в какой последовательности они изложены? Как автор относится к героям? Почему вы так решили? Что указывает на его отношение?

Привлеките литературоведческий материал. Попробуйте определить размер (у Некрасова он часто трехсложный!), обратите внимание на рифмовку и строфическое деление (если есть). В стихах средства художественной выразительности сконцентрированы в нескольких строках. Слов мало, поэтому каждое важно и несет огромную смысловую (идейную) и изобразительную (художественную) нагрузку. Поищите эпитеты, метафоры, сравнения. Может быть, они сосредоточены в каком-то определенном месте? В начале, в конце, в середине? Почему так?

Обратите внимание на лексику и синтаксис. Встречаются ли какие-то необычные обороты? Какая-нибудь фраза не совсем понятна? Не оставляйте «белых пятен»! Надо понять все!

«Есть ли у вас план?»

Герой великолепной мультэкранизации романа Жюля Верна «Вокруг света за восемьдесят дней» любил сам себе задавать такой вопрос. Да, перед началом любого дела нужно составить план его выполнения.

Существуют разные схемы анализа произведений литературы. Есть и схемы анализа стихотворений. Правда, с оговоркой: начинать можно и нужно с любого пункта. Что-то должно зацепить вас особенно. Ищите это «что-то». Как? Поговорим чуть позже.

Итак, план. Обязательных пунктов нет, потому что бывают разные ситуации во время анализа. Стихотворение или его автор могут оказаться абсолютно неизвестными. На экзамене, например. Всякое бывает. Надо как-то спасаться.

Хорошо, если вы что-то знаете об авторе, об истории создания стихотворения. Это может здорово помочь. Стихи очень часто биографичны. Кроме того, поэты выражают мысли и чувства своего поколения. Не все, конечно, и не всегда. Но порой историко-биографические факты могут пригодиться.

Как мы уже сказали, бывают ситуации, когда нам вроде бы не на что опереться. Нет! Такого не бывает! Помните, как говорил И.С.Тургенев в своем самом известном стихотворении в прозе: «…ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык«? Его самое известное стихотворение «В дороге» ниже попробуем проанализировать. А как язык нам поможет? Своим богатством, конечно: стилевыми особенностями, выбором синонимов, антонимов, фонетическими особенностями (звукопись), повторами.

Как уже говорилось выше, обратите внимание на сюжеткомпозицию тоже). Если есть какие-то события, то им должно быть уделено особое внимание. Как о них рассказывается? Подробно или отрывисто, фрагментарно? Все ли сказано? Или, может, что-то важное опущено? Восстановимо ли это важное? Почему о чем-то не сказано прямо?

Какие образы созданы поэтом? Какие из них главные? Какие второстепенные? Что вы можете сказать о лирическом герое после прочтения стихотворения?

Еще раз вдумайтесь в смысл прочитанного. Как средства художественной выразительности помогают поэту выделить наиболее важное? Если все-таки поэт вам хотя бы немного знаком, вспомните основные (ключевые) особенности его творчества. Как они отражены в данном стихотворении?

Тема, проблема и идея, жанр и ритм, форма и содержание – все важно. Но что-то, конечно, особенно.

«Где же у него кнопка?»

Вор-философ Урри из телефильма «Приключения Электроника» по мотивам произведений Е.Велтистова постоянно спрашивает это у себя. Нам воры, конечно, не пример (мы сочинения сами пишем!), но вопрос правильный.

Итак, мы уже говорили, что надо найти в стихотворении то, за что можно зацепиться. Где же искать зацепку? Всегда ли она на виду?

Ищите в самом начале. И в конце. Как правило, в том, как начато и закончено стихотворение, и заключено главное.

Вспомните пушкинский «Анчар». Начало: «В пустыне чахлой и скупой…» Конец: «…соседям в чуждые пределы». Поэт начинает с описания пустынного мира. Мира без людей. Зло вне людей. Опасное, но только тому, кто его потревожит. А вот в финале оно уже в мире, населенном людьми. Зло уже в мире людей. И не само туда попало, а принесено человеком. По воле человека. То есть за зло в мире отвечает человек, а не какой-то анчар из пустыни. Причем не один человек, а минимум двое: пославший и принесший. Готов анализ? Нет, это только ключ к нему.

Или возьмем упомянутое выше стихотворение Тургенева: «Утро туманное, утро седое…». Так оно начинается. А дальше повторы: «вспомнишь», «вспомнишь», «вспомнишь». Три раза, как заклинание. Вспомнишь, «глядя задумчиво в небо широкое». Вспомнишь «лица», события, историю любви – от первой до последней встречи. Одной любви. И задумаешься. О своей жизни, о вечном. И кажется, что ты видишь седого, как утро из его стихотворения, поэта, смотрящего в небо сквозь окно мчащегося поезда. Под «ропот колес»… А потом прочитаешь дату написания – 1843 год – и первая строчка зазвучит по-другому. Потому что Тургеневу в 1843 году было всего лишь 25 лет! Откуда же эта седина в восприятии мира? Зацепило?

Умение находить подобные «зацепки» надо в себе вырабатывать. Постепенно вы научитесь анализировать абсолютно любое стихотворение. В том числе и отвечая на конкретный вопрос. Как в 15-м или 16-м задании ЕГЭ по литературе. У целевого анализа есть свои особенности, о которых мы поговорим в следующий раз. Впрочем, вы можете не ждать следующего раза, а записаться на занятия к репетиторам школы Tutoronline. До встречи!

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Осторожно! Буллинг!Репетитор недели. Елизавета Александровна

Остались вопросы?

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.

Используемые источники:

  • https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2015/06/18/plan-analiza-stihotvoreniya
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/11/04/plan-analiza-stihotvoreniya
  • https://obrazovaka.ru/literatura/plan-analiza-stihotvoreniya-10-klass.html
  • http://express-externat.spb.ru/extern/51-2009-12-19-19-55-52/101-2009-12-09-22-37-25
  • https://blog.tutoronline.ru/uchimsya-analizu-stihotvoreniy

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт