Содержание
Россия, XVII век. Описать свою жизнь Аввакума благословил его духовный отец инок Епифаний Соловецкий. С самого начала автор заявляет, что сторонники реформ патриарха Никона отпали от Бога. Солнечное затмение 1654 года, считает он, было знаком беды. Как раз тогда Никон стал «искажать веру». Затмение повторилось через 14 лет – тогда «горемыка» Аввакум с соратниками сидел в темнице.
Аввакум – уроженец села Григорово Нижегородской области. Отец его – священник Петр, мать – Мария (потом – монахиня Марфа). «Страху Божию», посту и молитве мальчика учил не отец, любитель выпить, а мать. Увидел он как-то у соседа «мертвую скотину» (животное), задумался о своей смерти, стал молиться по ночам.
Отец его умер, родня Аввакума не любила. Мать нашла ему жену – сироту Анастасию, дочку кузнеца. Вскоре мать его скончалась. В 21 год стал он дьяконом в церкви, через пару лет – «в попы поставлен». А уже спустя восемь лет – в протопопы.
Еще простым священником Аввакум своими пламенными проповедями привлек к себе 500 или 600 духовных чад (верующих, живших его советами) из разных сел и городов, включая столицу.
Один раз пришла к нему на исповедь девица с целым перечнем блудных (развратных) грехов. «Огонь блудный» напал на молодого священника. Чтоб избавиться, он держал руку на горящей свечке. Не хотел больше быть духовным отцом. И явилось ему видение: среди Волги плывут корабли золотые «Луки и Лаврентия», его духовных детей. А следом корабль еще краше, цветной, его.
Вскоре люди ополчились на Аввакума. Слишком смело он обличал грехи, невзирая на лица. Не смолчал он, когда начальник один «отнял дочь» у вдовы для утех. Аввакум был избит. Но своего добился: девушка вернулась домой. Обличил и другого начальника – тот его укусил и хотел застрелить (да не смог). Зато выгнал Аввакума вместе с семьей из села.
По дороге в Москву сам крестил своего новорожденного сына Прокопия. В Москве были ему рады, а о бедах семьи узнал сам царь Алексей Михайлович. И отправили его служить в то же село. Только он привел в порядок разоренный дом, как пришли в село скоморохи с медведями. Он прогнал артистов, одного медведя чуть не убил.
Услышал об этом боярин Василий Петрович Шереметев. И как плыл по делам в Казань – вызвал на корабль Аввакума. Тот вины не признал, отказался и сына боярского благословить. По причине того, что тот, грешник, бороду брил. Приказал рассерженный Шереметев кинуть священника в Волгу.
Досадил он и начальнику Евфимею Стефановичу. Так что тот с оружием ломился к нему в дом. Но потом Бог смирил Евфимея болезнью. Аввакум молился о нем – тот выздоровел, стал духовным чадом священника. Впрочем, нашлись люди, что вновь согнали непримиримого Аввакума с места.
И опять он пошел за правдой в Москву. Там назначили его протопопом, дали место в Юрьевце Поволжском. А уже спустя пару месяцев и оттуда его «попы и бабы» изгнали как «вора». Вновь бежал Аввакум в Москву. В третий раз его приняли не так радушно. Упрекнули, что бросил церковь и город.
Подался Аввакум в Кострому, к протопопу Даниилу, соратнику своему, а того тоже прогнали жители. Возвратился в Москву, взял его к себе в Казанский собор протопоп Иван Неронов.
Там и стал Аввакум свидетелем, как избрали в патриархи Никона. Новый патриарх, изучив «предания святых отцов и апостолов», внес такие исправления: поклоны на коленях заменил поклонами в пояс, и креститься велел тремя перстами (пальцами) вместо двух, как раньше. Внес правки и в церковное пение.
Понял Аввакум и единомышленники его, что пришло для них время страданий за веру. Все вместе составили письмо о неправдах (ересях) Никона царю. Все зачинщики письма пострадали: Даниила расстригли (сняли сан), уморили в тюрьме. А Ивана Неронова в ссылку сослали. Аввакум был на цепь посажен. Он не ел три дня. Вдруг пришел к нему кто-то (ангел или человек), дал поесть щей с хлебом.
Утром стали его просить подчиниться патриарху. Протопоп предпочел сидеть на цепи – лишь бы с Никоном не согласиться. И хотели его расстричь, да сам царь заступился по старой памяти.
Присудили Аввакума с семьей сослать в Сибирь, в Тобольск. Путь был трудный, да еще с очередным младенцем на руках. На новом месте разрешили ему служить. Правда, то и дело кто-нибудь строчил доносы на протопопа.
А потом приключилась история с дьяками Иваном Струной и Антоном. Протопоп встал на сторону Антона. Выяснилось также, что Струна за деньги скрыл грешника, виновного в кровосмешении. Аввакум побил дьяка. Дело повернулось так, что Струну признали виновным. Друг Струны боярин Бекетов, ругая протопопа, умер от злости.
Повезли протопопа еще дальше, на реку Лену в острог. А в пути его догнал новый указ: ехать в Даурию. В ту пору по Русской земле прошел мор – Аввакум считал его карой от Бога за реформы Никона. В Енисейске он громил жестокого воеводу Пашкова, потерпел побои. А потом с тем же Пашковым поехал дальше: тому дали воеводство в Даурии. На «Тунгуске-реке» едва не утонули, жена чудом спасла детей.
На Шаманском пороге им навстречу шел кораблик с двумя пожилыми вдовами. Они хотели стать монахинями. Но Пашков велел им найти себе мужей. Аввакум возразил, что в таком возрасте не до брака. Раздосадованный Пашков хотел гнать его, еретика, с «дощаника» (судна), чтобы шел среди гор пешком да помалкивал. А в горах тех – дебри непроходимые со змеями, волками, зубрами, гусями да пеликанами. Аввакум написал воеводе письмо с укорами. И Пашков подверг его избиению.
Посадили его в холодный Братский острог, что на реке Ангаре. Били, плохо кормили. И одна собачка, будто жалея узника, приходила к нему. Стало протопопу невмоготу, хотел уже прощенья просить у Пашкова. Но, на счастье, тот дал ему место в теплой избе. Вся семья Аввакума той зимой была с ним в разлуке, маялась в избе ворчливой бабы Ксеньи. Приходил в Рождество сын Иван увидеть отца, но Пашков запретил.
Весной, без припасов, повезли протопопа дальше. Летом он, среди прочих, тянул на себе застрявшее судно. Не раз мог утонуть. От сырости погнили последние вещи. Зимой он, запрягшись с сыновьями, тащил на себе нарты. Минуло четыре года, как вышли они из Тобольска.
Пришел к ним голод, стала семья протопопа питаться травой да мертвечиной (подобранными в лесу животными). Хорошо хоть, жена и невестка Пашкова тайно подкармливали. А потом и сын воеводы Еремей стал ему другом.
Захотел Пашков испытать силу Аввакума, прислал к нему двух «баб бешеных», служанок своих. Аввакум помолился, помазал их освященным маслом – им и стало легче. Спустя годы Афанасий Пашков с протопопом встретились в Москве: воевода стал монахом, прощенья просил.
От Нерчи-реки пять недель то ехали, то шли по льду в «варварской стране». Возроптала Марковна, жена протопопа. Он ее утешил, что верующему человеку «до самой смерти» покоя не видать. И, вздохнув, побрели они дальше.
И была у них «курочка черненька». Каждый день детям было по два яичка. И попала она к ним необычно: боярыня Пашкова велела протопопу молиться за своих заболевших кур. А из выздоровевших птиц – выделила ему одну. Впрочем, раз везли ее на нарте да ненароком придавили.
А с Пашковой раз он повздорил серьезно: был у нее младенец-сын. Каждый день его благословлял опальный протопоп. А младенец возьми и заболей. И Пашкова кинулась к знахарю. Но ребенку только стало хуже. Бросилась к Аввакуму со слезами – он встал на молитву, святым маслом дитя помазал, стал ребенок здоров. Даже сам Пашков приходил благодарить за сына. Уже позже, в Москве, протопоп хоронил свою благодетельницу.
Снарядил Пашков сына Еремея и казачий отряд в поход на Мунгальское царство (Монголию). И спросил у местного шамана – с победой ли вернутся. Тот ответил, что да. Аввакум же молился о провале – лишь бы не сбылось предсказанье язычника. И из войска всего только Еремей и вернулся.
Так прошло десять лет, вызвали Пашкова в Москву, на «Русь». Был такой же приказ и протопопу. Воевода уехал один. Шли Байкаловым морем, встретили рыбаков да охотников на соболей. Край изобильный: горы великолепные, травы сытные, дикий лук и чеснок. В водах – осетры да омули. Среди птиц – гуси да лебеди. Вновь прошли Енисейск, Тобольск. Поглядели на бунт инородцев. Так добрались они до Москвы.
Всюду Аввакум обращался к народу, обличал патриарха Никона. В Москве сам царь его принял. Дело в том, что Никон в ту пору у царя стал в немилости. Поселили Аввакума в Кремле. Лишь просили оставить борьбу против Церкви. Хотя б виду не подавать. Протопоп согласия не дал. Были знаки ему еще в ссылке держать старые обряды. Написал он письмо царю. А подал его юродивый Федор. Позже Федор жил у боярыни Федосьи Морозовой, соратницы Аввакума.
Повезли несговорчивого протопопа в новую ссылку, на Мезень. А потом вдруг вызвали на церковный Собор в Москву. Разрешили взять старших сыновей. На Соборе ждали, что Аввакум примкнет к Церкви. Но тщетно. Посадили его, как встарь, на цепь. После чего, наконец, расстригли (сняли сан священника). Аввакум в ответ проклял никониан. Заперт был он в Пафнутьевом монастыре. Туда тайно ходили его сыновья и Федор-юродивый (позже Федор был убит на Мезени).
Привели Аввакума на Собор вселенских патриархов, в московский Чудов монастырь. Но и там он не подчинился, спорил о вере и обрядах. Сам царь просил его образумиться. Аввакум стоял на своем. И сослали его в Пустозерск. Он и оттуда рассылал грозные послания народу и самому царю. Хотели предать смерти двух его сыновей, его соратников. Да те вместе с матерью со страху покаялись в расколе. Присудили им сидеть в земляной тюрьме. То же наказание вышло и самому Аввакуму. И хотел он там объявить голодовку, да соратники отговорили. Начались казни повсюду. Многим отсекали языки – те чудесным образом отрастали. Некоторых сожгли.
Аввакум возвращается мыслью к временам, когда был молодым попом. Было у него благословение царского духовника – книга святого Ефрема Сирина. Но он сдался на просьбы брата – совершил обмен книги на лошадь. И вошел в брата бес. Все закончилось, когда книга и лошадь вернулись к своим первым владельцам. Мог он и младенцев лечить, страдавших от грыжи. К нему, молодому, стал захаживать бес – он молитвами его прогонял. В жизни многим бесноватым помог, одному, Кириллушке, даже в темнице. А однажды прибил жену за свару с другой бабой, так бес в него самого вошел. Лишь раскаянием и избавился.
А в Тобольске бесновалась его духовная дочь Анна. Запретил он ей выходить замуж за Елизара, но Анна не послушалась. Даже сон ей снился, чтобы верила Аввакуму. Все равно обвенчалась. А годы спустя встретил он ее разумной, да монахиней. Позже довелось и ей за старые обряды пострадать. Много чудес было и в ссылках: и от смерти спасался, и в голодные дни рыбку чудом получал.
В финале Аввакум призывает всех православных твердо хранить старые обряды.
Читательский дневник «Житие протопопа Аввакума»
Сюжет
Молодой священник Аввакум никого не боится: стыдит и бояр, и начальников, и людей простых. Оттого часть народа – за него, а другая – против. Бьют его нещадно, гонят. Дважды ходит он за царской защитой в Москву. Ставят его протопопом в Юрьевце. Не ужившись и там, третий раз идет он к царю. Тот уже недоволен. И как раз тогда в патриархи выбирают Никона-реформатора. Того самого, что внес исправления в церковную службу, пение, поклоны, да сказал креститься троеперстием (сложением трех пальцев). В Москве было много сторонников старых обрядов. Написали они воззвание царю против Никона, его любимца. Царь и патриарх наказали зачинщиков. С кого-то сняли сан священника, а протопопа отправили в Тобольск.
Там еще он служил, говорил к народу речи. А потом с семьей сослали еще дальше – в неосвоенную толком Даурию. Воевода Пашков в пути и на месте много его притеснял, как раскольника. А жена воеводы верила ссыльному протопопу, отдала раз им курочку, дети питались яйцами. К месту ссылки шли и реками, и по льду. Насиделся Аввакум в мерзлых острогах, много разных чудес навидался, чудом в живых остался. И дождался вызова в Москву.
Оказалось, патриарх Никон попал в опалу. Впрочем, царь и не думал отменять его реформы. Просто возвратил некоторых его врагов, чтобы присоединить их к Церкви, закончить смуту в народе. Протопоп приехал – и отказался. Даже патриархи других стран вразумляли его, он не слушал. Тогда и его расстригли (сняли сан), сослали в Пустозерск, в земляную тюрьму. В эти годы семья уже была не с ним, отреклась от борьбы под страхом смерти. В конце своего жизнеописания Аввакум убеждает народ от старых обрядов не отступать.
Отзыв
Житие с художественной точки зрения – уникальное явление в русской литературе, одна из первых автобиографий. Язык ее – прост, доступен народу того времени. Герой истории – фанатичный борец за веру, идею, старину. Перед людьми в нем страха нет, он обличает знатных и богатых, церковное руководство и самого царя заодно. Тема семьи, воспитания, взаимовыручки, быта, народной доли. Тема природы – диких тогда краев Сибири. Тема чудес. История души человеческой. Как известно, старообрядец Аввакум был в итоге приговорен к сожжению в срубе из бревен. Этот факт – как финальная точка его «Жития».
Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца.
Солнечное затмение — знак Божьего гнева. В России солнечное затмение было в 1654 г., потому что тогда патриарх Никон искажал веру. Через четырнадцать лет произошло новое затмение. В это время Аввакума и его сторонников остригли и бросили в темницу.
Родился Аввакум в Нижегородской земле. Его отец был священником, его звали Петром, а мать — Марией, в иночестве — Марфой. Отец любил выпить, а мать была постница и молитвенница. Один раз Аввакум увидел у соседа мёртвую скотину и потом ночью плакал о душе своей, думая о смерти. С той поры он привык молиться каждую ночь. Отец Аввакума умер. Мать женила сына на осиротевшей дочери кузнеца Марка, Анастасии. Девица жила в бедности, часто ходила в церковь и молилась о том, чтобы выйти замуж за Аввакума. Потом мать умерла в иночестве.
Продолжение после рекламы:
В двадцать один год Аввакум был рукоположён в дьяконы, через два года в попы, а ещё через восемь лет стал протопопом. Всего у Аввакума было около пятисот или шестисот духовных детей, потому что везде, где он показывался, он учил людей слову Божьему.
Однажды к молодому священнику пришла на исповедь девица и начала каяться в блудных грехах. Слушая ее, Аввакум сам ощутил «огонь блудный», зажёг три свечи и, принимая исповедь, положил руку на пламя. Придя домой, он молился и плакал перед иконой. И тут ему было видение: два золотых корабля, плывущих по Волге. Кормщики сказали, что это корабли Луки и Лаврентия, духовных детей Аввакума. Третий же корабль был разноцветный — это был корабль самого Аввакума.
Некий начальник отнял дочь у вдовы. Аввакум вступился за сироту и был избит. Потом начальник все-таки отдал девицу матери, но после ещё раз избил протопопа в церкви.
И другой начальник рассвирепел на Аввакума. Пытался убить его, но ружье не выстрелило. Тогда этот начальник выгнал протопопа с семьёй из дому.
Аввакум с женой и новорождённым младенцем пошёл в Москву. Младенца крестили по дороге. В Москве протопопу дали грамоту — возвращаться на старое место. Он так и сделал, вернулся в разорённый дом, а вскоре случились новые неурядицы: Аввакум изгнал из того места скоморохов и двух медведей у них отнял. А воевода Василий Петрович Шереметев, который плыл в Казань, взял Аввакума на корабль. Но протопоп не благословил его сына Матфея, который брил бороду. Боярин чуть не бросил протопопа в воду.
Брифли существует благодаря рекламе:
Евфимей Стефанович, другой начальник, тоже возненавидел Аввакума и даже пытался взять его дом приступом. А ночью Евфимею стало худо, он звал Аввакума к себе и просил у него прощения. Протопоп простил его, исповедал, маслом священным помазал, и Евфимей выздоровел. Потом он с женой стали духовными детьми Аввакума.
Все же протопопа изгнали с этого места, он пошёл в Москву снова, и государь велел поставить его в Юрьевец-Поволский. А там новые беды. Попы, мужики и бабы напали на Аввакума и били его. Эта толпа пыталась взять дом протопопа приступом, воевода же велел охранять его. Аввакум опять отправился в Москву, но царь уже был недоволен тем, что протопоп оставил своё место. Аввакум жил в Москве при Казанской церкви, у протопопа Ивана Неронова.
Новым патриархом стал Никон. Он повелел креститься тремя перстами и уменьшить число земных поклонов. Узнав об этом, Иван Неронов сказал, что пришло время страдать. Аввакум и костромской протопоп Даниил написали царю письмо о вере, где обличили ересь Никона. После этого Никон приказал схватить Даниила, его расстригли и сослали в Астрахань. Сослали и Ивана Неронова, а протопопа Аввакума посадили в темницу на цепь. Его не кормили три дня, но потом пришёл некто — то ли человек, то ли ангел — и принёс протопопу тарелку щей. Аввакума собирались расстричь, но по просьбе царя все же не сделали этого.
Продолжение после рекламы:
Протопопа с семьёй сослали в Сибирь. В Тобольске архиепископ устроил его служить в церкви. За полтора года на Аввакума было пять доносов. Чинил ему обиды дьяк Иван Струна, занимавшийся делами епархии. В церкви он схватил за бороду дьяка Антона, которого преследовал. Аввакум, затворив церковные двери, постегал Струну ремнём. И за это было ему много бед: родные Ивана Струны хотели убить его. Тот же дьяк Струна за мзду согласился покрыть грех кровосмешения. За это Аввакум в церкви проклял дьяка. Иван Струна в то время был под началом у Петра Бекетова. Когда проклинали Струну, Бекетов бранил Аввакума, а идя из церкви, взбесился и умер.
Пришёл указ везти Аввакума на реку Лену, в острог. По дороге его нагнал новый указ — ехать в Даурию. Протопопа отдали под начало енисейскому воеводе Афанасью Пашкову, который во главе отряда плыл осваивать земли. Пашков был очень жестоким человеком.
На реке Тунгуске корабль протопопа чуть не утонул. Протопопица вытащила детей из воды.
Навстречу плыл корабль, на котором были две пожилые вдовы, собиравшиеся в монастырь. Пашков велел вдовам возвращаться и идти замуж. Аввакум стал противоречить. Тогда воевода хотел высадить протопопа с корабля, чтобы он пешком шёл по горам. Аввакум написал Пашкову обличительное письмо, а воевода избил его кнутом.
Брифли существует благодаря рекламе:
Аввакума бросили в Братский острог. Сидел он в холодной тюрьме, потом его перевели в тёплую избу. Жена и дети протопопа жили за двадцать вёрст от него, у злой бабы Ксеньи. На Рождество сын Иван пришёл повидать отца, но Пашков не позволил ему этого.
Весной поехали дальше. Пашков заставил Аввакума идти по берегу и тянуть лямку. Зимой волочили нарты, летом «в водах бродили». На реке Хилке барку Аввакума оторвало водою, и он чуть не утонул. Одежда погнила, добро водой размыло.
Зимою сам протопоп с малыми детьми тянул свою нарту. А потом начался голод. Пашков никого не отпускал промышлять, и многие умирали. Летом ели траву и корни, зимой — сосновую кашу. Ели даже мясо замёрзших волков и лисиц — «всякую скверну». Правда, Аввакуму и его семье помогали жена и сноха Пашкова.
Воевода прислал к Аввакуму двух бесноватых женщин — своих сенных, вдов Марью и Софью. Протопоп молился о вдовах, причастил их, они выздоровели и стали жить у него. Пашков их отнял, и вдовы опять стали беситься. Потом они тайком прибежали к Аввакуму, он опять исцелил их, и они стали по ночам приходить молиться. После того они сделались монахинями.
Отряд возвращался с Нерчи-реки к Русе. Голодные и усталые люди брели за санями, падая на льду. Протопопица изнемогала, но духом была тверда. На нарте ненароком удавили чудесную курочку, которая несла по два яичка в день.
Реклама:
Жена Пашкова каждый день присылала своего маленького сына к Аввакуму на благословение. Но когда ребёнок заболел, она послала за помощью к мужику-шептуну. Младенец разболелся ещё больше. Аввакум разгневался на боярыню. Она просила у него прощения. Когда принесли больного ребёнка, Аввакум помолился, помазал его маслом священным, и младенец выздоровел.
Пашков послал своего сына Еремея с отрядом казаков воевать в Мунгальское царство. Пашков заставил местного шамана колдовать и спрашивал, будет ли поход удачным. Шаман предвещал успех. Но Аввакум молился о неудаче, чтобы не сбылось дьявольское предсказание шамана. Потом он, правда, пожалел Еремея, который был человеком добрым, благочестивым, защищал протопопа от своего отца. Аввакум стал молиться, чтобы Бог пощадил Еремея. Пашков узнал, что Аввакум желал неудачного похода, и хотел пытать протопопа. Но в это время вернулся Еремей. Он рассказал, что войско погибло, а сам он спасся: во сне Еремею явился Аввакум и указал дорогу.
Пашкову пришла грамота, в которой велено было ехать на Русь. Воевода не взял Аввакума с собой. Тогда протопоп поехал отдельно. Он посадил к себе в лодку всех больных и старых, которые были непригодны к суровой жизни. Взял Аввакум с собой, спасая от смерти, и двух негодяев, которых хотели убить казаки. Дорога была трудна. К счастью, туземные племена не тронули Аввакума и его спутников. А ещё им встретились русские люди, ехавшие на рыбный промысел, которые дали протопопу и его товарищам пищи.
Реклама:
Добравшись до русских городов, Аввакум увидел господство никониан и в печали думал: проповедовать слово Божие или скрыться? Но жена ободряла его. И протопоп по дороге в Москву всюду обличал Никона и его последователей.
В Москве и государь, и бояре хорошо приняли Аввакума. Его поставили на монастырском соборе в Кремле и предлагали любое место, если он соединится в вере с Никоном. Но протопоп не согласился. Ведь ещё в Тобольске Аввакуму во сне было предостережение от Бога, а в Даурии через дочь протопопа, Огрофену, Господь возвестил, что если тот не будет держаться правой веры и творить молитвенного правила, то умрёт.
Видя, что Аввакум не хочет соединиться с никонианами, царь попросил протопопа, чтобы тот по крайней мере молчал об этом. Аввакум послушался. Жил он в то время у боярыни Федосьи Морозовой, своей духовной дочери. Многие приходили к нему и приносили подарки. Прожив так полгода, Аввакум снова послал царю письмо, чтобы он защитил Церковь от ереси Никона. И после этого Аввакума с семьёй было приказано сослать на Мезень. Через полтора года его со старшими сыновьями, Иваном и Прокопием, вернули в Москву, а протопопица и младшие дети остались на Мезени.
Аввакума десять недель держали на цепи в Пафнутьевом монастыре. Потом привезли в церковь, расстригли и прокляли. Аввакум же в свою очередь проклял никониан.
Реклама:
Потом его снова отвезли в Пафнутьев монастырь. Келарь Никодим сначала был добр к узнику. Но когда протопоп попросил открыть дверь темницы в день Пасхи, келарь отказал. Никодим вскоре разболелся, и некто в образе Аввакума явился и исцелил его. Тогда келарь покаялся перед Аввакумом.
Протопопа посещали его дети с юродивым Феодором. Феодор же был великий подвижник: о молитве радел, по тысяче поклонов бил, на морозе в одной рубашке ходил. Этот юродивый чудным образом убежал из Рязани, где его держали в узах. Но потом Феодора удавили на Мезени.
После того привезли Аввакума в Москву, в Чудов монастырь, и поставили перед собором вселенских патриархов. Протопоп спорил с ними о вере и обличал их. Патриархи хотели его избить, но Аввакум устыдил их словом Божиим.
Царь отправил к протопопу своих посланников. Он просил его хоть в чем-то согласиться с вселенскими патриархами, но Аввакум отказался.
Протопопа сослали в Пустозерск. Оттуда он писал и царю, и всем православным. На Мезени же казнили двух его духовных детей, Феодора юродивого и Луку Лаврентьевича. Хотели повесить и сыновей протопопа, Прокопия и Ивана, да отроки с испугу покаялись. Тогда их с матерью закопали в земляную тюрьму.
Реклама:
Пришёл приказ и в Пустозерск о том, чтобы посадить Аввакума в земляную тюрьму. Он хотел уморить себя голодом, да собратья не велели.
Потом власти схватили священника Лазаря, отсекли ему язык и правую руку. Отсечённая рука сложила персты для крестного знамения. А язык через два года у Лазаря вырос. Соловецкому иноку Епифанию тоже отсекли язык, и тоже чудесным образом он вырос. Это же произошло и с дьяконом Феодором. А в Москве многих противников Никона сожгли.
В те времена когда Аввакум был ещё не протопопом, а попом, царский духовник Стефан подарил ему книгу Ефрема Сирина. Аввакум обменял ее на лошадь. Родной брат Аввакума, Евфимий, заботился об этой лошади больше, чем о молитве. Бог наказал Аввакума с братом: в Евфимия вселился бес. Аввакум изгнал беса, но Евфимий не исцелился, пока Аввакум не забрал обратно книгу и не отдал за неё деньги.
В темнице протопоп жил вместе с бесноватым Кирилушком, московским стрельцом. Он терпел все выходки бесноватого. Кирилушко умер в темнице, Аввакум исповедал и причастил его перед смертью. А в Москве протопоп изгонял беса из Филиппа, который уж долгое время был к стене прикован, потому что сладу с ним не было. Один раз Аввакум, придя домой, рассердился на жену и домочадицу Фетинью, которые рассорились между собою. Протопоп побил обеих женщин. И после того он не мог совладать с бесом, пока не попросил прощения у жены, Фетиньи и всех домашних.
Реклама:
Бесноватого Феодора Аввакум два месяца держал у себя дома в Тобольске, молился о нем. Феодор исцелился, но потом в церкви снова досадил Аввакуму, и тот велел приковать его к стене. Взбесившись пуще прежнего, Феодор убежал и стал всюду творить разные безобразия.
Протопоп молился о его исцелении, а перед самой ссылкой Аввакума в Даурию на корабль к нему пришёл здоровый Феодор и благодарил его: бесноватому явился некто в образе Аввакума и отогнал бесов. Нападал бес и на домочадицу протопопа Офимью, Аввакум исцелил и ее.
В Тобольске у протопопа Аввакума была духовная дочь Анна. Она хотела, вопреки воле духовного отца, выйти замуж за первого хозяина, Елизара. Анна стала не слушаться Аввакума, и на неё начал нападать бес. Однажды девица заснула на молитве, спала три дня и три ночи. Проснувшись, поведала свой сон: ангелы велели ей во всем слушаться протопопа. Но когда его сослали из Тобольска, Анна все-таки вышла замуж за Елизара. Через восемь лет Аввакум ехал обратно. В это время Анна постриглась в монахини. Она во всем покаялась перед духовным отцом. Аввакум сначала сердился на Анну, но потом простил и благословил. Она потом тоже страдала за веру.
Ещё Аввакум исцелял младенцев, страдавших грыжей. А в первые годы его служения Аввакума часто пугал бес, но священник преодолевал страх и отгонял беса.
Пересказала О. В. Буткова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература <nobr>XI−XVII вв. /</nobr> Ред. и сост. <nobr>В. И. Новиков. —</nobr><nobr>М. : Олимп : ACT,</nobr> 1998. — 608 с.Благодаря рекламе Брифли бесплатен:
Читайте также
Личность протопопа Аввакума неразрывно связана с реформой патриарха Никона, ознаменовавшей церковный раскол. Он стал ярым противником «справы» церковных книг, изменений в церковных обрядах, догматике. Его образ использовал в своей картине художник С. Милорадович, по мотивам жития протопопа Аввакума, которое было написано им самим, снято несколько документальных и художественных фильмов. Кем же бы этот человек?
Аввакум Петров родился в 1620 году в нижегородчине в селе Григорово. Когда отроку было 15 лет его отец умер. Мать горячо любила Аввакума, уделяли много времени его христианскому воспитанию и своим благочестивым примером утвердила его в православии. В семнадцать лет, прислушавшись к её наставлениям, Аввакум женился на сироте и бесприданнице Настасье Марковне. Этот союз был счастливым, но юноша на тот момент даже не подозревал, что жена станет не только спутницей, но и помощницей в деле всей его жизни.
В двадцать два года Аввакум стал дьяконом, а через пару лет священником. Молодой и правдолюбивый, он быстро навек на себя гнев односельчан. Аввакум занимал строгую нравственную позицию, осуждал пьянство, воровство, супружескую неверность, заступался за слабых и больных. За свои убеждения ему неоднократно доставалось: его били, а один раз и вовсе попытались утопить в Волге.
Государство хорошо усвоило уроки Смутного Времени и стремилось контролировать и общество, и церковь. Принятие Соборного Уложения ознаменовало собой окончательное прикрепления крестьян к земле, а горожан к посадам. Кроме того, документ закреплять право государства регулировать церковные дела. По инициативе Алексея Михайловича и патриарха Никона в 1653 году началась церковная реформа. Книги надлежало переписать по греческим образцам, изменения внесли в церковные обряды и быт. По всей Руси начался слом церкви. Никон лично заменил двуперстное знамение на трехперстное, чем разрушил символ с детства знакомы и святой для всех жителей Руси.
В 1663 году Аввакуму наконец разрешили вернуться в Москву. Царь призывал его отречься от своих убеждений, но скиталец оставался непреклонен. В реформе Аввакум видел опасность попадания церкви в руки государства.
В конце концов в 1667 году снова сослали вместе с его сподвижниками в Сибирь и заточили в тюрьме. Там он пишет свой труд «Житие протопопа Аввакума им самим написанное».
В 1682 году Аввакума и его союзников заживо сожгли. Но его голос уже был услышан, его поддержали многие в русской церкви, эту часть русского общества церковь назвала раскольниками, государство объявило их вне закона.
Житие протопопа Аввакума – это пример того, как надо отстаивать правду, как научиться стоять на своем, не боясь быть отвергнутым обществом.
2 вариант
Очень часто в старину люди писали такие произведения, как житие. Одно из таких произведений написал Протопоп Аввакум, но только после того как был благословен на это своим духовным отцом, инока Епифанием.
Так повелось, что такое природное явление как Солнечное затмение считалось у людей ничем иным, как знаком Божьего гнева и отверженности.
В нашей стране это природное явление было в тысяча шестьсот пятьдесят четвертом году, и люди считали, что случилось оно из-за того, что великий русский патриарх искажал веру в Бога.
Вообще солнечное затмение — это довольно редкое явление и следующее произошло лишь спустя четырнадцать лет. Как раз в это время Аввакума и всех кто его поддерживал, был так сказать его сторонником побрили и посадили в темницу.
Что касается автора данного произведения Аввакума, то он был рожден в Нижегородской земле. Его отец был священником, как и многие тогда. Его звали Петром, а маму — Марией, или как раньше чаще было принято говорить Марфой.
Отец несмотря на то, что был священником любил выпить и изрядно, а мать была человеком, который искренне и предано верил в бога, она соблюдала все посты и молилась за всех.
В двадцать один год, уже довольно солидный возраст по старым меркам Аввакум был отдан в дьяконы, примерно через два года службы он стал попом, а ещё через восемь лет с умел стать протопопом.
Так как он был человеком духовного мира, у него как и у всех его соратников были духовные дети. В общей сложности именно у него насчитывалось около пятиста-шестиста духовных детей, так как где бы он не оказался он старался преподавать слово Божье и веру в Небесные силы.
К нему приходили многие люди, чтобы исповедаться и покаяться во всех совершенных делах. Каждого человека он выслушивал и помогал найти путь истинный.
Порой ему было очень трудно и тяжело, так человеческие грехи он очень часто воспринимал так будто это его собственные, ему очень тяжело давалась вся эта работа. Однако он очень любил то, чем занимался и считал это своим призванием.
Решившись написать житие он прежде всего хотел как бы показать людям, что они во многом не правы, предостеречь их от совершения ошибок в будущем и постараться помочь каждому, кто нуждался в его помощи.
Оцените произведение: Голосов: 86
Читать краткое содержание Житие протопопа Аввакума. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Картинка или рисунок Житие протопопа Аввакума
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Аристотель Поэтика
В этом труде античный мыслитель обобщил принципы понятия искусства, средства их выражения. В отличии от других, он отвел значимую роль вымыслу творца. Он считал, что искусство не должно сухо передавать действительность.
- Краткое содержание Чехов Размазня
В этом рассказе показана сцена выдача жалования гувернантке. Вот только отец семейства решил подшутить над слабохарактерной девушкой, научить ее жизни. Он намеренно обсчитывает ее, обманывает
- Краткое содержание Последний магнат Фицджеральд
Роман является неоконченным, редактировался после того как автор оставил этот мир. Сам Фитцджеральд писал сначала сценарий (в тот период он вообще работал голливудским сценаристом), а потом объединил эпизоды в главы
- Краткое содержание Чехов Аптекарша
В небольшом городке, сидя у окна тоскует аптекарша. Все еще спят, спит и старый аптекарь. Его супруге не спится, она скучает у окна. Вдруг девушка услышала шум и беседу на улице.
- Краткое содержание Исповедь Лев Толстой
Лев Толстой пишет о том, что потерял свою детскую веру после того, как его старший брат пришел и сказал, что Бога нет. А чуть позднее он перестала становиться на молитву после рассказа некого С.
(для чтения и изучения, для самостоятельного чтения в 7, 8-м классах)
«Житие протопопа Аввакума» относится к древнерусской литературе XVII века. Этот век для истории Руси был переломным, «бунташным». Одной из примет того времени стала церковная реформа патриарха Никона. Накануне реформы церковь переживала глубокий кризис. Никон мечтал о вселенской православной церкви под покровительством Руси. Но реализации этой идеи мешало различие между русскими и греческими обрядами. Патриарх настаивал на унификации обряда и требовал исправления церковных книг по греческим оригиналам.
Реформа Никона вызвала резкое противодействие защитников старых обрядов, ее следствием стал раскол православной Руси. Как полагают историки, значительная часть населения страны сохранила верность древним традициям. Таким образом возникло явление старообрядчества (старообрядцами стали называть тех, кто не принял реформы Никона). Старообрядчество – самое мощное религиозное движение за всю русскую историю. Влиятельнейшим вождем его был протопоп Аввакум.
Он стал писателем уже в зрелом возрасте, до сорока пяти лет за перо брался редко. Из разрозненных сочинений Аввакума едва ли десяток приходится на раннюю пору, все остальные, включая его знаменитое житие — первую в русской литературе развернутую автобиографию1, — он написал в маленьком городке Пустозерске, в устье Печоры. Сюда Аввакума привезли в заточение 12 декабря 1667 года, здесь он провел последние 15 лет своей жизни. Здесь же 14 апреля 1682 года его возвели на костер.
В Пустозерске с 1669 по 1675 год пишет Аввакум свое В«: по Волге плывут «стройно два корабля золотые». Это корабли Луки и Лаврентия. За ними плывет третий корабль — это корабль Аввакума. Это знамение явилось символом многотрудного «плавания Аввакума по волнам житейского моря» и предопределило его мученический путь.
Житие Аввакума напоминает монолог. Автор непринужденно и доверительно беседует с читателем-единомышленником. В искренности и страстности, с которой протопоп ведет свое повествование, рассказывая о перенесенных тяготах, о своих победах, о видениях и чудесах, выражается его позиция. Он то взволнованно, то эпически спокойно, то иронично делится воспоминаниями, ибо трагическое в его судьбе важно как пример мужества и стойкости, а победы Аввакума воспринимаются как убедительные свидетельства его искренности и правоты той идеи, за которую он боролся всю жизнь. Аввакум вызывает уважение своей убежденностью, откровенностью, мужеством. Он не терпит компромиссов и самым страшным судом судит себя за редкие проявления человеческих слабостей.
Главным делом своей жизни Аввакум считал борьбу с реформами Никона, и большая часть жития посвящена именно этому. Рассказывая о своей жизни, он стремился воодушевить единомышленников на борьбу «за дело Божие». Поэтому он выделяет разного рода знамения и чудеса, которые должны подтвердить божественное освящение его борьбы за истинную веру. Это и затмение солнца в 1654 году, когда патриарх Никон собрал церковный собор, утвердивший новые реформы, и затмение, произошедшее тогда, когда Аввакума расстригли и бросили в темницу. Протопоп терпит страшные испытания: его избивают, ссылают, на долгие месяцы и годы заточают в тюрьму.
Автор рассказывает о страшных своих мучениях необычайно просто в бытовой разговорной манере. Он пишет о своем первом заключении в Андрониевом монастыре. Он сидел на цепи в темной камере, что ушла в землю. «Никто ко мне не приходил, — вспоминает Аввакум, — только мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно».
Подробно и, казалось бы, бесстрастно описывает он перенесенные им побои и надругательства. Так, тобольский воевода Афанасий Пашков «рыкнул, яко дивий (дикий) зверь, и ударил меня по щоке, таже по другой, и паке в голову, и збил меня с ног и, чекан ухватя, лежачева по спине ударил трижды и, разболакши (раздев) по той же спине 72 удара кнутом»2.
В другой раз, закованного протопопа везли в лодке. «Сверху дождь и снег, а на мне на плеча накинуто кафтанишко просто; льет вода по брюху и по спине, — нужно (мучительно) было гораздо»3.
«Житие» вЂ” бытописание социальной и общественной жизни, освещение религиозных и этических конфликтов времени, выражение демократической идеологии и эстетики Аввакума, ориентированной на «природный русский язык», на нового читателя — крестьянина, посадского мужика, «природного русака», которого объединяет с автором общность национального русского чувства4.
Русский уклад, национальный быт и в целом проблема национальной самобытности Руси, не только как проблема государства, церкви, официальной идеологии, но и как факт внутренней, душевной жизни человека, области интимных чувств, личных переживаний, — все это широкий бытовой общественно-социальный фон «Жития». Но в то же время «Житие» и автобиография – это исповедь человеческой души, что сказывается на характере этнографизма и психологизма произведения. Форма литературного выражения, жанр и стиль определяют их специфику: бытовые реалии, в том числе и отчетливо нарисованные с натуры этнографические картины — описание сибирского края, рек, озер, гор, флоры и фауны, — не просто создают фон, а входят в структуру художественного произведения. Этнографические картины даны не сами по себе, они как бы усиливают, обостряют психологические состояния, влияют на характер психологических чувств и переживаний героев.
В «Житии» постоянно фиксируется география мест пребывания протопопа по пути его следования в ссылку. Приводятся названия рек, озер, городов, монастырей: Даура, Лена, Тунгуска, Шаманские и Долгие пороги, Байкалово море, Ирьгень-озеро, Тобольск. Называется точное место рождения Аввакума — Нижегороцкий предел за рекой Кумою, село Григорово.
Этнографические реалии в «Житии» выразительны и достоверны. Так, дано описание Долгого порога Большой Тунгуски: «Горы высокие, дебри непроходимыя, утес каменной, яко стена стоит… В горах тех обретаются змеи великие; в них же витают гуси и утицы — перие красное, вороны черные, а галки серые; в тех же горах орлы, и соколы, и кречаты, и курята инъдейские, и бабы и лебеди и иные дикие, — многое множество, — птицы разные. На тех же горах гуляют звери многие дикие: козы и олени, изубры, и лоси, и кабань, и волъки, бараны дикие…»5.
Подробно описывается и Байкалово море, где «русские люди рыбу промышляют». Протопоп замечает: «Егда к берегу пристали, восстала буря ветренная, и на берегу насилу место обрели от волн. Около ево горы высокие, утесы каменные и зело высокие. Наверху их полатки и поволуши (башни), врата и столпы, ограда каменная и дворы, — все богоделанно. Лук на них растет и чеснок. Там же растут и конопли богорасленныя, а во дворах трава красныя, и цветы и благовонный гораздо»6.
Реальные картины вызывают у Аввакума поток эмоциональных чувств, их лирическое выражение перекликается с публицистическими отступлениями, хвалой Богу и осуждением человеческих страстей: «А все то у Христа — тово света наделано для человеков, чтоб упокояся, хвалу Богу воздал. А Человек, суете которой уподобится, дние его, яро, сень (тень), переходят; скачет, яко козел; раздувается яко пузырь; гневается яко рысь; съесть хощет, яро змия; ржет, зря на чужую красоту, яко жребя, лукавует, яко бес… Бога не молит, отлагает покаяние на старость и потом исчезает и не всем, камо отходит: или во светли, или во тьму, — день судный коегождо (каждого) явит»7. Протопоп восклицает: «Простите мя, аз согрешил паче всех человек».
В процессе художественного воспроизведения житейских перипетий Аввакума бытовые реалии обрастают этнографическими деталями, подчеркивающими психологические состояния и ситуации. Окружающие обстоятельства, в круг которых входит и природа, вызывают эмоциональные состояния, глубокие переживания автора-повествователя. Так, после предметного описания местности следует: «На те горы выбивал меня Пашков, со зверями, и со змиями, и со птицами витать». На этнографическом фоне вырисовываются картины страданий и бедствий героя: «Егда поехали из Енисейска, как будем в Большой Тунгуске реке, в воду загрузило бурею дощеник мой совсем: налилъся среди реки полон воды, и парус изорвало, — одны палубы над водою, а то все в воду ушло. Жена моя на палубы из воды робят кое-как вытаскала»8. Житейскую обстановку плавания характеризует и пейзаж: «Осень была, дождь на меня шел, всю нощь под капелию лежал, сверху дождь и снег, а на мне на плеча накинуто кафтанишко; льет вода по брюху и по спине. Нужно (мучительно) было гораздо»9.
Средствами ассоциированных метафор обозначается реальная обстановка, в которой живет Аввакум с семьей, также рисуется и картина жизни в «зимовье»: «Я лежу под берестом наг на печи, а протопопица в печи, а дети кое-где, в дождь прилучилось, одежды не стало»10.
Символы и аллегории вводятся в изображение быта: «видим яко зима хощет быти; сердце озябло; и ноги задрожали». Образ бредущих среди зимы путников, разбивающихся о лед, превращается в аллегорическую картину бренности, обреченности человеческого пути и все-таки надежды.
В изображение быта включается также библейская и народная символика: видения — два золотых корабля; чудеса — приход ангела, накормившего протопопа щами, черная курочка, несущая по два яичка в день. В «Житии» наблюдаются приемы народной поэзии трехкратного повторения, пословицы, поговорки, каламбуры и сказовый стиль. Реально-материальный быт, сливаясь с символикой, всегда характеризуется конкретным содержанием и связан с жизнью и превратностями судьбы протопопа. Образы Аввакума конкретны, но в то же время это художественные символы-обобщения. На специфику литературной манеры Аввакума обратил внимание Д.С. Лихачев. Он отметил, что факт в сочинениях Аввакума подчинен мысли, чувству, идее. Факт иллюстрирует идею чувств, а не идея объясняет факт. Но, по мысли ученого, Аввакум не просто бытописатель… За бытовыми мелочами он видит вечный непреходящий смысл событий, предсказанных предшествующими видениями – традиционными образами Средневековья.11
Автор как в автобиографии-исповеди много пишет о своих переживаниях, он «тужит», «рыдает», «вздыхает», «горюет». В «Житии» автор и герой слиты в одном лице, что усиливает личностный характер повествования, придает ему эмоциональность, искренность, непосредственность, и в итоге — особый психологизм. Д.С. Лихачев отмечал, что нельзя не видеть связи «Жития» с тем новым для русской литературы психологизмом XVII века, который позволил Аввакуму не только подробно и ярко описывать собственные душевные переживания, но и найти живые краски для изображения окружающих его лиц.
Так, со страниц «Жития» встает образ несгибаемого борца, подвижника, пустозерского узника, искренне верящего в праведность своих идей, полемиста, обличителя, мученика и защитника истинной, в его понимании, веры. Личность и деятельность Аввакума – явление исключительное. «Его внимание привлекают, — как подчеркивает Д.С. Лихачев, — такие признаки национальности, которые оставались в тени до него, но которые станут широко распространенными в XIX и XX веках. Все русское для него прежде всего раскрывается в области интимных чувств, интимных переживаний и семейного быта. В XV–XVI веках проблема национальности была нерасторжимо связана с проблемами государства, церкви, официальной идеологии. Для Аввакума она также и факт внутренней душевной жизни. Он русский не только по своему происхождению и не только по своим патриотическим убеждениям, — все русское составляло для него тот воздух, которым он дышал, и пронизывало собою всю его внутреннюю жизнь, все чувство. А чувствовал он так глубоко, как немногие из его современников накануне эпохи реформ Петра I, хотя и не видел пути, по которому пойдет новая Россия»12.
В
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- Что вы знаете об исторической личности протопопа Аввакума? Расскажите об исторических событиях этого времени, о восприятии Аввакумом церковной реформы Никона.
- Как построено «Житие», какие чувства оно вызывает?
- Расскажите о жизненных перипетиях судьбы Аввакума — его мытарствах и скитаниях.
- Как создается в «Житии» жизненно-правдивый образ подвижника (приведите факты биографии Аввакума, что он пишет о себе, о своих близких, сподвижниках)?
- Как он описывает трудности жизни (сибирский край, издевательства властей)? Приведите примеры драматических ситуаций, переживания героя.
- Какова роль описаний природы?
- Как используется Аввакумом религиозная фантастика, образно-изобразительные средства агиографической литературы (образ корабля, описание чудес, происходящих в монастыре, появление ангела или человека, не выстрелившая пищаль)? Как связаны чудеса с реальной жизнью протопопа?
- Приведите примеры использования формы сказа.
- Почему «Житие» можно назвать автобиографией Аввакума?
- Оцените подвижническую жизнь и деятельность Аввакума и выскажите свое отношение к личности протопопа.
- В разделе «Дополнительные материалы» прочитайте отрывок из романа Д.Л. Мордовцева «Великий раскол» о последних часах жизни Аввакума, подтвердите стойкость убеждений протопопа.
В
в–єЧитайте также другие темы главы «Литература периода укрепления русского централизованного государства»:
в–єПерейти к оглавлению книги «Начало всех начал. Древнерусская литература»
Используемые источники:
- https://kratko.rustih.ru/zhitie-protopopa-avvakuma/
- https://briefly.ru/avvakum/zhitie_protopopa_avvakuma/
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/zhitie-protopopa-avvakuma
- https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/54-nachalo_vseh_nachal_drevnerusskaya_literatura/stages/2668-zhitie_protopopa_avvakuma.html