История создания произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Баллада А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» написана в 1822 году, когда поэт находился в южной ссылке в Кишенёве, и опубликована в 1824 году.

В это время Пушкин знакомится с отдельными фрагментами так называемой «Львовской летописи» («летописец русской от пришествия Рурика до кончины царя Иоанна Васильевича»), изданной в 1792 году, а также с отдельными главами «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

Поэта поразили летописные предания о жизни древнерусских князей. Особое впечатление произвела на него история гибели легендарного князя Олега, объединителя русских земель и бесстрашного победителя варягов.

Олегов щит как знак триумфа был повешен на вратах Константинополя (Царьграда). В тексте пушкинского произведения об этом свидетельствует такая деталь, как «царьградская броня» — богатая княжеская добыча, в которой Олег предстаёт перед очами своих воинов.

Как поэт, Пушкин был тронут товарищеским обращением князя к своему коню. В письмах к А. Бестужеву он выражал восхищение простотой и поэтичностью русских летописей.

Летописное предание вдохновило Пушкина на создание собственной версии легенды.

«Песнь о вещем Олеге» окрашена личным отношением поэта к происходящему, в ней особо подчёркнута теплота и душевность Олега, которую Пушкин противопоставлял сложившимся стереотипам о холодности и рациональности князя.

Помимо традиционной для жанра баллады темы человека и судьбы, Пушкин впервые обращается к проблеме отношений поэта с земной властью.

Находясь в ссылке по обвинению в политической неблагонадёжности, поэт не чувствует себя сломленным. Если государь счёл нужным наказать его, значит, пушкинская поэзия представляет собой реальную угрозу для самовластия.

Поэзия – это несокрушимая сила, столь же великая, сколь способность кудесника предсказывать будущее. Пророческий дар «любимца богов» сродни дарованию поэта.

Нельзя оскорблять божьих избранников – судьба отомстит за своих любимцев, даже если придётся покарать самого князя.

Таким образом, история создания произведения «Песнь о вещем Олеге» приоткрывает глубоко личные страницы жизни Пушкина, демонстрируя сочетание культурно-исторических и биографических факторов в творческой методологии поэта.

Год написания и публикации — стихотворение написано в 1822 году, а опубликовано в 1825 году. История создания — Будучи в Киеве, Пушкина заинтересовал древний курган. По преданию в этом месте находилась могила князя Олега. Пушкин также прочел труд Карамзина «Истории государства Российского», где были описаны данные события. В этот период времени поэт находился в южной ссылке за свои вольнолюбивые стихи. Я думаю, что в это время его волновали вопросы собственной несвободы, невозможности повлиять на судьбу человека, сосланного в ссылку. Жанр — Историческая баллада (повесть в стихах). Направление — Романтизм. Основная идея — Человек бессилен перед волей рока. Невзирая на могущественность, славу, достаток, судьба может оказаться неблагосклонной не только к слабым и беззащитным, но и к сильным мира сего. Тема — Тема неотвратимости рока, судьбы, отсутствие свободы выбора в жизни человека. Проблема — Человек несвободен в своих желаниях. Жизнью человека управляет его судьба, а не он сам.

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробностиСодержание:

Анализ произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» проводится на уроках литературы в старших классах. Несмотря на простоту сюжета и легкое восприятие пушкинской баллады, некоторые сложности для анализа все-таки возникают, и здесь очень важно остановиться на некоторых литературоведческих аспектах и средствах изобразительной выразительности. 

Это поможет учащимся основательнее понять замысел автора и качественнее подготовиться к сочинению, которое пишут в рамках образовательной программы. План и конспект, составленный заранее по произведению, краткий отзыв из нескольких слов или предложений, описательная таблица будут ученикам хорошими помощниками.

История создания

А. С. Пушкин был не только талантливейшим поэтом, но и художественным историком, поскольку в простой, интересной для читателя форме он мог подать любой исторический сюжет. 

Волей судьбы, пребывая в южной ссылке, поэт посещает многие старинные города. В Киеве Пушкина заинтересовал один из древних курганов, и когда он спросил у местных старожилов, кому же принадлежит это древнее захоронение, то ему отвечали, что это – могила князя Олега, погибшего странной, роковой смертью. 

Пушкин берется за изучение трудов великого литератора и историка Н. М. Карамзина и находит пересказанную им историю сюжета «Повести временных лет», написанную монахом Нестором в память о смерти правителя. 

Вдохновленный патриотическими чувствами, Пушкин пишет балладу «Песнь о вещем Олеге», где показывает облик настоящего героя. Так в 1822 году автор увековечил имя князя Олега и дал новую интерпретацию известному сюжету.

Композиция

Композиция «Песни…» — классическая, поскольку содержит все привычные элементы.

Экспозиция посвящена величию князя Олега, говорится о том, как он гордо скачет по чистому полю. Автор знакомит читателя с личностью князя, чтобы тот проникся симпатией к фигуре правителя, убедился в искренности его патриотических переживаний.

Завязка о том, как князь встречает волхва. Автор настраивает читателя на мистический сюжет, в самом начале уже намекая о сиюминутности человеческой судьбы, бессилии всех смертных перед лицом рока. Во всех отношениях положительный герой предстает перед чередой испытаний.

Развитие действия предусматривает ход сюжета: дальнейшие действия героя, краткое описание череды нескольких лет, в течение которых Олег был вынужден претерпеть разлуку с верным конем, последующее его раскаяние, вызванное якобы неверно истолкованным гаданием.

Кульминация наступает в момент, когда из черепа лошади выползает змея и смертельно жалит князя Олега.

Развязка – смерть князя, исполнение рокового предсказания в момент, когда казалось бы опасность миновала.

Эпилог – жизнь продолжается, имя Олега бессмертно. Воины с грустью вспоминают доблестное прошлое и ратуют о новых патриотических подвигах во имя своей Родины.

Основная мысль и идея

Основная мысль автора заключается в том, чтобы показать, насколько все смертные бессильны перед лицом судьбы, будь то монарх, воин или простой бродяга. Как бы человек ни пытался противостоять силе рока, что бы он для этого ни делал – все суетно и тщетно, все предопределено. 

Князь, казалось бы, смог отдалить дату смерти, разлучившись с любимым конем, но он не сумел победить ее и был в итоге повержен.

Идея – раскрыть перед читателем важнейшую философскую проблему: так ли человек свободен в своем выборе? Стоит ли противиться судьбе? Есть ли смысл противостоять ей? Ответ, заключенный в «Песне…» — нет.

Главные темы

В произведении заключены несколько тем. Основные – тема рока, тема вещателя, пророка и побочные – прославление дружбы и величие Руси.

Основные темы организуют сюжет, делают поэму яркой, образной. Так, тема рока показывает, насколько слаб человек перед лицом Судьбы, и, даже если ему вначале удается ее избежать, то в конце концов воля рока свершится в самый неожиданный момент.

Побочные темы поднимают душевный настрой читателя, воспитывают в нем патриотические чувства и подготавливают к дальнейшему восприятию стихотворения. Конь также назван «верным», являясь продолжением хозяина. Князь сокрушается о своем друге и даже в разлуке велит заботиться о нем. 

В эпилоге показано величие русской державы через непобедимую дружбу народа и его лучших воинов.

Характеристика главных героев

Центральная фигура – сам князь Олег, величественный монарх, доблестный воин, патриот, мощная и колоритная натура. Однако, даже при всем своем величии и титуле монархической особы, он остается обыкновенным смертным, судящим поверхностно, по очевидным фактам.

Кудесник – скромный служитель Бога, внешне ничуть не выделяющийся из толпы, однако зрящий в самую суть вещей. Он является живым воплощением Божьей воли. Беспристрастен, поскольку ему безразлично, кому говорить правду – высокой особе или человеку низкого происхождения.

Средства художественной выразительности

Текст изобилует средствами изобразительной выразительности. Так, метафоры «годы таятся во мгле» рисуют живую картину непредсказуемости человеческой судьбы, а олицетворение «ковши шумят» открывает хлебосольное пиршество, прославляющее величие Руси.

Живые, яркие эпитеты «вдохновенный кудесник», «вещий Олег», «славная глава кургана» помогают лучше проникнуть в образ того или иного героя, отчетливо представить описываемый сюжет.

Антитеза – противопоставление, относится к нескольким эпизодам. Первый из них – противопоставление самих главных героев – уверенного, яркого князя, прославившегося на земле, и малоприметного, скромного кудесника, смиренно исполняющего земной долг прорицателя и знающего гораздо более, чем он привык говорить.

Второй момент, связанный с антитезой – эпизоды начала и конца. В самом начале князь получает печальное известие, которое только таит зловещий намек, и у человека складывается впечатление о возможности избежать печальной участи. В конце же, наоборот, намек перерос в роковую реальность, и читатель убеждается в неизбежности предсказания.

Чтобы наиболее реалистично показать историческую обстановку, Пушкин активно использует старославянизмы и архаизмы. «Песнь», «Перун», «секира», «владыка», «змия» помогают проникнуться атмосферой Древней Руси, соприкоснуться душою с мирочувствием предков, слиться с торжественностью момента.

Жанр произведения

Жанр произведения – лирика и драма. Пушкин намеренно их смешивает, используя жанр лирический (повесть написана в стихах) и драматический (непосредственно связан с сюжетом). 

Как и в любой драме, читатель здесь видит накал страстей, волнующий сюжет и роковую развязку. Кроме того, в экспозиции и эпилоге присутствуют элементы эпического жанра: размеренное, величественное повествование о существовании русской державы создают ощущение непоколебимости, мощи и славы Родины, ее могущества в веках. 

Таким образом, можно сделать вывод, что Пушкин использует в «Песни…» все три вида жанра: эпос, лирику и драму.

Размер и ритм

Стихотворение написано трехсложным размером, с ударением на второй слог – амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Четкий, неторопливый, размеренный ритм создают ощущение торжества и свобод, независимости и незыблемости Великой Руси.

Заключение

Проанализировав композицию, сюжет, лексику, поэтику произведения, можно прийти к выводу, что это – историческая повесть в стихах, цель которой – прославление российского государства, величия и мощи русского народа. 

В то же время показывается, что все люди смертны, и даже монархам не под силу преступить этот великий закон. Данное произведение актуально и в наши дни, поскольку находит отзыв в душе современных читателей.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Исторические события («Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкина) отразились в проблематике произведения, а также в выборе центрального персонажа. Реальное историческое лицо и народные представления в эпоху его правления составляют историческую основу произведения.

+

План

  1. Главный герой
  2. Литературная основа
  3. Народные суеверия
  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Главный герой

В основу сюжета произведения А. С. Пушкина легла история о Вещем Олеге. Князь Олег был реальным историческим деятелем. Начинается «Песнь» с описания похода князя Олега на хазар, что тоже было исторически достоверно. А. С. Пушкин хотел рассказать о человеке, который многое сделал для Руси. Военные походы князя Олега отражены в «Песне о Вещем Олеге». Историческое лицо прославляется А. С. Пушкиным, прославляются его подвиги и желание сохранить и увеличить территорию Древней Руси. При описании действий князя Олега описываются и предметы орудия, которыми пользовалась дружина. Здесь также проявляется историческое осмысление.

Так, историческая основа «Песни о Вещем Олеге» заключена в выборе главного героя произведения. Описание князя и его подвигов становится признаком достоверности.

То, что А. С. Пушкин указывает на то, что князь Олег имел прозвище Вещий, вновь подчеркивает историческую достоверность. До сих пор существуют споры по поводу того, почему князь Олег получил такое прозвище, но то, что оно существовало в реальности, подчеркивается всеми исследователями.

Литературная основа

Легенда о князе Олеге помещена в «Повесть временных лет». Именно там рассказывается о том, что князь Олег встретит свою смерть от собственного коня. Когда Вещий Олег приходит на могилу к своему коню, из черепа выползает змея, и от ее укуса князь умирает. По поводу действительности данного события до сих пор ведутся споры.

Народные суеверия

А. С. Пушкин отразил историческое прошлое не только при описании военного быта, но и при описании народной жизни. Легенда о смерти князя Олега является примером народных суеверий. Люди верили в колдовство и предсказания. Поэтому то, что в «Песне» князю Олегу волхв предсказывает судьбу, говорит об исторических фактах. А. С. Пушкин поднимает тему рока, в который так верили люди той эпохи. В «Песне» появляется и образ змеи, который в народе считался символом смерти.

Так, А. С. Пушкин смог отразить в своем произведении народную жизнь и народные представления во времена правления князя Олега.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Исторические события в произведении «Песнь о Вещем Олеге»», рассмотрит образ реально существующего князя Олега, народные представления в эпоху его правления.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написано произведение «Песнь о вещем Олеге»?</h3>

    • <label>1820 г.</label>
    • <label>1821 г.</label>
    • <label>1822 г.</label>
    • <label>1823 г.</label>

(новая вкладка)

Князь Олег и волхв (кудесник)

«Песнь о вещем Олеге»- баллада, созданная в 1822 г. и вышедшая в свет в 1825 г. В балладах показывается историческое событие, предание, чаще всего с трагическим сюжетом, и при этом близким к фантастическому.

Над этим произведением Пушкин работал почти целый год. Сосланный в южные края указом Александра I, автор вольнолюбивых стихотворений и в этом произведении продолжает тему противостояния поэта и власти.

Путешествуя по южной части России, он посещает Киев с его древними курганами. Одновременно он продолжает читать «Историю государства Российского» Карамзина. В этот раз он берет из Пятого тома сюжет о мудром князе Киевском Олеге.

Главный герой баллады, князь Олег, правитель Киевской Руси, прозван в народе мудрым (вещим) за его блестящий военный, стратегический ум. Это очень доблестный и великий человек, бесспорно.

Но Пушкин показывает, что у него лишь земной вид ума, он мыслит материальными понятиями. Например, он предлагает кудеснику лучшего коня в подарок:

«В награду любого возьмешь ты коня».

Существует другой вид ума, еще более глубокий и дальновидный, это мудрость волхвов, мудрость возвышенная, таинственная. Загадочный старец из леса — «заветов грядущего вестник». 

Кудеснику не нужен конь, материальные дары его не интересуют. Волхв не подчиняется власти княжеской (земной), а только божеской, небесной: «Покорный Перуну старик одному…». 

Думается, не случайно, что смерть князя предрекается кудесником. Точнее, не случайно, что Пушкин выбрал именно этот сюжет из летописи. Так Пушкин символически показывает, что смерть самодержавия, «самовластья» будет предречена именно бескорыстными и вдохновенными поэтами- вольнолюбцами, к которым причисляет и себя самого.

Не случайно также поэт выбрал сюжет смерти князя от своего коня. Конь — это символический образ народа, который верно служит своему царю. Но царской власти суждено погибнуть от своего коня, то есть от народа. В этом смысле балладу можно рассматривать как пророчество о грядущем конце самодержавной власти.

В балладе воспевается правдивость слов старого кудесника, несмотря на всю их загадочность.

Таким образом, через исторический сюжет  и форму (архаизмы, особый синтаксис, характерный для прошлых времен) Пушкин иносказательно говорит здесь  не столько о прошлом, сколько о настоящем, а также о будущем России. Именно в этом — особенность раскрытия исторической темы в данном произведении.

Используемые источники:

  • http://hronika.su/istoriya-sozdaniya-proizvedeniya-pushkina-pesn-o-veshhem-olege/
  • https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/pesn-o-veshchem-olege-pushkin/
  • https://nauka.club/literatura/pesn-o-veshchem-olege-analiz.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/pesn-o-veschem-olege/istoricheskie-sobytiya.html
  • https://zen.yandex.com/media/id/5dc1697d2beb4900ae3c5efb/ballada-pesn-o-vescem-olege-1822-5dc170e7c7e50c00ae4be89d

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт