Содержание
- 1 Скачать:
- 2 Предварительный просмотр:
- 3 По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 4 Действие 2. В доме Кабанихи
- 5 Тема
- 6 Действие 1. Характеристика города Калинова
- 7 Действие 5. Трагедия
- 8 Действие 3. Свидание
- 9 Скачать:
- 10 Предварительный просмотр:
- 11 По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кульминация (от лат. “culmen”-вершина, высшая точка) – это точка наивысшего напряжения, подъема, развития действия. В пьесе Островского “Гроза” таким действием является конфликт Катерины против старого Калиновского уклада жизни, а также любовная линия сюжета, внутренняя борьба чувства долга к Тихону и искренней любви к Борису.
В шестом явлении четвертого действия сцена покаяния главной героини становится точкой накала как общественного, так и любовного конфликтов.
Подсказку к тому, что именно эта часть является кульминацией, дает нам сам автор, указывая на раскаты грома, что предшествуют грозе.
Данный эпизод начинается со слов Кабанихи: “Куда прячешься, глупая! От бога-то не уйдешь!”, она намекает на то, что судьбы Катерине все равно не избежать, а сцена, когда Тихон, Марфа и Варвара окружают Катерину, становится переломным моментом, точкой накала обоих конфликтов. Девушка больше не способна держать все в себе и, наконец, рассказывает обо всех своих грехах. В том момент она испытывает различные чувства: страх перед грозой и Кабанихой, муки совести перед Тихоном, обиду за предательство Бориса.
Невозможность решения общественного и внутреннего конфликтов заставляет главную героиню покончить жизнь самоубийством.
Кульминация по пьесе Гроза (Островский А. Н.)« Детская мечта сочинениеСочинение “Что значит быть современным человеком” »
Кульминация — это самый напряжённый и важный эпизод в произведении, обнажающий различие во взглядах, отношениях действующих лиц.
Кульминацией пьесы А. Н. Островского «Гроза» можно считать признание главной героини в совершении греха. Катерина прилюдно признаётся в измене мужу. Надвигающаяся гроза, раскаты грома вселяют в душу женщины страх. Слова появившейся барыни о том, что красота ведёт к беде и что за всё в жизни приходится платить, подталкивают Катерину к самоубийству. Гроза в душе героини и гроза природная становятся предвестниками покаяния.
Пожаловаться Опубликовано 27.02.2014 — 13:21 —
Контроль знаний
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачёт по теме: «Творчество А.Н.Островского».
Задание №1: С каким журналом в начале своей литературной деятельности сотрудничал А.Н.Островский?
а) «Москвитянин»; б) «Современник»;
в) «Отечественные записки»; г) «Библиотека для чтения».
Задание №2: А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды, какой именно:
а) помещичье-дворянской; б) купеческой;
в) аристократической; г) крестьянской.
Задание №3: Высшим критерием художественности А.Н.Островский полагал реализм и народность в литературе. Как вы понимаете термин «народность»?
а) Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа.
б) Литературные произведения, рассказывающие о жизни народа.
в) Проявление в произведении национальной литературной позиции, на которую опирается автор в своих произведениях.
Задание №4: К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора)?
а) комедия; б) драма;
в) трагедия; г) лирическая драма;
д) трагикомедия.
Задание №5: Назовите основной конфликт пьесы «Гроза»:
а) конфликт между поколениями (Тихон и Марфа Игнатьевна);
б) внутрисемейный конфликт между деспотичной свекровью и непокорной невесткой (Катерина и Марфа Игнатьевна);
в) столкновение самодуров и их жертв;
г) конфликт между Катериной и Тихоном.
Задание №6: Определите вид конфликта в пьесе «Гроза»:
а) философский; б) социальный; в) идеологический; г) внутренний; д) семейный.
Задание №7:Какие герои (с точки зрения конфликта) являются центральными в пьесе?
а) Борис и Катерина; б) Катерина и Тихон;
в) Дикой и Кабаниха; в) Борис и Тихон;
д) Марфа Игнатьевна Кабанова и Катерина.
Задание №8: Выделите из списка персонажей, которые представляют
1) «тёмное» царство 2) «жертвы»
а) Дикой; б) Катерина; в) Тихон; г) Феклуша; д) Борис; е) Кабаниха; ё) Варвара;
ж) Кудряш.
Задание №9: Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» назвал Бориса «образованным Тихоном». Почему?
а) Борис и Тихон принадлежат к одному сословию;
б) Борис лишь внешне отличается от Тихона;
в) Борис очень резко отличается от Тихона.
Задание №10: В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого, ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:
а) Кулигин; б) Кудряш; в) Варвара;
г) Катерина; д) Борис.
Задание №11: Савёл Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего Островский ввёл это действующее лицо?
а) чтобы противопоставить Кабанихе;
б) чтобы создать целостный образ «тёмного царства»;
в) чтобы оживить пьесу;
г) чтобы подчеркнуть удаль и размах русского купечества.
Задание №12: Почему события в пьесе «Гроза» происходят в вымышленном городе?
а) автор не хотел обидеть жителей реального города;
б) автор стремился подчеркнуть, что события, произошедшие в городе Калинове, вымышленные;
в) автор стремился подчеркнуть типичность картины русской провинциальной жизни;
г) автор стремился подчеркнуть уникальность города Калинова.
Задание № 13: Кульминацией пьесы «Гроза» можно считать эпизод:
а) расставание Катерины с Тихоном;
б) признание Катерины перед жителями города Калинова в неверности мужу;
в) встречи с Борисом;
г) прощание с Борисом;
д) эпизод с ключом от калитки.
Задание №14: Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?
а) чувство стыда;
б) страх перед свекровью;
в) желание признанием искупить вину перед Богом и муки совести;
г) желание уехать с Борисом.
Задание №15: Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Н.А.Добролюбова, является проявлением:
а) духовной силы и смелости;
б) духовной слабости и бессилия;
в) моментного эмоционального взрыва.
Задание №16: К какому жанру можно отнести пьесу «Бесприданница»?
а) социальная комедия; б) историческая драма;
в) трагедия; г) психологическая драма;
д) трагикомедия.
Задание №17: Сколько дочерей у Хариты Игнатьевны Огудаловой?
а) одна; б) две; в) три; г) четыре.
Задание №18: Какова роль Карандышева в пьесе «Бесприданница»?
а) герой-любовник; б) «маленький человек»;
в) «коварный искуситель»; г) роковой герой.
Задание №19: Какая сцена является кульминационной в пьесе «Бесприданница»?
а) сцена, в которой Паратов упрекает Ларису в столь быстром забвении;
б) сцена обеда в доме Карандышева;
в) сцена спора Кнурова и Вожеватова о Ларисе;
г) сцена убийства Ларисы.
Задание №20: А.Н.Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр?
а) Художественный театр; б) Малый театр;
в) театр «Современник»; г) Большой театр.
Дополнительное задание.
Каким героям принадлежат следующие фразы:
Пьеса «Гроза»
1. «Не очень-то нынче старших уважают».
2. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
3. «Да я и не хочу своей волей жить».
4. «Да здесь всё как будто из-под неволи».
5. «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было».
6. «Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
7. «Точит она его теперь, как ржа железо».
Пьеса «Бесприданница»
- «Да, с деньгами можно дела делать, можно. Хорошо тому, у кого денег-то много».
- «Не приписывайте моего выбора своим достоинствам».
- «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно».
- «Эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует».
- «А легко-то ничего не добудешь, всю жизнь и останешься ни с чем. И притворяйся и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь».
- «Она меня поняла, оценила и предпочла всем».
- «Если скажу: орёл, так проиграю; орёл, конечно, вы».
Ключ к тесту по творчеству А.Н.Островского.
- а
- б
- а
- б
- в
- г, д
- д
- 1) а, г, е; 2) б, в, д, ё, ж.
- б
- г
- б
- в
- б
- в
- а
- г
- в
- б
- б
- б
«5» — 28-25
«4» — 24-20
«3» — 19-14
Дополнительное задание: 14-12 – «5» 11-9 – «4» 8-6 – «3»
«Гроза»
- Кабаниха
- Варвара
- Тихон
- Катерина
- Варвара
- Катерина
- Варвара
«Бесприданница»
- Кнуров
- Лариса
- Паратов
- Кнуров
- Харита Игнатьевна
- Карандышев
- Кнуров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по драме Островского «Бесприданница»
Разработка урока в 10 классе по драме Островского «Бесприданница» с презентацией к уроку…
Имена и фамилии в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах А.Н.Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес кла…
Тест по драме Островского «Бесприданница»
Электронный тест по драме островского «Бесприданница»…
Интернет-урок «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» как духовное завещание, размышление художника о будущем России»
Цели урока: Образовательная: приобщить учащихся к философским и духовным поискам А.Н. Островского, познакомить с творческими поисками в музыке, живописи и литературе во второй половине 19 ве…
Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс Деловая игра – зачет по теме: « Действия над десятичными дробями» 5 класс
Деловая игра – зачет….
Урок — аргументированная беседа Осуждение нравственной слабости, эгоизма, приспособленчества в пьесе А.Н. Островского «Гроза» Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского
Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского…
Отзывы родителей на методическую разработку » Общественный зачет зачет как эффективная форма проверки качества знаний учащихся по русскому языку и литературе»
Отзывы родительского сообщества на МР…
- Мне нравится
Действие 2. В доме Кабанихи
Мы становимся свидетелями действа в доме купчихи Кабанихи. Странница Феклуша беседует с дворовой девкой Глашей. Юродивая хвалит щедрость дома Кабановых и пытается заинтересовать слушающих примитивными выдумками об укладе жизни в «дальних странах». Иронично изображает шарлатанство пьеса Островского «Гроза». Краткое содержание по главам нам показывает и настоящую виновницу трагедии.
Дочь купчихи Варвара беспечно играет роль сводни. Ее невестке Катерине понравился племянник Дикого, Борис. Муж Катерины Тихон уезжает по делам. Его сестренка, жизненные убеждения которой – «все можно, если концы в воду», собирая братца в дорогу, одновременно подговаривает к измене его жену, Катерину. Для этого она придумала хитрую «комбинацию» с подменой ключа матери от калитки.
Катерина по-своему пытается сохранить верность мужу. Просит Тихона взять ее с собой. А когда тот отказывает, то она, как водилось в народе, пытается связать себя клятвой, через которую не сможет перешагнуть. Но недалекий Тихон и тут прерывает ее.
Тема
В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.
Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.
Читайте также: Почему автор называет Печорина «героем времени»? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
История Чичикова – сочинение по теме
Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.
Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.
Действие 1. Характеристика города Калинова
Первое действие происходит в саду, разбитом на волжском берегу. Беседуют инженер-самоучка Кулигин с конторщиком купца Савела Прокофьича Дикого — Ваней Кудряшом. Позже к их разговору присоединяется образованный племянник Дикого – Борис. Мы слышим от них емкую и нелицеприятную характеристику порядков в этом уездном городе. Здесь процветает самодурство Дикого, с одной стороны, и ханжеская мораль купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой (по прозвищу Кабаниха), с другой. Дикий, как очевидно, планирует присвоить часть наследства, принадлежащую Борису. В городе процветают хамство и иезуитство. Его проповедуют самые зажиточные горожане. Если Савел Прокофьич нагло, с криком и руганью обирает своих работников, постоянно не доплачивая им жалованье, то Марфа Игнатьевна третирует своих домашних (невестку Катерину, сына Тихона и дочь Варвару) более тонко – постоянными упреками и поучениями. При этом каждый свой выпад Кабаниха может объяснить «по понятиям»: мол, так заведено и т. д. Ее мораль «непробиваема». Неслучайно с этой нелицеприятной оценки устоев города начинается «Гроза». Краткое содержание по действиям в дальнейшем целиком опирается на это емкое описание.
Действие 5. Трагедия
«Может ли счастье быть там, где царят унижения и ханжество?» — незримо слышим мы риторический вопрос драматурга, читая краткое содержание. «Гроза» по действиям тщательно прорисовывает образы героев, давая им исчерпывающую характеристику. Пьяный Тихон беседует с Кулигиным. Рассказывает, как беспробудно пил во время поездки в Москву, о том, что за измену «немного побил» Катерину. (Так мама велела.) Радуется, что Бориса дядюшка Савел Прокофьич отправляет в Сибирь. Из его слов мы узнаем, что Варя сбежала к Кудряшу от самодурства мамы Марфы Игнатьевны.
В это время Катерина ищет встречи с Борисом. Увидев его, уговаривает взять ее в поездку в Сибирь. После отказа она кротко просит молодого человека молиться о ее грешной душе. Но даже это не пронимает слабовольного молодого человека. Глубоко показательна его последняя фаза: «Эх, кабы сила!» Это фраза полного морального банкрота. Катерина же не хочет возвращаться в опостылевший дом Кабанихи, прыгает в Волгу и тонет в ней. Кулигин обвиняет Марфу Игнатьевну и Тихона в немилосердном отношении к Катерине. Тихон же винит мать, себя считая несчастным.
Действие 3. Свидание
Свидание Катерины и Бориса – главная идея этого эпизода драмы, его краткое содержание. «Гроза» по действиям происходит в разных местах провинциального Калинова. Видна улица перед домом Кабанихи. Вначале пьяный Савел Прокофьевич «сцепляется» с купчихой. Правда, «одного поля ягоды» вскоре примиряются. Затем им на смену выходит философствующий Кулигин, потом целующаяся парочка — Кудряш и Варвара. Чрезмерно инициативная Варя назначает Борису от имени Катерины встречу вблизи сада Кабановых в овраге. И наконец, происходит само свидание. Причем Кудряш с Варварой и Борис с Катериной назначают его в одном том же месте. Правда, потом пары расходятся.
Катерина пылко признается Борису в любви. Однако, как видно, у того отношение к любви меркантильное, потребительское. Не понимает он, а скорее всего, и не может понять, какое сокровище – душа Катерины. Не прошел он испытание любовью, мелкий человечишка. Ослепленная чувством Катерина, конечно же, не замечает этих нюансов.
Опубликовано 08.12.2011 — 12:44 —
Образец анализа эпизода пьесы А.Н.Островского «Гроза». Умение делать анализ драматического произведения, Знание основных литературоведческих понятий, умение находить их в тексте.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ эпизода драматического произведения
(6-е явление 4 действия драмы А.Н.Островского «Гроза»)
Кульминацией пьесы А.Н.Островского «Гроза» является 6 явление 4 действия. Сцена всенародного покаяния главной героини – наиболее напряженный момент развития конфликта и в душе Катерины, и в ее столкновении со свекровью, Марфой Игнатьевной Кабановой. На наших глазах происходит борьба живого и свободного чувства с религиозным страхом и нравственным долгом замужней женщины. Назревание этого конфликта показано в предшествующих эпизодах: в разговоре Бориса с Варварой о возможном признании Катерины, в репликах прохожих о том, что «гроза даром не пройдет», в рассуждениях изобретателя-самоучки Кулигина о грозе-«благодати», в угрозах полубезумной барыни. Смерть героиня предчувствует с самого начала действия, поэтому-то мы воспринимаем Катерину как лицо трагическое. Желание быть любимой и любить осуждается ханжеской моралью Кабанихи. Может, лучше делать вид, что любишь?
Честная и открытая, Катерина не желает так поступать, а встречаться тайно, как Варвара, не хочет. Да, она иная, не такая, как все, и в этом ее беда, ее трагедия. Только нравственно чистый человек может терзаться муками совести и ощущением вины.
6 явление начинается репликами старой барыни, на которые никто, кроме Катерины, не обращает внимания. На Руси издавна юродивые, сумасшедшие почитались, к их предвидениям прислушивались. Впечатлительная Катерина не просто слушает – чужие слова бьют ее прямо в сердце: «Красота-то ведь погибель наша!.. В омут лучше с красотой-то!..» Автор не обрисовывает внешность героини, ее красота другого рода – внутренняя. Она не нужна в этом мире лжи, лицемерия и страха. Мотивы красоты и смерти здесь звучат антитезой, они объединены в страшном пророчестве: «Что прячешься! Нечего прятаться! Видно боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется!»
Вот и путь героине указан…
Слово «прятаться» звучит трижды: два раза в словах барыни и в авторской ремарке. Видно, от судьбы не уйдешь. Удар грома как приговор, определена героине и форма наказания – «в огне гореть». Варвара сочувствует невестке, понимая ее муки. Но помочь она может лишь советом: «…помолись, легче будет». А Катерина в ужасе замечает на полустертых фресках галереи картину «геены огненной». Тяжесть на ее душе требует выхода, и он приходит.
Перед покаянием героини мы отмечаем ремарку: «Кабанова, Кабанов и Варвара окружают ее». Окружают, давят, теснят… И вот он – прорыв чувств: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» Эпизод очень эмоционален, и это подчеркивается обилием восклицательных предложений.
Воспитанная в патриархальных традициях, Катерина обращается к родным по старшинству: «Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!» На первом месте – Бог. Он высший судия для героини. В этом тоже проявление религиозности героини.
Интересно проследить также поведение Варвары и Тихона. Варвара пытается выгородить Катерину, чувствуя и себя виноватой в ее грехе: «Врет она, сама не знает, что говорит». Тихон тоже догадался, в чем будет каяться жена. Жалея ее (ведь просила, чтобы взял с собой!), он пробует остановить Катерину. Здесь чрезвычайно красноречива ремарка: «растерявшись, в слезах, дергает ее за рукав». Он предостерегает жену, боясь гнева матери, даже «хочет обнять». А Кабаниха торжествует: «Говорила я, так ты и слушать не хотел. Вот и дождался!»
Покаяние героини происходит тогда, когда все сходится для нее: муки совести, страх перед грозой как наказанием за грехи, предсказания гуляющих горожан, предательство Бориса (тот в решающий момент малодушно исчезает). Катерина признается в грехе принародно, в церкви, как принято в православном мире, что показывает ее истинно русскую душу. Сцена покаяния неминуемо приближает трагическую развязку пьесы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С этим докладом я выступила на заседании м/о.Считаю, что все — таки установка на текстуальное изучение фрагмента при ориентации на соответствующие методики,- это подход разумный, нацеленный на достиже…

Анализ эпизода…

Драматическое произведение…

Критерии анализа эпизода литературного произведения…

Схема анализа драматического текста….

План помогает научить логично строить анализ эпизода….

АНАЛИЗ эпизода художественного произведения….
- Мне нравится
Используемые источники:
- https://lit.ukrtvory.ru/kulminaciya-po-pese-groza-ostrovskij-a-n/
- https://vashurok.ru/questions/kulminatsiey-grozi-mozhno-schitat-epizod
- https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/02/27/zachet-po-teme-tvorchestvo-anostrovskogo
- https://rosnoust.ru/sochineniya/zavyazka-kulminaciya-razvyazka-v-pese-groza.html
- https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/12/08/analiz-epizoda-dramaticheskogo-proizvedeniya

Катерина и Варвара сравнительная характеристика в пьесе Гроза
Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского с цитатами
Краткое содержание пьесы А.Н. Островского «Гроза»




