Образ и характеристика Дикого из пьесы «Гроза» Островского

Illustracija-Groza-Ostrovskij-Gerasimov-S-V-Boris-Dikoj.jpg

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Дикого в пьесе «Гроза»: описание характера героя, портрет в цитатах.Смотрите: Краткое содержание пьесы «Гроза»Все материалы по пьесе «Гроза»

Краткая характеристика Дикого в пьесе «Гроза»

Дикой обижает тех, кто слабее его или ниже по положению. Но при этом он никогда не ругается с тем, кто сильнее его: их он боится. Дикой — жадный человек. Он не любит платить жалованье (зарплату) своим работникам за их честный труд.Однажды к Дикому из Москвы приезжает его племянник Борис. Тот надеется получить от дяди наследство, оставленное бабушкой. Для этого племяннику нужно вести себя вежливо и покорно со вздорным дядей. Однако Дикому трудно угодить, поэтому Борис не уверен, получит ли свое наследство когда-либо. Так же и работники Дикого никогда не знают, заплатит ли хозяин за работу или нет.

Образ и характеристика Дикого в пьесе «Гроза» в цитатах

«…Как не ругать! Он без этого дышать не может…» 

«…Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?..» 

Дикой может ни за что обругать и обидеть человека:

«…Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет…» 

«…За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?..» 

Дикой тиранит свою семью. Его домашние не знают, как ему угодить:

«…А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам…» 

«…столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут…»

«…На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне!..» 

Дикого в городе называют «воином», потому что он «воюет», ругается со всеми:

«…Так ты знай, что ты червяк.Захочу – помилую, захочу – раздавлю…» (Дикой говорит Кулигину)

Дикой никого не боится:

«…Боится, что ль, он кого!..» 

«…Унять-то его некому, вот он и воюет!..» 

«…Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю…»

Все жители города боятся Дикого:

«…Входят Дикой и за ним Кулигин без шапки. Все кланяются и принимают почтительное положение…»

Дикой является очень жадным человеком:

«…Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека…»

Купец Дикой не любит платить жалованье своим работникам:

«…У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит…» 

«…А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится…»

Когда Дикой не может поругаться с каким-то важным человеком, он срывает свою злобу на домашних:

«…А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!..» 

Работники Дикого жалуются на него городничему, потому что хозяин не платит жалованье как следует:

«…К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет…» 

Но городничий не в силах повлиять на Дикого, который совсем не боится чиновника:

«…Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!»…»  

«…потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать!..»

Дикой понимает, что он — злой человек, но ничего не может с собой поделать:

«…Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю…»

Иногда Дикой раскаивается в своем поведении и даже просит прощения у несчастных, которых обругивает:

«…После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся…»

В семье Дикого все радуются, когда он уходит из дома:

«…Дома-то рады-радехоньки, что ушел…»

Жена Дикого каждое утро в слезах умоляет домашних не сердить его:

«…Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! голубчики, не рассердите!..» (о жене Дикого)

У Дикого есть дочери-подростки:

«…Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет…»

Дикой должен выплатить племяннику Борису часть наследства от бабушки. Однако молодой человек получит это наследство, только если будет почтительно вести себя с дядькой Диким:

«…бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием <…> Если мы будем к нему почтительны…»

Несмотря на все старания Бориса, Дикой все время ругает его:

«…Это Дикой племянника ругает…» 

 «…Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит…»

На самом деле Дикой не хочет выплачивать наследство Борису и его сестре, потому что очень жаден. Судя по всему, Борис никогда не получит наследство, ради которого так старается угодить вздорному дядьке:

«…У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!..»

Купец Дикой является кумом злой купчики Кабанихи:

«…Что это ты, кум, бродишь так поздно?..»

Дикой любит поговорить с Кабанихой по душам. У Кабанихи и Дикого много общего, они оба злые люди и оба изводят своих родных:

«…А вот что: разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговаривать…»

Критика об образе Дикого в пьесе «Гроза»

«В личности Дикого Островский дал нам полное олицетворение самодурства с его, можно сказать, чудовищною грубостью и дикостью. Эгоист в самом дурном значении этого слова, Дикой не только не обращает внимания на положение зависимых от него людей, но и не проч обсчитывать их, ради своей наживы. <…>Самодурство Дикого особенно резко выражает в том, что его отношения к людям и суждения о них не имеют никакого основания, кроме личного произвола и необузданности. Он, например, называет бедного мещанина Кулигина вором и сердится на его обиду… .Жадный до денег, Дикой любит получать, а не отдавать их другим, хотя бы и за дело. <…> Таким образом, Дикой, если ему приходится отдавать деньги, приходит в раздражение, ругается, ибо он принимает это как несчастье, наказание, вроде пожара, наводнения, а не как должную, законную расплату за то, что для него делают другие.»(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.)Это был цитатный образ и характеристика Дикого в пьесе «Гроза» Островского: описание характера персонажа, его портрет в цитатах.Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»Содержание:

Краткая характеристика

С.П.Дикой — купец, влиятельный человек в городе. Он отличается скандальностью и сварливостью. Каждый день он становится зачинщиком ссор и ругани. Если по каким-то причинам не может дать отпор другому (например, когда у противника больше денег), то обязательно срывается на домочадцах. От творимого им произвола страдает вся семья — супруга и 2 дочери, часто достается и работникам.

Дикой — очень жадный человек. Всякий, кто приходит к нему за деньгами, обязательно будет унижен и оскорблен. Причем даже в том случае, если купец обязан заплатить. К примеру, к нему приезжает племянник, который по закону должен получить наследство. Но Савел Прокофьевич не торопится с выплатой. Страдают и крестьяне — они постоянно остаются без жалования либо вынуждены ожидать его продолжительное время.

Изредка Дикой понимает, что поступает нехорошо и зло, но ничего не может с собой поделать. Он бросается в ноги своей семье, молит о прощении, однако не проходит и дня, как все повторяется.

Особенности образа

Савел Прокофьевич Дикой, характеристика которого полностью негативная, всегда невежествен и груб. В пьесе нет ни одного момента, когда бы он поступил правильно. Если охарактеризовать его кратко, можно выделить следующие черты:

  • Полное отсутствие колебаний. Дикой наслаждается своей жизнью, и часто даже не замечает собственного плохого влияния на окружающих;
  • Нет стремлений или целей. Савел живет потребительски. Если что и является для него смыслом жизни, то только деньги или возможность сохранить их.
  • Отсутствуют угрызения совести. Купец делает много плохих вещей, но никогда не переживает, что кому-то навредил.
  • Излишняя самоуверенность.
  • Невежество и глупость. Если кто-то пытается поправить Савела, развернуть его на правильный путь, он отвечает руганью и бранью.

Савел Прокофьевич ничем не интересуется. Более того, наука или политика кажутся ему бесполезными и даже вредными. Его преданность приметам и предрассудкам явно проявляется, когда приходит Кулигин и просит помочь в обустройстве громоотвода. Но Дикой называет грозу Божьим знаком, и полностью уверен, что «шестами да рожнами» с ней бороться нельзя. Против высших сил не поможет ничего.

Если что-то и вызывает неподдельную любовь Дикого, то это деньги. Когда они попадают в его кошелек, Савел сделает все, чтобы они там и остались. К примеру, его крестьяне подолгу не получают жалования, а если и удается выпросить, то к оплате добавляются бранные слова и крики от жадного купца.

Основной чертой его характера можно назвать грубость. Дикой никогда не думает, что говорит, часто использует бранные и обидные слова. Унижения и оскорбления — единственный способ общения, ему доступный. Он очень глуп, поэтому агрессивен.

Семья Дикого

Семья Дикого в пьесе «Гроза» описывается скудно. Однако даже этих немногих слов Островского достаточно, чтобы показать неподдельный страх перед ним. Исходя из цитат, можно сложить впечатление о нескольких родственниках:

  1. Супруга. Ее день начинается с того, чтобы попросить всех окружающих не доводить мужа. Когда он зол, то ведет себя агрессивно, не разбирая, кто попадется под руку. Из-за этого часто страдает семья.
  2. 2 дочери (несовершеннолетние). О них почти ничего не указывается в произведении. Лишь изредка окружающие проявляют к ним свою жалость, ведь в силу небольшого возраста они не могут выйти замуж и избавиться от невежества отца.
  3. Племянник Борис Григорьевич. Он приезжает к Дикому, чтобы получить часть наследства, положенную ему по праву. Но купец не торопится рассчитываться.

Действующие лица и отношения с ними

В пьесе есть несколько основных действующих лиц, и с каждым из них у Дикого складываются свои взаимоотношения, преимущественно зависящие от уровня достатка последних. Сравнительное описание представлено в таблице ниже.

Действующее лицо Краткая характеристика Взаимоотношения с Диким
Кабанова Марфа Игнатьевна (Кабаниха) Тиран, деспот, купчиха, глава семьи, всех держит под давлением. Отличные. Оба влиятельны и одинаково невежественны, глупы. Поддерживают друг друга.
Катерина Молодая девушка, жена сына Кабанихи. Влюбляется в племянника Дикого, за что осуждена обществом. Развита, умна, нежна. Поддается своей необузданной страсти, а затем не может скрывать роман от мужа. Не сумев вынести собственного предательства, бросается в омут. Дикой сначала нейтрален по отношению к Катерине, но потом начинает ее презирать, т. к. она пошла против устоявшегося уклада и позволила себе влюбиться не в того.
Тихон Иванович Кабанов Слабый и безвольный мужик, во всем потакающий матери. Из-за этого он часто бывает несправедлив к жене. Купец относится к Тихону по-отцовски, старается передать ему свою невежество и глупость. Радуется, когда видит, как тот всецело подчиняется матери Кабанихе, хотя и делает редкие попытки выйти из-под ее власти.
Борис Григорьевич, племянник Очень добрый и пронзительный юноша. Из-за своей неопытности не способен принимать волевые решения. Наследство, которое купцу нужно передать племяннику, становится камнем преткновения. Ему не хочется расставаться с деньгами, поэтому речь всегда наполнена бранью и руганью.
Кулигин Искренний и самобытный мещанин. Развивается разносторонне, в его поведении преобладает здравый смысл. Савел Прокофьевич побаивается Кулигина, не ругается с ним, как обычно, старается сторониться. Мещанин много и постоянно говорит, часто купцу не удается вставить даже слова.
Феклуша Необразованная странница, которая действует на руку Кабанихе и Дикому. Она рассказывает о том, что если кто-то выйдет из-под крыла Кабанихи или купца, переедет из Калинова, то будет вести неправильный образ жизни. Истинное счастье есть только в этой «земле обетованной». Ее льстивые речи имеют большое значение для купцов, поэтому они к ней благосклонны.

Значение купца в произведении

Савел Прокофьевич рассматривает себя как хозяина всего Калинова. Говоря о том, как Дикой относится к окружающим, читатель замечает безграничность хамства и грубости. Но только в случае, если собеседник не может дать отпор.

Это указывает на то, что купец является обычным трусом. Он никогда не скажет слова против, если перед ним кто-то, у кого больше денег.

Драма принадлежит тому времени, когда самодуры и богатые влиятельные люди преобладали. Они принадлежат особому сословию, которое полагало, что ему все можно. Они всегда высмеивались талантливыми авторами русской литературной классики. В сравнении с ними обычно рассматривались обычные крестьяне. Они находятся на более низком социальном положении, но являются развитыми и умными личностями.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Скачать:

Во времена написания пьесы обществом управляли герои подобные Дикому. Его портрет аналогичен сотням других богатых купцов, утопавших в роскошном образе жизни, абсолютном невежестве. Такие люди тянули Россию на дно. В темное царство глупости, тупости, средневековых нравов. Образ и характеристика Дикого в пьесе «Гроза» является отрицательным. Он истинное воплощение понятия самодурство. Является ярким представителем диких нравов и сурового отношения к людям и жизни.

Савел Прокофьевич Дикой – зажиточный купец в городе Калинове. Отрицательный персонаж.

Образ и характеристика

Дикой человек, мягко говоря, неприятный. Такое впечатление производит из-за ужасного характера. Супруга Дикого зная, что мужа лучше не гневить, начинает каждое утро слезно обращаться к окружающим:

«Батюшки не рассердите! Голубчики, не рассердите!». И так ежедневно. Несложно догадаться, как ей достается от него ежели ослушается или изволит прогневать. О счастливой, семейной жизни речи нет.

Дикой типичный портрет самодура. Привык ощущать себя полноправным властелином города. Абсолютно уверен, что имеет права влиять на судьбы жителей, нагло вмешиваясь в их жизнь.

«Захочу — помилую, захочу – раздавлю». Чувствуя власть над людьми, пользуется этим на всю катушку, творя, что ему в голову придет. Дикой точно знает, что его выходки останутся безнаказанными.

Грубиян и хам. Разговорная речь полный кошмар. Сплошные ругательства. Может он привык так изъясняться, считая, что собеседник поймет быстрее. Доброго слова от него точно не услышишь. Дикой точно знает на кого орать, а где смолчать.

Человек настроения. Никогда не знаешь, в каком расположении духа он будет сегодня. Впрочем, улыбающимся его не видели. Вечно угрюм и озлоблен.

Не образован. За всю жизнь не прочитал ни одной книги. Фамилии известных писателей вызывают у Савела недоумение. Историю не знает. С современностью не дружит. Считает науку пустой тратой времени. Глупостью, смешным занятием недостойным уважения. Одним словом дикий человек.

Осознает поступки. Прекрасно осознает, что поступает плохо, но изменить ситуацию либо измениться самому – это не для него.

«Знаю, что делаю плохо, но с собой ничего поделать не могу».

Жаден до денег. Деньги главное в жизни Савела Прокофьевича. Смысл и суть. Попади денежные средства в карман Дикого, он никогда не сможет расстаться с ними. Служащие забыли, что такое жалованье. Стоит кому-то попросить одолжить деньжат, у Дикого начинается внутреннее клокотание.

«Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю внутреннюю разжигать станет». Когда его пытаются укорить жадностью, Дикой оправдывается: «Кому своего добра не жалко». Редкий случай, когда удастся выпросить. Зато такого наслушается, мало не покажется.

Отношение к женщинам. Вот уж кому достается от Савела Прокофьевича так это бедным женщинам. Вся агрессия направлена на женский пол. Единственная женщина, которую тиран и деспот побаивается Кабаниха. Ее уважает. С мнением считается. Чувствует баба сильней и хитрей. У самой характер сродни его.

Эгоистичен. По завещанию Дикой должен племяннику наследство, доставшееся Борису от бабки. Одно из условий получения является почтительное отношение к дядюшке. Такие условия Дикому выгодны. Он пользуется этим, заставляя племянника пахать на него с утра до ночи. Словно он бесплатная рабочая сила. Почему бы не поэксплуатировать родственника. При этом Дикой постоянно унижает и оскорбляет племянника. Постоянно ему напоминает, словно оправдывается:

« У меня свои дети, зачем я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!».

Труслив. Несмотря на боевой характер Дикого, он труслив, как заяц. Обычная гроза способна привести его в трепет. Она у него ассоциируется с Господней карой, сверхъестественной мощью. Он старается от нее укрыться, боясь, что гром небесный его разразит.

Уверен в себе. Идет по жизни напролом. Словно танк, не останавливается перед преградами на пути. Точно знает, что делает и абсолютно уверен, что поступает правильно. Мнение других безразлично.

Добавить в избранноеЛитература5 — 9 классыBogra2018-09-23 00:00:00Решено202ОТВЕТЫ

Дикого в городе уважают: «…Савел Прокофьич Дикой, купец, значительное лицо в городе…». «…Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело…» .

Дикой полон злобы и часто ругается: «…Как не ругать! Он без этого дышать не может…»  «…Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве..»  «…Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет…»  «…За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите..»  «…Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю…»    «…Это Дикой племянника ругает…»   «…Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит…»  

В доме он тиран: «…А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам…»  «…столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут…» «…На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне!..»  …А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!..»  «…Дома-то рады-радехоньки, что ушел…» «…Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! голубчики, не рассердите!..»

Дикой жаден, жалованье работникам не платит: «…Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека…»  «…У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит…»  «…А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится…»  «…К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет…»  

Кабаниха имеет много общего с Диким. «…А вот что: разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговаривать…»

Она тоже домашних держит в страхе: «…Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет..»  «…Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг…»  «…а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь…»  «…Аль порядку не знаешь В ноги кланяйся!..»  «…Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь Приказывай жене-то…»  «…Ничего-то не знают, никакого порядка…»  

Кабаниха — богомолка.»…Ну, я Богу молиться пойду; не мешайте мне…»

2 Отв. дан 2018-09-28 00:00:00Ольга Для написания вопросов и ответов необходимо зарегистрироваться на сайте

Другие вопросы в разделе — Литература

Андрей

Подскажите как пожалуйста!Очень очень нужно!Буду очень благодарна 1) отгадайте …

2018-09-23 00:00:00

Delakus

Придумать 2 частушки на тему школы …

2018-09-23 00:00:00

Кристина

ПРОШУ НЕ ПРОХОДИТЕ МИМО, ПОМОГИТЕ!!! Я совсем не помню …

2018-09-23 00:00:00

Anargas

Текст одного из известных русских стихотворений был переведен компьютером …

2018-09-23 00:00:00

Опубликовано 08.02.2014 — 11:22 —

С помощью этого приложения можно показать «сильных» и «слабых «мира сего.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pnggroza.docx 24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 5

Цитаты, характеризующие действующих лиц

Савёл  Прокофьич  Дикой

Действие первое, явление первое:

1)Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.

Кулигин. Нашел место!

Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.

Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савёл Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

Кудряш. Пронзительный мужик!

2) Шапкин. Унять-то его некому, вот он и воюет!

3) Кудряш. …а этот, как с цепи сорвался!

4) Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может.

Действие первое, явление второе:

1)Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Дикой. Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?

Действие первое, явление третье:

1) Борис. Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, сто не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого не следовало бы.

2) Борис. В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то угодить не могут; а уж где ж мне!

Кудряш. Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его по утру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается.

3) Шапкин. Одно слово: воин.

Марфа Игнатьевна Кабанова

Действие первое, явление первое:

1) Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, всё под видом благочестия, а этот, как с цепи сорвался!

Действие первое, явление третье:

1) Кулигин. Ханжа,  сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем.

Варвара

Действие первое, явление седьмое:

1) Варвара. Говори! Я хуже тебя!

Действие второе, явление второе:

2) Катерина. Обманывать-то я не умею; скрыть-то ни -чего не могу.

 В а р в а р а. Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни,  где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. Я вчера гуляла, так его видела, говорила с ним.

Тихон Кабанов

Действие первое, явление шестое:

1) Варвара. Так нешто она виновата! Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. Скучно мне глядеть-то на тебя.

Иван Кудряш

Действие первое, явление первое:

1) Кудряш.  Хотел, да не отдал, так это все одно что ничего. Не отдаст он (Дикой) меня, он чует носом –то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.

2) Кудряш.  Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Сталь быть, я ему нужен. Ну, значит, я его не боюсь, а пущай же он меня боится.

3) Кудряш.  … Да не спускаю и я: он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, я перед  ним рабствовать не стану.

4) Кудряш.  …Больно лих я на девок-то!

Катерина

Действие второе, явление второе:

1) Катерина. И никогда не уходится.

Варвара. Отчего ж?

Катерина. Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет  шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!

2) Катерина. Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу.

Кулигин

Действие первое, явление третье:

1) Кулигин. Как же, сударь! Ведь англичане миллион дают; я бы все деньги для общества и употребил, для под -держки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего.

Борис

Действие первое, явление третье:

Борис. Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а вс е-таки не привыкну никак.

Феклуша

1) Ф е к л у ш а. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростию и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.

Действие второе, явление первое:

2) Феклуша. Нет, милая. Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать — много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут пер -сидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный!» А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.

Глаша. Отчего ж так, с песьими?

Феклуша. За неверность. Пойду я, милая девушка, по купечеству поброжу: не будет ли чего на бедность.Прощай покудова!

Глаша. Прощай!

Феклуша уходит.

Вот еще какие земли есть! Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли.

Нравы города:

Действие первое, явление третье:

1) Кулигин. И не привыкнете никогда, сударь.

Борис. Отчего же?

Кулигин. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубое -ти да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным тру -дом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городни -чий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат; а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, го ворит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку». Я было хотел все это стихами изобразить…

2) Ф е к л у ш а. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростию и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.

Действие второе, явление первое:

3) Феклуша. Нет, милая. Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать — много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут пер -сидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный!» А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.

Глаша. Отчего ж так, с песьими?

Феклуша. За неверность. Пойду я, милая девушка, по купечеству поброжу: не будет ли чего на бедность.Прощай покудова!

Глаша. Прощай!

Феклуша уходит.

Вот еще какие земли есть! Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли.

Взаимоотношения в семье:

Действие первое, явление пятое:

1) Ка б а н о в а. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!

Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов. Я, маменька…

Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы пере -нести! А, как ты думаешь?

Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, Господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну, и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну, и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори, что хочешь, про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык….

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

К а б а н о в а. Да во всем, мой друг! Мать, чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.

Действие второе, явление второе:

2) Катерина. Обманывать-то я не умею; скрыть-то ни -чего не могу.

 В а р в а р а. Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни,  где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. Я вчера гуляла, так его видела, говорила с ним.

Гроза

Действие первое, явление девятое:

1) Варвара (оглядываясь). Что это братец нейдет, вон, никак, гроза заходит.

Катерина (с ужасом). Гроза! Побежим домой! Поскорее!

Варвара. Что ты, с ума, что ли, сошла! Как же ты без братца-то домой покажешься?

Катерина. Нет, домой, домой! Бог с ним!

Варвара. Да что ты уж очень боишься: еще далеко гроза-то.

Катерина. А коли далеко, так, пожалуй, подождем немного; а право бы, лучше идти. Пойдем лучше!

Варвара. Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься.

Катерина. Да все-таки лучше, все покойнее; дома-то я к образам да Богу молиться!

Варвара. Я и не знала, что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь.

Катерина. Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно. Что у меня на уме-то! Какой грех-то! страшно вымолвить!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-235875-1610376601.jpgЗадания к драме «Гроза» 10 класс

Задания по драме Островского «Гроза»…

picture-11116-1380948314.jpgПрезентация к изучению 1 действия драмы «Гроза»

Презентация к изучению 1 действия драмы А. Н. Островского «Гроза» в 10 классе….

picture-377188-1389106927.jpgИз опыта работы Урок. Тема: Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели.

Урок литературы в 10 классе. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели….

picture-377188-1389106927.jpgИз опыта работы. Урок. Драма «Гроза». Система образов, приемы раскрытия характеров героев.

Урок литературы в 10 классе. Драма «Гроза». Система образов. Смысл названия…

picture-480387-1410620732.jpgМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Тема: «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»

В архиве находится презентация и разработка заняти по «Грозе» А.Н.Островского, а видеофайл сможете посмотреть в разделе видео на моей странице. Очень рекомендую. Сама разработка обычна, а вот видео за…

Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»

Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения — речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского «Гроза»Сопровождается  презентацией….

Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»

Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения — речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского «Гроза»Сопровождается  презентацией….

  • Мне нравится

  Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2015/08/obraz-harakteristika-dikoj-groza.html
  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-dikogo.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1554-harakteristika-dikogo-groza.html
  • https://istinaved.ru/post/74150
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/02/08/tsitaty-kharakterizuyushchie-glavnykh-personazhey-dramy-groza

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт