Николай Гумилёв: «Жираф» — Анализ стихотворения

Если делать полный анализ стихотворения «Жираф», которое написал великий поэт Николай Степанович Гумилев, стоит вспомнить, что же это был за человек и какие жизненные события способствовали написанию данного произведения.

Содержание

История создания

Николай Степанович Гумилев оставил после себя огромный след не только как поэт, но так же он был первоклассным переводчиком, прозаиком и теоретиком. Супругой Николая Степановича была легендарная Анна Андреевна Ахматова. Такой творческий союз, казалось бы, невозможно сломить, и долгое время они являлись образцовой семьей. Но с началом Первой Мировой войны очень много изменилось в их отношении. Начались постоянные недомолвки и непонимание. Встал вопрос о непринятии образа жизни, измен и непонимания.

Но данные семейные ссоры очень продуктивно сказались на творчестве молодого автора. К великому сожалению, Николай Степанович прожил очень короткую жизнь. Уже в 35 лет он попал под подозрение в государственном заговоре, за что позже был расстрелян. Автор оставил после себя бессмертные произведения, которые не потеряли свою актуальность и по сей день.

Одним из таких творений можно выделить стихотворение «Жираф», которое автор написал в 1907 году, когда вернулся из Африки. Он очень большую роль в жизни отводил именно путешествиям по миру, где пытался найти своего рода рай.

Жанр, размер

Безусловно, данное стихотворение можно отнести к лирике. Написано оно было амфибрахием, рифмовку автор использует перекрестную.

Поскольку Гумилев является основоположником акмеизма, то естественно использует данное течение и в своем творчестве.

Композиция

Композиция стихотворения весьма интересна и необычна. Формально произведение делится на пять частей, но по смыслу можно выделить две части стихотворения. Первая несколько меньше второй части. В ней идет речь о женщине, которая грустит.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Во второй же части описывается жираф и окружающая его природа.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер

Автор подробно описывает животное, восхищаясь его красотой и грациозностью. Сравнивая его с парусами корабля, а бег – с полетом птиц, Николай Степанович подчеркивает всю изящность и красоту этого прекрасного животного.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

В последней строфе рассказчик снова возвращает нас к разговору с девушкой, и попытками развеять её тоску.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Основная тема произведения

В стихотворении умело раскрывается тема экзотики и женской грусти. Так до конца и не ясно то,  кого автор представлял в женском облике – жену, сестру или же просто случайную незнакомку. Лирический горой старается помочь девушке прогнать тоску, рассказывая об экзотике далеких стран. В частности о жирафе, который, безусловно, покорил сердце автора. Он с любовью и восхищением описывает незнакомое нашим краям животное. По одним выражениям, которые он использует для его описания, можно заметить его восхищение.

Но его рассказ не помог девушке, а лишь ещё больше расстроил её. Она начинает ронять слёзы. Автор оставляет неизвестной причину данного поведения. Возможно, незнакомке стало грустно от того, что она никогда ранее не видела подобного тому, что описывал ей лирический герой.

Очень интересный способ рассказа о красотах экзотических стран помогает стихотворению стать особенным в русской литературе.

Средства выразительности и образы

При написании этого произведения, Николай Степанович не поскупился на использование метафор, эпитетов и сравнений. Благодаря их использованию автор умело подчеркивает всю красоту животного и природы, а так же четко передает настроение девушки.

Что же касается образов, то здесь перед нами предстают три образа: лирического героя, девушки и жирафа. Но образ девушки и героя автор не слишком развивает, то в образ жирафа он воплощает всю красоту и свободу экзотики.

Так же отдельным образом можно выделить описание природы, которую автор мастерски описывает. Он занимался тем, что пытался найти «рай на земле». Именно это желание толкало его на новые и новые походы.

Основная мысль произведения

Основная мысль стихотворения была воспета ни одним поэтом. Это поход к своей мечте и умение жить. Автор в образе лирического героя передает свои чувства и стремления. Его цель – найти тот самый оазис, из которого не захочется уходить. Он умеет замечать прекрасное в мелочах, а, главное, он умеет этим наслаждаться. Он ценит в жизни каждую мелочь и никакие преграды не смогут ему помешать, чтобы добраться до своей цели. Лирический герой, как и сам Гумилев, очень целеустремленный человек. Поставив перед собой цель – он движется к ней. Из любой ситуации он пытается получить что-то полезное, насладиться доселе невиданными видами и красотами мира.

По строкам данного стихотворения можно сделать вывод о том, что автор умеет ценить красоту, он живет ею. Он воспевает прекрасные черты жирафа. Строки его произведения настолько красивы и чувственны, что невольно начинаешь сам восхищаться этим животным и окружающим пейзажем.

Именно этим стихотворением автор пробуждает в нас желание жить. Не важно где и с кем ты находишься, не важно, какие жизненные передряги не встречаются на твоем пути, никогда нельзя опускать руки и сдаваться. Именно к этому старается призвать нас автор строками своего бессмертного произведения. Гумилев показывает цену мечты. Что именно мечта толкает нас идти вперед с гордо поднятой головой и горящими глазами.

Содержание:

«Жираф» Гумилёва: история создания

Стихотворение «Жираф» Гумилёв создал в 1907 году, а в 1908 году оно было впервые опубликовано в его стихотворном сборнике «Романтические цветы», изданном в Париже и посвящённом Анне Андреевне Горенко (впоследствии взявшей фамилию Ахматова). На момент написания стихотворения Гумилёв считал её своей невестой, дважды делал ей предложение, хотя оба раза получал отказ. Отсутствие взаимности толкало поэта даже на попытки самоубийства. Однако со временем Анна изменила своё решение: пара всё же поженилась в 1910 году.

Некоторые ошибочно считают, что «Жираф» был написан Гумилёвым под впечатлением от путешествия в Африку, но на самом деле к тому времени он ещё не был в африканских странах, хотя и путешествовал по Ближнему Востоку после отказа Анны Горенко. Африка же привлекала его с детства, а жирафа он захватывающе описал ещё до того, как увидел его вживую — и благодаря поэтическому мастерству и художественным средствам это величественное животное ярко увидели и многие поколения читателей.

В путешествие по Африке Гумилёв отправился в 1909 году — как раз на средства, полученные от сборника «Романтические цветы». После этого он признавался, что пресыщен новыми впечатлениями, устал от Каира и декоративных жирафов. Но на момент написания стихотворения жирафы ещё были для него далёкой манящей мечтой.

Критики с иронией отнеслись к стихотворению и ещё долго в литературных кругах за глаза называли самого Гумилёва «изысканным жирафом» за его желание уйти от суровой реальности в красивые идиллические миры.

Анализ стихотворения

Произведение относится к литературному направлению акмеизм, как и творчество Гумилёва, которого называют «отцом» этого модернистского течения начала XX века. Акмеисты как класс ставили своей целью создавать «искусство ради искусства», противостояли принципам символизма и выступали за материальность, конкретику образов, ясность языка и точность слова. Но в 1907 году автор ещё только открывает для себя и пробует применять в написании те принципы, которые позже будут считаться акмеистическими.

Жанр произведения — любовная и философская лирика. Это также жанровая сценка — разговор с собеседницей, в который включены описание экзотических африканских пейзажей и портрета жирафа.

Стихотворный размер — четырёхстопный амфибрахий, рифма — перекрёстная (АВАВ). Считается, что такой стихотворный размер наиболее подходит для описания лёгких и спокойных чувств, поэтому он удобен при чтении стихотворения «Жираф».

Образ лирического героя

Таинственный рассказчик, от лица которого идёт повествование о жирафе, предстаёт перед читателем путешественником, который побывал в экзотических местах, видел своими глазами и сохранил в памяти озеро Чад, прекрасного жирафа, тропические сады, пальмы, вождя и чёрную деву. Он — мечтатель и романтик, спешащий поделиться увиденным со своей слушательницей, рисующий перед ней удивительные картины, приглашающий вслед за собой в далёкий неизведанный мир.

Одновременно с этим лирический герой является влюблённым молодым человеком, который, хотя и не понимает тонкости женской души, отчаянно пытается найти контакт со своей возлюбленной, но она — девушка с грустным взглядом, отгородившаяся от него и обнявшая руками колени, не хочет слушать эти сказки. Влюблённый герой сталкивается с непониманием, видит её слёзы, и это приводит его в растерянность. В тексте произведения чувствуется его беспомощность перед её плачем, однако он снова и снова пытается говорить с молчаливой слушательницей.

Противопоставление двух миров

В произведении описаны два мира:

  1. Реальный — серый и мрачный, с постоянными дождями и «тяжёлым туманом», словно бы придавливающим к земле. Вероятно, он является отражением России того времени, в которой происходили страшные перемены. В этом мире происходит разговор автора с возлюбленной, в нём же живёт лирическая героиня. В её чертах угадывается сходство с жирафом: она изящная, стройная, с тонкими руками, но этот образ подчёркивает её беспомощность перед безысходностью окружающей действительности.
  2. Африканский — в противопоставление реальному, слишком яркий, манящий и таинственный, более живой, с живописной природой и настоящей экзотикой. В этом мире живёт жираф: его образ своей утончённостью перекликается с образом героини, но, в отличие от неё, он окружён не серостью, а чудесами, он свободен, а его бег сравнивается с радостным птичьим полётом.

Лирический герой, будучи мечтателем, делает выбор в пользу мира фантазий. Он хочет подарить райскую страну и своей возлюбленной, знакомя её с далёкими образами, чтобы вытащить её из мрачного «сегодня», но не добивается успеха. На противопоставлении двух совершенно разных миров и строится конфликт произведения.

Тема и идея «Жирафа» Гумилёва

В стихотворении затрагиваются такие темы и идеи, как:

  • тематика экзотических стран;
  • мечты и побег от мрачной реальности;
  • любовь;
  • взаимопонимание между людьми, между мужчиной и женщиной.

Филолог Д. В. Соколова условно разделяет стихотворение на две части: конкретную, в которой затронута тема далёких африканских стран, и абстрактную, в которой можно увидеть проблему сложных отношений главного героя и героини.

Заметив, что девушка грустна, рассказчик стремится поднять ей настроение, так как любит её, она ему небезразлична. Он делает это так, как умеет — красивыми и подробными рассказами о далёких островах и экзотических местах, в которых он побывал. Его увлекают «весёлые сказки таинственных стран», с помощью которых он убегает от серой дождливой повседневности, поэтому он не сомневается, что они порадуют и его избранницу.

При этом нельзя сказать, что герой постоянно бежит от реальности в свои грёзы: наоборот, мечты придают ему сил, заставляют строить планы и стремиться к прекрасному, туда, где «изысканный бродит жираф». У него неприземлённое восприятие реальности, он умеет закрывать глаза на серость, дожди и туманы и видеть в жизни что-то положительное.

Таким образом, одна из главных мыслей стихотворения заключается в ценности мечты, которая может дать душе приют в пучине тревожных будней. Автор демонстрирует, что любой человек, оторвавшись от вдыхаемого ежедневно «тяжёлого тумана», может взглянуть на мир иначе и увидеть в нём много прекрасного.

Но девушке не нужны сказки о счастье: она хочет счастье настоящее, а мечтательные разговоры мужчины о прогулках по экзотическим мирам только сильнее доводят её до слёз. Однако после слов «Ты плачешь?» он снова рассказывает о жирафе, будто не знает, как вырваться из замкнутого круга.

Интересно, что в этом стихотворении Гумилёв словно предвидел свои дальнейшие отношения с Анной Ахматовой: она тоже не была особенно впечатлена его сказочными историями о путешествиях в далёких странах. Смысл произведения заключается в том, что у влюблённых разные ценности, которые, даже если они прекрасны и возвышенны, могут оставаться ненужными или непонятными для другого.

Композиция и средства выразительности

В стихотворении «Жираф» прослеживается его сходство с народными сказками. Произведение делится на две части, мастерски вплетённых одна в другую — реальный мир, в котором грустит героиня, и рассказ лирического героя о жирафе. Кроме того, оно состоит из пяти четверостиший. В последней строфе слова о жирафе звучат рефреном, то есть здесь присутствует кольцевая композиция.

Относительно короткое стихотворение наполнено большим количеством художественных средств выразительности, которые используются для передачи настроения героев и создания экзотических образов. Оригинальные тропы и психологические акценты, расставленные при помощи интонаций, придают стихотворению особое очарование и поражают читателей. Благодаря всем этим приёмам даже жираф кажется не обычным животным, а неким мифическим созданием наподобие пегаса, ради которого стоит отправиться в дальние края, чтобы увидеть его.

Ритм стихотворения — мелодичный и неторопливый, звуки неестественно протяжны, что придаёт тексту некую магию и волшебство.

К используемым в стихотворении средствам выразительности относятся:

  • эпитеты: «изысканный жираф», «волшебный узор на шкуре», «грациозная стройность», «весёлые сказки таинственных стран», «немыслимые травы», «цветные паруса», «радостный полёт»;
  • сравнения: «он подобен цветным парусам корабля», «бег плавен, как радостный птичий полёт»;
  • олицетворения: «осмелится луна», «много чудесного видит земля».

Кроме того, автор использует анафору: «особенно грустен, особенно тонки». Повтор «далёко, далёко» поэт мог бы написать через дефис, однако запятая между повторяющимися словами позволяет читателю сделать остановку, чтобы сразу почувствовать спокойную и плавную походку и неторопливость величественного животного.

Описанию жирафа в тексте уделено целых десять строк, тогда как портрет героини умещается всего в две строки. Но это всё равно позволяет легко нарисовать её образ: она красива, грациозна, грустна, руки тонки. В своей оценке этого стихотворения Сергей Есенин упоминал, что в строке «И руки особенно тонки, колени обняв» Гумилёв использовал неправильную грамматическую конструкцию. Правильно это бы звучало: «руки, колени обнявшие». Но неправильность конструкции, наоборот, продемонстрировала мастерство автора: при прочтении сразу можно увидеть позу девушки и нарисовать в своём воображении яркий образ.

Мир, в котором живёт героиня, напротив, описан почти без использования художественных средств. Единственный эпитет «тяжёлый туман» словно противопоставляется летящему, свободному бегу жирафа.

Ещё одно косвенное сравнение присутствует в строчке о чёрной деве и страсти молодого вождя: с ним можно сравнить героя, который со всей страстью и обуреваемыми эмоциями рассказывает возлюбленной об экзотических странах, тогда как она грустна и «черна», как описываемая дева.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

В 11 классе школьники изучают творчество Н. Гумилева. Многие его произведения поражают оригинальными экзотическими образами, не исключение и «Жираф», которому посвящена статья. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Жираф» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1907 г., под впечатлением от путешествий в экзотические страны.

Тема стихотворения – грусть женщины и рассказы о таинственных дальних странах.

Композиция – стихотворение являет собой монолог лирического героя, адресованный печальной слушательнице. По смыслу оно делится на две части: описание грустной женщины и рассказ о таинственных краях, в центре которого образ жирафа. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, постепенно развивающих центральные мотивы.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «…узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озер», «много чудесного видит земля».

Эпитеты«руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф».

Сравнения«вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полет».

История создания

История создания анализируемого стихотворения связана со страстью Н. Гумилева к путешествиям. Мужчина любил поездки на Восток, в Турцию и Африку. Культура и природа этих стран очень отличается от русской, поэтому не могла оставить поэта равнодушным. Так экзотические мотивы появились в его лирике. «Жираф» был написан в 1907 г., а уже в 1908 г. Николай Гумилев включил его в сборник «Романтические цветы». Этим сборником поэт доказал, что его лирический герой может быть разным: отшельником, созерцателем, проигравшим игроком и, наконец, путешественником. Последнего видим в анализируемом произведении.

Тема

Автор развивает тему экзотических стран, обрамляя ее рассказом о женской грусти. В центре произведения три главных образа – лирический герой, его слушательница и жираф. Написаны строки от первого лица.

Первые строки являются вступительной частью, показывающей, что подтолкнуло лирического героя к рассказу о далеких краях. Мужчина увидел, что женщина особо грустна. Кто скрывается, под женским образом, жена или сестра, неизвестно. Чтобы поднять ей настроение, герой решил поведать о жирафе.

Он говорит, что животное живет на озере Чад. Видно, что жираф очень нравится лирическому герою, ведь тот первым делом отмечает изысканный вид животного, «грациозную стройность» и волшебные рисунки на шкуре. Последние ассоциируются у мужчины с лунным светом, падающим на воду. Очаровывает героя и очертания жирафа, плавность его бега.

Образ экзотического животного подталкивает лирического героя к прекрасным воспоминаниям о далеких странах. Он рассказывает женщине вещи, необычные для нас. Вскоре рассказчик останавливается, видя что не смог развеселить слушательницу. Наоборот, та начала ронять слезы. Можно предположить, что грусть стала острее от того, что героиня оказалась заточенной в туманах, и очень сожалеет, что не могла видеть все, о чем услышала.

Благодаря интересной интерпретации экзотических мотивов, стихотворение заняло почетное место в русской литературе.

Композиция

При разборе стихотворения привлекает внимание композиция. По смыслу оно делится на две части: рассказ о загрустившей женщине и рассказ о жирафе, таинственных краях. Первая часть обрамляет вторую, хоть и гораздо меньше по объему. Формально произведение делится на пять катренов.

Жанр

Произведение можно определить как элегию, это ведь в нем представлен размеренный рассказ лирического героя, а некоторые стихи «окрашены» грустным настроением. Написан «Жираф» четырехстопным амфибрахием. Н. Гумилев использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Средства выразительности используются автором для передачи настроения героини произведения, а также для воссоздания экзотических образов. Тропы поражают оригинальностью.

В тексте есть метафоры – «…узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озер», «много чудесного видит земля»; эпитеты«руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф» и сравнения «вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полет».

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций: риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первой грусть героини подчеркивается нанизыванием слов с согласными «ж», «з», «с»: «Сегодня я вижу особенно грустен твой взгляд».

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    В каком году было написано стихотворение «Жираф» Н. Гумилева?</h3>

    • <label>1906 г.</label>
    • <label>1907 г.</label>
    • <label>1915 г.</label>
    • <label>1921 г.</label>

(новая вкладка)

Автор: · 12.10.2018

Николай Степанович Гумилев – великий поэт и прозаик, переводчик и теоретик 20 века, именно ему предписывают обоснование теории акмеизма. Однако не только теорией знаменит автор, но и практикой. Многие его стихи известны и любимы русским читателем. Например, «Жираф».

История создания

Говоря о поэте, невозможно не вспомнить его жену – Анну Андреевну Ахматову. Семья Гумилёвых вплоть до начала Первой Мировой войны была единственной отрадой для молодого автора, но 1914 год стал неким Рубиконом для Николая Гумилева – начались постоянные разлады с женой относительно образа жизни, взаимные измены и неверие. Можно смело утверждать, что из-за таких сильных переживаний и эмоций, у литератора начинается очень продуктивный период творчества. Человек огромного таланта, к сожалению, прожил очень короткую жизнь: был арестован в 1921 году по подозрению в государственном заговоре и в этом же году был расстрелян, оставив после себя бессмертные произведения. Одним из таких лирических произведений можно смело назвать стихотворение «Жираф».

Всю свою жизнь Николай Гумилев посвятил путешествиям, своей главной страстью поэт считал не литературу, а именно непреодолимое желание найти «рай на земле». Он изведал огромное количество дальних уголков Земли, и вот, вернувшись в 1907 году в России из весьма продолжительного путешествия по Африке, Николай Степанович пишет стихотворение «Жираф» — некий неловкий диалог с таинственной собеседницей.

Жанр, направление и размер

Гумилев – «отец русского акмеизма», именно он наиболее точно и полно изложил положения нового для 20 века литературного модернистского течения. Акмеизм ставил своей целью писать «искусство ради искусства». Первые акмеисты практически полностью отказались от принципов символизма, провозгласили ясность языка и эстетизм в поэзии.

Стихотворение «Жираф» написано амфибрахием с использованием перекрестной рифмы (АВАВ). Согласно статье М. Л. Гаспарова «Метр и смысл», амфибрахий — наиболее подходящий стихотворный размер для изображения легкого, спокойного чувства и бытия, поэтому Гумилев и использует его.

Образы и символы

Присутствие лирического героя в стихотворении ощущается сразу. Произведение открывает обращение рассказчика к своей загадочной собеседнице. Систему образов и символов в «Жирафе» нельзя назвать разветвлённой, Гумилев рисует нам образ «райского места», в котором ему удалось оказаться.

Центральным образом стихотворения становится сам жираф – некое волшебное существо, символ неги, расцветка которого напоминает паруса корабля, а плавные движения похожи на «радостный птичий полет». У поэта это животное вызывает неподдельный восторг и ассоциируется с мечтами о свободе и независимости, поиски которых заставляют Николая Гумилева предпринимать фантастические экспедиции на самые отдаленные континенты.

Темы и настроение

  • Тема счастья. Основой лирического произведения точно можно считать описание идеалистической картины, которую мастерски воспроизводит Гумилев, окунувшись в воспоминания. Зеленый оазис, прохладное и кристально чистое озеро чад, на берегу которого бродит диковинное существо, именуемое жирафом – вот что наполняет сердце и душу лирического героя спокойствием и счастьем.
  • Тема мечты. Герой осознает то, что идеальный мир иллюзорен, но это не вовсе не означает для него, что мечта не может быть исполнена. В своем творчестве поэт, испытывающий глубокое разочарование в жизни, по-прежнему остается романтиком. Гумилев продолжает верить в сказочные миры, поэтому жираф в его стихотворении предстает неким мифическим созданием, а не конкретным экзотическим животным.
  • Проблема тревожности и суетности бытия, побег от реальности. У рассказчика буря чувств и сомнений, от которых невозможно избавиться даже на берегу волшебного озера Чад в компании вольного и свободного жирафа. Но он столь хочет ощутить мечту, что готов убедить и себя, и свою таинственную собеседницу, ведь главное хотя бы на миг забыть эти переживания, чтобы на мгновение приостановить бесконечный поиск рая на Земле.

Основная идея

Смысл стихотворения состоит в том, чтобы напомнить человеку простую вещь – нужно находить счастье в жизни. Неважно, сколько испытаний встретится на пути, сколько времени займут поиски, но нельзя сдаваться. Лирический герой, как и Гумилев, находится в вечном поиске благодати, но рассказчик позволяет себе насладиться негой ситуации, даже если обстановка не совсем идеальна.

Главная мысль стихотворения – утверждение ценности мечты, ее неизбывная значимость в жизни человека. Только грёзы дают ему приют в пучине будней и тревог. Они же надувают паруса его корабля, который несется навстречу своей гавани.

Средства художественной выразительности

Относительно небольшое по объему стихотворение наполнено изобразительно-выразительными средствами, преимущественно эпитетами и метафорами.

Говоря в первую очередь об эпитетах, стоит отметить их высокую образность:

  • «радостный птичий полет» — передает ту магию и легкость образа жирафа, ведь что может быть невесомее полета;
  • «таинственные страны» — эпитет, передающий не то, что государства покрыты тайной или секретом, а иллюстрируется их далекость и экзотичность. Передается надежда на то, что, хотя бы в таких неблизких странах станет возможным найти «рай»;
  • «тяжелый туман» — эпитет грузной жизни, в которой нет места обычному мирскому счастью;
  • «немыслимые травы» — эпитет опять же передает отдаленность «рая» от места обычной жизни, ведь мыслить мы не можем лишь о том, чего никогда не видели, и даже не догадываемся, что подобное существует.

Автор: Игорь Васильев

stihotvorenie_gumileva.jpgНиколай Гумилёв — поэт серебряного века. Он создатель и представитель поэтического направления акмеизм. Гумилёв сформулировал основные концепции акмеизма, учил молодых поэтов филигранной работе над словом и образом и сам писал гениальные стихи. В них органично сочетались прозаические будни и экзотика приключений.

Оглавление:

Гумилёв много путешествовал по Турции, Африке, Востоку. Яркие сказочные впечатления от этих странствий он передавал в своих стихах. Особенно полюбилось читателям стихотворение » Жираф». Прозаическую встречу с красивым африканским животным силой своего таланта поэт переплавил в философское произведение.

План анализа

  • zhiraf_gumilev.jpgАвтор, название, история создания.
  • Содержание, чем вызваны описываемые в стихе события.
  • Жанр, идея, тема, композиция.
  • Лирическмй герой и художественные образы произведения.
  • Литературные приёмы, используемые автором в стихотворении.

По этому плану сделаем краткий анализ произведения. Гумилёв путешествовал не только, как поэт. Он преследовал и научные цели. После возвращения Николай Гумилёв писал научные отчёты и статьи, привозил ценные коллекции артефактов из африканских земель.

Но главная ценность — стихи, которые автор писал под впечатлением от путешествий. Именно поэтическое наследие Гумилёва является для потомков самым ценным.

В 1907 году он написал своего » Жирафа», самое популярное и известное стихотворение. В 1908 году оно было включено в сборник «Романтические цветы». Уже по названию сборника становится ясным характер его лирического героя. О чём бы ни писал автор, в центре изображения — человек с героическим прошлым, жизнь которого состоит из приключений и таинственных событий.

Это интересно: аллегория в литературе — что это, примеры.

В тексте стиха » Жираф» нет непосредственного описания экзотических событий, есть только намёк на то, что такие события пережил лирический герой.

В произведении использован приём противопоставления. Хмурому серому дождливому дню, навевающему тоску и безысходность, противопоставляется величественная волшебная картина Африки с озером Чад, с невозмутимым жирафом, с таинственными легендами о страстной любви.

Поэзия, как и музыка, воспринимается разными людьми по-своему. Жанр стихотворения Гумилёва — философская лирика. В нём противопоставлена обыденная серость и яркая жизнь в путешествиях по экзотическим странам.

Стихотворение начинается обращением к девушке, которая особенно грустна, выглядит очень хрупкой и уязвимой на фоне серого дождливого дня. Лирический герой с ласковой настойчивостью обращается к ней, Его слова похожи на сказочный зачин: «Далёко, далёко на озере Чад изысканный бродит жираф…»

Цель поэта — не увести читателя от будней в сказку, а дать понять, что каждый видит жизнь по-своему. Один за тяжёлым туманом не видит, что есть и другая жизнь. Только ты можешь заставить себя забыть тоску и туман и отправиться за интересными приключениями.

Поэт рисует картину, полную разнообразных красот природы на далёком острове Чад. Это не сказка, озеро Чад существует в жизни. «Изысканный жираф» проходит по его берегу, сияя узорами своей шкуры, и скрывается в мраморном гроте. И только от человека зависит, сможет ли он уйти от серости жизни и насладиться африканскими красотами.

Завораживающе звучит рассказ поэта о чёрной деве, о страсти молодого царя. Но девушка не хочет верить рассказам о жизни в далёких странах, о «тропических садах» и «стройных пальмах». Она ничего не хочет видеть, кроме серости, тоски, «тяжёлого тумана» и дождя.

Но лирический герой не сдаётся и под плач девушки снова повторяет свои слова.

Концовка стиха внушает читателю, что жизнь не состоит только из серости и дождя, пока на далёком «озере Чад бродит изысканный жираф», цветут «тропические сады» и растут «стройные пальмы».

Литературные и поэтические приёмы в стихотворении

  1. zhiraf_stihotvorenie.jpgСравнение, метафора, эпитет, олицетворение, повтор, символ.
  2. Поэтическая лексика: неологизмы, архаизмы, антонимы, синонимы.
  3. Поэтическая фонетика: диссонанс, аллитерация.

В стихотворении «Жираф» изумительные эпитеты и сравнения. С первой строчки удивляет эпитет » изысканный». Не одежда, не поведение, не вещь, а жираф, животное, изысканное. Но ведь жираф действительно изысканный. Им можно постоянно любоваться и восхищаться. Грациозная шея, неторопливая походка, миролюбивый характер.

Поэт находит точные слова, описывая «волшебный узор» шкуры, сравнимый с осколками луны в отражении воды озера Чад, а издали похож на паруса корабля. Плавный бег жирафа Гумилёв сравнивает с «радостным птичьим полётом».

Эпитетов в данном стихе много: «грациозная стройность»,»цветные паруса», » весёлые сказки», » таинственных стран» , «немыслимых трав».

Образ жирафа автор создаёт неторопливым спокойным звучанием. Обычно повтор далёко-далёко пишется через чёрточку, но поэт написал его через запятую, чтобы читатель сделал остановку после первого далёко и сразу смог почувствовать плавную походку неторопливого животного.

Осмелится луна, видит земля — зто олицетворения.

Для создания образа печальной слушательницы лирического героя автор применяет аллитерацию, ассонанс : «взгляд — Чад»; анафору: «особенно грустен», «особенно тонки».

Это интересно: Метафора примеры в литературе.

Поэтическое наследие Гумилёва и его ценность для современного читателя

nasledie_n-s_gumileva.jpgПоэтические приемы, которыми пользовался автор при создании стихотворения, такие точные и образные, что читатель представляет воочию озеро Чад, восхитительного волшебного жирафа, тропики, пальмы, «запах немыслимых трав». Эта картина уводит от грусти и тоски. Для этого поэт использует приём кольцевой композиции. Заканчивая стихотворение, автор оставляет в нашем сознании эту волшебную картину, а не туман и дождь.

Заканчивая анализ известного стихотворения, вспомним о том, что поэзию и музыку не хочется разбирать и анализировать, чтобы не испортить целостного впечатления от прекрасной музыки или от прекрасных стихов. Читайте и другие произведения Николая Гумилёва. Когда станет грустно от окружающей действительности, когда покажется, что, кроме тоски и серости, в жизни нет ничего, откройте томик или найдите в интернете стихи Гумилёва о дальних странах, о капитанах, о необычных событиях и людях. Прочтите: » И, кажется — в мире, как прежде, есть страны, куда не ступала людская нога.» И захочется поехать в эти страны.

Трагически закончилась короткая жизнь поэта, но с нами его стихи.

Отзывы и комментарии

Это интересно

  • О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
  • Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
  • Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
  • Русский этнограф и великий путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
  • Кто такой Джеймс Кук и каковы его основные открытия?

Используемые источники:

  • https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/polnyj-analiz-stixotvoreniya-zhiraf-n-s-gumilev.html
  • https://nauka.club/literatura/zhiraf-gumilyeva.html
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/gumilyov/zhiraf.html
  • https://literaguru.ru/analiz-stihotvoreniya-zhiraf-n-s-gumilev/
  • https://obrazovanie.guru/literatura/nikolaj-gumilyov-zhiraf-analiz-stihotvoreniya.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт