Содержание
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление, размер
- 3 Композиция
- 4 Образы и символы
- 5 Темы, настроение и проблемы
- 6 Основная идея
- 7 Средства выразительности
- 8 История создания стихотворения А. С. Пушкина
- 9 Тема стихотворения
- 10 Жанр, направление и композиция
- 11 Стихотворный размер
- 12 Средства художественной выразительности
- 13 Заключение
- 14 Еще тесты
- 15 Читайте также
- 16 Краткий анализ
- 17 История создания
- 18 Тема
- 19 Композиция
- 20 Жанр
- 21 Средства выразительности
- 22 Тест по стихотворению
- 23 1. История создания
- 24 2. Литературное направление
- 25 3. Род
- 26 4. Жанр
- 27 5. Проблематика
- 28 6. Тематика
- 29 7. Идея
- 30 8. Пафос
- 31 9. Система образов
- 32 10. Центральные персонажи
- 33 11. Лирический герой
- 34 12. Сюжет
- 35 13. Композиция
- 36 14. Художественное своеобразие произведения
- 37 15. Размер, рифма, строфика
- 38 16. Средства художественной выразительности
- 39 17. Значение произведения
- 40 18. Актуальность
- 41 19. Моё отношение
- 42 20. Чему учит
Автор: · Опубликовано 18.11.2019 · Обновлено 18.11.2019
В своей лирике А. С. Пушкин обращается к самым разнообразным темам. Говорит о любви, рассуждает о предназначении поэта и поэзии, любуется природой и пытается осмыслить мир вокруг себя. Результатом такого осмысления становятся философские стихотворения, когда переломные жизненные моменты заставляют поэта иначе взглянуть на себя и мир, задуматься над взаимосвязью времен, обстоятельств и людей. Один из ярчайших примеров философской лирики Пушкина – стихотворение «Вновь я посетил». Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию разбор стихотворения «Вновь я посетил» по плану.
История создания
Стихотворение «Вновь я посетил» Пушкин написал в 1835 году, когда после длительного перерыва приехал в родовое имение Ганнибалов-Пушкиных, село Михайловское. Там протекали дни беззаботной юности поэта, там он провел два непростых, но плодотворных для его творчества года ссылки.
Пушкин к этому времени уже достиг поэтической зрелости и определенной мудрости, он создает большие исторические работы и, наряду с ними, тихие и глубокие лирические тексты. Знакомые, но изменившиеся теперь пейзажи и воспоминания о пережитом в Михайловском наводят поэта на размышления о юности и старости, о связи поколений и неумолимости законов бытия, результатом которых становится стихотворение «Вновь я посетил». В черновиках поэта сохранились большие фрагменты, которые не вошли в окончательный текст, что свидетельствует о долгой кропотливой работе над произведением.
Жанр, направление, размер
Жанр стихотворения «Вновь я посетил» можно определить как элегию, представляющую собой печальные размышления о смысле жизни и ее бренности, которые часто возникают на фоне наблюдения за природой. Поэт несколько обновляет традиционное содержание элегии, демонстрируя не привычные для жанра грусть и одиночество, а светлое, умиротворенное принятие жизни и ее законов.
В стихотворении «Вновь я посетил» Пушкин использует редкую для своего творчества форму «белого стиха», что помогает наиболее точно передать личные глубокие переживания.
Размер текста – простой и, одновременно, торжественный пятистопный ямб. На первый план выходят интонационный рисунок, психологические паузы, использование многоточий. Это позволяет создать эффект разговорной речи, как будто поэт размышляет в настоящем времени, непосредственно перед читателем.
Композиция
Текст стихотворения можно условно разделить на три части.
- В первой части говорится о возвращении лирического героя в родные места. Прошло время, изменилось не только Михайловское, но и сам поэт: он через многое прошел, стал старше, опытнее и мудрее. Воспоминания заставляют его окунуться в прошлое, вновь пережить прежние ощущения.
- Вторая часть рисует перед нами картины природы и сельской жизни, которые открываются перед лирическим героем. Разбросанные по берегу деревни, озеро и дорога – пейзаж на первый взгляд тот же, что десятилетие назад, однако теперь в описание закрадывается мотив увядания и обветшания: рыбак тянет за собой «убогий невод», старая мельница «насилу крылья ворочает при ветре».
- Рядом со знакомыми соснами у дороги поэт замечает молодую поросль, и это становится отправной точкой для третьей части – размышлений о преемственности поколений и обращения к потомкам.
Интересно, что стихотворение «Вновь я посетил» строится как рассуждение лирического героя. Интонационный рисунок создает ощущение, что перед нами лишь фрагмент этих размышлений, глубокий личный опыт и длительные духовные искания поэта как будто остаются за рамками произведения, но отчетливо просматриваются в паузах и многоточиях текста.
Образы и символы
В центре стихотворения «Вновь я посетил» оказывается лирический герой – проекция самого А. С. Пушкина. Герой вновь посещает родные места, где все напоминает ему о мечтаниях юности и близких людях («минувшее меня объемлет живо»). Время внесло коррективы в знакомые пейзажи, изменился, «покорный общему закону», и он сам. Мы видим, что герой тонко чувствует эти изменения, отчего в строках сквозит легкая грусть. Эта грусть сменяется умиротворением и надеждой, когда поэт видит расцвет новой жизни – молодую зеленую рощу, и предрекает, что его внуки застанут расцвет этих деревьев и вспомнят о нем.
Описывая деревенский пейзаж, Пушкин создает целый ряд ярких картин, где ключевыми становятся образы трех старых сосен и молодой поросли рядом с ними. Старые деревья – его давние «знакомцы», они почти не изменились с юности поэта, однако рядом с ними выросла «младая роща». Эта роща видится герою «зеленой семьей» и даже сравнивается с детьми, она становится символом нового поколения и непрерывного обновления жизни.
Темы, настроение и проблемы
- Основной темой стихотворения «Вновь я посетил» является философское осмысление поэтом жизни и смерти, быстротечности существования. Вновь посетив знакомые места, лирический герой получает возможность увидеть произошедшие изменения: нет больше старушки-няни и не слышно «шагов ее тяжелых», рыбак тянет через озеро свой «убогий невод», скривилась старая мельница. Есть и то, что радует глаз и сердце поэта: рядом со старыми соснами он замечает «племя младое, незнакомое» — свежую зеленую рощу, то есть жизнь идет своим чередом и на смену старому неизбежно приходит новое.
- Еще одной темой текста можно назвать связь человека и природы. Именно внимательное наблюдение за природой, ее одушевление и обращение к ней становится отправной точкой для размышлений лирического героя, раскрывает ему общие для всех естественные законы жизни.
- Печальный ностальгический настрой первой части текста по ходу размышлений поэта сменяется светлым принятием текущего порядка бытия, а в финале поднимается до торжественного гимна новой жизни.
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Вновь я посетил» – это бессмертие через вечное и непрерывное развитие жизни. Поэт принимает быстротечность времени и естественные законы бытия, согласно которым природа и человек неминуемо стареют и умирают, но при этом без опасения смотрит в будущее, так как видит в нем продолжение настоящего. Земля предков и память потомков в тексте стихотворения становятся связующими человечество нитями, которые не дают ему рассыпаться на части и кануть в небытие.
Пушкин обращается к молодому поколению на равных, предполагает, что «молодое племя» должно быть лучше своих отцов и дедов. Пусть сам поэт не застанет «могучий поздний возраст» молодой рощи, но она обязательно поприветствует однажды его внука, значит, жизнь будет продолжаться. В этом и заключается смысл стихотворения «Вновь я посетил».
Средства выразительности
Стихотворение «Вновь я посетил» строится без рифмы, поэтому основной смысловой акцент переносится на ритмический рисунок текста и выразительную силу каждого слова.
- Активно используются поэтом многочисленные тропы, среди которых есть точные и яркие эпитеты: «лесистый холм», «златые нивы», «неведомые воды», «убогий невод», «угрюмый товарищ».
- Создать описания помогают образные метафоры («минувшее меня объемлет живо», «по брегам отлогим рассеяны деревни») и сравнения («кусты теснятся под сенью их как дети», «как старый холостяк»).
- Основным средством создания образа «молодого племени» становится олицетворение. Старые сосны и молодая зелень называются «зеленой семьей», приветствуют лирического героя и становятся адресатом его пламенного обращения в финале. Способность посмотреть на природу как на живую силу позволяет поэту продемонстрировать ее сходство и связь с жизнью человека.
- С помощью красивой аллитерации «знакомым шумом шорох их вершин» поэт позволяет читателям не только увидеть, но услышать и почувствовать раскрывшуюся перед ним картину.
Философские вопросы быстротечности времени и бессмертия, которые волновали Пушкина на протяжении всего творческого пути, поэту удалось точнее осмыслить при посещении после долгого перерыва родных сердцу и наполненных воспоминаниями мест. Стихотворение «Вновь я посетил» становится для Пушкина своеобразным подведением итогов. Белый стих, форма лирического фрагмента и простой язык помогают создать глубокий философский текст, проникнутый благословением жизни и природы и спокойным, уверенным принятием естественных законов бытия.
Автор: Юлия Филипская
Содержание:
Стихотворение «Вновь я посетил», анализ которого представлен ниже, многие почитатели творчества Александра Сергеевича считают пророческим своеобразным творением, позволившим поэту подвести итог.
Переломный момент, который он сопроводил творческим излиянием, размышлениями о прожитом. Все, что взволновало душу, тронуло ее струны, отразилось в произведении, которое он создал.
История создания стихотворения А. С. Пушкина
В 1835 году Александр Сергеевич прибыл в Михайловское, то самое село, в котором он проживал ранее и провел два ссыльных года. Приехав в родовое имение, он понимает, что не молод, и часть его жизненного пути позади.
Своеобразные, ностальгические, романтические и грустные чувства «переплетаются» в произведении, при этом у поэта четко прослеживается желание «передать» свое наследие.
Печаль Пушкина объяснима его финансовым положением, наличием долгов, а также положением в обществе.
Отношения с властями не задались, ведь Александр Сергеевич всегда говорил и писал, что думает. Его едкие эпиграммы и высказывания в адрес власти привели к определенным последствиям.
Месть царя была тонкой и ранила поэта глубоко, он посчитал ее оскорблением личности. Император пожаловал Александру Сергеевичу титул камер-юнкера. Оскорбительным было то, что подобного чина удостаивались юноши, а не зрелые мужи.
Стараясь пережить непростое время, справиться с обидами, поэт уезжает в село Михайловское.
Тема стихотворения
Читать текст стихотворения непросто, поскольку в нем переплетаются различные чувства и эмоции. Романтические мотивы сочетаются с тоской, прослеживается грусть по временам, которые уже минули.
Основная идея — переоценка ценностей, переживание переломного момента и подведение итогов.
Пушкин в стихотворении анализирует свой жизненный путь, размышляет о будущем. Его мечты связаны с желанием поселиться в Михайловском. Но эти мечты неосуществимы по нескольким причинам, основная из которых – долги.
К тому же Александр Сергеевич тоскует о няне, которой уж больше нет. Арина Родионовна умерла, но поэт желает услышать «ее тяжелые шаги за стеной», в соседней комнате. Говорит, что хочет, чтобы его внуки ходили по этой земле.
Жанр, направление и композиция
Для написания стихотворения автору пришлось приехать в родное село и вспомнить свои былые переживания. Это значит, что условно произведение относят к жанру воспоминаний.
Примечательно, что произведение не было поделено автором на строфы, его разбивают на части. Всего их три.
Композиция выстроена таким образом, что изначально (в первой) Пушкин вспоминает минувших лет события, во второй – анализирует настоящее, в третьей — рассказывает читателю о планах, мечтах, оглашает свои ожидания от жизни.
Стихотворный размер
Определяется, как ямб (пятистрочный) с мужскими и женскими окончаниями. Ведущим считается последнее слово, завершающее строку. На него и делается ударение.
Стихотворение уникально, поскольку не имеет рифмы.
Средства художественной выразительности
В стихотворных произведениях нередко используются различные средства, способные украсить текст. Анализируя «Вновь я посетил», удастся обнаружить не только эпитеты и метафоры, придающие произведению своеобразную литературную привлекательность.
Эпитеты
К подобным относят:
-
«шагов ее тяжелых» – в тексте речь идет о няне;
-
«опальный домик» – так поэт называет свое жилище, село, родное имение;
-
«нив златых», «приветный шум», «веселых и приятных мыслей».
Метафоры
К ним стоит отнести:
-
«Минувшее меня объемлет живо».
-
«Кропотливого ее дозора».
-
«По брегам отлогим рассеяны деревни».
Сравнения
В тексте автор использует следующие сравнения:
-
«Кусты теснятся под сенью их как дети».
-
«Как старый холостяк».
-
«Здравствуй, племя Младое, незнакомое!».
Заключение
Тот уголок земли, который автор посетил вновь, всколыхнул в нем определенные и весьма противоречивые чувства. С одной стороны, Пушкин вспоминает прошлое и тоскует о нем, анализирует настоящее, которое его не совсем устраивает. С третьей – мечтает, грезит о будущем.
Произведение считают пророческим еще и по той причине, что желания поэта не сбылись, он так и не перебрался жить в Михайловское, не увидел своих внуков. Александр Сергеевич погиб на дуэли спустя полтора года после написания стихотворения.
Еще тесты
Читайте также
Стихи с наступающим годом Быка — большая подборка стихотворенийCтихи для 2 лет про Новый Год — сборник простых стихотворенийПрикольные стихи на Новый Год — большая подборка новогодних стиховCтихи на новый год смешные — подборка весёлых стихотворений
Стихотворение “Вновь я посетил” А. С. Пушкин написал в 1835 году. В нем он передал свои впечатления от возвращения в село Михайловское. Вам предлагается краткий анализ “Вновь я посетил” по плану. Разбор можно использовать на уроке литературы в 9 классе, когда изучается данное произведение.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вновь я посетил.
История создания – стихотворение было написано Александром Пушкиным в 1835 году во время его возвращения в Михайловское и встречи с родными местами после долгой разлуки.
Тема – лирический герой возвращается на Родину спустя десять лет, он переосмысливает свое прошлое и настоящее, строит планы на будущее.
Композиция – произведение не делится на части, но по смыслу можно выделить три основные: появление у поэта потребности в переосмыслении жизни, воспоминания и размышления о жизни, ее ходе и неизбежной смене поколений.
Жанр – философская лирика.
Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, рифма не используется.
Метафоры – “Минувшее меня объемлет живо”, “кропотливого ее дозора”, “озеро… синея, стелется широко“, “неведомые воды”, “По брегам отлогим рассеяны деревни”.
Эпитеты – “опальный домик”, “шагов ее тяжелых”, “нив златых”, “приветный шум”, “веселых и приятных мыслей”.
Сравнения – “Кусты теснятся под сенью их как дети”, “Как старый холостяк…”.
Метонимия – “…уголок земли”.
Аллитерация – “Знакомым шумом шорох их вершин”, “знакомый уху шорох”, “Но около корней их устарелых”, “Услышит ваш приветный шум”.
История создания
Стихотворение “Вновь я посетил” Пушкин написал в сложный момент его жизни. В 1835 году по возвращении в родное село Михайловское он обдумывает дальнейшие планы. Его мысли устремлены одновременно назад, ведь за спиной – уже большая часть жизни, и вперед, в будущее, которое пока не определено.
Тема
В качестве темы для стихотворения поэт выбрал свои размышления о местах, где он когда-то “провел изгнанником два года незаметных”
– Михайловском. Ему одновременно приятно и горько: с этим местом связано много его воспоминаний, но оно и он сам сильно изменились с момента их последней встречи.
Композиция
Одна из особенностей построения стихотворения состоит в том, что оно не поделено на строфы. Но можно условно разделить его на части. В первой поэт осознает, что часть его жизни уже осталась позади, и пришла пора переосмыслить прошлое. Во второй части Пушкин вспоминает места, которые видит теперь перед собой. Многое изменилось с тех пор, когда он был здесь в последний раз: умерла любившая его няня, дом остался пустым, изменился пейзаж.
В третьей части, в описании природы скрывается размышление поэта о постоянном течении времени. Когда-то росло три сосны – а теперь у их подножия выросла целая роща молодых деревьев. Пушкин не увидит, какими они станут высокими, но это сделает его внук: “Веселых и приятных мыслей полон, пройдет он мимо вас во мраке ночи и обо мне вспомянет”
. В этом и заключается смысл жизни на земле: одни поколения непременно сменяют другие.
Таким образом, возвращение в Михайловское заставило Пушкина задуматься не только о прошлом, но и попытаться заглянуть в будущее.
Жанр
Жанр стиха можно определить как философский. Поэт вспоминает о прошлом, приводит свои размышления о жизни и смерти, прожитых годах.
Стихотворение написано ямбом, что придает ему некую торжественность. Примечательно, что он не имеет рифмы. Ритм создается за счет того, что последнее слово в каждой строке выделяется интонацией, оно – самое значимое.
Средства выразительности
Стихотворение изобилует различными художественными средствами, умело, красиво примененными поэтом. Среди них встречается много метафор: “Минувшее меня объемлет живо”
, “кропотливого ее дозора”
, “озеро… синея, стелется широко”
, “неведомые воды”
, “По брегам отлогим рассеяны деревни”
, “Зеленая семья”
, “угрюмый их товарищ”
, “могучий поздний возраст”
.
Также в тексте присутствуют и метонимия: “уголок земли”
, и эпитеты: “опальный домик”
, “шагов ее тяжелых”
, “нив златых”
, “приветный шум”
, “веселых и приятных мыслей”
, и олицетворения: “Скривилась мельница, насилу крылья “
, “…в гору подымается дорога, изрытая дождями”
, “…кусты теснятся”
, и сравнения: “Кусты теснятся под сенью их как дети”
, “старый холостяк…”
.
Для передачи звуков Пушкин пользуется таким средством, как аллитерация. Например, для создания эффекта шуршания листвы повторяются звуки “ш” и “х”: “Знакомым шумом шорох их вершин”
, “знакомый уху шорох”
, “Но около корней их устарелых”
, “Услышит ваш приветный шум”
.
Тест по стихотворению
- Вопрос 1 из 7
Год создания стихотворения «Вновь я посетил»:</h3>
- <label>1800</label>
- <label>1812</label>
- <label>1835</label>
- <label>1840</label>
(новая вкладка)
1. История создания
Стихотворение «Деревня» Александр Сергеевич начал писать в 1819 году, будучи еще совсем юным. Тогда он находился в Михайловском – материнском родовом имении, где и наблюдал двоякую картину.
С одной стороны, пасторальное уединение, поля, красота природы. С другой – непосильный крестьянский труд, позорное ярмо рабства. Переживания, чувства, искреннее негодование автора отразились в произведении.
Опубликовано оно было только в 1826 году, и то лишь первая, «пейзажная» часть, слегка подкорректированная.
Полный вариант предстал перед публикой лишь в 1829 году. Автор указал другое название: «Уединение», а более привычное современному читателю «Деревня» появилось позже.
2. Литературное направление
Стихотворение относится к двум литературным направлениям.
В нем явно просматриваются черты реализма: описание тяжелого быта крестьян, например.
Однако лирический герой, яро противостоящий сложившемуся жизненному укладу, полностью соответствует требованиям романтизма.
3. Род
По роду это гражданская лирика.
4. Жанр
Жанровая принадлежность «Деревни» – ораторское выступление, рассчитанное на публичное чтение. Но также можно увидеть черты элегии, характерные признаки послания.
Одним словом, происходит частое для пушкинской лирики жанровое смешение.
5. Проблематика
Автор затрагивает очень серьезные, глобальные для общества того времени проблемы. Он обращает внимание прогрессивной публики на рабское, невыносимое положение крестьянства и явно осуждает барство.
6. Тематика
В стихотворении мы наблюдаем смешение разнообразных тем.
Тут есть описание прекрасной природы. Автор красноречиво рисует умиротворенные пейзажи и признается в своей любви к деревенскому уединению, тишине, создающей атмосферу, идеально подходящую для раздумий, неторопливых размышлений.
На этом фоне особенно страшно и чужеродно выступает тема порабощения народа, барского самодурства и беззакония по отношению к крепостным крестьянам.
7. Идея
Пушкин написал это стихотворение, чтобы в ярких красках нарисовать деревенский быт, отобразить неспешно текущее время, но вместе с тем и привлечь внимание к животрепещущему социальному вопросу.
Только через шесть лет, зимой 1825 года, на Сенатскую площадь выйдут декабристы, чтобы требовать отмены крепостного права. Пушкин же поднял эту тему в своем литературном творчестве гораздо раньше.
На молодого поэта во многом повлияли взгляды общественно-политических тайных обществ и кружков, в которые он вступал, еще учась в Лицее. В этом смысле Пушкина смело можно назвать голосом прогрессивной молодежи своего времени.
8. Пафос
Стихотворение сообщает противоречивые эмоции.
С одной стороны – умиротворение, наслаждение мирными пейзажами, спокойствие и ощущение тихого счастья на лоне природы.
С другой – отчаянье, бессильная злоба, гнев, все те негативные чувства, которые вызывает барское отношение к крепостным.
Вообще, «Деревня» представляет собой одну большую, развернутую, мастерски исполненную антитезу. В ней читатель видит четкое противопоставление прекрасного мира, в котором живут крестьяне, их невыносимому существованию.
Так сталкиваются романтизм и реализм в пушкинском творчестве.
9. Система образов
Автор строит свое произведение на явном противопоставлении, что отражается в системе образов.
Сначала перед мысленным взором восхищенного читателя предстает деревенский пейзаж. Здесь царит природная красота, умиротворение, покой.
На таком фоне особенно уродливо выглядит реальность крепостничества:
Читатель как будто получает пощечину, от которой невозможно отмахнуться. Его глаза раскрываются, и эффект от такого резкого перехода получается поразительный: мало кто не задумается над поднятым Пушкиным вопросом, мало кто не обратит внимание.
Именно так и работает гениальная литература: поэт становится пророком, голосом народа, проводником истины и правды. Рисуя яркие художественные образ, он добивается невероятной силы и мощи слова.
Барство предстает чем-то диким, страшным, ужасающим. Оно довлеет над крестьянами, делая их жизнь невыносимой.
10. Центральные персонажи
Как таковых, центральных персонажей нет, потому что все образы обобщены, что характерно для ораторских выступлений.
Пушкин поднимает проблему и привлекает к ней внимание, но не вводит конкретных действующих героев.
11. Лирический герой
Лирический герой «Деревни» – своеобразная художественная проекция личности Пушкина.
Это его глазами мы наблюдаем печальную и одновременно пугающую, дикую картину, это он передает нам противоречивые, сильные чувства.
12. Сюжет
Сюжетная линия, как таковая, отсутствует.
Автор дает сначала описание деревенского пейзажа, тишины, спокойствия. Рассказывает, как ему тут хорошо, и что он с удовольствием променял свет на такое уединение.
Однако потом резко возникают картины невыносимого положения крестьянства и гневно звучат осуждающие слова по отношению к барству и рабству.
13. Композиция
Композиция явно двухчастная, условно ее можно назвать зеркальной.
В первой части поэт рисует прекрасные пейзажи, наслаждается тишиной и простотой деревенской жизни. Он использует красивые эпитеты, множество прилагательных. Создается статичная картина, в которой будто замерло время: луга, поля, дубравы, «праздная вольность».
Вторая часть дается в резких, яростных лексических конструкциях. Пушкин изображает невыносимый быт крепостных крестьян, их порабощение самодурами-дворянами.
Создается невероятно живой, сильный эффект «кривого зеркала»: прекрасный мир отражается своей ужасной стороной, от которой читатель уже не может отмахнуться, так ярко и резко она представлена.
Используя такой контраст, Пушкин гениально воплощает цель любого ораторского произведения: обратить внимание на существующую проблему и подтолкнуть к действию, вызвать нужные чувства у слушателей.
14. Художественное своеобразие произведения
Язык произведения точный, выразительный, эмоциональный.
Рисуя уединенные пейзажи, автор использует много прилагательных, существительных, тем самым создавая спокойную картину деревенского умиротворения.
Но во второй части лексика резко меняется. Появляются слова с выраженным отрицательным значением («рабство», «невежество», «убийственный позор»).
Кроме того, язык наполняется глаголами, и перед читателем предстает совсем другая, динамичная картина истязания народа, происходящего с попустительства правящей власти.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано катренами (четверостишиями), всего их пять.
Размер – шестистопный ямб.
В тексте встречаются все возможные виды рифмовки:
- перекрестная (АБАБ),
- опоясывающая (ВГГВ),
- парная (ДДЕЕ).
16. Средства художественной выразительности
Пушкин использовал множество эпитетов: «невидимый поток», «порочный двор», «мирный шум» и т.д.
Встречается много олицетворений: «приветствую тебя, пустынный уголок», «барство дикое, без чувства, без закона, присвоило себе насильственной лозой», «рабство тощее влачится по браздам».
Кроме того, текст наполнен метафорами: «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», «лоно счастья и забвенья».
А вообще, весь текст построен на приеме антитезы: противопоставление прекрасной природы и ужасающего барства.
17. Значение произведения
Произведение стало одним из первых, отражающих политические взгляды юного поэта. Оно имеет огромное значение для понимания всего творчества Пушкина.
18. Актуальность
Стихотворение актуально, потому что вопрос свободы человека поднимается даже в современном обществе, пусть и в других аспектах.
19. Моё отношение
Мне нравится «Деревня», потому что в этом произведении Пушкин красочно изобразил природные картины и вложил целую гамму разнообразных чувств.
20. Чему учит
Оно учит уважительному отношению к свободе другого человека, а также умению наслаждаться спокойствием и уединением.
Кроме того, он учит видеть обратную сторону любого явления.
(1)
Жанр: лирическое стихотворение (вид лирики — философская).
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
В стихотворении Пушкина «Вновь я посетил»нет разбивки на строфы. Условно его можно разделить на три части.Часть 1 Лирический герой возвращается в то место, где пробыл в заточении два года. С тех пор минуло десять лет (столько времени прошло после восстания декабристов). В жизни лирического героя много переменилось, переменился и он, покорный общему закону: Уж десять лет ушло с тех пор — много Переменилось в жизни для меня …Часть 2 Поэт видит «опальный домик», где некогда жил с няней. Он грустит о «бедной няне», называя её ласково старушкой: Вот опальный домик, Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет…Часть 3 Перед читателем предстаёт среднерусский пейзаж. Сидя на холме, поэт сравнивает озеро с южным морем, где был ещё недавно так счастлив: … сиживал недвижим — и глядел На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны…
Поэт встречает на своём пути три сосны, которые он видел десять лет назад. Этими образами А. С. Пушкин подчёркивает неизменность природы, он убеждён, что природа прекрасна и гармонична.
Вот строчки об озере:
Однако замечает поэт и изменения:
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
Стихотворение «Вновь я посетил…» было создано во время последнего приезда Пушкина в село Михайловское. Здесь прошло детство поэта, здесь он провёл два года ссылки.
Прошедший 1834-й год был для Пушкина тяжёлым: пожалование царём звания камер-юнкера, нелепого и смешного в его возрасте, долги и расстройство хозяйственных семейных дел, конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить поэту его превосходства, и, наконец, потрясшее поэта событие: полиция распечатала его письмо к жене. Теперь поэт понимает свободу и как личную духовную независимость.
Поездка на полтора месяца в Михайловекое в начале сентября 1835 года была для поэта попыткой обдумать свою жизнь, желанием порвать со столичной суетой, поселиться в деревне, заняться хозяйством. Несмотря на сложный период в жизни, поэт находит в себе силы для оптимизма и понимает, что истинное умиротворение ему даёт лишь общение с природой.
Он даже принимает решение поселиться в Михайловском. Но этому не было суждено сбыться -менее чем через полтора года Александр Пушкин погибнет на дуэли, так и не воплотив в жизнь мечту: вернуться в Михайловекое и провести там остаток своей жизни.
Начнём анализ стихотворения с его формы. Пушкин обратился здесь к белому стиху, выдерживая классический пятистопный ямб.
Автор использует и разговорную лексику (вечор, ворочая, сиживал), и книжные слова (объемлет, сень, мрак), и славянизмы (златые, брега, глава, младая), но вся эта разнообразная лексика органически сплавлена в единое целое. В стихотворении можно найти интересные эпитеты: кропотливый дозор, златые нивы, угрюмый товарищ, опальный домик.
Поэт использует инверсию (нивы златые, пажити зелёные). Инверсия — один из способов замедлить чтение, побуждая читателя вникнуть в глубинный смысл текста.
Автор часто использует приём переноса части фразы с одной строки на другую:
Такой перенос даёт возможность почувствовать нам, как свободно льется речь поэта, не стесняемая рамками стихосложения.
В стихотворении используется аллитерация (синея, стелется), а шипящие звуки (шумом шорох их вершин … ) передают шум и шелест ветвей в «младой роще».
Различные временные формы глаголов помогают автору передать связь между прошлым, настоящим и будущим.
В стихотворении изображены реальные пейзажи Михайловского — любимые места поэта. Первая часть посвящена ностальгическим воспоминаниям — поэт говорит о том, что многое переменилось и он, «покорный общему закону», переменился тоже.
Во второй части стихотворения лирический герой упоминает «опальный домик», Арину Родионовну и своё двухлетнее изгнание. Образ няни для Пушкина всегда был очень дорог. С няней были связаны не только тёплые воспоминания; поэт всегда противопоставлял её простую и цельную натуру, её народную мудрость внутренней пустоте людей светского общества.
Вместе с воспоминанием о няне вводится ещё одна важная тема — тема памяти- К этой теме лирический герой вернётся в финале, когда выразит свою надежду на то, что внук непременно вспомнит о нём.
Отдельными штрихами поэт воссоздал бедность края: убогий невод рыбака, скривившаяся от времени мельница.
Центральное место отведено описанию трёх сосен, вокруг которых раскинулась молодая поросль. Чувствуется, что они особенно дороги поэту — шумом своих вершин они некогда приветствовали его. 3а прошедшие годы про изошли разительные перемены:
Пушкин прибегает к поэтическим сравнениям и метафорам. В основе образа — зелёная семья, так названа лирическим героем молодая поросль. Кусты теснятся, как дети, и только одинокая сосна уподоблена угрюмому холостяку, лишённому потомства.
Природа одухотворена. Образ молодой зеленеющей рощицы олицетворяет движение жизни, вечное обновление и, конечно, веру поэта в будущее.
Поэт видит бессмертие в вечной смене материи. Он приветствует молодых людей, которые придут ему на смену.
Мысль о внуке, который услышит приветливый шум деревьев, бывших при жизни поэта молодой порослью, говорит о торжестве жизни и смене поколений. Эта идея вечного обновления природы, идея бессмертия (на смену старому идёт новое) — очень важная философская мысль стихотворения.
И Пушкин приветствует новые поколения афористичной фразой: «Здравствуй, племя младое, незнакомое! ». Предвидение поэта оптимистично: его внук окружён приятелями, и мысли его веселы и приятны.
Стихотворение « … Вновь я посетил … » часто называют своеобразным прощанием Пушкина с родными местами и подведением жизненных итогов. Но в нём нет грусти — в нём есть вера в то, что всё ещё можно изменить к лучшему, и это придаёт произведению лёгкость, возвышенность и романтичность.
Можно сказать, что в этом замечательном стихотворении собраны все самые главные мотивы пушкинской лирики. Здесь и его любовь ко всему земному, и свет лая грусть от сознания быстротечности жизни, и мудрая вера в смену поколений, которая всегда будет торжествовать над временем, разрушением и тленом.
Используемые источники:
- https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/vnov-ya-posetil-pushkin/
- https://nauka.club/literatura/stikhi/vnov-ya-posetil.html
- https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/vnov-ya-posetil.html
- http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-derevnya-vnov-ya-posetil-po-planu/
- https://info-shkola.ru/analiz-stihotvoreniya-vnov-ya-posetil/