Дуэль Базарова и Павла Петровича

Дуэль Базарова и Павла Петровича является кульминационным моментом в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Именно во время этого сражения встречаются представители двух поклонений из двух разных кругов. 

Эта дуэль не только побуждает Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова пересмотреть все свои жизненные приоритеты, а также заставляет понять друг друга.

Идейные споры Базарова и Кирсанова

Два человека возненавидели друг друга с первых минут знакомства не из-за своих возрастных различий, а из-за жизненных приоритетов. 

Павел Петрович – богатый представитель дворянства, верующий человек, старается не совершать грехи и каждые выходные ходит в церковь. Он считает, что аристократия стоит на первом месте, и что самым важным на свете предметом является искусство. 

Его яркой противоположностью является Евгений Базаров. Молодой человек 25-ти лет является ярым нигилистом, не верит в любовь и в Бога, считает, что вечеринки и балы — это бесполезная трата времени, а при помощи науки человечество будет развиваться, а не стоять на месте. 

Именно эти различия в мышлении главных героев и привели их к дуэли.

Причина и анализ дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем

Сказать по правде, предпосылками для конфликта были не только идеологические споры, а также романтические чувства. 

Евгений после разрыва с Одинцовой начинает ухаживать за прекрасной девушкой Фенечкой, в которую тайно был влюблен Павел Петрович. Федосья Николаевна — в самом начале романа неофициальная супруга помещика Кирсанова Николая Петровича, младше мужа на 20 лет, у них есть общий сын Митенька. 

Увидев поцелуй двух молодых людей, озверевший Кирсанов без каких либо объяснений вызывает Базарова на дуэль.

Несмотря на то, что два героя выглядели спокойными и уверенными в себе, внутри их сковывал самый настоящий страх. Базаров боялся смерти, он считал, что если погибнет, то мир может потерять выдающегося ученого, не подверженного вере и старым традициям. 

Его эмоции отлично передает эта цитата: «Он посматривал вдоль дороги, рвал и кусал траву, а сам все твердил про себя, что дуэль этакая глупость».

В отличие от Евгения, Кирсанов не боялся смерти. Не пожелав объяснить истинную причину поединка родным, Павел Петрович сказал, что между ним и Евгением Базаровым возник спор на политическую тему.

Чем закончилась дуэль

В главе XXIV начинается долгожданное событие, которое автору удалось ярко и незабываемо описать. Сценой для сражения писатель выбрал безлюдное поле. 

И в тот момент, казалось бы, серьезный и крепкий мужчина показывает все свои эмоции и от страха падает в обморок. А Базаров, позабыв о высокомерии, бежит помогать бывшему противнику, уже не как дуэлист, а как врач. 

Евгений послал для раненого за дрожками, и ожидая их, противники сидели молча на траве.

В результате Евгений покидает усадьбу Кирсановых. Павел Петрович в числе прочих вышел провожать гостя и хотел пожать тому руку, но Базаров остался холоден как лед, поняв, что таким образом его бывший противник хотел «повеликодушничать». 

Уже миновав четыре версты, когда вся усадьба предстала перед глазами Евгения, он лишь сплюнул, пробормотав: «Барчуки проклятые», и ещё плотнее завернулся в шинель. Это ещё сильнее показывает хладнокровное отношение Евгения к «барчукам».

Сцена дуэли — интересная и центральная в романе. Хотя никто не погиб, а один из противников получил несильное ранение, оба дуэлянта вынесли для себя пользу: Кирсанов добился того, чтобы Базаров покинул дворянское поместье, а Евгений вышел победителем в борьбе с представителем консервативных идей.

Статьи по теме:

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Анализ романа И.С. Тургенева В«Отцы и детиВ»

В 

Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: В«на него нашла лихорадка работыВ». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно плоскую остроту, мало напоминающую прежний умственный фейерверк. Ему противостоит знакомая В«холодная вежливостьВ» дяди.

Оба противника, не признаваясь друг другу и самим себе, немного устали. Враждебность сменилась взаимным интересом. Павел Петрович «…раз даже приблизил свое раздушенное <…> лицо к микроскопу, для того чтобы посмотреть, как прозрачная инфузория глотала зеленую пылинку…». Слово В«дажеВ» здесь вполне уместно. Впервые он решил полюбопытствовать, на чем строит аргументы его противник. И тем не менее, на этот раз пребывание в доме Кирсановых завершается для Базарова дуэлью. В«Я верю, что вам нельзя было избегнуть этого поединка, который… до некоторой степени объясняется одним лишь постоянным антагонизмом ваших взаимных воззренийВ», – путаясь в словах, произносит по окончании дуэли Николай Петрович. Непроизвольно выговаривает самое главное. В«Антагонизм воззренийВ» участвовал В«до некоторой степениВ» и вряд ли бы привел к поединку. Если бы не… Фенечка.

В«Фенечке нравился БазаровВ», но и она ему нравилась. Он держался с нею В«вольнее и развязнееВ», их сблизило В«отсутствие всего дворянскогоВ». Описанные в начале главы посещения, разговоры, медицинская помощь – свидетельства все увеличивающейся взаимной симпатии. Симпатии, которая неизбежно переросла бы в чувство. Если б оно объяснялось объективными причинами, а не сваливалось, порой назло нам, с неба; В«болезньюВ», от которой нет спасения. Так и Фенечка искренне полюбила немолодого Николая Петровича. И вовсе случайно оказалась на месте свидания в саду, в той самой беседке, где когда-то познакомилась с учтивым деликатным гостем. По итогу этой встречи Базаров имеет основания иронически поздравлять себя В«с формальным поступлением в СеладоныВ». Теперь герой ведет себя попросту непорядочно, грубо, по-лакейски заигрывая. В журнальном варианте романа сдержанный Тургенев прямо говорил: В«Ему (Базарову) и в голову не пришло, что он в этом самом доме нарушил все правила гостеприимстваВ». Литературоведы раскрыли здесь психологическую подоплеку – потерпев поражение с аристократкой Одинцовой, он хочет проверить, не легче ли завоевать чувства бедной простодушной Фенечки. Оказывается, в любви просто не бывает. В«Грешно вам, Евгений ВасильичВ», – произносит женщина с В«неподдельным упрекомВ».

Павел Петрович потребовал поединка. Он захватил даже палку, чтобы любыми путями сделать дуэль неизбежной. Самим фактом вызова старший Кирсанов отошел уже от своих аристократических В«принсиповВ». Тургенев передает реплику старого слуги, который был В«по-своему аристократ, не хуже Павла ПетровичаВ». Не кровавый поединок поразил Прокофьича: он В«толковал, что и в его время благородные господа дирывалисьВ». Щепетильному хранителю устоев не пришелся по душе выбор соперника: В«дирывалисьВ» В«только благородные господа между собоюВ». Настоящему аристократу не следовало снисходить до простолюдина: В«а этаких прощелыг за грубость <…> на конюшне отодрать велелиВ».

В«Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали!В» – возмущается Базаров после того, как за его противником захлопнулась дверь. «…Вот что значит с феодалами пожить. Сам в феодалы попадешь и в рыцарских турнирах участвовать будешьВ», – пытается он объяснить себя в разговоре с Аркадием. Раздражение, как обычно у героя, маскирует внутреннее недоумение и растерянность. Пришлось и ему, в свою очередь, убедиться в ограниченности собственных В«прынциповВ». Оказывается, есть ситуации, когда только поединком можно отстоять свое достоинство: В«Отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы и тогда (Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы)…»

В середине века дуэль уже переходила в разряд анахронизмов, отчасти даже смешных. Перо Тургенева рисует множество юмористических подробностей. Начинается дуэль приглашением в секунданты Петра-камердинера, который В«уж конечно, малый честныйВ», но перетрусил до крайности. А заканчивается трагикомической раною В«в ляжкуВ» Павла Петровича, надевшего, будто нарочно, В«белые панталоныВ». Меж тем эпизод поединка – важнейший в идейном развитии романа. Важно не то, что Базаров В«не трусилВ», как и Павел Петрович. Силу духа, присущую обоим героям, Тургенев отмечал и ранее. Дуэль помогает преодолеть внутреннюю ограниченность. На поединке, когда взаимное отторжение, казалось, достигло предела, меж дуэлянтами возникают простые человеческие отношения. Базаров обращается к Павлу Петровичу как к доброму знакомому: В«А согласитесь, Павел Петрович, что поединок наш необычаен до смешного. Вы посмотрите только на физиономию нашего секундантаВ». Кирсанов вдруг соглашается: В«Вы правы… Экая глупая физиономияВ».

Мы помним, как горячо обсуждали они крестьянский вопрос. Каждый из них был убежден, что только ему досконально известно, в чем нуждается и о чем думает русский мужик. Перед началом дуэли Базаров замечает мужика, прошедшего мимо него и Петра не поклонившись. Мгновение после дуэли он возвращается. Крестьянин на этот раз снимает шапку с внешне покорным видом, подтверждающим мысль об его В«патриархальностиВ». Прежде Павел Петрович этим бы удовлетворился. Но теперь вдруг задает своему вечному оппоненту заинтересованный вопрос: В«Как вы полагаете, что думает теперь о нас этот человек?В» В ответе Базарова звучит недоумение совершенно искреннее: В«Кто ж его знает!В» Молодой нигилист отказывается от монополии на истину не только для себя. Он готов признать, что и В«темныйВ» мужик обладает сложным духовным миром: В«Кто его поймет? Он сам себя не понимаетВ». В«ПониманиеВ» вообще ключевое слово данного эпизода: В«Каждый из них сознавал, что другой его понимаетВ».

После дуэли герои словно меняются местами. Базаров уже не желает думать об участи Фенечки. Увидев ее расстроенное личико в окне, В«пропадет пожалуйВ», – сказал он про себя <…>, – Ну, выдерется как-нибудь!В» Напротив, Павел Петрович показывает чуждый ему прежде демократизм. В«Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизмеВ», – заявляет он брату, требуя, чтобы тот узаконил наконец отношения с Фенечкой. В«Ты это говоришь, Павел? ты, которого я считал <…> непреклонным противником подобных браков!В» – поражается Николай Петрович. Он не ведает, что этой просьбе предшествовала проникновенная сцена между братом и Фенечкой, напоминающая главу рыцарского романа. В«Это преодоление своей поздней любви и отказ от нее: отказ, лишенный эгоизма, поднимающий простенькую Фенечку на высоту Прекрасной Дамы, которой верят, не сомневаясь, которой служат, не надеясь на взаимностьВ».

В 

в–єЧитайте также другие статьи по теме В«Анализ романа И.С. Тургенева В«Отцы и детиВ»:

в–єВ Перейти к оглавлению книги В«Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. ТургеневВ»

Иван Сергеевич Тургенев один из талантливейших писателей 19 века. За свою жизнь он написал немало произведений, одним из которых является «Отцы и дети».

Роман «Отцы и дети» был написан в 1862 году и был посвящен В.Г. Белинскому. Жанр романа – социально-психологический. События в романе происходят с 20 мая 1859 и до зимы 1860 года. В нем показана борьба революционеров-демократов и либералов. Так, в роли демократа выступает Евгений Базаров, а в роли либерала Павел Кирсанов. Между ними возникают постоянные ссоры и конфликты, которые в конечном итоге привели к дуэли. Рассмотрим поведение Базарова.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

После того как дуэль была назначена, Базаров изрядно нервничал, так как лицо побледнело, сердце расшевелилось, а спокойствие, необходимое для наблюдений, исчезло. Всю ночь Евгения мучили беспорядочные сны.

Утром он отправился в лесок, где должна была состояться дуэль. Конечно, он нервничал, так как понимал, что может быть серьезно ранен или даже умереть. Чтобы показать его поведение, достаточно привести цитату из текста:

«Он посматривал вдоль дороги, рвал и кусал траву, а сам все твердил про себя, что дуэль этакая глупость».

В итоге дуэли Базаров ранил Кирсанова и уже не как дуэлист, а как врач бросился к побледневшему Павлу Петровичу. Базаров послал Петра за дрожками, а противники сидели на земле и молчали.

Все же Базаров уезжает из усадьбы Кирсановых. Павел Петрович хотел с ним попрощаться, но Евгений остался холоден как лед, так как он понимал, что Кирсанову хотелось повеликодушничать. Окончательным доказательством хладнокровия Евгения Базарова является то, что когда усадьба предстала перед его глазами уже на четвертой версте дороги, он лишь сплюнул и пробормотал: «Барчуки проклятые», а затем плотнее завернулся в свою шинель.

Таким образом, можно сделать вывод, что дуэль Павла Кирсанова и Евгения Базарова является одной из самых интересных сцен в романе. Хотя дуэль и повлекла ранение, оба героя получили пользу: Павел Петрович добился уезда Базарова, а Евгений вступил в борьбу со сторонником консервативных идей и вышел победителем. Что касается меня, то мне было любопытно узнать, что произойдет в конце, а также увидеть детальное поведение Базарова до, вовремя и после дуэли.

(9)

Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль. В истинные причины вызова он предлагает не вникать: они друг друга терпеть не могут, этого достаточно. Договариваясь о формальностях дуэли, вместо секунданта предлагают свидетеля, в роли которого должен выступить камердинер Петр.

Базаров догадывается, что Павел Петрович, скорее всего, влюблен в Фенечку. Ночью Базарову снятся беспорядочные сны: Одинцова, которая была его же матерью, Фенечка в образе черной кошечки, Павел Петрович в образе леса, с которым он должен был драться.

На рассвете Базаров первый является к роще, где была назначена дуэль. Павел Петрович приезжает с пистолетами, элегантный, в белых панталонах. Дрожащий и заикающийся Петр прячется за дерево.

Базаров отмеряет шаги, говоря, что поединок их необычайно смешон, но Павел Петрович отвечает, что будет драться серьезно.

Когда они сходятся, Базаров замечает, что Павел Петрович целит ему «прямо в нос», и, не целясь, нажимает на курок. Кирсанов хватается за ляжку: по белым панталонам течет струйка крови. Евгений идет к нему, Павел Петрович говорит, что по условиям у них еще есть по выстрелу, но Базаров отвечает, что сейчас он доктор, и хватает противника, который уже бледнеет и теряет сознание.

Евгений осматривает рану (она не опасна) и посылает Петра за водой. В этот момент Павел Петрович открывает глаза, и Петр начинает креститься, шепча: «Кончается!» Базаров при водит его в чувство, встряхнув за шиворот, и отправляет за дрожками.

Евгений перевязывает рану, Павел Петрович говорит, что он в данный момент поступил благородно. Приезжает насмерть перепуганный Николай Петрович, которому Петр все доложил. Павел Петрович придумывает причину дуэли, и Кирсанов-старший просит Базарова заняться братом.

Дома начинается переполох, Фенечке делается дурно, но Павел Петрович в щегольском наряде со всеми шутит, особенно с Базаровым, который искусно обработал и забинтовал его ногу. Прибывший доктор подтверждает, что рана не опасна.

Эпизод дуэли между Базаровым и Павлом Кирсоновым описывается в середине 24 главы. Данный эпизод является заключением конфликта между Базаровым и Павлом Петровичем, и, конечно, кульминацией всего произведения. Поводом для дуэли послужила сцена между Бзааровым и Фенечкой, случаным свидетелей которой стал Кирсанов-старший.

сильно взволнован, Базаров же не чувствует грозящей ему опасности, не воспринимает дуэль всерьез и считает это пустой тратой времени, но решается на нее, дабы отдать дань Павлу Петровичу, который относится к дуэли очень серьезно, что показывает поведение, дуэль – способ Кирсанова, в силу его аристократичности, сохранить чувство собственного достоинства, которое, по его мнению, было ущемлено Базаровым. Эпизод играет важную роль в произведении, помогает раскрыть характеры героев. Оба дуэлянта уверенные в себе и могут постоять за себя, но имеют разные взгляды на жизнь, что показывает эпизод их подготовки к дуэли и действия во время самой дуэли. Перед дуэлью Кирсанов и Базаров обмениваются репликами, используя слова на разных языках, дабы еще больше противопоставить себя друг другу.Анализ эпизода “Дуэль”« Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образовСвоеобразие конфликта комедии “Горе от ума” Грибоедова »Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/duel-bazarova-i-pavla-petrovicha.html
  • https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/45-russkaya_klassika_xix_veka_ia_goncharov_is_turgenev/stages/2813-duel_bazarova_i_pavla_petrovicha
  • https://sochinyalka.ru/2014/02/analiz-dujeli-bazarova-i-kirsanova.html
  • https://info-shkola.ru/duel-bazarova-i-kirsanova-kratkoe-soderzhanie/
  • https://lit.ukrtvory.ru/analiz-epizoda-duel/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт