Содержание
- 1 Взгляды Базарова
- 2 Взгляды Кирсанова
- 3 Сравнительная таблица
- 4 Полезные ссылки
- 5 Внешность героев
- 6 Происхождение и образование
- 7 Мировоззрение Евгения
- 8 Черты характера
- 9 Образ жизни Кирсанова
- 10 Сходства персонажей
- 11 Еще тесты
- 12 Читайте также
- 13 Взгляды Базарова
- 14 Отношение к нигилизму
- 15 Сравнительная таблица
- 16 Отношение к искусству, природе
- 17 Биография героев, отношение к жизни
- 18 Сочинение Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов сравнение
- 19 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗАРОВА И ПАВЛА ПЕТРОВИЧА КИРСАНОВА
Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров – центральные персонажи романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», представители старшего и младшего поколений, между которыми разгорается конфликт. Сравнительная характеристика Павла Кирсанова и Базарова позволяет увидеть причины конфликта «отцов и детей».
Взгляды Базарова
Евгений Базаров – нигилист, представитель младшего поколения. Выглядит Базаров особо привлекательно, потому что внутренний мир для него важнее внешности. Одевается герой небрежно, не обращая внимания на то, как он выглядит.
Евгений Базаров является нигилистом, который отрицает все нормы и традиции, признанные в обществе. Для него не существует любви, он не видит ценность искусства и природы. Именно в нигилизме Базаров видит будущее России, а аристократия, по мнению героя, способна только погубить ее.
Взгляды Кирсанова
Павел Петрович Кирсанов – представитель поколения «отцов». Он принадлежит к аристократии, которую яростно защищает от нападок Базарова. Павел Петрович особое внимание уделяет своей внешности, автор подчеркивает его белоснежные руки.
Традиции и законы прошлого, по мнению Кирсанова, неоспоримы. Все новаторское героем воспринимается негативно.
Сравнительная таблица
И Базаров, и Кирсанов относятся друг к другу негативно. Понять причины конфликта между героями поможет таблица «Сравнение: Евгений Базаров – Кирсанов», которая демонстрирует не только различия между героями, но и их сходства.
Евгений Базаров |
Павел Петрович Кирсанов |
|
Общие черты |
Гордость, самолюбие, самоуверенность, ум, сдержанность, насмешливость |
|
Происхождение |
Разночинец |
Дворянин |
Внешний вид |
Не обращает внимания на свой внешний вид, ходит в старой и потрепанной одежде |
Следит за своим внешним видом, уделяет ему особое внимание, у него аристократическая внешность |
Образ жизни |
Отличается трудолюбием, практикуется во врачебной деятельности |
Ничем не занимается, живет в деревне |
Отношение к аристократии |
Считает, что аристократия, которая ведет всю страну к гибели, уже доживает свой век |
Защищает аристократию, потому что сам принадлежит к ней, считает, что те, кто не принадлежит к аристократии, являются безнравственными людьми |
Отношение к природе |
Рассматривает как «мастерскую», в которой работает человек |
Относится хорошо |
Отношение к искусству |
Не признает роли искусства в общественной жизни, считает, что наука важнее искусства |
Относится хорошо |
Отношение к любви |
Отрицает любовь, но вскоре влюбляется в Анну Одинцову |
Верит в любовь, был влюблен в княгиню Р., отношения с которой принесли боль и разочарование |
Отношение к нигилизму |
Является нигилистом, отрицающим общепризнанные нормы |
Не признает нигилизма, видит в нем общественную угрозу, презирает Базарова как яркого представителя этого явления |
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Павел Кирсанов и Базаров – сравнительная характеристика», рассмотрит взгляды представителей «отцов» и «детей» и сравнит их между собой.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 15
В каком году было написано произведение Тургенева «Отцы и дети»?</h3>
- <label>1859;</label>
- <label>1861;</label>
- <label>1867;</label>
- <label>1870.</label>
(новая вкладка)Содержание:
Внешность героев
Сопоставление портретных характеристик Евгения и Павла Петровича позволит судить о внутреннем мире персонажей, их взглядах на жизнь. О Базарове читатель узнаёт, что это мужчина тридцати лет. Внешность героя писатель изображает с помощью следующих деталей:
- Высокий рост персонажа говорит о величии натуры, он уникальная, незаурядная личность.
- Длинное и худое лицо, которое оживляется спокойной улыбкой и выражает самоуверенность и ум, заострённый книзу нос подчеркивают энергичность персонажа, безусловно, это человек, которому чужда дворянская лень.
- Широкий лоб — признак незаурядных умственных способностей.
- Большие зелёные глаза символизируют богатый духовный мир героя.
- Обнаженная красная рука — это прямое указание на трудолюбие Базарова, такие кисти могут быть только у людей, которые много работают.
Бакенбарды песочного цвета, балахон с кистями дополняют портрет главного героя. Базарову незнакома погоня за модой, он не стремится выглядеть элегантно. Его облик часто неаккуратен, и это неудивительно, ведь герой всегда занят чем-нибудь. Род его деятельности таков, что опрятно выглядеть ему просто не удается: то он опыты проводит, то выезжает лечить обычных людей.
Павел Кирсанов уже достаточно зрелый мужчина. Ему около 45 лет. В отличие от Базарова, герой очень придирчив к собственному внешнему виду. По его мнению, выглядеть плохо — это дурной тон. Кирсанов — настоящий аристократ, и это проявляется в описании следующих деталей его внешности:
- средний рост;
- облик «изящный и породистый»;
- лицо желчное, но без морщин;
- светлые, черные продолговатые глаза;
- красивая рука с длинными розовыми ногтями.
Герой тщательно подбирает гардероб, выглядит изысканно. Он одевается в «темный английский сьют», «модный низенький галстух» и «лаковые полусапожки».
Происхождение и образование
Евгений Базаров — сын обедневшей дворянки и сельского лекаря. В его роду не было знатных предков. Базаров не стыдится своего простого происхождения, он с гордостью заявляет, что его дед землю пахал. По мнению героя, поступки человека лучше скажут о нем, нежели заслуги предков. Он тоже становится врачом, но занимается этим герой не потому, что хочет продолжать дело отца, он считает медицину полезной наукой для человечества.
Павел Кирсанов — потомственный дворянин. Его отец был генералом. Герой идёт по стопам родителя. Он обучается в пажеском корпусе. Но очевидно, что военное дело совсем не интересует Кирсанова. После окончания учебы герой не находит себе занятия и ведёт светскую жизнь, наполненную развлечениями, удовольствиями и интригами. Кирсанов оказывается совершенно бесполезным для общества человеком.
Мировоззрение Евгения
Базаров — представитель молодого поколения русских людей. Он является приверженцем философии нигилизма, которая заключалась в отрицании, разрушении старого мироустройства. Поведение Евгения — результат слепого следования принципам этого учения. Но проблема в том, что нигилисты не совсем ясно понимают, что же они должны построить на месте разрушенного. Базаров в глубине души и сам чувствует несовершенство такого мировоззрения. Тем не менее герой очень четко осознает, что человек должен приносить пользу обществу.
Он даже пытается пристрастить к своим идеям Аркадия Кирсанова — племянника Павла. Но юноша слишком мягкосердечный и сентиментальный человек. Поэтому дружба с Евгением вскоре заканчивается.
Черты характера
У Базарова очень пытливый ум, ему хочется каждый день узнавать что-то новое, поэтому он встаёт рано, приносит домой лягушек и изучает их строение. По мнению героя, вся деятельность человека должна приносить практическую пользу.
Ему присущи такие черты характера:
- трудолюбие, полная отдача своему делу;
- смелость;
- бескомпромиссность;
- бескорыстность, умение прийти на помощь;
- некая чёрствость, которая заключается в отрицании любви и искусства;
- нескромность, развязность в поведении со старшими;
- простота в общении;
- обилие просторечий, отрывочность, эмоциональность речи.
Молодой человек не признает авторитета старшего поколения. Он высмеивает дворянский уклад жизни, самодержавие, употребляет пренебрежительное слово «аристократишко» по отношению к Кирсанову.
При всей своей развязности Базаров добр и бескорыстен. Герой всегда готов прийти на помощь. Евгения очень любят простые люди, он часто останавливается поговорить с обычными мужиками, его не отвращает их неопрятный вид.
Базаров смел и очень скромен. Когда Павел Кирсанов вызывает его на дуэль, Евгений, ни минуты не сомневаясь, принимает этот вызов. Нужно отметить, что герой вовсе не боится смерти. Он не считает себя человеком исключительным, а потому убежден, что в случае его гибели государство не понесет серьезного урона.
Во время дуэли Базаров ранит Павла Петровича в ногу и сразу же оказывает ему первую медицинскую помощь. Свой профессиональный долг он ставит превыше всего. В разгар эпидемии тифа Базаров вскрывает труп заражённого мужчины. Он не старается оградить себя от опасных ситуаций, поэтому и погибает. Тем, что главный герой умирает в конце произведения, Тургенев показывает тупиковость философии нигилизма. Очевидно, чтоб построить новое сильное общество, недостаточно просто отрицать старое.
Образ жизни Кирсанова
В сравнении с Базаровым Павел — истинный аристократ. Он живёт в соответствии с теми правилами и законами, которые дворяне передавали из поколения в поколение:
- безоговорочное признание авторитета «отцов»;
- наследование рода занятий, профессии по отцовской линии;
- уважительное отношение к искусству;
- следование законам моды;
- соблюдение правил этикета;
- изысканные манеры в поведении;
- чистота, вычурность речи.
Павел Кирсанов убежден, что каждому аристократу присуще чувство собственного достоинства — то, чего так не хватает молодому поколению. Он понимает, что Базарову смешны его привычки, опрятность, тем не менее этот аристократ не роняет себя, несмотря на то, что обосновался в глуши. Кирсанов называет свою жизненную позицию «принсипами». Люди, которые их лишены, по его мнению, безнравственные и пустые. Когда Базаров появляется в имении Кирсанова и смело высказывает свои взгляды на жизнь, мужчина начинает испытывать ненависть к «лекаришке».
Безусловно, Павел — человек благородный. Но нельзя не согласиться с Базаровым в том, что герой при своей образованности остается человеком бесполезным для общества. Аристократ не делает ровным счетом ничего ни для своего народа, ни для государства. Он только размышляет. И этим люди, подобные Кирсанову, так раздражают Базарова.
Но в рассуждениях Павла Петровича есть и доля правды. Например, он справедливо говорит о том, что для образования нового общества недостаточно только лишь отрицать, «надобно же и строить». Безусловно, герой прав в том, что нельзя жестко отметать все достижения цивилизации, упразднять искусство и культуру. Человек не механизм, для него важна духовная жизнь, он должен понимать и ценить прекрасное.
Бесспорно, Кирсанов, не принимая нигилизма Базарова, в глубине души уважает его за живой ум, полную отдачу своей работе, твердость характера. Когда молодой человек покидает имение Кирсановых, Павел Петрович даже хочет пожать ему руку.
Сходства персонажей
Да, несомненно, очень разными являются натуры Базарова и Павла Петровича. Но сравнительная характеристика показывает, что оба персонажа привлекают читателя твердостью, бескомпромиссностью в борьбе за свои убеждения.
Поступки героев благородны: оба стремятся делать добро для общества и родных людей, хотя Базаров более деятелен и близок к народу. И. С. Тургенев, изображая этих героев, показывает читателю, что тем не менее взгляды на жизнь и у Базарова, и у Кирсанова ошибочны, каждый из них мыслит слишком радикально, а потому полностью воплотить свои идеи в жизнь и тем самым принести пользу обществу не удастся ни одному.
Именно поэтому в конце произведения Евгений погибает, а Павел Петрович уезжает из России, так ничего и не сделав для отечества. По словам автора, старший Кирсанов — «живой мертвец».
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» не потерял своей актуальности и в наше время. Разногласия в мировоззрении между старшим и младшим поколением существовали всегда. Конфликт родителей и детей — это явление закономерное, ведь молодые люди мыслят по-новому, желают менять старые традиции и устои, вносить в мир свой взгляд на жизнь.
Тем не менее писатель утверждает, что оба поколения могут услышать друг друга: молодежь обязана уважать своих родителей, перенимать их жизненный опыт, а отцы должны поддерживать прогрессивные взгляды молодых людей. Тесная связь поколений, взаимоуважение — залог построения сильного общества.
Еще тесты
Читайте также
Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова
Анализ романа И.С. Тургенева В«Отцы и детиВ»
В
Споры Базарова с Павлом Петровичем. Сложность и многоаспектность. А что же вечная тема – В«отцы и детиВ»? И она есть в романе, но осложнена более, чем линия Александра и Петра Адуевых.
Уже во вступлении прозвучал вопрос: В«Преобразования необходимы <…>, но как их исполнить, как приступить?..В» Два героя притязают на знание ответа. И верят, что их идеи принесут России процветание. Помимо Базарова, это дядя Аркадия Кирсанова, Павел Петрович. Их В«партийнаяВ» принадлежность заявлена уже в одежде и манерах. Читатель узнавал демократа-разночинца по В«обнаженной красной рукеВ», по крестьянской простоте речей (В«ВасильевВ», вместо В«ВасильевичВ»), намеренной небрежности костюма – В«длинный балахон с кистямиВ». В свою очередь, Базаров моментально угадал в В«изящном и породистом обликеВ» дяди Аркадия В«архаическое явлениеВ», присущее аристократизму. В«Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай! <…>В».
Особенность позиций В«демократаВ» и В«аристократаВ» подчеркнута символическими деталями. У Павла Петровича такой деталью становится реющий запах одеколона. Встречая племянника, он три раза прикоснулся В«душистыми усамиВ» к его щекам, в своей комнате В«приказывал курить одеколономВ», вступая в разговор с крестьянами, В«морщится и нюхает одеколонВ». Пристрастие к изящному запаху выдает стремление брезгливо отстраниться от всего низкого, грязного, бытового, что только встречается в жизни. Уйти в мир, доступный немногим. Напротив, Базаров, в своем обыкновении В«лягушек резатьВ» демонстрирует желание проникнуть, завладеть малейшими секретами натуры, а вместе с тем – законами жизни. В«вЂ¦Я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а та как мы <…> те же лягушки <…>, я и буду знать, что у нас внутри делаетсяВ». Микроскоп – сильнейшее доказательство его правоты. В нем нигилист видит картину всеобщей борьбы; сильный неизбежно и без раскаяния пожирает слабого: «…Инфузория глотала зеленую пылинку и хлопотливо пережевывала ееВ».
Перед нами, таким образом, предстают герои-антагонисты, чье мировоззрение определяется непримиримыми принципиальными противоречиями. Столкновение между ними предрешено и неизбежно.
Противоречия социальные. Мы упоминали о том, как они проявлялись в одежде. Не менее разительно они проявляются в поведении. Прежде разночинец входил в дворянскую усадьбу на правах служащего – гувернера, врача, управителя. Иногда – гостя, которому оказали такую милость и могли в любой момент лишить – что и случилось с Рудиным, осмелившимся ухаживать за дочерью хозяйки. Павел Петрович возмущается приезжим, перечисляя признаки его социальной приниженности: В«Он считал его гордецом, нахалом <…>, плебеемВ». Но самое обидное для аристократа – В«он подозревал, что Базаров не уважает его <…>, едва не презирает его – его, Павла Кирсанова!В» Гордости дворянской теперь противостоит гордость плебейская. Базарова уже нельзя выгнать с внешней вежливостью, как Рудина. Нельзя заставить подчиняться установленным правилам в одежде, манерах, поведении. Разночинец осознал свою силу. Бедность одежды, отсутствие светского лоска, незнание иностранных языков, неумение танцевать и т.д. – все, что отличало его от дворян и ставило в униженное положение, он начал старательно культивировать как выражение своей идеологической позиции.
Противоречия идеологические. Между Павлом Петровичем и Базаровым то и дело вспыхивают споры. Полемика, знакомая по В«Обыкновенной историиВ». И здесь и там внутренние и личные побуждения становятся отражением грандиозных общественных перемен. В«Злободневный <…> роман Тургенева полон <…> полемических намеков, не позволяющих забыть вулканическую обстановку в стране накануне реформы 1861года…»
Павел Петрович усмотрел в словах Базарова В«дрянь, аристократишкоВ» оскорбление не только лично себе. Но будущему пути России, как он его представляет. Павел Петрович предлагает брать пример с парламентской Великобритании: В«Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ееВ». Аристократия, таким образом, должна стать главной общественной силой: «…Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания <…> общественному зданиюВ». Базаров блестяще парирует: «…Вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза?..В»
Напротив, Базаров видит во главе будущей России таких же демократов-нигилистов, как он сам. В«Мой дед землю пахалВ», – с гордостью произносит он, и значит народ скорее ему поверит и В«признает соотечественникаВ», оценит его неутомимую деятельность.
Так выступает в романе ключевое понятие – народ. В«Современное состояние народа этого требует <…>, мы не должны предаваться удовлетворению личного эгоизмаВ», – произносит восторженный ученик Базарова, Аркадий. Это утверждение отталкивает сурового учителя своей формой (напоминает пылкие речи Рудина), но оно верно по содержанию – Базаров В«не почел за нужное опровергать своего молодого ученикаВ». Предполагаемые реформы зависят от того, за кем пойдет народ. Единственный раз оппоненты совпадают в наблюдениях за народной жизнью. Оба согласны в том, что русский народ В«свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…». Но для Базарова это В«ничего не доказываетВ». Во имя светлого будущего народа можно и разрушить основы его мировоззрения (В«Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-порок в колеснице по небу разъезжает…Мне соглашаться с ним?В»). Павел Петрович разоблачает в демократе Базарове не меньшее высокомерие по отношению к народу, чем в самом себе:
– Вы и говорить-то с ним (мужиком) не умеете (говорит Базаров).
– А вы говорите с ним и презираете его в то же время.
– Что ж, коли он заслуживает презрения!
Павел Петрович защищает вековые культурные ценности: В«Нам дорога цивилизация, да-с <…>, нам дороги ее плоды. И не говорите мне, что эти плоды ничтожны…» Но именно так считает Базаров. В«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципыВ» и даже В«логика историиВ» – всего лишь В«иностранные словаВ», бесполезные и ненужные. Впрочем, как и понятия, которые они называют. Он решительно отметает культурный опыт человечества во имя нового, полезного направления. Как практик, он видит ближайшую осязаемую цель. Его поколению принадлежит промежуточная, но благородная миссия – В«место расчиститьВ»: « теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаемВ». Показателем их правоты должна стать та же борьба, естественный отбор. Либо нигилисты, вооруженные новейшей теорией, В«сладят с народомВ» во имя его же интересов. Либо В«раздавятВ» – В«туда и дорогаВ». Все, как в природе – естественный отбор. Но зато уж если победят эти немногие благородные личности (В«от копеечной свечки Москва горелаВ») – разрушат все, вплоть до основ общественного миропорядка: В«назовите хоть одно постановление в современном нашем быту <…>, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицанияВ». Базаров заявляет это В«с невыразимым спокойствиемВ», наслаждаясь ужасом Павла Петровича, которому В«страшно вымолвитьВ»: В«Как? Не только искусство, поэзию… но и…»
Для Тургенева тема культуры настолько важна, что он уделяет ей самостоятельные эпизоды. Оппоненты обсуждают, что важнее, наука или искусство? Базаров с обычной прямотой заявляет, что В«порядочный химик полезнее любого поэтаВ». А на робкие реплики о необходимости искусства отвечает ерническим замечанием: В«Искусство наживать деньги, или нет более геморроя!В» Впоследствии он объяснит Одинцовой, что искусство играет подсобную, дидактическую роль: В«Рисунок (художественный) наглядно представит мне то, что в книге (научной) изложено на десяти страницахВ». Со своей стороны, Павел Петрович припоминает, как его поколение дорожило литературой, созданиями «…ну, там Шиллера, что ли, Гетте…В». Действительно, поколение сороковых годов, и среди них сам Тургенев преклонялись перед искусством. Но недаром писатель выделил слова героя курсивом. Хотя Павел Петрович считает должным заступиться за свои абстрактные В«принсипыВ», для него самого вопросы изящной словесности не так уж важны. На протяжении романа мы видим в его руках лишь газету. Гораздо сложнее позиция Базарова – в его остроте чувствуется искренняя убежденность. О Павле Петровиче автор сообщает, что он в молодости В«прочел всего пять-шесть французских книгВ», чтобы было чем блеснуть на вечерах В«у госпожи СвечинойВ» и других светских дам. Базаров же читал и знает этих столь им презираемых романтиков. Реплика, предлагающая отослать в сумасшедший дом В«Тоггенбурга со всеми его меннизингерами и трубадурамиВ», выдает, что герой когда-то читал баллады Жуковского. И не просто читал, а выделил (пусть и со знаком минус) одну из лучших – о возвышенной любви – В«Рыцарь ТоггнебургВ». Вдохновенную цитату В«Как грустно мне твое явленье…» из уст Николая Петровича Базаров прерывает как-то удивительно В«вовремяВ». Он, очевидно, помнит, что дальше последуют строки о горе, которое несет приход весны людям, много пережившим:
Быть может, в мысли нам приходит Средь поэтического сна Иная, старая весна, И в трепет сердце нам приводит…
Того и гляди, Николай Петрович вспомнит о покойной жене, расчувствуется… Ну его! И Базаров решительно прерывает вдохновенный монолог прозаической просьбой о спичках. Литература – еще одна область, где герой В«ломал себяВ», готовясь к великой миссии.
Тургенев почитал трагическими такие столкновения, при которых В«обе стороны до известной степени правыВ». Прав Базаров, разоблачая бездействие Павла Петровича. (В«Еще бы Базаров не подавил собой В«человека с душистыми усамиВ», – замечал Тургенев). Писатель передал своему герою собственное убеждение в том, что нигилистическое отрицание В«вызвано тем самым народным духом…», от имени которого он выступает. Но есть резоны и у его оппонента, когда он говорит о В«сатанинской гордостиВ» нигилистов, об их желании В«сладить с целым народомВ», В«презираяВ» мужика. Он задает своему антагонисту вопрос, который приходит на ум читателю: В«Вы все отрицаете <…>, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строитьВ». Базаров уклоняется от ответа, не желая показаться идеалистом и болтуном. Дальше В«уже не наше дело… Сперва нужно место расчиститьВ».
Впоследствии, в разговоре с Одинцовой Базаров упомянул отчасти о своих планах будущего переустройства общества. Как естествоиспытатель, Базаров ставит знак равенства между болезнями физическими и нравственными. Разница В«между добрым и злымВ» – В«как между больным и здоровымВ». Те и другие недуги подлежат лечению извне, допускаются самые жесткие методы. В«Исправьте общество, и болезней не будетВ». Подобной точки зрения, хотя и в более мягкой форме, придерживались тогда многие. Ее пропагандировал кумир молодежи, Н.Г.Чернышевский. В«Самый закоснелый злодей,– утверждал критик,– все-таки человек, т.е. существо, по натуре своей, наклонное уважать и любить правду, добро <…>, могущее нарушать законы добра и правды только по незнанию, заблуждению или под влиянием обстоятельств <…>, но никогда не могущее <…> предпочесть зло добру. Отстраните пагубные обстоятельства, и быстро просветлеет ум человека и облагородится его характерВ». Но было бы неверно искать у Базaрова реальный прототип. Писатель усилил и довел до логического конца те идеи, которые В«носились в воздухеВ». В данном случае Тургенев выступил как гениальный провидец: В«Читатель начала 60-х годов мог воспринять базаровское отрицание как <…> резко утрированное, читатель нашего времени может увидеть здесь раннее предвестие экстремистского радикализма ХХ века…». Также неверно видеть в утверждениях Базарова взгляды лишь одной эпохи. Тургенев гениально выражает здесь сущность философии всех революционеров. И не только выражает, но предупреждает о страшной опасности, которую писатель-гуманист угадал в теориях, призванных улучшить жизнь человечества. Самое страшное в практике, и нам, вооруженным историческим опытом ХХ века, оно понятно. Для того, чтобы сделать всех равно счастливыми, надо обязать всех стать одинаковыми. Счастливые люди будущего должны отказаться от своей индивидуальности. В ответ на вопрос пораженной Анны Сергеевны: «…Когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей?В» – Базаров рисует картину прекрасного будущего: «…При правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп ли человек или умен, зол или добрВ». А значит – «…изучать отдельные личности не стоит трудаВ».
***
Соперники и собратья по судьбе. Чем дольше длится противостояние Базарова и Павла Петровича, тем яснее становится читателю, что, во враждебных убеждениях, по типу личности они парадоксально схожи. Оба по натуре лидеры, оба умны, талантливы и тщеславны. Павел Петрович, как и Базаров, невысоко ставит чувства. После яростного спора он вышел в сад, В«задумался, и <…> поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная <…> душа…» Природа для Павла Петровича, если не мастерская, то уж явно – не храм. Подобно Базарову, Павел Петрович склонен объяснять духовные волнения чисто физиологическими причинами. В«Что с тобой?.. ты бледен, как привиденье; ты нездоров?..В» – расспрашивает он брата, взволнованного красотой летнего вечера, потрясенного воспоминаниями. Узнав, что это В«всего лишьВ» душевные переживания, он удаляется, успокоенный. Внезапные порывы и душевные излияния он если не полностью отвергает, то терпит снисходительно. Когда на следующий день по приезде Аркадий вновь бросается в объятья отца. «“Что это? Опять обнимаетесь?” – раздался сзади их голос Павла ПетровичаВ».
В
в–єЧитайте также другие статьи по теме В«Анализ романа И.С. Тургенева В«Отцы и детиВ»:
в–єВ Перейти к оглавлению книги В«Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. ТургеневВ»
Взгляды Базарова
Евгений Базаров – нигилист, представитель младшего поколения. Выглядит Базаров особо привлекательно, потому что внутренний мир для него важнее внешности. Одевается герой небрежно, не обращая внимания на то, как он выглядит.
Евгений Базаров является нигилистом, который отрицает все нормы и традиции, признанные в обществе. Для него не существует любви, он не видит ценность искусства и природы. Именно в нигилизме Базаров видит будущее России, а аристократия, по мнению героя, способна только погубить ее.
Отношение к нигилизму
Следующий вопрос, по которому спорят два героя, касается нигилизма, его роли в жизни общества.
Павел Петрович определяет представителей этого мировоззрения как нахалов и циников, которые не уважают и не признают ничего. Он рад, что таковых в обществе мало.
Нигилисты отмечают необходимость революционных преобразований. Базаров считает, что народ невежественен, но революционен по своему духу. Евгений видит смысл только в том, что полезно, он не считает нужным говорить громкие слова.
Читайте также: Сочинение Герасим и Татьяна в рассказе Тургенева Муму
Так смотрят на нигилизм Базаров и Павел Петрович. Сравнительная характеристика (таблица имеется в статье) отображает данный момент, показывает, насколько отличается отношение героев к этой мировоззренческой позиции.
Сравнительная таблица
И Базаров, и Кирсанов относятся друг к другу негативно. Понять причины конфликта между героями поможет таблица «Сравнение: Евгений Базаров – Кирсанов», которая демонстрирует не только различия между героями, но и их сходства.
Евгений Базаров | Павел Петрович Кирсанов | |
Общие черты | Гордость, самолюбие, самоуверенность, ум, сдержанность, насмешливость | |
Происхождение | Разночинец | Дворянин |
Внешний вид | Не обращает внимания на свой внешний вид, ходит в старой и потрепанной одежде | Следит за своим внешним видом, уделяет ему особое внимание, у него аристократическая внешность |
Образ жизни | Отличается трудолюбием, практикуется во врачебной деятельности | Ничем не занимается, живет в деревне |
Отношение к аристократии | Считает, что аристократия, которая ведет всю страну к гибели, уже доживает свой век | Защищает аристократию, потому что сам принадлежит к ней, считает, что те, кто не принадлежит к аристократии, являются безнравственными людьми |
Отношение к природе | Рассматривает как «мастерскую», в которой работает человек | Относится хорошо |
Отношение к искусству | Не признает роли искусства в общественной жизни, считает, что наука важнее искусства | Относится хорошо |
Отношение к любви | Отрицает любовь, но вскоре влюбляется в Анну Одинцову | Верит в любовь, был влюблен в княгиню Р., отношения с которой принесли боль и разочарование |
Отношение к нигилизму | Является нигилистом, отрицающим общепризнанные нормы | Не признает нигилизма, видит в нем общественную угрозу, презирает Базарова как яркого представителя этого явления |
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Павел Кирсанов и Базаров – сравнительная характеристика», рассмотрит взгляды представителей «отцов» и «детей» и сравнит их между собой.
Отношение к искусству, природе
Взгляды Базарова и Кирсанова разнятся даже в восприятии искусства. Они неодинаково относятся к природе. По мнению Базарова, чтение художественной литературы – пустое дело, а природу он оценивает исключительно как ресурс. Кирсанов – полная ему противоположность. Он, наоборот, любит окружающий мир, искусство, музыку.
Базаров полагает, что необходимо опираться в жизни только на личный опыт и ощущения. Исходя из этого, он отрицает искусство, поскольку оно – лишь обобщенное и образное осмысление опыта, отвлекающее от дела. Он отрицает мировые достижения культуры.
Так по-разному смотрят на природу и искусство Базаров и Павел Петрович. Сравнительная характеристика (таблица отображает это) в очередной раз показывает практичность взглядов Евгения.
Смотреть галерею
Биография героев, отношение к жизни
Павел Петрович Кирсанов и Базаров – два противоположных характера. Автор отчетливо дает нам понять это. Кирсанов ненавидел Евгения за то, что тот показывал Павлу Петровичу бесполезность его существования. До встречи с ним Кирсанов полагал, что он благороден и достоин уважения. Когда появляется Евгений, Павел Петрович приходит к осознанию пустоты и бессмысленности собственной жизни.
Кирсанов, несомненно, – достойный представитель дворянства. Он – сын генерала, офицер, растративший лучшие годы жизни в стремлении завоевать любимую женщину. Старший Кирсанов, безусловно, честен, порядочен, любит свою семью.
Тургенев отмечает, что, описав в романе лучших представителей дворянства, он хотел подчеркнуть несостоятельность и бесперспективность этого класса.
Родители Базарова – очень набожные люди. Его отец – земский лекарь, мать, как пишет о ней автор, должна была родиться лет двести назад.
По своему социальному положению Базаров – разночинец, любящий работу. Он – человек с сильным умом и характером, воспитавший себя сам.
Павел Петрович и Базаров (таблица явно отображает это) – два абсолютно разных по взглядам и происхождению человека.
Сочинение Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов сравнение
В своём произведении “Отцы и дети” Тургенев описал интересную для многих людей тему. В нём автор говорит о частоте конфликтов между поколением отцовским, то есть старшим, и поколением детским, то есть младшим соответственно. Он говорит о том, что очень частое такие конфликты вовсе не имеют смысла, так как такие разные поколения попросту не могут быть похожи, однако у них всё равно возникают конфликты, на почве того, что они не сходятся в каких либо убеждениях и взглядах. Автор говорит о том, что очень важно найти некий компромисс, дабы исключить данные конфликты. Примером таких конфликтов послужит произведение “Отцы и дети”.
Читайте также: 5 правил жизни из фильма «Мирный воин». Верны ли они?
В нём автор наиболее точно и ясно раскрывает тему данных конфликтов, и показывает читателю, что главное это всегда искать компромисс, найти иной выход из ситуации, нежели какой-либо радикальный. Автор показывает, что даже самые непримиримые люди, в конце концов, могут найти выход из любой возникшей конфликтной ситуации. В произведении автор создаёт некую атмосферу дружбы, из-за чего у читателя возникают противоречивые чувства по отношению к героям произведения. Читателя сначала знакомят с атмосферой конфликтной среды, в которой каждый человек сам за себя, а после бросают читателя в тёплую атмосферу дружбы и взаимопонимания, данный приём автора можно рассмотреть на персонажах Базарова и Кирсанова.
Базаров и Кирсанов представляют собой материалиста, которым является Базаров, и противника материализма – Кирсанова. Из-за данных противоречий у них и возникают конфликты. Они начинают спорить по причине разрозненности своих убеждений, а потому их спор продолжался бы вечно, если бы не случилась трагедия, и не погиб бы Базаров, после чего Кирсанов решил пересмотреть свои взгляды. Базаров представляет из себя настоящего материалиста, который видит в жизни только то, что может видеть, не воображая себе ничего лишнего. Кирсанов же напротив, считает, что не стоит вдаваться в материалистичную часть своей жизни, и нужно больше мечтать, дабы не забыть о своей личности и о своих мечтах. В итоге, Базаров погибает, а Кирсанов, переосмыслив своё виденье мира, находит золотую середину, и впоследствии ему становится намного легче жить.
Таким образом, мы видим, что автор написал потрясающее произведение, в котором нашли отражение многие темы, интересующие общество того времени.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗАРОВА И ПАВЛА ПЕТРОВИЧА КИРСАНОВА
Говоря о замысле и цели своего будущего произведения, Тургенев признавался: “Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встретил на то, что мне чудилось повсюду”. Заслуга писателя состоит в том, что он первый в России поднял эту тему в литературе и впервые попытался создать образ “нового человека”, представителя разночинцев. Двойственное отношение автора к своему герою сказалось в романе, но Тургенев, несмотря на противоречивость изображенного образа, верил, что за этими людьми открывается
будущее. “Вся моя повесть направлена против аристократии как передового класса”, – писал он. Роман “Отцы и дети” показывает борьбу мировоззрений двух политических направлений: дворян-либералов и нигилистов-демократов. На противопоставлении представителей этих направлений, разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова, построен сюжет романа. Кроме этой основной проблемы, Тургенев поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным, культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы XIX века.
Итак, вновь поднимается тема дворянства и его роль в жизни общества.
По мнению Павла Петровича Кирсанова, аристократы – движущая сила общественного развития. Их идеал – конституционная монархия, а путь к идеалу – либеральные реформы, гласность, прогресс. По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы, поэтому Базаров отрицает способность дворянства вести Россию к будущему. Следующий вопрос касается нигилизма, роли нигилистов в жизни. Павел Петрович считает их бессильными “циниками, нахалами и плебеями”, они не уважают народ и традиции, но он утешает себя тем, что их мало. Базаров веско замечает: “От копеечной свечи Москва сгорела”. Что утверждают нигилисты? Прежде всего необходимость революционных действий, поэтому критерием для них является народная польза. Базаров считает, что народ пока темный и невежественный, он полон предрассудков, но все-таки по духу он революционный.
Павел Петрович умиляется патриархальности русского народа, не понимая его по сути. Считая себя либералом, он, тем не менее, разговаривая с мужиком, нюхает английский табак. Это немаловажная черта, характеризующая его как личность. Отсюда вывод, можно сказать, что споры велись не по частным вопросам. Они касались настоящего и будущего России Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым.
Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением этого является дуэль. Главная причина, вызвавшая ненависть старшего Кирсанова к Базарову, заключалась в том, в чем он вряд ли признавался даже самому себе: Базаров перечеркивал всю его жизнь. Павел Кирсанов полагал, что ведет жизнь благородную, что он достоин уважения. А с точки зрения Базарова его жизнь бессмысленна.
Расхождение во взглядах главных героев заключается в их биографии. Павел Петрович – сын генерала, блестящий офицер, который растратил все свои душевные силы в погоне за любимой женщиной. Когда она умерла, он покинул свет, оставил карьеру и поселился у брата, чтобы доживать свой век. Он пытается внести изменения в свое имение и хозяйство, считает себя либералом только потому, что в их имении не бьют крепостных кнутом, но он не в состоянии понять требований новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды.
О прошлом Базарова мы знаем мало, но понимаем, что путь его – это типичный путь разночинца-труженика. Годы упорнейшего труда сделали его образованнейшим человеком. Он с гордостью заявляет: “Мой дед землю пахал”. Родители Базарова очень религиозные, интересы их ограниченные. Базаров воспитывал себя сам. Сколько предрассудков, сколько привычек, укоренившихся с детства, должен был побороть Евгений, чтобы себя воспитать. Базаров – человек сильный по уму и характеру. Немало таких Базаровых знала Россия: ведь и Белинский, памяти которого посвящен роман, и Добролюбов прошли тяжелую жизненную школу.
Братья Кирсановы – аристократы. Тургенев писал: “Они лучшие из дворян – именно поэтому они выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность”. Очень горько, что их жизнь проходит столь никчемно, хотя они обладают несомненными достоинствами. Павел Петрович очень благородно относится к брату, к Фенечке, он честный, постоянный в любви, понимает искусство. Николай Петрович, его брат, очень чуткий человек, он доброжелателен, мягкосердечен, увлекается музыкой, но жизнь его однообразна и скучна. Базаров вносит свежий воздух в “родовое гнездо” Кирсановых. Евгений предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену “отцам”, не способным решить основные проблемы эпохи.
Добролюбов писал о людях базаровского типа еще до появления образа Базарова, утверждая, что они решаются “ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины”. Их конечная цель – это “принесение возможно большей пользы человечеству”. Формирование их идеологии не обходилось без крайностей, они верили исключительно в науку, но именно они двигали прогресс в России.
Закончить сочинение мне хотелось бы словами:
Конфликт “отцов” с “детьми” –
Читайте также: Конкурсная работа » Зелёная планета». Сочинение на тему: » Крымский лес»
Залог тех непрерывных изменений,
В которых что-то ищет Бог,
Играя сменой поколений.
Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/otcy-i-deti/pavel-kirsanov-i-bazarov-sravnitelnaya-harakteristika.html
- https://nauka.club/literatura/sochineniya/bazarov-i-kirsanov.html
- https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/45-russkaya_klassika_xix_veka_ia_goncharov_is_turgenev/stages/2808-bazarov_i_pavel_petrovich_kirsanov_protivorechiya_socialnye_i_ideologicheskie.html
- https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/sravnitelnaya-harakteristika-bazarova-i-pavla-petrovicha.html