Комната Раскольникова в романе «Преступление и наказание», описание каморки (жилище, квартира)

Содержание:

Место жительства героя

Действие книги начинается в Санкт-Петербурге на пересечении Гражданской улицы и Столярного переулка. Здание, где жил Раскольников, построено в 1831 году архитектором Егором Цолликофером. Оно сохранилось до наших дней — в 70-х годах прошлого века здание реконструировали и снесли подсобные помещения. Теперь у него 4 этажа. На доме висит памятная табличка, и находится барельеф с изображением писателя. Это место сейчас можно назвать культурным наследием, сюда водят на экскурсии туристов и поклонников творчества Достоевского.

Комната Родиона

По заверению автора, главный герой романа вынужден был находиться в тесных и убогих условиях. Он снимал крошечную комнату у старухи-процентщицы, которой задолжал кругленькую сумму за ее съем. Заходя к себе домой, Раскольников должен пройти мимо кухни хозяйки, что его постоянно расстраивало. Все герои романа живут в гнетущей обстановке, которая не дает им развиваться и идти дальше. Противопоставление героя и его жилища — яркий прием, который Федор Достоевский нередко использовал. Судя по описанию, можно понять, что клетушка обставлена весьма аскетично:

  • несколько стульев;
  • стол;
  • старая софа;
  • шкаф.

На столе лежат рукописи и тетради, на которых скопилось много пыли, так как их давно не открывали.

В комнате обои отходят от стен, у героя нет даже одеяла — он укрывается старой одеждой. Это описание служит для того, чтобы передать нищету, в которой жил Родион. Даже Соня Мармеладова, придя в гости к студенту, была поражена атмосферой комнаты.

В противовес этому комната старухи-процентщицы предстает в более выгодном свете: в ней немного устаревшая, но отлично сохранившаяся мебель. Желтые обои, растения, в помещении убрано. Раскольников о комнате хозяйки: «Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире». Эта цитата из текста характеризует процентщицу с иной стороны.

Родион Раскольников с лютой ненавистью относится к месту, где ему приходится жить. Его не радует ни вид из окна комнаты, ни интерьер. Постоянно слышатся пьяные крики на улице, герой не имеет элементарных условий для ведения быта и гигиены. Долг хозяйке квартиры постоянно накапливается. Все это в совокупности создает невероятно гнетущую обстановку. В произведении есть немало отрицательных синонимов к слову «комната»:

  • каморка;
  • гроб;
  • сундук.

Общий беспорядок, старые рукописи, обшарпанная мебель подчеркивают тоску Раскольникова. Комната словно поглотила его, сделала своим рабом, давит и угнетает ежеминутно.

Достоевский описывает жилье своих героев, противопоставляя «хорошего собою» Родиона его унылой и затхлой каморке. Жизнь в комнате превращается для квартиранта в круг печали — он отгораживается от людей, перестает даже выходить на кухню, каждый день бездействует, лежа на диване.

Желтый цвет как символ печали

Стоит отметить интересный факт — в романе Достоевский уделяет особое внимание желтому цвету в интерьере. Так, у Раскольникова в каморке желтые обои, у хозяина квартиры — желтая мебель. Этот цвет, казалось бы, имеет положительное значение — символ света, добра, солнца. Но в романе все перевернуто с ног на голову: автор с помощью желтых красок усугубляет и добавляет трагичности в описание помещений.

В процессе чтения можно заметить, что яркие цвета в книге напрочь отсутствуют. В XIX веке существовало понятие «желтый дом», обозначающее психиатрические лечебницы для душевнобольных. Может быть, у Достоевского в романе весь Петербург сошел с ума?

В романе преобладают невыразительные и тоскливые тона. Здесь даже желтый не яркий, а грязный, унылый и безжизненный. Это элемент, благодаря которому автор передает болезненность обстановки, подавленное состояние Родиона.

В произведении «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского комната главного героя служит отражением его плохого душевного состояния. Мрачная, запустевшая и давно не убранная, она соответствует гнетущему состоянию квартиранта. Таким же образом писатель представляет парадную и лестницу — они гнетущие, серые и унылые. Да и весь Петербург у автора именно такой — неприступный, молчаливый, враждебный.

В романе мало описаний положительных качеств людей и обстановки, которая их окружает.

Но каждая глава пропитана негативом, который все больше подталкивает молодого человека к совершению преступления.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Очень интересна роль интерьера в романе “Преступление и наказание”. Комната Раскольникова и других персонажей – это то, что оттеняет, раскрывает положение героя, его жизненную ситуацию – но не внутренний мир.

Квартира – как антитеза

Мы привыкли к тому, что о хозяине часто говорит его жилище: так и в быту, и в художественной литературе. Однако, у Ф.М. Достоевского большинство героев вынуждены жить в обстановке, которая их губит, притесняет, разрушает. Это не они выбрали себе дом, а жизнь загнала их в подобные жилища. Эта тенденция характерна практически для всех персонажей.

Если бы Раскольников мог купить себе дом, едва ли бы он выбрал ту каморку, в которой ему приходится обитать. Жильё главного героя находилось “под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру”. Красивый молодой юноша (“замечательно хорош собою”, “строен”) помещён автором в убогую, неказистую похожую на морскую каюту, клетку, комнатку.

Кроме того, проходя в свои “покои” Родион вынужден постоянно проходить мимо хозяйской кухни. Это делает его положение ещё более унизительным, учитывая то, что герой должен хозяйке крупную сумму за жильё. Для сравнения: старой отвратительной процентщице автор “выдаёт” просторный уютный, красивый дом с богатой обстановкой, где всё сияет чистотой. Противопоставление души героя и его пристанища яркий художественный приём в творчестве М. Ф. Достоевского.

Отношение Раскольникова к своей комнате

Главный герой ненавидит своё жилище. Оно разрушает его и морально и физически. Отсутствие атмосферы жизни, элементарных вещей для быта и гигиены подчёркивает её несоответствие персонажу. “Грязный…мизерный диван” так же не подходит Раскольникову, как и его тягостное, безрадостное существование. Аристократичная внешность студента не вяжется с уродливой обстановкой. Он гаснет, ему тесно, хочется свободы, границы давят на сознание.

Окна квартиры выходят во двор, где слышны пьяные крики, ругань. “Пейзаж”, открывающийся из окна промозолил глаза квартиранту, он такой же безрадостный, как и его жильё изнутри. Грязно-жёлтые оттенки, которые использует автор для описания пространства героя придают его образу ещё более печальный плачевный вид, подчёркивают безвыходность ситуации. Квартира в произведении имеет, на удивление много синонимов: каморка, угол, шкаф, каюта, гроб, сундук. Не одно из этих названий не подходит для настоящей жизни. Домом жильё не называет никто – ни автор, ни герой.

Жизнь, размером в шесть шагов

“Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной” – так характеризует автор квартиру Раскольникова. Эта комната – своего рода пристанище, где нет тепла, уюта, нет жизни и движения. Раскольников перестаёт посещать университет, проводит дни, лёжа на оборванном, грязном диване. Запустение, отсутствие ярких красок и живых эмоций – делает квартиру похожей на гроб. Родион проводит в ней много времени без движения, ему душно и тесно, тошно от невозможности жить по-настоящему. Автор именно так и описывает жизненное пространство героя: “дурная квартира…точно гроб…”.

Сломанная мебель и покрытые пылью рукописи на столе студента-бедняка подчёркивают его “неживое” существование. Это описание не просто говорит о жизни героя, оно кричит о том, что предопределено человеку, вынужденному жить “в клетке”, низком чердаке, непригодном для полноценной жизни. Даже мать Родиона замечает, что дом оказывает влияние на сына – делает его “меланхоликом”, давит и угнетает.

В нашей статье изложено подробное описание комнаты Раскольникова с цитатами и анализом символики. Этот материал может быть полезен для написания творческих работ и характеристики образа главного героя романа.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    В каком году был написан роман Достоевского «Преступление и наказание»?</h3>

    • <label>1865 г.</label>
    • <label>1866 г.</label>
    • <label>1867 г.</label>
    • <label>1868 г.</label>

(новая вкладка)

Описание комнаты Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» выполняет ключевую роль, потому что именно она оказала основное влияние на формирование душевного состояния главного героя. Убогая каморка, которая являлась местом жительства студента, загоняла его сознание в жёсткие рамки, любые мысли о чём-то великом тут же исчезали подавленные беспомощным отчаянием. Его душевное состояние напрямую зависело от того, где он находился. Автор охарактеризовал квартиру своего героя так: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной». В этом пристанище не было места для тепла, уюта и жизни в целом. Верно подметила мать Раскольникова, сказав, что такая комната способна только увеличить уже имеющуюся меланхолию, а то и стать её причиной вовсе. Главный герой всем сердцем ненавидел своё жилище, оно давило на него и разрушало любое проявление ещё оставшейся нравственности. Раскольников со своим внутренним аристократизмом не вписывался в окружающую среду, ему хотелось свободы, а стены ограничивали все его душевные позывы и стремления. Даже за стенами квартиры не было места достойной жизни, окна каморки выходили во двор, откуда всё время доносились пьяные крики и беспрестанная ругань представителей низов социальной лестницы. Пейзаж за окном соответствовал внутреннему убранству помещения, в котором был вынужден находиться Раскольников. Главный герой был настолько подавлен своей жизненной неустроенностью и безысходностью, что не только бросил учёбу в университет и перестал общаться с людьми, но и запустил свой внешний вид, начиная соответствовать окружающей обстановке.  

В начале романа писатель описывает комнату лишь в общих чертах и только через двадцать страниц даётся более подробное описание, которое является виденьем самого Раскольникова, окидывающего её взглядом: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову».

Комната, действительно, была настолько мала, что походила больше на шкаф, чем на жилое помещение. Она была сильно захламлена, никому не нужные вещи повсюду громоздились, создавая только почву для образования пыли. Спёртый воздух, образующий духоту и теснота доводили до полуобморочного состояния, поэтому неудивительно, что Родион не мог там находиться. В такой обстановке не могут прийти в голову положительные мысли. У бедного студента не было даже подушки, чтобы нормально выспаться, её заменял какой-то клочок ткани, неизвестного происхождения. Раскольников жил настолько убого и мрачно, что даже Соня Мармеладова, сама находясь в бедственном положении, пришла в ужас, когда переступила порог его квартиры. Любой предмет, находившийся в распоряжении Родиона, символизировал полнейшую нищету: мизерный диван, испорченные стулья, грязные и оборванные обои, у него не было даже одеяла и простыни.

Ф.М. Достоевский при описании окружающей обстановки главного героя романа использует серый и жёлтый цвет, которые символизируют болезнь, страдания, бедность. Жёлтые обои не только свисали обрывками в комнате Раскольникова, а были и у Сони, старухи-процентщицы, в кабинете Порфирия Петровича. Они являются символом уныния и усталости от самой жизни, которая полна несправедливости.

У комнаты Раскольникова очень много синонимов в романе: каморка, гроб, шкаф, сундук, клетушка, угол, каюта, и ни одно из этих названий не обозначает помещение пригодное для полноценной жизни. Достоевский не один раз обращает внимание на крохотные размеры квартирки. Домом это жильё не называется ни разу, ни Родионом, ни самим писателем. Главный герой чувствует себя здесь, как в тюрьме и больше всего на свете мечтает из неё выбраться.

Именно в этих четырёх стенах Раскольников выносил план убийства старухи-процентщицы, здесь зародилась теория о разделении человечества на два вида: право имеющих и «тварей дрожащих». Мысль о продолжении подобного существования делали убийство не таким уж и страшным проступком, это был единственный возможный выход из сложившейся ситуации. Окружающая нищета породила чувство своей неполноценности и ненужности в этом мире, Раскольников стыдился бедности, поэтому остро реагировал на социальную несправедливость.

Городской пейзаж Петербурга тоже соответствует внутреннему состоянию главного героя. Описание череды унылых улиц, лестниц, публичных домов, рыночных площадей и кабаков является подходящим фоном для заблудившегося сознания Раскольникова. Петербург враждебно настроен ко всем своим жителям и не приемлет перемен по их инициативе. В романе «Преступление и наказание» нет ничего случайного, каждая деталь содержит в себе особый смысл, помогает раскрытию авторского замысла.

Дом, в котором жил придуманный Ф.М. Достоевским персонаж, не был вымышленным. Сейчас на его стене висит памятная доска, на которой запечатлены слова Д. Гранина и Д. Лихачёва: «Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества». Выше мемориальной доски находится портрет писателя, создавшего мировой шедевр художественной литературы. Дом Раскольникова – место своеобразного паломничества тех, кто покорён творчеством Фёдора Михайловича.  

Жилище Родиона Раскольникова является одной из важных деталей в романе «Преступление и наказание» Достоевского. В этой статье представлена цитатная характеристика комнаты Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: описание в цитатах каморки, жилища, квартиры героя.Смотрите: — Все материалы по «Преступлению и наказанию»

Комната Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: описание в цитатах (каморка, жилище, квартира)

Бедный студент Родион Раскольников снимает комнату в в доме Шиля в С-м переулке в Петербурге (имеется в виду Столярный переулок). Комната героя находится на верхнем этаже 5-этажного дома и числится под номером 14. Хозяйкой этого жилища является госпожа Зарницына:

«…молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке…» (часть 1 глава I)

«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу.» (часть 1 глава I)

«Я Родион Романыч Раскольников, бывший студент, а живу в доме Шиля,  здесь в переулке, отсюда недалеко, в квартире нумер четырнадцать.» (часть 2 глава VI)

Бедное жилище Раскольникова в романе называется каморкой, морской каютой, углом, шкафом, сундуком, гробом и т.д.:

«…там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца…» (часть 1 глава V)

«…дурная квартира… точно гроб…» (часть 3 глава III)

«…тесную и низкую «морскую каюту» Раскольникова…» (часть 2 глава V)

«…ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук. Взор и мысль просили простору…» (часть 1 глава III)

Каморка Раскольникова настолько мала, что можно, не вставая с постели, открыть дверь:

«Вся его комната была такого размера, что можно было снять крюк, не вставая с постели.» (снять крюк (замок) с двери, часть 2 глава I)  

«…с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.» (часть 1 глава III)

Обстановка в жилище Раскольникова очень бедна:

«…поражена была бедною обстановкой Раскольникова…» (впечатление Сони от каморки, часть 3 глава IV)

Из мебели в комнате Раскольникова имеются три старых стула, стол, большая софа (диван) и маленький столик:

«Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал всё что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик. Трудно было более опуститься и обнеряшиться…» (часть 1 глава III)

«…лежавшего на мизерном грязном своем диване…» (часть 2 глава V)

«…он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку…» (часть 1 глава III)

На стенах в комнате Раскольникова поклеены желтые обои с белыми цветочками. Обои выглядят старыми, «обшарканными»:

«…с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями…» (часть 1 глава III) 

«Раскольников оборотился к стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками…» (часть 2 глава IV)

«Он оглядел эти желтоватые, обшарканные обои, эту пыль, свою кушетку…» (часть 5 глава V) 

«Там, в самом углу, внизу, в одном месте были разодраны отставшие от стены обои…» (часть 2 глава I) 

В каморке есть окно с унылым видом на внутренний двор. По ночам через это окно слышны вопли пьяниц:

«…вопли с улицы, которые, впрочем, он каждую ночь выслушивал под своим окном, в третьем часу.» (часть 2 глава I)

«Он подошел к окну, поднялся на цыпочки и долго, с видом чрезвычайного внимания, высматривал во дворе. Но двор был пуст, и не было видно стучавших. Налево, во флигеле, виднелись кой-где отворенные окна; на подоконниках стояли горшочки с жиденькою геранью. За окнами было вывешено белье… Всё это он знал наизусть. Он отвернулся и сел на диван.» (часть 5 глава V)

Бедная комната Раскольникова, без сомнения, отрицательно влияет на его психологическое состояние. По словам матери Раскольникова, комната наполовину виновата в его «меланхолии»:

«…я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик…» (мать Раскольникова, часть 3 глава III)

По данным исследователей, прототип дома, в котором жил Раскольников, сохранился до наших времен. «Дом Раскольникова» сейчас можно найти в Санкт-Петербурге по адресу: Гражданская улица, дом 19 (на углу Столярного переулка). Это была цитатная характеристика комнаты Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание в цитатах каморки, жилища, квартиры героя.Смотрите: Все материалы по «Преступлению и наказанию»

Автор: · 22.01.2019

(298 слов) Ф.М. Достоевский для передачи внутреннего состояния героя романа «Преступление и наказания» использует несколько приемов психологизма. Интерьер — один из них. Немало места в произведении отводится описанию внутреннего убранства помещений.

Так, комната Раскольникова по своему виду напоминает скорее «шкаф, чем квартиру». В ней всегда было не убрано, душно: «Трудно было более опуститься и обнеряшиться». «Неуклюжая» софа, три старых стула и два стола — вся мебель его «каморки». Достоевский не раз обращает внимание на крохотные размеры комнаты. Автор сравнивает ее с гробом, «клетушкой», сундуком. Душе было тесно в таком маленьком пространстве, она просила простору. Важно обратить внимание на оборванные обои в комнате. Их цвет — желтый. В произведении он символизирует болезнь, угнетение.

Любой предмет отражает бедность, которой был задавлен Раскольников. Он спал на «мизерном» диване, кладя голову на что-то похожее на подушку. В его комнате стояли испорченные стулья, а обои были грязные и отходили от стены во многих местах. У героя не было ни одеяла, ни простыни. Он накрывался старой одеждой. Даже Соня была поражена бедностью, в которой существовал персонаж.

Обстановка, в которой обитал Раскольников, сильно повлияла на героя. Душная, мизерная комната стала одним из факторов, подтолкнувших его к совершению преступления. Даже мать Родиона признала, что наполовину от квартиры он «стал такой меланхолик». В этом болезненном месте трудно находиться человеку. Однако отвращение вызывал не только внутренний вид каморки, но и звуки с улицы. Из окна постоянно доносились голоса пьяниц по ночам. Унылый вид на двор, который он уже выучил наизусть, только ещё больше его расстраивал.

Пыльная, жёлтая, мрачная комната способствовала не только возникновению теории Раскольникова, но формированию его решимости испытать ее на себе. Нищета, жизненная неустроенность окружала его, он был подавлен от своей безысходности. Родион давно ни с кем не общался, забросил учёбу в университете, даже запустил свой внешний вид. В комнате главного героя царила такая же безжизненность, как и в его душе.

Многомудрый Литрекон нуждается в Ваших советах, поэтому в случае обнаружения недостатков пишите в комментариях, в чем проблема.

Автор: Анастасия Сметанова

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/komnatа-raskolnikova.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/prestuplenie-i-nakazanie/komnata-raskolnikova-opisanie.html
  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/opisanie-komnaty-raskolnikova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-f-m-dostoevskij.html
  • https://www.literaturus.ru/2020/07/komnata-raskolnikova-kamorka-zhilishhe-kvartira.html
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/opisanie-komnaty-raskolnikova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт