Содержание
- 1 1. История создания
- 2 2. Литературное направление
- 3 3. Род
- 4 4. Жанр
- 5 5. Проблематика
- 6 6. Тематика
- 7 7. Идея
- 8 8. Пафос
- 9 9. Система образов
- 10 10. Центральные персонажи
- 11 11. Лирический герой
- 12 12. Сюжет
- 13 13. Композиция
- 14 14. Художественное своеобразие произведения
- 15 15. Размер, рифма, строфика
- 16 16. Средства художественной выразительности
- 17 17. Значение произведения
- 18 18. Актуальность
- 19 19. Мое отношение
- 20 20. Чему учит
- 21 Тема и идея
- 22 Сюжет стиха и композиция
- 23 Жанр стихотворения и средства выразительности
- 24 Краткий анализ
- 25 История создания
- 26 Тема
- 27 Композиция
- 28 Жанр
- 29 Средства выразительности
- 30 Тест по стихотворению
- 31 Краткая справка
- 32 Тематика и проблематика
- 33 Образная система текста
- 34 Жанровая специфика, особенности
- 35 Проведение анализа
- 36 Еще тесты
- 37 Читайте также
1. История создания
Стихотворение «Листок» — одно из лучших произведений позднего периода творчества поэта.
Созданное в 1841 году, оно отразило душевные страдания М. Ю. Лермонтова, который после недолгого отпуска в Петербурге вынужден был вернуться в ссылку на Кавказ.
Стихотворение увидело свет после трагической гибели поэта в 1843 году.
Образ бездомного одинокого листа М. Ю. Лермонтов заимствовал из элегии французского поэта А. В. Арно.
2. Литературное направление
Литературное направление — романтизм.
Эпоха романтизма находит отражение в творчестве великого поэта. В стихотворении звучит мотив одиночества и тоски. Однако за символическим образом дубового листка читатель отчетливо видит судьбу несчастного человека, вынужденного покинуть родные края.
Стихотворение имеет романтическую окраску, но вполне реалистическое содержание.
3. Род
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок» — образец философской лирики. За конкретной жизненной ситуацией скрываются глубокие размышления о человеческой жизни и несчастной судьбе целого поколения.
4. Жанр
Передать душевное состояние автору помогает жанр элегии. Грусть, тоска, безысходность звучат в эпитетах: «бедный листочек», «ветки родимой», «жестокою бурей».
Однако Поэт расширяет границы жанра. Его элегия — это не страдания от безответной любви, это чувство одиночества и бесприютности человека в мире людей.
5. Проблематика
Основная проблема стихотворения — чувство одиночества, невозможности изменить свою судьбу.
Дубовый листок, оторванный от «ветки родимой», несется «гонимый жестокою бурей». Человек нуждается в сочувствии, сострадании и любви.
6. Тематика
Тема одиночества раскрывается поэтом с помощью сказочной истории отношений дубового листа и красавицы чинары. В волшебном уютном мире Чинары нет места изгнаннику. «Я солнцем любима, цвету для него и блистаю», — говорит она путнику. Чинара — олицетворение равнодушного и презрительного отношения к окружающим. «На что мне тебя?», — отвечает Чинара пыльному и желтому листу, отказывая ему в помощи.
7. Идея
Текст стихотворения содержит идею о том, что одиночество и бесприютность делает человека несчастным. За символическими образами листа и чинары скрываются человеческие судьбы.
Лишаясь Родины, родных и друзей, мы испытываем боль, теряем смысл существования и катимся «без цели по свету».
8. Пафос
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок» проникнуто пафосом грусти и безысходности.
Гонимый ветром листок безуспешно ищет сочувствия и понимания. Переживания символического образа передают душевное состояние самого поэта.
9. Система образов
Основные образы произведения противопоставлены друг другу. Ими являются дубовый листок и чинара. Страдания бездомного потрепанного ветром листа становятся понятнее на фоне солнечного мира зеленой чинары.
Читатель встречается с эпизодическими персонажами, которые дополняют образный ряд стихотворения. В первых строках возникает образ жестокой бури, заставившей дубовый листок скитаться по свету. Изнеженную чинару окружают ласковый ветер и райские птицы.
10. Центральные персонажи
Основную роль в раскрытии идейного содержания стихотворения играют два образа.
Дубовый листок — символ странствующего гонимого человека, который лишен родного дома. Он, измученный страданиями, «засох и увял… от холода, зноя и горя».
«Младая чинара» — олицетворение счастья, благополучия и любви. Люди, подобные дереву, нежатся в комфорте, упиваются восхищением окружающих. Они не умеют сочувствовать и сострадать.
11. Лирический герой
Стихотворение автобиографично. Автор отождествляет себя с лирическим героем. Рассказывая историю жизни дубового листка, лирический герой повествует о собственных чувствах, переживаниях и проблемах.
Судьба М. Ю. Лермонтова находит отражение в судьбе беспомощного листка. Поэт, насильственно лишенный родного дома, друзей и родных, был сослан в ссылку. Он чувствует себя таким же одиноким, как и главный герой стихотворения.
12. Сюжет
Сюжетная линия стихотворения связана с основными персонажами.
Вначале читатель знакомится с дубовым листком, который не может противостоять жестокой буре. Он скитается по свету, ищет приюта, терпит лишения.
Оказавшись на берегу Черного моря, листок надеется, что, наконец, отдохнет и согреется «меж листьев…изумрудных» красавицы чинары.
Однако его мечтам не суждено было сбыться. Молодая чинара не желает видеть рядом собой убогий засохший листок. «Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!», — отвечает она на мольбы о помощи и сострадании.
Открытый финал повествования передает чувство обреченности дубового листка. Последние слова произносит чинара, которая не желает нарушать свой уютный мир. Дубовый листок остается одиноким как прежде.
13. Композиция
Композиция — линейная. Сюжетная линия развивается последовательно, события происходят в хронологическом порядке. Повествование ведется от лица лирического героя.
14. Художественное своеобразие произведения
Необычен синтаксический ряд стихотворения. Бессоюзные предложения описывают страдания дубового листка в первых строках произведения. Восклицательные помогают почувствовать негодование чинары. Диалог делает образы героев понятнее и реалистичнее.
Неповторимую своеобразность придает стихотворению трехсложный размер стиха (пятистопный амфибрахий). Разные виды рифмовки (попарная и перекрестная) соответствуют смене интонации и настроения при описании героев произведения. Использование женской рифмы делает произведение напевным и мелодичным.
15. Размер, рифма, строфика
Неповторимую своеобразность придает стихотворению трехсложный размер стиха (пятистопный амфибрахий).
Разные виды рифмовки (попарная и перекрестная) соответствуют смене интонации и настроения при описании героев произведения.
Использование женской рифмы делает произведение напевным и мелодичным.
16. Средства художественной выразительности
Небольшое по объему стихотворение имеет глубокий смысл. Понять мысли и чувства автора помогают многочисленные тропы.
Необычные эпитеты позволяют разобраться в характерах персонажей. «Бедный листочек дубовый» «с тоскою глубокой» просит чинару о помощи. Он, пытаясь вызвать сочувствие, рассказывает ей о «суровой отчизне», «жестокой буре».
В описании мира чинары эпитеты меняют окраску и настроение. Ее ветки покрыты «изумрудными» листьями, переливающимися в лучах яркого солнца.
Такую же роль играют метафоры. Дубовый листок вянет «без сна и покоя», а корни чинары «умывает холодное море».
Текст стихотворения насыщен олицетворениями. Персонажи становятся живыми одухотворенными существами. Ветер «шепчется» с чинарой «зеленые ветви лаская». Она, любимая солнцем, наслаждается пением райских птиц. Дубовый листок прижимается у корня чинары, молит о приюте, мучается от холода и зноя.
Стихотворение представляет собой аллегорию. Под образами листка и чинары скрываются человеческие судьбы.
17. Значение произведения
Стихотворение М. Ю. Лермонтова заставляет читателя не только проникнуться жалостью к судьбе несчастного дубового листка, но и задуматься над общечеловеческими проблемами одиночества, эгоизма, жестокости. Читатель понимает, что человек не может быть счастлив вдали от родины и близких людей.
18. Актуальность
Одиночество — противоестественное состояние человека. Поэтому стихотворение не утратило своей актуальности и в наши дни. В современном обществе люди перестают общаться с другом, теряют связь с родными, с отчим домом и становятся такими же бесприютными, как дубовый листок из стихотворения М. Ю. Лермонтова.
19. Мое отношение
Стихотворение М. Ю. Лермонтова пробудило во мне желание делать добро окружающим. Захотелось вмешаться в повествование, окружить вниманием и заботой всеми забытый дубовый листок.
20. Чему учит
Элегия М. Ю. Лермонтова делает нас добрее и милосерднее. Нельзя уподобляться равнодушной самовлюбленной чинаре, которая гордится молодостью и красотой. Пройдет время, и изумрудные листья поблекнут. От нее отвернется ласковый ветер, улетят райские птицы, и чинара останется одна. Ведь она не дарит добро окружающим, а значит, не получит его обратно.
Многие литературоведы считают, что стихотворение «Листок» отражает в аллегорической форме судьбу самого поэта. Это произведение было написано в 1841 году, незадолго до гибели, которую он, по словам современников, предчувствовал. Ниже приведен анализ стихотворения Лермонтова «Листок».
Тема и идея
Тема этого стихотворения – неприятие чинарой засохшего, измученного листка. Основная идея – одиночество и никому-не-нужность присутствует и в других его произведениях:
- «Парус» (Белеет парус одинокий…)»
- «И скучно и грустно»;
- «Утес».
Лермонтов чувствовал себя одиноким и ненужным. Эта мысль разъедала его, отсюда происходила его желчность и неспособность ладить с людьми.
Лермонтов был не угоден императору своей прямолинейностью, и возможно, он рассчитывал обосноваться на Кавказе, подальше от императорской фамилии и шефа жандармов Бенкендорфа. Но здесь он также не находил духовного родства. Более того, не зная языков, он не мог общаться с местным разнородным населением – грузинами, осетинами, кавказскими татарами (азербайджанцами).
Сюжет стиха и композиция
Оторванный от дерева дубовый листок ветром был занесен на юг, где на берегу моря растут чинары. Листок обратился к чинаре с просьбой приютить его, но высокомерная красавица-чинара ответила ему, что ей он не нужен. Дуб – это Россия, чинара у моря, молодая и красивая – это Грузия.
Стихотворение состоит из 6-ти четырехстрочных строф. По композиции его можно разделить на 3 части:
- Завязка. В двух строфах повествуется, как листок «оторвался от ветки родимой» и его ветром принесло к чинаре.
- Развитие действий. Листок обращается к чинаре с просьбой о приюте.
- Кульминация. Ею и завершается произведение. Чинара отвергает просьбу затерянного листка.
Хотя поэт приобрел на Кавказе знакомых, и даже изучал один из местных языков, Лермонтов чувствовал себя чужим на Кавказе, и даже в Грузии, которая заключив добровольный договор с Россией, не чувствовала себя по настоящему свободной. Многие северокавказские горцы были свободны и вольнолюбивы, ненавидели царизм и не упускали случая погадить.
Жанр стихотворения и средства выразительности
По жанру стихотворение «Листок» является элегией. В нем присутствуют грусть, переживания лирического героя, одиночество, безысходность. Стихотворение певуче и выразительно. В нем автор применил стихотворный размер — пятистопный амфибрахий. Рифмы парные, женские, они и придают стиху элегическую певучесть.
Само стихотворение аллегорично. Поэтому образы дубового листка и чинары это тоже аллегория. Рассмотрим, какие еще средства поэтической выразительности применил поэт в этом произведении.
- Эпитеты: родимый, молодая, зеленые, райские.
- Олицетворения: жестокая (буря), суровая (отчизна); свежие (сыны).
- Метонимия: ветер шепчется, ласкает, чинара блистает, море умывает.
В заключение анализа этого стихотворения необходимо сказать о том, что оно как зеркало отражает настроение Лермонтова в последние месяцы жизни. Изгнанник пытается найти пристанище у Кавказских гор, которые он успел полюбить еще в детстве, но не находит.
Многие критики восхищались поздними стихотворениями М. Лермонтова. В. Белинский считал, что это «лучшие создания» поэта. К поздней лирике относится и «Листок», изучаемый школьниками в 6 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Листок» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Листок.
История создания – произведение было создано в мае-июле 1841 г. за несколько месяцев до гибели Михаила Юрьевича. Впервые увидело мир на страницах «Отечественных записок».
Тема стихотворения – «приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе.
Композиция – Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары. Формальная его организация – 6 катренов.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка параллельная ААВВ.
Метафоры – «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара».
Эпитеты – «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные».
История создания
История создания произведения тесно связана с жизнью автора. «Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил Юрьевич возвратился в Кавказский край после отпуска. В этот период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений.
Стоит отметить, что мотивы «Листка» Лермонтов заимствовал из французской литературы, точнее из одноименного произведения А. В. Арно. Русский поэт интерпретировал творение французского коллеги по перу по-своему: он ввел новые образы, добавил строки и внес изменения в ритмическую организацию.
Спустя два года «Листок» Лермонтова напечатали в «Отечественных записках».
Тема
Стихотворение можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле. Таким образом, в нем можно определить две темы: приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе. В контексте этих тем реализуется идея о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все. Автор также показывает, что в высшем свете не принимают людей, которые ниже статусом или имеют меньший достаток.
В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.
В первой строфе стихотворения рассказывается о том, как дубовый листок оказался на берегу моря. Он оторвался «от ветки родимой»
и не успел оглянуться, как буря покатила его вдаль. На берегу Черного моря путешественник увидел чинару с райскими птицами на ветвях. Дерево поразило листок своей красотой. Он начал умолять чинару принять его. Пришелец рассказывает о своей невеселой судьбе, но прекрасное дерево равнодушно относится к его прошлому.
Завершается стихотворение надменным ответом молодой чинары. Она признает, что пришелец видел много, но все это не имеет значения, ведь листок пыльный и желтый. Из-за непривлекательного внешнего вида он не может быть парой ее «сынам»
.
Композиция
Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листка, разговор листка и чинары. Формальная композиция сложнее смысловой. Произведение состоит из шести катренов. Содержание произведения требовало от поэта синтаксической разнообразности. В тексте переплетаются рассказ автора и реплики главных героев, поэтому автор использует прямую речь.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как в строках преобладает грустное настроение, разочарование. Есть в стихе и элементы сюжетной лирики, так как в нем можно выделить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий. М. Лермонтов использовал параллельную рифмовку ААВВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи посредством образов природы.
Ключевую роль играет метафора: «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская»
, «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара»
. Эпитеты дополняют образы: «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные»
. Сравнений в тексте нет.
Важную роль в стихотворении играет интонация. Она делает речь героев более выразительной, помогает точнее передать их эмоции. В некоторых стихах внутреннее состояние героев передается при помощи аллитерации, например, растерянность и одиночество листка описывается словами с согласным «р».
Тест по стихотворению
- Вопрос 1 из 8
В каком году М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Листок»?</h3>
- <label>1830 г.</label>
- <label>1835 г.</label>
- <label>1839 г.</label>
- <label>1841 г.</label>
(новая вкладка)Содержание:
Краткая справка
Первый шаг в проведении анализа стихотворения — краткие сведения об авторе и история написания. Не следует углубляться в биографию Михаила Юрьевича Лермонтова, вполне достаточно написать, что это великий поэт-романтик XIX века, автор многочисленных стихотворных произведений, в которых он размышляет о смысле жизни и предназначении человека, поэта. Многие тексты Лермонтова дышат трагизмом, пронизаны ощущением безнадежности.
Стихотворение «Листок» было создано в мае-июне 1841 года, при жизни автора читатель не смог познакомиться с текстом, поскольку он не был издан. Впервые опубликовано в 1843 году на страницах журнала «Отечественные записки».
Литературоведы относят «Листок» к позднему периоду лирики поэта, поскольку написан текст в последние месяцы жизни Лермонтова и представляет собой своеобразное поэтическое завещание. Основной мотив, несмотря на то что он близок автору, представляет собой заимствование из одноименной элегии Арно, которую русский читатель сумел изучить благодаря переводам Жуковского, Давыдова.
Нередко даже сам поэтический текст Лермонтова называют вольным переводом, поскольку ключевой образ баллады — листок, оторванный от родного дерева и безжалостно брошенный в пучину жизни — полностью перешел из произведения Арно. Однако русский поэт меняет размер и ритм стиха, а также вводит дополнительный образ.
Поэтому большая часть исследователей сходится во мнении, что это самостоятельное произведение, которое стоит на одном уровне с «Тремя пальмами» и «Выхожу один я на дорогу». Эти тексты способны произвести гнетущее впечатление, помогают понять разочарование и боль поэта, могут побудить читателя сопереживать его лирическому герою.
Тематика и проблематика
Ключевая тема стихотворения «Листок» — это одиночество, мотив, который был близок Лермонтову на протяжении всего его творческого пути. Несчастный дубовый листок оторвался от родной ветки порывом ветра и направился в путь. Здесь намечена тематика фатума, рока, главный «герой» не сам сделал свой выбор, не сам решился покинуть родину и пуститься в поиски приключений.
Это уже не романтизм, скорее, поэт рисует трагическую историю одинокого человека, который волей всевышнего попадает в мир, где никто не готов протянуть ему руку помощи. Не зря в тексте нет классического противопоставления, поэт не рисует перед читателем картины того, как именно проходило мирное существование листка до судьбоносного порыва ветра.
Следующий важнейший мотив — странствование, бродяжничество, скитание по миру в поисках пристанища. Но если в романтической лирике Михаила Юрьевича оно было добровольным, герои сами жаждали познать мир, найти свое место в нем, пережить приключения, то «Листок» — пример того, что странствовать персонажу приходится порой без собственного желания.
Тема человеческого равнодушия нашла отражение в образе чинары, мастерски созданном поэтом. Это гордое и красивое дерево растет на черноморском побережье, в комфорте, любимое солнцем, окруженное райскими птицами.
Но чинара не готова принять листок у своих корней, его беда оставляет ее равнодушной и безучастной, таковы и иные сильные люди — наделенные всем, о чем только можно мечтать, они не готовы протянуть руку помощи нуждающимся, одиноким и гонимым. Становится очевидно и то, какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»: антитеза, противопоставление образов прекрасной чинары и несчастного дубового листка.
Однако можно посмотреть и более глубоко. Листок — это часть могучего дуба, дерева мощного, которое ничем не хуже экзотической чинары. Это символ родины. Несчастный же лист оказался лишенным родной страны и против своей воли оказался за ее границами, далеко от своей земли, где никто не готов его понять и принять. Мотив разочарования далекими странами, свойственный поздней лирике Лермонтова, звучит здесь особенно ярко и мощно.
Образная система текста
При написании сочинения как на уроке в классе, так и дома важно раскрыть образную систему стихотворения, поскольку именно на противопоставлении двух ключевых персонажей и выстроена основная сюжетная линия и проблематика. Главный герой, дубовый листок, оторванный от ветки, символизирует собой странника, всеми гонимого, никому не нужного. Он увял и засох от зноя и лишений, он не может найти себе приюта, вынужден скитаться по негостеприимным землям. И кажется, что судьба, наконец, смилостивилась над ним, он оказался у Черного моря, где светит ласковое солнце, дует теплый ветерок, журчат ручьи.
Но разочарование поэта настолько сильно, что он не завершает текст в позитивном ключе — даже в этом райском краю, где есть все, несчастный странник оказывается один, никому не нужный. Основная мысль, которую романтик передает в этом образе, трагична: все люди одиноки в этом мире, понимания и сочувствия добиться невозможно. Текст заставляет задуматься о том, что в своем несчастье каждый остается наедине с самим собой.
Противоположный образ, гордая и красивая чинара, растущая в тепле и комфорте, она счастлива, у нее есть все, поэтому одиночество ей не грозит. Ее слух услаждают райские птицы, ее зеленые листы согревает теплое солнце, кажется, что от нее требуется совсем немногое — дать временный приют несчастному скитальцу. Но прекрасное дерево не готово проявить милосердие. Уверенное в собственной силе, оно с презрением отвергает несчастного, говоря: «На что мне тебя!».
Жанровая специфика, особенности
Идея стихотворения «Листок» раскрывается не только системой образов, но и размером, жанром и используемыми автором тропами. Текст относится к элегии, мелодичному и во многом трагичному жанру, который поэты XIX века использовали для передачи своих сокровенных мыслей. На это указывают следующие ключевые признаки:
- Размер стихотворения «Листок» Лермонтова — пятистопный амфибрахий. Он помогает придать звучанию напевность, плавность.
- Само слово «элегия» в переводе с греческого означает «грусть», «тоска». И тематика поэтического текста как нельзя лучше подходит под это определение, стихотворение очень грустное, пронизано отчаянием автора, герой его обречен на гибель, несмотря на то, что Михаил Юрьевич оставляет финал открытым и напрямую не говорит о том, что произошло с листом после диалога с отвергшей его чинарой.
- Рождает печальное настроение, вызывает у читателя мысли о бренности и бессмысленности существования.
Однако если прочитать текст внимательно или же прослушать его, можно найти и уникальные особенности, которые отличают его от классических элегий. Тематика не имеет никакого отношения к безответной любви или разлуке влюбленных, она гораздо шире и касается одиночества каждого в мире.
Сама композиция стихотворного текста построена таким образом, что сначала поэт рисует перед читателем образ странника, листка, который оторвался от родимой ветки и пустился в путь. Для его создания используется особая изобразительно-выразительная лексика:
- Эпитет (жестокая буря).
- Метафоры (засох и увял).
Но тропов при описании ключевого образа мало, гораздо более значимо настроение, которое он вызывает при чтении. Возникает грустное настроение, сочувствие, сопереживание.
И после этого Лермонтов рисует образ роскошной чинары, сама часть текста, посвященная этому дереву, велика по объему и богата:
- эпитетами (молодая чинара, зеленые ветки, изумрудные листья);
- олицетворениями (шепчется ветер).
Для характеристики экзотического дерева используется своеобразная лексика, богатая и образная. И автор уверен в том, что горделивая и высокомерная чинара отнюдь не виновата в том, что судьба несчастного скитальца оказывается отнюдь не интересна ей.
У нее есть все для счастья, и она попросту неспособна в полной мере понять того, кто вынужден скитаться по миру. Привыкшая к красоте и роскоши, она утратила способность к сопереживанию и жалости.
Проведение анализа
Чтобы хорошо и грамотно написать сочинение, посвященное анализу стихотворения, важно составить план работы, это позволит излагать свои мысли последовательно и избежать повторов. Первый пункт плана — краткое введение, в котором следует раскрыть историю создания произведения, указать, в какой период жизни и творчества поэта оно было создано. Далее следует внимательно прослушать текст, это поможет понять его настроение, впечатление, которое он производит на слушателя. Читать лучше всего выразительно, с интонацией, стараясь передать голосом все оттенки и нюансы, образы и события.
Можно составить письменный конспект источников, критических статей и научных исследований, поскольку литературоведы достаточно хорошо и подробно рассмотрели особенности стихотворения, основные мысли и идеи можно выписать и использовать в дальнейшем в собственной работе. Главное правило — писать кратко, емко, не злоупотреблять цитатами, их должно быть немного, отбирать следует значимые.
При выборке образных средств на первом месте также должно оказаться качество, а не количество, не нужно выписывать все имеющиеся в строках прилагательные, принимая их за эпитеты, 2−3 наиболее интересных и иллюстрирующих идеи автора гораздо более значимы, чем простое перечисление.
Важно не просто опираться на теоретическую базу, исследования литературоведов, но и высказывать собственные мысли, размышления по поводу прочитанного текста, собственное понимание. Тогда сочинение получится отличным.
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
О чем расскажет нам анализ стихотворения «Листок» (М.Ю. Лермонтов)? Пожалуй, о многом и, в первую очередь, при внимательном разборе можно увидеть между строк биографию самого автора, а также его личную трагедию, которая сопровождала поэта до конца его дней.
«Листок» родилось в 1841 году, незадолго до смерти Лермонтова, поэтому его наряду с другими похожими произведениями можно считать своеобразным поэтическим завещанием, жизненным итогом. В стихотворении есть и факты из жизни писателя. Так, мы читаем о море, а ведь именно после посещения Кавказа, родились эти прекрасные, но грустные строки.
Тема стихотворения «Листок» – это излюбленная Лермонтовым тема одиночества. Всю свою жизнь поэт скитался так же, как и дубовый листок, в поисках родственной души. Но, увы, как листок не приняла горделивая чинара, так и автор при жизни был не понят и не принят обществом. Наверное, поэтому основной мыслью стихотворения можно считать невозможность человека быть счастливым на земле.
«Листок» – стихотворение зрелого периода творчества Лермонтова. Это можно утверждать, даже не зная даты создания, ведь в стихах молодого поэта читался бунтарский дух, непризнание покоя как оплота счастья. Совсем о другом читаем мы в стихотворении «Листок». Лирический герой, дубовый листок, ищет пристанища, а значит, покоя. И хотя напрямую об этом в стихотворении и не написано, мы можем понять это благодаря композиции, которую можно разделить на две части.
Первая часть повествует нам об истории дубового листочка, оторвавшегося от ветки и вынужденного скитаться по свету. Одинокий, без защиты родного дерева, он преодолел нелегкий и долгий путь, полный холода, зноя и горя. В первых двух четверостишиях узнает читатель о глубокой душеной ране дубового листка. Это понятно из того, как пишет автор об этом. «Оторвался от ветки родимой» – сколько горя в этих словах! Это все равно что отнять у человека семью, самых близких, выгнать из дома, где было хорошо и спокойно. И на смену родимой ветке пришла «жестокая буря», которая гнала прочь от дома листок.
И вот после долгих скитаний листок, уже пожелтевший и засохший от непогод и горя, долетает до Черного моря, где ему встречается молодая чинара. Листочку кажется это место настоящим раем, ведь ласковое солнце и сочная зелень чинары так сильно отличаются от его «суровой отчизны», прогнавшей его из дома. Но оказалось, что счастливой чинаре не нужен жалкий странник. «Ты пылен и желт…», – говорит она страннику. И в этом коротком предложении узнает читатель жестокость человеческого общества. А ведь и правда, довольному и сытому человеку часто не хочется брать на себя заботу о слабом и страдающем. И наверное, в этом заключается трагедия самого автора, которого больно ранило непонимание людей вокруг. Поэтому и Лермонтов так и не смог найти приют для своей страдающей души.
Последние строки стихотворения – это пренебрежительные слова заносчивой чинары. Финал его выглядит незаконченным, но читателю несложно догадаться, что ждет впереди главного героя. Бесконечное одиночество – вот удел пожелтевшего от тоски листка. Открытая концовка позволяет нам самим домыслить и пофилософствовать о жизни.
Тему стихотворения автору помогают раскрыть многочисленные средства художественной выразительности. Яркие эпитеты «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные» делают образы стихотворения более выразительными, а метафоры «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара» помогают нам более эмоционально воспринимать идею поэта.
Есть в стихотворении и ассонанс «о», «а», который вместе с пятистопным амфибрахием создают нужное грустное настроение.
«Листок», как и некоторые другие поздние стихотворения Лермонтова, были напечатаны только после его смерти. Судьбу главного героя можно считать отражением судьбы самого автора. Он так же всю жизнь был чужим среди людей, одиноким в толпе. И даже многое из его творчества при жизни писателя так и не было принято современниками. «Листок» – это бессмертный шедевр Лермонтова, из которого даже спустя столетия читатель может понять и прочувствовать душевное состояние одного из самых великих и талантливых русских поэтов.
Используемые источники:
- http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-lermontova-listok-po-planu/
- https://lermontovm.ru/stihi/filosofskie-stihi/listok-analiz-stihotvoreniya-lermontova
- https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/listok.html
- https://nauka.club/literatura/lermontov-listok.html
- https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/analiz-stihotvoreniya-listok-m-yu-lermontov.html