Содержание
- 1 Характеристика героев «Ионыч»
- 2 Главные герои
- 3 Второстепенные персонажи
- 4 Полезные ссылки
- 5 ДМИТРИЙ ИОНЫЧ СТАРЦЕВ
- 6 СЕМЬЯ ТУРКИНЫХ
- 7 Главные герои рассказа «Ионыч»
- 8 Второстепенные герои рассказа «Ионыч»
- 9 Главная мысль рассказа «Ионыч»
- 10 Антон Павлович Чехов Рассказ «Ионыч» Краткое содержание
- 11 Очень краткий пересказ рассказа А. П. Чехова «Ионыч»
- 12 Список персонажей рассказа А. П. Чехова «Ионыч» и их краткая характеристика
- 13 Краткое содержание рассказа А. П. Чехова «Ионыч» подробно по главам
- 14 Краткая характеристика главных героев рассказа «Ионыч» подробно
- 15 Краткие выводы по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»
- 16 Замысел
- 17 Сюжет
- 18 Отзывы и рецензии
- 19 Художественные особенности
- 20 Экранизация
Главный герой рассказа Чехова – символ духовной деградации человека и людей в целом. Мы видим жизнь города его глазами, его мысли, простые и разумные, характеризуют нравы и жизнь общества. Но проходит время, и главный герой Ионыч понимает, что, добившись многого, он потерял что-то очень важное. Его пылкие чувства к Екатерине Ивановне так же быстро утихли, как и появились. Мечту и стремление к развитию Старцев променял на стабильность и комфорт. Описание жизни Ионыча в конце произведения уныло и серо: толстый некультурный старый врач, вечно кричащий на пациентов.
Характеристика героев «Ионыч»
Главные герои
Старцев Дмитрий Ионович |
В начале произведения – молодой земский врач, целеустремлённый и амбициозный. Он противопоставляется городу, в котором царит апатия, безделье, азартные игры. Мечтает о карьере, влюблён в дочь Туркиных. После отказа возлюбленной Старцев медленно превращается в Ионыча: много работает, нигде не бывает, деградирует. С каждым годом он становится полнее, стареет. Встреча с Котиком доказывает его мысль о том, что она слишком капризна, что жизнь с ней была бы сложной. В конце рассказа образ главного героя глобально меняется, он становится тем, кого сам когда-то презирал. |
Туркин Иван Петрович |
Глава семьи, которую считают самой образованной и талантливой в городе. Полный брюнет, всегда в хорошем расположении духа: рассказывает анекдоты, каламбуры. Устраивает показы пьес в любительском театре, играет сам. В списке его заслуг «очень театральное» покашливание в роли генерала. По его лицу сложно понять, когда он серьёзен, а когда шутит. Сентиментален, любит дочь и супругу. Этот персонаж статичен, не меняется на протяжение всего повествования, даже шутки и анекдоты, спустя годы остаются прежними. |
Туркина Вера Иосифовна |
Супруга Ивана Петровича, красивая худощавая женщина. Пишет романы и читает их гостям. Консервативна, боится изменений, апатична из-за сытой размеренной жизни. В шутку заигрывает с каждым гостем, говоря ему, что тайно влюблена, но её муж ужасно ревнив. Её образ так же статичен, как и супруга. Единственное, что меняется в жизни Веры Иосифовны – с возрастом у неё развивается мигрень. |
Туркина Екатерина Ивановна, Котик |
Дочь Туркиных, считающаяся талантливой пианисткой. Красивая молодая девушка, в семье её зовут Котик. С поступлением в консерваторию у Екатерины Ивановны не сложилось. В начале произведения она, молодая капризная, игривая особа 18 лет, верит в какое-то необыкновенное будущее, уготованное ей. После возвращения в родительский дом она становится в чём-то мудрее, спокойнее и больше ни о чём не мечтает. Восхищается доктором Старцевым, считает его примером.
</tr></table>
Второстепенные персонажи
Лакей Павлуша |
Лакей, служит в семье Туркиных. Среди слуг он выделяется только благодаря тому, что по просьбе хозяина с особой интонацией говорит: «Умри, несчастная», чем ежедневно веселит гостей. Проходит время, а уже немолодой Павлуша исполняет одну и ту же роль в доме Туркиных. |
Кучер Пантелеймон |
Работник Старцева, образ которого меняется вместе с образом самого хозяина. Стареют и полнеют оба персонажа параллельно. Пантелеймон, как отражение Ионыча, плывёт по течению, превращаясь в обывателя.
</tr></table>
В рассказе «Ионыч» герои живут спокойной устоявшийся жизнью, Чехов мастерски изображает абсурд и однообразие их существования. Только главный персонаж меняется, причём в худшую сторону. Автор показывает, что только человек, исполняющий своё призвание, развивается и живёт полноценной жизнью. Всё остальное – серое и унылое существование, прожигание жизни впустую. В таблице характеристики героев образ Старцева – единственный, претерпевающий изменения, остальные герои как бы застывают в развитии, что усиливает эффект их деградации.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 10
К какому литературному жанру относится произведение «Ионыч»?</h3>
- <label>Новелла;</label>
- <label>Рассказ;</label>
- <label>Повесть;</label>
- <label>Зарисовка.</label>
(новая вкладка)Скачать:
Драматическое произведение от начала до конца пропитано грустью и душевным одиночеством. У каждого персонажа были свои мечты, планы, но суровая действительность помешала их осуществлению. В большей мере виноваты в происшедшем сами люди, не сумевшие противостоять жизненным обстоятельствам. Главные герои рассказа «Ионыч» взаимодействуют друг с другом на протяжении всего произведения. На примере героев автор показывает, как собственными руками можно погубить свою жизнь, если не предпринимать попыток изменить ее в лучшую сторону.
ДМИТРИЙ ИОНЫЧ СТАРЦЕВ
Получивший прекрасное образование, этот молодой человек имел все задатки для блестящего будущего. Он не стремился к высоким целям, но был довольно увлекающейся натурой. Интеллигентный. Производил приятное впечатление. Любознательный по натуре, открытый, наивный в своей простоте. Дмитрий всегда говорил то, что думает. Никогда не кривил душой. Приехав на лечебную практику, он еще был полон надежд и планов. По ходу рассказа Старцев проходит несколько периодов эволюции, деградируя и постепенно превращаясь из человека наполненной жизненной энергией в человека опустошенного морально. Ненавидящего все то, что так любил вначале. Потерявшего интерес ко всему, что происходит вокруг, кроме денег. Деньги стали смыслом жизни, сумев затмить собой все остальное.
СЕМЬЯ ТУРКИНЫХ
Иван Петрович. Глава семейства Туркиных. Обожает жену и дочь. Моложавый мужчина. Слегка полноват. Брюнет. Душа любой компании. Всегда развеселит шутками и прибаутками. Балагур и затейник. Готов без устали развлекать публику историями из жизни, новыми анекдотами. Любитель устраивать домашние спектакли, где главную роль непременно отводил себе, играя старых генералов. По его выражению лица никогда не понять, серьезно он говорит или в очередной раз пошутил. Время не меняет этого мужчину, и шутки у него остаются такими же, как раньше, что становится уже неинтересным и далеко не смешным.
Вера Иосифовна. Супруга Ивана Петровича. Обожает писать незамысловатые рассказы и декларировать их приходящим в дом гостям. Скромная женщина. К славе не стремится. Не желает обогатиться за счет своих произведений, поэтому категорически против их публикации. Верная жена и хорошая мать, желающая дочери благополучия и счастья. Часто прибаливает.
Екатерина Ивановна. Единственная наследница рода Туркиных. В быту ласково называемая Котик. Юна. Романтична и мечтательна. Великолепно играет на рояле, чем радует гостей, часто бывающих в их гостеприимном доме. Образована. Воспитана. С характером. Умеет отстаивать свою точку зрения и делает так, как считает нужным, не слушая маменьку. Твердо знает, чего хочет от жизни и стремится воплотить свои мечты в реальность.
Свободолюбива. Впоследствии девушке придется смириться со своей заурядностью и вернуться в родительский дом. Замуж Катерина не вышла. Детей не имела. Попытки устроить личную жизнь с человеком, который был светлым пятном в ее жизни, не увенчаются успехом. Дмитрий Ионыч потерял за годы ее отсутствия всякий к ней интерес.
Другие материалы по «Ионычу» на нашем сайте:
Краткое содержание
Анализ произведения
Описание главных героев рассказа
Добавить в избранное
Все главные герои рассказа Чехова «Ионыч», характеристика которых приведена ниже, олицетворяют собой то, что может произойти с человеческой жизнью, если она замкнута сама на себе и не имеет никакой другой цели. Это произведение – предостережение читателям, которые, как и все люди, рискуют пойти по тому же пути, который Антон Павлович по праву считает ошибочным.
Главные герои рассказа «Ионыч»
Читайте также: краткое содержание рассказа «Ионыч» по главам.
Дмитрий Ионович Старцев
Молодой врач, целеустремлённый и полный амбиций – именно таким Дмитрий Старцев (настоящая фамилия Ионыча, главного героя рассказа) предстаёт перед нами в начале произведения. Прибыв в провинциальный город, он знакомится с творческой семьёй Туркиных, которая для горожан является настоящей достопримечательностью. Со временем он увлекается Екатериной Ивановной (дочерью Туркиных) и всерьёз в неё влюбляется, хотя она не воспринимает его слишком серьёзно. Однако, характеристика главного героя «Ионыча» на этом этапе его жизненного пути однозначна – он решителен, он не намерен отступать, и он всё-таки делает ей предложение. Получив отказ, он смиряется с ним и продолжает жить обычной жизнью. Постепенно Старцев и превращается в Ионыча, он перестаёт следить за собой, ведёт замкнутый образ жизни, нигде не бывает, толстеет. В конце концов Ионыч превращается в того, каким он никогда не хотел быть, и кого он всегда презирал. При этом он утешает себя тем, что Екатерина Ивановна слишком капризна, и жизнь с ней была бы слишком сложной, если бы они всё-таки поженились.
Екатерина Ивановна Туркина
Молодая и привлекательная девушка, которую домашние зовут ласковым прозвищем «Котик», второй главный герой рассказа «Ионыч» Чехова. Характеристика Екатерины Ивановны в начале произведения такова: она считается талантливой по меркам уездного городка пианисткой, и мечтает о творческой карьере. Это отличное устремление, но Екатерина Ивановна капризна, а раздутое самомнение заставляет её верить в то, что ей уготовано какое-то особенное будущее. Она отвергает предложение Старцева, мотивируя это своими творческими устремлениями, и уезжает в Москву, чтобы поступить в консерваторию. Что интересно, Старцев при этом переживает всего три дня, после чего успокаивается. Спустя четыре года Старцев (к этому моменту уже неплохо разбогатевший)в гостях у Туркиных снова встречается с Екатериной Ивановной, которая признаётся ему в своей неудаче. Это была последняя их встреча, и Екатерина Ивановна продолжает впустую доживать свою жизнь, стареть и жаловаться на здоровье.
Читайте также:55 интересных фактов о Чехове
Второстепенные герои рассказа «Ионыч»
Иван Петрович Туркин
Глава семьи Туркиных, человек жизнерадостный, любит шутить и острить. Обустроил настоящий домашний театр, в котором ставит пьесы и сам играет. Характеристика Ивана Петровича с годами не меняется, как и он сам, это всё тот же человек и в начале рассказа, и в конце. Он олицетворяет собой застой, который случается с людьми, которые позволяют себе закостенеть. Отличается ревнивым характером. Своим несомненным достоинством считает солидное покашливание в роли генерала. Шутки у Ивана Петровича не смешные, и с годами они тоже не меняются – даже спустя много лет он продолжает озвучивать одни и те же анекдоты и каламбуры, искренне считая себя настоящим остряком.
Вера Иосифовна Туркина
Жена Ивана Петровича и мать Екатерины Ивановны. Сочиняет на редкость бездарные романы, которые обожает читать гостям. При этом, как и вся её семья, пользуется уважением в уездном городе, так как на фоне царящей в нём апатии и невежества даже семейство Туркиных кажется чем-то выдающимся. Вера Иосифовна очень консервативна, она боится любых изменений в жизни и отвергает их. В течение рассказа она не меняется – годы идут, но она, как и её муж, такой же бездарный, как и она, остаётся статичным персонажем. Единственным отличием за всё это время становятся обострившиеся у неё мигрени (головные боли). Вера Иосифовна время от времени ездит со своей постаревшей дочерью на юг, чтобы поправить здоровье.
20 интересных фактов о материках
Доказательства единства органического мира
Главная мысль рассказа «Ионыч»
Предлагая читателям понаблюдать за тем, как протекает жизнь главных героев «Ионыча», Чехов показывает, что любой человек, не имеющий чётких жизненных целей, обречён деградировать. К этой деградации приходят те, кто безвольно плывёт по течению, не желая постоянно работать над собой. При этом главная мысль рассказа «Ионыч» лежит на поверхности – произнося «если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город», Ионыч (то есть Старцев) тем самым как бы выносит приговор не только семье Туркиных, но и самому себе, ведь он принимает и Туркиных, и город такими, какие они есть, и не пытается ничего изменить. Ведь когда он только прибыл в этот город, он увидел закоснелость деградировавшей семьи Туркиных, которая при этом считается образцовой (по сравнению с остальными горожанами), и мог сделать соответствующие выводы. Впрочем, выводы Старцев сделал, но этим он и ограничился, и не стал предпринимать никаких действий, что и привело к его постепенному перерождению в Ионыча.
Антон Павлович Чехов Рассказ «Ионыч» Краткое содержание
История сельского врача Дмитрия Ионовича Старцева родилась из-под пера гения классической русской прозы Антона Павловича Чехова в 1898 году и сейчас входит в обязательную школьную программу. Представленная ниже статья поможет в сжатые сроки ознакомиться с содержанием рассказа, узнать всю необходимую информацию о его героях и истории создания произведения классической литературы.
Очень краткий пересказ рассказа А. П. Чехова «Ионыч»
Действия рассказа переносят читателя в 19 век. Дмитрий Ионович Старцев — молодой, перспективный, но небогатый земский врач, служащий в сельской больнице в близи города С.
В городе главный герой заводит приятное знакомство с семьёй Туркиных: мать, отец и 18-ти летняя дочь Екатерина. Молодой врач влюбляется в девушку и решается сделать ей предложение руки и сердца.
Екатерина Туркина играет на рояле, готовится к поступлению в московскую консерваторию и мечтает о дальнейшей карьере артистки. Союз с земским доктором её совсем не прельщает, и она отказывает Старцеву. Дмитрий Ионович тяжело переживает отказ, но после отъезда возлюбленной постепенно приходит в себя и с головой погружается в работу.
Спустя четыре года. Старцев много работал. Он пополнел и разбогател. Всё это время с Екатериной он не виделся, но, получив приглашение в дом семьи Туркиных, согласился приехать. Увидев Екатерину вновь, Дмитрий Ионович понимает, что она ему всё ещё симпатична. Однако он рад, что не женился на ней. Екатерина признаётся ему, что вспоминала о нём в Москве. Ей больше не кажется такой заманчивой жизнь артистки. Старцев оставляет без ответа признания девушки. Он покидает дом Туркиных и больше туда не возвращается.
Проходят ещё годы. Земского доктора теперь называют просто «Ионыч». Он стал ещё богаче, полнее и раздражительнее. Его жизнь безрадостна и однообразна. Екатерина стареет в доме родителей, часто болеет и каждый день играет на рояле.
Список персонажей рассказа А. П. Чехова «Ионыч» и их краткая характеристика
- Старцев Дмитрий Ионович — основной персонаж рассказа, земской врач.
- Туркин Иван Петрович — глава семьи Туркиных.
- Туркина Вера Иосифовна— его супруга, мать Екатерины.
- Туркина Екатерина Ивановна (Котик) — единственная дочь четы Туркиных, возлюбленная главного героя рассказа.
- Павлуша — слуга Туркиных.
- Пантелеймон— слуга Старцева.
Краткое содержание рассказа А. П. Чехова «Ионыч» подробно по главам
Глава 1. Знакомство с семьёй Туркиных
Проезжим город С казался наискучнейшим местом на земле. Иного мнения были его аборигены, считавшие местный театр, библиотеку и игорные забегаловки весьма сносными для проведения досуга местами. Встречались в этом городке и неординарные личности. Как, например, семья Туркиных — во всех отношениях милые и интересные люди.
Отец семейства, Туркин Иван Петрович, умело поддерживал любой разговор и обладал редким чувством юмора. Его супруга, Туркина Вера Иосифовна, читала вслух романы собственного сочинения. А дочь, Екатерина Ивановна, иначе Котик, талантливо играла на рояле. И все без исключения члены семьи любили принимать гостей.
Однажды таким гостем стал главный герой рассказа земский врач Дмитрий Ионович Старцев. Он был любезно принят в этом доме. Слушал роман хозяйки, вёл беседы с хозяином, но впечатлён был более всего красотою Екатерины Ивановны. Девушка запала ему в душу, и после, возвращаясь домой, он не заметил долгого пути в мыслях о юной красавице.
Глава 2. Не состоявшееся свидание
Дмитрию Ионовичу хотелось вновь побывать в гостеприимном доме Туркиных и увидеть Котика, но долгое время этого ему не позволяла работа. Прошёл год. Он получил письмо от Веры Иосифовны, которую мучили головные боли непонятной этимологии. Она надеялась, что талант земского доктора поможет ей поправиться.
Старцев регулярно навещает свою новую пациентку и всё больше влюбляется в её дочь. Затем Котик передаёт герою записку, в которой назначает свидание на кладбище. Несмотря на то, что Дмитрий Ионович весьма возмущён выбранным избалованной девушкой местом для встречи, он спешит с ней увидеться. Однако Екатерина Ивановна не приходит в назначенный час. Старцеву остаётся лишь бродить в одиночестве по кладбищу и придаваться философским мыслям.
Глава 3. Не удачное объяснение в любви
На следующий день Старцев едет к Туркиным с визитом. Он решился сделать предложение Котику. В его голове роятся мысли: о проведенной на кладбище ночи, о приданом за Екатерину Туркину, о любви к ней и даже о том, что, возможно, она ему не пара… Последнюю мысль доктор гонит прочь.
Дмитрий Ионович вызывается сопроводить Екатерину Ивановну в клуб и по дороге объясняется с ней. Девушка очень сухо реагирует на признания
доктора и отказывает ему. У неё совсем другие планы на жизнь, она намерена стать артисткой в столице, а не женой деревенского врача. Старцев разочарован таким исходом событий. Он три дня не может прийти в себя. Но после вновь принимается за работу. А отказавшая ему возлюбленная уезжает в Москву. Доктор вспоминает о ней и даже рад, что не женился.
Глава 4. Разочарование
Миновало 4 года. Земской врач набрался опыта. Среди его пациентов уже были не только сельчане, но и многие горожане. Он заметно разбогател и изменился внешне и внутренне — пополнел и стал раздражительным. Он больше не любит пеших прогулок. Его не устраивает окружающее его общество. Старцеву скучно. Не находя общих тем для разговора с местными, доктор всё больше погружался в себя. Окружающие прозвали его «надутым поляком» за излишнюю молчаливость и злой вид.
Не раздражали доктора лишь вечерняя игра в винт и деньги, которых у него становилось всё больше. Однажды в привычные будни героя ворвалось послание от Веры Иосифовны, которая приглашала его в гости. Старцев вновь встретился со своей любовью. Она похудела и утратила детскую невинность в чертах лица. Она оставалась очень симпатичной, но старых чувств в докторе не вызывала. Он подумал про себя, что рад несостоявшемуся браку. Кроме того, семья, что так нравилась ему когда-то теперь раздражала земского врача.
Котик призналась, что думала о Старцеве в Москве и союз с ним ей более не кажется глупым. Она разочаровалась в своём таланте. Теперь ей интересна жизнь бывшего ухажера, но Старцев спешит покинуть гостеприимный дом.
Спустя некоторое время лакей Туркиных приносит Старцеву письмо от Екатерины Ивановны, в котором она выражает свои надежды на встречу. Но доктор оставляет послание без ответа.
Глава 5. «Ионыч»
Минуло ещё несколько лет. Герой рассказа совсем растолстел, теперь ему уже тяжело ходить пешком даже на небольшие расстояния. Он стал намного богаче. И хотя времени и сил на всех пациентов ему не хватает, практику земского врача он не бросает из жадности. Местные зовут доктора просто «Ионыч», а он частенько злится и покрикивает на своих пациентов.
Старцев превратился в обывателя, которому ничего кроме наживы не важно. С потерей чувства к Котику, он потерял всё светлое, что в нём было.
В семье Туркиных ничего не изменилось. Отец семейства острит, мать читает вслух романы, а дочь их, постарела, часто болеет и продолжает музицировать.
Краткая характеристика главных героев рассказа «Ионыч» подробно
- Старцев Дмитрий Ионович
В начале повествования Дмитрий Ионович предстаёт перед читателем молодым и перспективным врачом, который открыт для любви, общения и мечтает реализоваться в своей профессии. Герой противопоставляется обывателям скучного и пропащего города С, которых интересуют лишь азартные игры и материальные блага.
Старцев знакомится с прекрасной семьёй Туркиных и влюбляется в их дочь. Отказ Котика становится для героя неким переломным моментом в жизни, после которого он постепенно деградирует и превращается в Ионыча — человека подобного тем, кого он сам презирал в начале своей карьеры земского врача. Он стареет, полнеет, интересуется лишь деньгами и азартной игрой, а возможная супружеская жизнь с Котиком кажется ему слишком сложной.
- Туркин Иван Петрович
Статичный персонаж в рассказе. Отец самого образованного и гостеприимного семейства в городе. Любит супругу и дочь, много шутит, сочиняет каламбуры, ставит пьесы в любительском театре. Не меняется со временем.
- Туркина Вера Иосифовна
Приятной внешности дама, супруга Ивана Петровича. Сочиняет романы и читает своим гостям их вслух. Шутливо заигрывает со всеми мужчинами, которые приходят к ней в дом. Статична, как и супруг. С возрастом у Веры Иосифовны развивается постоянная мигрень.
- Туркина Екатерина Ивановна
В начале повествования юная, капризная и наивная мечтательница. Видит себя знаменитой артисткой, много играет на рояле и готовится к поступлению в консерваторию.
После поездки в Москву и разочаровании в своих музыкальных задатках Екатерина Ивановна становится мудрее. Ей больше не свойственны глупые мечты, и она восхищается делом Старцева — врачеванием простых людей.
Краткие выводы по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»
В рассказе «Ионыч» Антон Павлович Чехов поднимает тему деградации человека. На глазах читателя молодой и амбициозный доктор постепенно перевоплощается в скучного, меркантильного и бесперспективного обывателя. Философские искания, желание любить и быть любимым, истинная мечта помогать людям, то есть настоящие ценности, больше для главного героя не играют важной роли. Он становится жалким, ненужным миру существом, тем, кого сам бы жестко осудил в начале повествования.
Ионыч | |
---|---|
Жанр | Рассказ |
Автор | А. П. Чехов |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1898 |
Дата первой публикации | 1898 |
Текст произведения в Викитеке | |
Цитаты в Викицитатнике |
«Ио́ныч» — рассказАнтона Павловича Чехова, написанный в 1898 году. Впервые опубликован в «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» (1898, № 9).
В 1966 году рассказ был экранизирован на киностудии «Ленфильм» и вышел под названием «В городе С.» (режиссёр — Иосиф Хейфиц).
Замысел
Мелихово. Рабочий стол Чехова
В мае 1898 года, пройдя курс лечения на юге Франции, Чехов вернулся в Мелихово. Рассказ «Ионыч» был написан в перерывах между строительными заботами, открытием новой школы и приёмом гостей[1].
В своей записной книжке Чехов обозначил контур сюжета, в центре которого, по предварительным задумкам, была семья Филимоновых (в итоговой редакции фамилия изменена на Туркиных)[2]:
Он — чиновник, играет на сцене, поёт, показывает фокусы, острит («здравствуйте, пожалуйста»); она пишет либеральные повести, имитирует: «Я в вас влюблена… ах, увидит муж!» — это говорит она всем на свете при муже. Мальчик в передней: умри, несчастная! В первый раз, в самом деле, всё в этом скучном сером городе показалось забавно и талантливо. |
ЛитературоведЗиновий Паперный, исследуя записные книжки Чехова, пришёл к выводу, что по мере создания рассказа авторский замысел видоизменялся: если изначально писатель хотел развенчать только семью Филимоновых, то в окончательном варианте тот мысленный вердикт, что доктор Старцев выносит Туркиным («если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город»), оборачивается приговором Ионыча самому себе[3].
Сюжет
В губернском городе С. семья Туркиных считалась такой же достопримечательностью, как библиотека, театр или клуб. Глава семьи, Иван Петрович, устраивал любительские спектакли. Его жена, Вера Иосифовна, писала романы и повести. Дочь, Екатерина Ивановна, имевшая домашнее прозвище Котик, играла на рояле. Даже лакей Павлуша обладал актёрским талантом.
Когда земский доктор Дмитрий Ионович Старцев поселился в Дялиже неподалёку от С., он был представлен Ивану Петровичу и приглашён в гости. Вечер, проведённый в доме Туркиных, прошёл душевно: пили чай, Вера Иосифовна читала вслух свой роман, начинавшийся словами «Мороз крепчал», Екатерина Ивановна музицировала. Все присутствовавшие восторгались игрой девушки, в т. ч. и Старцев, который «слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни». Дмитрий Ионович покинул Туркиных в хорошем расположении духа и без всякой усталости прошёл пешком девять вёрст до дому.
Следующий визит Старцева в гостеприимный дом состоялся через много месяцев. Он заехал обследовать Веру Иосифовну, страдающую мигренями, и с тех пор стал наведываться к Туркиным при первой возможности. Его по-настоящему увлекла Екатерина Ивановна; они подолгу беседовали о литературе и искусстве; неделя, проведённая без Котика, казалась Дмитрию Ионовичу вечностью. В один из дней девушка назначила ему свидание на кладбище. Старцев понимал, что это шутка, но всё равно в полночь приехал к памятнику Деметти и долго бродил в одиночестве меж могил. Назавтра он сделал Екатерине Ивановне предложение и получил отказ: девушка объяснила, что жизнь в городе С. для неё невыносима, она хочет стать артисткой, посвятить себя искусству. Старцев переживал дня три, но потом узнал, что Котик уехала поступать в московскую консерваторию, и успокоился.
Через четыре года у Дмитрия Ионовича была уже большая практика; теперь он не ходил пешком, а ездил на тройке с бубенцами. Однажды ему принесли письмо-приглашение от Туркиных; в их доме Старцев встретил Екатерину Ивановну. Она призналась, что великой пианистки из неё не получилось, зато Старцев в её глазах остаётся «лучшим из людей». Всё было как прежде: пили чай, Вера Иосифовна читала очередной роман. Этот визит к Туркиным оказался для Дмитрия Ионовича последним; больше они не встречались.
Спустя несколько лет у раздобревшего, погрузневшего доктора Старцева появились два дома и имение. Он стал легко раздражаться, в том числе на пациентов. По вечерам Дмитрий Ионович ходил в клуб, ужинал в одиночестве, играл в винт. В жизни Туркиных ничего не изменилось: Иван Петрович был моложав и остроумен, Вера Иосифовна, как и раньше, писала романы. Постаревшую Екатерину Ивановну, которая по-прежнему музицировала, одолевали болезни, и она вместе с матерью ежегодно ездила лечиться в Крым.
Отзывы и рецензии
Одним из первых на рассказ «Ионыч» откликнулся литературовед Дмитрий Овсянико-Куликовский, который, отдав должное «оригинальности и силе дарования Чехова», одновременно отмечал «рискованность приёмов», с помощью которых автор показывает, почему главный герой — человек с изначально возвышенными и благородными намерениями — не протестует против давящей среды, не вступает на борьбу с нею, а, напротив, постепенно врастает в неё[4].
Тему «обыденщины», которая засасывает лучших людей, превращая их в «заправских провинциальных обывателей», развил в своей книге «Очерки о Чехове» (1903) литературный критик Александр Сергеевич Глинка: по его мнению, тот «жизненный футляр», в который попал доктор Старцев, не оставил герою шансов для выбора[5]:
</td>Старцев растворился без остатка в обывательщине, и раствор получился самый чистый. Типичность чеховской картины невольно наводит читателя на размышление, сколько ещё таких Ионычей выбрасывает лаборатория провинциальной российской обывательщины.</td></td></tr></tbody>
Достаточно жёсткую оценку «страдающе-ноющим интеллигентам господина Чехова» дал критик Евгений Александрович Ляцкий, который в рецензии журнала «Вестник Европы» назвал их «подлинными детищами „толстовско-катковской“ ложно-классической системы», не имеющими ни веры, ни идеалов. Сам рассказ показался критику растянутым и скучноватым; финал вызвал вопросы: радоваться ли за то, что Ионыч остался жить, или же сокрушаться из-за его судьбы? Кроме того, критик отметил недостаточную проработанность образов Ивана Петровича, Веры Иосифовны и их дочери, «личность» которой «намечена самыми общими штрихами»[6].
Из более поздних отзывов выделяются заметки Александра Солженицына; по мнению писателя, рассказ «Ионыч» — очень жизненный, с плотной динамикой. Характеризуя доктора Старцева как человека «с духовным ожирением», а Котика — как «самоуверенную провинциальную девицу», Солженицын задаётся вопросом: действительно ли автор не видел в России деятельных, толковых людей, или же это восприятие жизни возникло у Чехова под влиянием «вождей общества и предшествующих литераторов»? Особо выделяется эпизод, в котором доктор Старцев отправляется на кладбище[7]:
</td>Но! — кладбище при луне, это отдельная поэма, высочайшего класса, своей яркостью и силой даже выпадает из этого унылого рассказа. Из лучших кусков чеховской прозы.</td></td></tr></tbody>
Эта же сцена произвела большое впечатление на писателя Руслана Киреева: по его мнению, в эпизоде несостоявшегося свидания Ионыча и Котика отразились переживания самого автора, знавшего о своей болезни, внутренне готовившегося к уходу и незадолго до этого побывавшего на русском кладбище в Ницце; поэтичность описаний не самоцельна — в них содержится «одно из самых главных откровений Чехова, объясняющее — вероятно, с наиболее возможной для него полнотой — его, сугубо чеховское, отношение к смерти»[8].
Художественные особенности
Композиция
Рассказ построен методом пунктира: сначала идёт знакомство с доктором Старцевым и Туркиными; затем автор повествует об ухаживаниях Ионыча за Котиком и посещении им кладбища; третья условная глава — это финал недолгой любовной истории; четвёртая часть — новый визит к Туркиным и очередная встреча с Екатериной Ивановной; наконец, в пятой короткой главке Чехов описывает жизнь героев такой, какой она «окончательно определилась ещё на несколько лет»[1].
Развивая сюжет, Чехов сохраняет ровный, сдержанный тон; ни один из героев не получает от автора каких бы то ни было оценок. В то же время за счёт повтора одних и тех же деталей писатель добивается «нарочитого сгущения красок»: это касается шуток Ивана Петровича; романов, читаемых гостям Верой Иосифовной; музицирования Котика; реплики лакея Павы, который, провожая визитёров, неизменно «становится в позу» и произносит: «Умри, несчастная!»[9].
Тот же повествовательный принцип (акцент на определённой детали) используется при разработке образа доктора Старцева. Эволюция героя показана через тонкости: сначала он ходит пешком, позже у него появляется пара лошадей, затем тройка с бубенцами и кучером Пантелеймоном; наконец, в финале Чехов рисует «внушительную картину», когда «кажется, что едет не человек, а языческий бог»[9].
Герои
Чехов. Черновик рассказа «Ионыч». 1898
Ионыч впервые посещает Туркиных праздничным весенним днём. Настроение молодого, доброжелательного, наивного земского врача приподнятое, и эта праздничность идёт изнутри, чувствуется в нём самом: герой упивается молодостью, весной, уютом в доме Туркиных и радостью от того, что после долгой работы ему, наконец, выпали часы отдыха[10].
Пора влюблённости молодого доктора опять-таки выпадает на праздничный день. В душе́ героя «переливаются и играют томление, желание уединиться с Екатериной Ивановной, трепетное ожидание свидания». В то же время в атмосфере праздника звучат лёгкие, еле уловимые нотки увядания: Чехов напоминает о приближении осени, о ранних сумерках. Вечером, бродя в клубе около столов, Дмитрий Иванович начинает терзаться сомнениями: «К чему поведёт этот роман? Что скажут товарищи, когда узнают?»; эта по-беликовски «опасливая оглядка» неожиданно пресекается меркантильными соображениями («А приданого они дадут, должно быть, немало»)[11].
Старцев, по утверждению Овсянико-Куликовского, вызывает неоднозначное впечатление: с одной стороны, он — «человек рутины», с другой — обладатель «просвещённого ума»[4]:
</td>Одинокая, деловая жизнь, не согретая ни любовью, ни дружбою, без каких то ни было нравственных связей с людьми, жизнь очерствевшего и озлобленного эгоиста, целиком построенная на какой-нибудь низменной страсти, — вот жестокий удел таких натур, как Старцев.</td></td></tr></tbody>
Екатерина Ивановна, по мнению литературоведа В. А. Михельсона, относится к светлым образам рассказа. Своим страстным желанием убежать из города С., свободолюбивыми исканиями она напоминает сестёр Прозоровых. Если рассматривать её музицирование в контексте времени, то можно обнаружить, что она, вероятно, тяготела к творчеству раннего Метнера, Скрябина и Рахманинова — композиторам, которые были непонятны ни доктору Старцеву, ни родителям девушки[12].
Вернувшись домой после краха артистической карьеры, Екатерина Ивановна с теплотой вспоминает о Старцеве — человеке, которым она из-за юношеского эгоизма когда-то пренебрегла[13]:
</td>Это уже не балованный Котик, а женщина, испившая «слёз из чаши бытия», если вспомнить наивный романс, который пел молодой Старцев. Но он уже не способен оценить происшедшей с Екатериной Ивановной перемены, расслышать и почувствовать драму, разыгравшуюся по соседству.</td></td></tr></tbody>
История несостоявшейся любви строится, по замечанию чеховеда Владимира Катаева, так же, как в «Евгении Онегине»: вокруг двух признаний. Отличие заключается в том, что «вначале он признается ей в любви и не встречает взаимности, а спустя несколько лет она, поняв, что лучшего человека в её жизни не было, говорит ему о своей любви — и с тем же отрицательным результатом». Ещё одно сравнение — с комедией «Горе от ума» — литературовед приводит, когда поясняет, что Дмитрий Ионович, подобно Чацкому, влюбился в девушку из другого круга; при этом их разделяет не духовный, а «материальный барьер». Получив отказ, Старцев не отправился, как Чацкий, по свету, а по инерции остался жить в Дялиже[14].
Город
Немало страниц в исследованиях посвящено образу города С. Так, драму доктора Старцева литературовед В. П. Рынкевич напрямую связывает с «тотальным провинциализмом, исполнившим до краёв жизнь уездной и губернской России». Эта тема является сквозной в творчестве Чехова: она прослеживается и в письмах, посвящённых родному Таганрогу, и в таких произведениях, как «Огни», «Моя жизнь», «Человеке в футляре», «Невеста». При этом, подчёркивает литературовед, Чехов ведёт речь не только о географическом, но и о духовном провинциализме — том, «от которого не убежишь на поезде»[15]:
Однако упрекать одну лишь среду в том, что она способствует перерождению личности, неправильно, убеждён Владимир Катаев. Духовный распад доктора Старцева связан со многими факторами: это и сила времени, и самопоглощённость, и неумение человека угадать то мгновение, которое «решает всю его дальнейшую судьбу»[14].
</td>«Ионыч» — рассказ о том, как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким ему следует быть. Рассказ о соотношении иллюзий и подлинной (страшной в своей обыденности) жизни, о реальных, не иллюзорных трудностях бытия.</td></td></tr></tbody>
Экранизация
Авторские сборники
- Шалость
- Сказки Мельпомены
- В сумерках
- Детвора
- Памяти В. М. Гаршина
- Пёстрые рассказы
- Повести и рассказы
- Святая простота
- Хмурые люди
- Человек в футляре
Категория Эта страница в последний раз была отредактирована 16 сентября 2020 в 17:08. Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/ionych/glavnye-geroi-harakteristika.html
- https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1391-ionych-glavnye-geroi.html
- https://faktrus.ru/герои-рассказа-ионыч/
- https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/chekhov/ionych
- https://wiki2.org/ru/ионыч