Анализ стихотворения Брюсова Кинжал

“Кинжал” относится к числу самых знаковых произведений в творчестве Брюсова. Оно является литературной отсылкой к одноименному стихотворению Пушкина и к “Поэту” Лермонтова. Краткий анализ “Кинжал” по плану, который дает общее представление о нем, можно и нужно использовать на уроке литературы в 10 классе.

analiz-stihotvoreniya-kinzhal-bryusova-46976.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Кинжал.

История создания – стихотворение написано Валерием Брюсовым в 1903 году, когда в творчестве писателя наступил переломный период. Стало частью поэтического сборника, названного “Венок”. Однако впервые было опубликовано не в нем, а в журнале “Новый путь” в 1904 году.

Тема стихотворения – место поэта в современном обществе.

Композиция – последовательная, Брюсов от первой строфы до последней развивает мысль о том, что поэт должен быть с народом и выступать за революцию. Но при этом вечная жертва – это не то, что от него требуется.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырех- и шестистопный ямб.

Эпитеты“былые дни”, “века загадочно былые”, “робкие призывы”, “заветный зов”, “кровавый свет”, “верная сталь”, “огнистые знамена”.

Метафоры“шумит гроза”, “под ярмом клонили молча выи”, “зов трубы”, “кинжал поэзии”, “молнии сверкали”.

История создания

Стихотворение написано в 1903 году, когда предчувствие революции уже ощущалось, однако народ был еще инертен. Валерий Брюсов в этот период постепенно отходит от принципов символизма и все чаще демонстрирует свою гражданскую позицию. Ее выражением и стал “Кинжал”. Он впервые был представлен читателю в издании “Новый путь” в 1904 году, а впоследствии стал частью известного брюсовского сборника “Венок”.

Его не зря сравнивают со стихами Пушкина и Лермонтова – история создания произведения действительно с ними связана. Однако, опираясь на классиков прошлого, поэт высказывает собственную идею. Если и Пушкин, и Лермонтов писали о том, что поэт во все времена должен быть светочем для толпы, то Брюсов возражает – по его мнению, бесполезные жертвы ни к чему. Творец действительно должен вынимать из ножен “кинжал поэзии”, то только тогда, когда народ выскажет готовность к переменам.

Тема стихотворения

Итак, говоря о предназначении поэта и поэзии – а это и есть основная тема произведения, Брюсов высказывает мысль, что поэт бессилен что-либо изменить, если в народе нет желания сбросить с себя тяжкое ярмо. В то же время он говорит о том, что когда такое желание появляется, нельзя оставаться в стороне: слово должно как разить врагов, так и поддерживать революционеров. Это совершенно естественно для поэта, который просто не может остаться в стороне.

Композиция

Брюсов развивает свою идею четко и последовательно, формируя линейную композицию. В первой строфе он высказывает мысль о том, что поэт должен быть с народом в момент борьбы, а во второй замечает, что когда в людях нет “ни дерзости, ни сил”, лучше уйти в поэтические эмпиреи. Даже несмотря на ненависть у правящему строю, нужно копить силы до того момента, пока народ не поднимет голову – и тогда помогать ему разящим словом. Именно эта мысль высказывается в последней строфе, завершая композицию.

Жанр

Это яркий образец гражданской лирики. Если ранее Брюсов в основном увлекался идеями символизма, то к 1903 году ощутил потребность высказать свою позицию, определить свой взгляд на общественное предназначение поэта, что и заставило его обратиться к нехарактерному для себя жанру, воплотив идею в стихотворении “Кинжал”.

Эти стихи написаны ямбом, причем в первых трех строчках каждого четверостишия используется шестистопный, а в последней – всегда четырехстопный. Это делает стих более четким и емким.

Средства выразительности

Чтобы сделать свое произведение убедительным, поэт использует достаточно традиционные художественные средства:

  • Эпитеты“былые дни”, “века загадочно былые”, “робкие призывы”, “заветный зов”, “кровавый свет”, “верная сталь”, “огнистые знамена”.
  • Метафоры “шумит гроза”, “под ярмом клонили молча выи”, “зов трубы”, “кинжал поэзии”, “молнии сверкали”.

Очень важна и такая особенность стихотворения, как обилие пафосной лексики. Брюсов намеренно уходит от символизма и обращается к классическому стихосложению, чтобы четко высказать читателю свою позицию.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году написано стихотворение «Кинжал» ?</h3>

    • <label>1901</label>
    • <label>1903</label>
    • <label>1904</label>
    • <label>1907</label>

(новая вкладка)

Творческие люди часто поднимали в своих работах одну проблему — предназначение поэта и его работ. Именно об этом рассказывает Брюсов в стихотворении «Кинжал». Анализ произведения позволяет лучше понять замысел автора. В тексте Валерий Яковлевич показал лирического героя, который должен разить людей словами словно обоюдоострым клинком. Именно это является целью его жизни.

Содержание

История создания

Стихотворение было написано в 1903 году. Это время стало переломным для Брюсова. В народе уже витали революционные настроения, люди считали, что стране нужны радикальные перемены.

analiz_stihotvoreniya_kinzhal.jpg

Часто возникали акции протеста, которые жестоко подавлялись. Все это вызывало только еще большее усиление напряжения.

Брюсов отразил в своем стихотворении настроения общества. В эпиграф он вынес строчки из работы Лермонтова. Михаил Юрьевич в произведении «Поэт» сравнивал написание стихотворений с острым клинком. Задача творцов — побуждать людей, заставлять их действовать, иначе народ останется безучастным.

Но если провести анализ «Кинжала» Брюсова, то можно увидеть: его стихотворение не похоже на другие. Валерий Яковлевич показал борьбу народа, но в то же время подчеркнул, что своей жизнью он жертвовать не намерен. Ему не нравились старые идеалы, но и новые не привлекали.

Краткое содержание

Стихотворение начинается с того, что лирический герой сравнивает роль поэта с острым кинжалом. Задача творца быть рядом с народом в момент сражений. Но так было не всегда. Если народ покорно нес свое ярмо и мирился с происходящим, тогда лирический герой уходил и занимался своими делами.

Но происходящее в стране не оставалось без его внимания. Он испытывал только ненависть и отвращение к царящему строю. Робкие призывы не могли заставить его идти поддерживать народ. Герой только смеялся над этими попытками.

Но все меняется, как только борьба становится серьезной. Тогда люди разворачивают знамена и трубят в трубы. В таком случае герой занимает позицию глашатая, песенника, он всех подбадривает. Ржавый кинжал снова становится блестящим и красивым. Поэт воссоединяется с людьми.

Художественные приемы

Стихотворение написано в жанре гражданской лирики. Автор задумывается над тем, что ждет людей в будущем, каким станет общество. Также он затрагивает вопрос о роли поэта, что он должен делать. Раннее творчество Брюсова отличается символизмом. Но со временем у него появилась потребность высказать свою гражданскую позицию, и именно это заставило его написать нетипичное стихотворение.

В композиции произведения можно выделить несколько частей. В каждой есть главная идея:

  1. Мысль о важности присоединения поэта к борьбе народа.
  2. Если люди не хотят сражаться, то остается только уйти в эмпирей.
  3. Сначала нужно накопить силы, только потом начинать менять мир.

Для написания работы Брюсов использовал такой стихотворный размер как разностопный ямб. Чередование четырехстопных и трехстопных стоп позволяет сделать текст четким и емким.

При написании стихотворения поэт использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — автор описывает дни былыми, века загадочными, а призывы робкими;
  • метафоры — Брюсов рассказывает о буре и песнях, как о сестрах, а страну как царство молчанья и могил;
  • олицетворение — у поэта гроза шумит, а свет пробегает по стали.

В тексте Брюсов сначала высказывает мысль о том, что задача поэта — быть песенником борьбы. Но в то же время он понимает, что ему не хватает дерзости Пушкина и вольнодумства Лермонтова. Возглавить толпу ему не удастся, остается только раствориться с серой массой.

Отзывы читателей

Хорошая и необычная работа Брюсова. В центре сюжета — рассказ о лирическом герое, который является поэтом. Он рассуждает о своем предназначении, сравнивая свою роль с острым кинжалом. Его задача быть с людьми и побуждать их на действия. Но такое возможно только при одном условии — народ действительно должен хотеть бороться. «Кинжал» — одно из лучших стихотворений Брюсова.

Одно из любимых и воодушевляющих произведений Брюсова. В нем поэт талантливо показывает, в чем же именно заключается предназначение творца. Эта тема не так часто появлялась в работах Валерия Яковлевича, поэтому стихотворение ценное и его нужно внимательно изучать. Особенно важно это для подростков, так как в тексте можно найти ответ на вопрос о том, как найти место в жизни.

Неоднозначная работа Брюсова. Чтобы понять, нужно знать биографию поэта. Он сам не мог до конца определить, в чем заключается предназначение его творчества. В тексте поэт показывает, что все зависит от народа. Если он встает на борьбу, то надо его поддержать. В то же время Брюсов указывает на нежелание сражаться. Мне кажется, что это стихотворение не для школьного возраста.

Статьи по теме:

  • Стихи Валерия Брюсова, которые легко учатся
  • Краткая биография Брюсова Валерия Яковлевича

  • Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова

  • Основная тема и анализ стихотворения Брюсова «В будущем»

  • Особенности стихотворения «Творчество» Валерия Брюсова

1. История создания

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Кинжал» было написано поэтом в 1837 году.

Поводом для его создания послужил подарок от вдовы А. С. Грибоедова Нины Чавчавадзе, к которой М. Ю. Лермонтов испытывал глубокое уважение и нежные дружеские чувства. Находясь в Грузии, поэт часто бывал в доме этой удивительной женщины, посещал вместе с ней могилу мужа.

Перед отъездом Лермонтова в Петербург Нина Чавчавадзе подарила ему великолепный кинжал, принадлежавший Грибоедову. На следующий день родилось знаменитое стихотворение.

2. Литературное направление

Произведение написано в духе романтических традиций. Об этом свидетельствуют яркие образы (булатный кинжал), сильные чувства, стремление к героическим подвигам.

Кроме того в произведении присутствуют элементы символизма: кинжал, блеск черных глаз, «светлая слеза».

Глубокий смысл стихотворения невозможно ограничить строгими рамками одного литературного направления.

3. Род

Литературный род произведения — лирика.

4. Жанр

Стихотворение «Кинжал» относится к жанру лирического послания с элементами философских рассуждений. Разговаривая с кинжалом, поэт рассуждает о своем жизненном пути и предназначении.

5. Проблематика

В стихотворении затрагивается целый ряд проблем. Избегая конкретных имен и событий, он рассуждает:

  • о женской любви и преданности;
  • о верности долгу;
  • о памяти;
  • мужественности и силе характера;
  • предназначении человека.

Все проблемы, переплетаясь друг с другом, помогают автору раскрыть идейное содержание произведения.

6. Тематика

Тема мужества и стойкости является основной в этом небольшом произведении.

Принимая кинжал из «лилейной руки», лирический герой берет на себя обязательство быть достойным продолжателем дела его бывшего хозяина.

7. Идея

Идея стихотворения — рассказ о бесценном подарке, который несет в себе глубокий смысл.

Мужчина должен быть опорой и защитой. Булатный кинжал — символ верности гражданскому долгу, твердости убеждений. Именно этими качествами должен обладать уважающий себя мужчина и гражданин.

8. Пафос

Пафос стихотворения меняется с развитием сюжета.

Героические интонации первой строфы сменяются лирическими нотками во второй и третьей. В последней строфе произведения звучат торжественные гражданские мотивы.

9. Система образов

В стихотворении Лермонтова «Кинжал» присутствуют два основных образа: булатный кинжал и лирический герой. Их окружают незримые второстепенные персонажи.

Над изготовлением кинжала трудились «задумчивый грузин» и «черкес свободный». Славное орудие должно было участвовать в «грозном бою», стать орудием мести.

Но кинжалу уготована другая участь. Лирический герой получает его из рук некой женщины, с которой его связывают нежные отношения. Поэт не называет имен, не рассказывает конкретных событий, поэтому очаровательный облик незнакомки окутан тайной.

10. Центральные персонажи

Главными действующими персонажами стихотворения являются лирический герой и кинжал.

Образ лирического героя вырисовывается из его монолога. Читатель понимает, что перед ним человек с честной и благородной душой, который с болью говорит о расставании с любимой женщиной, но тактично не называет имени, боясь оскорбить ее своими чувствами.

Он клянется быть твердым и непреклонным, не изменять своим принципам и убеждениям. Булатный кинжал для него не только друг, но и «пример не бесполезный».

Образ кинжала символичен. Поэт олицетворяет холодное оружие, наделяя его человеческими чертами. Именно с кинжалом лирический герой ведет задушевную беседу, называет «товарищем светлым и холодным», признается ему в любви.

Кинжал отождествляется поэтом с личностью его бывшего хозяина, А. С. Грибоедова.

11. Лирический герой

Мысли чувства лирического героя созвучны переживаниям поэта. Образ лирического героя на протяжении всего текста пересекается с образом кинжала.

Олицетворяя оружие, он называет его своим товарищем, которому хочется подражать. «В тебе пример не бесполезный», — говорит он кинжалу. Не изменять себе, быть сильным и непреклонным, как его «железный друг» — главная задача лирического героя.

12. Сюжет

Незамысловатая сюжетная линия содержит глубокий подтекст.

В начале стихотворения читатель знакомится с дорогим сердцу поэта булатным кинжалом. Узнает историю его создания. «На месть», «на грозный бой» ковали и точили славное оружие.

Затем кинжал попадает в руки поэта «в знак памяти». И по нему струится не кровь, а «светлая слеза — жемчужина страданья».

Заключительная строфа стихотворения — торжественное обещание автора соответствовать ценному подарку. «Я не изменюсь и буду тверд душой», — говорит поэт.

Прошлое, настоящее и будущее органично слились в единое целое, выражая основную мысль стихотворения.

13. Композиция

Композиция стихотворения линейная. События следуют в хронологическом порядке.

Произведение состоит из четырех четверостиший, но условно его можно разделить на три смысловые части:

  • 1 строфа — вступление, в котором автор признается в любви к кинжалу и рассказывает историю создания грозного оружия: «Задумчивый грузин на месть тебя ковал».
  • 2, 3 строфа — развитие действия. «Лилейная рука тебя мне поднесла», — говорит поэт.
  • 4 строфа содержит клятву верности «железному другу».

Рассказ о дорогом подарке ведется от первого лица.

14. Художественные особенности

Данное стихотворение — монологическое высказывание лирического героя, обращенное не к человеку, а к холодному стальному кинжалу.

Отличительной особенностью произведения является его обобщенный общечеловеческий символический смысл. Конкретная жизненная ситуация, по воле поэта, перерастает свои границы.

С помощью удачно подобранных эпитетов и сравнений поэт концентрирует внимание читателя не на внешних деталях, а на внутреннем содержании образов.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано разностопным ямбом.

Тип рифмовки — перекрестный (АБАБ).

Это позволяет автору менять интонацию повествования, переходя от спокойного рассказа к торжественным обещаниям и дорогим воспоминаниям о «лилейной руке», «черных глазах», но в то же время сохранить целостность содержания и мелодичность звучания.

Каждая строфа стихотворения состоит из четырех, законченных по смыслу строк.

16. Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности, которые поэт использует в стихотворении, помогают выразить основную мысль, донести до читателя чувства и переживания автора.

  • Основным приемом в произведении является олицетворение. Булатный кинжал оживает под пером Лермонтова, приобретает человеческие черты. Он становится другом, спутником, примером для подражания.
  • Необычные эпитеты наполняют стихотворение лиризмом: глаза, исполненные «таинственной печали», кинжал «товарищ светлый и свободный», «трепетный огонь»;
  • Антитеза, включающая в себя метонимию, передает накал страстей: «не кровь вдоль по тебе текла, но светлая слеза — жемчужина печали»;
  • Сравнительные обороты создают яркие зрительные образы: глаза «как сталь».

17. Значение произведения

Невозможно переоценить значение этого небольшого стихотворения. Лирический герой произведения воспринимался современниками, как пример для подражания.

Его торжественное обещание: «Да, я не изменюсь и буду тверд душою», звучало, как призыв продолжить дело прежнего обладателя славного оружия А. С. Грибоедова: смело бороться с несправедливостью и беззаконием, быть верными идеалам правды и добра.

18. Актуальность

Стихотворение «Кинжал» — произведение, которое звучит актуально в любую эпоху. Ведь в нем поэт говорит об общечеловеческих проблемах бытия. Такие понятия, как любовь и верность, смелость и сила духа всегда остаются значимыми для каждого человека.

19. Мое отношение

Строки стихотворения великого поэта заставляют сопереживать лирическому герою, затрагивают душу. Читая произведение, я чувствовала боль разлуки, мечтала стать лучше и сильнее, понимала, как важно оставаться верной своим убеждениям.

20. Чему учит

Стихотворение Лермонтова «Кинжал» учит читателя быть сильным и непреклонным. Необходимо воспитывать в себе твердость духа и силу воли. Нравственные принципы и убеждения должны быть прочными, как стальной кинжал.

Стихотворение Лермонтова «Кинжал», как и большинство лирических произведений поэта, отличается биографичностью. Оно связано с замечательным событием в его жизни – знакомством с вдовой Грибоедова Ниной Александровной Грибоедовой. «Кинжал» написанный в жанре лирического послания — это трепетное посвящение замечательной женщине, грузинке, которую любил когда-то другой поэт.

История написания «Кинжала»

Удивительная история у стихотворения «Кинжал». Она связана с людьми, известными в русской литературе и истории двух стран. Лермонтову посчастливилось познакомиться в Тбилиси с семьей известного грузинского поэта Александра Чавчавадзе, зятем которого был русский поэт и дипломат Александр Сергеевич Грибоедов, автор нашумевшей в Санкт-Петербурге комедии «Горе от ума», и погибший в 1829 году в Тегеране во время исполнения дипломатической миссии.

Михаил Юрьевич был частым гостем вдовы Грибоедова Нины Александровны. Однажды он пришел к Нине вместе с Александром Ивановичем Одоевским, которому и был обязан этим замечательному знакомством. От Нины и Александра Ивановича (являвшегося двоюродным братом Грибоедова) Лермонтов многое узнал о погибшем поэте. Сам Одоевский оказался на Кавказе за участие в декабрьском восстании 1825 года.

В одно из посещений Нина Александровна вынесла из комнаты, где хранилась отцовская коллекция, два замечательных кинжала и преподнесла их в качестве подарка русским офицерам. Лермонтов был благодарен Нине за этот замечательный подарок. Он вдохновил его на создание замечательного стихотворения. На следующий день стихотворение было прочитано молодому грузинскому поэту Николозу Бараташвили. Николоз, несмотря на свою молодость (он был на 3 года моложе Лермонтова), уже был популярен в Грузии, как поэт романтик.

Композиция

Стихотворение построено в форме послания автора к кинжалу. Оно состоит из 4-х строф, но композиционно его можно разделить на три части. Первая строфа – экспозиция и завязка. Первые две строки — признание кинжалу в любви. В двух вторых строках поэт говорит, как был создан кинжал:

Задумчивый грузин на месть тебя ковал,

На грозный бой точил черкес свободный.

Далее следует развитие сюжета. Лермонтов в 8-ми строках описывает, как был сделан этот подарок. И заключение – клятва поэта, который понимает, что подарок был сделан не просто так, а как знак того, что офицеры должны быть храбрыми воинами и защищать от врагов маленькую Грузию. В заключении заложена главная мысль произведения – патриотизм.

Тема произведения – подарок, полученный при расставании, событие, послужившее источником вдохновения для поэта. Идея стихотворения в следующем. Мужчина должен защищать свою семью и землю от врагов. Нина, потерявшая мужа, вверяет защиту своей семьи знакомым, родственникам мужа. Лермонтов клянется быть твердым, как кинжал.

Средства художественной выразительности и форма стихосложения

В стихотворении поэт применил следующие средства выразительности:

  • Эпитеты: булатный, холодный, задумчивый, свободный, черные, небесполезный, светлый. Этот эпитет применяется дважды – по отношению к кинжалу и женской слезе;
  • Сравнения: глаза, как сталь, тверд, (как кинжал);
  • Метафора: слеза – жемчужина страданья, таинственная печаль;
  • Олицетворения: трепетный огонь; таинственная печаль.

Вот как, используя художественные приемы, Лермонтов показывает Нину. Лилейная рука – белоснежная, ухоженная рука. Читателю становится понятно, что такие руки могут принадлежать только дворянке. Черные глаза – понятно, что такие глаза могут принадлежать только женщине с Юга. Глаза, исполнены таинственной печали. Тоже понятно, почему. Нина Александровна потеряла любимого мужа. Кстати, она так и не вышла замуж, всю свою короткую жизнь, а прожила она всего 44 года, она носила траур по мужу. Ее называли Черной Розой Тифлиса.

Четыре строфы стихотворения написаны стихотворным размером – разностопный ямб, рифма перекрестная, с чередованием мужских и женских строк.

В заключение литературного анализа этого стихотворения необходимо сказать еще, что 1836 и особенно 37 году происходит переосмысление Лермонтовым своей гражданской позиции. Позднее, Герцен заметил, что пистолетный выстрел, убивший Пушкина, разбудил Лермонтова. О чем говорили декабрист Одоевский, вдова Грибоедова, который своей комедией «Горе от ума» насмехался над дворянством и государственными чиновниками, и Лермонтов, который тоже был у царской фамилии в опале – можно только догадываться. Ответом на эти разговоры и подарок Нины стала клятва, данная кинжалу, олицетворявшему Черную Розу Тбилиси.

История создания

Стихотворение Пушкина «Кинжал» было написано в 1821 г. 22-летним Пушкиным в период южной ссылки. Из-за революционного содержания стихотворение не могло быть напечатано, но широко распространилось, особенно в армии.

В 1827 г. стихотворение всё-таки было издано, но скрывалось в другом произведении — в записках французского писателя Ансло «Шесть месяцев в России», изданных в Париже и Брюсселе. «Кинжал» был напечатан в прозаическом французском переводе. Зато вся Россия, по словам Александра I, читала его вольнолюбивые стихи наизусть.

Литературное направление и жанр

Период южной ссылки – этап увлечения Пушкина Байроном и создания романтических стихотворений. Борьба с тиранией – одна из традиционных тем романтизма. Стихотворение «Кинжал» — образец гражданской лирики Пушкина, одно из самых острых революционных стихотворений.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение посвящено кинжалу как символу борьбы с тиранией и традиционному оружию этой борьбы.

Первые 4 строфы – история кинжала как орудия убийства и свержения тиранов. Раскрывается философия кинжала: его мифологическое создание богами, предназначение и область применения,сущность мщения злодею, которое настигает повсюду.

Следующие 5 строф – лирическое повествование об исторических подвигах кинжала. Первый упомянутый тиран – Юлий Цезарь (Кесарь), который в 49 г. начал гражданскую войну. Перейдя реку Рубикон, которая разделяла Италию и Галлию, покорённую Римом, Цезарь победил и стал диктатором пожизненно. В заговоре борющихся с тираном республиканцев участвовал Брут, друг Цезаря. Цезарь был убит в зале заседаний Сената и, заколотый, упал перед статуей Помпея.

Следующие две строфы посвящены убийству Марата, вождя якобинцев. В эпоху французской революции (1789-1799) глава революционно-демократической партии якобинцев установил систему революционного террора. Для Пушкина, разделяющего идеи декабристов, любой террор был неприемлем. Эвменидой, богиней мщения, Пушкин называет Шарлотту Корде, заколовшую Марата. За это ей отрубили голову: она стала «жертвой Аида».

Последние две строфы посвящены памятным поэту событиям. В 1819 г. немецкий студент Карл Занд заколол реакционного немецкого писателя Коцебу Августа, который служил агентом русского правительства. Занд был казнён, а его могила стала местом паломничества радикально настроенной молодёжи.

Образ террориста Занда Пушкин в последней строфе связывает со средневековой традицией тайного суда в Германии прикреплять к кинжалу имя того, кто обречён на казнь. Так поступали и немецкие студенты. Кинжал без надписи – символ орудия, которое всегда найдёт тирана. В последней строфе заключена основная мысль стихотворения: нет нужды обозначать имя тирана: кинжал, орудие возмездия, ждёт его.

Тема стихотворения – возмездие тиранам, символом которого стал кинжал.

Тропы и образы

Кинжал в стихотворении – символ возмездия, его орудие.

Хотя стихотворение принадлежит к романтическому литературному направлению, Пушкин использует в нём излюбленный троп классицистов – перифраз. Пушкин не называет прямо ни Марата, ни Шарлотту Корде, ни даже Гефеста – бога огня, выковавшего кинжал и отдавшего его в руки богини возмездия Немезиды.

Нужно понять, какие мифологические и исторические личности описаны в стихотворении: Лемносский бог – Гефест, Кесарь – Цезарь, палач уродливый, апостол гибели – Марат, дева Эвменида (богиня-мстительница) – Шарлотта Корде.

Эпитеты в стихотворении постоянные, традиционные, как в древнегреческой поэзии: бессмертная Немезида, тайный страж свободы (эпитет и метафора), карающий кинжал, праздничные одежды, потаённые замки, державный Рим, заветный Рубикон, высший суд.

Для описания кинжала Пушкин использует множество тропов. Кинжал называется карающим (эпитет), тайным стражем свободы и последним судиёй позора и обиды (бессоюзные сравнения). Блеск лезвия сравнивается с адским лучом, с молнией богов. Оно называется немым (эпитет), его удар нежданным (эпитет).

Общественную несправедливость Пушкин описывает метафорами: «Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона». Кинжал мстителя появляется только тогда, когда не свершается ни божественное, ни общественное правосудие. Его приход провоцируют власть и богатство: сень трона, блеск праздничных одежд, пиры.

В четвёртой строфе перечисляется, где кинжал может свершить правосудие. Дальше обобщение рассыпается на конкретные примеры.

Цезарь в стихотворении не характеризуется с помощью тропов. Глаголы упал и поник, предлог под (Рубикон под Кесарем) подчёркивают главенствующую позицию диктатора. Когда же вольнолюбивый Брут (эпитет) заколол Кесаря, тот оказался в самом низу, объемлющим подножье статуи Помпея.

История смерти Марата — настоящий хаос, описанный с помощью метафор (исчадье мятежей, труп вольности безглавой) и эпитетов (крик злобный, презренный, мрачный и кровавый). Множество убийств называются жертвами усталому Аиду (метафора). Сам Марат одновременно подобен уродливому палачу и апостолу гибели.

Занд, которого Пушкин воспринимает как героя, описан с помощью эпитетов (юный праведник, избранник роковой, святая добродетель) и метафор (век угас на плахе).

Занд противопоставлен Марату из предыдущей строфы как истинный праведник и апостол ложному. Его идея, дело стали образцом для подражания (метафорически это изображено как вечная грозная тень мстителя и как горящий кинжал без надписи). Последний образ превращается в символ.

Важнейшее средство создания высокого стиля стихотворения – старославянизмы: страж, судия, сень, очи, озираясь, трепещет, ложе, глава, объемлет, презренный, перст, глас, прах.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным ямбом. Этот рваный размер как нельзя лучше передаёт срывающуюся взволнованную речь. Такой же эффект создаёт как будто случайное пятистишье вместо четверостиший (среднее, пятое). По смыслу оно не выделяется как центральное или ключевое, но именно с Древнего Рима, по мнению Пушкина, начался исторический путь мстящего кинжала.

Рифмовка в стихотворении тоже неоднородна. В первой, второй и восьмой строфах она перекрёстная, в остальных – кольцевая, в пятой – сочетает оба вида. Мужская рифма чередуется с женской во всех строфах, но в свободной последовательности.

По произведению: «Кинжал(Пушкин)»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/bryusov/kinzhal.html
  • https://na5.club/literatura/analiz-stihotvorenij/valeriya-bryusova-kinzhal.html
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-lermontova-kinzhal-po-planu/
  • https://lermontovm.ru/stihi/filosofskie-stihi/analiz-stihotvoreniya-lermontova-kinzhal
  • https://goldlit.ru/pushkin/1077-kinzhal-analiz

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт