Сочинение ЕГЭ 2016 по русскому языку — это задание повышенной сложности, поэтому необходимо очень внимательно отнестись к его выполнению, а значит, и к подготовке.
В данной статье я попытаюсь подробно разобрать план сочинения и особенности его написания. Независимо от содержания текста, лучше всего пользоваться следующим планом, составленным на основе критериев оценивания:
1) Формулировка проблемы
2) Комментарий к проблеме
3) Позиция автора по выбранной проблеме
4) Собственное мнение (согласие или несогласие)
5) Доказательство своего мнения (включая не менее 2-х аргументов)
Для гармоничности изложения и композиционной целостности желательно включить в свою работу вступление и заключение (но это не обязательно).
К1. Формулировка проблемы
Проблема текста — это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.
Как правило, исходный текст включает не менее 2-3 тем, каждая из которых может стать основой вашей работы. Выбор должен определяться ответом на два вопроса:
1) Какая проблема находится в центре внимания автора?
2) К какой проблеме вам легче подобрать аргументы?
Как определить проблему?
При выявлении проблемы текста можно использовать следующий способ:
- Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
- Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.
Разберем на примере:
Прочитав текст несколько раз я выделяю две проблемы:
1) проблема духовного существования человека в современном мире
2) проблема снижения интереса к чтению в XXI веке
Я выбираю вторую. На основе собственного впечатления от прочитанного текста я составил вступление, а проблему сформулировал в виде вопроса:
Вспоминаю, как в детстве просил родителей прочитать сказку. Они читали. Я вырос, давно уже читаю сам, как «бумажные» книги, так и электронные. Но все чаще вижу нарастающее равнодушие к чтению и литературе в целом.
Неужели книга перестала играть в жизни общества и человека привычную для нее роль? Над этой проблемой размышляет И. Косолапов.
В качестве вступления можно было привести статистику:
Согласно официальной статистике Всероссийского центра изучения общественного мнения, треть россиян не хранит дома книг, другая треть, имея книги, их не читает.
К2. Комментарий к проблеме
Комментарий — это пояснение, толкование выбранной проблемы. Комментарий помогает более детально охарактеризовать проблему, а также, показать как автор подходит к её раскрытию. При написании сочинения комментарий служит связующим звеном между проблемой и позицией автора. Главное требование к комментарию — опора на текст.
Следующие вопросы могут послужить основой для комментария к проблеме:
Как автор относится к предмету описания?
Какие аргументы приводит автор?
На каких примерах автор раскрывает проблему? Какими событиями иллюстрирует её?
Как относится автор к предмету описания (герою)?
Насколько проблема волнует автора?
В чем сущность данной проблемы?
Какова актуальность проблемы? Насколько она значима?
Использует ли автор противопоставление? Если да, то что противопоставляет?
Комментируем нашу проблему:
Рассуждая о судьбе книги в XXI веке, автор противопоставляет книгу и достижения технического прогресса. При этом автор сталкивает мнения разных поколений: Л.Леонова, который назвал книгу «бескорыстным верным другом», и молодого программиста, определившего книгу как «кипу пыльной бумаги». И. Косолапов рассуждает о преимуществах и недостатках техники перед книгой, и находит вторую более предпочтительной и полезной.
К3. Авторская позиция
Авторская позиция — это ответ на вопрос обозначенный в проблеме.
Авторская позиция является итогом размышления, выводом к которому автор приходит (в рамках выбранной проблемы). Авторская позиция может выражаться прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю) либо косвенно (в поступках героев, художественных деталях).
Автор убеждает нас в том, что книга нисколько не потеряла своей ценности, а технические достижения не смогут и не должны заменить её. Книга несет очень важную образовательную функцию, она учит и воспитывает человека. Техника и компьютеры призваны облегчать нашу повседневность, делать её более комфортной, но они не должны занимать собой всю нашу жизнь.
К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
В первую очередь нам необходимо выразить своё мнение, соглашаясь или не соглашаясь с мнением автора.
Моё мнение:
Я полностью разделяю мнение И.Косолапова о том, что книга в наше время незаслуженно забыта, хотя значение её по-прежнему велико. Я думаю, что в наш информационный век постоянное использование компьютеров и разнообразных гаджетов приведет к деградации общества, вырождению человеческой мысли.
Структура аргумента
Для получения максимального количества баллов нам необходимо привести не менее 2-х аргументов (один из которых опирается на художественную, научную, публицистическую литературу). Приведенный пример должен выступать как яркий микротекст и доказывать нашу позицию.
Моя аргументация:
1. К подобным неутешительным выводам приходили и фантасты ХХ века (логический переход). Один из которых, Рей Брэдбери, в своей антиутопии «451 градус по Фаренгейту» описывает потребительское общество, опирающееся на массовую культуру. В этом социуме люди окружили себя материальными ценностями, телевидением и развлечениями. Книги, в свою очередь, строго запрещены и подлежат сожжению, дабы ни одна критическая мысль не попала в человеческое сознание (аргумент). Когда я вижу, как люди тратят свое время на телевидение и социальные сети, я понимаю, о чем предупреждал нас Р.Брэдбери. Важная задача стоит перед нами, с помощью книг сохранить связь с интеллектуальным наследием человечества (микровывод).
2. Насколько высока может быть роль книг в духовном становлении личности мы можем узнать в произведениях М.Горького: «Детство», «В людях», «Мои университеты». Герой повестей Алеша Пешков считает, что именно книги помогли ему преодолеть тяжелые жизненные испытания.
Как видите, я привожу два примера из художественной литературы. В качестве аргумента также можно использовать: ссылки на кинофильм, спектакль, исторические события, официальную статистику, высказывания известных людей и примеры из личного опыта.
Аргументируя свою позицию, я использую «аргумент к угрозе»(доказывая негативные последствия игнорирования тезиса привожу антиутопию Р.Брэдбери) и «аргумент к обещанию» (на примере Пешкова показываю как важны книги).
Заключение
Заключение должно подводить итог нашим размышлениям по проблеме.
В своем заключении я сначала использую обращение, а потом обобщаю проблему, указываю на её глобальную важность.
Хочется обратиться к современникам: друзья, погружаться в художественные миры гораздо интереснее и полезнее, чем блуждать в интернет-паутине! Помните, что культура развивается в первую очередь за счет сохранения мудрости предыдущих поколений, хранящейся в книгах.
Надеюсь материал был Вам полезен.
В первой части я уже рассказала вам о трёх правилах постановки запятых. Сегодня я напомню о других правилах пунктуации. Может, кто-то узнает что-то новое для себя!
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения и выполняют одинаковую синтаксическую функцию. Между собой соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью.
Однородные члены предложения характеризуют объект с одной стороны.
Красные, жёлтые, синие цветы украсили луг (цвет).
В палисаднике распустились большие красные тюльпаны (большие — размер, красные — цвет). Это неоднородные члены предложения, между ними нельзя поставить союз «и», поэтому запятую не ставим.
♦ Не ставится запятая в цельных фразеологизированных сочетаниях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда…
♦ Не ставится запятая при парных сочетаниях слов, когда третьего не дано: и муж и жена, и земля и небо.
Любовь — это когда хочется петь и днем и ночью. Без гонорара и менеджера. Фрэнк Синатра
Эти предложения могут быть:
А) Бессоюзные.
Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их. Фрэнк Синатра
Здесь два предложения: 1. Ненависть не решает никаких проблем. 2. Она только создает их.
Б) Сложносочиненные (предложения с сочинительными союзами а, но, и…).
Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду, и смысл его под силу понять только мудрому. Пауло Коэльо «Алхимик»
Здесь два предложения, связанных союзом «и»: 1. Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду. 2. Cмысл его под силу понять только мудрому.
Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, всегда старайтесь сложное предложение разложить на простые.
Важно! Запятая не ставится, если у предложений есть общий член или общее придаточное предложение.
К ночи ливень прекратился и стало тише.
К ночи ливень прекратился.
К ночи стало тише.
К ночи — общий член.
Придаточное присоединяется к главному:
Подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, так как, потому что, чем тем…):
Союзными словами (кто, который, чей, сколько, где, когда, зачем…). Союзные слова являются членами придаточных предложений (в т. ч. могут быть подлежащим):
Если придаточное находится внутри главного, то выделяется запятыми с обеих сторон.
Жизнь не всегда дает вторую попытку, подарки, которые она тебе преподносит, лучше принимать. Пауло Коэльо «Одиннадцать минут»
А. Запятая ставится один раз, если есть союзы: благодаря тому что; ввиду того что; вследствие того что; в силу того что; оттого что; потому что; вместо того чтобы; для того чтобы; с тем чтобы; в то время как; после того как; перед тем как; с тех пор как; так же как и др.
Б. Однако в зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания.
В. Запятая не ставится в составе неразложимых сочетаний: сделать как следует (как полагается, как подобает), выполнить как должно (как надо, как нужно), хватать что подвернется, явиться как ни в чем не бывало и др.
Это общие правила постановки запятых в предложениях с подчинительными союзами, но есть частности, требующие отдельного внимания (союз «несмотря на то что», два подряд союза и др.).
Иногда запятой выделяются не только причастные обороты и прилагательные с зависимыми словами, но и одиночные причастия и прилагательные.
Одни лишь маленькие дети, беспризорные, находятся без призора. Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»
♦ Если деепричастный оборот превратился в устойчивое выражение (фразеологизм), запятые не ставятся.
Сказал положа руку на сердце. Бежал сломя голову. Работал спустя рукава (засучив рукава).
Не выделяются запятыми и деепричастия, которые перешли в наречия (шутя, лежа, молча, нехотя, не спеша, стоя и т. д.).
Поднялся нехотя; шёл не спеша; читал лежа.
Они присоединяются союзами: как, словно, точно, будто, как будто, что, нежели и др.
Однако есть целый ряд правил, при которых сравнительные обороты не выделяются запятыми. И эти правила, кстати, мы все проходили в школе. Погуглите. И можете поделиться находками с нами!
Начало
10 основных правил постановки запятых. Часть 1
Это, пожалуй, основные случаи постановки запятых. А какие из этих правил для вас стали открытием, в каких случаях вы чаще всего ошибаетесь?
Светлана Кравцова, корректор, редактор, автор блога «Грамотно по-русски»
P. S. Эту статью я написала в 2016 году для сайта Mamawriter.ru.
В древние времена тексты писали без знаков препинания, да и пробелы между словами не ставили. Потребность в «крючках и закорючках» возникла во времена развития книгопечатания.
Десять знаков препинания входили в тексты постепенно.
Первой в ХI веке ввели точку. Сначала её ставили между словами и группами слов, но не внизу строки, а посередине. Точку как родоначальницу пунктуации увековечили в названиях других знаков препинания, хотя многоточие, например, появилось лишь в XVIII веке благодаря Карамзину.
Кстати, восклицательный знак сначала назывался точка удивления, а вопросительный — точка вопросительная.
Запятую стали использовать лишь в XV веке. По мнению лингвистов, слово «запятая» происходит от глагола запяти(ся) — зацепить(ся), задеть. В. И. Даль ставит её в однокоренной ряд с глаголами «запясть», «запять», «запинать» (останавливать, задерживать).
Роль запятой — приостановить повествование, но не закончить его, как это делает точка, и не оборвать мысль, подобно многоточию. Её значимость трудно переоценить, если вспомнить известную фразу: «Казнить нельзя помиловать».
Правил, посвященных запятым, много, однако основные функции запятой — перечислить и отделить (одну часть от другой, первостепенное от второстепенного, главное от дополнительного).
Давайте вспомним основные случаи постановки запятых.
А чтобы чтение правил о том, как ставить запятые, стало занимательным, примерами послужат крылатые выражения. Не на все правила мне удалось найти интересные цитаты, поэтому давайте вместе подберём их.
Предлагайте свои варианты в комментариях ?
1. Запятой выделяются обращения
Запятой выделяются обращения
2. Запятой выделяются слова-предложения да, нет и междометия
Выделяем междометия
3. Запятой выделяются вводные слова и предложения
Это такие слова, как: конечно, несомненно, очевидно, безусловно, разумеется, наверно, возможно, может быть, кажется, пожалуй, в самом деле, правда, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др.
Выделяем вводные слова и предложения
- Вводное слово или предложение можно убрать, и смысл не изменится.
— Может быть, мы именно хотим эх-прокатиться?
Илья Ильф, Евгений Петров «Золотой теленок»
- Вводные слова нужно отличать от членов предложения. Члены предложения убрать нельзя.
Это может быть выгодным (член предложения).
- «Однако» и знаки препинания.
Распространенная ошибка — запятая после «однако» там, где она не нужна.
Давайте разберемся. Наличие запятых после коварного слова зависит от того, в какой роли выступает оно в предложении.
Однако (однако ж/же) может быть союзом, междометием и вводным словом.
А. Однако — союз в значении «но».
Запятая не нужна.
Однако=союз в значении НО
Б. Однако — междометие.
Употребляется с восклицательной интонацией для выражения сильного удивления или возмущения. Отделяется запятой или оформляется как отдельное предложение.
Однако! Я чувствую, что после водки вы пили портвейн! Помилуйте, да разве это можно делать!
Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»
В. Однако — вводное слово (в значении противопоставления) — выделяется запятыми (с двух сторон).
Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными.
Мишель де Монтень
В вашей галиматье, однако ж, есть идея!
Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»
Важно!Вводное слово «однако» не может стоять в начале предложения. Запятая после слова «однако», стоящего в начале предложения, возможна только тогда, когда после «однако» следует обособленный оборот.
Однако, открыв глаза, он увидел, что ничего не изменилось.
Открыв глаза — деепричастный оборот.
Конечно, бытие определяет сознание. Это — как правило. Однако, к счастью, как исключение, но достаточно часто случается так, что сознание опережает бытие. Иначе мы бы до сих пор сидели в пещерах.
Аркадий и Борис Стругацкие «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя»
К счастью — вводное слово.
Итак, сегодня мы рассмотрели основные случаи постановки запятой с вводными словами, междометиями, словами-предложениями да-нет, а также со словом однако.
Правильно ли ставите запятые вы? Попробуйте подобрать по 2-3 примера на каждое правило. Напишите в комментариях ниже или присылайте на почту. Это будет отличной тренировкой грамотности!
Светлана Бибик, редактор, корректор, репетитор по русскому языку
Член Редколлегии Мамарайтер
Ещё вам может быть интересно:
[/su_note]Используемые источники:
- http://www.russian-tutor.ru/
- http://gramotno-po-russki.ru/pishem-gramotno/pravila-postanovki-zapyatyh
- http://mamawriter.ru/desyat-osnovnyh-sluchaev-postanovki-zapyatyh/