Пушкин Александр — Полтавский бой. Слушать онлайн

Александр Пушкин

Мазепа

Мария

Мазепа

Мария

Мария

Мазепа

Мазепа

А если плаха?…

Мария

Мазепа

Меня ты любишь?

Мария

Я! люблю ли?

Мазепа

Мария

Мазепа

Мария

О боже!

Мазепа

Что ж? отвечай.

Мария

Реши ты сам.

Мазепа

Мария

Мазепа

Отвечай!

Мария

Мазепа

Орлик

Допрос не кончен: отвечай.

Кочубей

Орлик

Кочубей

Орлик

Кочубей

Орлик

Кочубей

Орлик

Мать

Мать

Дочь

Мать

Дочь

Орлик

Мазепа

Мария

Мазепа

Мария

glavnoe.jpgТест: угадайте русскую классику по первым строкамПопробуйте отличить «Героя нашего времени» от «Доктора Живаго»kharms.jpgТест: сможете продолжить афоризмы Даниила Хармса?Попробуйте потягаться в остроумии со знаменитым писателемКак читать «Двенадцать» БлокаНа какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме Блока

   Краткие содержания / Пушкин А.С. / Полтава

Горит восток зарею новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там;

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

Пальбой отбитые дружины,

Мешаясь, падают во прах.

Уходит Розен сквозь теснины;

Сдается пылкий Шлипенбах.

Тесним мы шведов рать за ратью;

Темнеет слава их знамен,

И бога браней благодатью

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с Богом!» Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза Сияют.

Лик его ужасен. Движенья быстры.

Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Идет. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь, Дрожит.

Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Равняясь, строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки, присмирев,

Прервали свой голодный рев.

И вот, равнину оглашая,

Далече грянуло ура:

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова —

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны:

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И, счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.

И перед синими рядами

Своих воинственных дружин,

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Вожди героя шли за ним.

Он в думу тихо погрузился.

Смущенный взор изобразил

Необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье…

Вдруг слабым манием руки

Сошлись в дыму среди равнины:

И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскаленным,

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся сплеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

Ура! мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

Еще напор — и враг бежит:

И следом конница пустилась,

Убийством тупятся мечи,

И падшими вся степь покрылась,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своем он угощает

Своих вождуй, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.

Просмотров: 17617011:18 26.06.2009© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в фотобанкЧитать ria.ru в Для многих из нас знаменитое сражение Северной войны неотделимо от героев «Полтавы» Пушкина. Какую роли они сыграли в истории, и как сложилась их судьба, можно узнать из справочных материалов РИА Новости.

«..Горит восток зарёю новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твёрдостью своею

Её стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там,

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

Пальбой отбитые дружины,

Мешаясь, падают во прах.

Уходит Розенсквозь теснины;

Сдаётся пылкой Шлипенбах.

Тесним мы шведов рать за ратью;

Темнеет слава их знамён,

И бога браней благодатью

Наш каждый шаг запечатлён.

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с богом!» Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Идёт. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Ровняясь строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки, присмирев

Прервали свой голодный рев.

И се — равнину оглашая

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова —

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны:

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И, счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.

И передсинимирядами

Своих воинственных дружин,

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Вожди героя шли за ним.

Он в думу тихо погрузился.

Смущённый взор изобразил

Необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье…

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

И с ними царские дружины

Сошлись в дыму среди равнины:

И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскалённым,

Стеной живою отражённым,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Среди тревоги и волненья

На битву взором вдохновенья

Вожди спокойные глядят,

Движенья ратные следят,

Предвидят гибель и победу

И в тишине ведут беседу.

Но близ московского царя

Кто воин сей под сединами?

Двумя поддержан казаками,

Сердечной ревностью горя,

Он оком опытным героя

Взирает на волненье боя.

Уж на коня не вскочит он,

Одрях, в изгнанье сиротея,

И казаки на клич Палея

Не налетят со всех сторон!

Но что ж его сверкнули очи,

И гневом, будто мглою ночи,

Покрылось старое чело?

Что возмутить его могло?

Иль он, сквозь бранный дым, увидел

Врага Мазепу, и в сей миг

Свои лета возненавидел

Обезоруженный старик?

Мазепа, в думу погружённый,

Взирал на битву, окружённый

Толпой мятежных казаков,

Родных, старшин и сердюков.

Вдруг выстрел. Старец обратился.

У Войнаровского в руках

Мушкетный ствол ещё дымился.

Сражённый в нескольких шагах,

Младой казак в крови валялся,

А конь, весь в пене и пыли,

Почуя волю, дико мчался,

Скрываясь в огненной дали.

Казак на гетмана стремился

Сквозь битву с саблею в руках,

С безумной яростью в очах.

Старик, подъехав, обратился

К нему с вопросом. Но казак

Уж умирал. Потухший зрак

Ещё грозил врагу России;

Был мрачен помертвелый лик,

И имя нежное Марии

Чуть лепетал ещё язык.

Но близок, близок миг победы.

Ура! мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

Ещё напор — и враг бежит. 

И следом конница пустилась,

Убийством тупятся мечи,

И падшими вся степь покрылась,

Как роем чёрной саранчи.

Пирует Петр. И горд, и ясен

И славы полон взор его.

И царской пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своём он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.

Но где же первый, званый гость?

Где первый, грозный наш учитель,

Чью долговременную злость

Смирил полтавский победитель?

И где ж Мазепа? где злодей?

Куда бежал Иуда в страхе?

Зачем король не меж гостей?

Зачем изменник не на плахе?

Верхом, в глуши степей нагих,

Король и гетман мчатся оба.

Бегут. Судьба связала их.

Опасность близкая и злоба

Даруют силу королю.

Он рану тяжкую свою

Забыл. Поникнув головою,

Он скачет, русскими гоним,

И слуги верные толпою

Чуть могут следовать за ним..»

(9)

В 1828 г. Пушкин пишет поэму «Полтава». Он рассказывает в ней о подвиге народа, защищавшего свое отечество в битве под Полтавой в 1709 году.

Идейным содержанием «Полтавского боя» является прославление военного могущества и героизма русского народа. Анализ картины боя, образ русского войска, образы Петра и Карла, их противопоставление, наблюдения над выразительностью поэтического языка, звучанием стиха дают возможность оценить высокое мастерство Пушкина-художника, говорить о Пушкине-патриоте, о его любви к родине, о чувстве национальной гордости поэта.

Пушкин горячо любил родину и внимательно изучал историю родного народа. Его глубоко трогали и волновали славные героические события истории народа. Он говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». Его интересовали и образы вождей народного движения Степана Тимофеевича Разина и Емельяна Ивановича Пугачева, и Пётр 1, замечательный государственный деятель.

Весной 1709 года шведский король Карл XII подошел к Полтаве хотел взять её штурмом. Он был талантливым полководцем, а шведская армия считалась тогда лучшей армией в Европе. Король был уверен том, что Полтава будет быстро взята. Но небольшой гарнизон и вооружившиеся жители города отбили яростные атаки шведов и сумели продержаться до подхода главных русских сил под командованием Петра.

Царь решил дать под Полтавой генеральное сражение с целью уничтожения шведской армии. Перед началом битвы войскам прочли приказ Петра. «Воины. Вот пришел час, который решит судьбу отечества Итак не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство Петру вручённое, за род свой, за Отечество… »

27 июня 1709 года около трёх часов утра битва началась. Шведы начали сражение стремительной атакой на расположение русских. Однако все их усилия сломить сопротивление русских полков были напрасны. Отбив атаки шведов, русские войска перешли в решительно наступление.

Под мощным напором русского войска армия шведов дрогнула и обратил ась в паническое бегство. Русские солдаты показали Полтавской битве исключительную силу в наступлении. Пётр руководи боем и появлялся в самых опасных местах. Его шляпа и седло были прострелены пулями. Разгром шведов под Полтавой был полный.

Значение Полтавской битвы для России было огромно. Победа на полях под Полтавой завершилась борьба русского народа за выход России к морю, борьба за укрепление Русского государства.

Таким образом, для своей поэмы Пушкин избрал одно из замечательных событий в истории родины, героем которого был народ — её защитник.

Разбор отрывка «Полтавский бой» следует начать с анализа того как рисует Пушкин начало боя. Читаем первые строки:

Итак, описание боя начинается с точного указания времени и местности, где он произошёл. Вместе с тем, образ «горит Восток зарёй новой» — аллегория, это выражение имеет другой, скрытый смысл: образ зари как начала новой жизни, победы Востока над Западом.

В описании самого боя отмечается несколько этапов. Первый этап наступление шведов, русские теснят их. Следует разъяснить смысл отдельных образных выражений. Почему шведы «сыны любимые победы?»

Шведская армия была сильной, победоносной. Почему поле битв роковое? Исход битвы решает судьбу народов. В выражении «бог браней», то есть войн, Пушкин имеет в виду Марса, бога войны древних римлян. Чем же достигает поэт живости, яркости в описании боя?

Перечитываем текст: со слов «Грохочут пушки» до слов: «И бога браней благодатью / Наш каждый шаг запечатлён » Все изображено в движении, в действии: грохочут пушки, катятся ядра, свищут пули, рассыпались стрелки, рвутся шведы, конница летит и т.д.

Пушкин подчеркивает здесь стремительность боевого удара. Говоря о далеком прошлом, поэт употребляет глаголы настоящего времени, тем самым как бы приближая к нам события; мы живее, ярче представляем их.

Наличие большого количества коротких предложений также дает возможность передать быстроту, силу действий. Следует понаблюдать, как в связи с содержанием у поэта меняется самое звучание стиха: волнуясь, конница летит: Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею. И тяжкой твердостью своею. Ее стремление крепит.

Так, топот ног множества людей хорошо передаётся рядом слов, начинающихся на букву «т» (тяжкой твёрдостью), а также имеющих «т» в окончании («крепит»).

Смысл сравнения Петра с «Божьей грозой» состоит в том, что Петр так же прекрасен и грозен, как величественное явление природы — гроза, буря.

О чем говорят слова Петра, обращённые к войскам: «За дело, с богом!»? Для Петра война со шведами — это общее, народное справедливое дело. Вот почему «его глаза сияют», он верит в победу, в то, что правое дело должно победить.

Мощь, величие Петра поэт перелает языковыми средствами. Рисуя его образ, Пушкин употребляет необычные, старинные формы слов, как бы подчеркивая этим, что Пётр — герой, человек необыкновенный.

В звучании самого стиха, в форме предложений используются короткие предложения. В ряде случаев предложение не укладывается, как обычно, в одну стихотворную строчку, а заканчивается в середине следующей строки. Такое построение стиха, сжатость предложений создают впечатление энергии, силы, быстроты движений, напряжённости действия.

Проанализируем картину передышки в бою. Какой замечательный образ битвы дает поэт («Как пахарь, битва отдыхает»). В чем смысл этого образа, почему битва сравнивается с отдыхающим пахарем?

Эта битва в понимании поэта — дело народное, дело трудное и тяжелое. Но необходимое и благородное. Образ этот навеян народной поэзией. Как замечателен и выразителен эпитет при описании образа пушек! («На холмах пушки, присмирев, прервали свой голодный рев»).

Пушки уподоблены диким голодным зверям. Как дикий голодный зверь пожирает свою добычу, так выстрелы из пушек уносят много человеческих жизней. И вновь поэт рисует образ Петра: и в бою и в момент краткой передышки он с войсками, со своим народом. С чем сравнивается здесь Пётр?

Пётр не один, он появляется в окружении своих «товарищей, сынов», их много, они «за ним вослед неслись толпой».

Замечательна характеристика Меншикова, в нескольких словах поэт рассказал обо всей его жизни. Он был «безродный», незнатного происхождения, но благодаря Петру, умевшему разбираться в людях и оценившему острый ум Меншикова, он быстро возвысился, стал вельможей, ближайшим другом и советником царя, «полудержавным властелином».

Далее следим, как рисует поэт появление полководцев перед своими войсками, как изображает появление Карла на поле боя. Образ Карла во всём противоположен образу Петра.

Делаем вывод, что Петр у Пушкина сознает свою силу и правду, он вместе со своим народом. Карл — слабый, уже не верящий в свои силы и победу. Пушкин возвеличивает Петра как такого исторического деятеля, которому дороги интересы государства, и осуждает Карла, который воюет лишь для себя, для своей славы, а интересы государства для него ничто.

Сравним, как звучит стих, когда Пушкин говорит о Петре и когда он говорит о Карле. Налицо различное построение предложений: краткие предложения, создающие впечатление энергии, быстроты, силы, напряжённости действий, событий и длинная, медлительно развивающаяся фраза.

Новая картина — бой в разгаре. Победа. Что поражает в этом описании боя, как рисует поэт необычайную напряжённость, героизм борьбы? Выделим наиболее яркие картины схватки:

Изображая ожесточённый рукопашный бой, Пушкин вновь использует обилие глаголов, показывая напряжённость борьбы. Все дано в движении, в стремительности действий. Словами поэт рисует звуки боя (звукопись):

В этих строках отражается любовь поэта к родине, радость и гордость, что победа осталась за русскими. Восклицательные предложения передают силу чувства поэта, его восторг, восхищение.

Наконец поэт вновь возвращается к образу Петра, мудрого государственного деятеля, который умеет учиться у своих врагов.

Размещено 23.01.21 в рубрике 9 класс

До 1 февраля сдать пересказ

Читать запись дальше »Читать

Размещено 23.01.21 в рубрике 6 класс

Читать запись дальше »

Читать

Размещено 23.01.21 в рубрике Спецкурс

Читать запись дальше »

Читать

Размещено 23.01.21 в рубрике Спецкурс

Читать запись дальше »

Читать

Размещено 23.01.21 в рубрике Спецкурс

Читать запись дальше »

Читать

Размещено 21.01.21 в рубрике 6 класс

Читать запись дальше »

Читать

Размещено 21.01.21 в рубрике 6 класс

Читать запись дальше »

Читать

Размещено 21.01.21 в рубрике 8 класс

Читать запись дальше »

Читать

Размещено 21.01.21 в рубрике 6 класс, КАТЮША (Инд)

Читать запись дальше »

Читать

Размещено 21.01.21 в рубрике 11 класс, 6 класс

Читать запись дальше »

ЧитатьИспользуемые источники:

  • https://www.culture.ru/poems/5079/poltava
  • https://m.lit-helper.com/p_poltava_otrivok_pushkina_a_s
  • https://ria.ru/20090626/175199229.html
  • https://info-shkola.ru/poltavskij-boj-v-poeme-pushkina-poltava/
  • https://rusq.ru/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт