Содержание
- 1 Характеристика героев «Полтава»
- 2 Главные герои
- 3 Второстепенные персонажи
- 4 Полезные ссылки
- 5 Главные герои «Полтава» Пушкин
- 6 Кто главный герой поэмы «Полтава» и почему?
- 7 Характеристика главных героев «Полтава»
- 8 Главные и второстепенные персонажи
- 9 Краткое содержание
- 10 Средства выразительности
- 11 Еще тесты
- 12 Читайте также
Изначальное название поэмы – «Мазепа», после было изменено Пушкиным на «Полтаву». Произведение Пушкина описывает события Полтавской битвы параллельно с любовной линией поэмы. Для создания этого глобального произведения, автор использует не только исторические источники, но и народные предания, рассказы, легенды, украинский и молдавский фольклор. Главные герои «Полтавы» имеют реальных исторических прототипов, но в произведении Пушкина обладают не только своими настоящими качествами, но и вымышленными достоинствами и недостатками.
Характеристика героев «Полтава»
Главные герои
Мазепа Иван Степанович |
В поэме «Полтава» герои не только строят политические интриги и распри, но и большое внимание уделяют своей личной жизни. Гетман Украины, убеленный сединами старик, полюбил свою крестницу, дочь Кочубея, Марию. Параллельно этому, Мазепа ведет тайные переговоры со шведским королем, готовясь предать Петра. Кочубей, зная замыслы Мазепы, отправляет Петру сообщение, но оно возвращается к гетману, который настаивает на казни оклеветавших его. В конце концов, терпит поражение. |
Кочубей |
Был соратником Мазепы, но перешел на сторону русского царя. Стал яростным врагом украинского гетмана после того, как тот увел его дочь. Его жизнь превратилась в ожидание отмщения. Он пишет Петру донос на Мазепу, но сам попадает в темницу, и приговаривается к казни. Его поступками движет отцовская любовь, которая и переросла в одно – единственное чувство, во чтобы – то ни стало, отомстить Мазепе. |
Мария |
Дочь Василия Леонтьевича Кочубея. Она любит и уважает родителей. Отвергает всех поклонников. Она давно влюблена в своего крестного Мазепу. Ей нравится все то, что нравится ему. Когда родители отказывают старику, Мария убегает к своему любимому. После того, как казнят Кочубея, Мария сходит с ума. Когда, при своем бегстве, Мазепа встречает Марию, она признается, что ошибалась в нем. Теперь идеалом для ее воспаленного мозга становится Петр.
</tr></table>
Второстепенные персонажи
Жена Кочубея |
Как и муж, она поражена вероломством Мазепы. Она является соратницей и помощницей мужа во всех его делах и замыслах против Мазепы. Она кипит злобой, желая мщения. |
Царь Петр |
Русский правитель, властный, сильный и справедливый. Благородный герой, борющийся за интересы своего государства. Умелый политик и искусный полководец, он решает проблемы страны, заботясь о судьбе своего народа. В образе Петра, автор показывает новые веяния управления государства, силу и мощь русской империи. Петр совершает ошибку, отдав Кочубея на растерзание Мазепе, но он ее осознает, это честный и умный человек. |
Шведский король Карл Двенадцатый |
В поэме Пушкина, это честолюбивый, самовлюбленный правитель своей страны. Он стремится лишь к собственной выгоде. Непредсказуемый и отважный, он не рассчитывает силы противника, и безрассудно идет в сражение против русского царя. Это недальновидный человек, надеется на то, что он сможет одержать победу над Россией, и, естественно, терпит поражение.
</tr></table>
Это характеристика героев «Полтавы» будет полезной не только на уроке литературы, но и для читательского дневника.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 14
Годы жизни А. С. Пушкина:</h3>
- <label>1802-1841</label>
- <label>1788-1837</label>
- <label>1799-1837</label>
- <label>1805-1840</label>
(новая вкладка)
Поэма «Полтава» – историческое произведение А.С. Пушкина, охватывающее время царствования Петра 1. Поэма рассказывает о предательстве гетмана Мазепы, который ради собственного тщеславия переступил через интересы Украины, попрал святые узы любви и дружбы, готов был идти по трупам тех, кто его любил и уважал.
Произведение это патриотическое, в 3-й песне слышится преклонение поэта перед Петром 1, перед героизмом русских воинов.
Главные герои поэмы «Полтава»:
Василий Леонтьевич Кочубей, генеральный судья, богатый пан, владевший табунами коней, садами,
За справедливость и честность пользовался авторитетом у земляков. Счастливый отец, гордившийся красавицей дочерью. Старый пан задумал донести на Мазепу, чтобы отомстить за оскорбление. Его донос был правдой. Мазепа действительно задумал предательство. Кочубей человек мужественный. Стойко принявший казнь.
Мария, дочь Кочубея, девица на выданье. К ней сватаются самые завидные женихи Россиии и Украины, но она всем отказывает. Причину отказа все поняли, когда она сбежала к Мазепе. Мария была влюблена в старого гетмана. Мария своенравна и ревнива. Она не переживет, предательства своего старого любовника. Узнав, что по указанию Мазепы, которого Мария так сильно любила, был казнен ее отец, Мария сошла с ума.
Мать Марии и жена Кочубея. Смелая и отчаянная женщина, коли решилась придти в логово врага, чтобы повидать свою дочь и вымолить пощаду для мужа.
Гетман Мазепа. Мужчина в годах. Он стар. Он удручен годами. Крестный Марии. Он хитер. Он замыслил сговориться со шведским королем Карлом ХII. А сам прикинулся больным и немощным, чтобы обмануть тех, кто не одобрял его действий. Мазепа злобный мстительный. Мечтает отомстить Петру за то, что тот когда-то в порыве гнева оттаскал его за усы. Пушкин называет его изменником русского царя.
Искра – полтавский полковник, соратник Кочубея, бесстрашный воин. Был казнен вместе с Кочубеем, но также не склонил головы перед предателем.
Казак, влюбленный в Марию и страшно ревновавший к Мазепе. Пушкин не указывает имя этого казака, вероятно желая подчеркнуть, что это – тайный поклонник Марии. Этот казак и стал тайным орудием Кочубея. Но, судя по всему, ему не удалось довезти до Петра письмо о предательстве Мазепы. Этот казак пытался отомстить Мазепе за Марию и ее отца, но был убит. Умирая, он повторял имя любимой.
Филипп Орлик, генеральный писарь – правая рука Гетмана, жестокий и жадный.
Карл ХII — молодой шведский король, мальчик бойкой и отважный. Проиграв Петру Полтавскую битву, он позорно бежал с поля боя, бросив своих полководцев и солдат. Вместе с ним сбежал с Украины и Мазепа.
Петр 1 – император Всея Руси, по словам Мазепы – самодержавный великан.
Поэма заканчивается победой Петра и бегством его врагов. Отрицательные герои наказаны (пусть и не по заслугам). Кочубей и Искра похоронены согласно православному обряду. Имя предателя Мазепы предано анафеме.
«Полтава» — поэма А. С. Пушкина, написанная в 1828 году, и описывает Полтавскую битву. Давайте вместе вспомним главных героев «Полтава» Пушкина и их характеристики.
Главные герои «Полтава» Пушкин
- Мазепа, Иван Степанович — украинский гетман, главный герой поэмы Пушкина «Полтава». Это «крепкий старик», в которого влюбляетсяМария, дочь главного судьи Малороссии Кочубея.
- Кочубей, Василий Леонтьевич — украинский генеральный судья, антагонист гетмана Мазепы, казнённый им за переход на сторону Петра. Кочубей — отец главной героини поэмы, Марии.
- Любовь — жена Кочубея
- Мария Кочубей — главный женский персонаж поэмы Пушкина «Полтава», дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, возлюбленная гетмана Мазепы. (прототипом явилась дочь В. Л. Кочубея Матрёна)
- Пётр Великий — российский царь
- Карл XII — шведский король
Кто главный герой поэмы «Полтава» и почему?
В поэме А. С. Пушкина «Полтава» главным героем является украинский гетьман Иван Мазепа, в которого влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария. Главным героем гетьмана можно назвать потому, что все сюжетные линии сходятся в одну точку — к образу «мрачного» Мазепы.
Характеристика главных героев «Полтава»
Кочубей — антагонист Мазепы, бывший его сподвижник, перешедший на сторону Петра и казненный гетманом. Поэма Пушкина написана вослед «Мазепе» Дж. Г. Байрона, «Войнаровско-му» К. Ф. Рылеева; но это уже не байроническая поэма. Сквозь романтическую интригу (украинский гетман Мазепа берет в жены свою крестницу Марию Кочубей — вопреки воле родителей; отец мстит, донося Петру о государственной измене; донос пересылают гетману — К. приговорен, Мария сходит с ума) прорастает героический эпос, в ее пространстве появляется множество персонажей; естественно, это не может не сказаться на изображении главных героев.
Сюжет отводит К. (прототип — генеральный судья Малороссии петровских времен Василий Леонтьевич Кочубей) «служебную» роль отца, препятствующего «беззаконной» любви дочери. Но автор усложняет «рисунок» роли, постоянно подчеркивает силу, мощь, страстность характера К. Вместе с подручным Искрой тот доносит на Мазепу не из верности «долгу» (его «орлиный взор» давно уже проник в сердцевину «изменнических» помыслов гетмана, да тот и сам намекал на них К., пока они были заодно), но лишь из чувства мести. «Предприимчивая злоба» заставляет судью действовать. Месть становится смыслом его жизни; даже в темнице, в ночь перед казнью, он дерзко отвечает Орлику, пришедшему пытать его и требующему открыть тайну клада: «…но сохранил я клад последний, / Мой третий клад: святую месть. Ее готовлюсь Богу снесть».
Рядом е «мнимо-второстепенным» (а на деле — сомасштабным главному герою) К. — «настоящие» второстепенные персонажи: жена, что «злобой женскою полна» и действует заодно с мужем; молодой казак, что безнадежно влюблен в Марию и берется доставить донос в столицу империи. И жена, и казак движимы тем же чувством мести, что и К.; но их страсти слабее; их характеры мельче; по законам перспективы это не может не увеличивать объем фигуры самого К. По существу, в 1-й и 2-й частях он становится «полноценным» антагонистом Мазепы; в одной из последних «кочубеевских» сцен это подчеркнуто параллелью: украинская ночь — темница Кочубея и украинская ночь — темная душа Мазепы. Лишь после казни Искры и К., в 3-й части, на роль антагониста «заступает» Петр Великий, с чьим гением мужала «Россия молодая» и чья борьба с Мазепой будет начисто лишена «личных» мотивов.
Мазепа — главный герой, украинский гетман, «крепкий старик», в которого влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария.
Композиция «Полтавы» многофигурна, что соответствует ее двойственной жанровой природе (и романтическая новелла, и героический эпос). Но все сюжетные линии сходятся в одну точку — к образу «мрачного» Мазепы. После того как родители Марии отказывают ему в руке дочери, она бежит из дому; Кочубей вместе с женой замышляет месть; но донос, посланный им Петру, возвращается к М.; после того как отец гибнет на плахе, Мария сходит с ума. На любовную интригу наложена интрига политическая: М. медленно и скрытно, не поддаваясь на уговоры пылкого украинского юношества тотчас же выступить против Петра, вместе с иезуитом, Орликом, Булавиным готовит измену, ведет тайные переговоры со Швецией, Бахчисараем (турками), Варшавой, Очаковом; в конце концов вместе с Карлом терпит поражение на полтавском поле. Как герой новеллы, он (в 1-й и 2-й частях) противостоит Кочубею; как герой эпоса (в части 3-й) — Петру; и в том, и в другом случае он действует в соответствии со своим сильным характером — энергично, мстительно, властолюбиво. Впрочем, страсти, кипящие в сердце М., сокрыты от стороннего взгляда — ибо гетман стар, а значит — хитер, осторожен, тверд. (Пушкин сравнивает его с пылающим камнем.) А главное — он, в отличие от М. у Рылеева в поэме «Войнаровский», равнодушен ко всему (и к свободе, и к Отчизне), кроме власти. И хотя во время решительного объяснения, открывая любовнице план «измены» (часть 2-я), он клянется, что любит Марию «больше славы, больше власти», — это ложная клятва. В ночь перед казнью Кочубея он размышляет над спящей и ни о чем не ведающей Марией: «Кому судьбою / Волненья жизни суждены, / Тот стой один перед грозою, / Не призывай к себе жены».
Но в том и парадокс, что, теряя Марию, М. теряет некую незримую опору своей власти над судьбой, «житейский» источник своей политической силы; что, побеждая Кочубея, он заведомо обречен потерпеть поражение от Петра. Больше того и хуже того, становясь врагом русского царя, украинский гетман теряет самостоятельность, попадает в зависимость от слабого, безвольного Карла. Сила идет в услужение бессилию. И недаром после того, как М. с Карлом позорно бегут с полтавского поля и Пушкин «заставляет» их проехать мимо разоренного имения Кочубеев, в финальной сцене ему является Мария. Она безумна — и потому ее «детскими» устами вещает истина: «Я принимала за другого / Тебя, старик». В Петре, которого она видела на праздновании полтавской победы, она «опознала» идеального властителя, идеального «мужа брани», которого прежде видела в М.
Мария Кочубей — героиня поэмы, возлюбленная гетмана Мазепы, которую, вослед сложившейся литературной традиции, зовут иначе, чем «реальную» дочь «реального» судьи Кочубея, бежавшую от отца к Мазепе. Пушкин указывает на это «прозаическое» имя — Матрена — в примечаниях; оговорка важна — благодаря ей, с одной стороны, задается поэтическая дистанция между «грубой» историей и ее художественным образом, с другой — условный образ гордой любовницы опрокидывается в реальное историческое йространство.
Матрена Кочубей проходит как бы сквозь литературную призму — и является перед читателем типичной байронической героиней, хотя бы и украинизированной: свежей, «как вешний цвет», стройной, «как тополь» и, конечно, с грудью «белой, как пена». И наоборот, образ скромной, разумной, пылкой и наивной М., до конца 1-й части не догадывающейся о заговоре Мазепы — а до конца 2-й части не понимающей, что ее любовник замыслил казнить ее отца, — этот образ заранее спроецирован автором в «действительное» героическое прошлое. Героиня байронической поэмы готова в любую минуту стать персонажем эпоса.
Беспредельно наивной М. движет одно чувство — любовь. Сначала любовь к отцу; затем, после родительского отказа Мазепе и ночного бегства из дому, — любовь юной красавицы к старому» но мудрому и сильному «вождю». Любовь, не знающая никаких преград. Пушкин специально подчеркивает, что М. — крестная дочь Мазепы, а это делает их союз вдвойне беззаконным, вдвойне сомнительным: где-то на самой окраине смысла мерцает намек на «духовный инцест», некое подобие кровосмесительства. Даже о заговоре Мазепы против Петра она (в 1-й сцене 2-й части) узнает только потому, что рядом с любимым появляется некая Дульская (как выясняется, «всего лишь» агент политического заговора). Поняв, что речь идет не о любовной измене ей, а о гражданской измене Петру и России, М. тут же успокаивается — и мысленно примеряет корону на Мазепу: «Твоим сединам как пристанет / Корона царская!..» Под конец разговора замысливший неладное Мазепа испытывает любовницу и требует ответить, кого бы она выбрала, если бы пришлось, его или отца; та, поколебавшись, выбирает любовника. И — ни тени подозрения, ни проблеска догадки.
Живописуя героиню (вплоть до конца 2-й части) одной краской, Пушкин «заставляет» ее мирно почивать в ночь перед казнью. Эта романтическая наивность М. «удобна» автору с сюжетной точки зрения. Во-первых, Мазепе дана возможность поразмышлять о власти и любви над мирно спящей любовницей; во-вторых, достигается эффект внезапности, когда несчастная мать пробирается в опочивальню дочери и рассказывает ей о предстоящей казни отца, умоляя разжалобить Мазепу; в-третьих, именно потому, что М. ни о чем не ведает, она долго приходит в себя и еще дольше убеждается в правоте матери — упуская драгоценное время. Естественно, что, когда бедные женщины являются на место казни, отца уже нет в живых. Потрясенная М. бежит; погоня бесполезна.
И как первое бегство, из родительского дома, переключает образ М. в байронический регистр, так второе, из дома Мазепы, позволяет ей переместиться в пространство эпоса. Внезапно увидев, как страшна реальность и как коварна любовь, М. утрачивает смысл жизни — и вместе с ним разум. Она появляется в конце 3-й части, т. е. в финале поэмы, чтобы поневоле произнести страшный — и личный, и собственно исторический — приговор Мазепе, бежавшему с Карлом от мощи Петра. И после этого ей остается совершить последний переход — в вечное пространство народной памяти. Последние строки поэмы навсегда «прописывают» М. в песне седого бандуриста — и навсегда примиряют с покинутой ею жизнью.
Петр — российский император. «Петровская» тема естественно возникает в поэме. Романтический сюжет о «беззаконной любви» гетмана Мазепы и Марии Кочубей разворачивается на фоне эпохи, когда «Россия молодая / Мужала с гением Петра». Да и сама сюжетная коллизия (отец Марии судья Кочубей доносит русской власти на изменника Мазепу) невозможна без «косвенного» участия русского царя, без его жестокой ошибки (донос пересылают Мазепе, Кочубей гибнет, Мария сходит с ума).
И все-таки тема одно, а персонаж — другое. Пока сам П. остается в сюжетной тени, расстановка сил в поэме соответствует неписаным правилам лорда Байрона; антагонист Мазепы — оскорбленный отец Кочубей; основной конфликт — любовно-психологический и т. д. Но в последней, 3-й части Пушкин, описывая Полтавскую битву России с Карлом XII и Мазепой, вводит П. в состав действующих лиц. И сразу все пропорции меняются. Мазепа из любовного героя разом превращается в антагониста русского царя; Кочубей — перестает казаться неудачным антагонистом Мазепы и становится трагическим союзником победителя (пускай и отдавшего его на растерзание врагу, главное, что в конце концов признавшего свою ошибку!). Даже казавшиеся назойливыми и неоправданными оценочные эпитеты, которыми автор «награждал » изменника Мазепу, вдруг обретают художественно-идеологический смысл.
Как все остальные герои «Полтавы» (кроме слабого Карла, чьи психологические черты в «Медном всаднике» Пушкин перенесет на образ Александра I), П. наделен сильным характером; как всe они, не знает промежуточных состояний и если гневен, то гневен, если весел, то весел, а если добр, то добр. (Другое дело, что автор, описывая героя, садящегося на коня, использует оксюморон — «Лик его ужасен <…> Он прекрасен»; это лишь усиливает эффектность образа.) Но в отличие от остальных, П. одушевлен не местью (как Кочубей), не жаждой власти (как Мазепа), а высокой страстью государственного делания. Решение «сдать» Кочубея. Мазепе — трагическая ошибка, а не преступление; она не снижает образ П. Пушкин считает необходимым выстроить параллельные описания: Мазепа перед боем — Петр перед боем; Мазепа после казни Кочубея (т. е. после победы, одержанной над врагом) — Петр после победы над Карлом и Мазепой, пьющий за здоровье врагов. Это дает возможность подчеркнуть «качественное» различие между ними; для одного — власть орудие насилия, для другого — инструмент общегосударственного творчества. Сила П. — это мощь молодой империи, за которой (по Пушкину) — правда Истории; он связан со стихией рождающегося света («Горит восток зарею новой»), тогда как Мазепа— с ночной стихией (сцена перед казнью Кочубея). И потому П. в «Полтаве» — идеальный герой исторического эпоса.
Содержание:
Главные и второстепенные персонажи
При анализе стихотворения «Полтава» видно, что в нем несколько главных персонажей. Поэма раскрывает своих героев с разных сторон. Кроме того, что они занимаются политикой и строят интриги, каждый из них уделяет немало времени своей личной жизни. Это произведение кратко изучают в школах на уроках литературы в 9 классе. После изучения поэмы детям предлагают написать сочинение по ее сюжету.
В произведении Пушкина можно выделить несколько главных персонажей. К ним относятся:
- Иван Мазепа — украинский гетман. Он влюбился в свою крестницу Марию, дочь Кочубея. Одновременно с этим Мазепа проводит тайные переговоры со шведским королем и готовится предать Петра.
- Кочубей — отец Марии и соратник Мазепы. Он возненавидел украинского гетмана, когда тот увел у него родную дочь, поэтому принял сторону царя.
- Мария являлась дочерью Кочубея. Всю жизнь она отвергала поклонников. Девушка очень любит своих родителей и давно влюблена в Мазепу.
Кроме главных героев в поэме присутствуют второстепенные персонажи, которые также играют немаловажную роль. Их список:
- Жена Кочубея. Она испытывает большую неприязнь к Мазепе и возмущена его наглостью.
- Царь Петр. Умный, властный и сильный правитель, старающийся сделать жизнь своего народа лучше. Умелый политик действует только в интересах простых людей.
- Шведский король Карл. Автор представил читателям этого правителя как самовлюбленного эгоиста, который делает все ради своей выгоды. Он ошибочно думает, что сможет завоевать Россию, но не рассчитывает силы и терпит поражение.
Герои поэмы имеют свои положительные и отрицательные стороны. К такому выводу можно прийти, сделав анализ «Полтавы». Это произведение посвящено любви не только к родине, но и между людьми.
Краткое содержание
Кочубей был богатым человеком. В его владении были луга и поля. Но главное его богатство — это дочь. Много молодых людей приходило свататься к ней, но всех она отвергала. Этим и гордился отец. Однажды посвататься к Марии пришел гетман. Родители, конечно, выступили против их союза, аргументировав отказ тем, что он очень стар для их дочери. Только после побега Марии они осознали, насколько сильна ее любовь.
В былые времена Кочубей и Мазепа были верными друзьями и делились друг с другом самым сокровенным. Эта идиллия прекратилась в тот момент, когда Мазепа посягнул на самое сокровенное, что у того было. Кочубей пишет донос на врага Петру и отправляет свое сообщение с казаком.
Мазепа готовился к предательству Петра. Но царь доверял ему, поэтому лично рассказал о жалобе, которая ему поступила. После этого Мазепа требует, чтобы Кочубея немедленно казнили.
Когда дочь узнает, что ее отца нет в живых, она осознает, какой поступок совершила, ей становится стыдно за свое поведение. В это время возлюбленный девушки занимается государственными делами и не замечает молодую жену.
После того как царь узнает о предательстве Мазепы, он принимает решение предать его анафеме. Накануне вечером гетман ведет беседу с Орликом и говорит, что ошибся в Карле. Собеседник предложил ему снова стать на сторону Петра. Но Мазепа имел личную неприязнь к царю и просто мечтал ему отомстить.
Этой же ночью прошел бой между армией русского царя и войском Карла. Потерпев поражение, шведский король был вынужден бежать вместе с Мазепой.
После прочтения этой истории сразу становится понятно, кто главный герой «Полтавы» и почему. Только читатели могут решать, кто в поэме положительный персонаж, а кого можно назвать отрицательным.
Средства выразительности
Произведение «Полтава» относится к жанру лирики, так как в нем отражены чувства и настроение героев. Поэт использует различные литературные приемы, чтобы описать яркие события. В тексте присутствуют:
- эпитеты;
- метафоры;
- сравнения.
Кроме того, здесь присутствует олицетворение. Все эти методы описания придают поэме образность и дополняют ее яркими красками.
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
«Сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы, вот что увлекло меня», — писал А. С. Пушкин о «Полтаве». Diletant.media предлагает вспомнить исторических персонажей — героев поэмы великого поэта.
Мазепа
Государственный и политический деятель Украины Иван Мазепа родился на хуторе Каменцы под Белой Церковью в семье украинской шляхты. Год рождения его в точности неизвестен: 1629, 1633, 1639, 1644. В детстве Мазепа освоил езду верхом и владение саблей, изучал европейские науки, а со временем по настоянию матери поехал учиться в Киево-Могилянскую коллегию, которую в годы своего гетманства преобразовал в академию. Позже учился в Иезуитском коллегиуме в Варшаве.
Позже отец послал Ивана ко двору польского короля Яна II Казимира, где он состоял в числе «покоевых» дворян. Затем его как талантливого шляхтича направили в Западную Европу для завершения образования. Голландия, Франция, Германия, Италия расширили мировоззрение молодого человека. Он досконально изучил основы фортификации, пушечное дело и прочие науки. Мазепа был весьма просвещенным человеком для своего времени: владел, кроме украинского, русским, польским, латинским, немецким и итальянским языками, знал голландский, французский, татарский, хорошо разбирался в философии и истории, музыке и поэзии, писал стихи.
«Великий гетман казаков Иоганн Мазеппа». Западноевропейская гравюра начала XVIII века
В 1665 году, после смерти своего отца Адама-Степана Мазепы, Иван получил должность черниговского подчашего, которую с 1662 года вплоть до смерти занимал его отец. В 1669 году он поступил на службу к гетману Правобережной Украины Петру Дорошенко и дослужился до звания генерального писаря. В 1674 году Мазепа перешел к гетману Левобережной Украины Ивану Самойловичу. В 1682 — 1688 годах был генеральным есаулом, выполнял важные дипломатические поручения.
После неудачной Крымской кампании 1687 года Самойлович был смещен с поста гетмана и сослан в Сибирь. При поддержке со стороны фаворита царевны Софьи боярина Василия Голицина 4 августа 1687 года Ивана Мазепу избрали гетманом Левобережной Украины. Официально его титул именовался «гетман войска Запорожского обеих сторон Днепра». Мазепа был женат на богатой польской вдове, сам был одним из крупнейших землевладельцев на Украине.
Первоначальное название поэмы «Полтава» — «Мазепа»
Длительное время гетман был одним из ближайших сподвижников царя Петра I и много сделал для экономического подъема Левобережной Украины. За многочисленные заслуги перед Россией Мазепа (вторым в стране) был награжден высшей российской наградой — орденом Святого Андрея Первозванного.
Иван Мазепа принимал участие в кампании 1705 года против короля Швеции Карла XII в поддержку короля Польши Августа II, в то время союзника Петра I. В 1706 году он предпринял укрепление Печерской крепости в Киеве. В 1707 году, желая отторгнуть Украину от России, вступил в тайные переговоры с Карлом XII и новым польским королем Станиславом Лещинским. В 1708 году Мазепа заключил соглашение с королем Лещинским, обещая Польше Киев, Чернигов и Смоленск, для себя же он хотел получить титул князя и права на Витебск и Полоцк. В октябре 1708 года в Новгороде-Северском гетман открыто присоединился к противнику России в Северной войне шведскому королю Карлу XII. Позже на его сторону перешли еще около 3 тысяч запорожских казаков. В ответ Петр I ликвидировал ставку Мазепы, лишил его всех титулов и избрал нового гетмана, а 12 ноября 1708 года митрополит Киевский объявил Мазепе церковную анафему. В следующие месяцы многие из приверженцев экс-гетмана перешли на сторону россиян.
Таким образом, ко времени битвы под Полтавой Мазепа остался с горсткой верных ему людей. Его попытки вступить в переговоры о возвращении в русское подданство были отвергнуты царем. После разгрома шведов в Полтавском сражении Мазепа вместе со шведским королем бежал в турецкую крепость Бендеры, где и умер 8 сентября 1709 года. Тело Мазепы перевезли в Галац и похоронили в монастыре святого Георгия.
Кочубей
Василий Кочубей родился около 1640 года в богатой семье, владевшей огромными земельными наделами с крепостными крестьянами на Левобережной Украине. При гетмане Мазепе занимал высшие должности в гетманском уряде: генерального писаря в 1687 — 1699 годы, генерального судьи в 1699 — 1708 годы. В составе украинских казацких войск участвовал в Азовских походах. Узнав о тайных переговорах Мазепы со шведским королем Карлом XII и польским королем Станиславом Лещинским, целью которых было отделение Украины от России и подчинение ее власти Швеции и Польши, Кочубей несколько раз предупреждал Петра I о готовившейся измене.
Василий Кочубей
Царь, бесконечно доверяя Мазепе, счел сведения об его измене клеветой и выдал гетману бежавших в Россию Кочубея и его единомышленника полковника Искру, которые после пыток были казнены. Когда Петру стало известно о побеге Мазепы к Карлу XII, царь пришел в бешенство. В самые напряженные дни перед Полтавской битвой он непрерывно слал в Москву гонцов, торопя изготовить и доставить ему «орден Иуды» — огромную двенадцатифунтовую медаль с цепью. На ней был изображен повесившийся над рассыпанными сребрениками христопродавец со словами «Треклят сын погибельный Иуда еже за сребролюбие давится». После Полтавской победы князь Меншиков получил строжайший приказ догнать и схватить предателя, но выполнить его не сумел — Карл XII и Мазепа ускользнули от русских отрядов и бежали в Турцию. Желание казнить изменника было так велико, что вопреки своей обычной скупости Петр предлагал турецкому муфтию 300 тысяч талеров, если тот убедит султана выдать беглеца. Но сделка не состоялась, а Мазепа скончался естественной смертью, так и не отмеченный еще одним царским «орденом». Кочубей и Искра с почестями были похоронены в Киево-Печерской лавре.
26 июля 1708 года по приказу Мазепы Кочубей и Искра были казнены
Искра
Иван Искра был представителем казацкого рода Искр. Его дед, Яков Остряница, был гетманом, отец — полковником. Иван Иванович принадлежал к антигетманской оппозиции, которую возглавлял Василий Кочубей. В 1703 году он ушел с должности полковника Полтавского полка и удалился в свои имения.
Осенью 1708 года вместе с Кочубеем Искра написал донос Петру I на Мазепу, разоблачая гетмана как предателя, ведущего переговоры с польским и шведским монархами. Петр I казакам не поверил. «Лжедоносчики» были схвачены и привезены в Витебск, где их встретили Головкин и Шафиров, назначенные для розыска. После жестоких пыток Искра и Кочубей были вынуждены сказать, что оговорили гетмана по злобе. После этого за ложный донос их приговорили к смертной казни, отправив в село Борщаговку под Белой Церковью, где стоял лагерь Мазепы. Там новый допрос учинил Филипп Орлик. 26 июля 1708 года Кочубею и Искре отрубили головы.
Могила Кочубея и Искры возле Трапезной церкви Киево-Печерской лавры
Орлик
Филипп Орлик был обедневшим потомком литовско-белорусского шляхетского рода чешского происхождения. После окончания Киево-Могилянской академии некоторое время служил кафедральным писарем Киевской духовной консистории, а затем переехал в Полтаву, где работал при гетманской канцелярии.
В ноябре 1698 года Орлик женился на Анне, дочери полтавского полковника Павла Герцика. Это бракосочетание ввело способного канцеляриста в круг казацкой элиты и открыло ему путь к старшинской карьере. Уже через год Филипп Орлик был назначен на должность старшего писаря в гетманской военной канцелярии. В 1706 году он стал генеральным писарем Войска Запорожского и ближайшим помощником гетмана Мазепы. Подавшись вместе с Мазепой в эмиграцию, Орлик перенял после его смерти гетманство.
Филипп Орлик
В статусе законного обладателя Украины в изгнании, Филипп Орлик более 30 лет руководил политикой эмигрантского правительства. Целью гетмана было освобождение Украины от московской власти. Все это время он пытался выдвинуть украинский вопрос на международный форум и организовать антироссийскую коалицию европейских держав.
Умер Филипп Орлик в Яссах, не увидев осуществления своих мечтаний. На протяжении всей жизни он вел дневник, со страниц которого предстает образ чуткого, ласкового, хорошо воспитанного человека, с особым теплом относившегося к своей большой семье. В семье Орликов родилось 7 детей.
Орлик — автор правово документа — «Конституцiи Пилика Орлика»
Судьба семейства Орликов сложилась трагически. После 5-летнего пребывания в Бендерах, Орлик в 1714 году перебрался с семьей в Швецию, где жил до 1720 года. Затем переехал в Германию. Спасаясь от преследований царских агентов, в 1721 году спрятал жену и детей в разных монастырях в Бреславле, а сам жил инкогнито в Силезии и Польше, вынужден был искать безопасные страны. Вскоре семья прибыла в Краков.
Гетман решил вернуться под протекцию Оттоманской Порты. Попрощавшись с семьей, он в феврале 1722 года перешел турецкую границу под Хотином. С тех пор до конца жизни Филипп Орлик пребывал во владениях Турции, где был фактически интернирован.
Старший сын Орлика, Григорий, находился на военной службе в шведской и саксонской гвардиях. Впоследствии он продолжил дело отца. Кроме него, больше никого из своей семьи гетман до конца дней не видел. Двое младших сыновей умерли в детском возрасте. Старшая дочь Анастасия вышла замуж за участника российского похода Карла XII графа Иоганна Штейнфлихта. Рожденного от него сына назвала в честь деда Филиппом.
Войнаровский
Андрей Войнаровский — украинский казацкий старшина, крупный землевладелец, племянник гетмана Мазепы, его единомышленник и наследник. Год рождения Войнаровского неизвестен. Гетман Мазепа готовил племянника к политической карьере: Андрей учился в Киево-Могилянской академии, затем продолжил обучение в Германии.
Андрей Войнаровский
Как соратник Мазепы, Войнаровский вместе с гетманом перешел на сторону шведов во время Северной войны. В 1709 году, после Полтавского сражения, вместе с Мазепой и королем Швеции Карлом XII бежал в Бендеры, затем в Германию. Неоднократно подстрекал Турцию и Крымское ханство к войне с Россией.
В 1718 году Андрей Войнаровский был арестован в Гамбурге по требованию русского правительства и препровожден в Петербург. Вместе с семьей он был сослан в Якутск, где умер в 1740 году.
Войнаровский — герой одноименной историко-героической поэмы К. Ф. Рылеева
Мария
Матрена Кочубей — дочь генерального судьи Василия Кочубея, крестница и любовница Ивана Мазепы. Влюбившись в старика, она бежала к нему. Впоследствии Мазепа отослал Мотрю обратно, но, по выражению родителей, «очародействовал» ее так, что она не хотела жить с родителями, ругалась, плевала на них и металась, а с гетманом вела переписку. Однако впоследствии любовь охладела.
Матрена Кочубей
В 1707 году, несмотря на совет Мазепы подождать, ибо скоро Украина присоединится к Польше, Матрена Кочубей была выдана замуж за сына генерального судьи Василия Чуйкевича — Семена. Чуйкевичи вместе с Мазепой перешли к шведам и после Полтавской битвы были сосланы в Сибирь. Матрена же умерла на родине, в монастыре.
Николай Костомаров видел в ней «очень ограниченное женское существо». В поэме Пушкина «Полтава» Мотря Кочубей выведена под именем Марии.
Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/poltava/glavnye-geroi-harakteristika.html
- https://poetpushkin.ru/poemy/glavnye-geroi-poemy-poltava.html
- https://ktoikak.com/poltava-pushkin-glavnyie-geroi/
- https://nauka.club/literatura/glavnyе-geroi-poltava.html
- https://diletant.media/articles/25435671/