Содержание
- 1 Анализ стихотворения «Элегия (Безумных лет угасшее веселье)» Пушкина
- 2 Анализ стихотворения
- 3 История создания
- 4 Жанр, направление, размер
- 5 Смысл названия
- 6 Композиция
- 7 Образы и символы
- 8 Темы, проблемы и настроение
- 9 Главная мысль
- 10 Средства выразительности
- 11 История создания
- 12 Жанр, размер произведения
- 13 Композиция
- 14 Образы и символы произведения
- 15 Темы и проблемы произведения
- 16 Средства выразительности
- 17 Основная мысль
Анализ стихотворения «Элегия (Безумных лет угасшее веселье)» Пушкина
1830 г. был отмечен в судьбе Пушкина знаменитой Болдинской осенью. В этот период он ощутил огромный прилив творческого вдохновения, который выразился в огромном количестве прекрасных произведений. Одним из них стало «Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)». Оно написано в жанре философской лирики и посвящено размышлениям поэта над собственной жизнью.
В 1830 г. Пушкин подводил определенный жизненный итог. Он наконец-то получил положительный ответ от родителей Н. Гончаровой и готовился к свадьбе. Будущая семейная жизнь требовала самого серьезного отношения. Поэт уже не мог рисковать будущим своей семьи. Ему нужно было позаботиться о финансовом благополучии. Литературная деятельность должна была стать постоянным источником дохода. Политическая неблагонадежность также была препятствием. Пушкину нужно было впредь быть более осторожным в своих высказываниях.
Этими глубокими размышлениями проникнуто все стихотворение. Пушкин вспоминает «угасшее веселье» своей молодости. Он понимает, что к нему уже нет возврата. Впереди – серьезная жизнь семейного человека, который отвечает не только за себя, но и за свою семью. Поэту бесконечно грустно от осознания неотвратимости. Он пророчески замечает: «Мой путь уныл». Пушкина уже не радует предстоящая свадьба, так как она лишит его прежней свободы. Поэт сам позволит заковать себя в цепи общественного мнения и подчинится ему.
В то же время Пушкин заявляет, что не намерен сдаваться. Он принимает жизнь со всеми ее трудностями и волнениями. Поэт не теряет оптимизма, он верит, что наряду со страданиями будет испытывать новые наслаждения и победы. Предстоящая свадьба дает ему надежду начать новую жизнь. Пушкин чувствует в себя огромный запас нерастраченных творческих сил.
Очень характерно обращение лирического героя – «о други». Пушкин обращается не к любимой женщине и не ко всему обществу в целом, что было свойственно для романтизма. В тяжелой ситуации он может найти искреннюю поддержку и участие только в близких друзьях. Поэт прекрасно знал, что значит быть отвергнутым обществом. Поэтому он высоко ценил преданность тех, кто оставался ему верен.
Стихотворение «Элегия» — блестящий образец философской лирики Пушкина.
Анализ стихотворения
Элегия «Безумных лет угасшее веселье…» была написана в знаменитую болдинскую осень 1830 года, когда у поэта наблюдался творческий и душевный подъем. Под стихотворением стояла дата 8 сентября 1830 года.
Пушкин написал его, когда перешагнул порог своего тридцатилетия. Это – пора, расставания с юношескими идеалами и шалостями, когда, испробовав все «прелести бытия», человек становится мудрее, опытнее, и уже знает, чего он хочет от жизни.
К 30 годам Пушкин захотел, чтобы у него была семья, его интересовала история родной страны, и ее замечательные страницы он мечтал отразить в своем творчестве. В этом стихотворении словно звучит предчувствие близкой смерти. Он восклицает:
Это произведение лирико-философское, написано в жанре элегии. Поэт и название дает стихотворению, без лишних мудрствований – «Элегия», желая подчеркнуть тем самым минорное настроение этого лирического произведения.
История создания произведения
По дате написания исследователи пришли к выводу, что стихотворение было написано сразу после «Бесов». Обращает на себя внимание, что и в «Бесах», и в «Элегии» звучит мысль о поиске пути. Только в «Бесах» путники сбились с дороги в поле, а в «Элегии» речь идет о пути жизненном. В письме Дельвигу Пушкин сообщал:
Творческое вдохновение свидетельствовало о настрое душевном, что было следствием его любви к Наталье Николаевне. Любовь, как известно, будит творческую энергию, служит живительным источником вдохновения. Первая публикация этого произведения появилась в «Библиотеке для чтения» в 1834 году.
Композиция и построение стиха
Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье» состоит из двух строф. В первой строфе 6 стихов, во второй – 8. Написаны они пятистопным ямбом. Рифма парная, мужские рифмы чередуются с женскими. Композиция двухчастная. В первой звучит жалоба поэта, сожаление о прожитых годах. Вторая часть — более жизнеутверждающая, даже несколько пророческая. Пророчески звучат последние строки.
Тема и идея стихотворения
Тема и идея в этом стихотворении совпадают. Это размышление о жизни, подведение итогов прошедшей молодости, можно сказать, даже, что «Безумных лет угасшее веселье» – прощание с молодостью, взгляд в будущее.
Средства художественной выразительности.
В этом произведении поэт применил следующие средства художественной выразительности:
- метафоры: безумных (лет), угасшее (веселье), смутное (похмелье), печальный (закат); волнуемое (море);
- эпитеты – минувших (дней); прощальной (улыбкою);
- олицетворения: сулит (путь); блеснет (любовь).
- сравнения. Печаль минувших дней поэт сравнивает с вином. В этих строках он признается, что, чем старше он становится, тем сильнее сожалеет о прожитых днях.
В «Элегии» поэт применил противопоставления — печаль-веселье, жизнь-смерть, наслаждения-заботы. Эти антитезы глубже подчеркивают настроение автора.
В первой строфе встречается всего один глагол (сулит). Зато вторая часть наполнена глаголами, свидетельствующими о желании поэта жить и работать:
Жизнь только тогда и обретает настоящий вкус, только тогда начинаешь понимать и ценить ее, когда в ней есть не только радости, веселье, но и заботы, тревоги, печаль от потерь. Когда человек только развлекается и веселится, ему это в конце концов надоедает, как надоело пушкинскому герою Евгению Онегину.
Анализируя средства художественной выразительности, нельзя не обратить внимание на присутствие архаизмов: минувших, старе, грядущего, ведаю. Архаизмы несколько утяжеляют поэтический слог, делают его торжественно возвышенным. Символизмы, использованные поэтом, указывают на принадлежность этого стихотворения к романтическому направлению: бурное море, вино, похмелье, закат.
Если взглянуть на «Безумных лет угасшее веселье» с точки зрения фонетики, обращает на себя внимание преобладание сонорных согласных, которые придают стихотворению жизнеутверждающий настрой, несмотря на грусть в первых строчках.
Автор: · Опубликовано 01.10.2019 · Обновлено 01.10.2019
В творчестве А. С. Пушкина часто встречаются рассуждения о смысле жизни и быстротечности времени. » Элегия «, разбор которой Вам предлагает Многомудрый Литрекон, не является исключением. В этом стихотворении глубокомысленный читатель найдет поводы для раздумий.
История создания
Стихотворение А. С. Пушкина «Элегия» было опубликовано 8 сентября 1830 года. Поэт пишет данное произведение будучи уже немолодым, опытным творцом. Стихотворение относится к Болдинской осени, важному периоду в творчестве Пушкина.
В «Элегии» прослеживаются автобиографические черты. Поэт подводит некий итог уже прошедшим годам жизни, делает первые выводы и заглядывает в будущее.
Пушкин пишет данное стихотворение, находясь в Болдино, куда уезжает решить дела с наследством перед женитьбой на Наталье Гончаровой. Незадолго до отъезда женщина дала поэту долгожданное согласие. Пребывание в имении отца затянулось из-за эпидемии холеры. В течение трех месяцев Пушкин творит и переосмысляет жизнь перед судьбоносным шагом — свадьбой. Поэтому можно сделать вывод, что «Элегия» посвящена Наталье Гончаровой.
Жанр, направление, размер
По жанру данное стихотворение — элегия. Она относится к философской лирике. Пушкин поднимает проблемы быстротечности времени и анализирует ошибки прожитых лет.
Поэзию Александра Сергеевича делят на романтизм — раннее творчество, и реализм — поздний период. Данное стихотворение имеет романтические черты: грустный настрой, ностальгический тон, гордое сопротивление невзгодам и отсутствие светлых горизонтов впереди. Судьба безрадостна, и борьба с нею — это и есть жизнь. Для романтизма такая позиция вполне типична.
«Элегия» написана пятистопным ямбом с парной рифмой.
Смысл названия
Название стихотворения созвучно жанру. Оно определяет грустное настроение и предстоящую рефлексию. Пушкин уже в названии обращает внимание на то, что стихотворение будет проникнуто печалью.
Отчасти данное название иронично, ведь автор заранее уведомляет читателя о типичности содержимого и подтрунивает над своей грустью, как бы говоря: «Это всего лишь хандра, название и суть которой Вам уже известны».
Композиция
Композиционно стихотворение «Элегия» можно поделить на две части, у него довольно интересная структура. Особенность композиции заключается в антитезе смерти и жизни, первой и второй строфы:
- Первая наполнена грустным настроением и рассуждениями и прошлом. Поэт вспоминает безумные годы веселья — юность. Воспоминания с каждым годом становятся все тяжелее, как вино, «чем старе, тем сильней». Жизненный путь Пушкин называет унылым. Лирический герой пытается заглянуть в будущее. Но оно приносит лишь тоску. Герой чувствует отчаяние из-за приближающегося горя. Он видит смерть, и эта мысль тяготит его.
- Вторая часть построена на контрасте с первой. Антитеза: умирать- жить. Лирический герой не хочет умирать, он выбирает жизнь: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Под страданиями герой понимает тяжелый труд поэта, самоотверженность и критику общества. Но мир многообразен, поэтому на смену страданиям приходит наслаждение. Счастье для поэта — порыв гармонии, который спасает от отчаяния. В последних строках настроение лирического героя улучшается. Он надеется на взаимную любовь и счастье.
Образы и символы
Основные образы в стихотворении «Элегия» раскрывают внутренний мир автора:
- «Смутное похмелье» выражает состояние тупика, в котором пребывает лирический герой. Он находится в неком переходном состоянии — переосмыслении смысла жизни.
- Вино символизирует печаль героя. Она пьянит и заволакивает сознание туманом.
- Образ моря — неизвестность, страх перед будущим.
- Образ лирического героя весьма интересен и динамичен: сначала он вспоминает о бурной, но безотрадной юности, сожалеет и грустит о прошлом, но и в будущем не видит отрады. Это меланхолик, обуреваемый приступом хандры. Но затем он преображается и принимает свой крест. Не зря он хочет «мыслить и страдать», ведь одно неразрывно связано с другим. Герой, видимо, не раз испытывал горе от ума, но теперь он надеется познать не только муки пророка, но и наслаждение от любви. Заканчивается стихотворение почти оптимистично.
Темы, проблемы и настроение
Тематика и проблематика стихотворения «Элегия» весьма многозначительны и интересны даже для современного читателя:
- Основная тема стихотворения «Элегия» — подведение жизненных итогов. Герой оценивает прошлое и будущее, но приходит к мысли, что грядущий день дает основания для надежды на лучшее.
- Тема прошлого и будущего тоже занимает важное место в тексте, ведь все стихотворение построено на контрасте между смертью (тоской, унынием) и жизнью (надеждой, любовью).
- Еще одна тема — одиночество лирического героя. Он ощущает себя незначительной каплей в огромном море событий, но все же он верит в возможность любви и наслаждения, и эта вера подпитывает его любовь к жизни.
- Пушкин поднимает проблему быстротечности времени. Юность сменяется зрелым периодом, когда человек начинает анализировать свои поступки, в чем-то огорчается, но это помогает избежать ошибок в будущем.
- Проблема любви к жизни также отражена в «Элегии» Пушкина. Несмотря на страдания и потери, человек должен любить жизнь, в том числе и за то зло, которое она причиняет.
- Проблема поиска смысла жизни — основная в «Элегии». Жить нужно, чтобы «мыслить и страдать», а в пучине горестей находить наслаждение и тихую гавань любви. Словом, смысл бытие — борьба с судьбой и собой.
- Настроение представляет собой переход от грустного к радостному: после тоскливых размышлений о прошлом автор выражает надежду на изменение жизни в будущем.
Главная мысль
А.С. Пушкин вложил в «Элегию» особый смысл. При поиске истины жизни следует быть искренним перед самим собой, принимать проступки и самосовершенствоваться. В момент ощущения бесполезности своего существования стоит помнить, что данный момент переходный. Грусть сменится радостью и появится желание развиваться, нужно только любить жизнь и принимать ее во всем многообразии.
Основная идея «Элегии» Пушкина заключается в том, что, даже несмотря на прошлые обиды и утраты, нужно надеяться на лучшее и ждать от будущего не только страдания, но и наслаждения. Чему учит Пушкин? Конечно же, оптимизму и любви к жизни, которые помогают преодолевать любые препятствия.
Средства выразительности
Важной частью создания поэтического текста является употребление тропов. Пушкин использует художественные средства в стихотворении «Элегия», а именно:
- эпитеты (безумных лет, волнуемое море, закат печальный);
- антитезу — противопоставляет смерть и желание жить, печаль и радость;
- сравнения (как смутное похмелье).
- звукопись. «Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море» — например, в этом предложение автор сгущает твердые и резкие звуки и сочетания звуков («гр», «мор», «тр», «гор»), чтобы на уровне звука отразить тяжесть пути и мрачные предчувствия.
- поэт обращается к читателю: «О други», призывая обратить внимание на поднимаемую проблему бытия и быстротечности времени.
Таким образом, Пушкин подчеркивает существование судьбы и жизненных изменений, которые могут как печалить, так и радовать. Каждая тяжесть сменяется легкостью, минорность — мажорностью.
Автор: Мария Кондратьева
Творчество данного поэта всегда завораживает, поэтому полный анализ стихотворения «Элегия», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, поможет узнать еще одну страницу из жизни автора.
Содержание
История создания
Написано это стихотворение в особый период жизни поэта, который носил название Болдинской осени. Это уже не произведения юноши, полное мечтаний и грез. Данное стихотворение относится к зрелой лирике автора. Напечатано оно было в 1830 году 8 сентября.
Данное творение носит автобиографические черты, где Александр Сергеевич подводит своего рода итог прожитым годам, а так же строит некие планы на будущее.
Поэт готовится к серьезному шагу – женитьбе. Уехав решать семейные дела в Болдино, автор вынужден задержаться из-за вспышки холеры. Эти три месяца Пушкин проводит очень плодотворно, занимается творчеством. Одним из таких произведений и является «Элегия». Существует мнение, что стихотворение было посвящено избраннице Александра Сергеевича Наталье Гончаровой, с которой он планировал связать себя узами брака.
Жанр, размер произведения
Стихотворение относится к элегии, что не сложно понять по названию стихотворения. Это одна из разновидностей философской лирики – автор поднимает такие важные темы как: быстротечность времени и переоценку прожитых лет.
Хоть романтизм больше присущ ранней лирике Пушки, в стихотворении «Элегия» мы видим его черты.
Для написания автор выбрал пятистопный ямб, рифму использует парную.
Композиция
Композиционно это очень интересное стихотворение. Построена композиция на антитезе – в первой и второй строфе описывается жизнь и смерть.
Первая строфа представляет собой переосмысливание прожитых лет и подведение итогов. Поэт придается воспоминаниям о тех временах, когда он был окружен весельем. С каждым прожитым годом воспоминания становятся тяжелее, как груз прожитых лет опускается на плечи. Весь прожитый путь не приносит ему радости и удовлетворения. Он пытается угадать, что ждет его впереди, но будущее кажется ему совсем нерадостным.
Предчувствие какого-то несчастья, смерти начинает преследовать его.
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино,— печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Во второй строфе мы начинаем видеть антитезу жизни и смерти. Играя на контрасте, автор показывает цену жизни для его лирического героя. Он боится смерти и не хочет умирать.
Он готов и дальше нести свой тяжкий крест поэта, творить и быть непонятым, бороться за свободу слова и справедливость. Все это он предпочитает смерти.
В последних строках произведения мы можем видеть то, что настроение лирического героя становится намного лучше, он успокаивается и готов для новых влюбленностей и творений.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Название автор выбрал такое не зря, он изначально сообщает читателю, о чем будет произведение. Оно соответствует жанру и является своего рода анонсом содержания.
Образы и символы произведения
В роли лирического героя представлен сам автор, его внутренние переживания . Он придается воспоминаниям своих прожитых лет, вспоминает безудержное веселье, но не получает от этого никакого удовольствия. Ему жаль потраченные годы. Но и будущее не рисует радостной картины перед ним.
Автор хандрит, а вместе с ним хандрит и его лирический герой.
Но уже во второй части стихотворения он выбирает жизнь, со всеми ее горестями и радостями. Он готов страдать, творить, выслушивать критику. Лирический герой знает, что без страданий не бывает радости. Он готов открыть себя для новых чувств и для любви. Поэтому творец начинает практически оптимистично смотреть на будущее.
«Смутное похмелье» – этим выражением автор как нельзя лучше передает то состояние, в котором оказался лирический герой. Он переосмысливает смысл прожитых лет, анализирует ошибки и придается воспоминаниям.
В роли вина автор подразумевает печаль, которая точно так же опьяняет и затягивает.
Море – при помощи этого символа Александр Сергеевич показывает жизненные перемены, а так же страх перед неизвестным.
Темы и проблемы произведения
Основной темой стихотворения можно выделить оценку прожитых лет. Лирический герой придается воспоминаниям и подводит итоги прошлого. Он вспоминает шумное веселье и легкомыслие юности. Данные воспоминания не приносят ему удовлетворения, а еще больше вгоняют в тоску.
Попытки представить будущее так же изначально не приносят положительного результата. Но, начиная размышлять, герой приходит к выводу, что даже тяжелое будущее лучше смерти. Он готов бороться дальше и распахивает свою душу для новой любви.
Второй темой произведения выступает антитеза жизни и смерти. Вечная борьба, и вечный выбор. В роли смерти показывается уныние и тоска, на другой же чаше весов мы видим жизнь – надежду и любовь.
Александр Сергеевич поднимает тему того, насколько быстро проходит наша жизнь. Ведь только вчера он был легкомысленным юношей, а уже сегодня зрелый мужчина. Ко всему теперь он относится более осмысленно и начинает думать о дальнейших последствиях.
Ну и, конечно же, тема любви. Без неё наша жизнь не имела бы смысла. Пока человек любит – он живет и готов все к новым и новым вершинам.
Средства выразительности
В данном стихотворении автор использует эпитеты, для передачи более яркой картинки. Антитезу – благодаря контрасту хорошо видна разница между жизнью и смертью, унынием и радостью, одиночеством и любовью.
Сравнения – с их помощь Александр Сергеевич так же четче передает смысл произведения, делая его художественно ярким и запоминающимся.
Благодаря всем использованным средствам выразительности автор максимально четко и красиво передает смысл произведения, показывая, что во всем плохом всегда можно отыскать что-то хорошее.
Основная мысль
Основной мыслью произведения «Элегия» Александр Сергеевич выделяет то, что для поиска смысла жизни нужно оставаться честным. И в первую очередь честным необходимо быть с самим собой. Вспомнить ошибки прошлого и постараться их анализировать, чтобы не повторять в дальнейшем.
Когда нам кажется, что жизнь закончилась и руки опускаются сами собой, стоит вспомнить о том, что после дождя всегда выходит солнце. Так и в жизни, после любых жизненных неурядиц и проблем, всегда наступает радость. Все в жизни временно, и когда становится совсем тяжело, нужно понимать, что это просто такой период. Он пройдет и наступит белая полоса в жизни, появится снова желание жить и творить, а в сердце обязательно поселится новая любовь!
Рассылка «Перекличка вестников», выпуск № 52
Элегия Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино – печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть – на мой закат печальный Блеснёт любовь улыбкою прощальной. 1830 | Тринадцать строчек (из цикла «Полночные стихи») И наконец ты слово произнёс Не так, как те… что на одно колено – А так, как тот, кто вырвался из плена И видит сень священную берёз Сквозь радугу невольных слёз. И вкруг тебя запела тишина, И чистым солнцем сумрак озарился, И мир на миг один преобразился, И странно изменился вкус вина. И даже я, кому убийцей быть Божественного слова предстояло, Почти благоговейно замолчала, Чтоб жизнь благословенную продлить. 1963 | Памяти друга Вечерних туч над морем шла гряда, И золотисто-серыми столпами Стояла безграничная вода, Как небеса лежавшая пред нами. И ты сказал: «Послушай, где, когда Я прежде жил? Я странно болен – снами, Тоской о том, что прежде был я Бог… О, если б вновь обнять весь мир я мог!» Ты верил, что откликнется мгновенно В моей душе твой бред, твоя тоска, Как помню я усмешку, неизменно Твои уста кривившую слегка, Как эта скорбь и жажда – быть вселенной, Полями, морем, небом – мне близка! Как остро мы любили мир с тобою Любовью неразгаданной, слепою! Те радости и муки без причин, Та сладостная боль соприкасанья Душой со всем живущим, что один Ты разделял со мною, – нет названья, Нет имени для них, – и до седин Я донесу порывы воссозданья Своей любви, своих пленённых сил… А ты их вольной смертью погасил. И прав ли ты, не превозмогший тесной Судьбы своей и жребия творца, Лишённого гармонии небесной, И для чего я мучусь без конца В стремленье вновь дать некий вид телесный Чертам уж бестелесного лица, Зачем я этот вечер вспоминаю, Зачем ищу ничтожных слов, – не знаю. 1916 |
Выпуски близкие по теме: 91, 113, 117, 221, 227, 260, 276, 367, 396, 440, 471, 480, 517, 540, 544, 574, 649, 687, 730, 761, 784, 809, 817, 909, 926, 940, 998, 1033, 1333, 1375, 1400
Используемые источники:
- https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-elegiya/
- https://poetpushkin.ru/stihi/filosofskaya-lirika/bezumnyh-let-ugasshee-vesele-pushkin.html
- https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/elegiya-pushkin/
- https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/polnyj-analiz-stixotvoreniya-elegiya-a-s-pushkin.html
- https://lib.rmvoz.ru/pereklichka/052