Краткий анализ стихотворения «Погасло дневное светило…» по плану

Содержание

Автор: · Опубликовано 13.02.2020 · Обновлено 13.02.2020

Стихотворение «Погасло дневное светило» А.С. Пушкина занимает особое место в его раннем творчестве. Многомудрый Литрикон предлагает совершить разбор произведения, совершив анализ по плану.

История создания

Стихотворение «Погасло дневное светило» написано в период южной ссылки поэта. В 1820 г. за свои либеральные сочинения А.С. Пушкин был выслан из Петербурга: сначала его хотели отправить в Сибирь и заточить в монастыре, но за поэта вступились влиятельные друзья, и север сменили на юг. Едва добравшись до места службы, поэт отправляется в отпуск по болезни. Он вместе с семьей героя Отечественной войны 1812 года Н. Н. Раевского путешествует по Кавказу и Крыму. Новые пейзажи и новые люди вдохновляют поэта на создание романтических произведений (следует отметить, что во время странствий Пушкин увлекся дочерями Раевского — Екатериной и Марией).

Так, на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф Александр Сергеевич пишет элегию “Погасло дневное светило”, которая представила широкой публике Пушкина-романтика.

Кому посвящено стихотворение «Погасло дневное светило»? Существует несколько версий. Например, многие исследователи называют Екатерину Бакунину — сестру одного из лицейских друзей Пушкина, в которую тот был страстно влюблен еще в юности. Ее светлый образ он то и дело вспоминал в лирике до 1825 года. Еще одна версия посвящения связана с именем Авдотьи Голицыной, хозяйки литературного салона, где бывал Пушкин. В нее он тоже был влюблен, и взаимности не получил.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Погасло дневное светило» стало визитной карточкой его романтической лирики. Проведение принадлежит литературному направлению романтизм. Читатель может почувствовать отголоски творчества Байрона (услышать «нотки» прощальной песни Чайльд-Гарольда), которым страстно увлекался в те годы Пушкин, не зря поэт в подзаголовке называет стихотворение «Подражание Байрону».

Жанр лирического стихотворения – элегия, неслучайно каждая строфа наполнена печальными раздумьями о прошедшей молодости и разлуке с «туманной родиной» (Петербургом).

Разностопный ямб в сочетании с переплетением перекрёстной и кольцевой рифмы создают эффект разговорной речи, приводя читателя к ощущению непосредственной причастности к размышлениям автора. Данные приемы также превращают полотно стихотворения в волнующуюся гладь моря — как волны плавно перебегают друг в друга, так и мысли перетекают от одной к другой.

Композиция

Важную роль в понимании стихотворения «Погасло дневное светило» играет организация композиции. Произведение делится на 3 части, отделяемых друг от друга рефренами «Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

  1. Вступительная часть состоит из первых двух строк и служит своеобразной экспозицией, создавая основу для романтического пейзажа.
  2. Вторая часть изображает внутреннее состояние лирического героя, иллюстрируя воспоминания, надежды и мечты о «волшебном крае».
  3. В третей части происходит антитезийное развенчивание «будущих ожиданий» второй части. Здесь лирический герой вспоминает о радостных моментах «младости», нравоучительных ошибках и шрамах от «глубоких ран» неудачной любви. Стихотворение оканчивается рефреном, что символизирует непрерывный и неостановимый ход времени, с которым смиряется лирический герой, ведь кроме утрат молодости возможны и будущие радости.

Образы и символы

Главный образ в стихотворении – море, океан, по которому, как по жизненному пути, шумит послушное судьбе «ветрило», олицетворяющее автора. Океан, символизирующий судьбу, предстает угрюмым, грозным, ведь каждого человека пугает рок событий, над которым мы не властны, как над морской стихией.

Автор создает образ мечты — «берег отдаленный, земли полуденной волшебные края». Именно туда он стремится, поэтому призывает судьбу перенести его туда. Многие исследователи считают, что так невыездной поэт величал желанную эмиграцию из царской России.

Образ родины награжден эпитетами «печальная» и «туманная». Для поэта Россия была полна неизвестности, ведь царский гнев за его творчество мог в любой момент перерасти в ссылку или тюремное заключение. Кроме того, воспоминание о столице ассоциировалось с образом роковой красавицы, которая завладела всем его существом.

Лирическим героем произведения является непосредственно сам поэт. Именно его монолог-размышление слышит читатель в стихотворении. Морской пейзаж создает необходимый фон для передачи печального и созидательного настроя, отлично передавая стояние лирического героя.

Темы и проблемы

“Погасло дневное светило” отличает философская тематика, которая находит отражение в размышлениях о сути человеческого бытия. Казалось бы, на переднем плане находится тема природы, отражающееся в красочном пейзаже, тем не менее на протяжении всего произведения лейтмотивом звучит тема родины, печальные воспоминания о которой должны были отвернуть героя, но родные края всё равно притягивают автора, как местами поэтической и внутренней силы, так и корнями, связывающими его с друзьями и близкими. Поскольку произведение было написано в период ссылки поэта, здесь появляются скрытые политические мотивы. Одинокий морской путешественник изгнан из родного края, как и Пушкин из Петербурга, попавший в царскую опалу – «волнующийся угрюмый океан». Итак, подытожим:

  1. Тема любви. Автор вспоминает о возлюбленной, которая была к нему неблагосклонна, и тоскует по временам светлого увлечения.
  2. Тема родины. Лирический герой окружает Россию загадочным ореолом и говорит об угрозах, которые таят «печальные берега», где его оставила любовь.
  3. Тема природы. Морской пейзаж — аллегория жизни поэта, которая бросает его из стороны в сторону и ведет неизвестно куда.
  4. Тема мечты — лирический герой все же верит, что на другом берегу его ждет вожделенный край, где сбудутся желания.

Проблематика произведения “Погасло дневное светило” тесно связана с его основной идеей. В элегии поэт освещает проблему бытия и изгнания, согласно традициям романтизма, несколько преувеличивая и нагнетая их. Жанр элегии предполагает наличие печальных настроений. Лирический герой тяготится своим неопределенным положением и одиночеством в любви.

Основная идея

Главная мысль произведения “Погасло дневное светило” заключается в том, что естественные законы природы невозможно изменить, что «послушное ветрило» (человек) всегда и везде будет идти по «угрюмому океану» (жизненному пути), встречая радости и невзгоды по воле рока.

Смысл произведения “Погасло дневное светило” аллегорически закрыт в используемых образах морского пейзажа. На другом берегу героя ждет пленительная мечта. Видимо, поэт и вправду, как утверждают многие его биографы, хотел эмигрировать, ведь гнев царя его обидел. Поэтому он так обреченно описывает жизненный путь человека: он, как и морской путник, не решает, куда держать путь. За него все определяется судьбой или волей монарха.

Средства выразительности

Жанру элегии свойственен возвышенный поэтический слог, поэт создает это с помощью таких тропов, как архаизмы: ветрило, пределы, брега, младость, хладное, наперсницы, златыя, и перифраз: дневное светило (солнце), наперсницы порочных заблуждений, питомцы наслаждений.

Для создания такого сложного с точки зрения системы поэтических образов произведения Пушкин использует обилие художественных выразительных средств:

  1. Эпитеты создают емкие и красочные определения для пейзажа и лирического героя: послушное ветрило, угрюмый океан, берег отдаленный, земля полуденная, волшебные края, мечта знакомая, брега печальные…
  2. Олицетворения «отцвела младость» и «душа кипит и замирает» привнося динамику в описание чувств героя.
  3. Аллитерация и звукопись («Шуми, шуми, послушное ветрило») добавляет реалистичности и оживляет пейзаж в глазах читателя.
  4. Метафоры поэтично обрамляют идеи произведения и хорошо интерпретируют стихотворение: «легкокрылая мне изменила радость», «питомцы наслаждений».

Автор: Камилла Зялалетдинова

“Погасло дневное светило” – это прекрасное подражание Байрону, эта романтическая элегия занимает особое место в творческом наследии Пушкина. Краткий анализ “Погасло дневное светило” по плану можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения материала. Этот разбор содержит всю необходимую информацию о произведении.

+

analiz-stihotvoreniya-pogaslo-dnevnoe-svetilo-pushkina-45874.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Погасло дневное светило.

История создания – элегия написана по впечатлениям морского путешествия из Керчи в Гурзуф в 1820 году. Пушкин впервые видел море, и оно заворожило его.

Тема стихотворения – ощущения изгнанника, который вынужден оставить любимую родину.

Композиция – трехчастная, части отделены друг от друга рефреном. В первой всего две строки, вторая описывает состояние героя, который, с одной стороны, тоскует о родных краях, с другой – надеется на исцеление, которое ему подарят волшебные южные земли.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – разностопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“послушное ветрило”, “угрюмый океан”, “берег отдаленный”, “земля полуденная”, “волшебные края”, “мечта знакомая”, “брега печальные”, “туманная родина”, “потерянная младость”, “легкокрылая радость”, “сердце хладное”, “весна златая”.

Метафоры“мечта летает”, “летает корабль”, “младость отцвела”.

Инверсии“земля полуденная”, “туман вечерний”, “пределы дальние”.

План

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр
  5. Средства выразительности
  • Тест по стихотворению

История создания

Молодой поэт совершил путешенствие в Крым с семьей Раевских. Он произвел на него неизгладимое впечатление. Именно там Пушкин впервые увидел море, которому впоследствии посвятил немало стихотворений. Но “Погасло дневное светило” стало одним из лучших. Вот какова его история создания: поэт вместе с Раевскими плыл на корабле из Керчи в Гурзуф, это было ночное путешествие. Море было спокойным, но Пушкин, выдерживая традицию, сгущает краски, рассказывая о бушующем океане”. Стихотворение написано в августе 1820 года.

Поездка с Раевскими подарила поэту вдохновение и успокоение, но он все же продолжал чувствовать себя изгнанником – такое настроение ощущается и в созданном им стихотворении. Оплакивая рано ушедшую молодость, Пушкин грустил о жизни, которая могла бы у него быть, в то же время понимая, что все внешние обстоятельства, даже неблагоприятные, формируют его как творца.

Тема

Главная тема – невеселые размышления лирического героя, связанные с потерей возможности посещать родные края. Он – изгнанник, который тоскует за родными местами, гонимый не зависящими от него. Таков основной смысл произведения.

Композиция

Элегия разделена на три части самим поэтом – он использует для этого двустрочный рефрен.

Первая часть необходима для создания романтической обстановки, в ней есть песенные мотивы.

Вторая часть посвящена эмоциональному состоянию лирического героя, который оплакивает молодость и покинутую родину, с которой были связаны все чаяния его жизни. В то же время стих показывает его надежду на то, что волшебные южные земли помогут ему исцелиться от этой тоски.

В третьей части прошлое, с которым у лирического героя связано много воспоминаний, противопоставляется неизвестному будущему. Но в итоге он принимает свою судьбу, смиряется с жизненными обстоятельствами и принимает их.

Жанр

Определит жанр несложно. Это романтическая элегия, подражание байроновским произведениям – в молодости Пушкин был очень увлечен творчеством этого английского поэта. В то же время, в отличие от отстраненного прощания Чайлд-Гарольда (образу которого явно подражает лирический герой), эмоциональный настрой пушкинского произведения гораздо ярче.

Произведение написано разностопным ямбом с чередованием мужской и женской рифмы. Эти приемы, а также чередующаяся рифмовка (кольцевая и перекрестная) делают стихотворение более близким к обычной речи. Таким образом Пушкин показывает, что проблема, поставленная в произведении, является общечеловеческой.

В этом философском стихотворении поэт ставит проблему изгнания и, следуя романтической традиции, несколько преувеличивает ее.

Средства выразительности

Возвышенный слог, сочетающийся с ясностью и простотой мысли, делает “Погасло дневное светило” совершенным с точки зрения художественных средств. Пушкин использует в элегии следующие средства выразительности:

  • Эпитеты “послушное ветрило”, “угрюмый океан”, “берег отдаленный”, “земля полуденная”, “волшебные края”, “мечта знакомая”, “брега печальные”, “туманная родина”, “потерянная младость”, “легкокрылая радость”, “сердце хладное”, “весна златая”.
  • Метафоры “мечта летает”, “летает корабль”, “младость отцвела”.
  • Инверсии “земля полуденная”, “туман вечерний”, “пределы дальние”.

Также поэт использует устаревшие слова, создавая таким образом возвышенный слог. Для этого используются и перифразы.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году написано стихотворение «Погасло дневное светило»?</h3>

    • <label>1820 г.</label>
    • <label>1821 г.</label>
    • <label>1828 г.</label>
    • <label>1830 г.</label>

(новая вкладка)

1. История создания

Стихотворение «Погасло дневное светило….» было написано в 1820 году, в период южной ссылки.

18 августа друзья взяли Пушкина в морское путешествие по Крыму. Во время плавания, на борту корабля, и было создано это произведение.

В нём поэт размышляет о превратностях судьбы, разлучившей его с милыми сердцу людьми, о воспоминаниях любви и рано ушедшей юношеской беззаботности.

2. Литературное направление

Стихотворение выдержано в духе романтизма. На это прямо указывает подзаголовок «Подражание Байрону».

Герой-романтик, образ моря как проявление слепой стихийной воли, поэтика вечного странствия, конфликт человека и общества – все эти отличительные признаки романтического произведения явно присутствуют в тексте.

3. Род

Данное произведение принадлежит к лирическому роду.

4. Жанр

По жанру оно представляет собой элегию.

Мотивы расставания с близкими, печали, робости перед будущим подчёркивают элегический характер размышлений героя.

5. Проблематика

Основная проблема, затронутая в произведении, — человек и воля судьбы.

Противопоставляя лирического героя мятежной морской стихии, Пушкин подчёркивает одиночество героя, делающее его уязвимым и одновременно сильным.

6. Тематика

Автор затрагивает такие привычные для поэтов-романтиков темы, как:

  • одиночество,
  • разлука с близкими,
  • воспоминание о прошедшей любви,
  • тоска по утраченной молодости,
  • неясность будущего,
  • разочарование,
  • поиск новых целей и идеалов.

7. Идея

Основная идея стихотворения состоит в том, что человек всю жизнь находится в странствии между прошлым и будущим. Его томят воспоминания о том, что уже потеряно, и пугают неясные образы будущего.

Корабль, несущий поэта по волнующемуся житейскому морю, плывёт в туманных сумерках, и путь его ещё не ясен.

Не без горечи, с большим трудом, но всё же лирический герой оставляет заблуждения прошлого. Он чувствует, что для него начинается новая жизнь, не похожая на жизнь обычных людей, и приветствует её приход.

8. Пафос

Пафос стихотворения – жизнеутверждение, побеждающее трудности.

Каким бы туманным ни казался путь во мгле, нужно смело плыть вперёд, рассекая килем мятежные волны. Жизнь – бесконечное движение, и пока шумит парус, есть смысл стремиться к новым горизонтам.

9. Система образов

Содержание произведения задают образы бушующего моря и отважного корабля, которые несут в себе семантику переменчивой, полной сложностей жизни и веры человека в собственные силы.

«Ветрило», к которому обращается поэт, — это парус. Он назван «послушным». Значит, лирический герой уверенно правит судном.

А вот морская стихия изначально ему неподвластна, но и её можно преодолеть.

Пространство стихотворения разделено на две плоскости: высшую (ту, где погасло солнце — «дневное светило» — и где трепещет парус) и низшую («волнуйся подо мной»). Такой «расстановкой» образов поэт стремится показать своё превосходство над трудностями. Его не пугают волны, он призывает ветер перемен сильнее дуть в его паруса.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем стихотворения является лирический герой (сам автор).

Он отправляется в плавание по житейскому морю и вспоминает тех, кто был ему дорог, а также тех, с кем расстался без сожаления.

Ситуация странствия обостряет тоску по первым и лёгкость прощания со вторыми. Герой яснее сознаёт истинные жизненные ценности.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения – странник. Одновременно он является и кормчим, ведь ветрило ему послушно.

Поэт не желает быть праздным пассажиром на корабле – он сам намерен вести своё судно сквозь туман.

12. Сюжет

Сюжет произведения описывает путь одинокого корабля по бушующему морю.

В первой части говорится о том, что волны несут героя к новым желанным берегам, которые волнуют его прелестью молодой мечты, вызывая воспоминания о лучших годах жизни.

Вторая часть содержит в себе сожаление о том, что берега дорогой сердцу поэта родины теперь от него далеко и он не найдёт в родной стране приюта и понимания.

Третья часть посвящена теме забвения. Поэт говорит, что забыл обольщения молодости, и они больше не волнуют его, но внезапно признаётся, что раны сердца болят от этого не меньше.

Значит, тоска по родине томит его по-прежнему. Несмотря на это, он будет плыть дальше, туда, куда несут его волны судьбы.

13. Композиция

Линейная композиция стихотворения делится на три части.

  • Первая часть посвящена воспоминаниям о прошлом,
  • вторая описывает настоящее,
  • а в третьей заключена мысль о будущем.

Композиционная структура полностью подчинена авторскому замыслу.

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворение написано разностопным ямбом.

Женские и мужские рифмы чередуются.

Используется перекрёстный (АВАВ) и параллельный (ААВВ) способ рифмовки.

15. Художественное своеобразие произведения

С помощью ассонансов с «у» и «ы» поэт передаёт ощущение бури.

Аллитерации с «р», «с», «з, «ш» напоминают свист ветра, скрип корабельных мачт, хлёсткий шум накатывающих волн.

Как в лермонтовском «Парусе», где мачта «гнётся и скрипит», корабль под креном преодолевает мятежный морской простор, и музыка внутреннего смятения блестяще передана Пушкиным.

Синтаксическим средством создания образа являются рефрены, которые повторяются в начале каждой из трёх частей: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

Внутри строф имеются анафоры («я вспомнил», «я вас бежал», «и вы забыты»).

Высокую патетику стихотворения передают обращения и риторические восклицания, предложения с длинными рядами однородных членов.

Лексика высокого стиля с элементами архаики («ветрило» вместо «парус», «дневное светило» вместо «солнце») отсылают читателя к античному архетипу Орфея, плывущего по морю на дельфине, настраивают на высокий лад.

16. Средства художественной выразительности

В тексте стихотворения встречаются эпитеты: «угрюмый океан», «волшебные края», «по грозной прихоти», «томительный обман», «легкокрылая радость», с помощью которых поэт описывает состояние лирического героя.

Олицетворения («пал туман», «шуми, ветрило», «волнуйся, океан», «душа кипит и замирает», «мечта… летает», «мне изменила радость» и другие) оживляют текст, делая его динамичным, помогают острее почувствовать конфликт героя и окружающих его неблагоприятных обстоятельств.

Метафорические образы океана как жизненного пути, ветрила – как независимости, «пределов дальних» — как будущего выходят на уровень философских символов и заставляют видеть в стихотворении пророческие аллегории.

17. Значение произведения

Значение данного стихотворения состоит в том, что оно выражает состояние внутренней раздвоенности человека, находящегося на перекрёстке жизненных дорог.

Прощаясь со своим прошлым, он ещё не знает, что ждёт его в будущем и видит перед собой океан житейских страстей. Необходимо мужество, чтобы выстоять в поединке с морской стихией.

«Угрюмый океан» разочарований и тоски не должен смущать того, кто отправляется «к пределам дальним», ведь жизнь полна испытаний, которых не избежать. Важно понять и принять это, а затем двигаться дальше.

18. Актуальность

Состояние выбора, одно из самых трудных для каждого человека, присутствует в нашей жизни повсеместно.

Актуальность пушкинского стихотворения заключена в самом обращении к теме духовного распутья. Каким бы трудным ни казался выбор, нужно оставить заблуждения прошлого и жить, сохраняя в сердце память о тех, кто действительно дорог.

19. Моё отношение

Меня впечатлили грозные морские пейзажи, описанные Пушкиным в стихотворении «Погасло дневное светило».

Воображение рисует высокие морские валы, бурю и молнию. Не каждый корабль уцелеет в подобном плавании. Можно только посочувствовать жизненным трудностям, которые описал поэт с помощью столь ярких метафор.

Ему было нелегко находиться вдали от единомышленников, от горячо любимых им Москвы и Петербурга, в 21 год не иметь возможности делать и говорить то, что хочется.

Пушкин уже чувствовал, что его судьба складывается не так, как это бывает у обычных людей, но не пытался уйти от её ударов. Меня восхищает мужество, с которым поэт принимает будущее, повторяя: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

20. Чему учит

Стихотворение «Погасло дневное светило» учит стойкости и терпению.

Жизненные трудности неизбежны, сожаления о прошлом, сомнения и утраты – тоже. Важно сохранить веру в близость заветных берегов и уверенно идти к ним сквозь житейский туман.

Человек не должен пасовать перед трудностями, как бы горько и одиноко ему ни было.

Автор: · 18.08.2018

Знакомая многим элегия Пушкина «Погасло дневное светило» открывает цикл крымских элегий, в который также вошли «Редеет облаков летучая гряда…» «Кто видел край, где роскошью природы…», «Простишь ли мне ревнивые мечты» и так далее. Кроме того она является отправной точкой романтического периода в творчестве поэта.

История создания

В 1820 году Пушкин за излишне вольнодумные стихотворения был приговорен к ссылке в Сибирь. Но, благодаря его друзьям, наказание смягчили, и, вместо северного плена, поэта перевели на юг в кишиневскую канцелярию.

Немногим позже Пушкин тяжело заболевает, и его друзья Раевские забирают его с собой в путешествие на Кавказ и в Крым, чтобы ускорить выздоровление поэта. 18 августа 1820 года они отбывают в Гурзуф на корабле. Во время этого плавания автор и пишет элегию «Погасло дневное светило».

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Погасло дневное светило» — философская элегия. Оно представляет собой грустные размышления лирического героя о прощании с родными берегами, с рано ушедшей молодостью, с любимыми друзьями.

Элегия излюбленный жанр поэтов-романтиков, в том числе и Байрона, творчество которого Пушкин очень любил. Александр Сергеевич даже пишет в подзаголовке: «Подражание Байрону». Таким образом, «Погасло дневное светило» — образец романтической лирики.

Стихотворение «Погасло дневное светило» зиждется на разностопном ямбе с перекрестной рифмой.

Композиция

Благодаря рефрену (повтору) элегия условно делится на три части.

  1. Первая часть состоит из двух строк и служит своеобразным введением, создающим романтическую атмосферу;
  2. Во второй части лирический герой думает о покинутой родине, вспоминает волнующее прошлое, которое оставляет вместе с родным берегом, но, в то же время, надеется на счастливое будущее в новых местах;
  3. Третья часть — противопоставление желания сбежать из родных краев и воспоминаний, которые так важны для лирического героя. В этой части в последних двух строках перед рефреном также подводится итог стихотворения.

Образы и символы

Основным образом элегии является корабль, несущий лирического героя к новым берегам. Сам корабль является символом новых устремлений героя к неведомому и побег от прошлого. Второй яркий образ – угрюмый океан, который может рассматриваться как символ грусти, мучающей героя, или же поток неприятных событий, окружающих его.

Оба эти образа передают атмосферу грусти, тоски и тревоги, которыми поглощен лирический герой, и в то же время, образ корабля, несущего героя к новым берегам, дает надежду на что-то новое, что-то лучшее, что ожидает его впереди.

Состояние лирического героя столь же неоднозначно, как и окружающий его пейзаж. Он томим тоской и ностальгией, но в то же время вера в лучшее будущее его не покидает.

Темы и настроение

Стихотворение представляет собой философские рассуждения лирического героя, покинувшего родные края и мчащегося навстречу новым берегам, а также связанные с этими рассуждениями чувства. Значит, основная тема – это изгнание, которое уносит человека в неизвестность и отрывает его от родного очага.

Конечно, Пушкин пишет о герое, который сам бежит от старых тревог к чему-то новому, но все же тоскует по родине и боится неожиданных перемен. Однако, упоминание добровольного побега героя – это, скорее, дань романтической традиции, сам же Пушкин был изгнанником, сосланным за вольнодумство. Он плыл не по «угрюмому океану», а по спокойному Черному морю, но плыл он к незнакомым землям и к неизвестному будущему. Оба этих образа служат созданию все той же романтической атмосферы. У читателя создается печальное, но в то же время мечтательное настроение. Вдруг там, за горизонтом, человека ожидают перемены к лучшему?

Соответственно, мы видим и тему надежды. Герой верит, что будущее еще может вознаградить его за разлуку с родным домом. Быть может, судьба будет поласковее с ним в новой стороне.

Кроме того, ощущается тема привязанности к родному дому. Дом – это не место, это храм воспоминаний, где мы всегда находим тайный уголок для серьезных дум. Уют родного края ничем не заменить, потому что прошлое неисправимо. То, что человек родом откуда-то, уже не исправить, и к лучшему, ведь каждый из нас должен иметь свою тихую гавань для ностальгии. Даже несмотря на то, что герой был обманут и покинут в отчизне, чувствуется, что всегда будет помнить о ней.

Основная идея

Смысл стихотворения выражается в последних строках перед рефреном. Лирический герой понимает, что его жизнь необратимо изменилась, но он готов принять и неизвестность будущего, и свое прошлое. При этом его любовь, которую он оставил позади, не может быть забыта, так как она не подвластна времени и обстоятельствам.

Главная мысль стихотворения указывает на необходимость принятия своей судьбы. Поэт повидал на своем веку много несправедливости, бед и разочарований, но это не мешает ему с улыбкой смотреть в будущее, с норовом препираться с бушующей стихией. Он еще готов побороться за свое счастье. При этом он отдает себе отчет в том, что с ним произошло, принимает это, извлекает необходимые уроки и идет дальше, не зацикливаясь на зле. Да, раны не излечены, но и измен с обидами он не припоминает.

Средства художественной выразительности

В стихотворении Пушкин использует сочетание простой и ясной речи и возвышенного слога. Возвышенный слог выражается в частом использовании старославянизмов (например, ветрило, упоенный, брега) и перифраза (например, дневное светило вместо солнца). Возвышенный слог служит созданию и углублению романтической атмосферы, но, при условии его наличия, элегия все же проста для понимания, благодаря умению поэта грамотно сочетать обыденную речь и архаизмы.

Пушкин использует множество метафор, служащих для создания атмосферы: угрюмый океан, знакомая мечта, потерянная младость и так далее. Эпитеты автор тоже не обошел стороной: радость у него легкокрылая, заблуждения его порочны, а моря обманчивы.

Автор: Анастасия Лозенко

Анализ элегии «Погасло дневное светило…» нельзя проводить, не зная обстоятельств, при которых было создано произведение. 

Исследователи выделяют период южной ссылки в жизни поэта, с 1820 по 1824 годы, и называют его расцветом романтизма в лирике А. С. Пушкина, начало которому положила указанная элегия.

История создания

Пушкин, по мнению царствующего самодержца Александра I, наводнил Россию возмутительными стихами. За свою вольнолюбивую лирику поэт был отправлен в изгнание, правда, ссылку в Сибирь заменили высылкой на юг России (в Кишинев, под присмотр генерала Инзова).

Прибыв к месту назначения, Пушкин, искупавшись в холодной воде, тяжело заболевает. Встреча с семьей Раевских обрадовала поэта. Они зовут его подлечиться на минеральных источниках, и поэт охотно соглашается на путешествие по Крыму и Кавказу (генерал Инзов, по-отечески относившийся к опальному поэту, был не против). 

18 августа 1820 г. Пушкин вместе с Александром Раевским направляется в Гурзуф на военном бриге «Мингрелия». Он чувствует себя изгнанником. По дороге, на палубе корабля, из-под его пера появляются печальные строки.

Жанр и направление

Элегия «Погасло дневное светило…» ознаменовало новый этап в жизни и творчестве А. С. Пушкина. 

Дикая природа Кавказа и Крыма, оторванность от друзей, чувство изгнанничества — все это способствует развитию романтического мироощущения. 

Поэты-романтики, из которых Пушкин особенно выделял Байрона, отдавали предпочтение в лирике балладам и элегиям. В жанре философской элегии написано и стихотворение А. С. Пушкина.

Композиция

В композиции элегии четко прослеживается три части:

  1. В начале идет пейзажная зарисовка, создающая грустное настроение.

  2. Далее воспоминания о юности, ранней любви, о покинутой родине — о том, что герою кажется отжитым, но все равно держит его с небывалою силою.

  3. И в конце — надежды на новое счастье в волшебной стране.

Трижды повторяется рефрен, разделяющий части элегии.

Тема и идея стихотворения

А. С. Пушкин пишет о том, что его герой добровольно бежит в южные земли («волшебные края»), однако сам поэт был изгнанником, высланным за свободомыслие, и он тяжело переносил свое положение: неизвестность страшила его.

Лирический герой стремится к новому, но в то же время тоскует по родине. Так проявляется характерное для романтиков двоемирие.

Символом устремленности к новым берегам является корабль, «угрюмый океан» же передает внутреннее состояние героя-романтика: жизненные невзгоды, которые испытал лирический герой, а также его страхи и сомнения. Он хотел бы распрощаться с «брегами печальными»

Повтор строк (анафора) «Я вас бежал …», «И вы забыты мной…» должен убедить читателя в том, что к прошлому возврата нет.

Однако главная мысль элегии выражена в последнем предложении, которое противопоставлено всему сказанному:

«…Но прежних сердца ран,

Глубоких ран любви, ничто не излечило…».

Таким образом, лирический герой принимает свою судьбу: он не отказывается от прошлого, хотя его помыслы, надежды связаны уже с новыми жизненными обстоятельствами. Нельзя вычеркнуть из памяти «безумную любовь», даже если она принесла боль. При этом герой не желает вспоминать обиды и измены.

Идея стихотворения звучит жизнеутверждающе: нужно жить, не помня плохое и веря в будущее.

Стихотворный размер и ритм

Короткие всплески волн за кормой сменяются длинными спокойными волнами, как и строчки элегии, навевают печальные мысли о покинутой родине и в то же время выражают надежду на лучшее будущее в южных краях. 

Звуковые впечатления передают разностопные строки с перемежающимся стихотворным размером, что позволяет слышать внутренний монолог персонажа, его неторопливые раздумья о прошлом и о том, что его ждет впереди:

  1. «По-гас-ло днев-но-е све-ти-ло…» — трехстопный амфибрахий — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на второй слог.

  2. «Шу-ми, шу-ми, по-слуш-но-е вет-ри-ло…» — четырехстопный ямб — двусложная стопа, в котором первый слог безударный, второй — ударный.

Также поэт использует разные способы рифмовки стиха, что позволяет донести неспешные мысли романтического героя:

  • перекрестную: светило — ветрило, туман — океан — abab;

  • кольцевую: отдаленный — упоенный, края — стремлюся я — abba;

  • парную:собой — душой, младыя — златыя -aabb.

Средства художественной выразительности

Образ одинокого героя-романтика, атмосферу грозной стихии создать помогают:

  • эпитеты«брегам печальным», «минутные друзья», «безумную любовь», «томительный обман», «туманной родины», «глубокие раны» и др.;

  • метафоры«вечерний пал туман», «в бурях отцвела… младость», «глубоких ран любви», «душа кипит и замирает», «чувства разгорались» и др.;

  • олицетворения«волнуйся…угрюмый океан», «послушное ветрило», «по грозной прихоти обманчивых морей» и др.

Также можно указать перифраз«дневное светило» (солнце).

Синтаксис сложный: длинные сложные предложения, многоточия, обращения позволяют слышать неспешные думы героя. Многочисленные инверсии выделяют главное («море синее», «брегам печальным», «музы нежные» и др.). Анафоры и многочисленные повторы концентрируют мысль на важном.

Читать текст нужно не торопясь, строки звучат торжественно: старославянские слова и написания («отдаленный», «упоенный», «в очах», «брега», «хладное», «отечески», «младые», «златыя» и др.) не затрудняют восприятие стихотворения. 

В элегии гармонично сочетаются нейтральная лексика и архаичные конструкции.

Еще тесты

Читайте также

Стихи с наступающим годом Быка — большая подборка стихотворенийCтихи для 2 лет про Новый Год — сборник простых стихотворенийПрикольные стихи на Новый Год — большая подборка новогодних стиховCтихи на новый год смешные — подборка весёлых стихотворений

Используемые источники:

  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/pogaslo-dnevnoe-svetilo-pushkin/
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/pogaslo-dnevnoe-svetilo.html
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pogaslo-dnevnoe-svetilo-po-planu/
  • https://literaguru.ru/analiz-stihotvoreniya-pogaslo-dnevnoe-svetilo-a-s-pushkin/
  • https://nauka.club/literatura/stikhi/pogaslo-dnevnoe-svetilo.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт