Выбор жизненного пути в картине Васнецова «Витязь на распутье»

«Витязь на распутье» — результат многолетнего труда художника Виктора Васнецова. В этой картине сосредоточены сомнения героя и страх перед неизведанным будущим. В этой статье мы осветим предысторию написания самой известной работы Виктора Михайловича, рассмотрим подробно её детали, а также ознакомимся с вариантами сочинений по картине Васнецова «Витязь на распутье» для школьников.

Содержание

Предыстория создания картины

Работа над «Витязем» заняла у художника порядка пятнадцати лет. Его «Предтечей» можно считать картину Виктора Михайловича «Воин в шлеме с кольчужкой», написанную им в 1877 году. В 1878 г. она была продана частному лицу. Сейчас «Воин» находится в Художественном музее Серпухова.

Вдохновением для создания работ о богатырях послужила старинная русская былина «Илья Муромец и разбойники», с сюжета которой Васнецов писал свои полотна. С той поры художник практически всё свое творчество посвящает именно теме былин и сказаний.

В 1878 году положительные отзывы о картине «Витязь на распутье» стали дополнительным толчком и стимулом для написания еще одной её версии. Вскоре была написана вторая картина. Теперь Васнецов увеличивает масштаб, рисуя на холсте большего размера, добавляет цвета и некоторые дополнительные детали. Фигура богатыря становится более монументальной и мощной, а сам дух картины еще сильнее погружает зрителя в состояние напряжения и трагизма.

Второй «Витязь» был продан меценату Савве Мамонтову, с которым Васнецов имел дружеские отношения. В наши дни вторая версия картины находится в Петербургском Государственном русском музее.

Детали и атмосфера

kamen-211x300.jpgПервоначально автор задумывал нарисовать «Витязя на распутье» лицом к зрителю. Однако позже Васнецов поменял решение, сделав акцент не на ключевом персонаже, а на его смятении и трудности выбора пути. Эта работа не похожа на предыдущие полотна Васнецова. Если ранее в его творчестве присутствовали сказочные мотивы с легким сюжетом, то теперь оно наполнено тревогой и безысходностью. Сама атмосфера, которую изображает автор, мрачная и безрадостная. И даже конь, верный спутник витязя, стоит с поникшей головой – голодный, уставший и обессиленный после череды кровавых и безжалостных сражений.

На камне, преградившему путь всаднику, начертана всего одна надпись, которая означает: «прямо пойдешь – живым не бывать!» Всё пропитано духом смерти и возможной скорой кончины самого богатыря. Даже предзакатное небо словно символизирует приближение финала и рокового исхода. Дилемма, возникшая у героя, не позволяет ему скоро принять решение: вернуться назад и спастись или погибнуть, сражаясь за родину?

Сама картина написана в мрачных тонах, где нет ни луча радости. К слову, на первых эскизах Виктора Михайловича были изображены пути, как бы дающие призрачный шанс. Но позже Васнецов отказался от этой затеи, не оставив и тени надежды. Воин готов сражаться за Русь и стоять до конца, даже если впереди его ждет погибель… Но какой же внутренней борьбы стоит сделать этот выбор!

На картине присутствуют вороны. Эти птицы – зловещее предзнаменование. Двое воронов находятся на земле, а третий пролетает над полем. По правую сторону от нашего всадника лежат человеческий череп и останки коня – всё, что осталось от некогда бравого воина и его верного спутника, давно погибших на этом месте.

Отдельное внимание заслуживает и копье, которое воин держит в руке. На полотне изображено пехотное копье, то есть предназначенное для пеших воинов. Всадники же вооружались конным. Примечательно, что в предыдущих этюдах не было такой особенности. Искусствоведы спорят и по сей день: что же автор хотел этим донести до зрителя? Ошибся или сознательно допустил такую историческую неточность? Возможно, всадник готов в любой момент потерять своего коня, и поэтому в его руке именно пехотное копье.

Варианты кратких сочинений на тему «Витязь на распутье»

Сочинения для 4 класса

Вариант 1 сочинения по картине «Витязь на распутье» Васнецова

Васнецов – знаменитый русский художник. Ему нравились былины о русских богатырях. Под вдохновением от таких произведений он написал множество картин о воинах. Самая известная – это «Витязь на распутье». Здесь изображен Илья Муромец – это самый могучий из всех русских воинов. Мы не видим его лица, но по его позе и облику можно понять, что Илья задумчив и грустен. Конь всадника тоже поник, как и его хозяин.

Муромец смотрит на камень-«вещун», на котором написано, что его ждет смерть. Витязь понимает, что идет на погибель и что ему суждено сложить свою голову на поле брани.

Цвета картины мрачные и темные. Это создает ощущение беспокойства и тревоги. Закат на фоне означает и скорый конец жизни богатыря. На поле лежат скелеты и останки людей, которые умерли в борьбе с врагом. Над погибшими воинами летает черный и мрачный ворон.

Илья Муромец понимает, что пути назад нет, а дальше его ожидает смерть. Но хочется надеяться, что мужественность и храбрость героя спасут его от погибели в очередной раз, и он останется жив.

Вариант 2 сочинения по картине Васнецова «Витязь на распутье»

Васнецов В.М. – известный русский художник, который писал на сказочные и былинные темы. Он автор картин «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке» и других. Но его самой лучшей и трудной работой считается «Витязь на распутье».

Сюжет картины Васнецова очень тревожный и нерадостный. Воин и его конь стоят напротив камня, похожего на надгробный камень. На нем написано предсказание, что по прямому пути всадника ждет смерть. Воину тяжело принять решение, идти дальше или свернуть назад. Поэтому его образ такой печальный.

Под облаками кружит черный ворон, а на самом поле лежат скелеты убитых воинов и их верных коней. Само небо спокойное и безмятежное. Возможно, это означает, что надежда на хорошее еще есть, и витязь вернется со следующей битвы живым и невредимым.

Сочинение для 6 классаВаснецов «Витязь на распутье»: план и сочинение

План.

1. Былины в творчестве Васнецова;

2. Описание картины;

3. Фон и символы;

4. Мое мнение о «Витязе на распутье».

В.М. Васнецов является одним из самых самобытных художников нашей страны. Многие свои работы он посвятил теме былин и сказаний. Самыми удачными образами в его картинах можно назвать русских богатырей – всесильных и могучих.

На полотне «Витязь на распутье» изображен русский воин на своем белом скакуне. Их фигуры задумчивы и грустны. Перед ними – камень, который «обещает» верную смерть героям. На воине кольчуга, копье, щит и булава. Он готов к новому сражению, но ему трудно дается это решение. Акцент в картине сделан на проблеме выбора: идти вперед или же вернуться домой?

А над полем зловеще кружит ворон в поисках новой добычи. Здесь больше нет никого живого, ни человека, ни зверя. Только плотоядные птицы и скелеты воинов, сложивших здесь свои головы. Само небо словно замерло на время перед очередной великой бойней, где нашему богатырю суждено или выжить, или доблестно погибнуть.

Мне нравится картина Васнецова «Витязь на распутье». Здесь показана отвага и храбрость человека, который пойдет до конца, невзирая на страх перед смертью. Но очень хотелось бы верить, что он будет жив, и что от его руки погибнет много врагов, напавших на Матушку-Русь.

Смотрите также vratar-1-165x110.jpg«Вратарь» Григорьева — яркий мир детства с сдержанных тонах.«Всё в прошлом» картина как напоминание – ничто не вечно«Бабушкин сад» Поленова – дух истории«Неравный брак» – история картины Пукирева

Мрачное раздумье

Работе над картиной «Витязь на распутье» Виктор Михайлович посвятил пятнадцать лет. В отличие от большинства других работ Васнецова – светлых, завораживающих, по-доброму сказочных – эта картина вызывает совсем иные чувства. В центре полотна расположен могучий богатырь на крепком коне. Он полностью готов к бою, и вооружен булавой, копьем, луком и крепким щитом. От вражеских стрел и ударов холодным оружием витязь защищен крепкой кольчугой и шлемом.

Видно, что воина одолели мрачные думы, склонившие его голову вниз. Состояние задумчивости, бессилие перед неизбежным усиливает опущенное к земле копье, а также верный боевой конь с понурой головой.

Сочинения

Познакомившись на уроке с работами Васнецова, мы можем сделать выводы, что это был былинный живописец. Он создал множество картин на тему легенд, сказок и былин, используя разнообразных персонажей. Были среди них и богатыри, которым художник Васнецов посвящает целый цикл своих картин, назвав его Богатыри. Открывается этот цикл картиной Витязь на распутье. Это полотно Васнецов написал в 1882 году, и с его помощью художник выразил свое видение жизни. А сегодня в своем сочинении по картине Васнецова Витязь на распутье, я с помощью репродукции полотна художника, сделаю описание картины.

Витязь на распутье краткое описание картины

Кого же изобразил на картине Витязь на распутье Васнецов? Рассматривая репродукцию картины, не трудно догадаться, кого именно художник изображает в своей работе. Конечно же это всеми любимый сказочный персонаж — витязь. Это центральная фигура картины. Богатырь хорошо подготовился к поездке. Он одет в кольчугу, хорошо вооружен, имеется щит и шлем. Витязь сидит на боевой лошади. Наверное они долго шли по неизведанной дороге, и вот среди огромного поля, они наткнулись на большой камень. Да не просто камень. Это указатель с предупреждением. Ведь в нем говорится, что если поехать прямо, то можно лишиться жизни, другие же надписи с годами поистерлись. И стоит теперь задумавшись витязь на распутье. Скорее всего, в его голове уйма размышлений, и он не знает, как ему быть дальше. А тут еще нагнетает обстановку ворон, у камня валяются человеческие кости, да и вдалеке другие камни, подобно могилам, не радуют витязя.

Читайте также:  Топик по английскому «Моя ежедневная еда» (My Everyday Meals)

Пейзаж на картине Васнецова в темных, серых и зеленых оттенках, что делает окружающую действительность мрачной, и добавляет опасности. Смотришь на картину и хочется продолжить рассказ о том, что не остановит витязя злосчастный камень. Ведь такие герои не сдаются и преодолевают любые препятствия. А значит, поскачет витязь на лошади, и обязательно уничтожит врагов, спасая Русь от злых сил.

История картины

Образы богатырей манили Васнецова еще с детства, поэтому начиная свой творческий путь, художник часто делал наброски картин, где героями выступали былинные герои. И вот, обращаясь к истории создания картины Витязь на распутье, необходимо упомянуть о том, что еще в двадцать лет Васнецов задумал создать подобную работу. Но что-то не шло. Более десяти лет работал над картиной художник. Дополнял, изменял, и впервые представил картину широкой аудитории в 1878 году. Однако, знакомый вариант Витязя на распутье появился лишь в 1882 году, став подарком художника меценату Савве Мамонтову.

Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье»

А какую оценку поставите вы?

Непростой выбор

Причиной подобного состояния является мрачного вида камень, на котором начертано предостережение: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Подобная надпись явно не оставляет воину никакого выбора. По его амуниции понятно, что он должен выполнить какое-то важное боевое задание, и не может повернуть назад. Он осознает, что впереди его ждет верная смерть, и мысленно собирается с силами, чтобы как можно дороже отдать свою жизнь. Крепкий, сильный воин не хочет погибать раньше времени, но честь и достоинство для него превыше всего.

«Витязь на распутье» — 6 класс (описание)

Вариант 1

В.И. Васнецов, самобытный художник, чутко понимающий глубокую русскую душу, и творящий, вдохновленный фольклором и богатой историей родной страны. Сказочные образы могучих славянских богатырей, особо удачно выходили из-под его кисти.

Передо мной картина «Князь на распутье». В центре полотна стройная и могучая фигура князя верхом на своем добром белоснежном скакуне. Задумавшийся лирический герой, склонил прикручинившись буйную головушку, перед ним стоит непростая дилемма – выбрать свой, путь свою судьбу. Блестит кольчуга и шлем в заходящих лучах солнца, опущено мощное острое копье, каленый щит с луком и стрелами висят за спиной силача, да тяжелая булава заткнута за пояс.

Огромный каменный валун, поросший густым зеленым мхом, испещренный старославянскими письменами, указывает путнику дорогу, да только не сулит не этот путь путешественнику добра – предвещает страшную гибель, осмелившемуся двинутся этой дорогой.

Скакун богатыря, трясет гривой, тревожно фыркает, словно отговаривает своего хозяина от гиблой затеи.

Атмосфера вокруг настораживающая, подернутая беспокойством и тревогой.

В вечернем небе плывут темно-синие грозовые облака, сгущаются сумерки. В чистом поле не зверя ни дома доброго человека. Лишь черные вороны-стервятники вьются над камнем и белыми костями человека и лошади. Омытые дождями, скалятся черепа и смотрят пустыми глазницами в сумеречное темнеющее небо.

Темнеет горизонт, на многие мили раскинулось мрачное, безмолвное широкое поле. Тянутся минуты, приближая неизбежное. И вот уже воображение рисует, как бесстрашный витязь, дернув своего верного коня за поводья, направит его навстречу злому року.

Живописный сюжет творения Васнецова завораживает своей сказочностью, трагизмом, верой в торжество добра над злом и тьмой.

Читайте также:  Сочинение-описание картины Без вести пропавший 1946 Горского

Вариант 2 (подробно)

План:

  1. Васнецов — былинный живописец.
  2. Описание картины:
  • витязь на белом коне;
  • камень-предсказатель;
  • зловещее поле;
  1. Задний план (природа).
  2. Мое отношение к картине.

Виктор Михайлович Васнецов всем известен не только как сказочный живописец, но и былинный сказитель, который передает нам не словом, а с помощью художественных образов предания старины глубокой, дошедшие до нас через века.

Теме былин и легенд художник посвятил много полотен. Среди них наиболее известная — «Богатыри». А открывает этот богатырский цикл картина «Витязь на распутье», которую Васнецов писал на протяжении пятнадцати лет. Это одна из философских работ живописца, которая призывает зрителя не только к созерцанию, но и размышлению. Причем к размышлению не только о судьбе героя, но и о более глубинных, вечных проблемах добра и зла, справедливости и коварства, проблеме выбора дальнейшего жизненного пути, которые тревожат, наверное, каждого человека.

На переднем плане изображен древнерусский витязь на белом коне, который остановился в поле у огромного камня с высеченной на нем надписью. Всадник повернут к нам спиной, поэтому мы не видим его лица. Богатырь одет в боевые доспехи. Он готов даже к неожиданной встрече с противником. На нем блестящий железный шлем, длинная кольчуга, усиленная металлическими пластинами на спине и, должно быть, на груди.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

За спиной — большой тяжелый круглый щит. На поясе на широком ремне прикреплен кожаный коричневый колчан, украшенный металлическими декоративными накладками. Колчан полон стрел. С боку висит массивная булава. В правой руке витязь держит длинное острое копье на красном древке. Оно опущено острием вниз, слегка согнутая рука богатыря слабо его сжимает — воин спокоен и уверен в себе. На ногах у него высокие светло-зеленые сапоги с позолоченным кантом по верху голенища.

Путник, верно, очень долго ехал и устал. Его крепкое тело сейчас расслаблено, а плечи опущены. Всадник не торопил своего коня по широкому полю: в стремена вставлены лишь кончики его сапог. На закате дня он наткнулся на вещий камень на дорожной развилке. Искал ли он этот указатель или нет — не известно. Но надпись на нем заставила его остановиться и глубоко задуматься. Богатырь слегка склонил голову, опустил поводья у коня. Вслед за хозяином свою голову опустил и белый скакун, словно и он принимает непростое решение. Его длинная лохматая грива свисает почти до земли.

Богатырский конь под стать самому витязю: крепкий, холеный, с густой гривой, шелковистым хвостом, с мощными ногами, которые твёрдо ступают по земле, а в случае необходимости быстро домчат седока туда, куда тот прикажет. А сейчас он покорно и терпеливо стоит, ждёт решения своего хозяина.

Поле, по которому едет былинный герой, — не возделанная плодородная нива, радующая глаз. Это зловещее безжизненное пространство, на котором растет небольшими островками горькая полынь-трава. Поле усыпано большими серыми валунами. Один из таких валунов,

вырастающих из-под земли, — вещий камень, перед которым и остановился витязь. На его плоской стороне выбиты слова-предсказания для всех, кто решит продолжить свой путь дальше. Он настолько древний, что потемнел от времени и покрылся мхом, который скрыл часть слов.

В сказках и былинах обычно говорится о трех дорогах, которые предлагаются на выбор путнику. Однако на своем полотне художник решил отступить от этого важного момента. Этим приемом он зрительно усилил тревожный сюжет картины, оставил былинного героя без альтернативы выбора пути, ведь на камне можно различить лишь эти слова:

«Как прямо ехать — живу не бывати.

Нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному…».

Значит, других дорог здесь нет. Что ищет витязь в этом заброшенном краю? Какую дорогу и судьбу выберет: вперед или отступит назад? Если вперед, то что его там ждет? Почти сразу за камнем твердая земля превращается в зыбкую болотистую почву. В перспективе нет ничего, что могло бы вселить отрадную надежду. Только сгущающийся сумрак, пробирающий душу холод и неизвестность надвигаются на героя. Есть узенькая тропинка, которая уходит влево, петляя между валунами. Она ведет неведомо куда и постепенно растворяется. Про неё ничего не говорит вещий камень. Третьей дороги, как положено в сказках, нет.

Читайте также:  Конспект занятия «Салават Юлаев — национальный герой Республики Башкортостан»

Гнетущее ощущение складывается от местности, в которую заехал богатырь. По полю разбросаны кости людей и животных. А прямо перед камнем мы видим черепа человека и лошади. Видимо, немало было смельчаков, решившихся в свое время переступить рубеж, на котором стоит камень-вещун, но предсказание для них сбылось слишком быстро. Вот и кружат над полем черные вороны в ожидании новой добычи.

На поле ложится вечерняя мгла. Тревожное желтоватое небо темнеет. Узкая темная свинцовая туча растянулась вдоль линии горизонта. Солнце уже почти село. Его последние отблески, как зарево, полыхают вдали над одним из высоких мрачных холмов.

По своему эмоциональному настрою эта картина производит тягостное, безрадостное впечатление. Наверное, в жизни каждого человека бывают такие непростые моменты, когда нужно решиться на определенный выбор дальнейшего пути. Кто-то принимает решение двигаться вперед, несмотря ни на что. А кто-то повернет назад, испугавшись неизвестности.

Но русские богатыри никогда не искали легких путей. Витязь на белом коне знает, что ему придется столкнуться с немалыми трудностями, и не случайно он в полной боевой готовности. Я думаю, что он не отступит, не свернет с прямого пути и с честью выйдет из любого сражения.

Популярные сочинения

Виктор Васнецов
Витязь на распутье. 1882
Холст, масло. 167 × 308 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
(инв.Ж-4214)
 Медиафайлы на Викискладе

«Витязь на распутье» — картина Виктора Васнецова.

История

Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов с младшего брата Аполлинария пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».

В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.

Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.

Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет:

На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии.

Критик Стасов похвалил картину.

В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.

К былинной теме Васнецов также обращался в ранней акварели «Богатырь» (1870) и более поздних картинах «Богатыри» (1898) и «Богатырский скок» (1914)

Картины написаны маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Первая версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее.

Варианты

Исследователи творчества Васнецова приводят следующий список вариантов картины[1].

Год Илл. Название Размер, техника Местонахождение Примечание
1877 (?) Витязь на распутье Холст, масло.

99х160

неизвестно Был на выставке картин Союза русских художников в Строгановском училище в Москве с 22 декабря 1903 до 8 января 1904 года. Напечатан в ее каталоге с пометкой «вариант». Предположительно, именно это самый первый вариант картины 1877 года
Витязь на распутье Холст, масло Первый вариант картины. Был на VI Передвижной выставке 1878 года. По списку Моргуновых — нахождение неизвестно
Витязь на распутье

(эскиз)

Холст, масло неизвестно Находился в собрании С. С. Боткина в Петербурге, напечатан в журнале «Мир искусства», т. 1, 1899, стр. 3[1].
1878 Витязь на распутье Холст, масло

79 × 147 

Серпуховский историко-художественный музей Отсутствует в списке Моргуновых
1882 Витязь на распутье Холст, масло.

167, 299

ГРМ
Витязь на распутье Холст, масло.

87х150

Коллекция профессора П. М. Горшкова, Ленинград (на 1961 год) Эскиз или повторение итоговой картины
1882 Витязь на распутье

(эскиз)

Холст, масло.

69х106

Дом-музей В. М. Васнецова
1919 Витязь на распутье Холст, масло.

85х146

Собрание И. И. Дедова, Москва (по данным на 1961 год) Повторение итоговой картины, но в ином колорите. Внизу справа подпись «В. Васнецовъ 1919»
1919 Витязь на распутье Холст, масло.

98х176,5

Екатеринбургский музей изобразительных искусств Авторское повторение[2]
1920 Витязь на распутье Холст, масло.

58,5х106

Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси Внизу справа подпись: В. Васнецов 1920

В культуре

Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника на Введенском кладбище[3].

В 2013 году в честь 165-летия со дня рождения Виктора Васнецова поисковая система Яндекс на главной странице сделала специальный логотип по мотивам картины «Витязь на распутье»[4].

См. также

Примечания

  1. 12Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Васнецов. М.: Искусство, 1961. С. 416
  2. Екатеринбургский музей изобразительных искусств — Витязь на распутье
  3. Могила художника Виктора Васнецова (неопр.). Архивировано 1 декабря 2012 года.
  4. Google и «Яндекс» отметили логотипами 165-летие Васнецова

Ссылки

  • «Витязь на распутье» на портале «Виртуальный Русский музей»
  • Интерактивный вид зала с картиной «Витязь на распутье» в «Виртуальном туре по Русскому музею»
  • Витязь на распутье (неопр.). Архивировано 29 августа 2007 года.
РаботыВиктора Васнецова
  • С квартиры на квартиру (1876)
  • Ковёр-самолёт (1880)
  • Алёнушка (1881)
  • Три царевны подземного царства (1881)
  • Витязь на распутье (1882)
  • Иван-царевич на Сером Волке (1889)
  • Крещение Руси (1890)
  • Гамаюн, птица вещая (1897)
  • Богатыри (1881—1898)
  • Встреча Олега с кудесником (1899)
  • Призвание варягов (1909)
  • Баба-Яга (1917)

Эта страница в последний раз была отредактирована 3 ноября 2020 в 12:29.

Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем – куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался. Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.

История создания

Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.

Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году — представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.

В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.

Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.

Описание и анализ

На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.

Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.

На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей – «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?

И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.

Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.

Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?

Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.

Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.

Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.

Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.

В 2013 году поисковая система Яндекс разместила на своей главной странице логотип, выполненный по мотивам картины «Витязь на распутье», приурочив это к 165-й годовщине со дня рождения Виктора Васнецова.

</span>Картины6032308 Января 2015В. Васнецов «Витязь на распутье»

Русский богатырь остановился в глубоком раздумье посреди болотистой равнины перед камнем-предсказателем – куда держать путь-дорогу? Его могучий конь понуро опустил голову к земле и как будто бы тоже задумался. Усыпанное человеческими останками поле смерти, зловещие вороны на фоне закатного неба и надпись, гласящая «кто прямо поедет, жизнь потеряет…» вызывают у зрителя тревожные мысли и предвкушение трагического конца.

История создания

Работу над картиной «Витязь на распутье» Васнецов начал в 1870-х годах с небольшого эскиза “Витязь на коне и в кольчуге». Сюжет будущего произведения родился под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». Васнецов писал полотно почти пятнадцать лет, параллельно работая над другими холстами.

Картина была окончена в 1877 году, а в 1878 году — представлена на шестой выставке художников-передвижников. Это событие стало переломным в творческой жизни Васнецова. Произведение «Витязь на распутье» положило начало новому циклу работ художника, посвященному теме русских былин.

В 1882 году мастер создает второй вариант полотна «Витязь на распутье» специально для коллекции Саввы Мамонтова. Он выбирает холст больших размеров, дорабатывает некоторые детали композиции и общую цветовую гамму, делает более монументальной фигуру богатыря.

Картина «Витязь на распутье» 1882 года хранится в Государственном русском музее (г.Санкт-Петербург). Первая версия полотна находится в коллекции Серпуховского художественно-исторического музея.

Описание и анализ

На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.

Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.

На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей – «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных. Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?

И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.

Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.

Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?

Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.

Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.

Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.

Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.

В 2013 году поисковая система Яндекс разместила на своей главной странице логотип, выполненный по мотивам картины «Витязь на распутье», приурочив это к 165-й годовщине со дня рождения Виктора Васнецова.

Загрузка…

Вам может быть интересно:

М. Врубель «Демон сидящий» IКартины30993М. Врубель «Демон сидящий» I

Картина «Демон сидящий» никого не может оставить равнодушным, она заставляет…

И. Бродский «Летний сад осенью»Картины62316И. Бродский «Летний сад осенью»

Картина «Летний сад осенью» была написана Исааком Бродским в 1928г. и на…

Н. Дубовский «Море»Картины19707Н. Дубовский «Море»

Картина «Море», или, как ее еще называют, «Парусники» — это образец…

К. Петров-Водкин «Купание красного коня» IКартины8128К. Петров-Водкин «Купание красного коня» I

Картина «Купание красного коня» принесла славу Кузьме Петрову-Водкину,…

С. Дали «Постоянство памяти»Картины33495С. Дали «Постоянство памяти»

Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти» или «Мягкие часы» была написана…

Э. Мунк «Крик»Картины20952Э. Мунк «Крик»

Картина Эдварда Мунка «Крик» (1893г.), которая является одной из самых…

Используемые источники:

  • https://topkartin.ru/kartiny/vityaz
  • https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/kartina-vasnecova-vityaz-na-raspute.html
  • https://wiki2.org/ru/витязь_на_распутье
  • https://5sec.info/kartiny/kartina-vasnecova-vityaz-na-raspute/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт