Содержание
Раскольников в каморке |
Главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников видит много разных сновидений. Сон Раскольникова о конце света является заключительным сновидением, описанным в произведении. В этой статье представлен текст эпизода «Сон Раскольникова о конце света» (отрывок, фрагмент). Текст сна можно найти в эпилоге главе II романа. Смотрите:
Сон Раскольникова о конце света — текст, эпизод, фрагмент, отрывок
Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.<o>
Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячешных грез. Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные, весенние дни; в арестантской палате отворили окна (решетчатые, под которыми ходил часовой). Соня, во всё время болезни его, могла только два раза его навестить в палате; каждый раз надо было испрашивать разрешения, а это было трудно.***Это был текст эпизода «Сон Раскольникова о конце света» (отрывок, фрагмент) из романа «Преступление и наказание» Достоевского. Смотрите:
В произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» отразилась не только эпоха: в нем автор поднимает глобальные вопросы о нравственности и морали, о законах человеческой жизни, о добре и зле. Преступление Раскольникова тем страшнее, что герой сомневается в том, нужно ли ему раскаиваться и уверен в правильности своего поступка даже уходя по этапу. Именно сон Раскольникова на каторге опровергает его страшную теорию.
Содержание сна
Во сне герой видит, как люди уничтожают друг друга. Сами не осознавая причин, люди становятся сумасшедшими, бредят, убивают друг друга. Даже объединяясь в страхе и договариваясь о верности и помощи друг другу, они тут же меняют решение. Заражаясь бессмысленной злобой, они считают себя умными, непоколебимы в своей уверенности и жестокости. Лишь несколько избранных человек могли спастись сами и спасти других. Это люди чистые, светлые. Они не способны на злобу и преступления. Именно они должны возродить мир и спасти человечество.
Символичное значение
Не случайно автор размещает последний сон Раскольникова в эпилоге. Пройдя через все страдания, через множество размышлений и страхов, до сих пор будучи уверенным в своей правоте, именно во сне Раскольников постигает разоблачение своей жуткой теории. Глубокий символизм сна в том, что «трихины» являются страшной опасностью для всего человечества. Они способны привести к утрате всех норм человеческой жизни, всех моральных и нравственных качеств человека. Распространение жестокости приведет к трагедии глобального масштаба. Сон на каторге полностью противопоставляется теории Раскольникова. Если раньше он был уверен, что избранные имеют право на преступления, то теперь он осознает, что гораздо важнее нести свет, очищать землю от преступлений и злобы. Это помогает герою избавиться от «трихинов» в своей душе. Герой, благодаря состраданию, воскресает для новой жизни.
Шанс на спасение
Именно третий сон Раскольникова становится итогом всех его мук. Истинное наказание – в настоящем раскаянии, в муках, которые человек испытывает после преступления. У всех есть шанс на спасение. Герой не обделен положительными качествами изначально. Он способен сострадать и сопереживать, он готов отдать последнее. В поисках ответа, он обвиняет в этом Сонечку Мармеладову, но именно это качество помогает Раскольникову спастись и встать на путь истинный. Только поняв разрушающую силу эгоизма, ненависти и преступлений, герой способен переродиться. Через страдание и сострадание, которое он находит в Соне Мармеладовой, Родион понимает ценности, которые действительно могут спасти человека от страшных грехов и помыслов.
В романе «Преступление и наказание» автором поднимаются глобальные вопросы о человеческой сущности, о нравственности, о разделении добра и зла в человеке. Сон на каторге является итогом мук Раскольникова и началом его новой жизни.
Статья поможет написать грамотное и вдумчивое сочинение на тему «Сон Раскольникова на каторге».
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 16
В каком году был написан роман Достоевского «Преступление и наказание»?</h3>
- <label>1865 г.</label>
- <label>1866 г.</label>
- <label>1867 г.</label>
- <label>1868 г.</label>
(новая вкладка)
Третий сон Раскольникова (на каторге, о трихинах и конце света)
…Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины[1], существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные[2], предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.
Сон Раскольникова о трихинах. Слушать текст
Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячешных грез…
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», эпилог, глава II. Читайте также статьи: Первый сон Раскольникова (о забитой кляче), Второй сон Раскольникова (о смеющейся старухе) и краткое содержание «Преступления и наказания».
[1]Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве — Появились какие-то новые трихины… — В конце 1865— начале 1866 г. в русских газетах печатались тревожные сообщения о неизвестных в то время медицине существах — трихинах и о повальной болезни, причиняемой ими. Срочно была издана брошюра: Руднев М. О трихинах в России. Нерешенные вопросы трихинной болезни. СПб., 1866.
[2]Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные… — Символический сон Раскольникова — предупреждение человечеству, философский итог романа: герой сознает гибельные последствия, которые имели бы для судеб культуры торжество индивидуализма, забвение нравственных связей между людьми. Стилистически строки навеяны Апокалипсисом, образы которого Достоевский наполняет более широким содержанием (см.: Откровение св. Иоанна Богослова, гл. 8-17). Ряд стихов Апокалипсиса подчеркнут или отмечен Достоевским в принадлежавшем ему экземпляре Нового завета (ст. 11, гл. 13; ст. 9, гл. 17 и др.).
- Вы здесь:
- Русская литература
- Третий сон Раскольникова (на каторге, о трихинах и конце света)
Ещё по теме…
Ф.М. Достоевский уделял большое внимание в своём творчестве деталям, которые часто могли остаться незамеченными невнимательным читателем. Сны Родиона Раскольникова занимают особое место в романе, каждый из них является знаком в судьбе главного героя и имеет символичное значение.
Первый сон приснился Раскольникову накануне преступления, в нём шла речь об одной лошади. Он называл этот сон страшным, его образы символизируют не только действительность, но и будущее главного героя. Весь сон описан в мрачных тонах, таким способом автор пытался передать весь ужас, который пережил ещё неиспорченный мальчик Родя. События происходят в далёком детстве Родиона. В один праздничный день он с отцом проходил мимо распивочной, находившейся по дороге в церковь, куда направлялось семейство Раскольниковых. Там они стали свидетелями жестокого избивания кнутом маленькой слабой лошади, которая была запряжена в телегу, совершенно неподходящую ей по размеру. Мальчик хотел спасти беззащитное животное, заступиться, но пьяные мужики убили лошадёнку у него на глазах, прибив её железным ломом. Вокруг находилось много людей, но никто ничего не предпринял. Маленькому Роде хотелось плакать в тот момент, кричать от боли и несправедливости. Этот сон обращает внимание на двойственность натуры главного героя: он безумно жалеет лошадь во сне, но готов убить недостойного человека, считая его жизнь бесполезной. Задуманное им насилие противоречило истинной сущности главного героя, которую он намеренно прятал за своей теорией. Причиной всему был стыд, испытываемый за собственную ничтожность и бедность. Основными символами, на которые обратил внимание Ф.М. Достоевский, были кабак и церковь. Это полностью противоположные понятия, одно олицетворяет чистоту и возвышенность, а другое – грязь и низость. Но писатель оставляет шанс для человеческой души: церковь не зря находилась недалеко от распивочной, это символизировало то, что каждый человек в любой момент может стать на путь исправления, главное этого просто захотеть. Этот сон самый значительный, потому что несёт основную смысловую нагрузку.
Второй сон – это мечты о Египте. Раскольников мечтал о создании нового справедливого мира, это был бы рай на земле, по его мнению. Чаще всего ему представлялось, что он где-то в Африке, в оазисе, где отдыхают караваны от своего тяжёлого пути. Везде растут пальмы, и странники обедают, прячась от беспощадно палящего солнца. Сам Родион пытается напиться из журчащего ручья, наслаждаясь прохладной чистой водой, но прекрасный сон прервал звон часов, который вернул главного героя к жизненной суете и заботам. Его жизнь была жалкой и унылой, поэтому оазис манил Раскольникова, это был символ его стремления к лучшей жизни. Вот она – рукой подать, но насладиться ей невозможно.
Третий сон был подобен бреду, потому что совершённое преступление тяжело потрясло главного героя, и он находился в состоянии аффекта. Во сне Раскольников стал свидетелем того, как полицейский Илья Петрович бил хозяйку квартиры Раскольникова. В этот момент бывший студент не думал о том, как помочь женщине, он только испытывал страх расплаты, боялся, что его убийство раскроется, и он будет арестован. Но, несмотря на животный ужас, Родион не попытался сбежать или скрыться от полиции всеми возможными способами. Даже во сне он понимал, что ничем не лучше Ильи Петровича, поднявшего руку на пожилую женщину. Этот сон символизирует беспрестанную борьбу добра и зла, весь внутренний мир Раскольникова боролся за сохранение лучших качеств, а больной разум стоял на своём.
В четвёртом сне Раскольникову снится, что он убивает старуху-процентщицу, но не может никак её убить. Это сновидение пришло к нему после первого разговора с Порфирием Петровичем. Родион попал в квартиру Алёны Ивановной по зову неизвестного человека, там он увидел ненавистную старушку живой, сидящей в углу комнаты. Главный герой пытался лишить её жизни, но все его попытки не увенчались успехом, он только слышал её омерзительный смех, который становился всё громче и громче. Раскольникову ничего не оставалась, кроме как сбежать после неудачных попыток расправиться с процентщицей и он в ужасе обнаружил, что за ним наблюдало большое количество людей. Этот сон отобразил реальность, где главный герой тоже испытывал страх разоблачения и осуждения со стороны окружающих.
Последний сон Раскольникова в романе приснился ему уже на каторге. В эту ночь он находился в больнице в состояние бреда. Сон об эпидемии является следствием отказа от теории о сверхчеловеке. Во сне Родиона все люди были неизлечимо больны. Они убивали друг друга, охваченные беспредельной злобой и жестокостью. Мир погряз во мраке и ужасе, под давящей силой человеческих пороков. Выжить суждено было только избранным, тем, в чьём сердце ещё смогла уцелеть чистота и доброта. В данном сне показаны последствия воплощения теории главного героя в жизнь, именно таким стал бы наш мир, если бы его удалось изменить сверхлюдям. Этот сон является символом искупления грехов Раскольникова, его душе удалось очиститься и стать на путь перерождения. Становится понятно, что Раскольников начал работу над собственным внутренним миром, он осознал то, чего не мог понять всю свою жизнь: мир надо любить, для того чтобы он полюбил тебя.
Ф.М. Достоевский использует сны в романе «Преступление и наказания» как средства художественной выразительности. Границ между действительностью и снами практически нет: реальность плавно перетекает в мир грёз и наоборот. При помощи такого психологического способа автор раскрывает внутреннее состояние своего персонажа в полной мере: даёт читателю возможность прочувствовать все его эмоции, понять мотивы поступков и ощущения после их совершения. Сны описываются в романе с одной целью – изобразить психологическое состояние Родиона Раскольникова на протяжении разных периодов его жизни, потому что именно в состоянии сна человеческое подсознание освобождается от контроля разума и способно рассказать, что у человека на душе.
Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1865-1866 гг. Величайший роман в истории русской и мировой литературы был издан, когда автору исполнилось 45 лет. В. В. Розанов писал о нем: Все остальные произведения Достоевского обширный и разнообразный комментарий к самому совершенному его произведению – “Преступление и наказание”. Общий дух романа, неуловимый, неопределимый, еще гораздо замечательнее всех отдельных поразительных его эпизодов: как – это тайна автора. Колорит этого романа есть новое и удивительное явление во всемирной литературе, есть одно из глубочайших слов, подуманных человеком о себе.
«Преступление и наказание” – самое законченное в своей форме и глубокое по содержанию произведение Достоевского, в котором он выразил свой взгляд на природу человека, его назначение и законы, которым он подчинен как личность.
– Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано, – говорится в романе. В Родионе Раскольникове как будто исчезло все человеческое, и только какая-то звериная хитрость, звериный инстинкт самосохранения дали ему докончить дело и спастись от поимки. Душа его умирала, а зверь был жив.
– Приговор, однако ж, оказался милостивее, чем можно было ожидать, судя по совершенному преступлению, и, может быть, именно потому, что преступник не только не хотел оправдываться, но даже как бы изъявлял желание сам еще более обвинить себя. Все странные и особенные обстоятельства дела были приняты во внимание. Болезненное и бедственное состояние преступника до совершения преступления не подвергалось ни малейшему сомнению. Уже на каторге Раскольников заболел весьма серьезно и лежит в госпитале, в арестантской палате.
Обычно, читатели не обращают внимание на эпилог романа, в котором, содержится сон – предвидение, всецело, как говорит известный современный экономист Валентин Катасонов, автор книг: ««Православное понимание экономики», «Дорога в электронный концлагерь», указующее на наше время.
– Тревога беспредметная и бесцельная в настоящем, а в будущем одна беспрерывная жертва, которою ничего не приобреталось, – вот что предстояло ему на свете. И что в том, что чрез восемь лет ему будет только тридцать два года и можно снова начать еще жить! Зачем ему жить? Что иметь в виду? К чему стремиться? Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он и счел себя тогда человеком, которому более разрешено, чем другому.
– И хотя бы судьба послала ему раскаяние – жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! О, он бы обрадовался ему! Муки и слезы – ведь это тоже жизнь. Но он не раскаивался в своем преступлении. На второй неделе великого поста пришла ему очередь говеть вместе с своей казармой. Он ходил в церковь молиться вместе с другими. Из-за чего, он и сам не знал того, – произошла однажды ссора. Все разом напали на него с остервенением. – Ты безбожник! Ты в бога не веруешь! – кричали ему. Убить тебя надо.
Он никогда не говорил с ними о боге и о вере, но они хотели убить его как безбожника.
– Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований.
Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга.
В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, – но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше.
Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.
Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала Соне, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелии и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия.
Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор он ее и не раскрывал. Он не раскрыл ее и теперь, но одна мысль промелькнула в нем: Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере.
Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью.
ПРОРОК В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ. ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821 – 1881)
НЕ НАДЕЙТЕСЬ НА СЛОВА ЛЖИВЫЕ
БЕРЕГИТЕСЬ ЛЖЕПРОРОКОВ
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. ИЕРЕМИЯ
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. ИСАИЯ
ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ВИДЕЛИ БУДУЩЕЕ. НЕУМОЛИМЫЙ ГНЕВ БОЖИЙ
БУДУЩЕЕ РОССИИ. ПРОРОЧЕСТВА СТАРЦА СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО
ПЯТАЯ ПЕЧАТЬ АПОКАЛИПСИСА
НОВОЕ ПАПСТВО
ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ
НАРОД И ПУБЛИКА
ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. ВСТАЕТ КРОВАВАЯ ЗАРЯ
МАЗЕПА. ОБОЛЬСТИТЕЛЬ
МАЗЕПА. АНАФЕМА
23 марта 2020Используемые источники:
- https://www.literaturus.ru/2021/01/son-raskolnikova-o-konce-sveta-tekst-jepizod-fragment-otryvok.html
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/prestuplenie-i-nakazanie/son-raskolnikova-na-katorge.html
- http://rushist.com/index.php/rus-literature/4101-tretij-son-raskolnikova-na-katorge-o-trikhinakh-i-kontse-sveta
- https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sny-raskolnikova-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-f-m-dostoevskij.html
- https://elohov.ru/lyudi-kotorye-videli-budushhee-virus-poslednij-son-raskolnikova/