Содержание
- 1 Ранние годы
- 2 Начало творческого пути
- 3 Личная жизнь
- 4 Жизнь в эмиграции
- 5 Возвращение на родину и смерть
- 6 Хронологическая таблица
- 7 Другие варианты биографии
- 8 Интересные факты
- 9 Тест по биографии
- 10 Биография
- 11 Стихотворения
- 12 Личная жизнь
- 13 Смерть
- 14 Сборники
- 15 Детство
- 16 Начало творческого пути
- 17 Личная жизнь
- 18 Жизнь в Европе
- 19 Интересные факты из жизни
- 20 Возвращение на плаху
- 21 Фильм «Роман её души»
Марина Ивановна Цветаева (1892–1941 гг.) – знаменитая русская поэтесса, прозаик, переводчик, которая своим творчеством оставила яркий след в литературе XX века. В ее стихотворениях ярко выражена музыкальность, поскольку в детстве Цветаева обучалась игре на фортепиано.
Ранние годы
Родилась Марина Цветаева в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 года. Ее отец был профессором университета, мать – пианисткой. Стоит кратко заметить, что биография Цветаевой пополнилась первыми стихами еще в возрасте шести лет.
Первое образование получила в Москве в частной женской гимназии, затем обучалась в пансионах Швейцарии, Германии, Франции.
После смерти матери Марина и ее брат и две сестры воспитывались отцом, который старался дать детям хорошее образование.
Начало творческого пути
Первый сборник стихотворений Цветаевой был опубликован в 1910 году («Вечерний альбом»). Уже тогда на творчество Цветаевой обратили внимание знаменитые — Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин и Николай Гумилёв. Их творчество и произведения Николая Некрасова значительно повлияли на раннее творчество поэтессы.
В 1912 году она выпустила второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». В эти два сборника Цветаевой вошли также стихотворения для детей: «Так», «В классе», «В субботу». В 1913 году выходит третий сборник поэтессы под названием «Из двух книг».
Во время Гражданской войны (1917–1922 гг.) для Цветаевой стихи являются средством выразить сочувствие. Кроме поэзии она занимается написанием пьес.
Личная жизнь
В 1912 году выходит замуж за Сергея Эфрона, у них появляется дочь Ариадна.
В 1914 году Цветаева знакомится с поэтессой Софией Парнок. Их роман длился до 1916 года. Ей Цветаева посвятила цикл своих стихотворений под названием «Подруга». Затем Марина вернулась к мужу.
Вторая дочь Марины, Ирина, умерла в возрасте трех лет. В 1925 году родился сын Георгий.
Жизнь в эмиграции
Цветаева пишет серию произведений, посвященную известным и значимым для неё людям:
- в 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому», в честь известного Владимира Маяковского, чьё самоубийство потрясло поэтессу;
- в 1933 г. – «Живое о живом», воспоминания о Максимилиане Волошине;
- в 1934 г. – «Пленный дух» в память об Андрее Белом;
- в 1936 г. – «Нездешний вечер» о Михаиле Кузмине;
- в 1937 г. – «Мой Пушкин», посвященное Александру Сергеевичу Пушкину.
Возвращение на родину и смерть
Прожив 1930-е годы в бедности, в 1939 Цветаева возвращается в СССР. Её дочь и мужа арестовывают. Сергея расстреляют в 1941 году, а дочь через 15 лет реабилитируют.
В этот период своей жизни Цветаева почти не пишет стихов, а лишь занимается переводами.
31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой. Похоронена великая поэтесса в городе Елабуга на Петропавловском кладбище.
Музей Цветаевой находится на улице Сретенка в Москве, также в Болшеве, Александрове Владимирской области, Феодосии, Башкортостане. Памятник поэтессе установлен на берегу реки Ока в городе Таруса, а также в Одессе.
Хронологическая таблица
Если вам нужна биография Цветаевой по датам, советуем посмотреть страницу хронологическая таблица Цветаевой.
Другие варианты биографии
- Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе
Интересные факты
- Свои первые стихотворения Марина Цветаева начала писать еще в детстве. И делала это не только на русском языке, но и на французском и немецком. Языки она прекрасно знала, потому как семья часто жила за границей.
- Своего мужа она встретила случайно, отдыхая у моря. Марина всегда считала, что полюбит человека, который подарит ей понравившийся камень. Ее будущий муж, не подозревая об этом, подарил Цветаевой в первый же день их знакомства сердолик, который нашел на пляже.
- Во время второй мировой войны Цветаеву вместе с сыном эвакуируют в Елабугу (Татарстан). Помогая Марине собирать чемодан, ее друг, Борис Пастернак, пошутил про взятую им веревку для перевязки чемодана (что она крепкая, хоть вешайся). Именно на этой злополучной веревке и повесилась поэтесса.
- посмотреть все
Тест по биографии
В этом тесте вы узнаете насколько хорошо запомнили краткую биографию Цветаевой:
- Вопрос 1 из 15
В каком году родилась Марина Цветаева?</h3>
- <label>1745</label>
- <label>1832</label>
- <label>1892</label>
- <label>1905</label>
(новая вкладка)
Биография
Марина Ивановна Цветаева — русская поэтесса, переводчица, автор биографических эссе и критических статей. Она считается одной из ключевых фигур в мировой поэзии XX века. Сегодня называют хрестоматийными такие стихотворения Марины Цветаевой о любви, как «Пригвождена к позорному столбу…», «Не самозванка – я пришла домой…», «Вчера еще в глаза глядел…» и многие другие.
День рождения Марины Цветаевой приходится на православный праздник памяти апостола Иоанна Богослова. Это обстоятельство поэтесса позднее неоднократно отразит в своих произведениях. Родилась девочка в Москве, в семье профессора Московского университета, известного филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, и его второй супруги Марии Мейн, профессиональной пианистки, ученицы самого Николая Рубинштейна. По отцу у Марины были единокровные брат Андрей и сестра Валерия, а также родная младшая сестра Анастасия. Творческие профессии родителей наложили отпечаток и на детство Цветаевой. Мама обучала ее игре на фортепиано и мечтала увидеть дочь музыкантом, а отец прививал любовь к качественной литературе и иностранным языкам.
Так получилось, что Марина с мамой часто жила заграницей, поэтому свободно говорила не только по-русски, но и на французском и немецком языках. Более того, когда маленькая шестилетняя Марина Цветаева стала писать стихи, то сочиняла она на всех трех, причем больше всего – по-французски. Образование будущая знаменитая поэтесса начала получать в московской частной женской гимназии, а позднее училась в пансионах для девочек в Швейцарии и Германии. В 16 лет она попробовала прослушать курс лекций по старофранцузской литературе в парижской Сорбонне, но обучение там не окончила.
Когда поэтесса Цветаева начала публиковать свои стихи, она стала близко общаться с кругом московских символистов и активно участвовать в жизни литературных кружков и студий при издательстве «Мусагет». Вскоре начинается Гражданская война. Эти годы очень тяжело сказались на моральном состоянии молодой женщины. Разрыв родины на белую и красную составляющие она не принимала и не одобряла. Весной 1922 года Марина Олеговна добивается разрешения эмигрировать из России и отправиться в Чехию, куда несколько лет назад бежал ее муж, Сергей Эфрон, служивший в рядах Белой армии, а теперь обучавшийся в Пражском университете.
Долгое время жизнь Марины Цветаевой была связана не только с Прагой, но и с Берлином, а через три года ее семья смогла добраться и до французской столицы. Но и там счастья женщина не обрела. На нее действовала угнетающе молва людей о том, что ее муж участвовал в заговоре против сына Льва Троцкого и что он завербован советской властью. Кроме того, Марина осознала, что по своему духу она не эмигрант, и Россия никак не отпускает ее мысли и сердце.
Стихотворения
Первый сборник Марины Цветаевой под названием «Вечерний альбом» увидел свет в 1910 году. В основном он включал ее творения, написанные в школьные годы. Довольно быстро творчество юной поэтессы привлекло внимание знаменитых литераторов, особенно ею заинтересовались Максимилиан Волошин, муж Анны Ахматовой, Николай Гумилёв, и основоположник русского символизма Валерий Брюсов. На волне успеха Марина пишет первую прозаическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». Кстати, довольно примечательным фактом является то, что первые книги она публиковала на свои собственные деньги.
Вскоре был издан «Волшебный фонарь» Марины Цветаевой, ее второй поэтический сборник, потом вышло и следующее произведение — «Из двух книг». Незадолго до революции биография Марины Цветаевой была связана с городом Александров, куда она приехала в гости к сестре Анастасии и ее супругу. С точки зрения творчества этот период важен тем, что он насыщен посвящениями близким людям и любимым местам и позднее был назван специалистами «Александровским летом Цветаевой». Именно тогда женщина создала знаменитые циклы стихотворений «К Ахматовой» и «Стихи о Москве».
Во время гражданской войны Марина прониклась сочувствием к белому движению, хотя, как говорилось выше, в целом не одобряла разделения страны на условные цвета. В тот период она пишет стихи для сборника «Лебединый стан», а также большие поэмы «Царь-девица», «Егорушка», «На красном коне» и романтические пьесы. После переезда за границу поэтесса сочиняет две масштабные работы — «Поэму Горы» и «Поэму Конца», которые окажутся в числе ее главных произведений. Но большинство стихов периода эмиграции опубликованы не были. Последним напечатали сборник «После России», включавший сочинения Марины Цветаевой до 1925 года. Хотя писать она не переставала никогда.
Иностранцы гораздо больше оценили прозу Цветаевой – ее воспоминания о русских поэтах Андрее Белом, Максимилиане Волошине, Михаиле Кузмине, книги «Мой Пушкин», «Мать и музыка», «Дом у Старого Пимена» и другие. А вот стихи не покупали, хотя Марина написала замечательный цикл «Маяковскому», «черной музой» для которого стало самоубийство советского поэта. Смерть Владимира Владимировича буквально потрясла женщину, что и через много лет можно почувствовать, читая эти стихи Марины Цветаевой.
Личная жизнь
Со своим будущим мужем Сергеем Эфроном поэтесса познакомилась в 1911 году в доме своего друга Максимилиана Волошина в Коктебеле. Через полгода они стали мужем и женой, а вскоре на свет появилась их старшая дочь Ариадна. Но Марина была женщиной очень увлекающейся и в разное время ее сердцем завладевали другие мужчины. Например, великий русский поэт Борис Пастернак, с которым у Цветаевой были почти 10-летние романтические отношения, не прекратившиеся и после ее эмиграции.
Кроме того, в Праге у поэтессы начался бурный роман с юристом и скульптором Константином Родзевичем. Их связь продлилась около полугода, а затем Марина, посвятившая возлюбленному полную неистовой страсти и неземной любви «Поэму горы», вызвалась помочь его невесте выбрать свадебное платье, тем самым поставив точку в любовных отношениях.
Но личная жизнь Марины Цветаевой была связана не только с мужчинами. Еще до эмиграции, в 1914 году она познакомилась в литературном кружке с поэтессой и переводчицей Софией Парнок. Дамы быстро обнаружили симпатию друг к другу, которая вскоре переросла в нечто большее. Марина посвятила возлюбленной цикл стихов «Подруга», после чего их отношения вышли из тени. Эфрон знал о романе жены, сильно ревновал, устраивал сцены, и Цветаева была вынуждена уйти от него к Софии. Впрочем, в 1916 году она расстаётся с Парнок, возвращается к супругу и через год рожает дочь Ирину. О своей странной связи поэтесса скажет позднее, что любить женщине женщину дико, но только одних мужчин – скучно. Тем не менее, любовь к Парнок Марина охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни».
Позднее, уже после воссоединения с мужем в Праге, поэтесса родила третьего ребенка – сына Георгия, которого в семье называли «Мур». Мальчик был болезненным и хрупким, тем не менее, во время Второй мировой войны пошел на фронт, где и погиб летом 1944 года. Похоронен Георгий Эфрон в братской могиле в Витебской области. В связи с тем, что ни Ариадна, ни Георгий не имели своих детей, то на сегодняшний день прямых потомков великой поэтессы Цветаевой не существует.
Смерть
В эмиграции Марина и ее семья жили чуть ли не в нищете. Муж Цветаевой не мог работать из-за болезни, Георгий был совсем крошкой, Ариадна пыталась помочь финансово, вышивая шляпки, но фактически их доход составляли скудные гонорары за статьи и эссе, которые писала Марина Цветаева. Она назвала такое материальное положение замедленным умиранием от голода. Поэтому все члены семьи постоянно обращаются в советское посольство с просьбой вернуться на родину.
В 1937 году получает такое право Ариадна, через полгода в Москву тайно перебирается Сергей Эфрон, так как во Франции ему угрожал арест как соучастнику политического убийства. Через некоторое время официально пересекает границу сама Марина с сыном. Но возвращение обернулось трагедией. Очень скоро НКВД арестовывает дочь, а за ней и мужа Цветаевой. И если Ариадна после смерти Иосифа Сталина, отсидев свыше 15 лет, была реабилитирована, то Эфрона расстреляли в октябре 1941 года.
Впрочем, его жена об этом уже не узнала. Когда началась Великая Отечественная война, женщина с сыном-подростком отправилась в эвакуацию в городок Елабуга на реке Каме. Чтобы получить временную прописку, поэтесса вынуждена устроиться на работу посудомойкой. Ее заявление датировано 28 августа 1941 года, а спустя три дня Цветаева совершила самоубийство, повесившись в доме, куда их с Георгием определили на постой. Марина оставила три предсмертные записки. Одну из них она адресовала сыну и просила простить, а в двух других обращалась к людям с просьбой позаботиться о мальчике.
Весьма интересно, что когда Марина Цветаева только собиралась в эвакуацию, в упаковке вещей ей помогал давний друг Борис Пастернак, который специально купил веревку для связывания вещей. Мужчина похвалился, что достал такую прочную веревку — «хоть вешайся»… Именно она и стала орудием самоубийства Марины Ивановны. Похоронили Цветаеву в Елабуге, но так как шла война, точное место погребения остается невыясненным до сих пор. Православные обычаи не позволяют отпевать самоубийц, но правящий епископ может делать исключение. И патриарх Алексий II в 1991 году, на 50-летие со дня смерти, воспользовался этим правом. Церковный обряд провели в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.
В память о великой русской поэтессе был открыт музей Марины Цветаевой, причем не один. Существует подобный дом памяти в городах Тарус, Королев, Иванов, Феодосия и многих других местах. На берегу реки Оки установлен монумент работы Бориса Мессерера. Есть скульптурные памятники и в других городах России, ближнего и дальнего зарубежья.
Сборники
- 1910 — Вечерний альбом
- 1912 — Волшебный фонарь
- 1913 — Из двух книг
- 1920 — Царь-девица
- 1921 — Лебединый стан
- 1923 — Психея. Романтика
- 1924 — Поэма Горы
- 1924 — Поэма Конца
- 1928 — После России
- 1930 — Сибирь
? 26 сентября (8 октября новый стиль) 1892 года в семье профессора Московского университета и талантливой пианистки родилась Марина Ивановна Цветаева. Отец будущей поэтессы, Иван Владимирович, преподавал филологию и искусствоведение, возглавив вскоре после рождения Марины Румянцевский музей и основав Музей изящных искусств. Мать Мария Александровна имела несомненный талант пианистки, к сожалению, раскрыть его в полной мере не удалось, так как она рано, в 1906 году, умерла.
Для Ивана Владимировича Цветаева брак на Марии Александровне был вторым, от первого брака у него было двое детей, вторая жена родила ему двух дочерей – старшую Марину и младшую Настю.
Детство
? Детство Марины Цветаевой прошло между семейной дачей в Тарусе и Москвой. Летом большая часть времени проводилась на даче, в остальное время года семья жила в Москве. Цветаеву можно отнести к молодым да ранним – читать будущая поэтесса начала в 4 года, первые стихи вышли из-под пера в 7 лет. Заметны были и музыкальные способности, но заниматься музыкой не нравилось Цветаевой, поэтому развития они не получили.
Финальной точкой детства будем считать 1902 год, когда Марину отправляют на учёбу в Европу, где она изучает науки и языки в пансионах Италии, Швейцарии и Германии до 1905 года. Это важный этап жизни, ведь биография Марины Цветаевой чётко показывает – в это время менялось мировоззрение поэтессы, что сделало её одиночкой по жизни со своим бескомпромиссным мнением и собственным взглядом на людей и события.
Начало творческого пути
? В 18 лет Цветаева издаёт первый сборник «Вечерний альбом», в который включены первые 111 стихов поэтессы. Сборник издавался на личные средства и нашёл больше положительных отзывов в литературной среде России. В него включены ранние, по большей части, сырые и наивные стихотворения. Валерий Брюсов назвал сборник «личным дневником», зато Максимилиан Волошин стихи похвалил, отметив, что Цветаева «умеет передавать оттенки». Похвалил сборник и Гумилёв.
Сама Цветаева позже писала, что
«Первый сборник помог очертить ориентиры творчества, найти взаимосвязь конфликтов земли и неба, быта и бытия».
Второй сборник, изданный в 1912 году под названием «Волшебный фонарь» набрал больше критики. Гумилёв сказал, что это подделка на стихи, потому что тематически и духовно он дублировал «Вечерний альбом». Сама же поэтесса считала, что первые два сборника вообще не стоит разделять – «по сути это одна книга» (автобиография).
Этим двум сборникам стоит уделить особое внимание поклонникам поэтессы, так как в них сформировался стиль Цветаевой, в них она научилась передавать мысли читателям в удобной для них и доступной для себя форме.
1913-1914 годы закрепляют формирование стиля Цветаевой, в эти годы раннего творчества пишется много знаковых и пророческих стихотворений, например, «Реквием» и «Мне нравится, что вы больны не мной»:
Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. (читать полностью)
Личная жизнь
? Замуж Цветаева выходит в 1912 году за офицера Сергея Эфрона, который на всю жизнь стал единственным мужем и лучшим другом. В браке родилась дочь Ариадна, судьба которой также оказалась не из лёгких.
Сергей после революции выступил на стороне Деникина, который был разбит и Эфрон вынужденно бежал в Европу. Марина не пела оды Октябрьской революции, считая её «бунтом сатанинских сил», поэтому её в первые годы после революции не публиковали. Не было у Марины и плотных контактов с другими поэтами СССР, она всегда была в сторонке, стояла особняком и имела своё мнение на происходящие в России события.
Марина добивалась возможности уехать к мужу за границу и получила разрешение от советской власти в 1922 году. Марина и Ариадна недолго прожили в Берлине и переехали в Прагу, так как муж учился в это время в Пражском университете. В Праге соединившаяся семья жила до 1925 года, до рождения сына Георгия, после чего переехала в Париж. К личной жизни Цветаевой мы вернёмся в последней трагической главе, сейчас же посмотрим, на этап европейского творчества поэтессы.
? Цветаева была очень влюбчивым человеком – без любви она также не могла существовать, как и без стихов. Романы Марины исчислялись десятками, причём не всегда это были мужчины, стоит вспомнить только Соню Парнок (её Эфрон даже хотел вызвать на дуэль). Отношения с ней продолжались параллельно с замужеством, даже сразу после венчания. Мимо внимания не прошёл даже Пастернак, но там у них далеко не зашло. Самый серьёзный роман на стороне случился в Праге с Константином Родзевичем – Марина даже ушла из только восстановившейся семьи, хотя вскоре вернулась к Эфрону.
Странно играла с Цветаевой судьба – именно Родзевич завербовал в ГПУ мужа Сергея Эфрона, именно между ними она выбирала полтора года, но ушла к мужу. Отчасти потому что жалела Сергея, отчасти потому что Родзевич её бросил.
Жизнь в Европе
⏭ Европейская «прописка» длилась до 1939 года, года семья возвращается в Россию. За время европейской «ссылки» Марина написала поэмы «Поэма Конца», «Поэма Горы», «С моря», «Крысолов» и ещё ряд знаковых произведений. Большинство из написанного в этот период не было опубликовано, так как характер Цветаевой не позволил ей найти поддержку в эмигрантской среде. Марина не желала участвовать ни в каких политических союзах, было против интриг и не стала сторонницей заговоров против СССР, хотя и негативно относилась к советской власти.
Достаток был минимален, жить часто приходилось впроголодь и снимать недорогие комнаты в деревне или пригороде Парижа. Ещё одна причина частой смены места жительства была в том, что Марина плохо уживалась с соседями и хозяевами жилья. Если бы не редкая, но меткая материальная помощь небольшого круга почитателей Цветаевой, то возможно семье пришлось бы раньше вернуться на Родину.
Марина пишет в Европе не только стихи, но и в 1926 году издаёт статью «Поэт о критике», после чего её часто зовут на творческие вечера, но и круг недругов расширяется. В статье поэтесса подвергает критике критиков, что пришлось последним не по душе. Бунин «получает по шее» в статье за критику Есенина, а Зинаида Гиппиус за Пастернака. Бунин отыгрался на литературно-публицистическом журнале «Весть», который начал выпускать Эфрон, муж Марины. Он назвал журнал «скучным и дурным», что было больно слышать Сергею.
? Постепенно интерес в Европе к Цветаевой снижался, за глаза её называли «большевичкой», хотя никакой лести в сторону советской власти Марина не писала. Эфрон чаще становился на поддержку новой власти, но насколько это было искренне из уст русского офицера большой вопрос. Позже стало известно, что Эфрон с 1931 года был сотрудником НКВД, которое после и поставит точку в его биографии.
Цветаева, находясь в Европе, отлично знала о судьбе царской семьи и в 1930 году решила передать свой взгляд на трагические события в «Поэме о Царской семье», хотя и понимала, что произведение не найдёт отклика по ряду причин. Писала ради долга сказать. Сегодня из поэмы сохранился лишь фрагмент «Сибирь»:
Интересные факты из жизни
? Цветаева с детства была неординарной личностью, поэтому её жизнь наполнена интересными событиями. В 16 лет Марина сделала попытку самоубийства на фоне безответной любви – пистолет дал осечку. Со смертью поэтесса играла не раз и после этого . Так, после возвращения в СССР она вполне серьёзно заявляла, что повесится, если за ней придут из НКВД. Хватит о грустном.
В юности кто-то сказал Цветаевой, что для того чтобы волосы завивались надо побрить голову. Марина делала это раз десять. Другой поделился, что шампиньоны помогают похудеть и Марина несколько недель питалась только ими. В 16 лет Цветаева послала дворника за настойкой – пила и бросала бутылки в окно. По тем временам – это кошмар.
Чуть позже Марина разместила брачное объявление и потом долго смеялась, когда в дом повадились, не первой свежести, женихи. Однажды ей так понравилась работа художника, к которому она пришла, чтобы он написал портрет, что уходя, она под платьем унесла с собой эскизы.
Всю жизнь, с раннего детства и до смерти Цветаева вставала с первыми петухами, обливалась ледяной водой и пила крепкий кофе. Никогда не была привередлива в одежде – предпочитала модным нарядам мешковатое платье и обязательные бусы.
Икона, перед которой венчались Сергей Эфрон и Марина Цветаева, сейчас находится в Москве, в церкви Воскресенья Словущего, что в Брюсовом переулке. Венчались молодые в Палашах, в церкви Рождества Христова, но после революции храм разрушили, а церковную утварь выкинули. Местная бабушка нашла икону, привела её в порядок и вернула в патриархию.
Возвращение на плаху
Возвращение семьи Цветаевой на Родину начинается в 1937 году. Весной в СССР уезжает Ариадна, осенью муж Сергей, вслед за ними в 1939 году едет и Марина с сыном. Поэтесса знала, что отъезд не принесёт ничего хорошего, ещё в 1932 году она писала Тресковой, что
«В СССР ей просто заткнут рот.»
Так и случилось. В 1932 году пишется стихотворение «Родина», которое позже оценивали строгие экзаменаторы посольства и НКВД, оценили и дали добро. К чему привело «добро» скоро станет ясно.
? Поселили Марину на даче НКВД, к этому времени муж уже был арестован, что вынудило Цветаеву в конце 1939 года писать Берии «покаянное письмо». В нём говорится, что она своим возвращением хочет избавиться от одиночества, воссоздать семью и дать сыну будущность. Ничего не получилось, в конце лета 1939 арестована дочь, через пару месяцев муж, а Берия на письмо не ответил. Одиночество снова окружило Цветаеву, причём это было ещё более плотное кольцо, чем в Европе, ведь в СССР не было семьи и нельзя писать, точнее, нельзя публиковаться.
Муж вскоре был расстрелян (вот и вернулся), дочь Ариадна долгие годы провела в лагерях и была реабилитирована только после смерти Сталина.
Марина берётся за переводы и с трудом зарабатывает на жизнь. Надежда на выход сборника стихов рухнула, так как в рецензии Зеленского (герой-рецензиант) указано на «искажение души продуктами капитализма».
? В начале войны Цветаева решатся на эвакуацию, сначала она с сыном оказывается в Елабуге, затем в Чистополе, где Марине пришлось просить, чтобы её оставили в этом города и разрешили работать посудомойкой. Собрание писателей на это согласилось, но мыть посуду не пришлось. Она едет к сынку в Елабугу, где 31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась). Потеряв большую часть семьи, находясь в нищете и не имея возможность писать, Марина не вынесла страданий, её загнали в угол.В последние недели жизни в Елабуге Цветаевой пришлось стирать бельё местному милиционеру, чтобы свести концы с концами. Можно представить атмосферу, поэтому судить не будем.
☠ В самоубийстве есть и странности. Так Цветаева в доме Бродельщиковых начала жарить рыбу, потом, даже не сняв синего фартука, полезла в петлю. Возможно, боль копилась и в какой-то момент чаша переполнилась.
Много позже, в 1990 году церковь дала согласие на отпевание Цветаевой. Для получения разрешения на отпевание к патриарху Алексию II обратилась сестра поэтессы и диакон Андрей Кураев. Просьбы была удовлетворена, на этом в биографии Цветаевой можно ставить точку, хотя стихи поэтессы переживут ещё ни одно поколение.
Могилы Цветаевой нет, есть лишь табличка, на которой указано, что в этой стороне кладбища она захоронена.
Фильм «Роман её души»
Предлагаю документальный фильм о Марине Цветаевой «Роман её души», в котором открываются тайны её взаимоотношений с мужем Эфроном и жизни в эмиграции (пражский период).
Добавить комментарий
Цветаева Марина Ивановна – талантливая русская поэтесса Серебряного века. Многие ее поэтические произведения были написаны в трудные моменты жизни, когда она сильно переживала, страдала. Как и все женщины, она грезила о любви – хотела любить и быть любимой. За сильный, сдержанный характер некоторые ее считали совсем не женственной и высокомерной. Совершенно иной, а именно ранимой, мягкой она предстает в своем творчестве. Какая же она была? Изучение биографии Цветаевой, возможно немного приоткроет завесу тайны.
Известная поэтесса родилась 8 октября 1892 года в городе Москве. Родители её были образованными людьми. Папа, Иван Владимирович Цветаев был искусствоведом, знаменитым филологом, профессором МГУ. В первом его браке родились Андрей, Валерия, ставшие сводными братом и сестрой М. Цветаевой. Мама поэтессы, Мейн Мария – пианистка, происходила из польско-немецкой семьи.
Младшая сестренка Анастасия родилась в 1894 году. Творческая атмосфера царила дома, родители передали свою любовь к искусству девочкам.
Мама учила игре на фортепиано, с отцом Марина знакомилась с образцами литературы, античной мифологией и осваивала иностранные языки. Время, проведенное за границей с мамой, позволило Цветаевой выучить французский, немецкий языки. Начало творческой биографии ознаменовалось появлением стихов на русском и указанных языках, когда девочке было всего 6 лет. Мейн Мария оказывала большое влияние на свою дочь, хотела, чтобы та продолжила династию и стала музыкантом. Поэтому, 1899—1902 годы были посвящены изучению фортепианного искусства в Музыкальном училище. Годы учебы отразились в биографии таким образом:
- 1901-1902 годы – учеба в Четвёртой женской гимназии.
- 1903-1904 годы – французский пансион сестёр Лаказ.
- 1904-1905 годы – учеба во Фрайбурге (пансион сестёр Бринкман).
- Лето 1905 года – возвращение семьи на Родину, жили в Ялте. Марина занималась, чтобы поступить в гимназию. Девочки с мамой и отцом переехали в Тарусу, летом 1906 года умирает их мама.
- Сентябрь 1906 года – поступление Цветаевой в женскую гимназию им. В. П. фон Дервиз. Дерзкий, своенравный характер юной особы не понравился педагогам, поэтому спустя всего шесть месяцев, она была отчислена.
- Сентябрь 1908 года – поступление в частную гимназию им. М. Т. Брюхоненко. Через два года Марина оканчивает ее.
- Летом 1909 года молодая девушка впервые самостоятельно покидает Россию, уезжая в Париж. Здесь девушка записалась на университетский курс, чтобы изучать старофранцузскую литературу.
Иван Цветаев после гибели матери девочек старался дать дочерям хорошее образование
Первые поэтические сочинения Цветаевой были напечатаны издательством “Мусагет”. Юная поэтесса не пропускает лекций, занятий кружков при этом издательстве. Круг ее знакомых пополнился за счет московских символистов.
Сентябрь-октябрь 1910 года – Марина выпускает первую книгу поэзии «Вечерний альбом». Она состояла из произведений, созданных в школьные годы. «Дневниковые» записи (стихи) объясняются посвящением сборника памяти Марии Башкирцевой. Творчество Цветаевой не осталось незамеченным: Максимилиан Волошин, Валерий Брюсов, Николай Гумилёв оценили его по достоинству. Через несколько месяцев после первого грандиозного успеха было написано прозаическое произведение «Волшебство в стихах Брюсова». Второй сборник поэтессы выходит в 1912 году, называется «Волшебный фонарь».
Третий «Из двух книг» появляется в следующем году. Марина приехала незадолго до Революции в город Александров к сестре Анастасии с мужем. Здесь были созданы «Стихи о Москве», «К Ахматовой». Всё творчество гениальной поэтессы данного периода было посвящено любимой Москве, близким. Литературоведы назвали этот небольшой промежуток времени из биографии – « Александровским летом Цветаевой».
События гражданской войны нашли отражение в цикле стихотворений «Лебединый стан». За 1918-1920 годы были написаны:
- поэма «Егорушка»;
- «Царь-девица»;
- «На красном коне»;
- романтические пьесы.
Цветаева остро воспринимала всё, что происходило на Родине. Не могла мириться с делением людей на “красных” и “белых”, своих и чужих. Эти годы были очень тяжелыми для нее. Одно из красивейших стихотворений, посвященное мужу, было написано в 1920 году:
11 мая 1922 года Марина с дочерью уезжают из страны. Три года они жили в Чехии, возле столицы Праги. Здесь поэтесса создала:
- «Поэма Горы»;
- «Поэма Конца».
Произведения были посвящены Константину Родзевичу.
После появления сына, в 1925 году семья переезжает в Париж.
Неблагоприятная обстановка из-за обвинений, сыпавшихся на мужа поэтессы, сложилась вокруг семьи. Его считали агентом НКВД, и якобы он был среди тех, кто чинил козни против сына Троцкого – Льва Седова.
1926-1928 годы – сотрудничество Марины с журналом “Версты”, в котором были опубликованы:
- драма «Тезей»;
- «Поэма горы»;
- поэма «С моря»;
- «Новогоднее».
Будучи за границей, Цветаева не переставала общаться с Борисом Пастернаком посредством писем.
Поэзия эмиграции, многие стихи этого периода так и не нашли своего читателя. «После России» – сборник стихотворений был издан в 1928 году. Книга включала стихи периода 1922-1925 гг., стала последним, при жизни опубликованным изданием великой поэтессы.
Зарубежные поклонники таланта Цветаевой предпочитали читать ее прозу, считая ее интересной и увлекательной:
- «Мой Пушкин», 1937 год;
- «Повесть о Сонечке», 1938 год;
- «Мать и музыка», 1935 год;
- «Дом у Старого Пимена», 1934 год;
- статьи о творчестве Андрея Белого, Максимилиана Волошина, Михаила Кузмина.
Поэтический дар Цветаевой не находил большого понимания, поддержки со стороны иностранных читателей. Сама поэтесса признавалась в том, что в эмиграции она скорее прозаик, чем поэт. Ее до глубины души поразила трагедия, произошедшая с Владимиром Маяковским – его самоубийство. После страшного события, она выразила всю боль, отчаяние, растерянность в цикле произведений «Маяковскому».
С Сергеем Эфроном Марину познакомил Максимилиан Волошин в Коктебеле. Произошло это в один из майских дней 1911 года. Венчание в церкви состоялось 29 января 1912 года. Их дочурка Ариадна родилась в сентябре этого года.
О жизни старшей дочери, семье рассказано в ролике:
Дача Волошина стала излюбленным местом проведения отдыха новоиспеченной семьи. По воспоминаниям Цветаевой, именно этот период жизни был самым счастливым и незабываемым. Однако, другие мужчины тоже сумели покорить Марину.
В Чехии, которую она любила, произошел невероятный роман с Константином Родзевичем – скульптором, юристом. Около шести месяцев они провели вместе. «Поэма Горы» выразила всю гамму чувств, эмоций к возлюбленному.
Но у него была невеста, как позже выяснилось. Следующий интересный факт из биографии Цветаевой удивит многих. Поэтесса помогала избраннице своего любимого выбрать свадебное платье. С Борисом Пастернаком ее также связывало не только творчество и дружба, но и любовные узы.
Кроме мужчин, была и женщина в жизни Марины. Переводчица, поэтесса София Парнок стала ее возлюбленной. В 1914 году они познакомились на собрании кружка, их отношения существовали до 1916 года.
Окрыленная Цветаева посвящает Софии цикл стихотворений, «Подруга». Роман между женщинами приобретает огласку. Муж устраивал скандалы, сцены ревности, поэтому женщина бросила его и ушла к подруге.
Но в 1916 году Марина возвращается к Сергею Эфрону. Их брак укрепляется с появлением дочери Ирины. Необычные отношения с Софией Цветаева впоследствии сравнила с “катастрофой”.
Настоящие жуткие события начинают происходить в жизни Марины и не только. Крах прежних устоев (революция) происходит в стране, муж уезжает за рубеж. Стояла холодная погода, нечего было есть, так как не было денег и просто люди голодовали. Ариадна неожиданно заболевает, поэтому Цветаева вынуждена отдать девочек в приют, который находился в Кунцево. Старшая дочка поправляется, Ира же не вынеся голода и погибает.
Однако, жизнь продолжается: в 1925 году Марина снова рожает, только теперь долгожданного мальчика. Сына счастливые родители назвали Георгием. Вся семья переезжает в Париж. Здоровье Георгия вызывало тревогу, так как он не был болезненным мальчиком. Однако, он вырос крепким юношей и отправился на войну добровольцем, где и погиб летом 1944-го года. Дети великой женщины не оставили наследников, поэтому прямых потомков у Цветаевой нет.
Нищенское существование, которое влачила семья в эмиграции, не устраивало всех, особенно детей. Ариадна вышивала шляпки, ее мама занималась любимым делом. Небольшие перечисления за прозу были единственным доходом семьи. Поэтому были поданы прошения, чтобы вернуться теперь уже в СССР. Первой приезжает Ариадна в 1937 году, затем через 2 года – Цветаева с сыном Георгием. Сергей Эфрон сбежал из Парижа из-за возможного ареста по обвинению в политическом убийстве.
На Родине сначала арестовали Ариадну, потом – ее отца. Ариадна была реабилитирована лишь в 1955 году, после пятнадцати лет лагерей. Муж Марины был расстрелян осенью 1941 года. Поэтесса даже не узнала об этом.
Она вместе с сыном была отправлена в Елабугу на поселение. Для оформления временной прописки необходимо было работать. Поэтому 28 августа 1941 года Цветаева подала заявление в совет Литфонда на место посудомойки.
31 августа поэтесса покончила жизнь самоубийством через повешение. Она совершила с собой такое в доме, куда ее определили с Георгием на постой. Цветаева перед смертью оставила три записки. Она приносила извинение за свой поступок перед горячо любимым “Муром” (сыном) в послании, предназначенном ему. Во второй записке просила эвакуированных помогать сыну. Третья записка предназначалась Асеевым, в которой погибшая женщина умоляла взять “Мура” в “сыновья”. Великая русская поэтесса была похоронена в городе Елабуга на Петропавловском кладбище.
О жизни, творчестве Марины рассказано в видео:
Возможно вам также будет интересно узнать биографию Ивана Федорова.
Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/alpha/t/cvetaeva-marina-ivanovna-tsvetaeva-marina-ivanovna
- https://24smi.org/celebrity/3375-marina-tsvetaeva.html
- https://stihirus24.ru/biografii-poetov/154-marina-tsvetaeva.html
- https://rtp-news.com/biografija-mariny-cvetaevoj/