Содержание
К барскому особняку в селе Покровское подъезжают кареты. Хозяин Кирила Петрович Троекуров принимает гостей. Приезжают даже те, кому не очень-то хочется, но отказаться нельзя: Кирила Петрович – барин властный, неподчинения не потерпит.
За столом полагалось много есть и много пить. Сам хозяин дважды в неделю страдал от обжорства. Тех, кто отказывался от гостеприимства, Кирила Петрович считал своим врагом, поэтому барина старались не злить. Один лишь Андрей Гаврилович Дубровский, сосед и друг Троекурова, позволил себе вольность и не подчинился ему.
Это неподчинение обернулось для Дубровского трагедией: Кирила Петрович незаконным путем отсудил у него имение. Не пережив такого унижения, Андрей Гаврилович вскоре скончался.
Кирила Петрович по осени выезжал на охоту – это было его любимым развлечением. На его псарном дворе содержалось более пятисот гончих и борзых, которые, по словам псаря Тимошки, жили лучше, чем иные дворяне. Был и лазарет для больных собак.
Гости обязаны были посещать эту псарню и всячески высказывать свое восхищение увиденным.
Это называлось угощением в медвежьей комнате. В ней был один безопасный угол, недосягаемый для голодного зверя. Там в конце концов несчастный гость и находил спасение.
А для Кирилы Петровича это было потехой.
Покровский помещик был крут не только со своими слугами, но и с собственной дочерью Машей. Он сам нашел ей мужа. Его не тронули слезы дочери, которую он против ее воли выдал замуж за старого, нелюбимого человека.
На примере Троекурова Пушкин показал быт и нравы русского барства.
Изображение русского барства в повести А. С. Пушкина “Дубровский”« Запятая перед союзом И орфографические правила русского языка“Записки охотника” и их место в русской литературе »
Автор: · Опубликовано 11.03.2020 · Обновлено 11.03.2020
(366 слов) Уклад жизни русского барина, богатого представителя знатного рода — Кирилы Петровича Троекурова, поражает своей безнравственностью и жестокостью. Печально, но во времена А. С. Пушкина такое явление встречалось часто. О скандальных нравах русского барства слагали легенды. История пестрит примерами необузданного пьянства, обжорства, пристрастия к азартным играм, расточительства среди представителей светского общества.
Надменного хозяина усадьбы Покровское нельзя назвать гостеприимным и радушным человеком. Его старинный друг, обедневший владелец Кистеневки, Андрей Гаврилович Дубровский, был справедливым и честным. Он с большим трудом выдерживал барские увеселения своего соседа. Лишь страсть к охоте объединяла столь разных по характеру людей. Дом Троекурова поражал показной роскошью и огромным количеством обслуги. Случалось, гостей принимали целый день. Андрей Гаврилович Дубровский не смог сдержать раздражение при виде огромного псарного двора, где обитали в довольстве и тепле сотни гончих и борзых, которые жили лучше крестьян. Крепостные Троекурова не церемонились со знатными гостями, перенимая манеру поведения своего барина. Чего стоит только тщательно подготовленный сюрприз для гостей — в виде комнаты с разъяренным медведем! Кирила Петрович встал на защиту псаря Парамошки вовсе не из благих побуждений. Он сам привык наводить порядок в усадьбе, повелевать и унижать своих холопов под влиянием настроения. Например, мамзель Мими взбалмошный Троекуров выказывал дружескую благосклонность. Ребенку гувернантки выпала честь называться законным сыном Троекурова. А множество дворовых ребятишек, похожих, как две капли воды на владельца усадьбы, так и не были признаны отцом.
В сельце Кистеневка царили другие порядки. Крепостные крестьяне дорожили своим хозяином и близко к сердцу принимали его невзгоды. Во время болезни Андрея Гавриловича окружали преданные, внимательные к его нуждам, заботливые люди.
Троекуров совершил беззаконный поступок. Подкупив влиятельных чиновников, он отсудил поместье соседа в свою пользу. Для Дубровского это стало страшным ударом. Все жители Кистеневки восприняли эту новость трагически. Горе сплотило и объединило их еще сильнее. Самодур Троекуров, в порыве минутного раскаяния, хотел исправить свою ошибку, но не смог. После поджога усадьбы, крепостные Кистеневки взяли в руки оружие и стали вести разбойничий образ жизни.
Своим беззаконием Троекуров нарушил привычный уклад жизни многих людей. Не только слуги пострадали от крутого нрава Покровского помещика, но и его собственная дочь. Лишившись настоящих друзей, Троекуров окружил себя толпой фальшивых льстецов, готовых на подлость, и преклоняющихся перед его богатством. На его примере А. С. Пушкин, используя различные художественные приемы, мастерски показал нравы русского барства.
Автор: Дионисия Вяземская
Автор: · 31.05.2020
В романе “Дубровский” Пушкин довольно подробно описывает характер и манеры зажиточного русского барства на примере Кирилы Петровича Троекурова, который славился не только своим знатным родом и богатством, но и вседозволенностью, жестокостью и безнравственным поведением. К большому сожалению, во времена писателя нравственное разложение у представителей высших слоёв населения случалось довольно часто. Скальное русское барство было известно далеко за пределами своих волостей, ходили настоящие легенды о нравах самых жестоких помещиков. Истории также пестрят образами необузданных пьяниц, обжор, азартных игроков, расточителей и скупердяев. Сложно поверить, но светское общество времен великого писателя было буквально напичкано такими “экземплярами”.
Кирила Петрович владел усадьбой Покровское и в его доме всегда было много народу, хотя гостеприимство и радушие не входило в число сильных качеств его характера. В основном в доме жили или гостили те, кто с помощью подхалимства и лести планировал постоянно участвовать в кутежах и увеселениях, которые частенько устраивал хозяин. Бывало и так, что гостей принимали целый день. Также в доме, который поражал показной роскошной обстановкой и богатым интерьером, проживало огромное количество слуг. Кстати сказать, слуги не также, как и хозяин, не отличались вежливостью и хорошими манерами, часто грубили и не церемонились даже со знатными гостями, копируя поведение своего барина. Пожалуй, самая бесшабашная выходка Троекурова, которую он тщательно готовил при помощи своих верных слуг — комната с разъяренным медведем, в которой внезапно, будто бы по ошибке, оказывался почти каждый новый гость усадьбы.
Старый друг и сосед Кириллы Петровича — Андрей Гаврилович Дубровский — показан в романе как полная его противоположность. Андрей Гаврилович владелец имения Кистеневка, но его род давно обеднел, хоть и сохранил доброе имя и звание. В его имении царит мир и порядок, крестьяне любят и ценят его за честность и справедливость. С трудом он переносит выходки своего соседа, и лишь любовь к охоте объединяет их, как и воспоминания о былой службе в армии.
В романе есть описание очень интересного момента — когда Дубровский еле сдерживает свои эмоции при виде обширного, ухоженного псарного двора, в котором живут в сытости и тепле не одна сотня охотничьих борзых собак. Андрей Гаврилович крайне раздражен тем, что эти собаки живут лучше некоторых крестьян в имении Троекурова.
Когда между Троекуровым и Дубровским произошла ссора, Кирила Петрович не просто так заступается за нагрубившего слугу — псаря Парамошку, и делает это он не из хороших побуждений. Он унижает и повелевает своими слугами, распоряжается ими под влиянием своего настроения. И считает, что указывать ему как жить и поступать никто не вправе.
Есть один интересный пример поведения Троекурова, который описывается в романе, — барин высказывает благосклонность гувернантки, мамзель Мими, позволяя её сыну называться своим законным отпрыском. А все остальные дворовые дети, как две капли воды похожие на него, так и не признаются своим отцом.
Мораль, дружба, сострадание, ответственность — все эти слова ему не знакомы. Он даже готов пожертвовать единственным другом, ради того, чтобы еще раз самоутвердиться в глазах других людей и своих собственных.
Как противоположность тому, что происходит в имении Троекурова, мы видим имение Дубровского — Кистеневку, в котором крестьяне дорожат своим хозяином и проживают вместе с ним все невзгоды. Его слуги напоминают скорее семью, нежели персонал. Во время болезни Андрея Гавриловича окружают заботой и вниманием.
Но Троекуров идёт на неожиданную подлость, он совершает подкуп влиятельных чиновников, который позволяет ему отсудить поместье соседа в свою пользу. Для Дубровского это стало последней каплей и сердце его не выдерживает такой страшной новости. В Кистеневку приходи горе, трагедия охватывает всех людей, проживающих в селе. Но это объединяет людей ещё сильнее, заставляет их самих подняться на борьбу с беззаконием и найти выход из сложившейся ситуации. Мы видим, как Троекуров, осознав последствия своих действий, жалеет о содеянном, хочет исправить ошибку, но поздно. Усадьба Дубровских сгорает, а крестьяне уходят с оружием и ведут разбойничий образ жизни.
В романе показано как беззаконие и нравственность, которую творит Троекуров, рушит жизни многих людей, включая жизнь его собственной дочери. В итоге самодур-помещик остаётся в своём имении без настоящих друзей, окруженный толпой прихлебателей и льстецов, преклоняющихся перед роскошью его дома и его деньгами. Эти люди готовы на подлость ради богатства и предадут его самого ради наживы, только лишь появится возможность сделать это. Кажется Троекуров в последний момент понимает это.
Пушкин при помощи различных художественных приемов рисует нам очень яркую картину того, какими были нравы русского барства того времени.
Изображение русского барства в романе А.С. Пушкина «Дубровский» имеет большое значение, многие писатели того времени обличали вседозволенность и безнаказанность действий помещиков, их несправедливое, а часто даже жестокое отношение к своим крестьянам. Автор изобразил в своём романе два непохожих типа барства, к каждому из которых и принадлежали главные герои.
Роман А.С. Пушкина начинается с описания «настоящего русского барина» Кириллы Петровича Троекурова. Он был очень состоятельным человеком, который занимал высокое положение в обществе. Автор описывает обычаи, заведённые в его зажиточном имении. Кирилла Петрович предстаёт перед читателем как необразованный, деспотичный и надменный барин, отличающийся своей грубостью и жестокостью. Он с пренебрежением относится к своим крепостным, он считал их всего лишь вещью, которой можно воспользоваться. Для него не имели никакого значения их страдания и несчастья, да и дальнейшая судьба в целом. Это просто прислуга, не имеющая права на чувства и желания. Троекуров заботился только о собственной персоне, поэтому любил хорошо провести время, веселье занимало основную часть его жизни. Вот только развлечения были очень своеобразными, он получал наслаждение от чужой боли и страха. Ему нравилось унижать других, чувствовать собственное превосходство и чью-то зависимость от своей воли. Например, он любил наблюдать, как будет вести себя человек, запертый в одной клетке с разъярённым медведем. Если у человека получалось выжить в схватке с голодным хищником, он получал барское расположение. Троекуров считал, что имеет полное права распоряжаться человеческой жизнью, подобно Господу Богу. Больше всего страдали от самодурства своего хозяина, крестьяне Кириллы Петровича, они под его опекой жили хуже, чем собаки на псарне. Не знавшим уважения и заботы крестьянам ничего не оставалось, кроме как взять поведение барина за основу, поэтому также бездушно относились к тем, кто хоть как-то от них зависел. Они действительно гордились богатством и положением Кириллы Петровича. А своим хамством по отношению к другим господам они старались заслужить хозяйское поощрение, они пытались добиться расположения Троекурова любым способом.
К полностью противоположному типу барства принадлежал Андрей Гаврилович Дубровский – небогатый дворянин, зато честный и достойный. Одним из его главных жизненных принципов была справедливость, поэтому крестьяне любили и уважали его. Как хороший помещик он был строг со своими крепостными, но никогда не обижал их без причины и принимал непосредственное участие в их судьбе. Беспокойство за собственных крестьян не мешало ему следить за своим хозяйством и держать всё под контролем. Дубровский никогда не превозносил себя над всеми остальными, ко всем принятиям решений относился ответственно и рассудительно. Крестьяне ценили заботу своего хозяина, они знали, как сильно им повезло, поэтому искренне горевали после его гибели. Так сильно грустить можно только о близком человеке, который занимал особое место в твоей жизни. Крепостные понимали, что попадут в руки к Троекурову, поэтому предпочли лесное разбойничество такой судьбе.
Оба барина принадлежат к одному сословию, но так по-разному относились к простому народу, к тем, кто усердно служил им на протяжении многих лет. А.С. Пушкин выступал против крепостного права, но в данном романе он показал, что дело не только в государственных законах, а и в самом человеке. Дубровский придерживался общепринятых устоев, но был добр к своим крестьянам и они любили его за заботу. Хороший человек создаёт вокруг себя благоприятную атмосферу для окружающих, поэтому, прежде всего, необходимо менять самого себя, а не весь мир.
Опубликовано 18.01.2018 — 12:14 —
А.С. Пушкин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
18_urok_literatura.docx | 18.31 КБ |
18_urok_literatura.pptx | 87.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» (слайд 3)
Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времён в начале романа «Дубровский»
Н.Г. Чернышевский
- О.Н.У.
- Мотивация к учебной деятельности
— Что общего у всех этих пословиц? Поясните их смысл.(слайд 1)
От одного слова – да навек ссора.
Одна задириха, а другая неспустиха.
Нелады да свары хуже пожара.
Разгорелся сыр-бор из-за сосенки.
— Приходилось ли вам ссориться с кем-либо? По какой причине? Чем закончилась ссора?
— Почему люди ссорятся? (Из-за разных характеров и взглядов на жизнь).
— Как можно избежать ссоры?
— Подумайте, как эти пословицы связаны с содержанием романа?
-Обратите внимание на эпиграф. (слайд 2)
-Попробуйте сформулировать тему урока?
3. Работа по теме урока
1) -Кого можно назвать «большим барином старых времён»?
(Кирилу Петровича Троекурова).
Просмотр эпизода фильма (Троекуров едет мириться 19:54 – 23:25)
— Что заставило Троекурова решиться на примирение?
— Как этот поступок его характеризует?
— Какие чувства испытывают герои в этом эпизоде?
— Что в игре актеров помогает понять эти чувства?
— Почему примирение не состоялось? (Троекуров не учел состояние Дубровского, опоздал с раскаянием, конфликт зашел уже слишком далеко)
— В какой момент его визит мог бы быть успешным?
— Какой совет, вывод можно извлечь из этой ситуации? (Иногда раскаяние приходит слишком поздно; нельзя доводить конфликт до момента, когда примирение уже невозможно)
2)-В русской литературе мы часто встречаемся с говорящими и значимыми именами героев. Заглянем в «Словарь русских личных имён». (слайд 4)
(Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель; Пётр (гр.) – скала, утёс, камень; Андрей (гр.) – мужественный, храбрый; Гавриил (др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость).
-Можно ли считать имена пушкинских героев значимыми? А теперь вернёмся к роману. Какова судьба этих героев? Что об этом говорит Пушкин?
(«В некотором отношении и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели»).
-И опять оговорка: «в некотором отношении». Попробуем разобраться. Что мы узнаём из романа о том, как герои относятся к любви, семье, детям? Каковы взаимоотношения Кирила Петровича и Маши?
(С дочерью он своенравен, любит до безумия, угождает её прихотям и в то же время суров и жесток. «Никогда не мог добиться её откровенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли»).
-Отец и дочь не знают и не понимают друг друга, гармонии мира в этой семье нет, воспитанием дочери Кирила Петрович не занимается.
В этой же главе рассказывается о Саше, брате Маши, которого он признал сыном, хотя «множество босых ребятишек, как две капли воды похожих на Кирила Петровича, бегали перед его окнами и считались дворовыми». Как это характеризует Троекурова?
(Безнравственный, жестокий человек, не способный на чистые, благородные чувства).
-Итак, Кирила Петрович хотя и женился по любви, но, овдовев, слишком быстро утешился. А как перенёс потерю жены Андрей Гаврилович? Обратимся к 6-ой главе, где Пушкин рассказывает о горе молодого Дубровского. Пушкин –мастер детали, они помогают раскрыть внутренний мир героя, понять его состояние, на какие детали обращает наше внимание автор?
(В доме Дубровских висит портрет жены Андрея Гавриловича, хранятся письма, которые были написаны ею во время турецкого похода. Здесь свято хранят память о любви).
-Какие чувства испытывает Владимир при чтении писем матери?
(Владимир зачитался и позабыл всё на свете, погрузясь душою в мир семейственного счастья).
-Примечательно слово «семейственное». Где ещё в романе встречалось вам это слово?
(гл. 3) (Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста – со всем тем он романтически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь).
-Похожи ли эти семьи?
(Оговорка автора – «в некотором отношении» — верна, судьбы отчасти похожи, но семьи разные. Дубровских в полном смысле слова можно назвать семьёй, они понимают друг друга, любят, у них есть святыни, которые они берегут).
3) — Рассмотрите иллюстрации на стр.66, 68, назовите их авторов.
— Какие моменты изображены на них?
— Найдите в тексте цитаты, отражающие их содержание.
— Озаглавьте иллюстрации.
— Как художник изобразил чувства героев?
4.Подведение итогов урока
— Какие нравственные уроки вы для себя извлекли, анализируя описанную А.С. Пушкиным ситуацию?
5. Рефлексия
6. Д/з (слайд 5)Письменно создать страничку «личного дневника» одного из героев на тему «Как я поссорился со своим приятелем»:
1 вариант—А.Г. Дубровского
2 вариант – К.П. Троекурова
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 1
От одного слова – да навек ссора . Одна задириха , а другая неспустиха . Нелады да свары хуже пожара . Разгорелся сыр-бор из-за сосенки.
Слайд 2
Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времён в начале романа «Дубровский» Н.Г . Чернышевский
Слайд 3
Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Слайд 4
Кирилл (гр.) – господин, владыка, повелитель ; Пётр (гр.) – скала, утёс, камень ; Андрей (гр.) – мужественный, храбрый ; Гавриил (др.-евр.) – сильный муж, муж Божий или крепость
Слайд 5
Письменно создать страничку «личного дневника» одного из героев на тему « Как я поссорился со своим приятелем»: 1 вариант —А.Г. Дубровского 2 вариант – К.П. Троекурова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский»
Подробный план-конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС….
Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский»
План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС….
Мир русской усадьбы в повести А.С.Пушкина «Дубровский».
Презентация является основой к одноимённой исследовательской работе….
Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский». Конфликт между Дубровским и Троекуровым.
Конспект урока литературы в 6 классе по произведению А.С.Пушкина «Дубровский»….
Урок «Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого отраз…
Урок «Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого …
Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Данная разработка поможет учителям школ эффективнее подготовиться к уроку изучения творчества А.С.Пушкина. Познакомит учащихся с этапными произведениями выдающегося поэта, стихи и поэмы которого …
- Мне нравится
Используемые источники:
- https://lit.ukrtvory.ru/izobrazhenie-russkogo-barstva-v-povesti-a-s-pushkina-dubrovskij/
- https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/izobrazhenie-russkogo-barstva-v-romane-dubrovskij-a-s-pushkin/
- https://literaguru.ru/sochinenie-izobrazhenie-russkogo-barstva-v-romane-dubrovskij-a-s-pushkin/
- https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/izobrazhenie-russkogo-barstva-v-romane-dubrovskij-a-s-pushkin.html
- https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/01/18/izobrazhenie-russkogo-barstva-v-povesti-a-s-pushkina-dubrovskiy