Характеристика главных героев романа «Преступление и наказание» Достоевского

raskolnikov-georgij-taratorkin-1969_.jpg

Роман «Преступление и наказание» Достоевского подарил мировой литературе множество ярких образов. В число самых известных героев «Преступления и наказания» входит бедный студент Раскольников, девушка «непристойной профессии» Соня Мармеладова, пьяница Мармеладов др. В этой статье представлены все герои романа «Преступление и наказание» в одной таблице: краткое описание главных и второстепенных персонажей произведения.Смотрите: — Все материалы по роману «Преступление и наказание»— Все материалы о Раскольникове

Все герои романа «Преступление и наказание»: краткое описание, таблица

Герои романа «Преступление и наказание»:<o>краткое описание<o>
Раскольников<o> Родион Романович Раскольников — бывший студент юридического факультета Петербургского университета. Это красивый, умный, образованный, гордый, но бедный молодой человек 23-х лет. Он приехал в Петербург учиться 3 года назад из провинции. Несколько месяцев назад он бросил учебу из-за нехватки денег. Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы с целью проверить свою теорию об обыкновенных и великих людях. <o></o>Подробнее о Раскольникове >><o>
Старуха-процентщица<o> Алена Ивановна, 60-летняя старуха-процентщица, вдова чиновника (коллежского секретаря). Это злая, жадная, бессердечная женщина. У себя дома она содержит частный ломбард: люди закладывают у нее свои вещи в обмен на деньги. Старуха платит мало и берет высокие проценты, пользуясь нуждой клиентов. Раскольников также является клиентом старухи. <o></o>Подробнее о старухе >><o>
Мармеладов<o> Семен Захарович Мармеладов, 50-летний бывший чиновник, пьяница. Это добрый, благородный мужчина. Он начал пить несколько лет назад, когда впервые потерял работу. Из-за его пьянства семья Мармеладовых впала в нищету.  <o></o>Подробнее о Мармеладове >><o>
Соня Мармеладова<o> Софья Семеновна Мармеладова, или Соня, дочь чиновника Мармеладова. Девушка около 18 лет. Кроткая, робкая, самоотверженнная девушка. Из-за нищеты она вынуждена заниматься «непристойной работой», чтобы прокормить отца, мачеху и троих детей своей мачехи. Соня становится другом Раскольникова и его возлюбленной. <o></o>Подробнее о Соне>><o>
Пульхерия Александровна<o> Пульхерия Александровна Раскольникова, мать главного героя Раскольникова. Это красивая, умная и добрая женщина 43 лет. Живет в бедности вместе с дочерью Дуней и изо всех сил помогает сыну Родиону. Женщина осталась вдовой много лет назад. Она безумно любит сына и дочь. <o></o>Подробнее о Пульхерии >>  <o>
Дуня Раскольникова<o> Авдотья Романовна Раскольникова, или Дуня — младшая сестра Раскольникова. Это красивая, умная, образованная, гордая девушка с твердым характером. У Дуни с братом очень теплые отношения. В прошлом Дуня работала гувернанткой в доме Свидригайловых, где перенесла много обид и унижений. В начале романа Дуня собирается выйти замуж за состоятельного господина Лужина, которого не любит. С помощью этого брака Дуня надеется вытащить всю семью из нищеты. <o></o>Подробнее о Дуне >><o>
Катерина Ивановна<o> Катерина Ивановна Мармеладова — жена чиновника Мармеладова и мачеха Сони Мармеладовой. Это эенщина около 30 лет, умная, образованная, из хорошей семьи. Судя по всему, дворянка по происхождению. У нее есть трое детей от первого брака, ее первый муж умер. Она вышла замуж за Мармеладова около 4 лет назад не по любви, а чтобы спастись от бедности. Женщина тяжело страдает от пьянства своего мужа Мармеладова и вечной нищеты. Последнее время она болеет чахоткой.<o></o>Подробнее о Катерине Ивановне >><o>
Лужин<o> Петр Петрович Лужин — мужчина в возрасте около 45 лет. Носит чин надворного советника. Лужин — деловой человек с деньгами. Он собирается открыть в Петербурге свою адвокатскую контору. Лужин хочет жениться на бедной, но красивой и умной Дуне Раскольниковой, чтобы та всю жизнь была ему благодарна за все. Лужин – жадный, расчетливый, подлый и мелочный человек. <o></o>Подробнее о Лужине >><o>
Разумихин<o> Дмитрий Прокофьевич Разумихин (настоящая фамилия Вразумихин) — друг Раскольникова, тоже бывший студент, добрый, открытый и благородный молодой человек, деловой и трудолюбивый. Он помогает своему другу Раскольникову всем, чем может. Разумихин влюбляется в сестру Раскольникова Дуню. <o></o>Подробнее о Разумихине >><o>
Свидригайлов<o> Аркадий Иванович Свидригайлов — помещик в возрасте около 50 лет, развращенный деньгами и бездельем. Бывший шулер (карточный мошенник). Вдовец, был женат на помещице Марфе Петровне. Он влюблен в Дуню, которая годится ему в дочери, но та не отвечает ему взаимностью. Свидригайлов — сумасброд, самодур, намерения которого не всегда благородны и чисты. Он приезжает в Петербург вслед за Дуней, чтобы уговорить ее быть с ним. <o></o>Подробнее о Свидригайлове >><o>
Марфа Петровна<o> Марфа Петровна Свидригайлова — жена господина Свидригайлова, состоятельная помещица. Она старше мужа на 5 лет. Это эмоциональная, взбалмошная дама. Она умирает в возрасте около 55 лет при странных обстоятельствах. В ее смерти многие подозревают ее супруга Свидригайлова. В своем завещании она оставляет в наследство своей бывшей гувернантке Дуне 3000 рублей. Эти деньги спасают бедную девушку от нищеты.<o></o>Подробнее о Марфе Петровне >><o>
Лебезятников<o> Андрей Семенович Лебезятников — молодой человек, чиновник, друг Лужина. Господин Лужин является его бывшим опекуном. Лебезятников служит в министерстве. Он якобы придерживается «прогрессивных взглядов», пропагандирует коммунизм, равенство полов и т.д., но делает это непоследовательно и нелепо. <o></o>Подробнее о Лебезятникове >><o>
Лизавета<o> Лизавета, или Лизавета Ивановна — единокровная сестра старухи-процентщицы по отцу (у них были разные матери). Лизавете 35 лет, она живет вместе с сестрой. Это нескладная, некрасивая и, судя по всему, умственно отсталая девушка, но при этом добрая, кроткая, безответная. Ее любят окружающие. Старуха-сестра ее бьет и использует как прислугу. Лизавета постоянно беременна: вероятно, из-за своего слабоумия она становится «легкой добычей» подлых  мужчин. Героиня погибает вместе с сестрой от рук Раскольникова.<o></o>Подробнее о Лизавете >><o>
Зосимов<o> Зосимов — приятель Разумихина, молодой доктор. Зосимов занимается лечением Раскольникова, когда тот впадает в лихорадочное состояние после убийства старухи и ее сестры. Зосимов — высокий полный молодой человек 27 лет, медлительный, важный и томный. По специальности он является хирургом, но при этом интересуется «душевными болезнями». Окружающие считают его тяжелым человеком, но признают в нем хорошего доктора. <o></o>Подробнее о Зосимове >><o>
Заметов<o> Александр Григорьевич Заметов — знакомый Разумихина, письмоводитель (секретарь) в местной конторе. Ему 22 года. Он одевается по моде, носит перстни. По словам Зосимова, Заметов берет взятки на работе. Раскольников знакомится с Заметовым в конторе, куда его вызывают по заявлению хозяйки квартиры о неуплате аренды.  <o></o>Подробнее о Заметове >><o>
Никодим Фомич<o> Никодим Фомич — квартальный надзиратель (полицейский) в районе, где живет Раскольников. Это умный, серьезный, добродушный и открытый человек. Судя по всему, он служил в одном полку со своим помощником Ильей Петровичем.<o> Раскольников знакомится с Никодимом Фомичом, когда приходит в контору по заявлению хозяйки квартиры. <o></o></o>Подробнее о Никодиме Фомиче >><o>
Порфирий Петрович<o> Порфирий Петрович — следователь, который ведет дело об убийстве старухи-процентщицы и ее сестры. Ему 35 лет. Это умный, в чем-то хитрый, но при этом благородный человек. У него имеется свой, «психологический» подход к расследованию дел. Его можно назвать талантливым следователем. Хитрый Порфирий сразу подозревает Раскольникова в убийстве, но не выдает этого, а играет с ним в кошки-мышки и психологически мучает его. <o></o>Подробнее о Порфирии Петровиче >><o>
Илья Петрович<o> Илья Петрович (по прозвищу «Порох») — помощник квартального надзирателя Никодима Фомича. Судя по всему, Илья Петрович и Никодим Фомич служили вместе в одном полку. Илья Петрович — вспыльчивый, эмоциональный, но при этом добрый и благородный человек. Он женат и имеет детей.<o>Несмотря на свой вспыльчивый характер, Илья Петрович — человек с принципами и считает себя прежде всего гражданином, а потом уже чиновником. Когда Раскольников приходит в контору с повинной, то застает там именно Илью Петровича, которому и признается в убийстве.<o></o></o>Подробнее об Илье Петровиче >><o>
Амалия Ивановна<o> Амалия Ивановна Липпевехзель — хозяйка квартиры, в которой живет семья Мармеладовых. По происхождению является обрусевшей немкой. Это вздорная и беспорядочная женщина. Нищие Мармеладовы уже некоторое время не платят ей за квартиру, и хозяйка время от времени грозится выселить их.   <o></o>Подробнее об Амалии Ивановне>><o>
Госпожа ЗарницынаГоспожа Зарницына — хозяйка квартиры, в которой проживает Раскольников. Из-за того что Раскольников несколько месяцев не платит за квартиру, Зарницына перестает подавать ему обед. За год до событий, описанных в романе, дочь Зарницыной умерла от тифа. Эта девушка был невестой Раскольникова.   <o>Подробнее о Зарницыной>><o>
Невеста РаскольниковаНевеста Раскольникова, Наталья Зарницына, была дочерью госпожи Зарницыной, у которой Раскольников снимает комнату. Год назад девушка умерла от тифа. По словам Раскольникова, Наталья былаа некрасивой и больной девушкой, но, судя по всему, имела доброе сердце.  <o>Подробнее о невесте Раскольникова >><o>
ВахрушинКупец Вахрушин был приятелем покойного отца Родиона Раскольникова. Вахрушин упоминается в романе в связи с тем, что мать Раскольникова берет деньги в долг у Вахрушина, чтобы помогать сыну, который учится в Петербурге.   <o>Подробнее о Вахрушине gt;><o>
Лавиза ИвановнаЛавиза Ивановна (она же Луиза Ивановна) содержит непристойное заведение в районе Сенной, где живет главный герой Родион Раскольников. Судя по всему, сам Раскольников и его друг Разумихин тоже посещали это заведение. Лавиза Ивановна много раз привлекалась полицией за то, что в ее заведении происходят дебоши и скандалы.   <o>Подробнее о Лавизе Ивановне>><o>
Дарья ФранцевнаДарья Францевна является знакомой Амалии Ивановны Липпевехзель. Судя по всему, Дарья Францевна содержит непристойное заведение. Дарья Францевна склоняет Соню Мармеладову к тому, чтобы та работала у нее. Из текст романа не совсем ясно, в каких отношениях состоит Соня и Дарья Францевна.   <o>Подробнее о Дарье Францевне >><o>
Мадам РеслихМадам Реслих является знакомой господина Свидригайлова. Героев связывают какие-то темные истории. Когда Свидригайлов приезжает в Петербург, он останавливается съемной жилье, которое ему сдает мадам Реслих.   
Настасья<o> Настасья является служанкой в доме, где снимает жилье Родион Раскольников. В обязанности Настасьи входит уборка в комнате Раскольникова и подача ему еды. Настасья является доброй, простой женщиной.<o></o>Подробнее о Настасье >><o>
Миколка<o> Миколка (он же Николай) работает маляром в доме, где живет старуха-процентщица. По стечению обстоятельств Миколка становится обвиняемым в убийстве старухи и ее сестры. <o></o>Подробнее о Миколке >><o>
Мещанин<o> Мещанин является соседом старухи-процентщицы. Когда Раскольников приходит снова на место своего преступления, то есть в квартиру старухи, мещанин обращает на это внимание и начинает подозревать молодого человека в убийстве старухи. <o></o>Подробнее о мещанине >><o>

Это был список героев романа «Преступление и наказание» Достоевского: краткое описание главных и второстепенных персонажей в таблице.Смотрите: — Все материалы по роману «Преступление и наказание»— Все материалы о Раскольникове

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главные герои – персонажи сложные и противоречивые. Их судьба тесно связана с условиями жизни, средой, в которой протекает жизнь, индивидуальными особенностями. Дать характеристику героям «Преступления и наказания» Достоевского возможно только исходя из их поступков, так как голоса автора в произведении мы не слышим.

Родион Раскольников – главный герой романа

Родион Раскольников – центральный персонаж произведения. Молодой человек обладает привлекательной внешностью. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Незаурядный ум, гордый характер, больное самолюбие и нищенское существование – причины преступного поведения героя. Родион высоко оценивает свои способности, считает себя исключительной личностью, мечтает о великом будущем, но материальное положение действует на него угнетающе. Ему нечем платить за обучение в университете, не хватает средств рассчитаться с квартирной хозяйкой. Одежда молодого человека привлекает внимание прохожих своим потрёпанным и старым видом. Пытаясь справиться с обстоятельствами, Родион Раскольников идёт на убийство старухи процентщицы. Тем самым он пытается доказать самому себе, что относится к высшему разряду людей и может переступить через кровь. «Тварь ли я дрожащая или право имею», – думает он. Но одно преступление влечёт за собой другое. Гибнет ни в чём не повинная убогая женщина. Теория героя о праве сильной личности заводит в тупик. Лишь любовь Сони пробуждает в нём веру в бога, возрождает к жизни. Личность Раскольникова состоит из противоположных качеств. Равнодушный жестокий убийца отдаёт последние гроши на похороны малознакомого человека, вмешивается в судьбу юной девочки, пытаясь спасти её от бесчестия.

Второстепенные персонажи

Образы героев, играющих главную роль в повествовании, становятся полнее и ярче в результате описания их отношений с другими людьми. Члены семьи, друзья, знакомые, эпизодические лица, возникающие в сюжете, помогают лучше понять идею произведения, разобраться в мотивах поступков.

Чтобы облик действующих лиц романа стал понятнее читателю, писатель использует различные приёмы. Мы знакомимся с подробным описанием героев, вникаем в детали тоскливого интерьера квартир, рассматриваем унылые серые улицы Петербурга.

Софья Мармеладова

Софья Семёновна Мармеладова – юное несчастное существо. «Соня была маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Она молода, наивна и очень добра. Пьяный отец, больная мачеха, голодные сводные сёстры и брат – вот окружающая среда, в которой живёт героиня. Она стеснительная и робкая натура, неспособная постоять за себя. Но это хрупкое создание ради близких людей готово жертвовать собой. Она продаёт тело, занимаясь проституцией, чтобы помочь семье, отправляется вслед за осуждённым Раскольниковым. Соня – добрый, бескорыстный и глубоко верующий человек. Это даёт ей силы справиться со всеми испытаниями и обрести заслуженное счастье.

Семён Мармеладов

Мармеладов Семён Захарович – не менее значимый персонаж произведения. Он бывший чиновник, многодетный отец семейства. Слабый и безвольный человек решает все свои проблемы с помощью алкоголя. Мужчина, уволенный со службы, обрекает на голод свою жену и детей. Они живут в проходной комнате, в которой почти нет обстановки. Малыши не ходят в школу, не имеют сменного белья. Мармеладов способен пропить последние деньги, забрать у своей старшей дочери заработанные копейки, для того, чтобы напиться и уйти от проблем. Несмотря на это образ героя вызывает жалость и сострадание, так как обстоятельства оказались сильнее его. Он сам страдает от своего порока, но не может справиться с ним.

Авдотья Раскольникова

Авдотья Романовна Раскольникова – сестра главного героя. Девушка из бедной, но честной и достойной семьи. Дуня умна, хорошо образованна, воспитанна. Она «замечательно хороша собой», чем, к своему несчастью, привлекает внимание мужчин. Чертами характера «она была похожа на брата». Авдотья Раскольникова – натура гордая и независимая, решительная и целеустремлённая, была готова выйти замуж за нелюбимого человека ради благополучия брата. Чувство собственного достоинства и упорный труд помотают ей устроить свою судьбу и избежать непоправимых ошибок.

Дмитрий Вразумихин

Дмитрий Прокофьевич Вразумихин – единственный друг Родиона Раскольникова Бедный студент, в отличие от своего товарища, не бросает учёбу. Он зарабатывает на жизнь всеми доступными средствами и не перестаёт надеяться на удачу. Бедность не мешает ему строить планы. Вразумихин благородный человек. Он бескорыстно старается помочь другу, заботится о его семье. Любовь к Авдотье Романовне Раскольниковой окрыляет молодого человека, делает сильнее и решительнее.

Пётр Лужин

Пётр Петрович Лужин – почтенный, уважаемый человек средних лет приятной наружности. Он успешный предприниматель, счастливый жених Дуни Раскольниковой, богатый и уверенный в себе господин. На самом деле под маской добропорядочности скрывается низкая и подлая натура. Воспользовавшись бедственным положением девушки, он делает ей предложение. В своих поступках Пётр Петрович руководствуется не бескорыстными мотивами, а собственной выгодой. Он мечтает о жене, которая была бы рабски покорна и благодарна до конца своих дней. Ради собственных интересов он притворяется влюблённым, пытается оклеветать Раскольникова, обвинить в воровстве Соню Мармеладову.

Аркадий Свидригайлов

Свидригайлов Аркадий Иванович – один из самых загадочных лиц в романе. Хозяин дома, где работала Авдотья Романовна Раскольникова. Он хитёр и опасен для окружающих. Свидригайлов – порочный человек. Будучи женатым, пытается соблазнить Дуню. Его обвиняют в убийстве жены, совращении малолетних детей. Страшная натура Свидригайлова способна, как ни странно, и на благородные поступки. Он помогает оправдаться Соне Мармеладовой, устраивает судьбу осиротевших детей. Родион Раскольников, совершив преступление, становится похожим на этого героя, так как переступает нравственный закон. Неслучайно в разговоре с Родионом он говорит: «Мы одного поля ягоды».

Пульхерия Раскольникова

Раскольникова Пульхерия Александровна – матушка Родиона и Дуни. Женщина бедная, но честная. Человек добрый и отзывчивый. Любящая мать, готовая ради своих детей на любые жертвы и лишения.

Некоторым своим героям Ф. М. Достоевский уделяет совсем немного внимания. Но они необходимы в ходе повествования. Так, процесс расследования невозможно себе представить без умного, хитрого, но благородного следователя Порфирия Петровича. Лечит и разбирается в психологическом состоянии Родиона во время болезни молодой доктор Зосимов. Важным свидетелем слабости главного героя в полицейском участке является помощник квартального надзирателя Илья Петрович. Возвращает доброе имя Соне и разоблачает лживого жениха приятель Лужина Лебезятников Андрей Семёнович. Незначительные на первый взгляд события, связанные с именами этих героев, играют важную роль в развитии сюжета.

Значение эпизодических лиц в произведении

На страницах великого произведения Фёдора Михайловича Достоевского мы встречаемся и с другими действующими лицами. Список героев романа дополняют эпизодические персонажи. Катерина Ивановна, жена Мармеладова, несчастные дети-сироты, девочка на бульваре, жадная старуха-процентщица Алёна Ивановна, больная Лизовета. Их появление неслучайно. Каждый, даже самый незначительный образ, несёт свою смысловую нагрузку и служит воплощению замысла автора. Важными и необходимыми являются все герои романа «Преступление и наказание», список которых можно продолжить и дальше.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    В каком году был написан роман Достоевского «Преступление и наказание»?</h3>

    • <label>1865 г.</label>
    • <label>1866 г.</label>
    • <label>1867 г.</label>
    • <label>1868 г.</label>

(новая вкладка)Скачать:

Роман Ф.Достоевского представляет множество персонажей. Разобраться в них по привычному критерию: плохой – хороший, невозможно.

Краткие характеристики и описания героев романа «Преступление и наказание» — это целая галерея образов: людей разных сословий, характеров, достоинств и недостатков. Все они настолько реальны, что после прочтения, кажется, с ними знаком лично, несмотря на то, что прошли эпохи.

Раскольников

Родион Романович – главный персонаж романа. Умный студент попадает в невыносимые условия существования. Постоянные рассуждения приводят молодого человека к теории о делении людей. Разработав в голове систему нужности человека, он решает ее проверить в жизни, выходит на путь преступника, убийцы. Одно преступление тянет за собой другое. Теория распадается, юноша попадает под свою систему умозаключений лишним видом людей: не обыкновенным, не великим. Теория становится причиной изменения своей жизни, судьбой каторжника.

Мармеладова

Софья Семеновна – возлюбленная главного героя Родиона Раскольникова. Девушка – дочь обнищавшего чиновника, не способного прокормить свою семью. Падчерица вынуждена встать на путь продажных девушек, зарабатывающих своих телом. Соня не способна вырваться из круга бедности и нищеты. У нее нет средств, чтобы уйти от отца. Автор показывает не только причины выбора «непристойной работы». Он помогает понять, как девушка чистая душой, кроткая характером, робкая по нраву способна поддержать тех, кто, как и она, попадает под гнет общества. Убийца Родион видит в ней свое будущее, а она становится для него смыслом жизни.

Старуха-процентщица

Алена Ивановна – старая жестокая женщина, наживающаяся на людском горе. Пользуясь необходимостью в деньгах, старуха берет вещи под заклад. Денег дает мало, проценты берет большие. Оценивает сдаваемые ей предметы жестоко, назначает стоимость, которая несоизмерима с настоящей, но найти другой сбыт невозможно, поэтому к ней идут бедные и те, кому негде достать денег. Женщина злая и сварливая, не вызывает никаких чувств кроме неприязни, но, по теории Раскольникова, убийство ее делает Родиона великим. Сомнения у читателя вызывает такой подход. Нет в образе злобной старухи даже намека на положительные качества, но убийство ее противозаконно.

Разумихин

Друг главного героя – Дмитрий Вразумихин. Персонаж вызывает симпатию с первых строк. Автор как будто специально показывает, как можно сохранить душу и сердце в тяжелых обстоятельствах. Дмитрий – добр, трудолюбив, благороден. Студент влюбляется в сестру Родиона, он добивается ее руки и становится мужем, спасая девушку от брака с Лужиным, человеком с деньгами, но без чувств.

Лужин

Петр Петрович – надворный советник с большими планами. Он амбициозен и практичен. В перспективе у Лужина открытие адвокатской конторы. Петр выбирает Дуняшу Раскольникову в жены, чтобы держать девушку в подчинении. Он просчитал все будущее: бедная девушка будет всегда обязана ему за спасение, станет отличной женой и прислугой ему – спасителю и благодетелю. В его образе неприкрытая мелочность, жадность, подлость и голый расчет. В сердце такого мужчины сложно поселиться любви, но легко располагаются жестокость и лицемерие.

Свидригайлов

Аркадий Иванович – это человек с преступным содержанием. Удивительно, что все его поступки скрыты и не доказаны. Он умудряется самые жестокие преступления (изнасилование) оставить безнаказанным. Свидригайлов шулер, обманщик, развратник и самодур. Благородство просыпается в мужчине в конце жизни. Он совершает непонятные дела, кончает жизнь самоубийством. Читатель не до конца понимает изменения героя. Что это? Прозрение? Возможно, очередной обманный ход. Характер персонажа сложен и многогранен, страшно встретить такого человека в реальной жизни.

Порфирий Петрович

Следователь по делу Раскольникова – один из талантливых профессионалов сыскного дела. Он подходит к делу по-своему: разбирает преступление со всех сторон, по деталям и незаметным чертам. Следователь чувствует преступника нутром. Не имея улик, добивается признания и раскрытия дела. В мужчине много различных качеств: он прозорлив, хитер, внимателен, аккуратен. Порфирий благороден и спокоен, он не применяет незаконных мер, но находит преступника, вычисляет его незаметным для других деталям. Порфирий вызывает преступника на разговор, чтобы понять, что привело юношу к такому шагу, как он решился на убийство двух женщин.

Лизавета

Сестра старухи-процентщицы – типичный образ женщин, одиноких и обиженных судьбой. Бог не дал им красоты, ума, но наделил добрым сердцем и чистой душой. Что ждет таких людей? Жадная сестра бьет женщину, относится к ней как к прислуге. Мужчины пользуются Лизаветой для своей похоти. Она постоянно беременна. Ф.Достоевский вводит в галерею своих персонажей слабоумную женщину неслучайно. На Руси много таких людей, большинство их становится объектом насмешек и унижения. Судьба Лизаветы – стать убитой вместе с той, которая обижала и унижала. Вся теория становится неправильной, а примета народа – верной: одно преступление тянет за собой другое. Ненаучный подход людей, просто замечающий жизненные ситуации берет верх над научной и сложной системой Раскольникова. Лизавету любят окружающие в романе, женщину очень жалко читателю.

Лебезятников

Друг Лужина пытается быть прогрессивным, он распространяет идеи преобразования общества. Внешне, кажется, что мысли Андрея Лебезятникова правильные и интересные, но делает все молодой человек как-то нелепо, непродуманно. Пропаганда коммунистических теорий строения страны звучит абсурдно. Юноша уже добился своей болтологией результата – он попал в министерство. Это то место, где можно добиваться реальных решений. Автор помогает представить лживых бюрократов, дающих обещания, оставляющих дела в воздухе или на бумаге.

Дуня

Девушка – сестра главного персонажа. Образованная Дуня отличается положительными качествами характера. Женский образ привлекателен и индивидуален, но тема жертвенности и нищеты продолжается и в нем. Девушка не знает, как помочь матери и брату. Она решается на брак с Лужиным, надеясь, что вытащить из бедности. Дуня готова пожертвовать своей судьбой ради своих близких. Автор жалеет добрую душу и мешает браку с практичным состоятельным господином без чувств.

Добавить в избранное554_1.jpgПоделитьсяскачатьПоддержать проект

Станьте нашим почетным меценатом

Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter

  • Раскольников Родион
  • Процентщица Алёна Ивановна
  • Мармеладов Семён Захарович
  • Мармеладова Катерина Ивановна
  • Соня Мармеладова
  • Свидригайлов Аркадий Иванович
  • Лужин Пётр Петрович
  • Порфирий Петрович
  • Разумихин Дмитрий
  • Раскольникова Авдотья Романовна
  • Раскольникова Пульхерия Александровна
  • Лебезятников Андрей Семёнович

В романе В«Преступление и наказаниеВ» Достоевский создал особый неповторимый мир, внутри которого действуют особые законы, в котором царит особая психологическая среда, особое пространство. Необычность этого мира прежде всего в том, что почти все центральные герои романа – люди, отверженные обществом, В«бывшиеВ». Раскольников – В«бывший студентВ» (так он сам отвечает в полиции на вопрос о том, кто он). Бывшим студентом в основной части произведения является и Разумихин. Бывшим чиновником, В«ровно пять суток тому назадВ» окончательно и безвозвратно сорвавшимся, входит в роман Мармеладов. Его дочь Соня – бывшая В«барышняВ». Малыши Катерины Ивановны, которых нищета выгнала просить милостыню на улицу, – бывшие В«дворянские детиВ». Свидригайлов появляется в романе как бывший помещик (хотя некогда В«хозяин порядочныйВ»). Он бесповоротно расстался со своим еще недавно благополучным прошлым и рассказывает о нем Раскольникову с каким-то насмешливым удивлением, словно о другой жизни.

Почти все герои произведения не заняты конкретным делом (за исключением Зосимова – практикующего медика и судебного пристава Порфирия Петровича). Лужин в данный момент готовит себя к хищнической деятельности. Разумихин добывает средства на жизнь, делая переводы для рыночного издателя-книготорговца и увлекается проектом собственного книгоиздательского дела (в эпилоге автор сообщает о его успехах на этом поприще). Этим героям Достоевского противопоказана В«нормальнаяВ» – деловая, служебная, хозяйственная – жизнедеятельность. Они не могут удержаться в этих рамках. И Мармеладов, которому не раз (даже и перед самым его концом) судьба давала шанс стать на путь В«исправленногоВ» чиновника. И Свидригайлов, незадолго перед самоубийством признавшийся Раскольникову в невозможности пристроить себя к какому-либо определенному занятию: В«Верите ли, хотя бы чтонибудь было; ну, помещиком быть, ну, отцом, ну, уланом, фотографом, журналистом… н-ничего, никакой специальности! Иногда даже скучноВ».

Это равнодушие к жизни и неспособность найти себя в ней у Раскольникова достигает крайней точки. Хоть В«он был задавлен бедностьюВ», это В«перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал заниматьсяВ» – сказано в начале романа. Несмотря на самолюбие, В«он менее всего совестился своих лохмотьев на улицеВ»; ему В«наплеватьВ», как он сам заявит Настасье, и на свою нищету, и на возможность как-то поправить положение уроками. Отрешенность от житейских дел принимает у Раскольникова такую крайнюю форму, что даже еда становится для него посторонним актом. К изумлению сострадательной Настасьи, он с трудом заставляет себя съесть В«ложки три-четыреВ», В«машинальноВ» отхлебывает чай.

Совершенно по-иному, чем у других писателей XIX века, представлена в романе Достоевского семья. В В«Преступлении и наказанииВ» нет ни одной семьи, почти все герои – члены распавшихся семейств, а большинство женщин – вдовы (мать Раскольникова, его квартирная хозяйка, ростовщица Алена Ивановна). Второй раз становится вдовой Катерина Ивановна. Даже В«благополучныйВ» (в начале романа) дом Свидригайловых постигнет беда и он перестанет существовать. Все семьи в романе либо распадаются, либо не создаются, не могут возникнуть. Неудачным становится сватовство Лужина к Дуне, хотя он появился в романе как жених. Раскольникову также не суждено было жениться на дочке квартирной хозяйки. Миражом оказался и предсмертный проект женитьбы Свидригайлова на шестнадцатилетнем В«ангелеВ», которого готовы продать ему алчные родители. Единственная семья, судьба которой на фоне других сложится удачно, – семья Дуни и Разумихина, но она остается за пределами непосредственного изображения.

Естественно, что герои, лишенные семьи, лишены и домашнего очага. Ни у кого из них нет своего места. Все они: Мармеладовы, Соня, Раскольников, Пульхерия Александровна с Дуней, Свидригайлов, Лужин – существуют на чужом месте и временно. Они временно живут на квартирах, в номерах, ютятся в углах и находят временное пристанище у знакомых. Причем многих из них (Мармеладова, Лужина, Раскольникова) настойчиво выгоняют и с этого случайного места. Почти все герои В«Преступления и наказанияВ» предстают перед читателями вольными или невольными В«вечными странникамиВ».

***

Исключение составляет лишь Порфирий Петрович. Кроме Зосимова, он единственный из всех героев романа связан прочным жизненным положением: службой, прямым непосредственным делом и казенной квартирой. Но примечательно, что в самых искренних своих высказываниях, раскрывающих скрытую сторону его натуры, Порфирий Петрович несколько раз называет себя В«оконченным человекомВ», В«конченымВ», В«закоченелымВ». И это не просто слова. На фоне других действующих лиц Порфирий в самом деле как будто накрыт панцирем. Если жизнь других со всех сторон открыта случайностям (и чаще всего неприятным, драматическим), то жизнь Порфирия Петровича ограждена от разного рода случайностей каменной стеной, а значит, говоря словами автора, В«поконченаВ».

Большинство героев романа выпадают из нормальной жизни, принимая друг друга за сумасшедших. На грани душевного расстройства почти на всем протяжении романа находится Катерина Ивановна. Если Соня воспринимает ее как ребенка, то многие видят в ней сумасшедшую. Вместе В«со смыслом и умомВ» мелькает В«как будто и безумиеВ» и в глазах Мармеладова. Не раз принимают друг друга за безумцев и Раскольников с Соней. В«БезумиеВ», В«сумасшествиеВ», В«помрачение разумаВ» Раскольникова обсуждали Зосимов и Разумихин. Даже со строгой трезвостью оценивающий преступника Порфирий Петрович говорит, что его поступок В«по совести, оно помрачение и естьВ». В«Это помешанныйВ», – говорит и думает Раскольников о Свидригайлове. А Свидригайлов в свою очередь убежден, что Петербург – В«город полусумасшедшихВ».

Жизнь на грани срыва отличает многих героев произведения. Прочность и душевная стойкость присуща не многим. Эмоциональный настрой почти всех персонажей – отрицательный. Не случайно критики назвали «Преступление и наказание» романом В«мести и печалиВ». На протяжении пяти частей произведения нагнетаются негативные эмоции и реакции героев, и только в шестой они разрешаются и в некоторой степени устраняются. И центром конфликта является, конечно же, Раскольников – классический образец типа В«озлобленных героевВ» Достоевского.

Почти все поступки главного героя противоречивы, в них проявляет себя противоречивая натура Раскольникова. Противоречия его натуры проявляются и в мотивации преступления. Но мотивировки поведения героя в романе постоянно раздваиваются, ибо сам герой, попавший в плен к бесчеловечной идее, лишается цельности. В нем живут и действуют два человека одновременно: одно раскольниковское В«яВ» контролируется сознанием героя, а другое В«яВ» в то же самое время совершает безотчетные душевные движения и поступки. Не случайно друг Раскольникова Разумихин говорит, что у Родиона В«два противоположных характера поочередно сменяютсяВ».

Вот герой идет к старухе-процентщице с ясно осознанной целью – совершить В«пробуВ». По сравнению с решением, которое Раскольников осуществит завтра, ничтожны и последняя дорогая вещь, за бесценок покупаемая старухой, и предстоящий денежный разговор. Нужно другое: хорошо запомнить расположение комнат, тщательно подсмотреть, какой ключ от комода, а какой от укладки, куда прячет деньги старуха. Но Раскольников не выдерживает. Старушонка-процентщица втягивает его в сети своих денежных комбинаций, спутывает логику В«пробыВ». На глазах читателей Раскольников, забыв о цели визита, вступает в спор с Аленой Ивановной и только потом одергивает себя, В«вспомнив, что он еще и за другим пришелВ».

Противоречивость в поведении героя проявляется и в сцене на бульваре. Жалость к девочке-подростку, желание спасти невинную жертву, а рядом – презрительное: В«А пусть! Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год… кудато… к черту…В»

За городом, незадолго до страшного сна-воспоминания, Раскольников вновь бессознательно включается в жизнь, типичную для бедного студента. В«Раз он остановился и пересчитал деньги: оказалось около тридцати копеек. “Двадцать городовому, три Настасье за письмо, – значит Мармеладовым дал вчера копеек сорок семь али пятьдесят”, – подумал он, для чего-то рассчитывая, но скоро забыл даже, для чего и деньги вытащил из карманаВ». Вновь открывается парадокс как следствие В«расколотойВ» души героя: решимость В«на такое делоВ» должна исключать подобные пустяки. Но убежать от В«пустяковВ» Раскольникову не удается, так же как не удается убежать от самого себя, от противоречий своей души. Нелогичные поступки героя обнажают существо живой, не подвластной теории, натуры молодого человека.

В«Преступление и наказаниеВ» – роман В«шумныйВ». Номера гостиниц, набитые жильцами квартиры и углы, улицы и переулки го рода переполнены исступленными голосами, громкими криками, неумолкающей речью. Раскольникова даже во сне преследует все то, что окружает наяву. Из общего тона произведения выпадают лишь немногие страницы, в частности те, которые относятся к Лизавете и Соне. Только в мире этих двух героинь царит тишина, и это очень важно для автора. Но следует отметить, что Соня, голос которой входит чистой и тихой мелодией в громкое и раздраженное звучание других голосов, тоже не всегда кротка и безмолвна. Она может быть В«упорнойВ» и В«настойчивойВ», В«дрожать от гнева и негодованияВ», В«строго и гневноВ» отстаивать свои интересы. Рожденная в этом шумном мире, она не может быть другой. Именно поэтому Достоевский при изображении своей героини избегал иконописных приемов.

Главная линия романа – идейное противопоставление Раскольникова остальным героям. Даже случайные столкновения становятся для него предопределением с разнообразно противостоящими героями. Практически все герои противопоставлены Раскольни кову: и Соня, и Порфирий Петрович, и Лужин, и Лебезятников, и Свидригайлов. Все они ускоряют процессы, происходящие в душе Раскольникова.

Имена и фамилии героев романа тщательно продуманы Достоевским и полны глубокого смысла. Фамилия главного героя романа свидетельствует о том, что в сознании автора страстная любовь Раскольникова к людям и фанатизм в отстаивании своей В«идеиВ» ассоциировались с расколом – определенной стороной самосознания русских людей. Раскол (старообрядство, староверие) – течение, возникшее в середине XVII века в русской церкви как протест против новшеств патриарха Никона, которые заключались в исправлении церковных книг и некоторых церковных обычаев и обрядов. Раскольников В«раскалываетВ» породившую его мать – землю, В«раскалывает родинуВ», а если принять во внимание отчество и идейный смысл самого образа, то возможно и прямое толкование: раскол родины Романовых.

В 

в–єВ Материалы о романе Ф.М. Достоевского В«Преступление и наказаниеВ»:

в–єВ Перейти к оглавлению книги В«Преступление и наказаниеВ» Ф.М. Достоевского. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2020/07/geroi-prestuplenie-i-nakazanie-opisanie-personazhi-spisok-tablica.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/prestuplenie-i-nakazanie/geroi-romana-harakteristika-glavnyh.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1555-harakteristika-glavnyh-geroev-romana-prestuplenie-i-nakazanie.html
  • https://kupidonia.ru/spisok/spisok-geroev-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskij
  • https://licey.net/free/11-kratkie_soderzhaniya_literaturnyh_proizvedenii/46-_prestuplenie_i_nakazanie__fm_dostoevskogo_kratkoe_soderzhanie_osobennosti_romana_sochineniya/stages/2433-mir_geroev__prestupleniya_i_nakazaniya_.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт