Анализ глав повести Путешествия из Петербурга в Москву Радищева

В главе “София” путешественник размышляет об особенностях русского национального характера: “Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагренный кровию от оплеух, многое может решить, доселе гадательное в истории Российской”.

“Любани”: автор описывает свою встречу с крестьянином, который в праздник пашет ниву. Шесть дней в неделю он работает на барщине. На вопрос автора, когда же он успевает доставать хлеб, чтобы прокормить большую семью, он отвечает: “Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет.

Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как эта устанет, возьмусь за другую; дело-то и споро”. Путешественник потрясен признаниями крестьянина. Свои размышления он оканчивает словами: “Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение”.

На станции Чудово герой встречается с другом, который рассказывает ему историю, с ним приключившуюся. Отправившись на небольшом судне в путешествие по морю, он со спутниками попал в шторм. Судно застряло в полутора километрах от берега между двумя камнями и не двигалось с места.

Тот обратился к простым рыбакам, которые спасли оставшихся. Вернувшись в поселок, рассказчик отправился к начальнику. Он думал, что тот накажет своего сержанта, узнав, что его не разбудили, когда двенадцать человек были в опасности. Но начальник только ответил: “Не моя то должность”.

Тогда рассказчик обратился к высшему начальству, и “некто” ему ответил: “Но в должности ему не предписано вас спасать”. “Теперь я прощусь с городом навеки, – восклицает рассказчик. – Не въеду николи в сие жилище тигров. Единое их веселие – грызть друг друга; отрада их – томить слабого до издыхания и раболепствовать власти”.

В Спасской Полести герой попадает под дождь и вынужден ночевать и избе. Там он слышит шепот: разговаривают муж и жена, которые тоже заночевали по дороге в Новгород. Муж рассказывает жене историю, достойную пера Салтыкова-Щедрина.

Мы видим Радищева с новой стороны: перед нами острый сатирик, повествующий, как наместник тратит казенные деньги на собственные прихоти (он очень любит “устерсы”, то есть устриц), а курьеры и офицеры получают деньги и чины за то, что исполняют эти прихоти.

Размышляя о былом величии Новгорода (глава “Новгород”), автор с горькой иронией пишет о праве народов: “Когда возникают между ими вражды, когда ненависть или корысть устремляет их друг на друга, судия их есть меч. Кто пал мертв или обезоружен, тот и виновен; повинуется непрекословно сему решению, и апелляции на оное нет. – Вот почему Новгород принадлежал царю Ивану Васильевичу. Вот для чего он его разорил и дымящиеся его остатки себе присвоил”.

Предвосхищая мысль Толстого, Радищев говорит, что во время войны “великие насилия правом войны прикрываются” (“Зайцово”); размышляет о корыстолюбии начальства, о бесправии крестьян, затрагивает экономические проблемы, вопросы воспитания и взаимоотношений между мужем и женой – как в крестьянской, так и в дворянской семье.

В главе “Едрово” путешественник встречает девушку Анюту, разговаривает с ней. Он восхищается не только ее красотой, но благородством в образе ее мыслей. Анюта собирается жениться, и герой от чистого сердца предлагает ее матери сто рублей в приданое для дочери.

Мать отказывается, хотя для крестьянской семьи это огромные деньги. Целомудрие и невинность Анюты восхищают героя, и он долго думает о ней.

В этой же главе он рассказывает эпизод Пугачевского восстания. Имя Пугачева было запрещено даже упоминать, но Радищев смело рассказывает о произволе помещика и расправе над ним крестьян, которых потом осудили, и подводит итоги своим размышлениям: “Но крестьянин в законе мертв…”

Главы “Хотилов” и “Выдропуск” носят подзаголовок “Проект в будущем”. Это важнейший документ общественной мысли – первая российская утопия. Каким может стать государство, когда, “наслаждался внутренею тишиною, внешних врагов не имея”, доведено будет общество “до высшего блаженства гражданского сожития”?

Единственным стражем общества будет закон: “под державным его покровом свободно и сердце наше”, – в это хочет верить Радищев.

Что нужно для этого? Автор отвечает нам в главе “Торжок”. Начало гражданскому обществу – свобода, и первый элемент свободы – “свободное книгопечатание”, когда цензура не стоит у печатного станка “нянькою рассудка, остроумия, воображения, всего великого и изящного”.

Но “вольность мыслей правительствам страшна”.

Проезжий, с которым знакомится путешественник, дает почитать тетрадку с сочинением, название которого – “Краткое повествование о происхождении ценсуры”. В тетрадке – история борьбы власти и общественной мысли со времен Сократа до последних европейских событий.

Все громче звучит голос Радищева-гражданина.

В главе “Медное” – трагическая сцена продажи семьи крепостных крестьян на торгах. Кто имеет власть установить свободу для крестьян в России? “Но свобода сельских жителей обидит, как то говорят, право собственности. А все те, кто бы мог свободе поборствовать, все великие отчинники, и свободы не от их советов ожидать должно, но от самой тяжести порабощения”.

В Твери путешественник встречается со стихотворцем, который размышляет о значении поэзии в обществе и читает ему оду “Вольность”. Как понимать вольность? “Вольностию должно называть то, что все одинаково повинуются законам”. Ода написана самим Радищевым и оказала огромное влияние на Пушкина.

Пушкин признавался в этом в черновой редакции “Памятника”: “Вослед Радищеву восславил я свободу…”.

Сейчас нас поражают фразы, звучащие как пророчества: “Желал я, чтобы земледелец не был пленник на своей ниве…”; “Следующие 8 строф содержат прорицания о будущем жребии отечества, которое разделится на части, и тем скорее, чем будет пространее. Но время еще не пришло. Когда же оно наступит, тогда

Встрещат заклепы тяжкой ночи.

Упругая власть при последнем издыхании приставит стражу к слову и соберет все свои силы, дабы последним махом раздавить возникающую вольность… (…) Но человечество взревет в оковах и, направляемое надеждою свободы и неистребимым природным правом, двинется…”

Анализ глав “Путешествия из Петербурга в Москву”« УРОК ПО ПЬЕСЕ А. ВАМПИЛОВА “УТИНАЯ ОХОТА” ( о финальной сцене)Верный друг »

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ глав повести Путешествия из Петербурга в Москву Радищева

Начинается произведение сообщением Радищева к приятелю А.М. Кутузову. Автор показывает почему он, решил написать эту повесть. Глава «Выезд» повествует, как он, сидя за столом с приятелями, начинает поездку в кибитке, управляемой извозчиком. Писатель повествует о том, что очень трудно оставлять приятелей и любимых людей, без которых не очень легко живётся. Глава является вводной частью и пока не рассказывает главного содержания: о нищих бедняках. Рассказывает о том, как плохо быть одиноким в нашем мире.

В главе «София» рассказано о ямщиках. Странник призывает дать ему лошадей, но комиссар просит у него средства на спиртное, показывая тем самым безнадёжность, затурканность простого народа. Выходом из этой безнадежной ситуации является уход в мир иной. Для писателя только Бог может помочь беднякам. Он показывает дворянам, что необходимо помогать бедным людям.

В Тосне писатель находит собеседника, пишущего книги, в которых дворяне могут подтвердить свой старинный род, для улучшения своего места в обществе. Собеседник хочет на этом неплохо заработать. Писатель дает ему совет, что все его занятие – большое зло.

Далее в небольшом селе Любани, писатель знакомиться с крестьянином, пашущим землю в выходной. Поговорив с ним у автора, возникло чувство жалости к беднякам, которые жалеют скотину. В конце разговора писатель начинает плакать от увиденного.

В Чудове становиться ясным, что действующие законы не гарантируют личной безопасности. Писатель видит своего друга — господина Ч. Тот сообщает ему про морской эпизод: о тонущей лодке, спасении рулевого и отказе ему в помощи на берегу. Начальство отдыхало, и не в их компетенции было спасать людей. Моряк Павел отыскал помощь в другом месте. После этого эпизода, никто не был наказан, начальник сказал, что не его эта должность.

В Подберезье рассказчик встречается с семинаристом, юнцом, окончившим учреждение, тот хочет в столице пройти другое обучение. Образование осуществляется на латинском языке, поэтому никто не учится. Писатель поднимает и прочитывает упавшие записки семинариста. В них находятся взгляды о мартинизме, но писатель не придерживается позиции семинариста и отрицает её.

Далее идет рассуждение об истории Новгорода, о силе и мощи княжества, о народном собрании, тяготении к равноправию. Но ели есть сила, в лице Ивана Грозного, которая разрушила все, то зачем тогда право?

Листая Новгородскую летопись, писатель повествует о жизни в XV веке. Стремлении к созданию демократии. В Новгороде он находит приятеля-жулика К. Дементьевича, знатного подданного, который получает от людей разные суммы, но не привозит товар. Он нашел лазейку в правосудии, зарегистрировав дом на супругу.

В Бронницах писатель подымается на возвышенность, на которой когда-то было языческое святилище. Идет рассуждение о нашем существовании и Всевышнем, давшем нам жизнь. Человеку самому нужно делать свое счастье и не рассчитывать на Бога.

В Зайцове писатель видит своего друга некоего Крестьянкина, главу уголовной палата. Когда-то он изучал дело жестокого барина, который нагружал бедняков работой, бил их, не давал есть. Бедняки не выдержали этого и убили барина и его отпрысков. Крестьянкин не признал крестьян виновными, однако коллеги настаивали на обратном. Поэтому он уволился и на этом заканчивает свой рассказ. Потом писателю приносят письмо от друга из Петербурга, который пишет, что недавно случился брак между 62-летней дамой и 78 -летним. Они оба преследуют свои цели, мужчина женился ради богатства, а женщина, чтобы избежать уединения.

Направлявшийся мимо погоста, писатель наблюдает похороны. Видит страдания близких. Отец винит себя в кончине отрока. Писатель догадывается, о чем говорит отец. Он вспоминает как в юности он переболел венерической болезнью, при лечении которой он принимал лекарство. Средство, по существу, было ядовитым веществом, которое может воздействовать на будущий детей. Писатель задумывается о борьбе с распущенностью и её последствиях.

Далее следуют развратные Валдаи, благодаря популярности распущенных женщин, с которыми в банях любят попарятся странники.

В Едрово писатель встречает крестьянок, которые очень красивые, на его взгляд. Он разговаривает с Анной, которая не может выйти замуж из-за денег – 100 рублей. Писатель пытается дать им необходимую сумму, но оказывается, что выкуп не нужен. Однако он дает деньги на нужды, но мама не берет их. Не секрет, что подарки дарят беднякам, чтобы искупить грехи за распущенное поведение. Далее идет рассуждение о неравных брачных союзах, которые писатель считает неправильными.

Из повозки писатель увидел на земле клочок бумаги. В нём излагаются мнение о крепостном праве. Незнакомец ругает крепостное право и призывает отменить его. Оказывается это его друг потерял свои документы.

Путешествуя мимо Вышнего Волчка, писатель видит красивые пастбища и судна с товарами. Он разбирается, что за всей этой красотой стоит пот и кровь бедняков. Писатель припоминает об одном барине, который решил нажиться на крестьянах, заставляя их вкалывать целый год. Помещик отобрал у них всё. Таким образом он разбогател, а общество таких негодяев отмечает и ставит в пример, но для писателя такие помещики – негодяи.

Далее писатель читает заметки друга и обнаруживает замечательный проект. В котором сообщается, что монархи окружают себя блеском и богатством, а ведь основа правления – поступки правителя.

В Торжке писатель сталкивается с человеком, который следует в Петербург, для того чтобы отменить цензуру в Торжке и можно было издавать разные книги. Однако Россия в XVIII в. использует тотальный контроль печати.

Далее следует описание возникновения цензуры. Она возникла в XV веке в г. Майнце, там же где и печатанье книг. В 1486 г. Священник утвердил проверки за переводами зарубежных книг. За неповиновение указу следовали проклятие и штраф. В итоге цензура изобретение церкви.

При дальнейшем путешествии, писатель читает статью. В ней говориться о выставлении усадьбы и крестьян на торги. Для бедняков это настоящее горе, на правосудие надежды нет.

В Твери писатель встречается с одним поэтом. Этот человек жалуется, что в России нет развития поэзии, а аристократы выражаются на Французском языке. Затем он прочитал свои наброски, он надеется, что их опубликуют.

В следующей остановке, в Городне, писатель увидел отправку бедняков в армию. Пожилая мама отправляет единственного ребенка, без помощи которого он умрет от голода. А для него служба – большая удача чтобы избежать унижений от жестоких землевладельцев. Дальше он видит троих крестьян в кандалах, барин избавляется от них, чтобы приобрести карету. Тут же находится француз, который получил за себя 200 рублей, чтобы пойти в армию и остаться в живых.

В Завидово писатель замечает офицера, подручного. Грубый офицер настаивает, чтобы ему привели 50 лошадей для чиновника. А также решат забрать у писателя лошадей, но получает от писателя отпор. Подобный эпизод показывает писателю, как люди без своей головы расстилаются и ползают на коленях возле «важных персон».

Около Клина писатель наблюдает слепого старца, который исполняет песни. Бедняки кидают старцу подаяние по 5 копеек. Писатель кидает 1 рубль, но старец не принимает денег, и просит взамен нечто полезное. Писатель с охоткой дает ему свой платок. Через некоторое время, писателю сообщают, что старец умер, но носил платок до самой смерти. Автору на душе становиться хорошо, из-за того, что платок помог старцу в его нелегкой жизни.

Сделав остановку в Пешках, писатель обедает селянской хате. Хозяйка жалуется ему на нелегкую жизнь. Крестьяне кушают плохую еду, и не могут купить другую. Писатель видит всю эту бедность и винит в этом помещиков, взывая к совести. Необходимо прекратить изводить бедняков.

В Черной грязи писатель наблюдает странную картину. Барин женит по принуждению двоих крестьян. Люди очень испуганы и мрачны, они терпеть не могут друг друга. Писатель воспринимает это, как очередное преступление против народа.

Далее автор знакомит нас со статьёй о Ломоносове, которую ему передал один поэт. В ней поэт восхваляет Ломоносова. Рассказывает, что он был первопроходцем практически во всем, вложил очень многое в русскую литературу. Писатель расстаётся с читателями, он приближается к Москве.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Анализ рассказа Солженицына Один день Ивана Денисовича↑ ДругиеДобро и зло в сказке Андерсена Снежная королева →

Анализ глав повести Путешествия из Петербурга в Москву Радищева

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Раскаяние (9 класс 15.3 ОГЭ) рассуждение

    Раскаяние можно назвать одним из чувств, без которых сложно представить представителя человеческого рода. Даже если личность утверждает, что никогда в жизни не совершала ошибок

  • Образ и характеристика Евграфа Живаго в Докторе Живаго Пастернака

    «Доктор Живаго» — роман, написанный Борисом Пастернаком в 1955 году (писал он его десять лет). Советские власти не приняли этот роман, и Пастернак был подвержен травле, из-за которой рано умер.

  • Анализ повести Марфа-Посадница, или Покорение Новагорода Карамзина

    Произведение по жанровой направленности относится к исторической повести, рассматриваемой в качестве основной темы вопросы свободолюбия, справедливости и борьбы за права своего народа.

  • Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс (описание)

    Борис Михайлович Кустодиев по праву считается самым народным российским художником. Хоть он в отличие от передвижников, не изображал тяжелый быт крестьянства, тем не менее в каждой

  • Характеристика одного из героев комедии Ревизор сочинение по плану

    Сочинение по плану про героя Ревизора

Наиболее известным произведением русского писателя Александра Николаевича Радищева стало «Путешествие из Петербурга в Москву». Оно было издано в 1790 году и первоначально не вызвало у цензоров никаких подозрений. Жанр сентиментального путешествия, популярный тогда в Европе, представлял собой изложение любовных приключений героя, чередующееся с описанием волнующих его чувств.

Для Радищева такая форма произведения стала способом изложения мыслей автора об общественном устройстве России. Использовав в качестве эпиграфа слова из поэмы В. Тредиаковского «Телемахида», писатель обозначил основную идею своего произведения: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» . На современном языке это означает, что чудище жирное, огромное, творящее безобразия, имеет сто глоток, то есть ненасытное, жадное, а «лаяй» — лающее, ругающееся. Под «чудищем» Радищев подразумевал крепостническую систему, существовавшую тогда в России и лежавшую в основе самодержавия.

Любовь к Отчизне, ненависть к крепостничеству, правдивое изображение тяжелого положения простого народа сделали это произведение непохожим на другие и опасным для правительства. Недаром императрица Екатерина II, самолично ознакомившись с творением Радищева, вынесла свой вердикт. Она сказала, что Радищев — «бунтовщик хуже Пугачёва», потому что «тот, хоть царём прикинулся, монархический строй исповедовал», а Радищев с помощью революции «надумал на Руси учинить республику!»

«Путешествие» больше напоминает путевые заметки: автор-повествователь, оказавшись по пути из Петербурга в Москву в каком-нибудь населенном пункте, описывает встречу или событие. Жанр путешествия помог автору показать российскую действительность как бы со стороны, глазами наблюдателя. Заведя у себя дома типографию, Радищев с помощью преданных ему по службе подчиненных стал печатать главный труд своей жизни.

Книга состояла из глав, названных по наименованиям почтовых станций на пути из Петербурга в Москву. Этой дорогой обычно следовала сама императрица, и Радищев был намерен «раскрыть ей глаза» — показать настоящую Россию. Едва автор сходит на станции София, как сталкивается с проблемами России екатерининских времен. Среди ночи он не смог найти извозчика, пока не предложил взятку «на водку». Такая особенность национального характера оказывается в центре внимания повествователя.

В главе «Любань» рассказчик видит крестьянина, пашущего на двух лошадях попеременно, чтобы давать им отдых по очереди. Сам же работник не отдыхает, ведь ему надо отработать барщину до темноты, а после еще на семью работать. В воскресенье же ему приходится трудиться весь день, чтобы как-то прокормить семью. Путешественник до слез возмущен бесправным положением крестьянина.

Глава «Чудово» описывает встречу с приятелем — господином Ч., который рассказывает свою историю. Как-то раз он со спутником отправился в море на небольшом судне и попал в шторм. Судно застряло между камнями. Рискуя жизнью, один человек смог добраться до берега, прибежал в ближайший городок, но начальник спал, и сержант, не посмев разбудить его, выгнал просителя. К счастью, помогли рыбаки: они спасли двенадцать человек. Рассказчик был уверен, что сержант понесет наказание, но вышестоящий начальник любезно объяснил, что «в должности ему не предписано спасать». Вывод для автора очевиден: «Отрада жителей этого города — томить слабого до издыхания и раболепствовать власти».

В «Спасской Полести» рассказчик оказывается под дождем, и ему приходится ночевать в избе. Он слышит тихий шепот супругов, тоже заночевавших здесь по дороге в Новгород. Муж рассказывает жене о купце, получившем орден лишь за то, что привозил наместнику, тратившему казенные деньги, устриц. Позже путешественник видит во сне себя царем, который прозрел и ужаснулся окружающей его действительности. Но читатели понимали, что этому сну не суждено сбыться: любые помыслы правителя искажаются при исполнении, так как не подкреплены законом.

Глава « Едрово» знакомит путешественника с Аннушкой, ее матерью и женихом Иваном. Девушка не может выйти замуж за своего Ванюшу, пока не заплатит 100 рублей выкупа. Рассказчик хочет помочь красивой и доброй крестьянке и предлагает деньги за поцелуй. Но Анна не собирается целовать барина, потому что ее поцелуи уже другому «посулены», мать же не берет деньги, чтобы не ставить под сомнение доброе имя своей дочери, а Ваня не желает милости, когда у него есть две руки, привычные к работе.

В главе «Медное» читатель узнает страшную в своей обыденности историю о том, как молодой барин продает своего бывшего дядьку, который вырастил его и когда-то спас от утопления. Продает он и свою кормилицу, и их дочь, им же обесчещенную. Но для окружающих это «срамное зрелище» вполне обыденно. Поэтому заканчивается глава рассуждением о том, что помещики никогда добровольно не откажутся от своей собственности. Следовательно, единственный выход из ситуации — бунт народа, потерявшего терпение.

В своей книге Александру Радищеву удалось показать, как крепостное право не только губит народ, но и развращает дворян: когда крестьяне убивают помещика и его сыновей за жестокое к ним отношение, вдова защищает убийц, лишь бы не лишиться дармовой рабочей силы.

Автор пишет и о тяжести для народа рекрутчины, и о нелепости цензуры, и о «подлом раболепии» — обо всех сторонах современной жизни, резко критикуя их. Беззаконие, творившееся в стране, административный произвол, неправосудие, злоупотребление властью вельмож, чиновников и помещиков Радищев рассматривал не как результат частных нарушений, а как прямое и неизбежное следствие крепостничества и самодержавия.

Писатель прекрасно понимал, что ужасы крепостного права грозят возмущением крестьян, но оправдывал это возмущение. Он писал, что русский народ терпелив, но когда этому терпению придет конец, «ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость». Радищев настаивал на том, что за «порчу», производимую крепостным правом, нужно требовать расплаты. Это стало настоящим подвигом, ведь он один вышел на поединок с самодержавием.

Уже на следующий день после появления «Путешествия» в продаже в лавке купца Зотова Радищева арестовали. Получившая экземпляр книги императрица «оценила» ее по достоинству: автор практически сразу оказался в Петропавловской крепости. Почти через месяц писателю был вынесен смертный приговор, позже замененный другим: ссылка на десять лет в Сибирь — в Илимский острог. Книга оказалась под запретом, а почти весь выпущенный ее тираж был уничтожен. Запрет был снят лишь в 1905 году, во время первой русской революции.

Современники усматривали связь произведения Александра Радищева с сентиментальными английскими и французскими романами. Сентиментализм как литературное течение появился в Европе во второй половине XYIII века. Идеология сентиментализма была просветительской: писатели-сентименталисты считали, что можно сделать мир более совершенным, если научить людей разумным формам поведения.

В европейских сентиментальных романах использовалась форма путешествия, где описывались случайные встречи, разговоры в пути, незначительные происшествия — все, что давало пищу для сердца и воображения. Русский писатель Радищев, благодаря форме путешествия, смог ввести в ткань повествования и оду, и похвальное слово, и аллегорический сон с сатирическим подтекстом. Он размышлял о нравах россиян, о различных сторонах современного ему быта, о проблемах политики и философии, что позволило автору соединить художественное, публицистическое и научное начало, обусловив абсолютную уникальность творческой манеры «Путешествия из Петербурга в Москву».

По произведению: «Путешествие из Петербурга в Москву»

По писателю: Радищев Александр Николаевич

Данное произведение наиболее четко отразило революционные взгляды Радищева. Написана она писателем в 1790 году. А побудило его к написанию данного произведения тот произвол и угнетение человека человеком, социальная несправедливость, которые писатель устал видеть вокруг себя.

Форма путевых заметок была выбрана автором не случайно. Она давала Радищеву возможность широкого охвата реальной жизни в России конца XVIII века. Каждый раз герой произведения останавливается в новой почтовой станции.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

Названиями этих станций и проименованы главы книги. Словно в калейдоскопе перед читателем проносятся представители разных сословий и слоев общества. Радищеву удается раскрыть душевное смятение путешественника от увиденного в пути. И это тошное самочувствие передается от героя к читателю.

Писатель раскрывает всю лживость утверждений царицы и лающих на кость писателей, которые громогласно утверждали, что помещики добрые, а народ любит своих господ и живет припеваючи. В реальности все было с точностью да наоборот.

В одной из глав, которая называется «Любани», путешественник встречается с крестьянином, которого замучила барщина. Он вынужден шесть дней в неделе работать бесплатно на помещика, а чтобы его семья не умерла с голоду, работает и по ночам, и по праздникам. Он так измучен барщиной, что считает помещиков, которые берут больше трех рублей с человека в качестве оброка, добрейшими из господ.

В главе «Пешки» путешественник, а вместе с ним и читатель, становятся свидетелями нищенского положения крестьян, их убогого быта, невозможности месяцами пробовать сахар.

Невозможно без содрогания читать главу «Медное» в котором промотавший отцовское состояние барин, продает с торгов своих дворовых. Среди них и немощный старик-солдат, который спас от смерти отца барина в Крымской войне. А теперь всей его семье предстоит быть проданным с аукциона разным хозяевам.

Вера в ум и предприимчивость русского народа наиболее полно отразились в главе «Едрово». Автор считает, что крестьяне имеют моральное право восстать против своих угнетателей. Он не зря напоминает про тот день, когда появится новый Пугачев, который жестоко будет мстить за суровость и бесчеловечие, проявляемое по отношению к крепостным. А ода «Вольность», включенная в главу «Тверь», просто вывела из себя Екатерину II.

Своим произведением Радищев выступил как критик-реалист, для которого истина и справедливость, любовь к народу и вера в его будущее были превыше всего.

—>

В главе «София» путешественник размышляет об особенно­стях русского национального характера: «Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагрённый кровию от оплеух, многое может решить, доселе гадательное в истории Россий­ской».

«Любани»: автор описывает свою встречу с крестьянином, который в праздник пашет ниву. Шесть дней в неделю он работа­ет на барщине. На вопрос автора, когда же он успевает доставать хлеб, чтобы прокормить большую семью, он отвечает: «Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не ум­рёт. Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как эта устанет, возь­мусь за другую; дело-то и споро». Путешественник потрясён при­знаниями крестьянина. Свои размышления он оканчивает словами: «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твоё осуждение».

На станции Чудово герой встречается с другом, который рассказывает ему историю, с ним приключившуюся. Отправив­шись на небольшом судне в путешествие по морю, он со спут­никами попал в шторм. Судно застряло в полутора километрах от берега между двумя камнями и не двигалось с места. Двена­дцать человек едва успевали откачивать воду. Один храбрый человек, рискуя жизнью, сумел добраться до берега, добежал до ближайшего селения и пришёл к начальнику, прося помощи. Начальник спал, а сержант не посмел его разбудить и вытолкал человека за дверь. Тот обратился к простым рыбакам, которые спасли оставшихся. Вернувшись в посёлок, рассказчик отпра­вился к начальнику. Он думал, что тот накажет своего сержанта, узнав, что его не разбудили, когда двенадцать человек были в опасности. Но начальник только ответил: «Не моя то долж­ность». Тогда рассказчик обратился к высшему начальству, и «некто» ему ответил: «Но в должности ему не предписано вас спасать». «Теперь я прощусь с городом навеки, — восклицает рассказчик. — Не въеду николи в сие жилище тигров. Единое их веселие — грызть друг друга; отрада их — томить слабого до издыхания и раболепствовать власти».

В Спасской Полести герой попадает под дождь и вынужден ночевать и избе. Там он слышит шёпот: разговаривают муж и же­на, которые тоже заночевали по дороге в Новгород. Муж расска­зывает жене историю, достойную пера Салтыкова-Щедрина. Мы видим Радищева с новой стороны: перед нами острый сатирик, повествующий, как наместник тратит казённые деньги на собст­венные прихоти (он очень любит «устерсы», то есть устриц), а курьеры и офицеры получают деньги и чины за то, что исполня­ют эти прихоти.

Размышляя о былом величии Новгорода (глава «Новгород»), автор с горькой иронией пишет о праве народов: «Когда возни­кают между ими вражды, когда ненависть или корысть устремля­ет их друг на друга, судия их есть меч. Кто пал мёртв или обезо­ружен, тот и виновен; повинуется непрекословно сему решению, и апелляции на оное нет. — Вот почему Новгород принадлежал царю Ивану Васильевичу. Вот для чего он его разорил и дымя­щиеся его остатки себе присвоил».

Предвосхищая мысль Толстого, Радищев говорит, что во время войны «великие насилия правом войны прикрываются» («Зайцово»); размышляет о корыстолюбии начальства, о беспра­вии крестьян, затрагивает экономические проблемы, вопросы воспитания и взаимоотношений между мужем и женой — как в крестьянской, так и в дворянской семье.

В главе «Едрово» путешественник встречает девушку Анюту, разговаривает с ней. Он восхищается не только её красотой, но благородством в образе её мыслей. Анюта собирается жениться, и герой от чистого сердца предлагает её матери сто рублей в при­даное для дочери. Мать отказывается, хотя для крестьянской се­мьи это огромные деньги. Целомудрие и невинность Анюты вос­хищают героя, и он долго думает о ней.

В этой же главе он рассказывает эпизод Пугачёвского восста­ния. Имя Пугачёва было запрещено даже упоминать, но Радищев смело рассказывает о произволе помещика и расправе над ним крестьян, которых потом осудили, и подводит итоги своим раз­мышлениям: «Но крестьянин в законе мёртв…»

Главы «Хотилов» и «Выдропуск» носят подзаголовок «Про­ект в будущем». Это важнейший документ общественной мыс­ли — первая российская утопия. Каким может стать государство, когда, «наслаждался внутренею тишиною, внешних врагов не имея», доведено будет общество «до высшего блаженства граж­данского сожития»? Единственным стражем общества будет за­кон: «под державным его покровом свободно и сердце наше», — в это хочет верить Радищев.

Что нужно для этого? Автор отвечает нам в главе «Торжок». Начало гражданскому обществу — свобода, и первый элемент свободы — «свободное книгопечатание», когда цензура не стоит у печатного станка «нянькою рассудка, остроумия, воображения, всего великого и изящного». Но «вольность мыслей правительст­вам страшна».

Проезжий, с которым знакомится путешественник, даёт по­читать тетрадку с сочинением, название которого — «Краткое повествование о происхождении ценсуры». В тетрадке — исто­рия борьбы власти и общественной мысли со времён Сократа до последних европейских событий.

Всё громче звучит голос Радищева-гражданина.

В главе «Медное» — трагическая сцена продажи семьи кре­постных крестьян на торгах. Кто имеет власть установить свобо­ду для крестьян в России? «Но свобода сельских жителей обидит, как то говорят, право собственности. А все те, кто бы мог свободе поборствовать, все великие отчинники, и свободы не от их сове­тов ожидать должно, но от самой тяжести порабощения».

В Твери путешественник встречается со стихотворцем, кото­рый размышляет о значении поэзии в обществе и читает ему оду «Вольность». Как понимать вольность? «Вольностию должно на­зывать то, что все одинаково повинуются законам». Ода написана самим Радищевым и оказала огромное влияние на Пушкина. Пуш­кин признавался в этом в черновой редакции «Памятника»: «Во­след Радищеву восславил я свободу…».

Сейчас нас поражают фразы, звучащие как пророчества: «Желал я, чтобы земледелец не был пленник на своей ниве…»; «Следующие 8 строф содержат прорицания о будущем жребии отечества, которое разделится на части, и тем скорее, чем будет пространее. Но время ещё не пришло. Когда же оно наступит, тогда

Встрещат заклепы тяжкой ночи.

Упругая власть при последнем издыхании приставит стражу к слову и соберёт все свои силы, дабы последним махом разда­вить возникающую вольность… (…) Но человечество взревёт в оковах и, направляемое надеждою свободы и неистребимым при­родным правом, двинется…»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑ —> Об­зор сай­тов

Образование

Книги

Василий Крутов — Возвращение к себе

Используемые источники:

  • https://lit.ukrtvory.ru/analiz-glav-puteshestviya-iz-peterburga-v-moskvu/
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/analiz-glav-povesti-puteshestviya-iz-peterburga-v-moskvu-radishcheva
  • https://goldlit.ru/radishchev/1258-puteshestvie-analiz
  • https://sochinyalka.ru/2014/05/radishhev-analiz-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu.html
  • http://iessay.ru/ru/writers/native/r/radishhev/analizy/puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu/analiz-glav-puteshestviya-iz-peterburga-v-moskvu

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт