Сочинение: Вот злонравия достойные плоды (по пьесе Фонвизина «Недоросль»)

«Вот злонравия достойные плоды». Такими словами заканчивается знаменитая пьеса Фонвизина. Написана она в эпоху классицизма и согласна с его канонами драматургии. В XVIII веке пьесы решали, в первую очередь, воспитательные и нравственные задачи.

         Дворянство было привилегированным сословием, с которым государство связывало большие надежды в будущем. Но к сожалению, крепостное право сильно извратило дворян. На самом же деле эти проблемы актуальны и в наше время.

         Главным персонажем комедии является молодой человек Митрофанушка – сын барыни-крепостницы Простаковой. Перед читателем во всей красе предстает деградация дворян. Мать Митрофанушки – жестокая, грубая, злая и двуличная женщина. Ее фамилия говорит сама за себя, так как героиня – простак. Она не видит дальше своего носа, не может отличить хорошее от плохого. Простаковой чуждо желание думать, а ее главная черта характера – невежество, которое, к сожалению, сопровождается еще и злостью, желанием властвовать над всеми. Каждый день она бьет крепостных, она даже своего мужа сделала полностью подвластным ей.

         Единственный человек, которого любит Простакова – это ее сын: «Поди порезвись, Митрофанушка!». Но и любовь к сыну совершенно слепая. Мать старается соответствовать моде и правилам, нанимая сыну учителей, но со свойственными ей необразованностью и ленивым умом, она не может правильно оценить работу педагогов. К Митрофану была приставлена няня Еремеевна, получавшая «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Она продолжала пагубное влияние на хозяйского сына, и главной ее заботой было накормить мальчика, воспитанию же и она не уделяла совершенно внимания.

Вот и учитель математики Цыфиркин и учитель грамоте Кутейкин получают гроши за свой труд, зато Адам Адамыч Вральман, якобы обучавший Митрофанушку «всем наукам» был в доме на особом счету и пользовался особым уважением. А все потому, что не сильно обременял учением любимого сына Простаковой.

         Но к сожалению, и труды других учителей прошли даром для умственного развития Митрофанушки. Учился он без охоты и позволял себе довольно грубое и бесцеремонное отношение к своим наставникам. Конечно же, с таким учением, Митрофан продолжал оставаться абсолютно неграмотным и таким же невежественным. Он полное отражение своей матери, плод ее воспитания: «Не хочу учиться, хочу жениться», – это все, что беспокоит Митрофанушку. Софья считает, что он уже остановился в своем развитии, несмотря на то, что ему всего только 16 лет. Дальше возможна только еще большая деградация.

         Но самое страшное в Митрофанушке даже не его глупость и лень, а сочетание в нем тирана и раба. Он и жениться-то хочет, скорее всего, только потому, что его мать нашла подходящую невесту. А когда задуманное не удается, недоросль покорно соглашается на службу: «По мне, куды велят». В этом проявляется и его неумение и нежелание принимать решения и быть ответственным за свою жизнь. И в то же время, Митрофанушка не умеет считаться с мыслями и чувствами других людей. И даже свою мать, так сильно любившую его, он предает, оставляя ее в трудную минуту.

         Стародум и Правдин являются обличителями семьи Простаковой. Стародум с первой встречи замечает, что Митрофанушка вырос таким злонравным из-за воспитания матери. С горечью он признает духовное разложение семьи Простаковой. Сам же он в пьесе ратует за достойное нравственное воспитание молодежи, которое должно стоять на первом месте: «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

Митрофанушку испортило воспитание и среда, в которой ему пришлось расти. И в этом автор видит самую большую проблему в воспитании современной ему молодежи.  Словами Стародума Фонвизин выражает свои мысли о том, что государству нужны не только образованные люди, но, возможно, в первую очередь – высоконравственные. А нравственность и моральные ценности закладываются не учителями, а семьей. Митрофанушка вырос тем, кем и должен был вырасти в семье Простаковой. Но Стародум считает, что еще не все потеряно в молодом человеке, и, возможно, служба сможет что-то изменить в нем.

Злонравие Простаковой вернулось к ней бумерангом. Но самое страшное, по мнению Фонвизина, это то, что дети таких дворян тоже растут злыми и глупыми. Деградация сословия и воспитание молодых людей образуют замкнутый круг, который необходимо размокнуть, прекратив поощрять в дворянах невежество, хамство и злость.

3.png

Вопрос от 117 дней назад

сочинение как вы понимаете,, вот злонравия достойные плоды,,

Ответ от

Понятие «злонравия» занимает важное место в произведении Фонвизина «Недоросль». Писатель очень хорошо показывает, к чему приводят людей грубость, жестокость и алчность. Фраза «Вот злонравия достойные плоды! » – принадлежит именно Стародуму и этим высказыванием в комедии обобщается жизнь Митрофана. Действительно, в семье, где царит безнравственность, не стоит ждать, что дети вырастут воспитанными и образованными. Так в произведении «Недоросль» главный герой не желает учиться, не уважает своих родителей и вообще старших. Он глуп и недалек. Но возникает вопрос почему ? Да потому что он – плод воспитания своих родителей, таких же недалеких, необразованных и алчных. Вот и выходит, что если в семье царит злонравие, то плоды, то есть дети, будут достойны своих родителей. Воспитывая сына, Простакова не стремилась привить ему такие качества, как ответственность, доброжелательность, сострадательность и все то, что свойственно нормальному благоразумному человеку. Недоросль не хотел взрослеть, ему нравилось лениться и быть похожим на свою мать. Вот и пожала мать плоды своего воспитания (злонравия), воспитав невежду, который ее ни во что не ставит. Таким образом, мы убеждаемся, что Митрофан, а в его лице многие представители поколения, и есть «злонравия достойные плоды!».

Вернуться к списку вопросов

Автор: · 05.08.2019

(427 слов) Комедию «Недоросль» Д. И. Фонвизин написал в 1782 году. В тот период царил век Просвещения. Тогда идея искусства заключалась в воспитательно-нравственной цели. Основной ролью писателей-классицистов было повлиять на развитие человека и его усовершенствование. Поэтому понятие «злонравия» занимает важное место в произведении Фонвизина. Он показывает, к чему приводят людей грубость, жестокость и алчность. Три этих качества отражают смысл слова «злонравие», которое описывает нравственное состояние семьи Простаковых.

В своей комедии автор затрагивает такие проблемы, как отношение дворян к крепостному праву и воспитание нового поколения. Главной темой, все же, считается вторая, из-за чего произведение именуют как «комедией воспитания». Д. И. Фонвизин раскрывает деспотичность и бессердечность помещиков, которые не считаются с крестьянами, и эту модель поведения заимствуют их дети. К примеру, крепостная нянька Еремеевна служит в доме Простаковой около 40 лет, но вместо благодарности за свою работу она лишь получает копейки и пощечины. Госпожа Простакова унижает няньку, а Митрофан вторит ей и называет пожилую женщину «старой хрычовкой». Так, грубость матери передается сыну, и образуется круговорот порочности, который отрицательно сказывается на темпа развития страны.

Причина озлобленности персонажей комедии кроется в их невежественности и нежелании чему-то учиться. Они не осознают, что делают что-то не так, ведь не имеют даже поверхностных знаний о мире. Все исходит из рода семейства Простаковой и Скотинина. Их отец не знал грамоты, не знали и они сами. К тому же, герои считают, что разные науки бесполезны и толком никому не нужны. Они стремятся к деньгам любой ценой: поскольку заслужить достаток они не в состоянии, в ход идут хитрость и жестокость. Эту идею они передают Митрофанушке – представителю нового поколения. Вместе с ним его мать организует похищение богатой невесты, не считаясь даже с законом.

Автор показывает читателю пример вредоносного воспитания в жизни героев комедии, описывая обучение Митрофана. В комедии в дом к Митрофану ходят его учителя – Кутейкин, Цыфиркин и Адам Адамыч Вральман. Эти персонажи в итоге так ничему не обучат мальчика, потому что в подавляющем большинстве сами являются необразованными и ленивыми людьми. А для Простаковой ученье Митрофанушки считалось лишь способом обеспечить ему карьеру.

Д. И. Фонвизин считает, что в вопросах воспитания необходимы не только развитие ума, но и моральные нормы. Мысли о правильном воспитании автор затрагивает в словах героя Стародума во время диалога с Правдиным. Стародум говорит, что государю необходимы не только просвещенные подданые, но и люди высокоморальные, способные на нравственные подвиги. Однако все это чуждо Митрофану: его воспитание не включает ни того, ни другого. Именно поэтому в финале он грубит матери и фактически отрекается от нее. Так, главным плодом злонравия, а именно алчности, грубости и невежества, стало разрушение семьи Простаковых: сын просто не умел уважать родителей, а они не смогли заслужить уважения.

Автор: Тамара Крюкова

Основной проблемой, поднимаемой в этой известной пьесе, является задача воспитания просвещенного, трудолюбивого, целеустремленного и в то же время преданного родной стране человека. В 18 столетии дворян было принято считать настоящим «оплотом общества», именно с этим сословием передовые русские люди связывали надежды на лучшее будущее.

Однако центральный персонаж комедии Митрофан Простаков с рождения растет в обстановке полнейшего невежества, грубости, хамства, пренебрежения к окружающим со стороны его родителей. Именно по этой причине юноша вырастает фактически неграмотным и столь же уверенным в своей избранности и в том, что ему нет никакой необходимости чем-либо заниматься, как и его чрезвычайно ограниченная и при этом достаточно жестокая мать.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

На протяжении всей пьесы автор не перестает подчеркивать, что наиболее серьезным злом в тогдашней России является безоговорочное владение крепостными крестьянами, в отношении которых хозяевам позволяется абсолютно все. Весь жизненный уклад семейства Простаковых базируется на крепостничестве, обеспечивающем произвол господ и полное бесправие дворовой прислуги.

С первых же сцен комедии бросается в глаза бесхозяйственность и неряшливость, царящие в усадьбе, где проживают госпожа Простакова, ее муж и сын, а также брат этой женщины по фамилии Скотинин. Сама владелица поместья нисколько не скрывает того, что с утра до вечера она бранится и применяет рукоприкладство, иначе, по ее мнению, просто невозможно поддерживать какой-либо порядок в доме. Однако при всей своей грубости и кажущемся бессердечии она все же обожает сына, в чем также несложно убедиться.

Речь Простаковой может быть как откровенно хамской, так и робкой, подобострастной в зависимости от того, с кем она в определенный момент беседует. Манера говорить Скотинина полностью оправдывает его фамилию, этот человек и в самом себе, и в окружающих видит в первую очередь каких-либо животных, а не людей.

Шестнадцатилетний Митрофан становится жертвой семейной обстановки и полученного им воспитания, точнее, полного его отсутствия. Сначала к мальчику была приставлена нянюшка Еремеевна, жалованье которой составляет около пяти рублей в год и приблизительно пять пощечин ежедневно, как с горечью замечает она сама. Но няня заботилась лишь о том, чтобы ее подопечный был накормлен, никак не пытаясь развивать и обучать мальчика.

Уже на протяжении нескольких лет Митрофанушка занимается одновременно у трех наставников, пытающихся хоть чему-нибудь его научить, однако все их усилия оказываются совершенно напрасными. Некий отставной военнослужащий Цыфиркин преподает юному дворянину арифметику, семинарист Кутейкин учит грамоте, тогда как немец Вральман уверяет хозяев в том, что просвещает их сына в области всех наук, в частности, помогает ему освоить иностранные языки. Однако в действительности он прежде служил всего лишь кучером и абсолютно не подходит для роли учителя.

Тем не менее, необразованные Простаковы доверяют этому человеку, к тому же им нравится то, что он явно не перегружает занятиями их уже фактически взрослого «ребенка». Немец получает гораздо больше, чем русские преподаватели, он также обеспечивается в доме столом и одеждой, а Митрофан ведет себя с учителями крайне бесцеремонно, без всяких причин прерывая занятия по собственному желанию и ничего не усваивая, хотя его «обучение» продолжается уже не менее четырех лет.

В семье Простаковых и в усадьбе всем заправляет хозяйка, отец Митрофанушки и его дядя безоговорочно подчиняются жене и сестре. Сама Простакова, не чающая души в сыне, не замечает того, что он в глубине души и к ней относится столь же пренебрежительно, как к остальным. Шестнадцатилетний юноша изо дня в день бездельничает, лишь время от времени забираясь на голубятню.

Гость дома Стародум сразу же замечает, что Митрофан не только полнейший невежда, но и бессердечный, равнодушный к другим людям человек, и именно это обстоятельство вызывает в нем наибольшую тревогу. Он прекрасно понимает, насколько бесполезны для взрослеющего парня визиты педагогов, ведь Митрофанушка совершенно ничему у них не учится и не желает учиться, юный дворянин откровенно говорит, что он стремится лишь есть, спать и как можно скорее жениться, никаких иных интересов у него не существует.

Для Стародума нет сомнений в том, что Митрофан вырос таким именно из-за царящей в доме жестокости, грубости, агрессивности и в то же время баловства со стороны матери. В финале пьесы автор предупреждает читателей о том, что любое воспитание должно основываться, прежде всего, на привитии таких душевных качеств, как доброта, милосердие, сострадание к другим людям, а уже затем следует давать и необходимое образование.

Основная беда центрального персонажа комедии заключается в отсутствии настоящего человеческого сердца, а в сочетании с его крайне низким умственным развитием такого человека можно приравнять к зверю, что и делает Стародум. Однако умудренному жизнью мужчине кажется, что и Митрофан не окончательно безнадежен, что при перемещении недоросля в иную обстановку, на службу, где его будут окружать другие, не похожие на родителей и дядюшку люди, он еще может измениться.

avatar.png9 месяцев назад

Как вы понимаете фразу Стародума: «Вот злонравия достойные плоды» («Недоросль»)?

Помогите написать сочинение-рассуждение на данное высказывание, начинать нужно со слов «Я поняла это высказывание так…».

10 ответов:

Каждый получает в конце концов по своим заслугам. Воспитывая сына, Простакова не стремилась привить ему такие качества, как ответственность, доброжелательность, сострадательность и все то, что свойственно нормальному благоразумному человеку.

Недоросль не хотел взрослеть, ему нравилось лениться и быть похожим на матушку, которую он, впрочем, ни во что не ставил. Ведь матушка-то была далека от эталона подражания, власть и безнаказанность совершенно испортили ее нрав.

Так что какова матушка, таков оказался и сыночек.

Эту фразу также можно понимать и шире: ведь крепостничество коснулось не только Митрофана, Простаковой и Скотинина, оно попортило нравы многих и многих господ и помещиков. Ни к чему хорошему крепостничество априори не может привести, ведь совершенно ненормально, когда одни люди управляют другими, навязывают им свою волю. Крепостничество — порок, от которого Россия избавлялась довольно долгое время.

Я поняла эту фразу так:

в семье, где царит безнравственность, не стоит ждать, что дети вырастут воспитанными и образованными. Судите сами, мама и папа целыми днями пьют, курят, сквернословят, детьми не занимаются, откуда детишкам взять положительный пример ?

Так и в произведении Грибоедова «Недоросль» главный герой не желает учиться, не уважает своих родителей и вообще старших. Он глуп и недалек. Но возникает вопрос почему ? Да потому что он под стать своим родителям, таким же глупым и недалеким.

Вот и получается, что если в семье царит злонравие, то плоды, то есть дети, будут достойны своих родителей.

Используемые источники:

  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/vot-zlonraviya-dostoyniye-plodi-po-pyese-fonvizina-nedorosl.html
  • https://vopros.ru/questions/45693
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/vot-zlonraviya-dostojnye-plody-po-pese-fonvizina-nedorosl/
  • https://sochinyalka.ru/2017/11/sochinenie-na-temu-vot-zlonraviya-dostojnye-plody.html
  • https://otvet.ws/questions/1965776-v-chem-smysl-frazy-vot-zlonravija-dostojnye-plody.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт