Содержание
Госпожа Кукшина — одна из ярких второстепенных героинь романа «Отцы и дети» Тургенева. Кукшина является знакомой Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. Впервые эта героиня появляется в главе XII романа. Ниже представлен цитатный образ и характеристика Евдоксии Кукшиной в романе «Отцы и дети»: описание в цитатах.Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Отцы и дети»
Образ и характеристика Кукшиной в романе «Отцы и дети»: описание в цитатах
Полное имя героини — Авдотья (Евдоксия) Никитишна Кукшина: «…Eudoxie, Евдоксия Кукшина…» «…Авдотья Никитишна (или Евдоксия) Кукшина…»Кукшина является дворянкой и помещицей. Она сама управляет своим имением: «…Впрочем, я действительно помещица. Я сама имением управляю…»О внешности Кукшиной известно следующее: «…дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове. Она встала с дивана и, небрежно натягивая себе на плечи бархатную шубку на пожелтелом горностаевом меху, лениво промолвила: «Здравствуйте, Victor»…» «…уставив на Базарова свои круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздернутый носик, прибавила…» «…В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?»..» «…Когда она смеялась, ее верхняя десна обнажалась над зубами…» «…стуча плоскими ногтями…» «…даже самой Кукшиной, явившейся на бал безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах…»Кукшина является неопрятной женщиной: «…не совсем опрятном платье…» «…дама… <…> несколько растрепанная…»Она — невзрачная женщина: «…В маленькой и невзрачной фигурке…»Кукшина является некрасивой женщиной: «…– Хорошенькая она? – перебил Базаров. – Н… нет, этого нельзя сказать…»Кукшина — эмансипированная, независимая женщина: «…Это замечательная натура, emancipee в истинном смысле слова, передовая женщина…» «…«эманципе» вроде Кукшиной..»Она живет отдельно от мужа (что было редкостью в то время): «…Она, вы понимаете, разъехалась с мужем, ни от кого не зависит…» «…Прежде я по зимам жила в Москве… но теперь там обитает мой благоверный, мсьё Кукшин…»У госпожи Кукшиной нет детей, чему она, судя по всему, рада: «…Слава богу, я свободна, у меня нет детей… Что это я сказала: слава богу!..»Она является женщиной с прогрессивными взглядами: «…явные признаки прогрессивных стремлений хозяйки…»Кукшина сама себя считает хорошим человеком. Ее приятель Ситников называет ее чудной и замечательной женщиной: «…она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо…» «…Кукшина – человек чудный…» «…ведь я говорил вам: замечательная личность! Вот каких бы нам женщин побольше. Она, в своем роде, высоконравственное явление…» (мнение Ситникова)Госпожа Кукшина курит папиросы и любит выпить: «…везде белели разбросанные окурки папирос…» «…Евдоксия свернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами, провела по ней языком, пососала ее и закурила…» «…За первою бутылкой шампанского последовала другая, третья и даже четвертая…»Она играет на фортепиано и поет: «…стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым голосом сперва цыганские песни, потом романс Сеймур Шиффа «Дремлет сонная Гранада»…»Госпожа Кукшина не следит за чистотой и порядком в доме: «…Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос…»Евдоксия Кукшина вечно хандрит:«…И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе…»Госпожа Кукшина является развязной, неестественной женщиной: «…Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят, – нарочно, то есть не просто, не естественно…»Порой она ведет себя как ребенок: «…Госпожа Кукшина роняла свои вопросы один за другим с изнеженной небрежностию, не дожидаясь ответов; избалованные дети так говорят с своими няньками…»На досуге госпожа Кукшина занимается химией: «…А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику <…> Да, я. И знаете ли, с какою целью? Куклы делать, головки, чтобы не ломались. Я ведь тоже практическая. Но все еще не готово…»Также в свободное время Кукшина читает книги и журналы: «…Нужно еще Либиха почитать. Кстати, читали вы статью Кислякова о женском труде в «Московских ведомостях»?…» «…Жорж Санда. Отсталая женщина, и больше ничего! Как возможно сравнить ее с Эмерсоном! <…> Ах, какую удивительную статью по этому поводу написал Елисевич!..» «…прочтите лучше книгу Мишле «De l’amour». Это чудо!..»Госпожа Кукшина считает себя борцом за права женщин: «…за права женщин, которые я поклялась защищать до последней капли крови…» «…Я не могу слышать равнодушно, когда нападают на женщин, – продолжала Евдоксия. – Это ужасно, ужасно…» В конце романа Евдоксия Кукшина уезжает за границу и изучает архитектуру: «…Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы…» Это был цитатный образ и характеристика Евдоксии Кукшиной в романе «Отцы и дети» Тургенева: описание героини в цитатах.Смотрите: Все материалы по роману «Отцы и дети»
- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- Характеристика и образ Кукшиной в романе Отцы и дети
Кукшина является второстепенной героиней романа Тургенева «Отцы и дети». Это довольно молодая женщина, она придерживается современных взглядов, с мужем вместе она не живет и все свое свободное время посвящает тому, что занимается имением. Помимо этого, она борется за независимость женщин.
Внешне она не отличалась красотой – очень небрежно и неопрятно одевалась, при всем этом очень развязно и неприлично себя вела. Она любит выпить, покурить, у нее в доме везде разбросаны окурки, грязные вещи.
В ней нет тех признаков душевных качеств, которым должна обладать любая женщина. Она запросто может развязать конфликт на пустом месте.
При всем этом, она считает, что она добрая и великодушная женщина, которая совершает исключительно из добрых побуждений любые свои поступки. Она готова абсолютно на любое действие, чтобы достичь желаемого или для того, чтобы отомстить своему обидчику.
Ее выражение лица всегда одинаково, оно не выражает никаких эмоций, чувств.
В глазах окружающих она также не выглядит интересным собеседником. Она, защищая нигилистические идеи, толком даже не знает смысла этого учения. Люди чувствуют эту неискренность и понимают, насколько нелепа и несуразна эта женщина в своих мыслях.
Главные герои романа, при посещении Кукшиной, довольно терпеливо относятся к ней, к ее беспорядку и пламенным речам, но, через некоторое время, они, разочаровавшись, прекращают общение .
Автор объясняет столь неуклюжий образ тем, что Авдотья Кукшина не состоялась, как женщина.
Ее заинтересованность в пропаганде нигилистических убеждений объясняется отсутствием любимого человека рядом. Чтобы спастись от переживаний и неустроенности в личной жизни, она уходит в обсуждении общественной жизни.
Образ данной женщины появляется в романе не просто так. Несмотря на свою карикатурность, она является, своего рода, лакмусовой бумажкой для понимания других, более важных персонажей.
Сочинение про Кукшину
Авдотья Никитишна Кукшина является второстепенным героем произведения и одним из ярких женских образов романа.
Кукшина описывается автором как эмансипированная представительница сословия помещиков, подражающая радикальным взглядам и являющаяся приверженцем нигилизма. Будучи брошенной когда-то мужем и не вызывающая интерес у других мужчин, Авдотья увлекается точными науками, изучает положение и права женщин в других странах мира, так как считает себя феминисткой, не приемлет компромиссов и резко в бесцеремонной манере высказывает собственное мнение.
При этом в общении с собеседниками Кукшина проявляет себя как развязная, вульгарная, неопрятная женщина неприятной внешности, обожающая выпивку и табачные изделия. В ее доме, где она управляет единолично, постоянный беспорядок и бардак, повсюду разбросаны вещи, книги, сигаретные окурки, одежда.
Для Авдотьи характерно отсутствие человеческих, душевных чувств и проявление признаков глупости, хамства, грубости. Она способна легко развязать без повода ссору, в которой не будет задумываться о выражениях и высказываниях. Однако сама женщина позиционирует себя как великодушного, хорошего и порядочного человека, но никогда не забывает обиды, которые причинили лично ей. Поставив перед собой какую-либо цель, Кукшина стремится к ее достижению любыми доступными способами и средствами, готовая даже на совершение неблаговидного и неприглядного поступка, но при этом уверенная в собственной безгрешности.
Глядя на Кукшину, неряшливо и безвкусно одевающуюся с наигранным и безликим выражением лица, создается отталкивающее, неприятное впечатление, поскольку все эмоции и поступки женщины несут оттенок неестественности.
Товарищи Кукшиной относятся к женщине с невероятным терпением и пытаются спокойно воспринимать все ее выходки и стервозный характер, но постепенно, и они отворачиваются от Авдотьи и прекращают общение.
Раскрывая образ Авдотьи Кукшиной, писатель подчеркивает, что все характерные особенности героини обусловлены ее женской неполноценностью, ущербностью и отсутствием полноценного личного счастья. Женщина внутренне убеждает себя, что занимается благородным и достойным делом, агитируя за нигилистические принципы, в котором находит выход спасения от переживаний о своей неудавшейся женской доле и черпая для себя внутреннее вдохновение.
С точки зрения автора романа, изобразившего Авдотью Кукшину с использованием метода сатиры и пародии как карикатуру на главного героя Евгения Базарова, подобные женщины способны лишить авторитета даже самых грамотных и дальновидных людей, но, к сожалению, данные представительницы женского рода весьма многочисленны в современном обществе.
Вариант 3
Роман Тургенева «Отцы и дети» написанный в 1860 году отобразил глобальную проблему в обществе и политике перед реформой 1861 года. Одним из второстепенных персонажей, но играющих не последнюю роль в романе является Авдотья (Евдокия) Никитишна Кукшина.
Это женщина молодого возраста, помещица. Ее взгляды на жизнь прогрессивны, она является активным борцом за права женщин, постоянно интересуется «женским вопросом». Кукшина была некоторое время замужем, но супруг ее бросил, и она продолжила вести свое хозяйство в одиночку. Внешне Евдокия непримечательна, большинство считают ее некрасивой. Любит много читать, изучать естественные науки, играет на фортепиано и курит папиросы. Кукшина ведет себя в обществе развязно, выглядит неряшливо и неопрятно.
Евдокия Кукшина является двойственной натурой. С одной стороны, при первом знакомстве, она кажется вполне обычной, местами даже интересной личностью. Но с другой стороны, при более тесном знакомстве ее образ открывается более ярко. На самом деле эта неестественная, невзрачная женщина, пытающаяся в своей страсти к нигилизму скрыть личную драму и женскую несостоятельность. Ее образ носит сатирический характер, в ней нет той женственности, которая должна присутствовать в каждой представительнице прекрасного пола.
Евдокия Кукшина откровенно глупа, не столько внешность, сколько манера поведения отталкивает от нее мужчин, даже собственный муж бросил ее. Особенно отталкивало ее странное выражение лица, и многим хотелось задать вопрос: «Ты голодна? Робеешь? Иль голодна?» Любые манеры, двигалась ли она, говорила, казались всем неестественными, наигранными. Хотя сама Евдокия, скорее всего, считала себя простой и добродушной дамой. Но, толи из-за своей робости или застенчивости, всем казалось, что она перед ними нечестна.
Образ Кукшиной показывает читателю, что женщина в те времена, так же как и сегодня стремиться быть независимой. Она на самом деле пыталась отстаивать свои права как личности, поддерживать разговоры на любые темы, много читала и интересовалась жизнью женщин за границей. Но из-за своей глупости, и неуверенности казалась другим неестественным и странным человеком.
Сочинение Образ и характеристика Кукшиной
В книге Ивана Тургенева хорошо раскрыт новый для той эпохи образ женщины-эмансипатора. Этот образ отображается слишком резко, наигранно и преувеличенно в лице Кукшиной Авдотьи Никитишны. Она является словно искривленным зеркалом образа Базарова и прямым антиподом Фенечки.
В романе четко прослеживается негативное отношение автора, Ивана Тургенева, к своему персонажу, видимо, его сильно раздражали начинавшиеся в те времена веяния в обществе, в частности, мода на эмансипацию и эмансипированных женщин. Может быть, именно поэтому даже при первой встрече с Евдоксией главный герой всего лишь морщится, хотя в описании внешности героини нет ничего отрицательного, а точнее «в её «фигурке…не было ничего безобразного». Тем не менее, она играет свою роль в романе, так как именно в разговоре с ней впервые звучит имя Одинцовой, сыгравшей впоследствии важную роль в развитии персонажей.
Авдотья Никитишна Кукшина – освобожденная госпожа, псевдонигилистка. Авдотья выражает радикализм, решительна и принципиальна в своих оценках и взглядах. Ей интересен «женский вопрос» в разнообразных государствах, у нее есть интерес к точным науками. Она самоуверенна, груба и определенно нелепа. Ко всему прочему, она некрасива и неаккуратна, у нее трудно найти что-либо человеческое, а тем более, прелестное. Можно полагать, что заинтересованность героини «нигилизмом», возможно, помогает ей забыть про чувство ущемлённости от собственной женской недостаточности. Она некрасива, ни разу не была центром внимания у мужского пола, а муж бросил Авдотью. «Нигилизм» вселяет в нее чувство занятости очень «важным делом», в котором она находит утеху, подзабыв о своей горькой судьбе. Однако, данный образ носит, больше насмешливый характер. Ведь даже в фамилии героини, соответствующей слову «кукиш», присутствует комическая направленность данного героя.
В облике Авдотьи Никитишны представлены ужасные стороны женского населения. Авдотья — незаметная женщина, у которой в голове неразбериха, все перемешано, и нет никакого собственного мировоззрения. Она невероятно резка в своих взглядах и бескомпромиссна в своих оценках. Она любит спорить и создавать людям проблемы, сама того не замечая. Может из любого пустяка сделать скандал. Если ей кто – то сделает любое зло, она будет очень долго это помнить, но если сделают зло ей, то она может обидеться. Всегда добьется поставленной цели, даже если ради этого придется сделать нехорошее дело. Чаще всего перебарщивает с эмоциями.
Этот образ карикатурен и служит негативом главного героя и буфером для появления более интересных персонажей.
<glav>Другие сочинения:</glav>← Женские образы в романе Отцы и дети↑ ТургеневХарактеристика и образ Фенечки в романе Отцы и дети →
Несколько интересных сочинений
- Сочинение на тему Русский солдат
Русский солдат – это уникальная личность не только русской истории, но и всего мира. Русские показали свою стойкость и храбрость. Русских бояться, и уважают во всем мире. Даже на генетическом уровне понимают
- Анализ романа Отверженные Гюго
Произведение по жанровой направленности является романом-эпопеей, основной тематикой которого является изображение идеи морального прогресса.
- Герои романа Дубровский Пушкина сочинение
Дубровский один из лучших романов А.С. Пушкина. В этом произведении у всех героев имеются разные черты характера
- Сочинение по произведению Царевна-лягушка 5 класс
В сказке рассказывается о том, что в одном государстве царь начал думать о том, что его сыновьям пришло время жениться. Царевичей в произведении было трое и все они отправились на поиски невесты
- Сочинение Природа в лирике Фета
Одним из лучших поэтов пейзажного направления, во все времена, считался Фет. Он оставил нам огромный дар, в виде своих стихов о красоте природы
КУКШИНА АВДОТЬЯ НИКИТИЧНА — персонаж романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», принадлежит к числу «эмансипированных» дам.
Это была женщина «еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове». Дополняют ее портрет пальцы, побуревшие от табака, так как Кукшина постоянно свертывала себе папиросы. «В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у нее: “Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?” И у ней, как у Ситникова, вечно скребло на душе. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это-то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят, нарочно, то есть не просто, не естественно».
Кукшина постоянно сыплет именами иностранных и отечественных авторитетов, задает вопросы, не связанные между собой, и все это «с изнеженной небрежностью, не дожидаясь ответов; избалованные дети так говорят со своими няньками». Ее «волнуют» проблемы химии (Кукшина и сама занимается этой наукой: изобрела мастику — «куклы делать, головки, чтобы не ломались… <…> Но все это еще не готово»), «женский вопрос», физиология, эмбриология, воспитание и т. д. Как и Ситников, Кукшина презирает всех и вся. «Все такие мелкие интересы, вот что ужасно! Прежде я по зимам жила в Москве… но теперь там обитает мой благоверный мсье Кукшин. Да и Москва теперь… уж я не знаю — тоже уж не то».
Вывалив гостям весь свой запас «научных сведений», Кукшина под конец затрагивает наиболее интересную для нее тему: «Господа, будемте говорить о любви». После четвертой бутылки шампанского «Евдоксия болтала без умолку; Ситников ей вторил. <…> Дело дошло наконец до того, что Евдоксия, вся красная от выпитого вина и стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым голосом сперва цыганские песни, потом романс…» В финале этой сцены она вместе с Ситниковым под влиянием винных паров переходит границы приличия. Именно Аркадий «не вытерпел». «“Господа, уж это что-то на Бедлам похоже стало”, – заметил он вслух». Базаров же, которого, по словам Тургенева, «никто бы не упрекнул в пошлости», «занимался больше шампанским» и никак не реагировал на это кривляние.
Когда Базаров и Аркадий уехали с бала тотчас после ужина, не сказав ни слова Кукшиной, которая явилась «безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах», она «нервически злобно, но не без робости засмеялась им вослед: ее самолюбие было глубоко уязвлено тем, что ни тот, ни другой не обратили на нее внимания. Она оставалась позже всех на бале и в четвертом часу ночи протанцевала польку-мазурку с Ситниковым на парижский манер».
В эпилоге о ней говорится: «…Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Она по-прежнему якшается с студентами, особенно с молодыми русскими физиками и химиками, которыми наполнен Гейдельберг и которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью».
Автор анализа: В.П. Мещеряков
Другие материалы по теме:Литературные герои
Эмансипированная помещица живёт отдельно от мужа и не имеет детей, чему определенно рада. Это можно судить по её же словам. Кроме того, она сама ведёт себя как ребёнок. Например, задает вопросы, не дожидаясь на них ответа, задаёт их с нарочитой небрежностью и часто хандрит. Это соответствует образу взрослой женщины.
Если говорить о ней как о женщине, то она не отличается красотой, но при этом не следит за своим внешним видом. Также автор романа нередко подчёркивает, что в доме госпожи Кукшиной нет чистоты и порядка, а сама она любит выпить и курит папиросы. Но ещё больше отталкивает в ней то, что она ведёт себя очень развязно и неестественно, а по её лицу никогда нельзя было понять, что за эмоции она испытывает в тот или иной момент. В неё нет женственности, теплоты и нежности, что ценятся мужчинами во все вре мена. Поэтому помещица отдаёт всю себя увлечению. Это помогает той чувствовать себя полезной и занятой. Но на самом она занята тем, чтобы скрыть свою недалекость.
Кукшина не уделяет время ни на уборку в собственном доме, семью и не следит за тем, чтобы выглядеть опрятно, а посвящает его – химии и чтению книг. Её увлечение точной наукой могло бы принести пользу, но Тургенев намеренно привлекает внимание читателей к тому, что это – пустое занятие. Создание специального вида мастики для того, чтобы уберечь головы кукол от поломки – не принесет пользы обществу, а восклицания о том, что кто-то является отсталой женщиной, тем более.
Раскрывая образ этой героини, Иван Сергеевич не скрывает презрения к подобным женщинам, которые отвергают все моральные нормы и ведут неправильный образ жизни. Также он подчеркивает пародийность псевдонигилистки, выделяя на её фоне выразительный характер и глубокие мысли Евгения Базарова.
<glav>Другие темы:</glav>← Барыня в рассказе Муму↑ ТургеневХорь в рассказе Хорь и Калиныч → `
Авдотья Кукшина в романе Отцы и дети
Популярные сочинения
- Школьная форма — плюсы и минусы (за и против) сочинение
Школьная форма — атрибут, который сопровождает многих детей по всему миру на протяжении всей школьной жизни. В нашей стране наличие формы зависит от решения руководства каждой отдельной школы
- Сочинение на тему Дом
Дом… Такое маленькое и такое значимое слово наполняет жизнь каждого человека особым смыслом. Дома каждый из нас чувствует себя в безопасности. Когда настигают проблемы или что-то беспокоит
- Сочинение-описание по картине Свежий ветер. Волга Левитана
Картина Исаака Левитана «Свежий ветер. Волга» достаточно глубокая и выразительная — возможно, дело в том, что художник действительно очень скрупулезно писал данное полотно
Кукшина
Кукшина Авдотья Никитишна или Евдоксия – второстепенный персонаж в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”, эмансипированная помещица, приятельница Ситникова, пседонигилистка. Она подражает самым крайним проявлениям радикализма, постоянно интересуется “женским вопросом” и положением женщин во всем мире, увлекается естественными науками, презирает Жорж Санд. По натуре, она развязна, вульгарна, неопрятна и глупа. Крайне редко в ней просматривается что-то человеческое.
Проповедуя нигилизм, она скорее пытается скрыть свою женскую неполноценность.
По роману героиня Кукшиной некрасива и несчастна. Она брошена мужем и не привлекает мужчин. “Нигилизм” же ей дает ей чувство занятости и важности. В нем она черпает своего рода вдохновение.
В романе Кукшина упоминается редко. Она дружна с Ситниковым, который приводит к ней в гости Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова. Друзья сначала терпеливо выносят ее вульгарность, неопрятную обстановку, неуемную речь.
Однако Аркадий все же решает удалиться, говоря, что это смахивает на бедлам.
Характеристика героя Кукшина, Отцы и дети, Тургенев« Проблема иерархии образов в структуре произведенияОписание природы в повести “Дубровский” »Используемые источники:
- https://www.literaturus.ru/2015/08/kukshina-otcy-i-deti-turgenev.html
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/turgenev/harakteristika-i-obraz-kukshinoj-v-romane-otcy-i-deti
- https://rustutors.ru/litgeroi/1939-kukshina-otcy-i-deti-harakteristika-obraz-geroini-romana-is-turgeneva.html
- https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/turgenev/avdotya-kukshina-v-romane-otcy-i-deti-rassuzhdenie
- https://lit.ukrtvory.ru/xarakteristika-geroya-kukshina-otcy-i-deti-turgenev/