Философская лирика Лермонтова

М.Ю. Лермонтов – один из удивительнейших русских лириков, воплотивший в своем творчестве глубинные смысложизненные проблемы человечества. Лирика Лермонтова – философская по своей натуре. Она понимает такие вопросы, как проблемы Бога и свободы человека, бренности человеческого пути, смерти и веры в бессмертие, тайны любовного чувства, совместимости добра и зла, борьбы светлого и темного в личности каждого человека и.т.д.

В центре внимания любого поэтического произведения поэта стоит вопрос о том, для чего человек приходит в этот мир, полый страданий и разочарований? Может ли он что-то изменить в своей судьбе?

Библейская философская лирика М.Ю. Лермонтова

Образ Бога и тема человеческого непослушания Ему является центральной в религиозной философской лирике поэта. Богоборческие мотивы слышатся в его стихотворениях постоянно.

Вот одно из таких стихотворений под названием «Благодарность» (1840), которым лирический герой язвительно благодарит Всевышнего за дарованную ему жизнь:

Часто Бог в лирике Лермонтова представляется всесильным, но несправедливым существом, ответственным за человеческое несовершенство (что, по сути, противоречит христианскому вероучению). Отсюда неверие в Бога лирического героя поэта, что порождает знаменитое и страшное стихотворение «Мой демон», в котором оппонент Господа наделяется страшным величием:

Те же мотивы слышны в других стихотворениях поэта «Я не для ангелов и рая», «Земля и небо»:

Однако не всегда лирический герой позволяет себе очаровываться демоническими образами. В какой-то момент он возвращается к вере к Богу и подобно блудному сыну готов припасть к коленам милосердного Отца. Вот одно из таких стихотворений под названием «Молитва»:

Заканчивается стихотворение символически: поэт просит у Бога освободить его от изматывающего душу песенного дара, чтобы обрести веру в своем сердце:

Таким образом, проблемы веры и неверия (а также связанного с неверием богоборчества) являются центральными в философской лирике М.Ю. Лермонтова. Ответы на эти вопросы во многом определяют другие темы его философских исканий.

Тема борьбы противоположностей

Философская лирика Лермонтова наполнена переживанием борьбы двух начал: света и тьмы, добра и зла, страдания и радости. По суждению поэта, сама жизнь – это борьба стихий и страстей. Поэтому в своем знаменитом стихотворении «Парус» Лермонтов рисует пред читателями образ мятущейся человеческой души, тянущейся к страстям и одновременно жаждущей света.

«Может ли человек на земле обрести счастье?» – спрашивает устами своего лирического героя Лермонтов. И отрицательно отвечает на этот вопрос. Даже покоя бедный «парус» обрести не может.

«Чаша жизни» готовит для человека лишь горький напиток. Отсюда пессимизм и трагизм поэтического творчества Лермонтова:

Поиски гармонии бытия

Лермонтов не был бы гениальным поэтом, если бы не смог в своем творчестве показать хоть и призрачный, но живой образ гармонии бытия.

Эта едва уловимая гармония присутствует в некоторых его произведениях, где человек, природа и Бог сливаются воедино. Вот одно из таких стихотворений под названием «Когда волнуется желтеющая нива…»:

Философская лирика Лермонтова входит в сокровищницу русской литературы и культуры. Поэт глубоко и пронзительно раскрывает перед читателями вечные проблемы человеческого бытия и дает на них свои ответы.

Анализ творчества поэта, проведенный в этой статье, поможет учащимся 9-10 классов при подготовке сочинения на тему «Философская лирика Лермонтова». Содержание:

Ранняя философская лирика

Самые первые стихи Лермонтова были наполнены идеалистическим и религиозным миропониманием. Юный поэт писал о разочаровании в жизни, желании умереть, предательстве любимой, бегстве от людей. Он мечтал раствориться в природе, превратиться в звезду или дерево:

  • «Небо и звезды»;
  • «Чаша жизни»;
  • «Ночь» и другие.

Но уже в пятнадцатилетнем возрасте в его стихах звучат другие мотивы. Раннее творчество поэта, наполненное философскими размышлениями о людях, своей роли в жизни, больше похоже на поэтический дневник, в котором чувствуется интенсивная работа мысли, желание познать окружающий мир во всей полноте и краске звуков. Он пишет «Молитву», «Монолог», «Мой демон», где хочет сказать, как трагична окружающая человека жизнь: в ней много несправедливости и горя.

Обращаясь к Богу, юноша признается, что слова Всевышнего не доходят до его души, что грешные стихи его пропитаны не церковными легендами, а земными страстями, которым он не находит выхода: «Мир земной мне тесен». Он не может найти в нем гармонии, его бунтующая душа словно заточена в глухую темницу. Стремясь своим гордым сердцем на волю, он «любит бури роковые», «пену рек», «шум дубров».

Эти мысли не оставляют его ни на минуту, на мгновения озаряя «лучом чудесного огня». Но не видя этого чудесного огня в настоящем мире, где повсюду царит зло и равнодушие, поэт от отчаяния резюмирует: «Что толку жить!».

В 1832 году поэт создает знаменитый «Парус», где лирический герой стремится к неизведанному, бурям и страстям. Не найдя гармонию и миропорядок в окружающей его жизни, Лермонтов еще больше расходится с ней во взглядах.

Стихотворение «Монолог» (1829) выражает размышления поэта, что современный мир ничтожен, человеку в нем вовсе не нужны «глубокие познанья и пылкая любовь свободы». Эти мысли отозвались в сердцах лучших людей России эхом пушечных выстрелов, которые прозвучали на Сенатской площади в декабре 1825 года. Не найдя в этой быстротечной жизни счастья, человек умирает. «Все веселее умереть», — приходит к выводу его лирический герой.

Зрелый период творчества поэта

Уже в ранних сочинениях Лермонтова передовая критика увидела страстное желание дать оценку происходящим историческим событиям, понять истинное предназначение поэта в обществе и силой своей прозорливости угадать пути, ведущий к «полному блаженству» и добру. Период с 1836 года по день смерти считается временем зрелого творчества Лермонтова. Философия политической обстановки в современной ему России выразилась в стихотворениях «Смерть поэта» и «Прощай, немытая Россия».

В других стихах поэт одухотворяет мир природы, советуется с ней, как с верным другом, передает свою душевную боль:

Глубоко и задушевно звучит стихотворение «Выхожу один я на дорогу». В нем воплотились и особенности его мировоззрения, и смелая поэтическая фантазия. Поэт хочет избавиться от душевных страданий хоть на минуту, но в то же время он страстно желает жить по-другому. Забвение изображается в виде сна, где слышатся людские голоса, и хочется туда, где прекрасная природа, мир и любовь. В стихотворении очень ярко выражена мечта о счастье человечества. Зрелая лирика Лермонтова говорит о печали, одиночестве, ненужности человеческой жизни:

  1. Настроения многих передовых людей, современников поэта, выражены в стихотворении «И скучно, и грустно».
  2. Воображение Лермонтова занимает образ узника, пленного рыцаря «Узник», «Гляжу на прошлое с тоской», «Благодарность».

Лермонтов восхищается человеческой нежностью и состраданием, дружбой и красотой женщины: «Договор», «Памяти Одоевского», «Спеша на север издалека». В женщине, в отличие от своих поэтических современников, поэт видит личность, способность к нежности и заботе, богатство внутреннего мира: «Соседка», «Слышу ли голос твой» и другие стихотворения.

Изучение стихотворений Лермонтова в школе

При анализе философской лирики Лермонтова на уроке в 10 классе, важно объяснить учащимся, что характерные для поэта пейзажные миниатюры нередко несут в себе размышления о патриотизме, человеческой душе, любви и дружбе. Краткие презентации о годах жизни поэта, предшествовавших написанию того или иного стихотворения, дадут не только дополнительные сведения, но и помогут школьникам понять взаимосвязь биографии и творчества поэта, влияние личных переживаний на его мировоззрение.

При изучении темы взаимоотношений человека и природы можно взять нехрестоматийное произведение «Ветка Палестины». Кто-то из ребят подготовит сообщение об истории создания стихотворения, связанного с А. В. Муравьевым и Э. А. Шан-Гирей. Обязательно на занятии выразительное чтение учителя или прослушивание в актерском исполнении. После беседы с классом учитель рассказывает о ситуации, отраженной в сказаниях о Христе.

За всем этим — судьба поэта, и, обращаясь к ветке с вопросами, он задает их себе. Лермонтов, в отличие от благостного мифологического сюжета, ощущает тревогу. И если ветка «заботой тайною хранима», то поэт совершенно беззащитен. Мифология здесь обращается в философию символа и психологию человека — в порывы души, ощущение новых душевных испытаний. Отсюда чувство грусти. Но стоит понять и другое: счастья и «отрады» достигнет только тот, кто выдержит все эти испытания.

Ценность слияния с природой и непостоянность состояния очень хорошо выражены в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива», где говорится о природе в разные времена года. Герой ощущает радость жизни одинаково летом, осенью и весной, так как каждое время года по-своему прекрасно, и несет жизнь. Но только появляется слово «тревога» — и все возвращается на круги своя: мысль лирического героя идет от души к природе. Тревога уходит — и в мироздании утверждается все самое прекрасное и совершенное.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Философские мотивы в произведениях классиков – не редкость. Философия приходит на помощь тогда, когда нужно лучше понять целостную систему «мир – человек». Кому, как ни поэту, человеку, остро чувствующему жизнь, обладающему удивительным даром выражать свои мысли в особой форме, не обратиться к размышлениям о взаимоотношениях индивида и общества, о смысле жизни, о истоках духовного развития и совершенства.

В.Г.Белинский писал о Лермонтове: «Сколько эстетического чутья в этом человеке…он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их как истинный художник»».

Для лирических произведений Михаила Юрьевича Лермонтова характерны мотивы духовного одиночества, грусти. Почему такой настрой доминирует в творчестве поэта? Можно предположить, что это свойство его натуры. Но на самом деле это не так. Главная причина – это веяния того времени. Разрыв между реалиями мира и идеалом, видимым поэту, непреодолим. Каков этот идеал? Это сильный, свободный человек, готовый к подвигу.

Мотивы одиночества являются главными и всеобъемлющими в лирике Лермонтова («Никто не дорожит мной на земле», «И сам себе я в тягость, как другим» из «1831-го июня 11 дня»). Но они не сами по себе: вопросы духовного совершенства соседствуют с философическими вопросами — вопросами поиска цели жизни и смысла бытия.

У Лермонтова самым тесным образом связаны философия и любовь. Тема любви в творчестве Лермонтова довольно часто приобретает философскую окраску: лермонтовский стих — это не столько рассказ о возникшем чувстве, сколько рассуждение о любви. В стихах о любви Лермонтова поднимаются важнейшие философские вопросы.

Программная работа М.Ю.Лермонтова «Дума» — произведение в равной степени сатирическое и философское. Оно настраивает нас на серьёзные размышления.

Главная тема «Думы» — осуждение инертности и апатии современников. Да, времена непростые: жесточайшая политическая реакция, время господства «голубых мундиров». И, как следствие, — молодое поколение скептически относится к жизни, ставит под сомнение жизненные идеалы. Бездействие, понимание трагизма эпохи, ощущение пустоты и бессмысленности существования — и думается многим: у молодого поколения нет будущего.

«Будущее» всегда занимало особое место в философии и в человеческом мышлении вообще. Людям свойственно думать о будущем. И, если есть понимание, что будущего нет — то это страшно.

Для лирики Лермонтова характерны пессимистические интонации. Но истинный поэт глаголет не только о себе, вернее не столько о своём личном «я», сколько о своём современнике. И дело, собственно, не в пессимизме или тоске поэта, а в том, что стоит за этим.

К чему ищу так славы я? Известно, в славе нет блаженства, Но хочет всё душа моя Во всем дойти до совершенства. Пронзая будущего мрак, Она, бессильная, страдает И в настоящем всё не так, Как бы хотелось ей, встречает.

Эти строки из стихотворения «Слава» (1830 или 1831 г.) проясняют истинную причину грусти и разочарований. Лермонтов был недоволен своим поколением («Печально я гляжу на наше поколенье») не потому, что был подвержен грустным думам, а потому, что тяготел к совершенству (стремление к совершенству — предмет философского анализа) и был человеком больших требований и устремлений.

Всё, о чем писал Лермонтов на протяжении своего короткого, но яркого творческого пути с его мыслями и чувствами, ошибками и прозрениями, пронизано философией. Никогда не писал он бездумно, ибо по натуре был глубоким философом. И к тому же Лермонтов прекрасно понимал, что всё, что происходит с ним, неразрывно связано и с его Родиной.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Философская лирика Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт. Несмотря на недолгую жизнь, творческое наследие Лермонтова является неоценимым вкладом в литературу. Основная тема лирика поэта – философские рассуждения о смысле жизни, о предназначении человека, о вечном противостоянии зла и добра, темного и светлого в личности каждого.

Философскую лирику Лермонтова можно разделить на три основных темы: библейская, тема борьбы противоположностей и поиск себя, гармонии жизни. Для каждой представленной темы характерны свои особенности и черты.

Образ Бога, богоборческие мотивы, проблема неверия – все это присуще библейской лирике поэта. Так, в стихотворении «Благодарность» лирический герой насмешливо благодарит Всевышнего за подаренную жизнь, которая кажется ему мучительной, тяжелой и горькой. Герой обвиняет Бога «за горечь слез, за мучение страстей, за месть врагов и клевету друзей». Таким образом, Бог представлен в стихотворении Лермонтова всесильным, но несправедливым. По мнению поэта, Господь повинен в человеческом несовершенстве. Такое суждение ярко противоречит библейскому вероучению. Такие мотивы слышны и в других стихотворениях Лермонтова: «Мой демон», «Я не ангелов и рая», «Земля и небо».

Однако не всегда лирический герой находится под властью неверия. Наступает время, когда он становится на путь, идущий к Богу. Его сердце снова наполняется верой. Лирический герой просит Всевышнего не обвинять его за то, что он так любит жизнь, наполненную страстями. И не карать его за заблуждения, которых он «бродит… далеко» от Бога (стихотворение «Молитва»). Таким образом, библейская лирика поэта наполнена тревожными исканиями души истиной верой.

Тема борьбы противоположностей, светлого и темного, добра и зла присуща философским стихотворениям поэта. Ярким примером такого противостояния является знаменитый «Парус». Лирический герой – белый одинокий парус, мечется средь волн и «просит бури», словно человек находящийся в плену земных страстей. Он одновременно жаждет новых потрясений – бурь, и в тоже время пытается обрести счастье. Так как эти понятия несовместимы, то душа продолжает метаться, искать и не находить выхода.

Читайте также:  Сочинение на тему мое восприятие и истолкование стихотворения вознесенского

Как многие писатели и поэты, Лермонтов искал в себе гармонию с окружающим миром. И такая призрачная, хрустальная гармония показана поэтом в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Стихотворение наполнено возвышенными, нежными чувствами. Душа, природа и Бог сливаются воедино. Такие минуты способны преобразить жизнь лирического героя:

И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога!..

Философская лирика Лермонтова — неоценимое достояние русской литературы. Поэт отвечает на вечные вопросы жизни и смерти, веры и неверия, поисков себя и постижения счастья. На основе рассуждений поэта можно сделать личные выводы о неповторимой красоте бытия.

Вопросы о смысле жизни, о назначении человека, размышления о жизни и смерти, о космосе и хаосе присутствуют в творчестве почти каждого поэта. Но у М. Ю. Лермонтова они приобретают особый, своеобразный, невероятно личный характер. В его произведениях, особенно раннего периода, часто можно встретить философские мысли предшественников: Пушкина, Жуковского, Рылеева, некоторых зарубежных поэтов, таких как Байрон, Шиллер, Гете. Однако эти мысли художественно переосмыслены с учетом жизненных позиций и убеждений самого автора и потому представлены в совершенно новом виде. Ранняя лирика Лермонтова, содержащая немало философских размышлений и поисков своего места и предназначения, во многом напоминает поэтический дневник. В ней раскрывается интенсивная духовная жизнь, работа мысли, сопровождаемая глубоким чувством, стремление к познанию окружающего мира и своего места в нем. Жажда познания и активного действия приводит Лермонтова к необычайно ранней постановке серьезных философских проблем. Об этом наиболее красноречиво свидетельствуют такие стихотворения, как «Молитва» (1829), «Монолог» (1829), «Мой демон» (1831) и многие другие.

В философской лирике М. Ю. Лермонтова, как и во всем его творчестве, преобладают трагические мотивы. Но это не вина поэта — такой же трагической он видит саму окружающую жизнь, полную несправедливости и страданий. И потому, обращаясь к Всевышнему в «Молитве», он просит: Не обвиняй меня, Всесильный, И не карай меня, молю, За то, что мрак земли могильный С ее страстями я люблю; За то, что редко в душу входит Живых речей твоих струя, За то, что в заблужденье бродит Мой ум далеко от тебя. «Мир земной мне тесен», — заявляет Лермонтов. Он ищет, но не находит в нем гармонии, не находит выхода своим страстям. Его пылающее, бунтующее сердце чувствует себя заточенным в темницу. Но оно не перестает стремиться на волю. «Демон» лермонтовской души «любит бури роковые», «пену рек», «шум дубров». Этот демон не оставляет его ни на минуту. Он озаряет его ум «лучом чудесного огня». Показав поэту «образ совершенства», он заставляет его снова и снова отправляться на поиски этого совершенства. Но, получив однажды «предчувствие блаженства», Лермонтов не может быть счастлив, потому что не видит этого блаженства в окружающем его мире. В этом мире уживаются только зло, равнодушие, бездеятельность, приспособленчество. «Ничтожество есть благо в здешнем свете», — к такому неутешительному выводу приходит поэт. В стихотворении «Монолог» мы слышим его тяжелые, горькие раздумья о собственной судьбе, о собственном предназначении, о смысле собственной жизни и горения души: К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы, их употребить не можем? Мы, дети севера, как здешние растенья, Цветем недолго, быстро увядаем… Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье… И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует… Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, Средь бурь пустых томится юность наша, И быстро злобы яд ее мрачит, И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит. «Что толку жить!» — в отчаянии восклицает поэт. В этой жизни он не видит ни свободы, ни искренних чувств, ни настоящих бурь, к которым так стремится его душа. Размышляя о собственной жизни, в которой только пустота и тоска, Лермонтов стремится уподобиться «синей волне», которая шумно катит свои воды «под серебряной луной» или вместе с белым парусом хочет умчаться вдаль в поисках чего-то нового, настоящего, в поисках бурь, страстей. Но он не находит этой настоящей деятельной жизни ни на родине, ни в чужих краях. Поэт осознает трагическую и неотвратимую быстротечность земной жизни. Человек живет в поисках счастья и умирает, так и не найдя его. «Все веселее умереть», — говорит его лирический герой. Но Лермонтов не верит и в «веселье» после смерти. Поэтому в его лирике все чаще появляются скептические и иронические строки: Конец! Как звучно это слово, Как много — мало мыслей в нем; Последний стон — и все готово, Без дальних справок — а потом? Потом вас чинно в гроб положат, И черви ваш скелет обгложут, А там наследник в добрый час Придавит монументом вас… В стихотворении «Что толку жить! Без приключений …» заметно разочарование поэта не только в жизни, в смерти, но и в религии, в церкви: …По доброте души своей, Для пользы вашей ( и церквей ) Отслужит, верно, панихиду, Которой (я боюсь сказать ) Не суждено вам услыхать… Живя в окружении зла, несправедливости, фальши, задыхаясь в удушливой атмосфере, лирический герой сожалеет, что вынужден жить в это тяжелое, мучительное время, когда «грядущее в тумане», «былое полно мук и зла», настоящее представляется тюрьмой, темницей, в которой невозможно вдохнуть полной грудью, свободно поднять голову. Лермонтов глубоко и искренне грустит о том, что в жизни «и радость, и муки, и все так ничтожно». А сама жизнь — «пустая и глупая шутка». Его герой очень одинок в этом мире. Он ищет и не может найти ответы на волнующие его вопросы: «Желанья?.. Что пользы напрасно и вечно желать?», «Любить — но кого же?..», «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Преодолеть это чувство разочарования и одиночества поэту помогает лишь вера «гордая в людей» и в поэзию. Теме предназначения поэта и поэзии посвящены многие стихотворения М. Ю. Лермонтова. Причем его отношение к этому вопросу постоянно менялось. Если в начале творческого пути он смотрит на поэта как на одинокого избранника «с гордою душой», который живет своими мечтами и страданиями, песнь которого «свободно мчится» сквозь время и пространства, то в более поздние годы поэзия Лермонтова становится все ближе к народу. Автор уже не отделяет себя от толпы. «Как смел желать я громкой славы, когда вы счастливы в пыли?» — восклицает поэт. Его все больше начинает волновать судьба поколения, народа и родины. Его мысли все чаще начинают занимать не отвлеченные рассуждения о вечном, а конкретные проблемы и реальные люди. Словно подводя итог пройденному романтическому этапу жизни, поэт видит в творчестве некое зеркало, в котором должна отразиться вся полнота человеческой жизни: Любил и я в былые годы, В невинности души моей, И бури шумные природы, И бури тайные страстей. Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг, И мне наскучил их несвязный И оглушающий язык. Люблю я больше год от году, Желаньям мирным дав простор, Поутру ясную погоду, Под вечер тихий разговор. Поэт искал смысл жизни, искал свое место в ней. И все время приходил к сознанию одной истины: жизнь — это постоянная борьба, постоянное противоборство двух начал, стремление к добру и свету. Знаменитый «Парус» стал поэтическим воплощением его концепции мира и человека. Здесь отражена сама Вселенная, которая живет в необъятных пространственно-временных измерениях — с бескрайними далями, с неизмеримой высотой и глубиной, с неотвратимо бегущим временем. Парус — это и отражение авторского «я», и олицетворение бесконечно развивающегося человеческого духа, его вечной неуспокоенности и неудовлетворенности настоящим, его устремленности к будущему. Этому образу, этой концепции смысла жизни М. Ю. Лермонтов не изменит до последнего дня.

Похожие материалы:

  • ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ (анализ повести М. Ю. Лермонтова «Тамань») — —
  • ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») — —
  • ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ РОМАНА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» — —
  • СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «КАК ЧАСТО, ПЕСТРОЮ ТОЛПОЮ ОКРУЖЕН…» (восприятие, истолкование, оценка) — —
  • ТЕМА СУДЬБЫ ПОКОЛЕНИЯ В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА — —

Философская лирика Лермонтова

Многие поэты посвящали свои произведения рассуждениям над вечными вопросами о смысле жизни и мироздания, о роли человека и о своем предназначении и месте в этой жизни. Немного отличается своеобразием лирика Михаила Юрьевича.

Присутствующие в его произведениях философские мотивы посвящены поиску себя в этом мире, подмечанию того, что зачастую руководит людьми и на чем основывается жизнь общества. С сожалением и горечью излагает поэт свои наблюдения. Оказывается, что праздность, леность и низость в этом мире считается благом.

Трагизм бытия проскальзывает в очень многих стихах, а лирические персонажи Лермонтова говорят, очень часто, за него. Подчеркивая ничтожность общественной жизни, поэт не отделяет и своего причастия к этому. Даже не находя себе места в мире, он все же живет обычной жизнью.

Так, в «Молитве» обращается он к Всевышнему с просьбой простить ему то, что он так редко всуе вспоминает Господа. Осознание поэтом греховной действительности и своего участия в ней только добавляют его рассуждениям грусти.

Для Лермонтова становится тесным этот мир, в котором негде разгуляться свободолюбивой душе, где все ограничивается нормами и рамками поведения. Мысли о смерти звучат так, что она есть освобождение. В одном из произведений так и говорит поэт, что веселее умереть, нежели жить.

Подмечает он и отсутствие гармонии в мире.

В «Монологе» ведутся рассуждения поэта о судьбе человека и о предназначении его. Здесь и подмечает он ничтожность и бессмысленность бытия. Подчеркивает поэт, что очень быстро душа человеческая поддается дурным влияниям и что нет в этом мире ни любви, ни дружбы настоящей.

И во многих своих стихотворения ставит он эти вопросы и рассуждает на философские темы с присущими поэту грустью и трагизмом. И так и не нашел Лермонтов своего места в суетном мире, но нашел для себя выход своих эмоций — творчество. В лирике своей он полностью изливает душу.

Сочинение Философская лирика Лермонтова 10 класс

Лермонтов Михаил — это поэт плеяды «золотого» века русской литературы, который в своем творчестве большое место уделял вопросам человеческого бытия, поиска истины….

Михаил Юрьевич рано остался без матери, и эта потеря наложила «философичный» отпечаток на все его последующее творчество.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина ВОТ ОНО, ГЛУПОЕ СЧАСТЬЕ

Практически все литературное наследие Михаила Лермонтова — это ответы, на так называемые «вечные вопросы».

Все стихотворения поэта на философскую тематику условно можно разделить на несколько категорий.

К первой можно отнести произведения, в которых на первое место выходят отношения между Господом и людьми, которые не стараются внимать его голосу.

Например, в лирическом произведении «Благодарность» герой текста благодарит Создателя за жизнь, но в язвительной форме. Он не рад, что ему дарована жизнь….

Нередко Бог в произведениях русского классика несет ответственность за несовершенство людей, населяющих Землю. Следовательно, что персонаж лирического текста не верит в Создателя, что порождает его страшный антипод. В текст врываются темные мотивы, как, например, в стихотворении «Мой демон».

И подобных произведений в наследии Михаила Лермонтова очень большое количество.

Часто лирический герой стихотворений Михаила Лермонтова преклоняет свои колени перед Богом. Он благодарит Всевышнего за счастье бытия. Как, например, в стихотворении «Молитва».

Итак, стихотворения, составляющие эту группу, определяют последующие темы в других его перу принадлежащих текстах на философскую тематику.

Вторая группа стихотворений — это тексты, в которых сталкиваются противоположности. Лермонтов использует излюбленный прием антитезы. Классическим в этом отношении является программное стихотворение «Парус».

Третья группа стихотворений на философскую тематику написана на тему вечных поисков гармонии жизни. Это, преимущественно, тексты, в которых происходит слияние Бога и человека. Например, стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»

Таким образом, можно сделать вывод, что произведения Лермонтова Михаила Юрьевича на философскую тематику составляют истинную копилку мудрости русской культуры. Читатель, внимательно проживая тексты, находит в них ответы на «вечные» вопросы.

10 класс

ГлавнаяКоллекция «Revolution»ЛитератураФилософская лирика М.Ю. Лермонтова

Общая характеристика понятия «философская лирика», определение её роли в развитии литературы. Исследование проблемы поэта и общества в философской лирике Лермонтова. Анализ национализма и патриотизма как характерных особенностей творчества поэта.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.11.2014
Размер файла 16,8В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/essay/lermontov/filosofskaya-lirika-lermontova
  • https://nauka.club/literatura/filosofskaya-lirika-lermontova.html
  • https://detskiychas.ru/school/lermontov/философская-лирика-лермонтова/
  • https://school-ethiopia.ru/analiz-stihotvorenij/filosofiya-lermontova.html
  • https://revolution.allbest.ru/literature/00478968_0.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт