Детство Обломова: описание, характеристика в цитатах, роль детства в жизни героя

План

  1. Введение
  2. Отрицательное влияние «обломовщины» на Обломова
  3. Обломов и Штольц
  4. Почему Обломов не смог выйти из мира иллюзий?

Введение

Илья Ильич Обломов – главный герой романа «Обломов», апатичный и ленивый мужчина тридцати с лишним лет, все свое время проводящий лежа на диване и строя несбыточные планы о своем будущем. Тратя дни в безделье, герой так и не начинает ничего делать, так как не способен осуществить над собой волевое усилие и приступить к реализации собственных планов. Причины беспросветной лени и пассивности героя автор раскрывает в главе «Сон Обломова», где через воспоминания ребенка читатель знакомится с детством Обломова в романе «Обломов».

Отрицательное влияние «обломовщины» на Обломова

В семье Обломовых за несколько поколений помещиков сложился свой особый уклад, определявший жизнь не только барской семьи, но и всей деревни, предопределяющий течение жизни даже крестьян и слуг. В Обломовке время текло замедленно, никто за ним не следил, никто никуда не спешил, да и деревня была словно отделена от внешнего мира: даже когда им пришло письмо из соседнего поместья, его несколько дней не хотели читать, так как опасались плохих новостей, которые бы нарушили умиротворяющее спокойствие «обломовской» жизни. Общую картину дополнял мягкий климат местности: здесь отсутствовали сильные морозы или жара, не было высоких гор или своенравного моря.

Все это не могло не повлиять на еще совсем юную, не сформировавшуюся личность Обломова, отгороженную от всяческих испытаний и стрессов: как только Илья пытался совершить шалость или пойти гулять в запрещенные места, появлялась няня, которая либо внимательно за ним присматривала, либо уводила обратно в покои. Все это воспитывало в герое полную безвольность и подчинение чужому, более компетентному и важному мнению, поэтому уже в зрелом возрасте Обломов мог делать что-то только из-под палки, не желая ни учиться в университете, ни работать, ни выходить в свет, пока его не заставят.

Отсутствие стрессов, ситуаций, когда нужно отстаивать свое мнение, чрезмерная и постоянная забота, тотальный контроль и множество запретов, по сути, сломали естественную личность Обломова – он стал идеалом родителей, но перестал быть самим собой. Более того, все это было подкреплено мнением о труде как о повинности, которая не может приносить удовольствия, а является неким подобием наказания. Именно поэтому уже в зрелом возрасте Илья Ильич всячески избегает любой деятельности, ожидая, пока придет Захар и сделает все за него – пускай из рук вон плохо, но самому герою не нужно будет вставать с постели, отрываясь от своих иллюзий.

Обломов и Штольц

Андрей Иванович Штольц – лучший друг Обломова, с которым они познакомились еще в школьные годы. Это яркий, деятельный мужчина, искренне переживающий за судьбу друга и всеми силами старающийся помочь ему реализовать себя в реальном мире и забыть об идеалах «обломовщины». В произведении Андрей Иванович является антиподом Ильи Ильича, что просматривается уже при сравнении детства Обломова и Штольца в романе Гончарова. В отличие от Ильи, маленький Андрей не был ограничен в действиях, а скорее был предоставлен самому себе – он мог несколько дней не появляться дома, изучая окружающий мир и знакомясь с разными людьми. Позволяя сыну распоряжаться собственной судьбой, отец Штольца, немецкий бюргер, был достаточно строг с Андреем, воспитывая в мальчике любовь к труду, напористость и умение добиваться своих целей, что затем пригодилось ему при построении успешной карьеры.

Описания детства Штольца и Обломова позволяют увидеть, как разное воспитание может создать из достаточно похожих по натуре и характеру детей две совершенно разные личности – апатичного, ленивого, но добросердечного, нежного Илью Ильича и деятельного, активного, но совершенно непонимающего сферы чувств Андрея Ивановича.

Почему Обломов не смог выйти из мира иллюзий?

Кроме лени, безвольности и полного отказа от социальной жизни Обломову была присуща такая неоднозначная черта, как чрезмерная мечтательность. Герой все дни проводил в мыслях о возможном будущем, придумывая множество вариантов счастливой жизни в Обломовщине. Искренне переживая каждую свою мечту, Илья Ильич не понимал, что все его планы – только иллюзии, прекрасные сказки, подобные тем, которые в детстве ему рассказывала няня и которыми он был так восхищен, представляя себя то храбрым героем, то справедливым и сильным богатырем.

В сказках и легендах, рассказываемых няней, мир вне Обломовки был изображен как нечто пугающее и страшное, где его поджидают чудища и драконы, с которыми нужно бороться. И только в родной Обломовке можно жить спокойно, ничего не боясь и не опасаясь. Постепенно герой перестает разграничивать мифическое и реальное: «Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Герой, боясь неведомой, пугающей, неблагоприятной реальной жизни просто уходит от нее в мир иллюзий и мечтаний, боясь встретится с ней «один на один» и проиграть в неравном бою. Проводя все дни в мечтах об Обломовке, Илья Ильич пытается вернуться в тот безопасный мир детства, где его оберегали и заботились о нем, не понимая, что это невозможно.

В романе описание детства Ильи Обломова является ключом ко всей его жизни, позволяющим лучше понять характер и психологию героя, чье имя стало нарицательным для русской литературы и культуры. В «Обломове» Гончаров изобразил яркий типичный образ душевного, но безвольного русского человека, который остается интересным для читателей и сегодня.

Описание и анализ событий детских лет главного героя романа будут особенно интересны 10 классам перед подготовкой доклада или сочинения на тему «Детство Обломова в романе Ивана Гончарова «Обломов»». Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    К какому литературному направлению относится роман Гончарова «Обломов»?</h3>

    • <label>Романтизм;</label>
    • <label>Реализм;</label>
    • <label>Классицизм;</label>
    • <label>Сентиментализм.</label>

(новая вкладка)

Меню статьи:

Родное селение Обломова

Все детство Илья Ильич Обломов провел в родном селении – Обломовка. Прелесть этого селения состояла в том, что оно находилось далеко от всех населенных пунктов, и, что самое важное, очень далеко от крупных городов. Такое уединение способствовало тому, что все жители Обломовки жили как бы в консервации – они редко куда выезжали и к ним практически никто никогда не приезжал.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Андрея Штольца в романе Ивана Гончарова “Обломов”

В былые времена Обломовка могла вполне называться перспективным селением – в Обломовке изготавливали холсты, варили вкусное пиво. Однако, после того, как хозяином всего стал Илья Ильич – все это пришло в запустение, и со временем Обломовка стала отсталой деревней, из которой периодически сбегали люди, так как условия жизни там были ужасны. Причиной такого упадка стала лень его владельцев и нежелание проводить даже минимальные изменения в жизни селения: «Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну».

Однако в воспоминаниях Обломова его родное селение так и осталось раем на земле – он после своего уезда в город так никогда и не приехал в родное селение больше.

Родители Обломова

Рекомендуем ознакомиться с характеристикой Ольги Ильинской в поучительном произведении Ивана Гончарова “Обломов”.

Все необходимые дела им откладывались до самого последнего момента, в результате в скором времени все постройки имения начали рушиться и были похожи больше на развалины. Такой участи не минул и господский дом, который существенно перекосило, но исправить это никто не спешил. Илья Иванович не модернизировал свое хозяйство, он понятия не имел о фабриках и их устройствах. Отец Ильи Ильича любил долго поспать, а потом долго смотреть в окно, даже если за окном ничего ровным счетом не происходило.

I.-Goncharov-Roman-Oblomov-1.jpg

Илья Иванович не стремился ни к чему, его не интересовал заработок и увеличение своих доходов, он также не стремился и к развитию личности – время от времени отца можно было застать за чтением книги, но это делалось для галочки или от скуки – Илье Ивановичу было все-равно что читать, порой он даже не особо вникал в текст.

Имя матери Обломова неизвестно – она умерла намного раньше отца. Несмотря на то, что фактически Обломов знал мать меньше, чем отца, он все же горячо ее любил.

Воспитание Обломова

Так как Илья Ильич был единственным ребенком в семье, то вниманием он не был обделен. Родители баловали мальчика с самого детства – они его излишне опекали.

За ним было закреплено много слуг – настолько много, что маленький Обломов не нуждался ни в каких действиях – все, что было необходимо, ему приносилось, подавалось и даже одевалось: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание».

В результате Илья Ильич даже не одевался самостоятельно – без помощи своего слуги Захара он был абсолютно беспомощен.

I.-Goncharov-Roman-Oblomov..jpg

В детстве Илью не пускали играть с ребятами, ему запрещали все активные и подвижные игры. Сначала Илья Ильич сбегал без разрешения из дому, чтобы пошалить и побегать вдоволь, но затем за ним стали смотреть более усиленно, и побеги стали сначала трудным делом, а потом и вовсе невозможным, поэтому в скором времени его естественная любознательность и активность, которая присущая всем детям, угасла, ее место заняла лень и апатия.

Образование Обломова

Вопрос об образовании также неотрывно связан с детством. Именно в этот период дети приобретают элементарные навыки и знания об окружающем мире, что позволяет им в дальнейшем углубить свои знания в той или иной отрасли и стать успешным специалистом в своем деле.

Родители Обломова, так усилено опекавшие его все время, не придавали значения образованию – они считали его больше мучением, чем полезным занятием.

Обломова отдали на обучение только потому, что получение хотя бы элементарного образования было необходимым требованием в их обществе.

Последствия событий детства в жизни Ильи Ильича Обломова

Несомненно, что детство героя напрямую повлияло на его дальнейшую судьбу. Илья Ильич в скором времени перенял манеру и стиль жизни своих родителей – он стал таким же ленивым и апатичным. Никакие доводы не могли повлиять на уже взрослого Обломова – он почти все время проводил лежа на диване, игнорируя даже самые необходимые дела и занятия.

Неприспособленность к жизни не позволила Обломову в дальнейшем стать успешным чиновником, помещиком и даже мужем. Из-за своей лени, которую в романе символически называют Обломовщиной, Илья Ильич потерял не только возможности, предоставляемые ему судьбой, но и все то, что у него уже было.

Детство играет важную роль в жизни и формировании характера Ильи Ильича Обломова в романе «Обломов» Гончарова.Смотрите: — Все статьи об Илье ОбломовеКраткое содержание романа— Все материалы по роману «Обломов»

Детство Обломова в романе «Обломов»: описание в цитатах

Илья Ильич Обломов провел детство в деревне Обломовка, в имении своих родителей. Для него Обломовка стала воплощением райской жизни на земле.Обломов во всем брал пример со своих родителей. Он перенял у них множество отрицательных и положительных качеств:

«Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить, как живут около него взрослые. Да и как иначе прикажете решить ему?..» (часть 1 глава IX)

Родители и семья ОбломоваРодители Обломова были ленивыми и беспечными помещиками, они уделяли мало времени хозяйственным вопросам. Отец целыми днями ходил из угла в угол или сидел у окна. Мать Обломова переходила от кофе к чаепитию, от чая к обеду и т.д. Лень и беспечность родителей передались Обломову: 

«Может быть, Илюша уж давно замечает и понимает, что говорят и делают при нем: как батюшка его, в плисовых панталонах, в коричневой суконной ваточной куртке, день деньской только и знает, что из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду…» (часть 1 глава IX)

Больше всего в семье Обломовых заботились о вкусной еде. В результате у Ильи Обломова еще в детстве появилась привычка много и вкусно поесть:

«После того начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками…» (часть 1 глава IX)

Из-за изобилия вкусной еды маленький Обломов рос полным мальчиком:

«Ему только семь лет. Ему легко, весело. Какой он хорошенький, красненький, полный!..» (часть 1 глава IX)

В семье Обломова было принято спать днем, обломовцы никогда не пропускали послеобеденный сон. Илья Обломов также перенял эту привычку спать днем:

«И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна. Ребенок видит, что и отец, и мать, и старая тетка, и свита – все разбрелись по своим углам…» (сон в Обломовке, часть 1 глава IX)

         Смотрите: Семья и родители ОбломоваВоспитание Обломова Илья Ильич Обломов был единственным ребенком в семье, и родители безумно баловали его. В результате он вырос изнеженным и избалованным человеком, «баловнем»:

«У! баловень! – тихо ворчит нянька, утаскивая его на крыльцо…» (часть 1 глава IX)

«…в школе, где не делали исключений в пользу балованных сынков…»  (часть 1 глава VI)

Вся большая семья Обломовых любила и ласкала Илюшу. Детство Обломова прошло в теплой семейной атмосфере:

«Весь этот штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошеных поцелуев…» (часть 1 глава IX)

Обломов рос несамостоятельным ребенком, потому что все и всегда за него делали родители и слуги:

«Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание…» (часть 1 глава IX)

Смотрите: Воспитание ОбломоваОбразование ОбломоваВ свое время родители с трудом заставили маленького Обломова поступить на учебу в пансион господина Штольца:

«Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. Наконец отвезли…» (часть 1 глава IX)

Родители Обломова не стремились дать сыну знания: их интересовал только аттестат. Ленивый Илюша учился без интереса и желания. В пансионе Штольца он проучился с 13-14 до 15 лет:

«Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати. Он уж учился в селе Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян…» (часть 1 глава IX)

«…он учился, как и другие, как все, то есть до пятнадцати лет в пансионе…» (часть 1 глава VI)

После пансиона Штольца юный Обломов поступил на учебу в Москву, вероятно, в Московский Университет:

«…потом старики Обломовы, после долгой борьбы, решились послать Илюшу в Москву, где он волей-неволей проследил курс наук до конца…» (часть 1 глава VI)

Илье Обломову не нравилось учиться ни в пансионе, ни в университете:

«Он по необходимости сидел в классе прямо, слушал, что говорили учителя, потому что другого ничего делать было нельзя, и с трудом, с потом, со вздохами выучивал задаваемые ему уроки…» (часть 1 глава VI)

«Все это вообще считал он за наказание, ниспосланное небом за наши грехи…» (часть 1 глава VI)

Смотрите: Образование Обломова Детство Обломова, проведенное в деревне Обломовка, было самым счастливым временем в его жизни. Став взрослым человеком, Илья Ильич мечтал вернуться в свою любимую Обломовку с женой и семьей, чтобы жить тихо и спокойно. К сожалению, эти планы так и не осуществились. Это было описание детства Обломова в романе «Обломов» Гончарова: роль детства в жизни героя, особенности образования и воспитания и т.д.Смотрите: Все материалы по роману «Обломов»Скачать:

В произведении «Обломов» Гончаров коснется темы распространенных пороков, присущих обществу в любой эпохе: лень, равнодушие, нежелание менять судьбу в лучшую сторону.

Автор детально описывает детство Обломова, чтобы читатель смог разобраться в причинах, повлиявших на формирование его безвольного характера. Нерешительность сделала его неудачником. Писатель наводит на мысль, что подобное поведение не приведет к счастливой и насыщенной жизни.

Опека родных

Илья Ильич Обломов провел беззаботное детство в деревне Обломовка. В родовом имении он проживал не только с матушкой и отцом. Кроме слуг там жили многие родственники.

«Он хорошенький, полненький. Такие кругленькие щечки». Был единственным ребенком в семье. Домочадцы закармливали мальчугана всевозможными сладостями. «Вся свита дома подхватывала Илюшку на руки, начинала осыпать похвалою и ласкою. Он едва успевал вытирать следы от непрошеных поцелуев».

Не успел младшенький Обломов проснуться, как к нему неслась няня, чтобы помочь встать и одеться. Далее к любимому сыночку из соседней комнаты торопилась мама. Женщина одаривала мальчика нежностью, чрезмерной заботой.

«Она осматривала его жадным взглядом, проверяла, не мутные ли глаза, интересовалась, не болит ли что».

Паренек понимал, что все его прихоти моментально выполнялись. Он превращался в такого же ленивого, равнодушного ко всяческим проявлениям жизни человека, как и окружающие. Если он и пытался делать что-то самостоятельно, то близкие подавляли все его стремления.

«Только захочет чего-нибудь Илья, только мигнет — уж трое-четверо лакеев бросаются исполнять его желания». Его превращали в экзотическое растение, медленно растущее в теплице. «Всяческие проявления деятельности и силы обращались внутрь и увядали».

Иногда на мальчика находило непреодолимое желание сбежать из дому, лишиться опеки каждого из домочадцев. Стоило ему спуститься по лестнице, или выбежать во двор, как несколько человек уже спешили вслед за ним с криками и запретами.

Резвость и любознательность

Маленький Илья рос подвижным ребенком. Когда он видел, что взрослые заняты, то вмиг пытался спрятаться от их заботы.

«Ему страсть как хотелось взбежать на окружавшую дом галерею, чтобы посмотреть с высоты на речку». Его догоняли, а он вновь старался ускользнуть на голубятню, в овраг, или в березовый лес, где могли водиться лешие и оборотни. Так рассказывала нянька. Бывало, что она целый день проводила в суматохе и беготне за своим воспитанником.

Обломов рос любознательным.

«Присмиреет, сядет возле няни, смотрит на все так пристально. Наблюдает за всеми совершающимися перед ним явлениями». Он спрашивает у нее, почему есть свет и темнота, замечает, что от запряженной в поводья лошади на земле образуется тень, сравнивает размеры, понимая, что бочка во много раз больше лакея, везущего ее на телеге.

Выйдя гулять за пределы двора, пока гувернантка прячется в холодке, малыш пристально наблюдает за жуками, ловит стрекоз, садит их на соломинку. Прыгнет в канаву, начнет очищать корешки, есть их вместо сладких яблок.

«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользнет от внимания ребенка. В душу врезается картина домашнего быта, напитывает детский ум примерами, бессознательно накладывает программу судьбы ребенка на жизнь, его окружающей».Привычки родителей и близких, сформировавших характер маленького Ильи.

В поместье Обломовых считали, что ремесло вовсе не облагораживает человека.

«Родственники Ильи сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли». Отец мальчика предпочитал только наблюдать за слугами и родственниками, спрашивать у них об их занятиях, раздавать указания. Мать могла часами разговаривать с лакеями, жильцами дома. Любила бывать в саду, рассматривать, как наливаются плоды.

«Главною заботою семейства была кухня и обед». Все собирались вместе, бурно обсуждали приготовление блюд. После этого следовал отдых. «В доме воцаряется тишина. Наступает час послеобеденного сна». Подобное состояние овладевало каждым. Со всех уголков дома было слышно сопение и храп. «Илюша все наблюдал. Редко кто поднимет голову, глянет бессмысленно, с удивлением перевернется на другой бок, плюнет спросонья, почавкав губами, опять заснет». В это время взрослых совершенно не заботило то, что маленький Илья мог остаться совершенно без присмотра.

Родственники его всегда пребывали в беззаботном настроении, они не стремились к улучшению быта, а радовались тому, что им послано. Их жизнь проплывала тихою рекою. Если в доме что-то выходило из строя, рушилось, то редко когда поломку устраняли. Людям было легче вести разговоры о крестинах, свадьбах, поверьях связанных с ними. Они обсуждали всевозможные рецепты, ходили в гости, играли в карты. Такой образ жизни близких оставил неизгладимый след на формировании характера и привычек юного Обломова. Постепенно, по мере взросления мальчика, всеобщая лень овладела и им.

Образование

Родители считали, что обучение грамоте это весьма изнуряющее и ненужное занятие. Им хотелось, чтобы их сын получил аттестат как можно быстрее, не прикладывая к этому особых усилий. В тринадцать лет «отец и мать усадили баловника за книги». Это стоило им слез, капризов и воплей. Его отправили в поселок Верхлево, в пансион.

Сын не обладал особым рвением к учебе. Когда приезжал домой, пытался под любым предлогом остаться в имении как можно дольше.

«Печальный он приходил к матери. Та знала почему. Тайком вздыхала о разлуке с ним на целую неделю».

Родители поощряли каждую его просьбу. Они искали оправдание своему безвольному поведению. Причины, из-за которых паренек оставался в поместье были разнообразны. Проблемой для них могла стать жара или холод, родительская суббота, праздник, предстоящее приготовление блинов. Мать с отцом не думали о негативных чертах подобного воспитания. Взрослому Илье Обломову еще не раз придется столкнуться с последствием чрезмерной родительской любви.

Другие материалы по роману «Обломов»:

Краткое содержание

Подробное краткое содержание главы «Сон Обломова»

Образ и характеристика Штольца

Образ и характеристика Обломова

Образ и характеристика Ольги Ильинской

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Отношения Ольги и Обломова

Детство Обломова

Образ жизни Обломова

Женские образы в романе

Гости Обломова и цель их прихода

История создания романа

Добавить в избранное (2)

В детстве праздная жизнь обломовцев не могла благотворно действовать на Обломова. Детство Ильи Ильича проходило нерадостно. Он был живой, наблюдательный и впечатлительный ребенок. Живая натура его требовала движения. Он ко всему внимательно присматривался, все узнавал. При благоприятных условиях из Илюши Обломова мог вырасти трудолюбивый, энергичный человек. К несчастью, воспитание и окружающая его среда подавили в нем хорошие природные задатки. С детства ему уже стали внушать, что он — барин, следовательно, ему не нужно и даже стыдно трудиться. В детстве няня исполняла все его малейшие прихоти, надевала на него чулки, умывала, причесывала. Тоже самое происходило и в 14 лет — с тем только различием, что вместо няни это делал Захар.

Умственное развитие Илюши Обломова шло также ненормапьно. Будучи любознательным от природы, он часто спрашивал мать и няню о причине многих явлений, но те, будучи невежественными, давали ему бестолковые ответы. Например, на вопрос его, почему в одном месте светло, а в другом темно, няня ответила так: «Оттого, батюшка, что солнце идет навстречу месяцу и не видит его, так и хмурится, а ужо как завидит издали, так и просветлеет». Вместо того, чтобы сообщать ребенку правильные сведения об окружающем его мире, мать и няня питали его фантазию сказками о какой-то волшебной стороне с медовыми реками и кисельными берегами, где ничего не делают, а только гуляют и празднуют. Эти рассказы так сильно подействовали на ребенка, что у него навсегда осталось расположение полежать на печи, походить в готовом незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы. Окружавшая Илюшу среда также не могла благотворно действовать на его природные дарования. Мальчик видел, что отец его по целым дням сидел у окна и делал ненужные замечания дворовым, или же ходил из угла в угол, заломив руки назад; мать Илюши постоянно хлопотала о еде, целый штат дальних родственников и приживалок предавался только еде и сну. Ребенок привыкал жить так, как жили все обломовцы.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/detstvo-oblomova-v-romane.html
  • https://r-book.club/russian-classics/ivan-goncharov/ilya-oblomov-harakteristika.html
  • https://www.literaturus.ru/2015/07/detstvo-oblomova-roman-oblomov.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1186-detstvo-oblomova.html
  • https://info-shkola.ru/detstvo-oblomova/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт