Содержание
- 1 Краткий анализ
- 2 История создания
- 3 Тема
- 4 Композиция
- 5 Главные герои
- 6 Жанр
- 7 Тест по произведению
- 8 История создания
- 9 Жанр, направление
- 10 Смысл названия
- 11 Суть
- 12 Главные герои и их характеристика
- 13 Темы и проблемы
- 14 Главная мысль
- 15 Чему учит?
- 16 Критика
- 17 Жанр
- 18 О чём произведение?
- 19 Главные герои и их характеристика
- 20 Темы
- 21 Проблематика
- 22 Главная мысль
- 23 Чему учит рассказ?
В русской литературе Чехов считается “Пушкиным в прозе”, благодаря масштабности и непревзойдённой художественной манере. В рассказе Чехова “Смерть чиновника” раскрывается тема “маленького человека”, но не так, как у Гоголя или Пушкина. В произведении “Смерть чиновника” анализ предусматривает ознакомление с историей создания, проблематикой, особенностями жанра и композиции – всё это есть в нашей статье. Она будет полезна для учащихся 9 классов при изучении творчества Чехова на уроках литературы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Смерть чиновника.
Год написания – 1883 год, 25-26 июня.
История создания – рассказ опубликован в 1883 году в журнале “Осколки”, идея сюжета взята автором из реальной жизни и творчески переработана.
Тема – тема маленького человека, самоуничижения и чинопреклонения.
Композиция – чёткая, свойственная жанру рассказа. Личность повествователя просматривается, привнося оценку и эмоциональную окраску происходящему.
Жанр – рассказ. Чеховский рассказ похож на форму “сценки”, поэтому его произведения особенно хороши при постановке в театрах и экранизации.
Направление – реализм, свойственный второй половине 19 века.
История создания
Существует несколько версий создания рассказа “Смерть чиновника”. Одна из них говорит о том, что история произошла в реальности, в Большом театре, о чём автор узнал у управляющего императорскими театрами.
По другой версии – источником вдохновения для Чехова стал Жемчужников Алексей, известный юморист и любитель розыгрышей. Ходили слухи о том, что шутник специально наступил на ногу одному высокопоставленному лицу, а после изводил его извинениями и визитами вежливости.
Третья версия появления чеховского сюжета: случай, который произошёл в Таганроге (родине писателя) в 1882 году. Некий работник почты после конфликта с начальством пытался принести свои извинения, но его не приняли и не поняли. В отчаянии служащий покончил жизнь самоубийством. Как бы то ни было, художественно переосмысленный сюжет получил у Чехова воплощение в гениальном рассказе, написанном менее, чем за два дня. Впервые опубликовано произведение было в 1883 году в журнале “Осколки” под псевдонимом А. Чехонте.
Тема
В рассказе Чехова “Смерть чиновника” поднимается тема маленького человека, раболепского сознания, уничижительного отношения к себе перед лицом высших чинов.
Идея рассказа в том, чтобы увидеть в себе симптом чинопочитания и извести его на корню – именно для этого Чехов преувеличивает многие важные детали в повествовании, использует иронию с гротеском. Проблемы общества, современного автору, выплыли наружу, остро и злободневно, в коротком жанре рассказа.
Конфликт Червякова с генералом Бризжаловым – это конфликт персонажа с собой. Смысл его поступков непонятен и необъясним для морально “здоровой” личности. Проблематика рассказа обусловлена болезнью общества – привычкой пресмыкаться перед теми, кто занимает более высокое положение в обществе, что достаточно актуально и в наше время.
Червяков и Бризжалов – герои-противоположности: именно генерал должен был стать отрицательным персонажем, но у Чехова они поменялись ролями. Генерал на редкость положительный, адекватный персонаж, а младший чин – труслив, не уверен в себе, назойлив, непоследователен и, по меньшей мере, странен в своих поступках и стремлениях. Основная мысль произведения – потеря нравственных основ, идеалов, на которых держится “здоровая” личность.
Композиция
Комическое и трагическое слилось в единое, благодаря мастерски подобранным художественным средствам в рассказе Чехова. Анализ произведения позволяет сделать вывод, что его композиция традиционна для малого жанра. На это указывает монолог повествователя, который вносит свою ноту в восприятие происходящего.
Личность рассказчика иногда всплывает достаточно ярко с комментариями и эмоциональной оценкой событий. В структуре рассказа просто выделить завязку, кульминацию и другие составляющие сюжета. Он динамичен и ярок, благодаря чеховскому лаконизму и точности. Каждое слово (фамилии персонажей, описание внешности) каждый звук, каждая фраза точны и выверены – они служат единой цели в творчестве Чехова. Мастер ситуативных зарисовок, он умело подаёт содержание в рамках традиционной композиции. Возможно, именно поэтому, практически все произведения Чехова экранизированы, ставятся на сцене театров и имеют большой успех у зрителей.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Смерти чиновника».
Жанр
Чехов достиг небывалых высот в жанре рассказа. Особенностью его рассказа можно считать сходство со сценкой. Автор даёт оригинально обрисованную картинку события, будто бы наблюдая за происходящим со стороны. Жанр рассказа до Чехова был невзрачной эпической малой формой, которая считалась осколком романа или повести. Именно благодаря Антону Павловичу этот жанр приобрёл популярность, известность и полноценное воплощение в литературе.
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 15
Кто такой Червяков?</h3>
- <label>Писарь</label>
- <label>Приказчик</label>
- <label>Экзекутор</label>
- <label>Коллежский асессор</label>
(новая вкладка)
Автор: · Опубликовано 03.08.2019 · Обновлено 15.08.2019
Рассказ «Смерть чиновника» А. П. Чехова — часть раннего творчества писателя. В произведении автор поднял важную общественную проблему, описав психологическую разницу между людьми из высшего и низшего сословий. Так, человек пресмыкается и раболепствует перед начальством добровольно, и в этом его поведении есть и комические, и трагические стороны. Автор раскрыл каждую грань в своем рассказе, а Многомудрый Литрекон предлагает Вам понаблюдать за тонкой игрой мастера в подробном разборе его творения.
История создания
Произведение написано в 1883 году. Писатель быстро закончил работу над рассказом, она заняла около 2-х дней. Впервые он был опубликован в журнале «Осколки» под псевдонимом Антона Павловича — А.Чехонте.
Существует несколько версий, откуда Чехов подчерпнул идею для произведения:
- Одна из них основана на реальных событиях: история произошла в Большом театре, и её Антону Павловичу поведал управляющий.
- Другая версия заключается в том, что в родном городе писателя — Таганроге — в 1882 году работник почты покончил жизнь самоубийством после конфликта на работе, где его объяснения не захотели слушать. Этот инцидент был оглашен в СМИ, и писатель вполне мог узнать о нем и применить.
Творческая история рассказа «Смерть чиновника» продолжилась в прессе, где критики высказали свои мнения о произведении. Подробнее об их прениях Многомудрый Литрекон написал в финале статьи.
Жанр, направление
Жанр произведения — юмористический рассказ. На это указывают многочисленные комические элементы:
- Нелепая и абсурдная ситуация в основе сюжета.
- Язык произведения: в диалогах и описаниях героев очевидна ирония. Свою роль в создании комического эффекта играют просторечия.
- Комически «сниженный» образ главного героя: классический «маленький человек», которого авторы традиционно изображали с сочувствием, предстал перед публикой жалким и мнительным человеком с набором предрассудков.
Чехов — мастер рассказов, он добивался неповторимой правдоподобности, его сюжеты буквально оживают в фантазиях читателей.
Направление всего творчества Чехова — реализм. Все герои и ситуации в произведении вполне реалистичны и обыденны, а проблемы, затронутые в тексте, характерны для реалистического направления. Другие признаки Вы найдете здесь.
Смысл названия
Почему рассказ назван «Смерть чиновника»? Произведение получило своё название в честь основного события, ведь именно через смерть Червякова читатели видят, какую значимость для маленького человека имела произошедшая с генералом ситуация. Вся жизнь Червякова стала крутиться вокруг бесконечных извинений перед генералом Бризжаловым. Ситуация легко могла закончится обыкновенно, но сам Червяков довёл её до такого масштаба, что все закончилось для него печально.
Комический смысл названия кроется в карьерных последствиях какой-то безделицы в карьере Червякова. Не угодить начальству — это крах надежд чиновника, смерть его амбиций. После конфликта с генералом обычный смертный уже не живет, ведь вся его жизнь — служба, а там всемогущий начальник может сделать все, что угодно.
Кроме того, смысл заглавия рассказа «Смерть чиновника» включает в себя духовную деградацию героя, которую автор ассоциирует со смертью. Умирает не человек, а именно чиновник, то есть в жизни Червякова не осталось ничего, кроме работы, и сам он — не мужчина, а бесполое и чисто формальное существо — обладатель чина, не более. Для обычного человека инцидент с генералом — не более, чем неприятное воспоминание о неловкости, но для того, кто живет только службой, чихнуть на начальника означает «умереть». Для чиновника тот, кто выше его, чуть ли не Бог, гневать которого строго запрещено и вообще смерти подобно.
Суть
Мелкий чиновник (экзекутор) Червяков сидел в театре и случайно чихнул на лысину генерала Бризжалова из соседнего ведомства. Генерал сделал вид, что не заметил инцидента, и протер лысину. Но Червяков очень испугался и начал просить прощения прямо в театре, получив в ответ просьбу замолчать и смотреть спектакль. В антракте он повторил попытку, но и следующий ответ генерала его не удовлетворил.
Дома Червяков рассказал о своем невезении супруге, но та успокоилась, когда узнала, что генерал не является начальником мужа. Они решили, что он пойдет и еще раз извинится. Но на этот раз генерал подумал, что над ним издеваются, и довольно грубо отреагировал на приход просителя. Червяков же подумал, что генерал нарочно кривляется, так как не хочет его прощать. он твердо решает написать ему письмо, но на следующий день, так ничего и не придумав, снова приходит в контору на прием к Бризжалову. Генерал кричит на него и выгоняет вон. Червяков приходит домой и умирает.
Главные герои и их характеристика
Система образов в рассказе «Смерть чиновника» соответствует лаконичной форме произведения. В произведении есть два основных персонажа: маленький человек Червяков и генерал Бризжалов. Между героями и происходит незначительный конфликт, который выводит из равновесия обоих персонажей. Многомудрый Литрекон описал героев в таблице:
герои | характеристика |
иван дмитриевич червяков | мелкий чиновник, служба которого протекает в постоянном почитании вышестоящих лиц, вся его жизнь после конфуза теряет смысл, все крутится вокруг желания червякова угодить и загладить вину перед генералом, который даже не подозревает о душевных терзаниях мелкого чиновника. говорящая фамилия червякова происходит от слова «червь», что указывает на ничтожество героя и его стремление пресмыкаться. так и есть: он не ценит себя и свою личность, зато из генерала делает сверхъестественное существо, мотивы которого непостижимы для обычных смертных. видя генерала, он приписывает ему то, что он даже не думал показать. самое комичное в его образе, это то, что он действительно мучается и теряет покой после того злополучного спектакля. это очень робкий, трусливый и мнительный человек. |
генерал бризжалов | это человек высокопоставленный. он случаю с червяковым значения не придал, но при постоянном повторении ситуации, решил, что над ним просто смеются и издеваются. ему непонятны переживания червякова, он его не понимает, поэтому теряет терпение и кричит на него, чтобы он оставил его в покое. говорящая фамилия бризжалова происходит от слова «брюзжать», то есть означает ворчливость и вечное недовольство героя. после того, как его обрызгали, он недовольно бормотал что-то под нос, а его последующие реплики сливались в одну нечленораздельную фразу: «милостисдарь!». то есть он не говорит, а брюзжит. это указывает на его неуважение к собеседнику. |
Темы и проблемы
Тематика рассказа «Смерть чиновника» богата и многогранна:
- Основная тема произведения — маленький человек и его жизнь. Чехов новаторски подошел к развитию этой темы, ставшей традиционной для русской литературы. Его образ маленького человека лишен жертвенности и благородства. Он не вызывает сострадания у читателя, потому что его судьба зависит только от него самого, и он сам виноват в своем ничтожестве. Червяков имеет рабскую зависимость от начальства по собственной инициативе, и сам генерал не унижает и не винит его.
- Еще одна тема рассказа — это чувство стыда, навязанное обществом. Червяков чихнул случайно, и ему незачем было винить себя. Он же, повинуясь стереотипам и страхам, преувеличил масштаб проблемы и раскаивался несколько дней подряд, причем совершенно искренне. Общество навязало ему это чувство, оно не было естественным, поэтому, как и любая масштабная аномалия, раздутый стыд привел к смерти героя.
Проблематика рассказа «Смерть чиновника» тоже достойна внимания:
- Основная проблема рассказа — чинопочитание. Герой настолько сильно был зависим от мнения генерала, что не мог представить себе дальнейшей жизни без его прощения. Преувеличенный страх неодобрения привел его к ранней смерти от нервного перенапряжения.
- Духовное рабство личности тоже является проблемой, поставленной Чеховым. Червяков — раб условностей и ритуалов, принятых в его среде. Он совершенно перестал быть личностью, быть человеком. Автор в названии произведения подчеркнул, что перед нами только чиновник, а не что-то большее.
Главная мысль
Основная идея произведения «Смерть чиновника» — показать, что чинопочитание в обществе переходит все границы разумного, и человек из-за чувства собственной неполноценности считает себя и свои действия заведомо недостойными. Строгая иерархия и собственные фобии доводят Червякова до того, что он перестает ценить себя и полностью погружается в деловую среду, где важны лишь титулы и суммы годового дохода. Вместо личности читатель видит раба, но его порабощение — не происки злобного деспота, а его собственная ошибка. Червяков унижается не под действием грубой силы, а ради сохранения своего статуса в обществе, ради материального преуспеяния. Это его выбор, а не жизненная необходимость, что безмерно возмущает автора.
Конфликт произведения — это конфликт главного героя с самим собой. Ситуация, которая была недостойна внимания, вдруг встала на первый план в жизни Червякова. В финале он делает попытку взбунтоваться и оставить генерала в покое. Внутренне он негодует на него. Но потом сдается и вновь плетется просить никому не нужного прощения. Рабство по собственной инициативе — вот смысл рассказа «Смерть чиновника». И от этого добровольного порабощения Чехов пытается нас предостеречь.
Чему учит?
Чехов показал актуальную проблему общества — лизоблюдство нижестоящих перед вышестоящими. Его вывод прост: надо выдавливать из себя раба, иначе жизнь будет ничтожной попыткой преуспеть, а сам человек — заложником общественной иерархии и своих собственных страхов. Лишиться места, в конце концов, не так страшно, как лишиться времени и сил на ту жизнь, которую Вы для себя избрали. Нельзя терять и предавать себя, что бы ни случилось.
Автор намеренно преувеличивает детали, так ситуация выглядит абсурднее, зато мораль в рассказе «Смерть чиновника» понятна каждому. Произведение учит всегда оставаться личностью, уважать себя, несмотря ни на что, ведь все мы — достойные уважения люди, независимо от чина, титула и общественного мнения.
Критика
Произведения А. П. Чехова трогают до глубины души. Он отлично передаёт общественный настрой того времени. Это отметили и современники автора. О рассказе «Смерть чиновника» писали многие известные люди:
«Чехов посвятил свой талант изображению общественного настроения своего времени. Его рассказы открывают нам тайные стороны души современного общества, ее недуги, ее безнадежность, ее апатию <…> Прежде всего средний современный человек отличается болезненным, чисто нервным, беспокойством» (П. Н. Краснов, статья «Осенние беллетристы», «Труд», 1895 г., № 1, стр. 205—206)
Н. Лейкин: «Получил от Вас «Осколки московской жизни», получил рассказ «Смерть чиновника». И то и другое — прелестно.» (Н.Лейкин — А.П.Чехову, 29 июня 1883 г.)
Н. Ладожский (В. К. Петерсен): «…невольно заставляет улыбаться…» (Н. Ладожский (В. К. Петерсен), «Критические наброски», «Санкт-Петербургские ведомости», 1886 г., № 167, 20 июня)
С. А. Венгеров: «…психологическая и жизненная правда… <…> Не умрет <…> в действительности чиновник от того, что начальник в ответ на его чрезмерно угодливые и надоедливые извинения <…> в конце концов крикнул ему „пошел вон“. <…> Но забитость мелкого чиновника, для которого сановник в полном смысле слова какое-то высшее существо, опять-таки схвачена в этом шарже в самой своей основе. Во всяком случае, веселого в „юмористических“ шаржах Чехонте весьма мало. Общий тон мрачный и безнадежный…» (С. А. Венгеров, «Вестник и библиотека для самообразования», 1903, № 32, стлб. 1329)
Сам А.П. Чехов выразил основную мысль свое рассказа так:
Ничтожество свое сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство. (А.П. Чехов. Из письма брату Михаилу)
Автор: Анастасия Антонова
Автор: · Опубликовано 23.03.2017 · Обновлено 08.10.2017
Антон Павлович Чехов неоднократно приоткрывал завесу истории над канцелярским миром царских клерков и писарей, канувшим в небытие. Однако неизменными остались те виртуозно описанные типажи людей, порожденные бюрократической системой. Забитые, ограниченные, лицемерные и сведенные с ума своей иерархической зависимостью жертвы работы по-прежнему смешат их здравомыслящих знакомых, а мастер слова больше ста лет назад дал им такую меткую характеристику, которая до сих пор актуальна. Особенно интересна она в рассказе «Смерть чиновника».
Жанр
Чехов показывает истинные и ложные ценности: истинная ценность – внутренняя свобода от шаблонов поведения и авторитетов начальства, а ложная – стремление во всем угодить господам и возвысить их до гротескных размахов. Недаром для своего произведения «Смерть чиновника» он выбрал жанр «юмористический рассказ». Это нужно для того, чтобы высмеять ложные ценности, сформированные обществом. Писатель высмеивает такие пороки, как лизоблюдство, чинопочитание и стремление вжиться в конъюнктуру, приспособленчество, иначе говоря.
О чём произведение?
В рассказе говорится о том, как экзекутор Червяков смотрел пьесу «Корневильские колокола» и случайно чихнул на лысину статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения, который сидел впереди него: «Я его обрызгал! — подумал он. — Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо». Он наклонился и извинился, зритель в первом ряду сказал «ничего страшного». Однако чиновнику показалось, что его превосходительство лукавит и не простит обиду. Хотя это был не его прямой начальник, представитель другого ведомства, нарушитель порядка очень встревожился и подошел на антракте, но сановник опять сказал, что ничего страшного.
Дома он пожаловался жене, но супруга не оказала на происшествие должного внимания. На следующий день Червяков вновь потерпел неудачу с просьбой о прощении, услышал, что произошедшее – пустяк. Тогда он подумал: «Говорить не хочет! — подумал он, бледнея. — Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…» — и решил вновь попросить прощения на следующий день, однако генерал выгнал его с гневом. «В животе у него что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер». Суть произведения Чехова «Смерть чиновника» в том, чтобы показать, до чего доводит человека безумное чинопочитание.
Главные герои и их характеристика
Для усиления выразительности текста автор использует говорящие фамилии. Брюзжалов – от слова «брюзжать», то есть ворчать. Червяков – от слова «червь», то есть фамилия берет свое начало от ничтожного и слепого животного. Значит, герой подразумевается автором, как жалкое, беспомощное насекомое.
Иван Дмитриевич Червяков – экзекутор. Внутренний мир персонажа такой же узкий, как червь: он ограничивается службой. Больше всего его беспокоит мнение общества о нем, а уж мнение вышестоящих он чтит, как закон. Когда он нечаянно чихнул, он воспринял это, как ужасную катастрофу. Его настолько взволновала реакция генерала, что он ее попросту придумал, наградив самыми жуткими красками. Значит, жизнь у него настолько пуста, что, кроме службы, его ничего не волнует. Он дошел до полного самоотречения во имя «прислуживания» вышестоящим чинам. По сути, его внутренний мир – это проекция внешнего: его формы, его положения, его статуса в обществе. Личного у него нет, он полностью приспособился к внешним обстоятельствам, похоронив свою индивидуальность. Выделяться для него – тяжкий грех. Он хочет не самовыражаться, а выражать чьи-то интересы. Образ главного героя в рассказе Чехова «Смерть чиновника» открывает тему маленького человека, распространенную в русской литературе. Персонаж унижен обществом, забит своим вечно подчиненным положением. Он полностью зависим от воли начальника и его готовности дать соизволение на что-либо. Постепенно он научился прислуживаться, а не служить, чтобы хоть как-то обеспечить себе и семье стабильность. Он настолько вжился в эту роль, что перестал видеть очевидные вещи и чувствовать что-то, кроме приниженности. Эволюция персонажа, которую мы лишь угадываем, оказывается деградацией личности до уровня безличного клерка. В нем не осталось ничего человеческого, только перечень должностных инструкций и норм приличий, которые он доводит до гротеска. Даже описания Ивана Дмитриевича Червякова в тексте нет.
Бризжалов (статский генерал по ведомству путей сообщения) – почтенный и уважаемый чиновник, привык к безоговорочному повиновению. Однако ему неловко всерьез обсуждать тему поступка Червякова, он хочет сделать вид, что ничего не произошло. Но назойливость виновника инцидента выводит его из себя. И без того не слишком любезный к нижестоящему коллеге сановник грубо выгоняет его, теряя человеческий облик. Он кричит, ругается, теряет всю свою холодность и мнимую воспитанность. Неумение сдерживать свои эмоции выдает в нем типичного самодура, который то и дело срывается на своих подчиненных. Характеристика Бризжалова – это его пост. Он тоже лишен индивидуальных черт и предстает перед нами лишь очередным носителем признаков той или иной должности.
Темы
- Проникновение общественной жизни в частную, замещение реальности ее абсурдной пародией.
- Кроме того, Чехов затрагивает свою излюбленную тему внутреннего рабства и обнищания духа. Он искусно перемешивает смешное и грустное, раскрывая абсурдность казенного бытия, сосредоточенного только на службе.
- Особняком в тексте стоит тема тоски. Автор изображает героя, который тяготится своим положением, и читатель понимает, что есть, от чего. «Смерть чиновника» раскрывает трагедию униженной личности.
- Культура преклонения перед начальством – проблема общества, его неправильного устройства, где неравенство обусловлено религиозным посылом. Если царь – помазанник божий, а дворяне – его приближенные, то их мнимое превосходство – от Бога. То есть, людям с детства навязывается миф о том, что кто-то лучше их по праву рождения. Это проблема царского режима, который породил таких Червяковых.
- Тема маленького человека тоже дает о себе знать, ее автор воплощает посредством образа главного героя. Такая ничтожная и беззащитная личность обречена на прозябание в большом и жестоком мире.
Проблематика
Данное произведение отражает множество как вечных, так и насущных проблем.
- Проблема чинопочитания. Чехов поднимает в рассказе «Смерть чиновников» проблему неправильной смены ориентиров: экзекутору важнее мнение генерала, а не судьба семьи, например. Человек меняет свои личные ценности на корпоративные. Это грозит опасным перевоплощением из личности в должностное лицо.
- Произвол. Другая проблема состоит в том, что начальство реально представляет угрозу для подчиненных. Любого профессионала можно уволить абсолютно безосновательно, деятельность управленцев никто не контролирует.
- Равнодушие в семье автор тоже не обошел вниманием: жена чиновника не оказала ему должной поддержки.
- Неравенство. Героям даже в голову не приходит, что отношения между ними не должны быть иерархичными, каждый из них не признает себя равным другому, и при таком положении дел социальных противоречий не избежать.
Вот, о чем заставляет задуматься эта история: как не стать всего лишь механизмом государственной машины и не убить душу раньше тела? Таким образом, проблематика рассказа очень богата, несмотря на малую форму произведения.
Главная мысль
К сожалению, реалии России того времени таковы, что самодурство начальника могло сделать нищим любого его подчиненного. Всевозможные государственные службы закрепощали души, которые навек застывали в неволе и трепете перед вышестоящим лицом. Основная мысль рассказа – показать, как человек теряет достоинство, стремясь не потерять должность. Чехов обращает внимание читателя на то, как общество уничтожает естественные закономерности и заставляет обывателя вести себя противоестественно: бояться начальника до смерти, например.
Даже название произведения уже говорит о замысле писателя. Идея рассказа «Смерть чиновника» заключается в том, чтобы показать, как человек теряет свое лицо и становится всего лишь должностным лицом, которого убивает его же стремление во всем услужить господам. Он настолько ничтожен, что его жизнь ограничивается службой, а его достоинство – «приличным поведением на людях», как метко выразилась жена Червякова, которую больше волнует, что люди скажут, а не самочувствие мужа.
Действительно, в книге речь идет о том, что умер не человек, а чиновник. Причина его смерти в вопиющем чинопочитании, так как герой расстроил нервы из-за того, что не угодил начальству. Не реальная трагедия была тому основанием, а иллюзорная реальность мундиров, в которой подчиненный забывает о собственном достоинстве и становится рабом государственной системы принуждения. Смысл рассказа в том, что вместо жизни у него появляется иллюзия жизни, где ценности подменяются выдуманными рангами и регалиями, а добродетели вытесняют пороки: лицемерие и лизоблюдство.
Чему учит рассказ?
Автор серьезно описывает, по сути, курьезную ситуацию: персонаж загонял себя до смерти из-за такого пустяка. Довольно смешно наблюдать, как герой не может понять простых вещей, что банально надоел генералу своими бреднями. Он, как клоун, вновь и вновь поскальзывается на банановой кожуре и театрально падает, расшибив лоб, но в упор не понимает, что происходит. Обыкновенные слова его превосходительства он воспринимает, как изощренные намеки и лукавство, приписывает ему хитрость и лицемерие, хотя, на самом деле, инцидент исчерпан, и человек думать о нем забыл. Чехов бесстрастно и серьезно говорит о том, что смешно, ведь таких нелепых и жалких клерков мы высмеиваем и сами. Мораль в рассказе «Смерть чиновника» заключается в том, чтобы не высмеивать, а жалеть таких людей, они глубоко несчастны, но не одни они виноваты в этой ущербности. В этом виновато все несправедливое общественное устройство. Вот вывод, к которому приводит писатель свои размышления. Измениться надо не абстрактному Червякову, а всему социуму.
В нашей библиотеке 23 521 материалов. |
Сочинения | Биографии | Анализ | Характеристики | Краткие содержания | Пересказы |
---|
Анализ / Чехов А.П. / Смерть чиновника
Смотрите также по произведению «Смерть чиновника» |
История создания«…В русской литературе блеснул и исчез удивительный ум, потому что ведь выдумать и сказать хорошую нелепость, хорошую шутку могут только очень умные люди, те, у которых ум «по всем жилушкам переливается», — писал о таланте Чехова И.А. Бунин. Л.Н. Толстой говорил о нем: «Чехов — это Пушкин в прозе». Под этими словами подразумевалось сильнейшее художественное впечатление, какое оставляла чеховская проза, удивлявшая своей краткостью и простотой.По воспоминаниям Чехова, сюжет рассказа «Смерть чиновника» сообщил Антону Павловичу Бегичев. Он был прост: какой-то человек, неосторожно чихнувший в театре, на следующий день пришел к незнакомому человеку и стал просить извинения за то, что причинил ему в театре беспокойство. Забавный анекдотический случай.«Смерть чиновника» относится к так называемым ранним рассказам писателя. Опубликован в 1883 году с подзаголовком — «Случай». «Смерть чиновника», как и другие рассказы писателя, включены автором в сборник 1886 года «Пестрые рассказы». Все эти произведения раскрывают тему маленького человека.Род, жанр, творческий методДо прихода в русскую литературу А.П. Чехова считалось, что малая эпическая форма является «осколком» большой (романной) формы: «глава, вырванная из романа», как сказал В.Г. Белинский о повести. Различия между романом и повестью (так называли рассказ) определялись лишь количеством страниц. Чехов же, по словам Л.H. Толстого, «создал новые, совершенно новые … для всего мира формы писания…».Рассказ «Смерть чиновника» написан в жанре «сценки». Это короткий юмористический рассказ, картина с натуры, комизм которого состоит в передаче разговора персонажей. Чехов поднял сценку до уровня большой литературы. Главное в сценке — речь персонажей, правдоподобно-бытовая и смешная одновременно. Важную роль играет заглавие и говорящие фамилии персонажей.Так, проблема рассказа «Смерть чиновника» заявлена в самом заголовке, представляющем сочетание противоположных понятий. Чиновник — это должностное лицо, в мундире, застегнутом на все пуговицы (это относится и к его чувствам); он как бы лишен живых движений души, и вдруг — смерть, хотя и печальное, но все-таки чисто человеческое свойство, что чиновнику, такое уж сложилось о нем представление, противопоказано. Произведение Чехова, заранее можно предположить, -— это рассказ не об исчезновении человеческой индивидуальности, а о прекращении функционирования чиновника, некоего бездушного механизма. В рассказе умирает не столько человек, сколько его внешняя оболочка.Рассказ в целом написан в рамках критического реализма. Однако во второй половине рассказа поведение Червякова переходит пределы бытового правдоподобия: слишком он труслив, слишком назойлив, так в жизни не бывает. В концовке Чехов совсем резок, открыт. Этим «помер» он выводит рассказ за рамки бытового реализма. Поэтому рассказ этот ощущается как вполне юмористический: смерть воспринимается как несерьезность, условность, обнажение приема, ход. Писатель смеется, играет, само слово «смерть» не берет всерьез. В столкновении смеха и смерти торжествует смех. Он и определяет общую тональность произведения. Так смешное у Чехова переходит в обличительное.ТематикаПереосмысливая традиционную тему «маленького человека», идущую еще от Пушкина, Гоголя, Тургенева и раннего Достоевского, Чехов в то же время продолжает и развивает в новых условиях гуманистический пафос этого направления. Как и «Станционный смотритель» Пушкина, «Шинель» Гоголя, «Бедные люди» Достоевского, чеховские произведения исполнены протеста против подавления и искажения человеческой личности, в новых исторических условиях еще более беспощадного и изощренного. Вместе с тем в рассказе предметом осмеяния представлен мелкий чиновник, который подличает и пресмыкается, когда его никто не принуждает.ИдеяУ Чехова обычно в центре рассказа не характер и не идея, а ситуация — необычный случай, анекдот. Причем случай далеко не случаен — он высвечивает определенные закономерности жизни, суть характера. Чехов обладал гениальным даром замечать в действительности такие ситуации, в которых персонажи раскрывались бы не просто с максимальной, но с исчерпывающей полнотой и как социально-этические типы, и как люди со свойственной только им психологией, манерой поведения.В рассказе «Смерть чиновника» писатель показал, как мелкий чиновник Червяков, находясь в униженном положении, не только не стремится выйти из него, но сам провозглашает рабское поведение. Что и стало предметом осмеяния в рассказе. Чехов ратовал за высокие нравственные идеалы.Основные героиВ рассказе два основных персонажа. Один из них генерал, который играет второстепенную роль и лишь реагирует на действия героя. Генерал лишен имени и отчества, и это естественно, потому что мы видим его глазами Червякова, а тот видит только мундир (это слово часто повторяется в тексте) важной персоны. О генерале мы ничего существенного не узнаем, но очевидно, что он, тоже в нарушение традиции, человечнее «униженного и оскорбленного» Червякова. Ясно одно: персонажи рассказа говорят на разных языках, у них различные логика и понимание — диалог между ними невозможен.Второй персонаж — чиновник Червяков — объект насмешки в рассказе. Традиционно в русской литературе это был «маленький», бедный, «униженный и оскорбленный» человек, вызывающий сочувствие у читателя. Чехов, с его неистребимым чувством свободы, стремился преодолеть этот штамп. Он писал брату Александру в 1885 году (уже после создания рассказа «Смерть чиновника») о «маленьких» людях: «Брось ты, сделай милость, своих угнетенных коллежских регистраторов! Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту? И где ты там у себя в Азии находишь те муки, которые переживают в твоих рассказах чино-ши? Истинно тебе говорю, даже читать жутко! Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам». Маленький человек Червяков здесь и смешон, и жалок одновременно: смешон своей нелепой настойчивостью, жалок потому, что унижает себя, отрекаясь от собственной человеческой личности, человеческого достоинства.Сюжет и композицияВ рассказе Чехова один из участников событий оказывается мелким чиновником, другой — генералом. Фамилия чиновника — Червяков — говорит сама за себя, подчеркивая приниженность экзекутора1 Ивана Дмитриевича. Эта исходная ситуация порождает традиционный конфликт. Гаркнул генерал на маленького, беззащитного, зависимого человека — и убил его. У Чехова генерал действительно крикнул на чиновника, в результате чего: «В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».Таким образом, предстает как будто привычная сюжетная схема. Однако имеют место и существенные сдвиги. Начать с того, что генерал рявкнул на своего посетителя лишь тогда, когда тот довел его все новыми и новыми посещениями, все новыми и новыми объяснениями, и все на одну и ту же тему, до полного изнеможения, а потом и до остервенения.Не похож на жалкое, зависимое лицо и чиновник. Ведь он докучает своими извинениями генералу не потому, что зависит от него. Вовсе нет. Извиняется он, так сказать, по принципиальным соображениям, считая, что уважение к персонам есть священная основа общественного бытия, и он глубоко обескуражен тем, что извинения его не принимаются. Когда генерал в очередной раз отмахнулся от него, заметив: «Да вы просто смеетесь, милостисдарь!..» — Червяков не на шутку рассердился. «Какие же тут насмешки? — подумал Червяков. — Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять!» Таким образом, Червяков в корне отличается от предыдущих литературных собратьев. В мировосприятии Червякова и заключается неожиданный, комический поворот традиционной темы и сюжетной схемы. Получается, что Червяков умирает вовсе не от испуга. Драма человека в том, что он не вынес попрания святых для него принципов, да еще не кем-нибудь, а сиятельным лицом, генералом. Этого вынести Червяков не смог. Так безобидный анекдот перерастает под пером Чехова в сатиру на господствующие нравы и обычаи.Художественное своеобразиеВ историю русской литературы А.П. Чехов вошел как мастер малого жанра. С именем писателя связано становление сатирического рассказа, определяющими чертами которого явились лаконизм и афористичность.В самом названии «Смерть чиновника» заложена главная мысль произведения: противопоставление чина и человека, единство комического и трагического. Содержание рассказа производит сильное художественное впечатление благодаря краткости и простоте. Известно, что Чехов придерживался мысли: «писать талантливо — то есть коротко». Малый объем произведения, его придельная лаконичность определяют и особый динамизм рассказа. Эту особую динамичность заключают в себе глаголы и их формы. Именно через глагольную лексику идет развитие сюжета, а также дается характеристика героев; хотя, конечно, писатель применяет и другие художественные приемы.В рассказе у персонажей говорящие фамилии: Червяков и Бризжалов. Чиновник Червяков служит экзекутором. О значении этого слова сказано выше. Вторым значением этого слова (оно помечено в словарях как устаревшее) является следующее: экзекутор — тот, кто производил экзекуцию, то есть наказание или руководил им. Сегодня это значение воспринимается как основное, так как прежнее (младший чиновник в канцелярии) уже забыто. Словосочетание экзекутор Червяков тоже выбрано по принципу комического контраста, характерного для Чехова: экзекутор (то есть осуществляющий наказание) и вдруг «смешная» фамилия… Червяков.По словам писателя, литературное произведение «должно давать не только мысль, но и звук, …звуковое впечатление». В рассказе это в прямом смысле звуковое впечатление — «Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!!! Чихнул, как видите» — вызывает комический эффект.В маленьком рассказе невозможны пространные описания, внутренние монологи, поэтому и выступает на первый план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку. Буквально одна фраза может сказать все о человеке. В последней фразе рассказ «Смерть чиновника» автор дает практически объяснение всему: чиновник, «придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер». Вицмундир, эта чиновничья униформа, как будто прирос к нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека.В рассказе «Смерть чиновника» авторская позиция явно не выражается. Создается впечатление объективности, равнодушия Чехова к происходящему. Повествователь не оценивает поступки героя. Он высмеивает их, предоставляя читателю возможность сделать свои выводы.Значение произведенияАнтон Павлович Чехов — один из величайших русских писателей-классиков. Он известен как мастер реалистического рассказа. Сам писатель говорил так: «Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такой, какова она есть на самом деле». Правда жизни привлекала его прежде всего. Главной темой творчества Чехова (как Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Но художественные методы, художественные приемы, которые использовали в своем творчестве писатели, различны. Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. За долгие годы работы в юмористических журналах Чехов отточил мастерство рассказчика, научился в небольшой объем вмещать максимум содержания.После появления рассказа «Смерть чиновника» многие критики говорили о том, что Чехов сочинил какую-то абсурдную историю, не имеющую отношения к жизни. Ситуация, действительно, доведена писателем до абсурда, однако именно это и позволяет лучше увидеть нелепости самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним. По свидетельству М.П. Чехова, брата писателя, в Большом театре произошел действительный случай, близкий описанному, однако неясно, был ли он известен Чехову. Известно другое: в январе 1882 г. Чехов получил письмо от своего таганрогского знакомого А.В. Петрова, в котором говорилось: «Накануне Рождества … наш почтмейстер (известнейший изверг и педант) пригрозил одному чиновнику (старшему сортировщику К.Д. Щетинскому) отдать его под суд, кажется, за нарушение дисциплины, словом, за личное оскорбление; а тот сдуру после попытки попросить прощение ушел из конторы да в городском саду … за несколько часов до утрени и повесился…». Другими словами, Чехову удалось воссоздать типичную, хотя и абсурдную ситуацию.«Русские критики писали, что ни стиль Чехова, ни выбор слов, ни все прочее не свидетельствует о той особой писательской тщательности, которой были одержимы Гоголь, Флобер или Генри Джеймс. Словарь его беден, сочетания слов банальны; сочный глагол, оранжерейное прилагательное, мятносливочный эпитет, внесенные на серебряном подносе, — все это ему чуждо. Он не был словесным виртуозом, как Гоголь; его Муза была одета в будничное платье. Поэтому Чехова хорошо приводить в пример того, что можно быть безупречным художником и без исключительного блеска словесной техники, без исключительной заботы об изящных изгибах предложений. Когда Тургенев принимается говорить о пейзаже, видно, как он озабочен отглаженностью брючных складок своей фразы; закинув ногу на ногу, он украдкой поглядывает на цвет носков. Чехову это безразлично — не потому, что детали эти не имеют значения, для писателей определенного склада они естественны и очень важны, — но Чехову все равно оттого, что по своему складу он был чужд всякой словесной изобретательности. Даже легкая грамматическая неправильность или газетный штамп совершенно его не беспокоили. Волшебство его искусства в том, что, несмотря на терпимость к промахам, которых легко избежал бы блестящий новичок, несмотря на готовность довольствоваться первым встречным словом, Чехов умел передать ощущение красоты, совершенно недоступное многим писателям, считавшим, будто им-то доподлинно известно, что такое роскошная, пышная проза. Добивается он этого, освещая все слова одинаковым тусклым светом, придавая им одинаковый серый оттенок — средний между’цветом ветхой изгороди и нависшего облака. Разнообразие интонаций, мерцание прелестной иронии, подлинно художественная скупость характеристик, красочность деталей, замирание человеческой жизни — все это чисто чеховские черты заливает и обступает радужно-расплывчатое словесное марево» (В.В. Набоков).
Просмотров: 197298Используемые источники:- https://obrazovaka.ru/sochinenie/smert-chinovnika/analiz-proizvedeniya-chehova.html
- https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/smert-chinovnika-chehov/
- https://literaguru.ru/a-chehov-smert-chinovnika-analiz/
- https://lit-helper.com/p_analiz_rasskaza_smert-_chinovnika_chehova_a_p