Сцена прощания Тихона с Катериной по пьесе А.Н. Островского «Гроза». Как я её представляю

Сцена прощания Катерины с Тихоном играет важную роль в сюжете произведения.

Главные действующие лица в эпизоде – Кабанов и Катерина. Последней до ужаса не хочется оставаться без мужа по двум причинам: во первых, девушке страшно оставаться один на один со свекровью и ее тиранией; во вторых, Катерина боится, что в отсутствие супруга совершит что-то ею неприемлемое. Это доказывает клятва, которую так и не взял Тихон с жены.

Кабанов жалеет Катерину и искренне просит у нее прощения, но на уговоры не уезжать или взять супругу с собой не поддается, и даже не пытается скрыть желания сбежать от семьи, неволи, а жена будет ему только помехой.

Также Кабанов не понимает страха Катерины, о чем свидетельствует множество вопросительных предложений в конце эпизода. Речь Катерины, напротив, содержит мольбу, выраженную в восклицаниях.

Авторские реплики указывают на невозмутимость и непреклонность Кабанова к просьбам и ярое непринятие Катериной отъезда мужа. Девушка то обнимает Тихона, то падает на колени, то плачет – она в отчаянии. Тот безразличен к уговорам жены и мечтает лишь вырваться из ставшего ненавистным дома.

В целом, данный эпизод играет большое значение в произведении, так как влияет на разворачивающиеся позже ключевые события, такие как встреча Катерины с Борисом.

Анализ эпизода “Прощание Катерины с Тихоном” по пьесе Гроза (Островский А. Н.)« Склонение существительныхА. С. Пушкин в Михайловском »

Как я представляю сцену прощания Тихона с Катериной по пьесе «Гроза»

Островский А. Н.

После завтрака, который прошел, как обычно, в молчании, Кабанова удалилась вместе с сыном в соседнюю комнату, где учила его уму-разуму. После наставлений жене, как себя вести в отсутствие мужа, Тихон и Катерина остались в комнате одни.

Это была довольно большая по размерам комната, но тесно заставленная громоздкой старой мебелью… Массивный буфет, стоявший у окна, комод, покрытый вязаной салфеткой, тяжелый сундук в углу, круглый стол и стулья вокруг него — все эти вещи были сделаны добротно. Сразу при входе в комнату в глаза бросались иконы святых и горящая лампадка перед ними. Чистые половицы были застланы вязаными половиками. Все в комнате было чисто и сурово.

Тихон стоял у стола в подавленном настроении, опустив глаза. Это был человек среднего роста, крепкого телосложения. У него жидкие прилизанные волосы, расчесанные на прямой пробор, невыразительные глаза, крупный нос на широком лоснящемся лице, толстые губы, которые указывали на отсутствие воли. В его движениях чувствовалась мешковатость.

После некоторого молчания он обратился к жене с вопросом, не сердится ли она на него. Катерина, молодая красивая женщина с ясными задумчивыми глазами на белом лице, сидела у стола. Красиво очерченный рот и твердый подбородок выдавали натуру гордую и решительную. На ней была приталенная атласная кофта со множеством пуговиц на груди, кашемировая шаль приспущена с плеч, шерстяная юбка, присборенная у пояса, чуть приоткрывала ноги, обутые в высокие ботинки.

Подозрение Кабановой очень задело и оскорбило Катерину, но Тихон замечает: «Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь… Ну, прощай, Катя». После этих слов Катерина стремительно сорвалась с места и, подбежав к мужу, кинулась ему на шею и стала горячо просить его взять её с собой. Но Тихон непоколебимо отвечал: «Куда как весело с тобой ехать… Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной». Если бы он знал, что творилось в эти минуты в душе у жены, он бы никогда не произнес подобных слов, но какое ему дело до нее, если в ближайшие дни «никакой грозы не будет», когда можно будет вволю погулять. Катерина, предчувствуя беду, причиной которой является ее все более крепнущее чувство к Борису, рыдая, произносит: «На кого ты меня оставляешь. Быть беде без тебя! Быть беде!» Тихон довольно равнодушно слушает рыдания жены, потому что ему непонятно её состояние. Как сквозь сон, он слышит её голос: «Ну, так вот что! Возьми ты с меня какую-нибудь клятву страшную…» Катерина кидается в ноги мужу со словами о том, что пусть она умрет без покаяния, если она… но здесь Тихон уже встревоженным голосом произносит: «Что ты! Что ты! Я и слушать-то не хочу!» В эту минуту из соседней комнаты раздается низкий голос Кабановой: «Пора, Тихон!»

  • Главная
  • Учащимся
  • Сочинение на тему
  • Островский А.Н.
  • Как я представляю сцену прощания Тихона с Катериной по пьесе «Гроза»

Сцена отъезда Тихона — одна из важнейших в пьесе и в смысле раскрытия в пей психологии и характеров героев и по ее функции в развитии интриги: с ОДНОЙ стороны, отъезд Тихона устраняет непреодолимое внешнее препятствие для встречи с Борисом, а с другой — рушатся все надежды Катерины найти внутреннюю опору в любви мужа. По глубине и тонкости психологической разработки эта сцена не только первая такая у Островского, но и вообще одна из лучших в русской классической драматургии. В сущности говоря, в этой сцене Тихон, отказываясь брать клятву с жены, ведет себя человечно. Да и все его отношение к Катерине совсем не домостроевское, оно имеет личный, даже гуманный оттенок. Ведь это именно он говорит Кабанихе в ответ на ее угрозу, что жена не будет его бояться: «Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит». По как это пи парадоксально, именно мягкость Тихона (сочетающаяся, правда, с общей слабостью характера), в глазах Катерины, не столько достоинство, сколько недостаток. Он не отвечает ее нравственному идеалу, ее представлениям о том, каким должен быть муж. И действительно он не может помочь ей и защитить ее ни тогда, когда она борется с «грешной страстью», ни после ее публичного покаяния. Реакция Тихона на «преступление» Катерины тоже совершенно не такая, какая диктуется авторитарной моралью в подобной ситуации. Она индивидуальная, личная: он «то ласков, то сердится, да пьет все», по словам Катерины.

Дело в том, что молодежь Калинова уже не хочет в быту придерживаться патриархальных порядков. Однако и Варваре, и Тихону, и Кудряшу чужд нравственный максимализм Катерины, для которой и крушение традиционных нравственных норм в окружающем ее мире, и ее собственное нарушение этих заветов — страшная трагедия. В отличие от Катерины, истинно трагической героини, все они стоят на позиции житейских компромиссов и никакой драмы в этом не видят. Конечно, им тяжел гнет старших, но они научились обходить его, каждый в меру своих характеров. Островский рисует их объективно и явно не без сочувствия. По масштаб личностей их в пьесе установлен точно: это обыкновенные, заурядные, не слишком разборчивые в средствам люди, которые больше уже тоже не хотят жить по-старому, Формально признавая над собой власть старших II власть обычаев» они поминутно на практике идут против них и тем тоже подтачивают и понемногу разрушают калиновский мир. Но именно на фоне их бессознательной и компромиссной позиции крупной и значительной, нравственно высокой выглядит страдающая героиня «Грозы».

«Гроза» — не трагедия любви, а трагедия совести. Когда «падение» Катерины совершилось, подхваченная вихрем освобожденной страсти, сливающейся для нее с понятием воли, она становится смела до дерзости, решившись — не отступает, не жалеет себя, ничего не хочет скрывать, «Я ДЛЯ тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» — говорит она Борису, По это «греха не побоялась/, как раз п предвещает дальнейшее развитие трагедии, гибель Катерины. Сознание греха сохраняется и в упоении счастьем и с огромной силой овладевает ею, как только кончилось это недолгое счастье, эта жизнь на воле. Оно тем мучительнее, что. вера Катерины как-то исключает понятия прощения и милосердия.

«Пьеса «Бесприданница»» — Финальная сцена. Женские образы. Мир Ларисы вмещает и цыганскую песню, и русский романс. Героине “Бесприданницы” покончить с собой не хватает воли. Но по сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. О Паратове сказано: «Блестящий барин». Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы.

«Пьесы А.Н.Островского» — Баратынский сумел воплотить богатство и сложность эмоционального мира Ларисы. Что такое музыка? «Матушка-голубушка» Слова Ниркомского Музыка А.Гурилева. Народная песня в пьесах Островского. Музыка – язык души и мелодия нежных ветерков, колеблющих струны чувств? Вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков?

«Островский «Свои люди — сочтёмся»» — Русский национальный театр. Островский А.Н. Особенности поэтики пьесы. Творческий путь Островского. Черты купца. Островский Александр Николаевич. Жизнь в Замоскворечье. Использование в пьесе «говорящих имён». Контрольный вопрос. Пьесы Островского – «модель» России. Лекционный материал. Портрет писателя.

«Пьеса Островского «Гроза»» — Какую роль играет сцена грозы в пьесе? Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе? Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Дикой Савел Прокофьич — типичный представитель «темного царства». При каких условиях? Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Приведите примеры.

«Снегурочка в музыке» — Путешествие по Волге. Докажите свою точку зрения. Фольклорная основа сказки. 6. Что лежит в основе нравственных критериев берендеев? — Пословицы. Наше время. Усадьба Щелыково. Можно ли говорить о современности сказки Островского? Илья Сергеевич Глазунов. — Заговоры. В 20 лет поступил в Академию художеств в Петербурге, где познакомился с художниками-передвижниками.

«Островский Гроза урок» — Борьба против прогрессивных стремлений за равноправие человеческой личности. — «Гроза» написана и поставлена. Дикой и Кабаниха против Кулигина. Вторая кульминация — монолог Катерины, прощание с любовью. Чтобы напечатать «Грозу», автору следовало представить пьесу как … Композиция. Варвара против Кабанихи.

3 том 1. Оценка Толстым роли личности в истории. 2. Как раскрывает Толстой свое отношение к наполеонизму? 3. Почему Пьер неудовлетворен собой? 4. Анализ эпизода «отступление из Смоленска». Почему солдаты называют Андрея «наш князь»? 5. Богучаровский бунт (анализ). С какой целью введен эпизод? Как показан Николай Ростов? 6. Как понять слова Кутузова «твоя дорога, Андрей, это дорога чести»? 7. Как понять слова Андрея о Кутузове «он русский, несмотря на французские поговорки»? 8. Почему Шенграбен дан глазами Ростова, Аустерлиц – Болконского, Бородино – Пьера? 9. Как понимать слова Андрея «пока Россия здорова, ей мог служить любой»? 10. Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына: «Шахматы расставлены, игра начнется завтра»? 11. Батарея Раевского – важный эпизод Бородина. Почему? 12. Зачем Толстой сравнивает Наполеона с мраком? Видит ли автор ум Наполеона, мудрость Кутузова, положительные качества героев? 13. Почему совет в Филях Толстой изобразил через восприятие шестилетней девочки? 14. Отъезд жителей из Москвы. Каково общее настроение? 15. Сцена свидания с умирающим Болконским. Как подчеркивается связь судеб героев романа с судьбой России?

Пожалуйста, ответе на вопросы романа » Отцы и Дети»

План на фотографии

Прикрепленные изображения

сочинение: Жестокие нравы города Калинова 6250 «Жестокие нравы» города Калинова Примерный текст сочинения по драме «Гроза» НОстровского Талантливый механик-самоучка Кулигин называет его нравы «жестокими». В чем же он видит проявление этого? Прежде всего в той бедности и грубости, которая царит в мещанской среде. Причина предельно ясна — зависимость трудового населения от власти денег, сосредоточенных в руках богатого купечества города. Но, продолжая рассказ о нравах Калинова, Кулигин отнюдь не идеализирует взаимоотношения купеческого сословия, которое, по его словам, подрывает торговлю друг у друга, пишет «злостные кляузы». Единственный образованный человек Калинова обращает внимание на одну немаловажную деталь, явственно проступающую в забавном рассказе о том, как Дикой объяснялся с городничим по поводу жалобы на него мужиков. Вспомним гоголевского «Ревизора», в котором купцы и пикнуть не смели при градоначальнике, а покорно мирились с его тиранией и бесконечными поборами. А в «Грозе» в ответ на замечание главного лица города о его нечестном поступке Дикой только снисходительно похлопывает представителя власти по плечу, даже не считая нужным оправдываться. Значит, деньги и власть стали здесь синонимами. Поэтому нет никакой управы на Дикого, который оскорбляет весь город. Никто не может угодить ему, никто не застрахован от его неистовой ругани. Дикой своевольничает и самодурствует, потому что не встречает сопротивления и уверен в своей безнаказанности. Этот герой со своей грубостью, жадностью и невежеством олицетворяет основные черты калиновского «темного царства». Причем его злоба и раздражение особенно возрастают в тех случаях, когда речь идет или о деньгах, которые нужно вернуть, или о чем-то недоступном его пониманию. Поэтому он так ругает племянника Бориса, ибо один вид его напоминает о наследстве, которое по завещанию нужно разделить с ним. Поэтому он так набрасывается на Кулигина, пытающегося объяснить ему принцип действия громоотвода. Дикого возмущает представление о грозе как об электрических разрядах. Он, как и все калиновцы, убежден в том, что гроза посылается людям в напоминание об ответственности за их поступки. Это не просто невежество и суеверие, это передающаяся из поколения в поколение народная мифология, перед которой умолкает язык логического разума. Значит, даже в буйном, неуправляемом самодуре Диком живет эта нравственная истина, заставляя его всенародно кланяться в ноги мужику, которого он изругал во время поста. Даже если у Дикого случаются приступы раскаяния, то еще более религиозной и благочестивой кажется сначала богатая купеческая вдова Марфа Игнатьевна Кабанова. В отличие от Дикого она никогда не повысит голоса, не будет бросаться на людей, как цепная собака. Но деспотизм ее натуры вовсе не является тайной для калиновцев. Еще до появления на сцене этой героини мы слышим хлесткие и меткие реплики горожан в ее адрес. «Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних заела совсем», — говорит о ней Кулигин Борису. И первая же встреча с Кабанихой убеждает нас в правильности этой характеристики. Ее самодурство ограничено сферой семьи, которую она безжалостно тиранит. Кабаниха искалечила собственного сына, превратив его в жалкого, безвольного человека, который только и делает, что оправдывается перед ней за несуществующие грехи. Жестокая, деспотичная Кабаниха превратила в ад жизнь своих детей и невестки, постоянно истязая их, изводя упреками, жалобами и подозрениями. Поэтому ее дочь Варвара, смелая, волевая девушка, вынуждена жить по принципу: «…делай что хочешь, лишь бы шито да крыто было». Поэтому не могут быть счастливы Тихон и Катерина. Такое чувство, как любовь, несовместимо для Катерины с постылыми стенами кабановского дома, с его гнетущей душной атмосферой. молчаливого статиста.

Сцена прощания Катерины с Тихоном играет важную роль в сюжете произведения.

Главные действующие лица в эпизоде – Кабанов и Катерина. Последней до ужаса не хочется оставаться без мужа по двум причинам: во первых, девушке страшно оставаться один на один со свекровью и ее тиранией; во вторых, Катерина боится, что в отсутствие супруга совершит что-то ею неприемлемое. Это доказывает клятва, которую так и не взял Тихон с жены. Кабанов жалеет Катерину и искренне просит у нее прощения, но на уговоры не уезжать или взять супругу с собой не поддается,

и даже не пытается скрыть желания сбежать от семьи, неволи, а жена будет ему только помехой.

Также Кабанов не понимает страха Катерины, о чем свидетельствует множество вопросительных предложений в конце эпизода. Речь Катерины, напротив, содержит мольбу, выраженную в восклицаниях.

Авторские реплики указывают на невозмутимость и непреклонность Кабанова к просьбам и ярое непринятие Катериной отъезда мужа. Девушка то обнимает Тихона, то падает на колени, то плачет – она в отчаянии. Тот безразличен к уговорам жены и мечтает лишь вырваться из ставшего ненавистным дома.

В целом, данный эпизод играет большое значение в произведении, так как влияет на разворачивающиеся позже ключевые события, такие как встреча Катерины с Борисом.

Другие работы по этой теме:

  1. Анализ третьего явления пятого действия драмы “Гроза”. Драма “Гроза” – одна из самых ярких и интересных пьес А. Н. Островского. Она была написана в предреформенный…
  2. Наши писатели XIX века часто говорили о неравноправном положении русской женщины. “Доля ты!’- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать”, – восклицает Некрасов. Писали на…
  3. В своей драме “Гроза” А. Н. Островский, на мой взгляд, показал дикое общество небольшого городка Калинов и противопоставил этому обществу образ Катерины, образ свободолюбивой девушки,…
  4. В пьесе “Гроза” А. Н. Островский создает абсолютно новый женский образ, простой, глубокий характер. Речь идет о Катерине, главной героине драмы “Гроза”. От ранее созданных…
  5. Теория, утверждающая, что Катерина – “луч света в темном царстве”, принадлежит Добролюбову. Он рассматривает главную героиню исключительно как сопротивление, как человека, не желающего подчиниться власти…
  6. На неординарный образ Катерины в пьесе А. Н. Островского “Гроза” обратил внимание своих современников Н. А. Добролюбов, восхищаясь ее русским сильным характером. В условиях домостроя…
  7. В пьесе “Гроза” А. Н. Островский показал целый ряд колоритных обитателей “темного царства”. Особенно тяжело в такой атмосфере живется женщинам. Образы Катерины и Варвары играют…
  8. Пьеса “Гроза” А. Н. Островского была опубликована 1860 году. В России назревала революционная ситуация, время было достаточно сложным. Летом 1856 года писатель путешествовал по Волге….

Пожалуйста, ответе на вопросы романа » Отцы и Дети»

«Пьеса «Бесприданница»» — Финальная сцена. Женские образы. Мир Ларисы вмещает и цыганскую песню, и русский романс. Героине “Бесприданницы” покончить с собой не хватает воли. Но по сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. О Паратове сказано: «Блестящий барин». Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы.

«Пьесы А.Н.Островского» — Баратынский сумел воплотить богатство и сложность эмоционального мира Ларисы. Что такое музыка? «Матушка-голубушка» Слова Ниркомского Музыка А.Гурилева. Народная песня в пьесах Островского. Музыка – язык души и мелодия нежных ветерков, колеблющих струны чувств? Вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков?

«Островский «Свои люди — сочтёмся»» — Русский национальный театр. Островский А.Н. Особенности поэтики пьесы. Творческий путь Островского. Черты купца. Островский Александр Николаевич. Жизнь в Замоскворечье. Использование в пьесе «говорящих имён». Контрольный вопрос. Пьесы Островского – «модель» России. Лекционный материал. Портрет писателя.

«Пьеса Островского «Гроза»» — Какую роль играет сцена грозы в пьесе? Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе? Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Дикой Савел Прокофьич — типичный представитель «темного царства». При каких условиях? Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Приведите примеры.

«Снегурочка в музыке» — Путешествие по Волге. Докажите свою точку зрения. Фольклорная основа сказки. 6. Что лежит в основе нравственных критериев берендеев? — Пословицы. Наше время. Усадьба Щелыково. Можно ли говорить о современности сказки Островского? Илья Сергеевич Глазунов. — Заговоры. В 20 лет поступил в Академию художеств в Петербурге, где познакомился с художниками-передвижниками.

«Островский Гроза урок» — Борьба против прогрессивных стремлений за равноправие человеческой личности. — «Гроза» написана и поставлена. Дикой и Кабаниха против Кулигина. Вторая кульминация — монолог Катерины, прощание с любовью. Чтобы напечатать «Грозу», автору следовало представить пьесу как … Композиция. Варвара против Кабанихи.

Тихон просит прощения у Катерины за унизительную сцену, когда попугаем повторял всё, что требовала маменька. Этим прощением он словно возвращает Катерине надежду. Именно в надежде увидеть Тихона в другой обстановке, вдали от маменьки, и если не полюбить, то хотя бы зауважать мужа, Катерина столь настойчиво уговаривает Тихона взять её с собой. Но к концу сцены Катерина окончательно убеждается, что Тихон сосредоточен лишь на себе и любить, даже уважать его не за что.

Сцена с ключом от калитки

Внутренний монолог героини – свидетельство душевной борьбы. Вначале Катерина решает отвлечься шитьём и смиренно ждать Тихона, заглушив свои чувства. Но ключ от калитки (символическая деталь!), предложенный Варварой, способен превратиться в ключ от клетки, в которой бьётся вольная птица. Не случайно мотив воли и неволи становится основным во внутреннем монологе. Желание воли в конечном итоге становится важнее терпения неволи.

В некоторых мыслях Катерины сказывается влияние Варвары: «Да, может, такого и случая-то ещё во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела воспользоваться». Эти слова отдают практицизмом. Но побеждает в Катерине, конечно, не этот мотив. «Да что я говорю-то, что я себя обманываю?» Побеждает стремление свободного человека не изменять своей душе, следовать своей натуре.

3-е действие

Развитие конфликта словно на время замедляется. Сцены свиданий Катерины с Борисом и Варвары с Кудряшом, рисуемые по контрасту поэзии и обыденности, предваряют рассуждения странницы Феклуши о «последних временах» и монолог Кулигина о «невидимых и неслышимых запорах». Всё это усиливает мотив неволи.

Интересен разговор Бориса с Кудряшом перед свиданием. При всей простоте натуры Кудряша чувствуется его нравственное превосходство над Борисом: он просит приятеля подумать о Катерине, но тот озабочен только своей радостью.

Обратим внимание на небезупречность Катерины в первой части сцены свидания с Борисом (сцена 2, явление 3). Находясь в плену своих страхов, она не замечает, как начинает упрекать своего возлюбленного, перенося только на него ответственность за случившееся. Но готов ли Борис к какой-либо ответственности? Он вначале без труда перекладывает её обратно, на её плечи, совсем не по-мужски («вы сами велели мне прийти… Ваша воля была на то…»), а затем в нём побеждает самодовольство и всё та же философия «шита-крыта» («Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?.. Благо, нам теперь-то хорошо… Надолго ль муж-то уехал?»)

Общая характеристика героя.

Объём речи героя (много или мало говорит и в каких ситуациях и почему).

Преимущественный строй речи (логично выстроенный, сбивчивый, напевный, экспрессивный, грубый и т.п.).

Лексические особенности.

Синтаксические построения, пунктуация, оформляющая речь героя.

Проявление в речи характера и поступков героя.

</ol>

Кульминация развития конфликта. Сцена признания Катерины. Анализ эпизода.

Сцена признания Катерины в грехе происходит в конце 4-го действия. Её композиционная роль – кульминация конфликта Катерины с Кабанихой и одна из кульминаций развития внутреннего конфликта в душе Катерины, когда желание живого и свободного чувства борется с религиозными страхами наказания за грехи и моральным долгом героини.

Обострение конфликтов обусловлено и подготовлено целым рядом предшествующих обстоятельств:

в 3-м явлении чуткая и сообразительная Варвара предупреждает Бориса о том, что Катерина очень сильно страдает и может признаться, но Борис при этом испугался лишь за себя;

не случайно именно в конце их разговора раздаются первые удары грома, начинается гроза;

проходящие мимо второстепенные герои своими репликами о неотвратимости наказания и о том, что «эта гроза даром не пройдёт», усиливают страх перед грозой и готовят, предсказывают беду; эту беду предчувствует и Катерина;

с этими репликами контрастируют «богохульские» речи Кулигина об электричестве и о том, что «гроза – это благодать», и это также обостряет происходящее;

наконец, звучат слова полубезумной барыни, обращённые прямо к Катерине, а также усиливается гроза.

</ul>

Катерина восклицает в порыве страха и стыда: «Грешна я перед богом и перед вами!» Причина её признания не только в религиозном страхе, но и в нравственных муках, терзаниях совести, ощущении вины. Ведь в пятом действии в момент прощания с жизнью она победит религиозные страхи, восторжествует нравственное чувство («Кто любит, тот будет молиться»), и решающим для неё станет уже не страх наказания, а боязнь вновь потерять свободу («а поймают да воротят домой…»).

Мотив птицы, полёта, намеченный ещё в монологах первого действия, достигает своего апогея, развивая конфликт пушкинского «Узника»: неволя невозможна для свободного существа.

Гибель Катерины – единственный для неё способ возвращения свободы.

Интересна и важна реакция других героев на признание Катерины:

Варвара как истинная подруга пытается предотвратить беду, успокоить Катерину, защитить её («Врёт она…»);

Тихон страдает не столько от измены, сколько оттого, что это произошло при матушке: он не хочет потрясений, ему не нужна эта правда, а тем более в её публичном варианте, разрушающем привычный принцип «шита-крыта»; к тому же он и сам не без греха;

для Кабановой наступает минута торжества её правил («Говорила я…»);

а где же Борис? В решающий момент он малодушно удалился.

</ul>

Само признание происходит тогда, когда всё сходится для героини воедино: муки совести, страх перед грозой как наказанием за грехи, предсказания прохожих и собственные предчувствия, речи Кабанихи о красоте и омуте, предательство Бориса и, наконец, сама гроза.

Катерина признаётся в своём грехе принародно, в церкви, как принято в православном мире, что подтверждает её близость с народом, показывает истинно русскую душу героини.

Сцена прощания Катерины с Тихоном играет важную роль в сюжете произведения.

Главные действующие лица в эпизоде — Кабанов и Катерина. Последней до ужаса не хочется оставаться без мужа по двум причинам: во-первых, девушке страшно оставаться один на один со свекровью и её тиранией; во вторых, Катерина боится, что в отсутствие супруга совершит что-то ею неприемлемое. Это доказывает клятва, которую так и не взял Тихон с жены. Кабанов жалеет Катерину и искренне просит у нее прощения, но на уговоры не уезжать или взять супругу с собой не поддается, и даже не пытается скрыть желания сбежать от семьи, неволи, а жена будет ему только помехой.

Также Кабанов не понимает страха Катерины, о чём свидетельствует множество вопросительных предложений в конце эпизода. Речь Катерины, напротив, содержит мольбу, выраженную в восклицаниях.

Авторские реплики указывают на невозмутимость и непреклонность Кабанова к просьбам и ярое непринятие Катериной отъезда мужа. Девушка то обнимает Тихона, то падает на колени, то плачет — она в отчаянии. Тот безразличен к уговорам жены и мечтает лишь вырваться из ставшего ненавистным дома.

В целом, данный эпизод играет большое значение в произведении, так как влияет на разворачивающиеся позже ключевые события, такие как встреча Катерины с Борисом.

Обновлено: 2016-08-17

Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter . Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

. Используемые источники:

  • https://lit.ukrtvory.ru/analiz-epizoda-proshhanie-kateriny-s-tixonom-po-pese-groza-ostrovskij-a-n/
  • https://litera.su/learner/all-works/ostrovsky-a-n/scene-of-tikhons-farewell-to-katerina-storm
  • https://giantessa.ru/provody-tihona-kakoe-znachenie-imeet-eta-scena-v-razvitii-dalneishih-sobytii-v/
  • https://certy.ru/analiz-epizoda-proshchanie-kateriny-s-tihonom-po-pese-groza-ostrovskii-a.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт