Сочинение проблема благодарности в русской литературе

Ежедневно мы благодарим кого-то, кто-то благодарит нас, поэтому вопрос «Что такое благодарность?» заставляет задуматься и обратиться к различным источникам, собрать аргументы из жизни и литературы, изучить их, чтобы ответить на этот вопрос, а также выяснить, нужно ли человеку это чувство или можно обойтись без него. В процессе работы мы обнаружили, что эта проблема актуальна, она интересовала и интересует многих известных людей: писателей, поэтов, философов, критиков, политиков. Она часто встречается в произведениях русской и зарубежной художественной литературы, в народной мудрости и жизни. Многие великие умы высказывались о благодарности.

Содержание

Проблема

Что такое благодарность? Может ли человек прожить без этого чувства?

Отношение автора к проблеме

Благодарность – это чувство признательности другому человеку за оказанную помощь, дельный совет, искренние эмоции. Благодарный человек умеет ценить то доброе, что для него делают другие.

Аргументы

  1. Благодарность – это одно из самых приятных чувств.
  2. Получать благодарность приятно. Это дает ощущение собственной значимости, ценности.
  3. Чувство благодарности может родиться мгновенно и оставаться с человеком на долгие годы.
  4. Порой люди забывают о благодарности.
  5. Если исчезнет благодарность, то потеряется и человечность.
  6. Человеку нужно учиться быть благодарным за все, что подарила ему судьба.
  7. Добро дарить хорошо тому, кто умеет отвечать на это добро искренней благодарностью.
  8. Благодарность служит мерилом нравственности.
  9. Благодарить можно словами, поступками, добрым отношением.
  10. Важнее благодарность, выраженная не словами, а поступками.
  11.  В момент, когда человек благодарит, он не может злиться, испытывать негативные эмоции, так как благодарность -это приятное, положительное чувство.

Синонимы к слову благодарность

Признательность, награда, благодарение, спасибо, поклон.

Эпитеты к слову благодарность

Безграничная, безмерная, бесконечная, большая, великая, вечная, восторженная, глубокая, горячая, душевная, живейшая (устар.), искренняя, молчаливая, незабываемая, немая, огромная, сердечная, трогательная, чувствительная (устар.), щемящая, сыновняя, запоздалая, родительская, личная, коллективная, партийная, официальная.

Аргументы из литературы

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».  Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – произведение, которое не теряет своей ценности, поучительности в течение многих десятилетий. Вместе с героями произведения мы оказываемся в гуще Пугачевского восстания, но даже в эти непростые времена находится место и для настоящей, чистой любви, и для искренней благодарности. Главный герой повести – Петр Гринев. Отец отправляет его на службу, но не в Петербург, как хотел сын, а в отдаленную Белогорскую крепость, расположенную недалеко от Оренбурга. Вместе с барским сынком отправляется и Савельич, его дядька. По дороге они попадают в страшную метель и сбиваются с пути. Им на помощь приходит простой мужик, который только по одному ему известным приметам указывает дорогу. Петр был очень рад спасению, поэтому он решил отблагодарить вожатого, так как без него в открытой степи они могли погибнуть от холода. В знак благодарности он дарит спасителю заячий тулуп. Как потом узнает читатель, мужик, указавший дорогу Петру Гриневу, – Емельян Пугачев, предводитель народного восстания. Героям вновь суждено встретиться на страницах произведения.  Но теперь уже Пугачев в знак признательности за тулуп и за услугу, которую оказал главный герой бунтовщику, милует Петра и дарит ему  жизнь, отменив смертный приговор. Оба героя совершают добрые дела от чистого сердца, не рассчитывая на благодарность или признательность. Благодарить нетрудно и приятно, а иногда благодарность может спасти жизнь. Эти выводи становятся для читателя настоящим открытием и учат его не жалеть своего «спасибо».
  2. В.Г. Распутин «Уроки французского». Чувство благодарности рождается в одну минуту, но может жить в сердце человека долгие годы. Когда-то в душе подростка – героя рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» родилось чувство признательности Лидии Михайловне, учительнице французского языка, не только за школьные уроки, но и за уроки мудрости и нравственности. Рассказчик жил в деревне, где не было средней школы, поэтому его отправили учиться  в райцентр. Он был первый, кто отправился из глухой деревни учиться далеко от дома. Ему пришлось вынести много испытаний, выпавших на его долю.  Продукты, которые присылала мать из дома, заканчивались очень быстро, а из-за малокровия питаться мальчику нужно было хорошо. Тогда герой согласился играть в «чику» на деньги со старшими мальчишками. Он выигрывал рубль, на который покупал себе молоко. Однажды увидев в голодном, нескладном, неопрятном без материнской заботы деревенском мальчишке способного, целеустремленного, умного ученика, Лидия Михайловна всеми способами старается помочь ему, поддержать, направить на правильный путь: занимается с ним дополнительно, старается придумать способ, чтобы накормить его и даже уговаривает мальчика сыграть с ней «в пристенок» на деньги. За этим занятием их застал директор, и учительнице пришлось уволиться и уехать. Только став взрослым человеком, рассказчик понимает, как много сделала для него Лидия Михайловна. Ради его светлого будущего она пожертвовала своей карьерой, налаженной жизнью. Поэтому его благодарность ей – это произведение.
  3. Ч. Айтматов «Первый учитель».  Произведения Чингиза Айтматова  – русского и киргизского писателя – затрагивают все самые важные проблемы нашей жизни, поэтому они остаются актуальными до сегодняшнего времени. Его книги о доброте, сострадании, милосердии,  о настоящей любви не оставляют читателей равнодушными, а жизненные истории его героев трогают самые чувствительные струны души.  Одно из произведений классика  – повесть «Первый учитель», в которой повзрослевшая, выучившаяся, вышедшая в люди сирота с благодарностью рассказывает о своем первом учителе, благодаря которому она стала известным человеком в мире науки. Главная героиня повести – Алтынай. Она сирота, которую воспитывала бездушная, черствая тетка. Девочка не видела от нее ни ласки, ни заботы, ни приветливой улыбки, не слышала ни одного ласкового слова. Ее насильно пятнадцатилетней девчонкой продали в жены, хотя по возрасту она была младше детей мужа. Дюйшен – ее первый учитель – нашел в себе силы, мужество противостоять традициям и помог девочке вырваться из того ада, в который она попала. Это человек с огромным сердцем.  Он создал в аиле школу в сарае, чтобы учить киргизских детей, дарить им радость, тепло своей души, расширять для них границы мира.  Дюйшен желает вырвать Алтынай из аула и подарить ей счастливое будущее. Он отправляет ее учиться в город, где она и получает образование, посвящает себя науке и становится известным человеком. Но чувство благодарности к Дюйшену, который подтолкнул ее к светлому будущему, все эти годы живет в ее сердце.
  4. А.И.Куприн «Чудесный доктор».  Рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»  уже не один раз был использован нами в качестве аргумента. Это небольшое по объему произведение, но очень светлое и доброе повествует о человеке с огромным сердцем, о сострадании, милосердии, душевности. Семья Мерцаловых попала в трудные жизненные обстоятельства: отец семейства остался без работы, поэтому семья вынуждена жить в подвальном помещении, где сыро и холодно. Младшая дочь серьезно болела, но денег не было ни на дрова, ни на еду, ни на лекарства для Машутки. Доведенный до отчаяния, Мерцалов решил свести счеты с жизнью и, наверное, воплотил бы свою идею, если бы не доктор Пирогов, известный хирург. Он не смог пройти мимо одиноко сидящего в парке мужчины, понимая, что тот явно чем-то обеспокоен. Выслушав Мерцалова, доктор не раздумывая спешит на помощь семейству. Словно добрый волшебник, он приносит в темное и холодное жилище Мерцаловых рождественское чудо. Появились и дрова, и еда, и лекарство для девочки, а отец избежал греха самоубийства. Доктор вселяет в каждого члена семьи огромную надежду, и вскоре все меняется в их жизни. Отец нашел работу, матушка встала на ноги, девочка поправилась, а братьев удалось пристроить в гимназию за казенный счет. Обычная человеческая доброта и сострадание спасли целую семью. В конце произведения автор отмечает, что не раз слышал эту историю от Григория Мерцалова, который уже занимал высокую должность в банке, слыл образцом порядочности и честности. Он часто рассказывает эту рождественскую историю и каждый раз свой рассказ заканчивает словами сожаления о том, что не смог лично выразить благодарность тому доктору, который сотворил для них чудо. Таким образом, автор призывает читателей не откладывать благодарность, а чаще выражать искреннюю признательность тем людям, которые тоже творят ради нас чудеса.

Аргументы из жизни

  1. Мы часто бываем благодарны родным людям, потому что именно они рядом с нами в трудные минуты жизни, они поддерживают нас советами, помогают, не дают упасть духом, делятся с нами теплом души. Эту благодарность ничем, на мой взгляд, не искоренить, не убить. Моей бабушки давно уже нет на свете, но я до сегодняшнего дня благодарна ей за то, что она вырастила меня, воспитала, научила быть доброй, мудрой, терпеливой. Всю любовь, которая была в душе у этой простой, необразованной крестьянки, она дарила внукам, детям, соседям, родным. Она всех любила, со всеми была приветлива. Несмотря на то, что у бабушки только несколько классов образования, она была мудрой женщиной, поэтому часто к ней обращались за советом. Каким-то невероятным женским чутьем она угадывала, как нужно поступать в той или иной ситуации, никогда не лгала, не грубила, никого не обижала. Этим простым вещам она учила и меня. За мудрые уроки, добрые сказки, нежную заботу, искреннюю любовь, за походы на речку и дружеские беседы я бесконечно благодарна моей бабушке. А еще благодарна ей за вкусные блины, которые, кажется, так умела печь только она, за пшенную кашу из печки и печеные яблоки, за тот невероятный вкус детства, который остался во мне на всю жизнь.  В том, кем и какой я стала, есть частица и ее души и заботы. Спасибо тебе, мой любимый человечек, за все! 

Аргументы из народной мудрости

  1. «Своего спасиба не жалей, а чужого не жди», – гласит русская пословица. В ней говорится о том, что не нужно скупиться на благодарность, если человек сделал тебе доброе дело, но также не стоит ждать чужой благодарности, если кому-то ты оказал услугу.
  2. «Хорошо тому добро делать, кто помнит», – говорит русская пословица. Она отмечает, что помогать хорошо благодарному  человеку, который помнит о том добре, который для него сделали.
  3. «Разорвись надвое – скажут: а что не начетверо?»  – говорит русская пословица о неблагодарных людях, которые могут обвинить того, кто сделал для них добро, в недостаточном усердии и старании.
  4. «Велико слово: спасибо», – считал русский народ. Он отмечал, что слово спасибо – великое слово, потому что выражает искреннюю благодарность.
  5. «Не корми меня калачом, да не бей в спину кирпичом!» – говорил русский народ в пословице. С такими словами обращаются к тем, кому оказывают какую-либо услугу. В ответ не просят благодарности, но и надеются, что не получат черную неблагодарность.
  6. «Сделав добро, не кайся», – говорится в русской пословице. Наши предки считали, если сделал для кого-то доброе дело, то не нужно каяться и ждать благодарностей.
  7. «Скажешь спасибо, так ладно, а нет – и так хорошо», – утверждает русская пословица. В ней говорится о том, что люди не ждут благодарности, но если ее получают, то искренне этому радуются.
  8. «Я его калачом, а он меня в спину кирпичом», – говорит русская пословица о людях, которые платят черной неблагодарность в ответ на сделанное добро.
  9. «Хорош тот, кто поит да кормит, а и тот не худ, кто хлеб-соль помнит», – утверждает русская пословица. В ней хвалят человека, который не жалеет ни хлеба, ни соли для других, но похвалы достоин и тот, кто платит за них искренней благодарностью.  
  10.  «Тонул – топор сулил; вытащили – и топорища жаль», – гласит русская пословица. В ней говорится о людях, которые в минуты, когда требуется помощь, многое обещают, но остаются неблагодарными, когда помощь уже оказана. 

Афоризмы

  1. «Все наши жалобы на то, что жизнь сложна и невыносима, наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают от недостатка благодарности за то, что мы имеем», – утверждал английский писатель и публицист Даниэль Дефо.  По его мнению, человек должен быть благодарен за все то, что имеет, и не жаловаться на судьбу.
  2. «Благодарность – долг, который надо оплатить, но который никто не имеет права ожидать», – считал французский  философ, писатель и мыслитель Жан-Жак Руссо. Он  сравнивал благодарность с долгом, который нужно оплатить, но все же этой оплаты никому не стоит ожидать.
  3. «Благодарность – признак благородства души», – говорил легендарный древнегреческий поэт и баснописец Эзоп. Он отмечал, что благодарными бывают только люди, обладающие благородной душой.
  4. «Благодарность – одна из самых больших добродетелей. Но еще большая добродетель – чувство меры в претензии на благодарность», –  немецкий драматург Кристиан Фридрих Геббель. Он считал благодарность большой добродетелью, больше которой все же является чувство меры в претензии на благодарность.
  5. «Лучшая начинка ко всем наслаждениям на земле – благодарность тех, кого мы любим», – говорил Пол Брэгг, пропагандист здорового образа жизни. По его мнению, большим счастьем и наслаждением для человека является благодарность любимых людей.
  6. «Благодарность – верный способ привнести больше в свою жизнь. Ты дышишь – будь благодарен за это, у тебя есть глаза, руки, ноги, ты можешь видеть этот свет, ты можешь слышать звуки природы, человеческие голоса, ощущать дуновение ветра. Благодари за все, что тебя окружает. Не сосредотачивайся на том, чего тебе не хватает. Благодари за то, что у тебя уже есть!» – утверждает наш современник, психолог Виталий Гиберт. Он уверяет нас в том, что нужно быть благодарными за все то, что у нас есть, что подарено нам судьбой. Благодарность, по мнению Гиберта, самый лучший способ получить от жизни больше.
  7. «Чувство благодарности – надежный тест моральных качеств человека», – писал профессор, доктор медицинских наук Илья Шевелев. По его мнению, по чувству благодарности можно протестировать человека. Благодарный человек обладает положительными моральными качествами, а у неблагодарного их нет. 
  8. «Если вас кто-то обидел, будьте благодарны ему за то, что он дал вам возможность почувствовать глубокую рану», – считает индийский мистик Ошо. Он советовал быть благодарным даже за обиду, так как душевная рана, нанесенная обидчиком, дает определенный опыт.
  9. «Пусть молчит тот, кто дал; пусть говорит тот, кто получил», – призывал  Мигель де Сервантес, известный испанский писатель. Он считал, что человек, который оказал услугу, не должен просить и ждать благодарности. А тот, кому ее оказали, должен быть благодарным за это.
  10.  «Может быть, любовь не что иное, как чувство благодарности за наслаждение», – говорил французский писатель Оноре де Бальзак. Он считал любовь чувством благодарности за приятные, положительные эмоции и наслаждение.

Автор: · 10.06.2018

Неблагодарность — это нравственная проблема, касающаяся многих людей, поэтому она часто встречается в текстах для подготовки к ЕГЭ. В данной подборке мы привели несколько литературных примеров по данной проблеме. Все они доступны для скачивания в формате таблицы.

Благодарность родителям

  1. Иван Сергеевич Тургенев, «Отцы и дети». Николай Петрович Кирсанов один воспитывал сына Аркадия и всячески старался дать сыну всё самое лучшее. Аркадий уважает его и чувствует благодарность по отношению к своему родителю. Так, по приезде из университета, молодой человек проявляет внимание к своему отцу, волнуется, как долго ждал он на станции, целует его, расспрашивает новости. То есть, несмотря на то, что Аркадий не говорит напрямую о любви и благодарности, он выражает это в своих поступках. Более того, на порой неуместные и смешные высказывания Кирсанова-старшего Аркадий реагирует с добротой и понимаем.
  2. Лев Николаевич Толстой, «Детство. Отрочество. Юность». Николенька воспитывается в большой семье, где и отец, и мать безумно любят своих детей. Мальчик восторгается своей матерью, питает к ней самые нежные чувства, уважает её просьбы и решения. После смерти матери, Николенька вспоминает своё детство и понимает, что его детские годы были такими счастливыми благодаря его родителям, прежде всего, матери. Несмотря на то, что у героя уже нет возможности отблагодарить свою мать, он часто вспоминает о ней и всегда чувствует благодарность.

Благодарность чужим людям

  1. Александр Сергеевич Пушкин, «Капитанская дочка». В один из ненастных дней, на пути в Оренбург,  Пётр Андреевич Гринёв попадает в сильную метель. В непогоду ему помогает найти путь незнакомец. Герой, желая отблагодарить своего спасителя, отдал ему свой тулуп. Как выясняется далее, этим незнакомцем и был будущий предводитель крупного крестьянского восстания Емельян Пугачёв. Затем персонажи встречаются снова, и бунтовщик, который уже стал главой восставшего народа, милует Петра и распоряжается не вешать его на виселице. Так, здесь мы видим яркий пример проявления благодарности со стороны обоих мужчин. Однако Гринёв не ждёт ничего взамен от казака. Так же и Емельян Пугачёв – изначально он не рассчитывает на поддержку дворянина, а освобождает его от виселицы только по доброй старой памяти.
  2. В русском фольклоре благодарность всегда была одним из основных качеств положительного героя, которого в финале ожидало заслуженное счастье. Так, в сказке «Морозко» падчерица, брошенная в лесу по настоянию мачехи, проявила кротость и вежливость по отношению к Морозу. Он вынуждал ее озлобиться, нагрубить, но девушка была все так же добра и мила, хоть и замерзала по его воле. Она лишь благодарила старика за беспокойство о ее состоянии. Тогда он наградил девицу богатым приданым и пощадил ее. А вот сводную сестру героини он заморозил, так как она была груба и нахальна. За все те блага, которыми осыпали ее родители, девушка не проявила в ответ ни малейшего стремления воздать семье должное уважение.

Проблема неблагодарности

  1. Денис Иванович Фонвизин, «Недоросль». В воспитании Митрофана главную роль играет его мать – госпожа Простакова. Помещица нанимает сыну учителей по разным предметам, опекает его, удовлетворяет все его желания. Однако Митрофан ленится и отказывается заниматься с преподавателями, грубит матери и доводит её до обморока. Несмотря на то, что госпожа Простакова проявляет глупость и собственную необразованность, она любит своего сына. А Митрофан не проявляет благодарности матери, он не желает прислушиваться к ней. Таким образом, Д.И. Фонвизин представляет нам яркий пример того, как родители готовы пойти ради детей на всё, а те, в свою очередь, не ценят этого и не считают нужным благодарить семью за заботу.
  2. Александр Сергеевич Пушкин, «Станционный смотритель». Смотритель станции Самсон Вырин жил счастливо со своей дочерью Дуней недалеко от станции. Отец дал ей все необходимое, заботился о дочери после смерти матери, не щадя сил. Однажды мимо станции проезжал офицер, которому приглянулась молодая и красивая Дуня. Спустя некоторое время девушка, не сказав отцу, уехала с ним и не давала о себе знать. Она пренебрегла чувствами единственного родного человека, который безмерно любил и берёг ее. Кроме того, героиня даже не пыталась связаться со своим престарелым родителем. Неблагодарность и своеобразная жестокость поступка Дуни привели к ухудшению здоровья Самсона Вырина и ускорили его смерть.

Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ

Автор: Мария Мамзелькина

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение проблема благодарности в русской литературе.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» Сочинения для ЕГЭ» Сочинение проблема благодарности в русской литературе

Валентин Распутин «Уроки французского». Рассказчик вспоминает, как ему жилось в детстве: денег почти не было, он голодал, а после уроков ему приходилось играть с ребятами на деньги, чтобы на них купить молока, а игры заканчивались тем, что рассказчика избивали. В школе он изучал французский язык, а учительницей была молодая Лидия Михайловна. Она узнала, почему он приходит с синяками, узнала, что мальчик голодает, поэтому решила помочь ему. Сначала она отправила ему посылку с продуктами, но мальчик сразу же понял, кто это сделал, поэтому и не принял ее. Потом Лидия Михайловна решила пойти другим путем : стала играть с мальчиком на деньги, давая возможность мальчику выиграть.

Но в момент игры зашел директор и увидел, что учительница играет с учеником на деньги. После этого случая Лидия Михайловна была вынуждена покинуть город и вернуться на Кубань. Несмотря на это, после зимних каникул мальчик получил еще одну посылку с продуктами. Его воспоминания – это благодарность той самой учительнице. Став взрослее, он понимает, на что пошла ради него Лидия Михайловна, о понимает всю доброту и искренность ее поступка.

«Капитанская Дочка» заячий тулупчик

Петр Гринев попал в непогоду по дороге на службу, но один незнакомец указал ему дорогу до постоялого двора, чтобы тот переждал там бурю. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В благодарность незнакомцу Гринев дарит ему заячий тулупчик. Позже, Белогорская Крепость, в которой служил Гринев, была захвачена мятежниками во главе с Емельяном Пугачевым. Пугачев оказался тем самым незнакомцем, который когда-то указал Гриневу путь. Мятежник узнал Гринева, подарившего ему тулуп, поэтому в знак благодарности Емельян отпускает Петра, «спасает» от смерти.

Э. Асадов «Моей маме». В этом стихотворении автор выражает благодарность своей матери за ее стойкость и силу, за то, что отправила его на войну. Ведь когда-то она научила своего сына быть сильным, храбрым. Став взрослым и уже отцом, автор понимает, что пережила его мать, когда провожала своего сына в бой, сколько она за него переживала и делала для него. С возрастом человек оглядывается назад и видит все поступки, которые были совершены для него, и начинает ценить их по-особенному.

Полезный материал по теме: 000.jpgСочинение проблема благодарности в русской литературеСочинения для ЕГЭСтр. 1 Скачать Сочинение проблема благодарности в русской литературе

<legend>Tags</legend>Сочинениепроблемаблагодарностиврусскойлитературе

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>—> Чек лист «ЕГЭ-2021»22-02-2020, 00:10 —> Определение понятия «БЛАГОДАРНОСТЬ»для сочинения ОГЭ (9.3), ЕГЭ, итогового сочинения по русскому языку и литературе на тему: Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на темы: «Что такое благодарность? Какого человека можно назвать благодарным? Почему важно быть благодарным?»

Благодарность — это.. Определение понятия, значение слова.

БЛАГОДАРНОСТЬ – это доброе чувство к ко­му-нибудь в ответ на помощь, услугу, вниманиеБЛАГОДАРНОСТЬ – чувство признательности.БЛАГОДАРНОСТЬ– одно из проявлений принципа справедливости во взаимоотношениях людей, это чувство признательности за оказанное добро, услугу или внимание. 

Сочетаемость слова «благодарность»

Чувство благодарности, выражение благодарности, слова благодарности, порыв благодарности. Выразить благодарность, приносить благодарность, передать благодарность; заслужить благодарность, ценить благодарность, принять благодарность, заслуживать благодарности, ждать благодарности, изъявить благодарность, объявить благодарность, получить благодарность, стоить благодарности, рассчитывать на благодарность, сделать в знак благодарности, напрашиваться на благодарность, ответить благодарностью, сделать из благодарности.Думать, вспоминать, отзываться, посмотреть, принять, вернуть с благодарностью, проникнуться благодарностью. 

Эпитеты, определения к слову «благодарность»

Большая, глубокая, безграничная, искренняя, сердечная, душевная, горячая, немая (книжн.), личная, сыновняя, родительская … благодарность.

Понятие «благодарность».

Благодарность выражается готовностью ответить благодеянием. Моральное требование платить добром за добро возникло еще в первобытном обществе, и без него невозможно существование человечества.

Благодарность является важной составной частью человечности как черта характера и грамотная реакция на помощь и услугу.. Благодарность — проявление внимательности, чуткости, благородства, свидетельствующее о том, что доброе отношение замечено, принято, по достоинству оценено. 

Порой люди забывают о благодарности, а иногда и намеренно не благодарят. Между тем, человек, сколько бы он это не отрицал, нуждается в благодарности. Для самоуважения, для позитивной самооценки. Недаром сказано: «Мы ни за что не бываем так благодарны, как за благодарность».

Благодарность предполагает готовность ответить добром на добро, любовью на любовь, уважением на уважение. Неблагодарность разрушает эту гармонию и наносит ощутимый удар устоям морали. Поэтому ни одно сколько-нибудь значимое доброе дело, слово, побуждение не должно остаться без внимания, без нравственного отклика.

Если благодарность пропадет, пострадает человечность потеряет. Это ослабит мотивацию человеческих поступков. Кант не зря подчеркивал: 

Реакцией на реальное или мнимое непонимание, непризнание и неблагодарность окружающих может быть злость, ярость, замкнутость.

Однако возникает некая двойственность при оценивании благодарности, С одной стороны, благодарность необходима человека, с другой стороны он по законам этики, совершая поступки, не должен ожидать ее.

Поэтому в этике все сводится к тому, чтобы каждый знал, помнил и соответствующим образом исполнял свой долг человечности и благодарности, по возможности сконцентрировался на добром отношении к нему окружающих, а не на том, в какой мере и форме находят признание его собственные дела.

Тема благодарности в литературе, примеры:

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»В.Г. Распутин «Уроки французского»В. Шаламов «Лида»А. Платонов «Юшка»Ч. Айтматов «Первый учитель»О. Генри «Дары волхвов»

ОГЭ. Русский язык. Материал к заданию 15.3. Благодарность.

благодрнсть.jpg

Вступление

Благодарность – это чувство, состояние признательности за оказанное добро, услугу, помощь. Благодарность может выражаться словами, а также конкретными поступками, когда человек отвечает подобными же действиями на помощь, поддержку. Благодарные люди способны на ответные бескорыстные чувства и действия. Благодарность может быть выражена официально за хорошую работу, например, приказом  начальника, а может быть  и неофициальной, выраженной  в результате непосредственного общения.

АРГУМЕНТЫ
Аргумент № 1

Судьба бедных детей показана В.Г.Короленко в произведении «Дети подземелья». Мальчик Валек заботился о своей больной сестрёнке Марусе, пытался хоть как-то скрасить её безрадостную жизнь. С этими детьми случайно познакомился Вася – ребёнок из обеспеченной семьи. Он оказался неравнодушным к их судьбе. Самым большим подарком для девочки стала прекрасная кукла, которую ей подарил Вася, заранее попросив об этом свою сестрёнку. Доброта, сочувствие свойственно этим детям. Как искрились благодарностью глаза Маруси! Как радовался за неё её брат!  Его благодарность выражалась в том, как он любовался своей сестрёнкой, которая даже начала ходить, вставать со своей кровати, на какое-то время в ней снова затеплилась жизнь. Нужно делать добрые дела, ведь благодарностью за это будет радость и счастье других. А что может быть прекраснее на земле!

Аргумент № 2

Прекрасная акция проходит еженедельно на телевизионном 5-ом канале — «День добрых дел». Всем миром собирают средства для лечения детей. Очень многие люди откликаются на боль и страдания совсем незнакомых им детей. Сколько слов благодарности произносят родители всем, кто не остался равнодушным, не прошёл мимо их беды! В их словах признательность за спасение жизни самых дорогих для них людей на свете- маленьких детей. Родители благодарят за тот шанс на выздоровление, который подарили их ребёнку люди.

Аргумент № 3

Очень приятно осознавать, что твой труд, твои действия были замечены и отмечены окружающими. Так, накануне праздника, посвящённого Дню Победы, многие родители нашего класса подключились к подготовке встречи с ветеранами. Дети вместе с папами и мамами готовили концертную программу, продумывали оформление зала, приглашали ветеранов. Праздник получился замечательный! Ветераны благодарили за внимание, заботу. А директор школы отметил на торжественной линейке тех родителей, которые помогали в подготовке праздника. Как было приятно слушать слова благодарности, обращённые к моей маме! Какую радость   я испытывал в эту минуту за неё! Благодарность окрыляет людей, вселяет гордость, желание и дальше делать добрые дела.

Заключение

Человек должен учиться быть благодарным. Это свойство воспитывается с детства, являясь одним из лучших нравственных качеств личности. Это основа благородства, человечности, порядочности. Неблагодарные люди всегда эгоистичны, жестоки, равнодушны к судьбам других. С ними сложно, тяжело, неинтересно. Надо благодарить за всё добро, которое люди оказывают, самому в ответ поступать соответствующим образом. Тогда и жизнь станет прекраснее и счастливее.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Используемые источники:

  • https://literoved.ru/bank-argumentov/argumenty-iz-zhizni-i-literatury-na-temu-chto-takoe-blagodarnost.html
  • https://literaguru.ru/problemy-i-argumenty-k-sochineniyu-na-ege-po-russkomu-na-temu-blagodarnost/
  • https://my-soch.ru/sochinenie/problema-blagodarnosti-v-russkoj-literature
  • https://primersoch.ru/opredsoch/308-blagodarnost.html
  • https://esse-ege.ru/огэ-задание-15-3-темы-и-аргументы/огэ-русский-язык-материал-к-заданию-15-3-б/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт