Содержание
Ниже вниманию читателей своего блога я предлагаю литературоведческий анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский». Остановлюсь на композиции и главном конфликте произведения, на его тематике и проблематике, основной идее. Не обойду вниманием и историю создания этого незаконченного шедевра.
История создания «Дубровского», жанр произведения
«Дубровский» Пушкина – один из наиболее известных в русской литературе разбойничьих романов. Во время его написания Александр Сергеевич все еще находился под влиянием романтизма. Не исключено, что он был вдохновлен на создание своего маленького шедевра шиллеровскими «Разбойниками». Однако в это время писателя все больше начинают волновать социальные проблемы, его произведения приобретают все более явственные черты реализма. В итоге «Дубровский» становится произведением с романтическим героем и реалистическим описанием действительности, характеров второстепенных персонажей.
Главный герой романа – благородный разбойник Дубровский – имел прототипа. От своего приятеля Павла Воиновича Нащокина писатель услышал историю о белорусском помещике Островском, который, проиграв соседу процесс о принадлежности земли, был выгнан из имения и, собрав крестьян, стал промышлять грабежами. Этот рассказ его впечатлил.
Надо сказать, что ситуация, когда богатые помещики отсуживали имения у своих менее влиятельных соседей, в те времена не была редкостью. Например, такая история произошла в Козловском уезде Тамбовской губернии, когда полковник Крюков выиграл дело о принадлежности поместья у поручика Мартынова. В черновиках Пушкина даже имеется пометка, которая говорит от том, что он планировал местом действия романа «Дубровский» сделать именно Козловский уезд Тамбовской губернии. Однако в самом романе есть описание вида на Волгу из помещичьего дома жениха Маши князя Верейского. Значит, Пушкин решил переместить место действия в другую губернию.
Первая глава романа «Дубровский» датирована Пушкиным 21 октября 1832 года, последняя – 6 февраля 1833 года.
Однако произведение не было закончено. Оно имеет два тома, но должен был быть еще и третий. Наброски его скудны, но по ним можно догадаться о возможном развитии событий: муж Маши умирает, Дубровский возвращается под видом англичанина, кто-то его узнает и делает донос, героя арестовывают.
Разбойничий роман писался Пушкиным быстро: три с половиной месяца – очень небольшой срок для подобной работы. Напомню также, что произведение не было завершено. Возможно, этим объясняются некоторые нестыковки. Например, мы узнаем, что Владимир был отправлен на учебу в 8 лет и не был дома 12 лет, но во время его пребывания в качестве учителя в доме Троекуровых ему оказывается уже 23 года. При описании детства Владимира говорится, что Маша была младше его на 2 года, позже мы узнаем, что девушка моложе его уже на 5 лет.
Разбойничай роман А.С. Пушкина увидел свет в 1841 году, уже после гибели писателя. Название «Дубровский» произведению дали издатели – в рукописи Пушкина вместо заголовка стоит дата начала работы над ней.
Основной конфликт романа «Дубровский» А.С. Пушкина
Несмотря на то, что важную роль в романе играет типичная социальная проблема, связанная с незаконным изъятием у бедных помещиков их имений более влиятельными соседями, главный конфликт романа Пушкина «Дубровский» заключается не в этом. Думается, что главным конфликтом этого произведения является противоречие между желанием главного героя отомстить Троекурову за смерть отца и его любовью к дочери своего врага.
То есть мы наблюдаем за развитием любовного конфликта.
Месть поставила Владимира Дубровского в положение преступника, изгоя, который не может помышлять о том, чтобы просить руки возлюбленной. Владимир и Маша, как и шекспировские Ромео и Джульетта, полюбили друг друга вопреки вражде между их семьями.
Сюжет и композиция пушкинского романа «Дубровский»
Напомню, в чем разница между фабулой, сюжетом и композицией литературного произведения:
- фабула – хронология событий;
- сюжет – развитие событий в самом произведении (за ним вы можете проследить, познакомившись с кратким содержанием романа «Дубровский»);
- композиция – построение произведения, расположение его частей.
Сюжет можно назвать содержанием произведения, а композицию – формой его воплощения в произведении.
Сюжет романа «Дубровский»
Сюжет всегда включает в себя экспозицию, завязку, кульминацию и развязку, с помощью которых раскрывается основной конфликт произведения. Также он может содержать пролог (предысторию), эпилог, развитие событий (между завязкой и кульминацией, а также кульминацией и развязкой).
- Экспозицией романа «Дубровский» можно считать историю дружбы и раздора между Дубровским-старшим и Троекуровым, в результате чего Троекуров отнимает имение у Дубровского.
- Завязкой служит поджог Дубровским-младшим своего имения и его уход в разбойники.
- Развитие событий связано с объявлением в доме Троекурова француза-учителя, который и оказывается разбойником Дубровским.
- Кульминацией можно считать объяснение главного героя с Машей, перед которой он открывается и признается в любви.
- Дальнейшее развитие событий связано со сватовством старого повесы князя Верейского, встречей девушки с Дубровским, неудачной попыткой Маши уговорить жениха отказаться от ее руки, умолить отца не отдавать ее замуж за князя, неудачная попытка брата Маши передать возлюбленному сестры кольцо.
- Развязкой является венчание Маши с князем и отказ ее уйти с Дубровским после того, как церковный обряд уже состоялся: она дала обет быть старому князю верной женой.
Далее следует эпилог, из которого мы узнаем, что на разбойников начинаются облавы, Дубровский распускает их, а сам скрывается за границей.
Как я уже говорила, роман состоит из двух томов. Каждый из них имеет свой сюжет.
Сюжет первого тома:
- экспозиция – дружба Дубровского-старшего и Троекурова;
- завязка – конфликт между бывшими приятелями;
- развитие событий – судебная тяжба, болезнь Дубровского-старшего, возвращение домой его сына Владимира Дубровского;
- кульминация – смерть Дубровского-старшего;
- развитие событий – появление судебных приставов с целью изъятия у Дубровского имения и крепостных в пользу Троекурова, бунт крестьян, чтение Владимиром писем матери;
- развязка – поджог дома.
Сюжет второго тома:
- экспозиция – появление в доме Троекурова учителя-француза, храбрый поступок учителя (убийство медведя), после которого Маша обращает на него внимание, сближение Маши и Дефоржа;
- завязка – объяснение в любви, признание гувернера в том, что он и есть Дубровский;
- развитие событий – намерение Троекурова выдать свою дочь замуж за старого князя, встреча Маши с Дубровским, получение от него кольца, бесполезные просьбы Маши не выдавать ее замуж за князя, изоляция девушки, неудачная попытка ее брата выполнить поручение и дать знак возлюбленному сестры, что ей нужна помощь;
- кульминация – венчание Маши и князя Верейского;
- развязка – отъезд Дубровского за границу, роспуск им разбойничьей шайки.
Сюжет не все время развивается хронологически. Так, для того, чтобы понять, как Дубровский оказался на месте учителя, читатель возвращается на некоторое время назад.
Другими словами, сюжет и фабула в романе «Дубровский» не совпадают.
Композиция романа Дубровский
Композиционными элементами в художественном произведении могут быть тома и главы, выделенные эпилог и пролог, эпиграф, лирические отступления, диалоги и монологи, портреты героев. Это своего рода каркас произведения.
Роман «Дубровский» состоит из двух томов, которые включают в себя 19 глав. Первый том представлен восьмью главами, второй – одиннадцатью.
В романе имеются диалоги, в том числе между Дубровским и Машей, портреты всех главных героев. Они служат для развития сюжетной линии и помогают лучше понять основную идею произведения.
Тематика и проблематика романа Пушкина «Дубровский»
В интересующем нас художественном произведении можно выделить несколько тем.
- Помещичий быт. Троекуров держит в страхе всю округу и развлекается тем, что устраивает злые шутки над гостями и соседями. Дубровский-старший завидует на троекуровскую псарню. Князь Верейский откровенно скучает и визиты соседям наносит из желания развеять скуку. Все в окрестностях боятся богатого и влиятельного Троекурова.
- Дружба. Троекуров и Дубровский-старший дружат, но ссорятся из-за пустяка. В итоге один из них отнимает у другого имение, а того разбивает паралич, когда он видит бывшего приятеля в окошко.
- Любовь. Характеризует взаимоотношение Маши и Дубровского. Оказывается силой, способной смягчить ожесточенное сердце, заставить простить врага.
- Бунт. Сначала крепостные Дубровских бунтуют, не желая переходить в собственность Троекурова. Затем сам Владимир Дубровский сжигает свой дом, чтобы он не достался никому другому, и становится разбойником.
- Отношение к крестьянам. Дубровский разговаривает со своими людьми мягко и уважительно, они уходят с ним в лес добровольно. Троекуров обращается с крепостными жестоко, хоть те и гордятся принадлежностью ему как самому влиятельному барину в окрестности. Дубровского крестьяне любят, Троекурова боятся.
- Семья. Владимир питает теплые чувства к отцу, несмотря на то, что не видел его 12 лет. Тот, хоть и беден, отправляет сыну на содержание достаточно большие суммы, чтобы тот не бедствовал. Троекуров нанимает для своих детей учителей, но сам их воспитанием не занимается. Заставляя дочь выйти за старого князя, руководствуется расчетом, не принимая во внимание чувства Маши.
- Разбойничество. Дубровский становится разбойником, но грабит не всех и отнимает не все. Он щадит Троекурова, так как влюблен в его дочь, помещицу-вдову, которая отправляет сыну на содержание с трудом набранные деньги. Его можно назвать благородным разбойником.
- Крепостное право. Крепостных Дубровских передают Троекурову против их воли. Они являются такой же собственностью, как имение или земля.
Проблем в романе Пушкина «Дубровский» тоже поднимается несколько.
- Беззаконность, несправедливость. Имения Дубровских Троекуров лишает в обход закона. Сила и деньги позволяют обходить закон. Торжествует несправедливость.
- Пагубность мести. Жажда мести, которая заставляет Дубровского сжечь дом и создать из крепостных банду разбойников, приводит героя в тупик. В результате он вынужден отказаться от мести, но это не возвращает ему прежнего положения в обществе, не дает возможности просить руки возлюбленной. В результате Маша обвенчана с другим и не может оставить своего мужа, уйти с любимым.
- Сила любви. Желание отомстить в Дубровском так сильно, что он добровольно делает себя изгоем, подаваясь в разбойники. Однако встреча с Машей заставляет его отступиться от своих злых намерений, в том числе и по отношении к отцу девушки.
- Хрупкость дружбы. Поссорившись из-за пустяка, бывшие приятели становятся ярыми врагами.
- Протест против крепостничества. Крепостные Дубровских первыми поднимают бунт, потому что не хотят принадлежать Троекурову. Они не хотят быть вещью, передаваемой из рук в руки. Нельзя относиться к людям как к бездушным созданиям, распоряжаться их судьбами.
- Важность образования. Троекуров – необразованный и невежественный человек. В этом автор видит порочность его натуры, предпосылки к возникновению вредных привычек, жестоких шуток над людьми, неспособность считаться с чувствами других людей, в том числе и собственной дочери.
- Благородство и честь. Благородство Дубровского состоит не только в том, что он не грабит бедных. Он честно признается Маше в любви и не скрывает от него своего имени. Он носит с собой пистолеты на случай, если его попытается обидеть человек более знатный, чтобы защитить свое достоинство. Он не склоняет Машу к нечестным или пагубным поступкам, защищает ее бескорыстно, думая не о своем, а о ее благополучии. Сама Маша тоже действует честно и благородно. А вот князя Верейского, который насильно берет замуж девушку, которая его не любит, благородным человеком назвать нельзя. Не относится к числу благородных поступков и лишение своего бывшего друга имения, как это сделал помещик Троекуров.
Можно говорить о том, что затронутые Пушкиным в «Дубровском» проблемы носят как личностный, так и общественный характер.
Основная идея романа Пушкина «Дубровский»
Основная идея анализируемого нами сегодня произведения заключается в необходимости человека всегда сохранять человеческое лицо, поступать благородно даже в тех ситуациях, когда жизнь обошлась с ним жестоко и несправедливо. Насилие не является путем для решения проблем, месть ведет в никуда. Любовь и милосердие – вот те силы, которые могут сделать лучше и чище как конкретную личность, так и общество в целом.
Главные темы, затронутые Пушкиным в «Дубровском», и поднятые в этом произведении проблемы остаются актуальными в наши дни. Поэтому чтение этого разбойничьего романа не только доставит удовольствие, но и даст пищу для ума, поможет найти в жизни правильный путь. Советую вам, если вы это еще не сделали, прочитать этот небольшой роман, иногда называемый повестью, чтобы составить о нем свое собственное представление.
В качестве иллюстраций к тексту использованы кадры из фильма 1988 года «Благородный разбойник Владимир Дубровский».
Поделиться
- <ss> </ss>
- <ss> </ss>
- <ss> </ss>
- <ss>4</ss>
- <ss> </ss>
- <ss> </ss>
- <ss> </ss>
- <ss> </ss>
Роман «Дубровский» был написан Пушкиным в 1833 году. Сюжет для ее написания подарил автору его друг Павел Нащокин, рассказав о некоем нижегородском помещике Островском, у которого было отнято имение. Несмотря на то, что Россия лесистая страна, лесные разбойники в ней не безобразничали. Каждый подобный факт жестоко пресекался властями. Но Пушкину, ознакомившемуся с произведениями Вальтера Скотта, захотелось перенести сюжет о благородном разбойнике на русскую почву. Только обыграл Пушкин события по-своему. В своем многоплановом произведении Александр Сергеевич разработал несколько одновременных тем:
- Уродство крепостнического строя;
- Циничность и продажность чиновничьего аппарата;
- Истоки возникновения народных бунтов;
- Любовь и противостояние отцов и детей.
В романе «Дубровский» красной нитью проходит тема чиновничьего бюрократизма и продажности. Не случайно поговорка «Закон что дышло – куда повернул, туда и вышло» родилась в России. Троекуров «повернул» закон в свою сторону. Его боялись. Перед ним лебезили и ломали шапку даже те, кто по долгу службы был обязан одернуть его и поставить на место. От него ждали подачки и получали ее.
200 лет прошло. Сменилось несколько общественно-политических формаций, а сознание людей осталось на прежнем уровне. И сейчас можно видеть, как чиновничество, те же прокуратура, суды ломают шапку перед властью денег. Появились новые Троекуровы, завладевшие предприятиями, сельскохозяйственными фермами, и возомнившие себя хозяевами жизни, владельцами целых городов.
Люди не нашли защиты у закона, и потому взялись за топоры и вилы. Достаточно было только одного слова Владимира, и пламя пожара запылало бы в Покровском. Но тут вмешалась любовь.
В этом произведении Пушкин пытается рассмотреть причины появления разбойников, истоки зарождения народных войн. Пушкин в этот период занимался темой Пугачева, и она вскользь отразилась в этом многоплановом произведении. Ведь в Пугачевском бунте тоже участвовали такие же мужики, как кузнец Архип, Степан, кучер Гришка.
Правда, в этом произведении банда разбойников пропала также внезапно, как и появилась, но не стоит забывать, что произведение по некоторым сведениям осталось незавершенным, и какие планы были на своих героев у Пушкина, было только одному автору ведомо.
Идея произведения витала в воздухе – это уничтожения крепостничества. Этого требовала от царя вся прогрессивная общественность. Но царь, считавший себя прогрессистом, колебался. Ведь на крепостничестве держалось дворянское состояние и состоятельность, а дворянство оплотом и надеждой царизма. Нужно было решить вопрос так, чтобы и овцы были целы и волки сыты.
В романе Дубровский показана изнанка крепостничества. Людей, как щенят, могли продавать, сечь за малейшую провинность, за них решали, кому и на ком жениться. Пользуясь своей властью, Троекуров пользовал юных красивых девушек, а потом сам выдавал их замуж за своих крестьян. И попробуй тут не женись. В общем, крепостные крестьяне были не свободны даже в личной жизни. Но Троекуровские крестьяне гордились и бахвалились влиянием своего барина. Они воровали чужой лес, хозяйничали на соседских полях и огородах, зная, что с их барином никто не захочет тягаться, и что барин заступится за них. Крестьяне, родившиеся крепостными, воспринимали свое крепостничество как должное, они не видели иной жизни и не представляли себе, что может быть иначе.
Дубровский, как помещик по-человечески относился к своим крестьянам, не драл с них трех шкур, и понятно, что крестьяне встали горой за своих господ.
Тема любви Владимира к Маше в романе играет не последнюю роль. Любит ли ВладимираМаша? Не факт. Возможно, она продолжает относиться к нему как к учителю брата. Она не воспринимает, не может воспринимать Владимира как равного себе, но готова воспользоваться его услугой. Но в ней говорит своенравный характер, стремление доказать всем, что она не ребенок, и не игрушка, а личность. Маша бравирует тем, что грозный Дубровский приедет и спасет ее.
А когда Дубровский приехал после венчания, она отказалась уезжать вместе с ним. В этом поступке кроется не чувство долга перед новоявленным мужем, а протест, теперь уже Владимиру: раз ты опоздал, я твоей никогда не буду. Хотя она свои слова облачает в маску благородства и верности. Она не произнесла слов клятвы, священник объявил ее супругой Верейского, не дождавшись ее ответа. Но в нее вселился демон противоречия. Дубровскому сказала, что она дала клятву.
Критика неоднозначно отнеслась к роману. Анна Ахматова, не разглядев всей многоплановости и объема развитых в произведении социальных проблем, назвала это произведение «неудачей Пушкина», которая могла бы стать великолепным чтивом для своего времени.
</ul>
Роман не окончен в том плане, что он так и не был приведен в форму, необходимую для печати произведения. Даже название придумано не автором, а издателями. Поэтому можно говорить больше об эстетических погрешностях, чем о серьезных пробелах. Сюжет же завершен, и мысль, идея, которая завлекла А.С. Пушкина доступна нам в полном объеме.
С самого начала романа автор знакомит читателей с двумя друзьями – помещиками Кириллом Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским. Их связывает только прошлое – совместная служба. В остальном между ними нет никакого сходства. Даже их основные характеристики лежат в разных категориях.
Главная черта Троекурова – жестокость. Она особенна тем, что ему не припишешь психическое расстройство, тяжелое прошлое, чтобы оправдать его. Жестокость в нем просто существует – либо с рождения, либо силой случайной мысли, пришедшей однажды в голову. Он не пугает людей своей силой и хитростью – у него уже есть власть. Тот момент, когда гость, запущенный в комнату с голодным медведем, жмется в угол, надеясь на спасение, является для Троекурова самоцелью.
С некоторой вольностью, его можно представить как человека, который просто ведет борьбу со скукой. Тогда его характеру можно придать глубины. Но это возможно только лишь по тому, чего мы не видели, а не по тому, что нам прямо показали.
Главная черта Андрея Дубровского – бедность. Его нельзя противопоставить Троекурову, потому что читатель не может быть уверен в том, что Дубровский добросердечен. За ним не видно явных добродетелей, сочувствия, за исключением тех, которые положены для выражения в обществе. Можно было бы охарактеризовать его слабохарактерным – но мы не видим перед ним четких целей, которых он бы достиг, приложив больше упорства. Более того, вступив в ссору с Троекуровым, он показал, что может оскалить зубы, когда ему это важно. Но, видимо, ему не важно ничего. Он беден и живет в своей бедности. Это минимальный порог его комфорта, опустившись ниже которого он впадает в безумие, а поднявшись выше – даже не заметит этого.
Ссора двух друзей двигает сюжет. Оба героя действуют в соответствии с их характерами. Троекуров, с помощью мошенничества, через суд отбирает имение Дубровского. Дубровский сходит с ума.
На сцену выходит сын Андрея – Владимир Дубровский. Его мотивы, его настроение и идеология сложны для понимания, потому что каждое следующее действие перечеркивает сделанные читателем выводы из прошлого. Он приезжает навестить тяжело больного отца, и, узнав, что случилось, он решает отомстить. Владимир поджигает отобранное имение, которое в итоге сгорает дотла. На первый взгляд все очевидно – фигура мстителя в этой части сюжета вписывается идеально. Но почему именно то имение, на которое он имел законные права, а не собственность Троекурова, который был причиной всех проблем?
Следующая характерная сцена отвечает на вопрос, и вычеркивает месть из его мотивов. До того, как Владимир попал в комнату с медведем, прошла еще череда событий, определяющего его как мстителя, обладающего планом. Он нагонял страх на местных помещиков, но не трогал самого Троекурова. И в один день Дубровский пришел к нему в дом, под видом учителя, желающего поступить к нему на службу.
Оказавшись в комнате с медведем, Владимир убивает животное из пистолета. Его холодность и решительность в этот момент навевает настроение бунта. Между местью и бунтом разница в том, что у бунта нет второй стороны – личность провозглашает сама себя, и движется в направлении самоутверждения. Она не остановится, пока не найдется препятствие, способное ее остановить. Месть же прекращается, когда виновный оказывается наказан.
Следующая сцена, меняющая фигуру Дубровского – это спасение Маши, своей возлюбленной. Она была отдана Троекуровым замуж за старого князя против ее воли. И когда она оказывается свободна, она говорит, что ее связывает клятва с новым женихом. Маша отказывается идти с Владимиром.
И тогда Владимир отступает. Сложно представить, что слова семнадцатилетней девушки, которую Владимир мог бы переубедить силой слова, остановили бунтовщика. Он убегает в лес от преследования, потому что Маша установила границы. Она была свободна и сделала выбор. И Владимир, как человек, ценящий свободу, уходит туда, где нет границ.
Используемые источники:
- https://literaturus5.ru/analiz-romana-pushkina-dubrovskij/
- https://poetpushkin.ru/proza/dubrovskij/tema-i-ideya-tema-i-ideya-romana-dubrovskij.html
- https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-proizvedenija-dubrovskij-pushkina/