Причина дуэли Пьера и Долохова в романе Толстого «Война и мир»

Дуэль Пьера и Долохова – это не просто кульминационный момент в романе, это первый и самый серьёзный перелом в становлении мировоззрения главного героя. Взросление, как показывает Л. Н. Толстой, невозможно без болезненных изменений в сознании, это неизбежный этап. Пьеру даётся нелегко решение вызвать на дуэль своего бывшего товарища, но это решение приносит понимание дальнейшего пути для героя.

Причина дуэли Безухова с Долоховым

Брак Безухова и Элен Курагиной с самого начала оказался ошибкой. Супруги не любили друг друга. Пьера тешила мысль об обладании самой красивой женщиной Петербурга, а Элен воодушевляли титул и деньги Безухова. Наивный Пьер не подозревал, что человеческая неблагодарность может перейти все границы: он выручил Долохова, предложил ему пожить у себя, помог материально. В “благодарность” товарищ стал любовником его супруги. Об этом Безухов узнаёт из анонимной записки.

Конфликт, который происходит между мужчинами в английском клубе, становится естественным следствием развратного поведения Элен и насмешек Долохова над своим благодетелем. Когда из уст товарища звучит тост о замужних дамах и их любовниках, Пьер понимает, что измены супруги являются тайной лишь для него одного, весь Петербург смеётся над ним. В этот момент Долохов вырывает из рук Пьера бумагу, которую он получил, чтобы озвучить, накал достигает апофеоза. Пьер вызывает Долохова на дуэль, тот принимает вызов, не раздумывая.

Если учесть, что Пьер никогда в жизни не держал оружия в руках, а Долохов был отличным стрелком, то результат дуэли – игра автора с судьбами персонажей. Толстой показывает закон жизни: новичкам и дилетантам всегда везёт, а ещё – тем, у кого чистая душа. Пьер любим судьбой, удача сопутствует ему в самые страшные моменты жизни.

Роковой день

Неопытный дуэлянт мучится совестью, за ночь перед встречей с оппонентом, он окончательно понимает, что его супруга – лживая, ничтожная, развратная женщина. Он даже оправдывает Долохова, понимая, что сам поступил бы также, если бы подобная ситуация случилась с ним. Пьер боится убить человека, но простить обидчика он не может. Секунданты отлично понимают, что скорее всего во время дуэли погибнет Безухов – неловкий, неопытный, беспомощный, как ребёнок. За несколько минут до выстрела секундант объясняет Пьеру, куда нажимать, чтобы оружие выстрелило… Безухов очень волнуется и спешит, поэтому, видимо, стреляет первым. Он случайно попадает в Долохова, ранит его. Этот факт ужасает героя, Долохов же, имея право выстрелить практически в упор, почему-то промахивается. Он очень расстроен, что не попал. Пьер в ужасе от того, что ранил человека. Этот момент очень ярко характеризует главного героя. В романе “Война и мир” много подобных фатальных моментов, которые очень реалистичны и вместе с тем – невероятны.

Главный герой убегает с места, где всё произошло, он на грани сумасшествия – винит себя, шепчет слова раскаяния, к нему приходит понимание того, как хрупка человеческая жизнь.

Значение дуэли в жизни главного героя

Дуэль служит заключительным этапом, который приводит героя к мысли о том, что он выбрал неправильный путь, совершил большую ошибку, выбрав себе в супруги Элен. Он осознаёт, что втянут в чужую игру, что не хочет продолжать жить в унизительном положении рядом с непорядочной женщиной. Этап отношений с Элен закончен, Пьер стал гораздо твёрже, решительнее и опытнее. Он почувствовал, как легко можно лишить человека жизни, не имея на то ни права, ни оснований. Пьер чувствует необходимость изменить свой образ жизни, уйти от всех, найти смысл жизни, который стал бы для него спасением.

В нашей статье содержится анализ эпизода “Дуэль Пьера Безухова с Долоховым”. Этот материал будет полезен при подготовке к написанию сочинений по теме.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 31

    Каким годом и месяцем датируется начало событий романа «Война и мир»?</h3>

    • <label>июнь 1803 года</label>
    • <label>июль 1805 года</label>
    • <label>август 1806 года</label>
    • <label>сентябрь 1806 года</label>

(новая вкладка)Содержание:

Причины дуэли

Одной из главных причин, из-за которой Пьер вызвал Долохова на дуэль, является брак Безухова и Элен Курагиной. Он с самого начала казался ошибкой.

Пьера Безухова тешила мысль, что он обладает самой красивой женщиной Санкт-Петербурга. Элен же привлекали статусность и деньги Пьера. Он не мог думать, что человеческая доброта приведет к неблагоприятным последствиям.

Он выручил Долохова и помог ему материально. В том числе предложил ему пожить в своем доме. В итоге в знак благодарности Долохов, с кем стрелялся на дуэли Пьер Безухов, становится любовником Курагиной. Пьер узнает об этом из анонимной записки.

В «Войне и мире «дуэль Пьера и Долохова становится естественным следствием развратного поведения Элен и насмешек Долохова над Безуховым. Это проявляется и в других моментах:

  1. Поднятие за столом тоста за замужних дам, который выглядит как настоящее издевательство.
  2. Презрение к герою от собственной жены, отсутствие настоящих чувств.
  3. Насмешки как со стороны Долохова, так и всего светского общества.

В результате герой не выдерживает такого состояния. Он решается на ответ, а именно вызвать Долохова на дуэль, хотя прекрасно понимает, что не особо умеет стрелять. Именно она окажется переломной в поведении обоих героев. Эпизод вызова важен для дальнейшего рассмотрения сюжета романа.

Непосредственно эпизод

Место действия дуэли происходит в Сокольниках. Здесь проявляется скорее истинная сущность Долохова, чем Пьера. Он понимает, что Безухов не умеет стрелять, но не собирается останавливать дуэль. При этом секунданты пытаются замедлить приготовления к поединку, понимая суть происходящего убийства.

Дальнейшее развитие событий при рассмотрении кратко и анализе эпизода происходит в следующем порядке, который можно разделить на такие этапы:

  1. Первая пуля Долохова не попадает в цель. Это показывает несерьезность намерений дуэлянта и обстоятельств.
  2. Пуля Безухова, наоборот, попадает в цель. Долохов получает ранения, но пытается доползти и выстрелить.
  3. Пьер сожалеет о моменте, он не хотел становиться убийцей и потому не добивает своего соперника, не пытается закрыться от возможной пули.
  4. У обоих героев начинает меняться душевное состояние. Долохов предстает любящим сыном и боится разволновать маму. Безухов же переживает переворот сознания и характера.

На следующий день после события происходит сцена разговора между Курагиной и Безуховым. Последний становится не похож на прежнего, застенчивого Пьера. Он принимает решение окончательно разлучиться с женой и переехать в Петербург.

Последствия события

Эпизод, при котором Безухов решается вызывать Долохова, становится переломным моментом в жизни героя. Если раньше он был застенчив и во всем сомневался, после этого характер становится тверже. Происходит момент окончательного взросления и переосмысления собственной жизни.

Безухов решается на окончательный уход от Курагиной. Начинается новый этап, связанный с уходом героя в масонство. Раскрытие личности происходит в другом направлении, а именно в общественном, герой становится заметной фигурой в политическом масштабе.

Эпизод дуэли важен для рассмотрения эволюции образа Пьера. Из скромного и немного неказистого героя он становится более решительным и принимает решение поменять свою жизнь. Раскрытие идет в общественном плане, Безухов становится членом масонской ложи и влиятельным человеком.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

(1)

На званом обеде в Английском клубе в честь Багратиона Пьер и Долохов затевают скандал. Дело заканчивается вызовом на дуэль.

«Пьер сидел против Долохова и Николая Ростова. <…> Лицо его было уныло и мрачно.» (том 2 часть 1 глава IV) 

«— Ну, теперь за здоровье красивых женщин, — сказал Долохов, и с серьезным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру. 

— За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников, — сказал он. 

Пьер, опустив глаза, пил из своего бокала, не глядя на Долохова и не отвечая ему. Лакей, раздававший кантату Кутузова, положил листок Пьеру, как более почетному гостю. Он хотел взять его, но Долохов перегнулся, выхватил листок из его руки и стал читать. Пьер взглянул на Долохова, зрачки его опустились: что-то страшное и безобразное, мутившее его во всё время обеда, поднялось и овладело им. Он нагнулся всем тучным телом через стол. 

— Не смейте брать! — крикнул он. 

Услыхав этот крик и увидав, к кому он относился, Несвицкий и сосед с правой стороны испуганно и поспешно обратились к Безухову. 

— Полноте, полно, что́ вы? — шептали испуганные голоса. Долохов посмотрел на Пьера светлыми, веселыми, жестокими глазами, с тою же улыбкой, как будто он говорил: «А, вот это я люблю». 

— Не дам, — проговорил он отчетливо. 

Бледный, с трясущеюся губой, Пьер рванул лист. 

— Вы… вы… негодяй!.. я вас вызываю, — проговорил он, и двинув стул, встал из-за стола. В ту самую секунду, как Пьер сделал это и произнес эти слова, он почувствовал, что вопрос о виновности его жены, мучивший его эти последние сутки, был окончательно и несомненно решен утвердительно. Он ненавидел ее и навсегда был разорван с нею.» (том 2 часть 1 глава IV)

Причиной дуэли стала измена. Жена Пьера -Элен изменила ему с Долохов, о чем Безухов узнал из анонимного письма.

«Этот неразрешенный, мучивший его вопрос, были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с тою подлою шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки, и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного его. Пьер решительно не поверил ни намекам княжны, ни письму, но ему страшно было теперь смотреть на Долохова, сидевшего перед ним.» (том 2 часть 1 глава IV)

Ростов вызывается быть секундантом Долохова, а Несвицкий — Безухова. Дуэль назначают на следующее утро.

Пьер сомневается в необходимости стреляться, ему хочется немедленно покинуть место дуэли, тем не менее, он отказывается от примирения. Безухов спрашивает секунданта, как выстрелить из пистолета.

«Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова, и потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно-густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фигура. Одною рукою он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо его было бледно.» (том 2 часть 1 глава V)

Дуэль Пьера и Долохова относится к одному из ключевых моментов в романе. Кроме того, она оказывает влияние на мировоззрение главного героя произведения «Война и мир». Автор пытался показать, что в процессе взросления человек сталкивается с неизбежными болезненными этапами жизни. Пьер Безухов долго раздумывал, прежде чем вызвать на дуэль человека, с которым дружил, но именно это событие и помогло ему выбрать жизненный путь.

Содержание

Причина дуэли

Одной из основных причин разногласий между Пьером и Долоховым, является брак Безухова и Курагиной. Он изначально был неправильным. Пьера радовала мысль, что его женой стала самая красивая девушка Петербурга. Элен же привлёк этот брак тем, что муж её был богат и обладал высоким общественным статусом.

В тот момент герой даже не подозревал, к каким ужасным последствиям может привести его доброта. В тяжёлый момент он выручил хорошего друга Долохова, оказав ему материальную поддержку и даже предложил жить в своём доме. Вместо того чтобы отблагодарить Пьера, он становится любовником его жены — Элен Курагиной. Дружба для него ничего не значила. Безухову стало об этом известно из анонимной записки, и ссоры избежать не получилось.

В романе Толстого «Война и мир» дуэль происходит из-за развратного поведения Элен и насмешек Долохова. Увидеть это можно в следующих сюжетных линиях:

  1. Издевательски выглядел тост, произнесённый за столом — «За замужних дам».
  2. Элен относилась неуважительно к мужу, так как не любила его.
  3. Об измене было известно всему светскому обществу, и они в своём кругу подшучивали над Пьером.

Под влиянием всех этих обстоятельств герой срывается и вызывает Долохова на поединок, несмотря на то что почти не умеет стрелять. Кого вызвал на дуэль Пьер Безухов для него было совсем неважно — друг или враг, здесь была затронута честь. Этот эпизод является переломным для поведения обоих героев. Момент вызова очень важен для дальнейшего развития действий романа.

Основные события и последствия

После объявления о дуэли Пьера постоянно мучили угрызения совести. В последнюю ночь он очень много думал и понял, что его жена — лживая развратница. Безухов даже нашёл оправдание Долохову, так как, возможно, сам в подобной ситуации повёл бы себя так же. Он очень боится убить своего бывшего друга, но и простить ему содеянное не может.

Роковой день

Дуэль произошла в Сокольниках. В этот момент читатель может лучше познакомиться с сущностью Долохова. Ему было прекрасно известно, что соперник совсем не стрелок, но тем не менее он не изъявил желания остановить дуэль.

Секунданты всячески пытались оттянуть начало поединка, так как понимали, что скоро произойдёт убийство.

Дальнейшее развитие событий при анализе кратко можно объединить в следующие этапы:

  1. Первым стрелял Долохов, но в цель не попал. Тем самым герой проявил всю несерьёзность намерений.
  2. Безухов же дурачится не стал и попал в соперника. Долохов упал, но попытался ползти и выстрелить второй раз.
  3. Пьер очень пожалел о содеянном, ведь он не хотел быть убийцей. Стреляться дальше и добивать соперника он не стал, а от пуль, летящих в него, даже не закрывался.
  4. После произошедшего у обоих героев изменилось мировоззрение. Долохов вдруг стал любящим и заботливым сыном, а у Безухова поменялся характер и отношение к некоторым вещам.

Спустя день после дуэли, Пьер решил вызвать свою супругу на разговор. Герой уже не выглядел таким нерешительным и застенчивым. Он сообщил Курагиной, что разводится с ней и переезжает.

Дальнейшее развитие

Переломный период в жизни Пьера Безухова начался в момент, когда он назначил дуэль Долохову. Ранее герой был очень мягким и стеснялся лишний раз вставить слово, однако после поединка ему удалось приобрести новые качества — характер стал тверже. В этот момент Безухов полностью переосмыслил свою жизнь и окончательно повзрослел. Кроме того, он наконец-то решился уйти от неверной супруги и объявил ей о разрыве.

Личность Пьера раскрылась после его ухода в общественную деятельность. Он стал заметной политической фигурой.

Момент дуэли с Долоховым очень важен, без него не получится проследить эволюцию образа. Чтобы полностью понять, почему Пьер вызвал Долохова на дуэль, нужно сделать краткий анализ и выявить, каковы причины войны между героями произведения «Война и мир».

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Толстой Л. Н.
  4. Дуэль Пьера Безухова и Долохова

В романе «Война и мир» есть особый эпизод — конфликт Пьера Безухова и Долохова, который привел к дуэли.

Начать стоит с того, что Пьер Безухов в принципе не был принят тем обществом, в котором жил. У него не было друзей среди высшего света, над ним многие смеялись. Герой чувствовал себя очень неуютно в этой обстановке. После женитьбы жизнь молодых супругов не заладилась. Элен в открытую насмехалась над своим мужем, выражала свое к нему презрение. В обществе ходили слухи об изменах жены. Пьер Безухов был погружен размышлениями по этому вопросу. Его волновало, были ли эти измены в реальности.

Появился слух, будто бы Элен и Долохов любовники. Как-то Пьер обедал в английском клубе, где был и Долохов. Все веселились кроме Пьера. Долохов решил поиздеваться над ним и поднял тост, намекавший на связь Долохова и Элен. Это вывело обиженного мужа из себя. Пьер вызвал Долохова на дуэль.

Долохов легко относился к будущему поединку. Он знал, что обязательно одержит победу, так как имеет большой опыт в таких делах. Всю ночь он провел в веселье. У него даже не возникло мыслей о подготовке к поединку.

Пьер был сначала возбужден мыслью о дуэли с обидчиком. Ему казалось, что таким образом он отомстит за оскорбленную честь. Однако, как меньше времени оставалось до события, тем больше Пьер раскаивался в своем решении. Он не умел пользоваться оружием, не знал кодекса дуэлянтов. А самое главное, Пьер понимал, что не стоит Элен таких жертв. Эта низменная и эгоистичная женщина не стоит того, чтобы ее защищали на дуэлях.

Пуля Пьера, наоборот, попала в цель. Долохов получил ранение. Пьер сожалел о своем поступке, но он был рад, что не убил Долохова. Ему не хотелось совершать преступление.

После ранения Долохов показывает себя совершенно с другой стороны. Он не думает о себе. Герой просит Ростова отвезти его и переживает о матери и сестре. Таким образом, автор хочет сказать нам, что внешний облик бывает обманчив. Внешне Долохов выглядел несерьезно, но очень любил свою мать и сестру, заботился о них, был нежным и ласковым. Это сильно поразило Николая, который был совсем другого мнения о товарище.

В этом эпизоде автор хочет показать, как меняется мировоззрение персонажей после дуэли, а также раскрытие их образов после события.

Анализ дуэли 2

Одним из главных героев романа «Война и мир» является Пьер Безухов. Читатель знакомится с его духовным ростом и переосмыслением жизненных ценностей на протяжении всего произведения.

Одним из ключевых событий, повлиявших на становление личности Пьера, является его дуэль с Долоховым. С этого происшествия заканчивается совместная жизнь Безухова с Элен. Брак с этой женщиной был с самого начала большой ошибкой Пьера и, кроме разочарования и боли, ничего ему не принёс. Элен вышла замуж за Безухова из-за корыстных соображений. Пьеру, в свою очередь, было приятно осознавать себя мужем самой красивой женщины высшего света Петербурга. Элен никогда не любила Безухова, относилась к нему холодно и с презрением. Семейная жизнь не давала Пьеру счастья, а только удручала его. В свете насмехались над Безуховым и намекали ему на связь Элен с Долоховым. Полученное им недавно анонимное письмо, тоже свидетельствовало об этом. В то же время, Пьер сомневался в измене жены. Он считал такое невозможным, так как Долохов был во многом обязан ему. Когда-то Безухов помог ему, приютил в своём доме и дал в долг денег. Конфликт Пьера с Долоховым в английском клубе разрешил его сомнения. Предполагаемый соперник произнёс тост за хорошеньких женщин и их любовников и тем самым спровоцировал Пьера вызвать его на дуэль.

Перед началом поединка Пьера вновь грызли сомнения в правильности решения. У него даже появлялась мысль об отмене дуэли. В итоге, ни один из соперников не отказался от неё. До этого случая Пьер никогда не держал в руках оружия, но ему было неудобно признаться в этом. Он попросил секунданта, напомнить ему, как обращаться с пистолетом. Безухов первым нажал на курок и удивительно – ранил Долохова. Противник не отказался от ответного выстрела, собрал последние силы и, сидя выстрелил в прямо стоящего перед ним, растерянно улыбающегося Пьера, но не попал в него.

Безухову было очень жаль Долохова. От вины перед ним он готов был расплакаться и в смятении убежал в лес.

Долохова, пришедшего в себя после дуэли, беспокоили только мысли о матери, которая не сможет пережить вида умирающего сына. Он просит Ростова предупредить её о своём ранении, чем очень удивляет его. Николай никогда не подозревал, что за внешним легкомыслием буяна и повесы скрывается нежная душа любящего и заботливого сына.

После дуэли Пьер всю ночь не спал, вспоминал и анализировал свои отношения с женой; осуждал и, в то же время, оправдывал себя за дуэль. В конце концов, Безухов признаёт, что его семейная жизнь была сплошным лицемерием со стороны обоих супругов. Он принимает окончательное решение — расстаться с Элен. Между супругами происходит неприятное объяснение. Пьер, как благородный человек, оставляет Элен большую часть своего состояния и уезжает в Петербург.

Так заканчивается один из не самых удачных витков жизни Безухова и начинается очередной поиск смысла жизни.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Аустерлицкое сражение в романе Война и мир↑ Толстой Л. Н.Духовные искания героев романа Война и мир →

Дуэль Пьера Безухова и Долохова

Несколько интересных сочинений

  • Может ли человек жить вне общества? Сочинение

    Может ли человек жить вне общества? Пожалуй, это сложный вопрос, который заставляет задуматься. Теоретические, если он будет удовлетворять свои физиологические потребности (поспать, покушать и т.д.), то это вполне возможно

  • Положительные и отрицательные черты характера Обломова

    Сюжет романа «Обломов» повествует о тяжёлом времени, когда былые традиции домостроя устарели, а их место заняли практичность и находчивость. Не каждому человеку оказалось под силу смириться со столь

  • Композиция рассказа Чехова Человек в футляре

    Чехов написал огромное количество произведений на социальную тему. Человек в футляре является как раз таким произведением, которое может показать все достоинства и недостатки своего времени

  • Сочинение на тему Что значит идти дорогой чести

    Многие народы мира ценят честь больше жизни. Шагать дорогой чести нелегкий труд, подразумевающий постоянную работу над собой, над своими принципами и над своим поведением.

  • Характеристика и образ Софьи в комедии Недоросль сочинение

    В комедии Фонвизина «Недоросль» много показательных персонажей. Несмотря на разнообразие действующих лиц, во главе пьесы встают два героя — недоросль Митрофан и его полная противоположность Софья.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/duel-pera-i-dolohova-prichina.html
  • https://nauka.club/literatura/duel-bezukhova-i-dolokhova.html
  • https://info-shkola.ru/duel-pera-bezuxova-i-doloxova/
  • https://na5.club/literatura/sochineniya/vojna-i-mir/prichina-dueli-pera-i-dolohova-v-romane-tolstogo.html
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/tolstoj-l.-n/duehl-pera-i-dolohova-prichina-analiz-ehpizoda

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт