Портрет Пушкина (описание внешности Пушкина А.С.)

Публикации раздела Литература

Об Александре Пушкине современники оставили противоречивые воспоминания. Кто-то называл его внешность «смесью обезьяны с тигром», а кто-то считал поэта почти красавцем; одним запомнились его задумчивые глаза, другим — курчавые волосы. «Культура.РФ» совместно с Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства собрал воспоминания современников поэта о его внешности, голосе и домашней обстановке.

A la Pusсhkin: внешность поэта

«Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности. Я видела много его портретов, но с грустью должна сознаться, что ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика — особенно его удивительных глаз.

Это были особые, поэтические задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых душою великого поэта. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видала.

Говорил он скоро, острил всегда удачно, был необыкновенно подвижен, весел, смеялся заразительно и громко, показывая два ряда ровных зубов, с которыми белизной могли равняться только перлы. На пальцах он отращивал предлинные ногти».

Вера Нащокина, жена близкого друга Пушкина

«Ожидаемый нами величавый жрец высокого искусства — это был среднего роста, почти низенький человечек, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми быстрыми глазами, вертлявый, с порывистыми ужимками, с приятным голосом, в черном сюртуке, в темном жилете, застегнутом наглухо, в небрежно завязанном галстуке».

Михаил Погодин, публицист, историк

«Роста Пушкин был небольшого; идя неловко волочил ноги и походка у него была неуклюжая. Все портреты его, в общем, похожи, но несколько приукрашены. Манер у него не было никаких. Вообще он держал себя так, что я никогда бы не догадался, что это Пушкин, что это дворянин древнего рода. В обхождении он был очень приветлив. Речь его отличалась плавностью, в ней часто мелькали грубые выражения. Цветом лица Пушкин отличался от остальных. Объяснялось это тем, что в его жилах текла арапская кровь Ганнибала, которая даже через несколько поколений примешала свою сажу к нашему славянскому молоку».

Станислав Моравский, польский врач, друг поэта Адама Мицкевича

«С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь… Лучше всего, по-моему, передает его гравюра Уткина с портрета Кипренского. Во всех других копиях у него глаза сделаны слишком открытыми, почти выпуклыми, нос — выдающимся — это неверно. У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу голова, с негустыми кудрявыми волосами».

Иван Гончаров, писатель

«Как теперь вижу его живого, простого в обхождении, хохочущего, очень подвижного, даже вертлявого, с великолепными большими, чистыми, ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все прекрасное в природе, с белыми блестящими зубами, о которых он очень заботился, как Байрон. Он вовсе не был смугл, ни черноволос, как уверяют некоторые, а вполне был белокож, с вьющимися волосами каштанового цвета. <…> В облике его было что-то родное африканскому типу; но не было того, что оправдывало бы его стих о самом себе: «Потомок негров безобразный». Напротив того, черты лица у него были приятные… <…> В одежде и во всей его наружности была заметна светская заботливость о себе».

Михаил Юзефович, адъютант Николая Раевского

«В его внешности он имел много необычного. Иногда он позволял своим волосам отрастать до плеч, держа свою кудрявую голову в беспорядке, носил бакенбарды, длинные и всклокоченные, одевался небрежно, ходил быстро, поигрывая тростью, напевая и насвистывая. В это время многие пытались копировать его, их называли a la Pusсhkin».

Из журнала «Русская старина» за 1874 год

Язвительная насмешка и певучий голос

«Вскоре мы уселись вокруг него, и он прочитал нам своих «Цыган». Впервые мы слышали эту чудную поэму, и я никогда не забуду того восторга, который охватил мою душу!.. Я была в упоении как от текучих стихов этой чудной поэмы, так и от его чтения, в котором было столько музыкальности, что я истаивала от наслаждения; он имел голос певучий, мелодический и, как он говорит про Овидия в своих «Цыганах»: «И голос, шуму вод подобный».

Читайте также:

Анна Керн, мемуаристка, возлюбленная Пушкина

«Когда Пушкин хохотал, звук его голоса производил столь же чарующее действие, как и его стихи».

Алексей Хомяков, художник, поэт

«Пушкин, писатель, разговаривает очаровательно без претензий, живо, пламенно. Нельзя быть безобразнее его — это смесь физиономии обезьяны и тигра. Он происходит от одной африканской расы, и в его цвете лица осталась еще какая-то печать и дикое во взгляде… Рядом с ней [женой] его уродливость еще более поражает, но, когда он говорит, забываешь, чего ему недостает, чтобы быть красивым».

Графиня Дарья Фикельмон, внучка Кутузова

«Вот какой Пушкин счастливец! Смеется так, что кишки видны».

Карл Брюллов, художник

«Пушкин был нехорош собою: смугловат, неправильные черты лица, но нельзя было представить себе физиономии более выразительной, более оживленной, более говорящей и слышать более приятного, более гармонического голоса, как будто нарочно созданного для его стихов».

Елизавета Драшусова, мемуаристка

«Особенная, только ему свойственная улыбка, в которой так странно сочетались язвительная насмешка с безмерным добродушием».

Граф Владимир Соллогуб

Здесь спал Пушкин: комната поэта

«Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышав колокольчик. Здесь же помещалась кровать его с пологом, письменный стол, шкаф с книгами и проч. Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах). Вход к нему прямо из коридора; против его двери — дверь в комнату няни».

Иван Пущин, лицейский товарищ Пушкина, декабрист

«Пушкина кабинет был наверху, и он тотчас нас зазывал к себе. Кабинет поэта был в порядке. На большом круглом столе, перед диваном, находились бумаги и тетради, часто несшитые, простая чернильница и перья; на столике графин с водой, лед и банка с кружовниковым вареньем, его любимым (он привык в Кишиневе к дульчецам (сладкое блюдо из варенья. — Прим. авт.). Волоса его обыкновенно еще были мокры после утренней ванны и вились на висках; книги лежали на полу и на всех полках. В этой простой комнате, без гардин, была невыносимая жара, но он это любил, сидел в сюртуке, без галстука. Тут он писал, ходил по комнате, пил воду, болтал с нами, выходил на балкон и привирал всякую чепуху насчет своей соседки графини Ламберт. Иногда читал нам отрывки своих сказок и очень серьезно спрашивал нашего мнения».

Александра Россет-Смирнова, фрейлина, мемуаристка, подруга Пушкина

«Мы ехали с Лонгиновым через Собачью площадку; сравнявшись с углом ее, я показал товарищу дом Ринкевича (ныне Левенталя), в котором жил я, а у меня Пушкин… <…> Дом совершенно не изменился в расположении: вот моя спальня, мой кабинет, та общая гостиная, в которую мы сходились из своих половин и где заседал Александр Сергеевич в… (как называется тулуп с мехом кверху??). Вот где стояла кровать его, на которой подле него родила моя датская сука, с детьми которой он так нежно возился и нянчился впоследствии; вот то место, где он выронил (к счастию — что не в кабинете императора) свои стихотворения о повешенных, что с час времени так его беспокоило, пока они не нашлись!!! Вот где собирались Веневитинов, Киреевский, Шевырев, вы, я и другие знаменитые мужи, вот где болталось, смеялось, вралось и говорилось умно!!! <…>

Советую газетчику обратить внимание публики на этот кабак. В другой стране, у бусурманов, и на дверях сделали бы надпись: здесь жил Пушкин! — и в углу бы написали: здесь спал Пушкин! — и так далее».

Сергей Соболевский, библиофил, друг Пушкина

Смотрите также

chto-pochitat-letom-10-klassicheskikh-knig.pngЧто почитать летом: 10 классических книгО запретной любви, пошлости офицерской жизни, сумасшествии и фантастическом будущемpishite-pisma-kak-chekhov.pngПишите письма: как ЧеховМастер-класс по образности и остроумию от классикаОт блудного сына до придуманных сюжетов: картины в русской классикеКак они помогают понять персонажей Пушкина, Гоголя и Достоевского7 свадеб из русской классикиКак женились герои Льва Толстого и Антона Чехова, Максима Горького и Михаила Зощенко«Высокий, красивый, с изумрудными глазами сказочного сокола»Самые интересные ответы Владимира Набокова из интервью прошлых летНиколай Гоголь: щеголь, коллекционер, рукодельникРассказываем, что любил и чего боялся писательЛюбить по-русскиКак говорили о чувствах Татьяна Ларина, Евгений Базаров, Пьер Безухов и другие«Какое счастье жить в одно время с Толстым!»Лев Толстой в воспоминаниях писателей, критиков и художниковКошатники против собачниковИзвестные питомцы отечественных литераторов«Мама, я хочу быть художником». Отрывки из автобиографии Марка ШагалаО первых рисунках, Витебске, Париже и единственной музеЧехов, Брюсов и Хармс: три эпистолярных романа известных писателейПрекрасные письма о любвиСтранности гениевУвлечения и привычки, фобии и причуды — раскрываем русских писателей, художников и композиторов с новой стороныЛюбовь под Рождество7 сюжетов про любовную рождественскую драмуВсе поклонники Зинаиды Волконской и их стихиВспоминаем почитателей Зинаиды Волконской и их посвященияКак Гоголь, Толстой и Бунин искали свой образНе только их сочинения, но и запоминающаяся внешность — результат творческих поисков

Первый портрет Пушкина написанный неизвестным художником датируется январем 1815 года. В этом месяце А.С.Пушкин впервые был признан общественностью во время своего экзамена в лицее. Первый портрет Пушкина-поэта был написан в нежных пастельных тонах, задумчивое выражение лица, в его взгляде можно было просмотреть нечто благородное и чистое.

Некоторые цитаты «Великих» людей о Пушкине.

Гоголь: “При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, это право принадлежит ему… Ничья слава не распространялась так быстро… Его имя имело в себе что-то электрическое”;

Жуковский В.А.: “я сделал еще приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на минуту в Царском Селе. Милое, живое творение! Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу. Это надежда нашей словесности… Нам всем надо соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет”

Сам же Пушкин в стихотворении написанном на французском языке описал свою внешность так:

Мой рост с ростом самыхдолговязыхНе может ровняться;У меня свежий цвет лица, русые волосыИ кудрявая голова…Сущий бес в проказах, Сущая обезьяна лицом, Много, слишком много ветрености

В лицее у Пушкина было несколько нелепое прозвище, которое присвоили поэту не только по внешности, но и по его повадкам. А именно его персону называли «смесь обезьяны с тигром».

Как не странно данное сравнение еще не раз встречалось в цитатах о Пушкине. Вот например запись найденная в дневнике внучки Кутузова — Д.Ф. Фикельмон: “Невозможно быть более некрасивым – это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков, и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде”. А вот следующая запись, которая как видимо написана после более детального знакомства с поэтом, в корне меняет представление о нем. “Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства… Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться”.

Первый портрет Пушкина, который увидели читатели, была опубликован с гравюры Е. Гейтмана. Портрет был создан не с натуры самого писателя, так как именно в это время Пушкин находился в ссылке в Кишиневе. Существует предположение, что гравюра создавалась с портрета неизвестного художника, о котором шла речь в начале статьи. Данное изображение поэта вышло в свет вместе с его поэмой «Кавказский пленник». Портрет подчеркивает в юноше арапские черты, и запечатлен Пушкин в Байроновской позе. Этот портрет фактически не соответствовал действительности. Ранее поэт сам нарисовал свой портрет для неопубликованного тогда сборника стихотворений. Пушкин писал много своих портретов, но почти не один не был известен его современникам. И лишь спустя сотню лет его авторские работы получили настоящее признание. Авторские портреты Пушкина отражают истинную реальность, передают не только его внешний облик, но и внутренние черты. Все работы Пушкина точны и содержательны, в то же время  трагичны, но совсем не лишены самоиронии. Не смотря на это Пушкину казалось, что у него нет портрета, который по настоящему выражал его внешний и внутренний мир, но в 1823 году, он вписал в «Евгении Онегине» такие строки:

Быть может (лестная надежда) Укажет будущий невеждаНа мой прославленный портрет, И молвит: то-то был Поэт! Прими ж мои благодаренья, Поклонник мирных Аонид, О ты, чья память сохранитМои летучие творенья, Чья благосклонная рука Потреплет лавры старика!

До возвращения Пушкина из ссылки, не был написан не один его портрет. И только лишь после ссылки появились несколько портретов с натуры.

Первый портрет написан Ж. Вивьеном в 1826 голу по заказу самого Пушкина

Автором второго портрета стал В.А.Тропинин

Следующий портрет в 1927 году написал Кипренский

Каждый из этих портретов вносил свою «изюминку», представляя внешность Пушкина в новом образе. Кто подчеркивал проблески детских выражений лица, кто-то делал упор на его поэтическом образе, акцентируя внимание на грустном и глубоком взгляде и задумчивости, а кто-то стремился показать некую небрежность, насыщая внешность Пушкина растрепанными кудрями и блеском в глазах.

Все статьи сайта » Как выглядит…»

Как выглядел Пушкин, объективно не смог рассказать ни один из его современников. Одни подчеркивали его уродство. Другие отмечали, что да, был он некрасив, но черты его порою становились прекрасными, одухотворенными…

Описание внешности Пушкина зависило от отношения к нему. А гения русской словесности за его язвительность любили не все.

Он был невысок ростом. На званых вечерах не любил стоять рядом с Натальей Гончаровой, старался держаться поодаль. Рост Пушкина составлял всего-то 166 см, красавицы-жена — 173 см.

Пушкин и Гончарова

Впрочем, и здесь мнения современников расходятся — иные из них утверждали, что он был не выше 160 см.

Что уж говорить о чертах лица…

Представление о том, как выглядел Пушкин, у нас сформировалось под впечатлением работ тогдашних художников. Например, Ореста Кипренского, выполнившего в 1827 году портрет поэта по заказу Антона Дельвига.

Вот только представление это неверное. Портретисты в те времена изрядно льстили своим знаменитым «натурщикам».

Александру Сергеевичу работа Кипренского понравилась, и ей он посвятил такие строки

Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит.

Эти слова подтверждают субъективность художника.

А уж на полотнах Тропинина и Соколова, кажется, изображены и вовсе разные люди.

Работы Тропинина, Соколова

На одном — мужчина с каштановыми кудрями и глазами на выкате. На другом — человек с заостренным носом, вытянутым лицом и глубоко посаженными глазами. Но кудри неизменны.

Наконец, еще один этюд, который и вовсе сбивает нас с толку. Работа Линева, выполненная незадолго до гибели поэта и представленная москвичам только в конце XIX века.

Этюд Линева

Историки говорят, что это самый искренний портрет и именно по нему можно судить, как выглядел Александр Сергеевич Пушкин. К слову, Линев так же, как Тропинин и Соколов, в русском поэте не увидел черты потомка африканца, потому как таковых и не было вопреки одному из заблуждений. Единственное, что выдавало арапскую кровь, — цвет кожи. Он был чуть темнее, нежели у типичных славян, что, конечно, в глаза не бросалось.

Итак, фотографий в пушкинские времена не было. Портретисты не отличались объективностью. Посмертная маска, тоже не дает четкого ответа на вопрос, как выглядел Пушкин на самом деле, — черты лица на ней сильно искажены. Между тем исследователи из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН попытались сделать невозможное — создать объективный портрет Пушкина.

Как выглядел бы поэт в разные периоды жизни?

Для того чтоб это выяснить, ученым пришлось перечитать воспоминания современников, пообщаться с театральными гримерами и криминалистами. Они проанализировали форму глаз, подбородка на разных портретах.

И вот что получилось.

1tv.ru

Впрочем, физик Генрих Иваницкий, руководитель научного проекта, отметил, что любой пушкинский образ, созданный учеными, это всего лишь возможный вариант.

На парадных портретах облик поэта все-таки слишком облагорожен, но есть один этюд — почти фотография, настоящий Пушкин без украшательств

Себя как в зеркале я вижу,Но это зеркало мне льстит.

Это Пушкин написал художнику Кипренскому, о своём портрете. Вот этом:

Орест Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827

В том же 1827 году (Александру Сергеевичу — 28 лет) Тропинин написал второй канонический портрет Пушкина:

Василий Тропинин. Портрет А.С. Пушкина. 1827

Конечно, нельзя сказать, что на этих портретах писаный красавец, но всё же и уродливым поэта не назовёшь. А по описаниям современников Пушкин был объективно некрасив.

Из воспоминаний Анны Олениной, одной из муз Пушкина, которой были адресованы его стихи и чувства:

Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал лица его. Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти как когти, маленький рост.

Из воспоминаний Станислава Моравского — польского доктора, друга Адама Мицкевича :

Роста Пушкин был небольшого; идя неловко волочил ноги и походка у него была неуклюжая. Все портреты его, в общем, похожи, но несколько приукрашены. Манер у него не было никаких. Вообще он держал себя так, что я никогда бы не догадался, что это Пушкин, что это дворянин древнего рода. В обхождении он был очень приветлив. Речь его отличалась плавностью, в ней часто мелькали грубые выражения. Цветом лица Пушкин отличался от остальных. Объяснялось это тем, что его жилах текла арапская кровь Ганнибала, которая даже через несколько поколений примешала свою сажу к нашему славянскому молоку.

Кстати, какой рост был у Пушкина? Это известно точно: 166,7 см.

Вернёмся к каноническим портретам Пушкина кисти Кипренского и Тропинина. Конечно, Пушкин на них «улучшен», но всё же вполне узнаваем — сходство портретов с оригиналом подтверждали близкие Пушкина. И картины с Пушкиным, которые будут созданы уже после его смерти, будут во многом списаны с этих двух полотен — Тропинина и Кипренского.

Пётр Кончалвоский. Пушкин в Михайловском. 1940

Но существует один портрет, на котором Пушкин — такой как есть, без облагораживающих фильтров. В первый же день работы над портретом Пушкина Тропинин набросал этюд — и вот на нём Пушкин почти фотографичен.

Василий Тропинин. Портрет А. С. Пушкина. Этюд. 1827

Забавный нюанс. В лицейских записках Пушкин говорит сам о себе: «француз (смесь обезианы с тигром)». Конечно, Александр Сергеевич был человек с чувством юмора и объективно относился к своей внешности, но всё же эту характеристику нельзя толковать буквально (хоть так делали ещё его современники). Дело в том, что «смесь обезьяны с тигром» — это фразеологизм: так называют французов за их способность сочетать в себе щегольство со свирепостью и напористостью. Выражение это пошло от Вольтера, который имел в виду вовсе не внешние, а нравственные качества. Вольтер писал, что французы «слывут милым стадом обезьян, но среди этих обезьян имеются и всегда были тигры» и что французская нация «делится на два рода: одни это беспечные обезьяны, готовые из всего сделать потеху, другие — тигры, все раздирающие».

Александр Сергеевич Пушкин поступил в Царскосельский лицей в возрасте 12-ти лет, и следующие 6 лет он провел в среди новых товарищей и наставников.

Давайте попробуем разобраться, каким его запомнили окружающие люди.

Внешность

Почти все его знавшие отмечали его быстрые «живые» глаза и пронзительный взгляд. Чуть полноватые губы, голова покрыта кудрявыми волосами темно-русого цвета с медным отливом.

Пушкин был невысокого роста.

По началу, когда лицей и все его окружение было для него новым, он довольно часто смущался. В такие моменты со стороны он выглядел каким-то диким и угловатым в движениях.

Позже отмечалась его быстрота и ловкость, особенно в подвижных играх.

Характер

Учителя единодушно отмечали упрямство будущего поэта.

Но самое необычное в характере молодого Александра — это его противоречивость.

Он мог быть застенчивым и смущенным, а мог вспылить до бешенства из-за какой-либо мелочи.

Над многими однокурсниками он зло шутил в своих коротких эпиграммах, и в то же время относился к ним с полным добродушием и открытостью.

Он был горд и бессердечен, а потом менялся.

В общем, характер Пушкина был полной дикостью для всех его учителей и надзирателей. Он всегда был у них под особым контролем. Никто не знал, как с ним поступать, как его приручить.

Учеба

Несомненно, Александр был умен, и все преподаватели это отмечали.

Он великолепно говорил по-французски. Любил уроки, связанные со словесностью, поэзией, русским языком.

Ненавидел уроки немецкого языка — он казался поэту уродливым.

Не любил уделять время математике и логике. На неинтересных для себя уроках он занимался сочинительством, полностью погружаясь в свои мысли и игнорируя учителей. За это он множество раз выгонялся из класса.

Учителя многократно отмечали его великолепную память.

Написание стихов

Порой Пушкин вел себя достаточно странно: он словно погружался в свои мысли, был весь в себе и где-то далеко от всего происходящего. При этом он мог грызть ногти или перо, если оно было у него в руках.

Если его окликали и вытаскивали из этого странного состояния, он становился зол, мог обругать помешавшего ему.

После станет понятно, что таким образом поэт сосредотачивается над созданием нового произведения.

Острый и, в то же время, ни на чем не сосредоточенный взгляд, легкая улыбка и погрызенное перо в руке — выражение его страсти.

Пушкин довольно резко воспринимал критику, а потому очень редко показывал кому-либо свои стихи.

Когда в лицее начала выходить газета с произведениями учеников, Пушкин не дал своих для печати, чем всех удивил.

Родители

Удивительно, но Александр совсем не скучал по родным, и редко писал им письма.

Единственной ниточкой, которая связывала его с домом, были книги, которые он взял с собой в лицей из родительской библиотеки. Но и их вскоре отобрали надзиратели, так что от родных вещей у Пушкина ничего не осталось.

Уже во время учебы лицеистам сообщили, что домой их не будут отпускать до окончания учебы, исключением могут стать только каникулы. Когда товарищи Пушкина узнали об этом, они очень расстроились, а Александр — нет.

Но, несмотря на это, он любил своих родных, и приходил в ярость, если кто-то неучтиво отзывался о его родителях.

Пронзительность

Пушкин был очень проницательным. Казалось, его ловкий взгляд легко выискивает все изъяны, недостатки и слабости людей.

Благодаря этому его эпиграммы и песни всегда точно попадали в цель, ранили чувства «жертвы» и смешили всех остальных.

Увлечения

Главным увлечением Пушкина в лицее была поэзия и все что с ней связано. Он много писал, постоянно экспериментировал.

Кроме того, он очень много времени посвящал чтению французских и российских поэтов: Вольтера, Жуковского, Карамзина, Державина, Фонвизина, Крылова.

Кроме того, Александр очень любил активные занятия спортом и игры: фехтование, верховая езда и игры с мячом.

Все эти занятия давались ему легко: он был быстр и ловок.

Подписи Пушкина

В лицее всем ученикам впервые рекомендовали придумать для себя подписи и потренироваться над их написанием.

Пушкину это очень нравилось, он часто в родительской библиотеке рассматривал замысловатые подписи, по которым нужно было угадать автора произведения.

Сам он использовал следующие подписи, больше похожие на загадки:

  • 14 — номер Пушкина в лицее и его комнате.
  • АНП (первая буква имени, последняя буква фамилии и первая буква фамилии).
  • 1 14 16 («1» номер буквы А в алфавите — первой буквы его имени, «14»  номер буквы Н в русском алфавите — последней буквы его фамилии, «16» это номер буквы П в алфавите — первой буквы его фамилии).
  • НКШП (согласные буквы фамилии в обратном порядке).
  • Аннибал (от фамилии прадеда, известного арапа Петра I — Ганнибала).

Прозвища

У Пушкина в лицее было несколько прозвищ.

Самое первое из них — француз. Разумеется, он получил его за великолепное знание французского языка и увлечение французской литературой.

Позже его называли обезьяной за повадки, походку и прочие жесты тела.

А впоследствии он получил еще одно прозвище — тигр. За пронзительный взгляд и ловкость в играх. Своими эпиграммами он словно набрасывался на жертву и терзал ее.

Потом о Пушкине говорили, что он есть воплощение смеси обезьяны и тигра — все это есть в нем.

Еще к Александру однажды прилипло прозвище «Егоза«.

Кроме того, в лицее Пушкин неофициально состоял в литературном обществе «Арзамас», где у всех были вымышленные имена. В нем Александра называли «Сверчок«.

Кроме всего прочего его называли «№14» — по номеру, который присваивался к каждому из учеников.

Несмотря на всю противоречивость образа поэта, он очень любил своих сокурсников, учителей и лицейское время.

Используемые источники:

  • https://www.culture.ru/materials/254567/predlinnye-nogti-blagorodstvo-v-glazakh-i-vyrazitelnaya-fizionomiya
  • https://kakvyglyadit.ru/velikie-i-znametye-lyudi/portret-pushkina-opisanie-vneshnosti-pushkina-a-s
  • https://www.novina24.ru/kak-vyglyadel-pushkin-na-samom-dele-portret-sozdannyj-uchenymi/
  • https://zen.yandex.com/media/pictures/kak-realno-vygliadel-pushkin-samyi-pravdivyi-prijiznennyi-portret-poeta-5afd69a100b3dd5badf990f8
  • http://hronika.su/kakim-byl-a-s-pushkin-v-carskoselskom-l/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт